Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преподавательская деятельность софистов





 

Что же составляло причину этого общего распространения и успеха софистики, и в чем состояло общее содержание их уче­ния, общий запас идей, который они вносили с собою? Софисты учили решительно всему на свете: физике, астрономии, матема-


Глава X. Софисты 241

тике, красноречию, археологии, поэтике – всем искусствам и наукам – чем Гиппий величается "на площади у лавок" (Plat. Hipp. min. 368 В); есть софисты медики, музыканты, даже стра­теги. Все они торгуют мудростью "оптом и в розницу" (__________ ____ __________, Prot. 314 А). Можно ли при таких условиях говорить вообще о каком-либо общем учении стольких различ­ных профессиональных учителей, которые соперничали друг с другом, не принадлежа ни к какой определенной философской школе, сходились лишь в том, что принадлежали к той же про­фессии?

Потребность в высшем общем образовании, вызвавшая появление софистов как новых "учителей мудрости", отчасти определяла собою и общую цель, и содержание их преподавания. Общее образование есть прежде всего литературное, словесное. При громадной и необычайно богатой литературе, образован­ный человек конца V в. не мог ограничиваться одним и тем же знанием Гомера, которое он выносил из элементарного обуче­ния. Далее, общее образование предполагает прежде всего фор­мальное развитие ума: образованный человек должен прежде всего уметь мыслить и выражать свою мысль. И как ни различны были особенности преподавания отдельных софистов, все они учили своих питомцев "мыслить и говорить" – _______ __ ___ ________. Основной принцип "классического образования" – как формального развития мысли посредством формального изуче­ния языка и изучения словесности – выдвинулся сам собою. Со­фисты были прежде всего учителями словесности, и главным ис­кусством их было искусство слова. В этом отношении заслуги их были немаловажны. Они были основателями науки о языке, разрабатывали грамматику, установили некоторые основные грамматические категории. Они учили сознательному отноше­нию к языку и самое изучение литературных образцов ставили в связь с изучением слова. Они разрабатывали стилистику, пра­вильное построение периодов и тем самым выработали нормы, послужившие впоследствии всем литературным языкам. Этого мало – они впервые сделали аттическое наречие литературным


242 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

языком всей Греции вместо ионийского наречия, преобладавшего ранее в литературной прозе: уже Горгий, прибывший в Афины впервые лишь в старости, в 427 г., писал на аттическом наречии, и то же делали и другие иногородние софисты, подолгу гостив­шие в Афинах.

Главным, иногда исключительным предметом преподава­ния софистов было словесное искусство или риторика. Искусство это родилось в Сицилии, где отцом его считался Эмпедокл, а первыми учителями Коракс и Тисий, составившие системати­ческие руководства по риторике – главным образом судебного красноречия. Такие же руководства составляли, по-видимому, и все наиболее выдающиеся софисты, причем наряду с судебным красноречием разрабатывалось и красноречие изящное и политическое. С теорией были связаны практические упражнения во всех родах красноречия – изящного, судебного, политиче­ского, в искусстве говорить или отвечать по произволу кратко* или пространно, говорить без подготовки, защищать парадок­сы, спорить за и против одного и того же положения, спорить против очевидности, сбивать, запутывать противника. Учителя давали образцы, которые ученики должны были заучивать – об­щие места, общие уловки и приемы, которые они должны были усвоить, как прежде рапсоды заставляли своих учеников заучи­вать эпос и стереотипные общие места эпической поэзии. Ранняя софистическая проза Горгия представляется, на наш взгляд, напы­щенной, безвкусно-манерной, искусственной. Но эта искусстЕен-ность была неизбежной при первых опытах создания художест­венной прозы, и она постепенно сглаживалась сама собою, от­шлифовывалась, упрощалась: великие аттические ораторы бы­ли учениками софистов, отчасти их преемниками. Исократ и Фукидид были учениками Горгия, и одно это уже показывает, что влияние его на аттическую прозу было не только отрица­тельное. Да и одно знакомство с произведениями Платона пока­зывает, как тщательно он изучал риторику софистов**.

 

* Протагор у Платона (Prot. 329 В); Горгий (Gorg. 477 С).

** См. хотя бы "Федра" (266 В sq.), где Платон показывает свое знакомство со


всей литературой предмета.

 


Глава X. Софисты 243

Горгий у Платона определяет искусство слова как "наивыс­шее благо, которому люди обязаны своею свободой, а равным образом и тою властью, которою каждый из нас обладает в своем городе. Она заключается в том, чтобы уметь убеждать судей в судилищах, членов совета – в совете, народ – на народном соб­рании и во всяком другом каком бы то ни было политическом собрании. И в этом искусстве рабом тебе будет и врач, и вос­питатель. И любой банкир окажется в положении человека, на­живавшего не для себя, а для другого, – для тебя, если ты умеешь говорить и убеждать толпу"*.

Протагор определяет свою науку как "политическое искус­ство", дающее благоуспешность в делах частных и обществен­ных и делающее человека всего более способным к обсуждению и ведению дел государственных (Prot. 2138 Е).

В этом преимущественная цель софистического образо­вания, как ни различны приемы и предметы преподавания. Гиппий преподает "все искусства и науки", арифметику, геомет­рию, музыку, астрономию, мнемотехнику, археологию, объясняет Гомера; Антифон интересуется физикой, проблемой квадратуры круга и толкованием снов; Продик – синонимикой, физикой, эти­кой; другие, как Евтидем и Дионисидор, преподавали и военные искусства; наконец были просто учителя риторики: в конце кон­цов все сводилось именно к ней – к высшему из искусств. "Уметь вкратце разговаривать, знать истину вещей, уметь правильно судить, быть способным говорить публично, обладать словес­ными искусствами и учить о природе вещей, ее устройстве и происхождении" – вот идеал софистики вдухе** Гиппия. "Поли­тическое искусство" как умение публично защищать свои част­ные интересы и обсуждать дела общественные – вот конечная цель Протагора.

Отдельные научные и философские знания как для софис-

 

* Горгий 452 Е; ср. Филеб 58 А – по видимому, близкая передача мысли самого Горгия. Ср. Гекубу Бвриппда ст. 814.

** Слова в духе вставлены здесь издателями ввиду сделанного проф. П. И. Новгородцевым указания, что изречение, поставленное в кавычках, принад­лежит не Гиппию, а взято кн. Трубецким из __________, – произведения неиз­вестного софиста. Прим. изд.


244 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

тов, так и для их клиентов имеют цену не сами по себе, а постоль­ку, поскольку они соответствуют общей и главной образователь­ной цели: философия, как и наука, получает прикладное значение в качестве воспитательного и образовательного средства. Пи­томец софистической культуры, Калликл, столь ярко изображае­мый в Платоновой "Горгии", прямо обсуждает со своими дру­зьями вопрос о том, до каких пределов следует предаваться фило­софии, и приходит к заключению, что специализироваться на ней смешно и предосудительно: она похвальна и полезна в юноше­ском возрасте, но она – недостойное занятие для зрелого мужа (485).

Веры в философию, веры в научное знание при таком от­ношении, очевидно, быть не может. Философия является пред­метом литературного интереса, о котором свидетельствуют хотя бы комики или драмы Еврипида, а также и предметом умст­венного любопытства. Она служит средством к развитию фор­мальной рассудочности, она освобождает от предрассудков наив­ного мифологического миропонимания, но взамен этих предрас­судков еще не дает никакого положительного знания. Интере­сует ее формальная сторона, ее способы доказательства и убеж­дения, например, диалектическое искусство Зенона, торжество­вавшее над чувственной очевидностью.

 







Date: 2015-09-18; view: 354; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию