Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чувствующие системы человеческого мозга





 

В научной литературе орган чувств обозначается понятием рецептора, под которым разумеется воспринимающий аппарат живого тела.

В XIX в. господствовали взгляды, согласно которым основ­ным нервным аппаратом, производящим ощущения, являются непосредственно и только сами органы чувств (рецепторы). Теории, господствующие и в настоящее время в зарубежной физиологии органов чувств и психологии, в учении об ощуще­ниях продолжают исходить из таких односторонних, ограни­ченных взглядов. Такое узко «рецепторное» понимание мате­риальных основ превращает орган чувств в единственный и самостоятельный орган ощущения, а ощущение связывает лишь с начальным моментом раздражения той или иной чувст­вующей поверхности живого тела.

В идеалистической психологии в XIX в. сложилась особая область—психофизика, занимавшаяся в духе такой рецепторной теории изучением соотношений между ощущением и раздражением. Психофизикой было получено немало фактов, характеризующих различные формы этих соотношений. Однако эти факты не были и не могли быть научно объяснены традиционной физиологией органов чувств.

Эти факты (например, порогов ощущений) могут быть объ­яснены лишь в свете рефлекторной теории Сеченова — Пав­лова, т. е. русской материалистической физиологии. Еще Се­ченов, в полном противоречии с господствующей зарубежной идеалистической физиологией органов чувств, утверждал, что органы чувств суть аналитические снаряды головного мозга. Эта идея Сеченова о единстве органов чувств и головного мозга была неразрывно связана с его материалистическим пониманием рефлекторной природы деятельности головного мозга.

Учение Павлова о высшей нервной деятельности кладет ко­нец традиционной физиологии органов чувств, ее представле­ниям о самостоятельности органов чувств и независимости их от рефлекторной деятельности мозга. Павловское учение разрушает, до основания идеалистический тезис этой физиологии о якобы независимой от внешнего мира специфической энер­гии органов чувств.

Допавловская физиология органов чувств имела своим Митральным и единственным понятием рецептор. Представи­телей такой физиологии интересовало лишь устройство и функции органов чувств. Так, при изучении зрения тщательно исследовалось строение и функции наружных и внутренних оболочек, различных проводящих сред, через которые прелом-

3Б- Г. Ананьев


 

ляются световые лучи. Некоторое внимание уделялось зри­тельным нервам, их путям в большие полушария головного мозга. Но на зрительном центростремительном нерве стави­лась черта, отграничивающая физиологию зрения от физио­логии головного мозга.

С другой стороны, допавловская физиология головного мозга изучала лишь функции отдельных участков больших по­лушарий головного мозга, не имея представлений о целост­ности организма и роли в образовании этой целостности реф­лекторной деятельности коры больших полушарий головного мозга. В силу этого представителей допавловской физиологии головного мозга не интересовала и деятельность органов чувств, посредством которой происходит превращение энергии внешнего мира в нервный процесс.

Связь между головным мозгом и органами чувств остава­лась в силу такого положения неясной. Не могли быть объ­яснены поэтому и важные факты, полученные в физиологии головного мозга путем оперативного удаления (экстирпации) различных участков коры больших полушарий головного мозга. Этими фактами было установлено, что при сохранении глаз и зрительных нервов зрение у животных нарушается, если удаляются затылочные области больших полушарий. Было показано далее, что при разрушении височных долей животное теряет слух, несмотря на сохранение слухового органа и слуховых нервов и т. д. Этим фактам в эксперимен­тальной физиологии животных соответствовали и важные факты клинической медицины в области мозговых заболева­ний (так называемых органических нервных болезней). Меди­цинская практика уже давно установила подобные факты на I человеке. При сосудистых заболеваниях, сотрясениях и уши­бах, проникающих ранениях различных участков мозга проис­ходят различной степени нарушения способностей к различ­ным ощущениям. Так, при поражениях затылочных областей I коры головного мозга тяжело страдает зрение человека (осо­бенно цветное зрение, восприятие и узнавание предметов, особенно при изменении их пространственного положения). Это] заболевание было названо психической (или «душевной») слепотой в отличие от обычной слепоты, порождаемой забо­леваниями глаза или зрительного нерва.


Однако эти установленные в физиологии головного мозга животных и клинической медицине факты не были объяснены научно. Роль коры головного мозга в деятельности органов чувств впервые была точно определена Павловым в его уче­нии об анализаторах.

Павлову принадлежит следующее определение понятия анализатора: «Анализатор есть сложный нервный механизм.


начинаюшийся наружным воспринимающим аппаратом и кончающийся в мозгу, то в низшем отделе его, то в высшем, в последнем случае бесконечно более сложном».30 В этот сложный: нервный механизм входят: 1) рецептор, который превращает внешнюю энергию в нервный процесс, 2) проводящие в мозг чувствительные, так называемые центростремительные нервы 3) мозговые концы анализатора или воспринимающие центры' коры больших полушарий головного мозга. Лишь в единстве с мозговым концом анализатора рецептор может разлагать известную сложность внешнего мира на отдельные элементы». В качестве примера можно привести зрительный анализатор. Он состоит из рецептора-глаза, зрительного нерва и тех моз­говых клеток в больших полушариях, в которых оканчивается зрительный нерв. Зрение есть деятельность всего зрительного анализатора, причем высший анализ дробления светового по­тока осуществляется мозговым концом зрительного анализа­тора. Так же обстоит дело с материальными основами любой формы ощущений, являющихся продуктами деятельности опре­деленного анализатора как сложного нервного механизма., Мозговой конец анализатора сам представляет собой меха­низм. Он состоит из: 1) ядра мозгового конца анализатора, или основного воспринимающего мозгового центра, и 2) рас­сеянных по коре головного мозга элементов данного анализа­тора. Ядро мозгового конца анализатора (или его ядерные элементы) состоит из большой массы клеток, которые находят­ся в той области коры головного мозга, куда входят центро­стремительные нервы от органа чувств.

До открытий Павлова ученые полагали, что мозговой вос­принимающий центр ограничивается лишь этой группой кле­ток, сосредоточенных в данной области (так называемой про­екционной зоне или области). В ходе изучения высшей нерв­ной деятельности животных, благодаря блестящему методу условных рефлексов Павлов открыл существование рассеян­ной по коре массы воспринимающих мозговых клеток, на­званных им рассеянными элементами анализатора. Было най­дено, что пределы анализаторов гораздо больше, и они не так Разграничены друг от друга, но заходят за друга, сцепляются между собой (Павлов). Рассеянные элементы данного анализатора находятся за пределами данного ядра данного анали­затора, они входят в области, смежные с ядрами других ана­лизаторов. Тем самым устанавливается: а) наличие в самом строении коры клеточных связей между различными ядрами анализаторов (а не только посредством их отростков и проводящих путей, соединяющих мозговые центры) и б) участие

---------------







Date: 2015-09-18; view: 339; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию