Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Предпосылки создания системы международных стандартов ИСО





2.1. Законодательные основы управления качеством. Закон Республики Беларусь "О защите прав потребителя".

 

1. Охрану интересов потребителя обеспечивают следующие нормативные акты:

2. Конституция РБ

3. Закон РБ «О защите прав потребителей»

4. Гражданский кодекс РБ

5. Гражданский процессуальный кодекс

6. Постановление СМ РБ «Основные правила ведения розничной торговли в торгово-производственной деятельности на территории РБ» Постановление СМ РБ «О совершенствовании организации предпродажного, гарантийного и послегарантийного обслуживания приобретаемого населением технически сложных товаров»

7. Постановление СМ РБ «Концепция государственной политики по защите прав потребителей в РБ»

8. Постановление СМ РБ «Требования к информации на продуктах питания и промышленных товарах народного потребления, ввозимых для реализации на территории РБ».

Потребитель имеет право на:

• государственную защиту своих интересов;

• надлежащее качество товаров;

• безопасность товаров;

• полную и достоверную информацию о товарах;

• возмещение в полном объеме ущерба, причиненного товаром ненадлежащего качества;

• обращение в суд или другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов;
• создание общественных объединений потребителей.

Общественная защита потребителя осуществляется организациями потребителей, которые создаются как по территориальному признаку (районные, городские), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей (например, автолюбителей).

 

2.2. Аккредитация как средство формирования доверия.

Аккредитация - вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является официальное признание компетентности юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции.

Область аккредитации - сфера деятельности, в которой аккредитованному органу по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центру) предоставлено право на выполнение работ по подтверждению соответствия или проведение испытаний продукции.

Аккредитованный орган по сертификации - юридическое лицо, аккредитованное для выполнения работ по подтверждению соответствия в определенной области аккредитации.

Система аккредитации Республики Беларусь - установленная совокупность субъектов оценки соответствия, нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, определяющих правила и процедуры аккредитации и функционирования системы в целом.

Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) - юридическое лицо, аккредитованное для проведения испытаний продукции в определенной области аккредитации.

Аттестат аккредитации - документ, удостоверяющий компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции в определенной области аккредитации.

Принципы аккредитации:

- добровольность;

- открытость и доступность правил и процедур аккредитации;

- обеспечение равных условий для заявителей на аккредитацию;

- недопустимость ограничения конкуренции при аккредитации.

Цели аккредитации:

- подтверждение компетентности юридических лиц в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции в определенной области аккредитации;

- обеспечение доверия изготовителей (продавцов) и потребителей продукции (услуг) к деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

- создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) на международном уровне.

 

 

2.3. Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Госстандарт) как субъект управления качеством.

 

Национальным органом по стандартизации в РБ является Госстандарт РБ (Государственный комитет).

Госстандарт РБ выполняет следующие функции:

- координирует деятельность государственных органов управления, касающихся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;

- взаимодействует с органами власти в области стандартизации, сертификации, метрологии;

- направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;


- подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

- устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации,
метрологии, сертификации;

- принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации.;

- осуществляет государственную регистрацию норм, документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;

- руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;

- осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;

- представляет РБ в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в межгосударственном совете СНГ;

- сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;

- руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов

- осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований ГОСТов, правил обязательной сертификации;

- участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной(в рамках СНГ) стандартизации; устанавливает правила применения в РБ международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций;

- при разработке ГОСТов определяет организационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативные документы;

- организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.

 

2.4. Международные организации по стандартизации.

 

Главная цель международной стандартизации - содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

ИСО охватывает практически все сферы деятельности, кроме радиоэлектроники и телевизионной связи, входящих в сферу деятельности Международной электротехнической комиссии (МЭК).

В работе ИСО участвует более 120 стран. С января 1993 года Республика Беларусь - полноправный член ИСО, а с июля 1994 года - полноправный член МЭК.

К региональной стандартизации относятся:

- Европейский комитет стандартов (СЕН),

- Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА),

- Панамериканский комитет стандартов

(КОПАНТ) и др.

Разрабатываемые ими НД, в отличие от международных, подлежат обязательному введению в национальную практику стран, которые к ним присоединились.

Межгосударственная стандартизация - это работа по стандартизации, проводимая в рамках СНГ для координации работ в этой области, в области метрологии и сертификации и согласования вопросов финансирования.

Для проведения этих работ создан Межгосударственный совет (МГС). Межгосударственные стандарты с индексом ГОСТ являются региональными стандартами СНГ.

Применение международных стандартов в РБ производится путем:

•Принятия текста международного стандарта в качестве государственного нормативного документа без каких-либо изменений и дополнений («метод обложки»),


•Принятия текста международного стандарта с дополнениями, отражающими особенности белорусских требований к объекту стандартизации.

Международные, региональные и национальные стандарты других государств применяют на основе международных соглашений о сотрудничестве или с разрешения, полученного Госстандартом РБ от соответствующих организаций и национальных органов, если требования удовлетворяют потребности республики и

не противоречат действующему в республике законодательству.

 

2.5. Премии и конкурсы в области качества

 

1) Приз Деминга за качество (премия Деминга) был учрежден в 1951 г. в честь большого вклада Э. Деминга в развитие качества Японии.

В 1984 г. комитетом по присуждению приза Деминга было принято решение об учреждении специального приза Деминга и зарубежным компаниям.

В настоящее время Японский комитет по присуждению премий Деминга присуждает пять следующих премий:

•для крупных компаний, которые достигли значительных успехов за счет применения Всеобщего управления качеством компании с использованием статистических методов;

•для малых предприятий, которые достигли значительных успехов за счет применения Всеобщего управления качеством компании с использованием статистических методов;

• для подразделений, которые достигли значительных успехов за счет применения Всеобщего управления качеством компании с использованием статистических методов;

•персональная, отдельным лицам или группам, внесшим выдающийся вклад в изучение и/или распространение Всеобщего управления качеством компании с использованием статистических методов;

•для зарубежных компаний, внесших выдающийся вклад в развитие и применение Всеобщего управления качеством компании (CWQC).

2)Премия Малькольма Болдриджа

Национальная премия по качеству Малькольма Болдриджа была основана в 1987 году для награждения Американских компаний за выпуск высококачественной продукции и услуги.

Критерии премии обеспечивают постоянный набор стандартов для оценки качества в практике бизнеса по следующим семи категориям:

- Лидерство

- Информация и анализ

- Стратегическое планирование качества

- Использование человеческих ресурсов

- Гарантия качества продукции и/или услуг

- Результаты по качеству

- Удовлетворение покупателей.

Целью премии было повышение значимости качества в работе американских компаний.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к соискателям этой премии, компании, которые ее получают, должны информировать другие-компании через публикации и лекции о ходе и результатах своей работы над улучшением качества.

Было решено присуждать премию Болдриджа компаниям трех категорий: производственным; сервисным; малого бизнеса, под которыми понимаются производственные или сервисные компании с числом служащих не более 500 человек.


3) Европейская премия за качество была учреждена в 1992 г. Европейским фондом управления качеством при поддержке Европейской организации качества и Европейской комиссии. Претенденты оцениваются по 9 критериям с различными весовыми значениями. Результаты деятельности оцениваются степенью.

4) Премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества.

На присуждение Премии могут претендовать предприятия и организации всех форм собственности, занятые производством продукции, выполнением работ или оказанием услуг. Выдвигаемые на соискание Премии продукция, работы или услуги принимаются к рассмотрению при условии подтверждения их должного качества в течение не менее года.

Критерии:

- Высокое качество производимой продукции, выполняемых работ или услуг

- Повышение конкурентоспособности

- Использование высокоэффективных методов управления качеством

- Удовлетворение запросов потребителей.

 

 







Date: 2015-09-18; view: 502; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию