Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика проведения санпросветработы среди школьников
Проблема кариеса зубов и заболеваний пародонта до настоящего времени остается одной из самых актуальных в стоматологии. Это свя- зано, в первую очередь, с высокой распространенностью этой патологии среди населения земного шара, большим ущербом здоровью людей и трудностью проведения массовой профилактики. В ходе проведения массовых и коллективных мероприятий одним из основных звеньев является санитарно-просветительная и разъяснительная работа. Без учета этого звена или при недостаточно активном его проведении вся огромная работа по профилактике может оказаться малорезультативной. Гигиеническое воспитание школьников состоит из двух групп мероприятий: санитарно-просветительной работы и обучения их рациональной гигиене полости рта. Ответственным за санитарно-просветительную работу в школе является врач-стоматолог, осуществляющий комплекс профилактических мероприятий. До 1 сентября необходимо провести всю подготовительную работу и санитарно-воспитательные мероприятия с медицинским и педагогическим персоналом школы. В беседах на семинарских занятиях со школьниками, врачами и медицинскими сестрами необходимо подчеркнуть важность и необходимость проводимой работы, строго определить функциональные обязанности. При проведении санитарно-просветительной работы в школе необходимо учитывать ряд обязательных организационных принципов: 1. Санпросветработа обязательно должна включаться в комплекс 2. Санпросветработа должна предшествовать обучению методам 3. Санпросветработа должна носить комплексный характер, т.е. ох 4. Санпросветработа в коллективах должна проводиться дифферен 5. В процессе проведения санитарно-просветительной работы обя 6. Для проведения активных и пассивных форм санпросветработы необходимо создание «центра гигиенического воспитания в школе» в виде комнаты (класса) гигиены и профилактики. Санитарно-просветительную работу в школах нужно проводить более интенсивно, чем в дошкольных учреждениях, учитывая меньшую организованность и заинтересованность школьников в профилактических мероприятиях. От правильной разъяснительной деятельности среди школьников зависит конечный итог профилактики. Именно поэтому, при проведении санитарно-просветительной работы среди них следует учитывать возраст. Так, у детей 7—10 лет отмечаются особенности в восприятии и познавательной деятельности. Переход от игровой деятельности к учебной стимулирует развитие психических процессов, непосредственного познания окружающего мира, общеизвестна острота их восприятия, любознательность, яркость воображения. У них хорошо развита наглядно-образная память. В младшем школьном возрасте формируется характер, усваиваются моральные нормы и правила поведения, обогащается жизненный опыт. Младший школьник имеет желание учиться, он охотно признает авторитет взрослых, поэтому основным методом формирующего эксперимента является метод медико-педагогического убеждения. Метод медико-педагогического убеждения — это совокупность мер по санитарному просвещению, направленных на повышение гигиенических знаний, формирование, закрепление и совершенствование гигиенических навыков. Составными частями метода являются беседа, рассказ, демонстрация диафильмов, кинофильмов, наглядных пособий, техники чистки зубов, средств ухода за полостью рта (Пахомов Г.Н., 1982). Обычно в 7-летнем возрасте дети уже встречались со стоматологом и знают азы ухода за полостью рта. Беседу с детьми этого возраста следует начать с объяснения, почему надо сохранять зубы здоровыми и какие мероприятия для этого необходимы. Это надо делать в популярной форме, но с намерением дать детям определенную сумму знаний об органах полости рта и уходе за ними. Вступительная беседа должна быть краткой и ее продолжение должно проходить в форме игры и обучения детей уходу за полостью рта. В беседах необходимо касаться значения питания, особенно очищающего полость рта, для сохранения зубов. Уроки здоровья по стоматологии в начальной школе обычно делятся на две части — санитарно-просветительную и практическую. Лучше их проводить в специально оборудованном классе гигиены. На первом уроке беседу (выступление) врача можно посвятить объяснению строения, функции и значения зубов в жизни человека, рассказать, какие имеются зубы, как они работают, как прорезываются и выпадают. Необходимо объяснить роль питания в развитии зубоче-люстной системы, для чего необходима гигиена полости рта, когда и зачем нужно обращаться к стоматологу. Предложенные знания необходимо проконтролировать путем опроса и коррекции ответов детей. На втором уроке беседа может быть посвящена средствам и предметам ухода за полостью рта. Детям надо объяснить, как устроена зубная щетка, как ею пользоваться, хранить. Необходимо показать зубные пасты, порошки, объяснить правила пользования ими, методику чистки зубов на моделях. В заключении занятия нужно проверить знания по этому вопросу. На третьем занятии, которое, в основном, должно быть посвящено практическому обучению ухода за полостью рта, детей необходимо ознакомить с контролем за чисткой зубов. В конце занятия они должны ответить на вопросы по всему пройденному курсу. В средних и особенно старших классах уроки здоровья строятся несколько иначе. Здесь обычно беседа и выступление в большей степени приобретает черты лекции. Выступление перед старшими школьниками должно носить научный характер и воздействовать на эмоции и разум слушателей. В результате санпросветработы школьники должны приобретать серьезные знания о физиологии и анатомии органов полости рта, причинах и механизмах развития заболеваний, возможностях и методах их профилактики. Эти знания в результате работы должны стать их убеждением. В старших классах особенно сильно необходимо воздействовать на эстетические чувства подростков, юношей и девушек. Нужно объяснить и показать им эстетическое значение органов полости рта, возможность сохранить их здоровыми или улучшить внешний вид. Наглядные средства также должны иметь иной характер, чем в младших классах. Здесь хорошо помогают в агитации и пропаганде фотографии, цветные слайды отдельных людей, наглядные примеры эффективности профилактики в стоматологии. Следует помнить, что только сильные факторы, воздействующие как на эмоциональную, так и на интеллектуальную сферы, способны выработать убеждения в этих возрастных группах, которые склонны в определенной степени к скептицизму, не воспринимают на веру сообщаемые им знания. Это необходимо делать путем возбуждения интереса, затрагивая больные места слушателей. Пассивные формы агитации и пропаганды также должны быть приспособлены к возрасту школьников. В одних случаях (для младших школьников) санбюллетени, плакаты, газеты должны содер- жать минимум текста и много красочных рисунков и иллюстрации, а в других (для средних и старших школьников) — иметь максимум текста и одну-две запоминающиеся иллюстрации. ЛИТЕРАТУРА /. Боровский Е.В., Кузьмина Э.М., Немецкая Т.И. Первичная профилактика основных стоматологических заболеваний. Учебно-методическое пособие. — М., 1986. — 74 с. 2. Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Дистель В.А. Санитарно-просветительная рабо 3. Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Дистель В.А. Система организации гигиеничес 4. Леонтьев В.К.. Магид Е.В., Сунцов ВТ. и др. Гигиена полости рта и ее ле 5. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии. М., 1986. — 237 с. 6. Разумеева Г.И., Удовицкая Е.В., Букреева Н.М. Первичная профилактика Date: 2015-09-18; view: 1126; Нарушение авторских прав |