Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Чувствующие системы человеческого мозга
В научной литературе орган чувств обозначается понятием рецептора, под которым разумеется воспринимающий аппарат живого тела. В XIX в. господствовали взгляды, согласно которым основным нервным аппаратом, производящим ощущения, являются непосредственно и только сами органы чувств (рецепторы). Теории, господствующие и в настоящее время в зарубежной физиологии органов чувств и психологии, в учении об ощущениях продолжают исходить из таких односторонних, ограниченных взглядов. Такое узко «рецепторное» понимание материальных основ превращает орган чувств в единственный и самостоятельный орган ощущения, а ощущение связывает лишь с начальным моментом раздражения той или иной чувствующей поверхности живого тела. В идеалистической психологии в XIX в. сложилась особая область—психофизика, занимавшаяся в духе такой рецепторной теории изучением соотношений между ощущением и раздражением. Психофизикой было получено немало фактов, характеризующих различные формы этих соотношений. Однако эти факты не были и не могли быть научно объяснены традиционной физиологией органов чувств. Эти факты (например, порогов ощущений) могут быть объяснены лишь в свете рефлекторной теории Сеченова — Павлова, т. е. русской материалистической физиологии. Еще Сеченов, в полном противоречии с господствующей зарубежной идеалистической физиологией органов чувств, утверждал, что органы чувств суть аналитические снаряды головного мозга. Эта идея Сеченова о единстве органов чувств и головного мозга была неразрывно связана с его материалистическим пониманием рефлекторной природы деятельности головного мозга. Учение Павлова о высшей нервной деятельности кладет конец традиционной физиологии органов чувств, ее представлениям о самостоятельности органов чувств и независимости их от рефлекторной деятельности мозга. Павловское учение разрушает, до основания идеалистический тезис этой физиологии о якобы независимой от внешнего мира специфической энергии органов чувств. Допавловская физиология органов чувств имела своим Митральным и единственным понятием рецептор. Представителей такой физиологии интересовало лишь устройство и функции органов чувств. Так, при изучении зрения тщательно исследовалось строение и функции наружных и внутренних оболочек, различных проводящих сред, через которые прелом- 3Б- Г. Ананьев
ляются световые лучи. Некоторое внимание уделялось зрительным нервам, их путям в большие полушария головного мозга. Но на зрительном центростремительном нерве ставилась черта, отграничивающая физиологию зрения от физиологии головного мозга. С другой стороны, допавловская физиология головного мозга изучала лишь функции отдельных участков больших полушарий головного мозга, не имея представлений о целостности организма и роли в образовании этой целостности рефлекторной деятельности коры больших полушарий головного мозга. В силу этого представителей допавловской физиологии головного мозга не интересовала и деятельность органов чувств, посредством которой происходит превращение энергии внешнего мира в нервный процесс. Связь между головным мозгом и органами чувств оставалась в силу такого положения неясной. Не могли быть объяснены поэтому и важные факты, полученные в физиологии головного мозга путем оперативного удаления (экстирпации) различных участков коры больших полушарий головного мозга. Этими фактами было установлено, что при сохранении глаз и зрительных нервов зрение у животных нарушается, если удаляются затылочные области больших полушарий. Было показано далее, что при разрушении височных долей животное теряет слух, несмотря на сохранение слухового органа и слуховых нервов и т. д. Этим фактам в экспериментальной физиологии животных соответствовали и важные факты клинической медицины в области мозговых заболеваний (так называемых органических нервных болезней). Медицинская практика уже давно установила подобные факты на I человеке. При сосудистых заболеваниях, сотрясениях и ушибах, проникающих ранениях различных участков мозга происходят различной степени нарушения способностей к различным ощущениям. Так, при поражениях затылочных областей I коры головного мозга тяжело страдает зрение человека (особенно цветное зрение, восприятие и узнавание предметов, особенно при изменении их пространственного положения). Это] заболевание было названо психической (или «душевной») слепотой в отличие от обычной слепоты, порождаемой заболеваниями глаза или зрительного нерва. Однако эти установленные в физиологии головного мозга животных и клинической медицине факты не были объяснены научно. Роль коры головного мозга в деятельности органов чувств впервые была точно определена Павловым в его учении об анализаторах. Павлову принадлежит следующее определение понятия анализатора: «Анализатор есть сложный нервный механизм. начинаюшийся наружным воспринимающим аппаратом и кончающийся в мозгу, то в низшем отделе его, то в высшем, в последнем случае бесконечно более сложном».30 В этот сложный: нервный механизм входят: 1) рецептор, который превращает внешнюю энергию в нервный процесс, 2) проводящие в мозг чувствительные, так называемые центростремительные нервы 3) мозговые концы анализатора или воспринимающие центры' коры больших полушарий головного мозга. Лишь в единстве с мозговым концом анализатора рецептор может разлагать известную сложность внешнего мира на отдельные элементы». В качестве примера можно привести зрительный анализатор. Он состоит из рецептора-глаза, зрительного нерва и тех мозговых клеток в больших полушариях, в которых оканчивается зрительный нерв. Зрение есть деятельность всего зрительного анализатора, причем высший анализ дробления светового потока осуществляется мозговым концом зрительного анализатора. Так же обстоит дело с материальными основами любой формы ощущений, являющихся продуктами деятельности определенного анализатора как сложного нервного механизма., Мозговой конец анализатора сам представляет собой механизм. Он состоит из: 1) ядра мозгового конца анализатора, или основного воспринимающего мозгового центра, и 2) рассеянных по коре головного мозга элементов данного анализатора. Ядро мозгового конца анализатора (или его ядерные элементы) состоит из большой массы клеток, которые находятся в той области коры головного мозга, куда входят центростремительные нервы от органа чувств. До открытий Павлова ученые полагали, что мозговой воспринимающий центр ограничивается лишь этой группой клеток, сосредоточенных в данной области (так называемой проекционной зоне или области). В ходе изучения высшей нервной деятельности животных, благодаря блестящему методу условных рефлексов Павлов открыл существование рассеянной по коре массы воспринимающих мозговых клеток, названных им рассеянными элементами анализатора. Было найдено, что пределы анализаторов гораздо больше, и они не так Разграничены друг от друга, но заходят за друга, сцепляются между собой (Павлов). Рассеянные элементы данного анализатора находятся за пределами данного ядра данного анализатора, они входят в области, смежные с ядрами других анализаторов. Тем самым устанавливается: а) наличие в самом строении коры клеточных связей между различными ядрами анализаторов (а не только посредством их отростков и проводящих путей, соединяющих мозговые центры) и б) участие --------------- Date: 2015-09-18; view: 339; Нарушение авторских прав |