Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка атомизма





 

Материализм имел большое значение и в науке, и в фило­софии. На примере Демокрита мы видим, каким образом с ним от начала связывается естественно-исторический интерес. Нельзя сказать, чтобы он всегда более других метафизических учений соответствовал потребностям естествознания: бывали, наоборот, времена, когда среди естествоиспытателей господствовали дру-

* Слово ___________ не было передано автором по-русски, хотя с этою целью им был оставлен в рукописи пробел, который нам и пришлось заполнить помещенным в тексте выражением (см. пер. Diels'a. Прим. изд.).


Глава VIII. Атомисты 213

гие идеалистические натурфилософские течения, и в наши дни под влиянием новейших открытий в области физики и химии среди самих естествоиспытателей наблюдается могущественная реакция против господствовавшего столь долго механического мирообъяснения в связи с потребностью выработать новую концепцию материи, объяснить массу как явление энергии. Но было бы несправедливо забывать те величайшие открытия, которые обогатили науку, и в которых механическое мирообъяс-нение сыграло роль "рабочей гипотезы". Атомизм занимает важ­нейшее место в истории механического миропонимания – мож­но сказать, что это одна из самых плодотворных идей, заве­щанных древностью новой европейской мысли*, которая, на­чиная с эпохи Возрождения, оказывала сильнейшее влияние на умы. Уже Галилей, по-видимому, проникается идеями Демокри­та, Бэкон противополагает его Аристотелю и склоняется к его гипотезе, которую разделяет и Гоббс. Влияние Демокрита испы­тывает Декарт, а его современник Гассенди (род. 1592 г.) был ре­шительным последователем атомизма; вскоре после него Даль­тон ввел атомистическую гипотезу в химию, где она господст­вует доселе и где с нею связываются величайшие открытия. Со времен Ньютона она получает важное значение и в физике. Прав­да, самое понятие атома при этом значительно изменяется и усложняется. Уже у Ньютона, например, атомы наделяются си­лами притяжения и отталкивания, которые нельзя вывести из фи­гуры, плотности, объема и неделимости, исключительно призна­ваемых древними атомистами. Сила в этом смысле есть нечто отличное от вещества, понимается, как внутренняя способность к действию. Поэтому у Лейбница, например, атомистика преоб­ражается в спиритуалистическое учение о живых монадах, недели­мых центрах сил. С другой стороны, научный атомизм в химии, например, следует отличать от метафизического атомизма: поня-

* Cournot, Traite de l'enchainement des idees fon I dam en tales dans les sciences et dans l'historie, 1861, I, 245.


Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

тие конечной элементарной частицы вещества еще нисколько не предрешает вопроса о том, что такое само вещество; конечный элемент или атом, составляющий предельное понятие химии, не есть еще не только метафизическая реальность, но даже не есть неразло-жимый физический элемент: он может рассматриваться как продукт целой системы сил, например, системы электрических "ионов", как мы видим в новейших теориях материи.

Но как бы то ни было, философский, материалистический атомизм породил и научную атомистику, хотя последняя и не связана необходимо с материалистическим учением, – напротив того, освобождается от него в своем развитии.

Изучение античного атомизма показывает нам умозри­тельное происхождение этой гипотезы, которая была создана Левкиппом, чтобы согласовать отнологию Парменида со старой ионийской физикой. История античного атомизма показывает нам и умозрительное происхождение вообще, который нашел свое первое, чистое выражение в этом учении. Уже в этом первона­чальном выражении, столь прозрачном и последовательном, высказались и некоторые основные недостатки и противоречия материализма, которые были отмечены уже античной мыслью.

1. Атомизм вырос на почве общегреческого дуализма. "Полное" и "пустое" Демокрита есть то же "бытие" и "небытие" Парменида и так же, как два последних понятия, не могут быть сведены друг к другу. Атомы не могут быть объяснены из пусто­ты, как пустота из атомов, ибо она есть только то, в чем нет ве­щества, и единственное свойство ее в том, что она может вмещать вещество. Замечательно, что этому "небытию" элеатов Демокрит и Левкипп должны приписывать одинаковую реальность с их "бытием", т.е. материей, с атомами. Отсюда объясняются реак­ционные попытки восстановить в физике и философии материа­листический монизм, т.е. учение о единстве материального мира – попытки Архелая, Диогена Аполлонийского, с системами которых мы познакомимся ниже. У этих философов нет атомов,


 


Глава VIII. Атомисты 215

а существует от века единая, материальная стихия – воздух, которая соответствует у них и пустоте и полноте; из нее путем сгущения и разрежения образовалось все.

Другие противоречия материализма гораздо существеннее и плодотворнее для дальнейшего развития философии.

2. Атомизм в конце концов все сводит к случаю – ему при­надлежит главная роль, и понять, как много материализм объяс­няет случайностью, значит понять коренной недостаток, пробел этой философии. Случайна схема атомов: почему атомы огня круглы, другие атомы шероховаты? Случайно и само движение атомов, ибо оно не может быть объяснено основными вещест­венными свойствами их – протяженностью, плотностью, непро­ницаемостью. Проблема движения проходит через всю греческую философию: все мыслители старались решить эту задачу. Ато­мисты, не объяснив движения, приписали его случаю.

3. Необъясним и чувственный мир. Атомы бескачествен­ны и нечувственны; как же мыслим переход от них к чувствен­ному? Между атомами и явлениями такая же бездна, как и у Пар­менида между "истинным бытием" и "ложным". Непроницаемо­стью и протяженностью мы не можем объяснить ни остальных конкретных чувственных сил природы (напр., света, звука), ни возникновения ощущений. Ланге в своей "Истории материа­лизма" верно замечает, что из основных свойств атомов при развитии знании мы можем объяснить все законы света, звука, тепла, всю механику мозгового движения: но сам факт света, тепла, как ощущение – необъясним. Движение атомов само по себе – ни тепло, ни светло, и самый простой факт зрения пред­полагает новые начала, которые необъяснимы данными свой­ствами атомов, равно как и все чувственные свойства, из кото­рых соткан мир.

4. Атом мыслится бескачественным. Но даже и те немно­гие чисто материальные свойства, которые оставлены за ним, суть свойства чувственные, например, непроницаемость, ибо


216 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии_______

она предполагает чувство (осязание). Поэтому Аристотель совер­шенно справедливо упрекает Демокрита в том, что он произ­вольно сводит все ощущения к осязанию, все чувственные свойства – к осязательным. Если же отнять у атома это свойство, то уничтожится всякое различие между первичными и вторич­ными свойствами, а атом обратится в ничто.

Итак, необходимы новые начала. Материализм не может объяснить ни движения, ни строения мира, ни сознания. Это противоречия в высшей степени серьезные, и они с особенной ясно­стью выразились в древнем материализме, принципы которого выведены со строгой последовательностью.

 


 







Date: 2015-09-18; view: 285; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию