Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Предпосылки создания системы международных стандартов ИСО
2.1. Законодательные основы управления качеством. Закон Республики Беларусь "О защите прав потребителя".
1. Охрану интересов потребителя обеспечивают следующие нормативные акты: 2. Конституция РБ 3. Закон РБ «О защите прав потребителей» 4. Гражданский кодекс РБ 5. Гражданский процессуальный кодекс 6. Постановление СМ РБ «Основные правила ведения розничной торговли в торгово-производственной деятельности на территории РБ» Постановление СМ РБ «О совершенствовании организации предпродажного, гарантийного и послегарантийного обслуживания приобретаемого населением технически сложных товаров» 7. Постановление СМ РБ «Концепция государственной политики по защите прав потребителей в РБ» 8. Постановление СМ РБ «Требования к информации на продуктах питания и промышленных товарах народного потребления, ввозимых для реализации на территории РБ». Потребитель имеет право на: • государственную защиту своих интересов; • надлежащее качество товаров; • безопасность товаров; • полную и достоверную информацию о товарах; • возмещение в полном объеме ущерба, причиненного товаром ненадлежащего качества; • обращение в суд или другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов; Общественная защита потребителя осуществляется организациями потребителей, которые создаются как по территориальному признаку (районные, городские), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей (например, автолюбителей).
2.2. Аккредитация как средство формирования доверия. Аккредитация - вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является официальное признание компетентности юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции. Область аккредитации - сфера деятельности, в которой аккредитованному органу по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центру) предоставлено право на выполнение работ по подтверждению соответствия или проведение испытаний продукции. Аккредитованный орган по сертификации - юридическое лицо, аккредитованное для выполнения работ по подтверждению соответствия в определенной области аккредитации. Система аккредитации Республики Беларусь - установленная совокупность субъектов оценки соответствия, нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, определяющих правила и процедуры аккредитации и функционирования системы в целом. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) - юридическое лицо, аккредитованное для проведения испытаний продукции в определенной области аккредитации. Аттестат аккредитации - документ, удостоверяющий компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции в определенной области аккредитации. Принципы аккредитации: - добровольность; - открытость и доступность правил и процедур аккредитации; - обеспечение равных условий для заявителей на аккредитацию; - недопустимость ограничения конкуренции при аккредитации. Цели аккредитации: - подтверждение компетентности юридических лиц в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции в определенной области аккредитации; - обеспечение доверия изготовителей (продавцов) и потребителей продукции (услуг) к деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров); - создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) на международном уровне.
2.3. Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Госстандарт) как субъект управления качеством.
Национальным органом по стандартизации в РБ является Госстандарт РБ (Государственный комитет). Госстандарт РБ выполняет следующие функции: - координирует деятельность государственных органов управления, касающихся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии; - взаимодействует с органами власти в области стандартизации, сертификации, метрологии; - направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции; - подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции; - устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, - принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации.; - осуществляет государственную регистрацию норм, документов, а также стандартных образцов веществ и материалов; - руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации; - осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации; - представляет РБ в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в межгосударственном совете СНГ; - сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран; - руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов - осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований ГОСТов, правил обязательной сертификации; - участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной(в рамках СНГ) стандартизации; устанавливает правила применения в РБ международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций; - при разработке ГОСТов определяет организационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативные документы; - организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.
2.4. Международные организации по стандартизации.
Главная цель международной стандартизации - содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. ИСО охватывает практически все сферы деятельности, кроме радиоэлектроники и телевизионной связи, входящих в сферу деятельности Международной электротехнической комиссии (МЭК). В работе ИСО участвует более 120 стран. С января 1993 года Республика Беларусь - полноправный член ИСО, а с июля 1994 года - полноправный член МЭК. К региональной стандартизации относятся: - Европейский комитет стандартов (СЕН), - Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА), - Панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ) и др. Разрабатываемые ими НД, в отличие от международных, подлежат обязательному введению в национальную практику стран, которые к ним присоединились. Межгосударственная стандартизация - это работа по стандартизации, проводимая в рамках СНГ для координации работ в этой области, в области метрологии и сертификации и согласования вопросов финансирования. Для проведения этих работ создан Межгосударственный совет (МГС). Межгосударственные стандарты с индексом ГОСТ являются региональными стандартами СНГ. Применение международных стандартов в РБ производится путем: •Принятия текста международного стандарта в качестве государственного нормативного документа без каких-либо изменений и дополнений («метод обложки»), •Принятия текста международного стандарта с дополнениями, отражающими особенности белорусских требований к объекту стандартизации. Международные, региональные и национальные стандарты других государств применяют на основе международных соглашений о сотрудничестве или с разрешения, полученного Госстандартом РБ от соответствующих организаций и национальных органов, если требования удовлетворяют потребности республики и не противоречат действующему в республике законодательству.
2.5. Премии и конкурсы в области качества
1) Приз Деминга за качество (премия Деминга) был учрежден в 1951 г. в честь большого вклада Э. Деминга в развитие качества Японии. В 1984 г. комитетом по присуждению приза Деминга было принято решение об учреждении специального приза Деминга и зарубежным компаниям. В настоящее время Японский комитет по присуждению премий Деминга присуждает пять следующих премий: •для крупных компаний, которые достигли значительных успехов за счет применения Всеобщего управления качеством компании с использованием статистических методов; •для малых предприятий, которые достигли значительных успехов за счет применения Всеобщего управления качеством компании с использованием статистических методов; • для подразделений, которые достигли значительных успехов за счет применения Всеобщего управления качеством компании с использованием статистических методов; •персональная, отдельным лицам или группам, внесшим выдающийся вклад в изучение и/или распространение Всеобщего управления качеством компании с использованием статистических методов; •для зарубежных компаний, внесших выдающийся вклад в развитие и применение Всеобщего управления качеством компании (CWQC). 2)Премия Малькольма Болдриджа Национальная премия по качеству Малькольма Болдриджа была основана в 1987 году для награждения Американских компаний за выпуск высококачественной продукции и услуги. Критерии премии обеспечивают постоянный набор стандартов для оценки качества в практике бизнеса по следующим семи категориям: - Лидерство - Информация и анализ - Стратегическое планирование качества - Использование человеческих ресурсов - Гарантия качества продукции и/или услуг - Результаты по качеству - Удовлетворение покупателей. Целью премии было повышение значимости качества в работе американских компаний. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к соискателям этой премии, компании, которые ее получают, должны информировать другие-компании через публикации и лекции о ходе и результатах своей работы над улучшением качества. Было решено присуждать премию Болдриджа компаниям трех категорий: производственным; сервисным; малого бизнеса, под которыми понимаются производственные или сервисные компании с числом служащих не более 500 человек. 3) Европейская премия за качество была учреждена в 1992 г. Европейским фондом управления качеством при поддержке Европейской организации качества и Европейской комиссии. Претенденты оцениваются по 9 критериям с различными весовыми значениями. Результаты деятельности оцениваются степенью. 4) Премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. На присуждение Премии могут претендовать предприятия и организации всех форм собственности, занятые производством продукции, выполнением работ или оказанием услуг. Выдвигаемые на соискание Премии продукция, работы или услуги принимаются к рассмотрению при условии подтверждения их должного качества в течение не менее года. Критерии: - Высокое качество производимой продукции, выполняемых работ или услуг - Повышение конкурентоспособности - Использование высокоэффективных методов управления качеством - Удовлетворение запросов потребителей.
Date: 2015-09-18; view: 502; Нарушение авторских прав |