Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа в мини-группах





3. Древние народы и государства: этническая и политическая панорама Евразии.

4. Геополитический и природно-климатический фактор в истории России.

5. Возникновение государственности у восточных славян.

6. Древняя Русь и кочевники. Государство Золотая Орда и государство Литовско-русское.

 

Задание для группы 1. Древние народы и государства: этническая и политическая панорама Евразии.

Этническая и политическая панорама Восточной Европы и Северной Азии (киммерийцы, греческие колонии, скифы, сарматы, готы, гунны, Тюркский каганат, авары, Хазарское государство, Волжская Булгария, половцы, финоугорские народы). Отношения Руси и Хазарского каганата. Славяне: теории этногенеза (происхождения) и расселения. Великое переселение народов: исторические факты. Участие славян в Великом переселении народов IV–VII вв., особенности славянской миграции.

Понятия и термины: Этноним, Великое переселение народов, киммерийцы, скифы, сарматы, античность, готы, гунны, анты, венеды, склавины, миграция, автохтонный, ассимиляция.

Быть готовыми ответить на контрольные вопросы:

1. Что такое «Великое переселение народов», каковы его причины и последствия?

2. Какие народы расселялись по территории Евразии в древности?

3. Каковы первые сведения о восточных славянах?

4. Как повлияло нашествие гуннов на славянскую миграцию?

5. В чем проявился процесс культурно-бытового заимствования славян и финно-угорских народов?

6. Какими были особенности славянской миграции? Расскажите о миграционных и автохтонных теориях происхождения славян.

7. На какие ветви раздробились славяне в эпоху великого переселения народов?

8. Какие современные народы произошли от восточных славян?

9. Назовите, какие народы стали соседями славян после расселения их по Восточно - Европейской равнине?

10. На какие племенные союзы делились восточные славяне в VI - VIII вв.?

Задание для группы 2. Геополитический и природно-климатический фактор в истории России.

 

Влияние природных факторов на историческое развитие России в трудах С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Л.В. Милова. Особенности геополитического положения Руси, повлиявшие на специфику российской истории: обширная, слабо заселенная территория, не защищенная естественными преградами граница, оторванность от морей и морской торговли, благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть, промежуточное между Европой и Азией положение русских территорий. Быт и верования древних славян. Двоеверие как феномен российского религиозного мировоззрения. Язычество и переход к единобожию.

Понятия и термины: Славяне, восточные славяне, князь, дружина, натуральное хозяйство, вервь, перелог, племя, союз племен, род, соседская община, трехполье, язычество, волхвы, двоеверие.

Быть готовыми ответить на контрольные вопросы:

1. Что такое «географический детерминизм»?

2. Объясните термин «менталитет».

3. В каких природно-климатических условиях проживали славяне? Как эти условия влияли на их бытовой уклад, образ жизни и занятия?

4. Проанализируйте, как проявлялось влияние различных факторов в истории России: территориального, природно-климатического, этнического, конфессиональнного.

5. Назовите особенности исторической психологии русского народа.

6. Назовите этапы развития и особенности славянского язычества.

7. Какие языческие обряды сохранялись и после принятия христианства?

Задание для группы 3. Возникновение государственности у восточных славян. Киевская Русь (XI – XII вв.) и Удельная Русь (XII – XIII вв.)

«Повесть временных лет» об образовании государства Киевская Русь. Теории возникновения государственности у восточных славян: нормандская и антинорманская. Современные оценки роли варяжского элемента. Особенности образования Киевского государства: позднее возникновение, отсутствие опыта заимствования, сильные враждебные соседи, многонациональная основа. Деятельность первых князей Киевской Руси. Причины принятия христианства на Руси: политические, социальные, экономические. Принятие христианства на Руси, его цивилизационное значение. Интегрирующая роль православия и его влияние на культурную и политическую жизнь Древнерусского государства. Влияние Византии на культуру, право и государственную жизнь. Особенности русского феодализма. Разложение социально-экономической основы единого государства. Причины раздробленности Киевской Руси в исторических теориях. Особенности политического развития княжеств - цивилизационная альтернатива.

Понятия и термины : Вече, вирник, воевода, волость, гривна, смерды, закупы, кириллица, десятина, духовенство.

Задание для группы 4. Древняя Русь и кочевники: государство Золотая Орда. Государство Литовско-русское (сер. XIII – сер. XVI в.).

Древняя Русь и кочевники. Отношения Древней Руси с Хазарским каганатом (IX–X вв.), печенежскими племенами (X–XI вв.) и половцами (XI – начало XIII в.). Политика Святослава, Владимира, Ярослава в отношении Степи. Великая монгольская империя – особенности образования и развития: крайняя милитаризация, агрессивная внешняя политика, главенство кочевой знати, сакрализация ханской власти, веротерпимость. Причины стремительного расширения пределов государства.

Монголы и Русь. Завоевательные походы монголов и образование государства Золотая Орда, особенности политического устройства и отношения с Русью. Влияние золотоордынской власти на культуру и быт Руси XIII–XV вв. Русско-ордынские отношения и влияние монголов на развитие Руси в разных исторических теориях. Цивилизационная альтернатива: «вызов» Востока и «вызов» Запада. Историческая роль Александра Невского.

Понятия и термины: Улус, баскаки, ярлык, темник.

Быть готовыми ответить на контрольные вопросы:

1. Какие отношения сложились у Киевской Руси со Степью?

2. В чем причины феодальной раздробленности Русской земли?

3. Назовите особенности образования и государственной структуры Монгольской империи?

4. Что такое Великая Яса и какое значение она имела?

5. Охарактеризуйте положение русских княжеств в период татаро-монгольского владычества во второй половине XIII в.

6. Как разные историки оценивают период владычества монголо-татар?

Раздел 4. Историческое развитие цивилизаций: средневековье, новое и новейшее время.

Содержание лекционных занятий по теме

№ лекционного занятия   Содержание
Лекция 4.1. Европейская средневековая цивилизация. Новое время – специфика развития Европы.   Лекция с учетом того, что некоторые особенности духовного развития рассматриваются в курсе философии. Студентам для самостоятельного просмотра дается документальный фильм о Византийской империи. Средние века – новый период европейской истории. Роль христианства и христианской церкви в период кризиса римской империи и эпохи формирования варварских королевств. Восточная римская империя (Византийская): политика по отношению к варварским государствам. Стратификиция общества, система феодальной иерархии, расцвет рыцарской культуры. Процесс складывания централизованных государств. Значение эпохи средневековья в истории человечества.   Переход от традиционного общества к индустриальному. Модернизация - формирование духовных и идеологических основ нового общества: социальные и экономические преобразования. общее изменение геополитической картины мира, политические преобразования, абсолютизм. Реформация и её последствия.
Лекция 4.3 XX век: кризис развития. Лекция с учетом того, что некоторые особенности исторического развития рассматриваются в курсе отечественной истории и истории государственного управления. Геополитическая трансформация. Национализм, империализм, милитаризм в начале ХХ в. и их роль в возникновении предпосылок войны. Итоги первой мировой войны. Крушение империй. Раздел Европы. Образование новых государств. Причины Второй мировой войны - экономические, социальные, идейные. Трансформация “индустриального общества” в “новое индустриальное общество”, создания “общество потребления”. Последствия распада биполярного мира, растущее противостояние "Запад-Восток", проявление националистических движений (в том числе на уровне легальной политической деятельности), экологический фактор.  

 

 

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий

№ занятия   Содержание и формы проведения
Занятие 3.3.   Модернизация нового времени и XX век: кризис развития. Проводиться в форме пресс-конференции, с обсуждением докладов и дискуссией по ним. Переход от традиционного общества к индустриальному. Модернизация - формирование духовных и идеологических основ нового общества: социальные и экономические преобразования. общее изменение геополитической картины мира, политические преобразования, абсолютизм. Геополитическая трансформация. Последствия распада биполярного мира. Трансформация “индустриального общества” в “новое индустриальное общество”, создания “общество потребления”.  

Date: 2015-09-18; view: 386; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию