Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель создания и уничтожения денег банковской системой. Банковский мультипликатор





 

В кейнсианской теории несколько субъектов участвует в создании денежной массы или предложения денег MS: ЦБ (от имени государства отвечает за MS); коммерческие банки, «публика» (население и предприятия) – рис. 25.

 

Рис. 25. Модель создания и уничтожения денег банковской системой

 

Мы видим, что в процессе создания денежной массы ЦБ, коммерческие банки и публика косвенно влияют на изменение денежной массы через банковский мультипликатор:

- ЦБ через норму минимального обязательного резервного покрытия (a);

- коммерческие банки через собственные избыточные резервы (b);

- публика через долю наличных денег в общей сумме кредитов коммерческих банков (c).

Количество денег в стране увеличивается, если:

- растет денежная база (H);

- снижается норма минимального резервного покрытия;

- уменьшаются избыточные резервы коммерческих банков;

- снижается доля наличных денег в общей сумме кредитов коммерческих банков.

Механизм банковской мультипликации.

ЦБ выпускает деньги. По различным каналам деньги попадают в доходы домашних хозяйств и предприятий. Далее субъекты делят доход на потребление и сбережения. Определенную долю сбережений оставляют в наличных деньгах, а другую – на финансовых рынках превращают в банковские депозиты и ценные бумаги.

Допустим срочный депозит в банк составил 1000$ (D1). Деньги поступили в коммерческий банк А. На сумму депозита денежная масса уменьшится. С каждого депозита банк должен отчислить обязательное резервное покрытие в резерв ЦБ (например, по норме 12%). 120$ уйдет в ЦБ. Резервное покрытие храниться в ЦБ без процентов, но коммерческий банк может взять кредит в ЦБ по учетной ставке.

Коммерческий банк должен по b – норме собственного резерва (например, 10%), 100$ оставить в банке. От суммы депозита осталось 780$, которые банк может выдать в кредит. Каждая сумма выданного коммерческим банком кредита увеличивает денежную массу MS.

Первоначальный приростденежной массы составит ΔM1 = 780$. Далее эти 780$ вновь могут попасть на депозит и после отчисления обязательного резервного покрытия и собственных избыточных резервов банка часть этих денег снова может быть выдана в кредит. В результате произойдет многократный прирост денежной массы: ΔM1, ΔM2, ΔM3

Одни и те же денежный знаки будут многократно приниматься на депозиты и выдаваться в кредит. Если бы не было коммерческих банков, то MS было бы равно M0 (или H). Но если есть хотя бы один коммерческий банк, то денежная масса увеличивается на величину банковского мультипликатора.

Эффект банковской мультипликации – это многократный прирост денежной массы в результате депозитно-кредитной деятельности коммерческих банков (приема депозитов и выдачи кредитов).

Коэффициент банковской мультипликации mб показывает на сколько рублей вырастет денежная массаМS в результате увеличения на 1 рубль:

- денежной базы;

- суммы депозитов;

- суммы кредитов.

МS = Н x mб.

Коэффициент банковской мультипликации рассчитывается:

mб = 1/a

mб > 1,если есть хотя бы один коммерческий банк.

В данном примере: mб = 1/0,12 = 8,3.

- В более сложном анализе банковскиймультипликатор распадается на 3 мультипликатора: денежный, депозитный и кредитный.

ЦБ обладает двумя ресурсами по изменению денежной массы МS: эмиссия (изменяет денежную базу H) и норма минимального резервного покрытия (a) – воздействует на mб.

mб = mб (a; i)

- +

4. Кейнсианская теория денег: спрос на деньги, предложение денег и равновесие на рынке денег. LM–кривая. IS–LM–модель

 

Предыдущий анализ показал, что кейнсианская функция предложения денег МS с учетом банковской мультипликации находится от процента (i) в положительной зависимости (рис. 26).

Рис. 26. Кейнсианская модель предложения денег

 

Спрос на деньги (MD) – это желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенное количество платежных средств. В кейнсианской теории выделяют три основных мотива, по которым население предъявляет спрос на платежные средства:

1. трансакционный –спрос на деньги для сделок (Lсд);

2. предосторожности –спрос по мотиву предосторожности (Lпр);

3. спекулятивный – спрос на деньги как на имущество или со стороны активов (Lим).

При этом спрос на деньги для сделок равен:

Lсд = y x P/V

 

Рис. 27. Модель спроса на деньги для сделок

 

Таким образом, Lсд = Lсд (у; Р; V).

+ + –

В современной экономике имущество субъектов принимает форму портфеля ценных бумаг: денег, облигаций, акций и других титулов права собственности. Образуется имущество в результате сбережений. В данном случае индивиду приходится решать, какую часть дохода сберегать и в какой вид имущества превратить. В качестве одной из альтернативных форм имущества выступают деньги. В результате спрос на деньги как на имущество Lим находится в обратной зависимости от процента i (рис. 28).

Рис. 28. Модель спроса на деньги как на имущество

 

При imin спрос на деньги как на имущество достигает бесконечности, т.е. все сбережения хранятся в наличной форме. Такая ситуация получила название «ликвидная ловушка».

При imax – все сбережения переводятся в депозиты и ценные бумаги.

Таким образом, общий спрос на деньги MD – это сумма:

MD = Lсд + Lпр + Lим.

Следовательно, MD = MD (y; P; V; i) – рис. 29.

+ + – –

Рис. 29. Построение кривой общего спроса на деньги MD

 

В кейнсианской концепции на денежном рынке в результате взаимодействия спроса и предложения определяется не уровень цен, а цена денег – рыночная ставка процента. Условие равновесия на рынке денег описывает уравнение: МS = MD.

В кейнсианской теории денег равновесие устанавливается одновременно на денежном рынке и на рынке ценных бумаг, т.е. в кейнсианской модели равновесие является совместным (рис. 30). В точке e1 формируется ie и равновесное количество денег Me. Ценой денег в кейнсианской теории денег является процент.

 

 

Рис. 30. Модель равновесия на рынке денег и ценных бумаг в кейнсианской теории денег

 

Основным инструментом при анализе процессов, происходящих на рынке денег и возникающих при его взаимодействии с другими макроэкономическими рынками, в кейнсианской концепции является кривая LM. Она представляет множество всех сочетаний реального национального дохода и ставки процента, при которых на денежном рынке существует равновесие. Построим кривую LM (рис. 31).

 

Рис. 31. Построение кривой LM равновесия на рынке денег и ценных бумаг

Мы видим, что кривая LM представляет все множество парных значений y и i, соответствующих равновесию на денежном рынке.

Если банковская система увеличит предложение денег, то на рис.31 прямая в квадранте III сдвинется в направлении от начала координат и вслед за ней вправо переместится кривая LM. При уменьшении количества денег линия LM сдвигается влево.

 

Date: 2015-09-18; view: 1107; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию