Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние и тенденции развития внешнеэкономических связей регионов России со странами СНГ





Мировой и в последнее время российский опыт свидетельствует о повышающейся роли регионов страны в международных связях. Складывающиеся системы гибких связей между территориальными единицами стран играют немаловажную роль в реализации внешнеторговых контактов и смягчении разного рода противоречий, возникающих на национальном уровне. Прямые связи административно-территориальных единиц сотрудничающих стран создают благоприятные предпосылки для развития межгосударственных связей и построения интеграционных группировок.

Внешнеторговые связи разной интенсивности с партнерами из стран СНГ имеют практически все регионы России. Однако потенциал внешних связей субъектов федерации крайне неравномерен. Более гибкими в построении взаимовыгодных связей со странами СНГ оказались субъекты Российской Федерации, для которых необходимость возобновления контактов обусловлена влиянием факторов исторического порядка, а также экономической целесообразностью, вытекающей из объективных различий в природных ресурсах и запасах, отраслевой ориентации экономики, географических и климатических условий и т.д.

По степени влияния на интеграционные связи со странами СНГ в сфере торговли можно выделить несколько групп регионов России.

Первая группа: субъекты федерации – посредники в развитии интеграционных связей. Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, имея столичный статус, развитую рыночную, банковскую, транзитную, коммуникационную и складскую инфраструктуру, выполняют посреднические функции в осуществлении внешнеэкономических связей многих экспортно-ориентированных регионов, предприятий и организаций страны. С большим отрывом от других субъектов Российской Федерации по уровню внешней открытости лидирует Москва, на которую приходится 1/3 внешнеторгового оборота страны и половина накопленных иностранных инвестиций. Через столицу проходит 18% экспорта РФ в страны СНГ и 15% импорта (без учета неорганизованной торговли). Обладая скромным экспортным потенциалом, но значительным политическим и финансовым весом, Москва играет важную роль в обеспечении внешнеторговых связей регионов Урала, Сибири и европейской части страны. Зона внешнего влияния Санкт-Петербурга и Ленинградской области значительно уже и охватывает регионы Балтики и Европейского Севера России преимущественно в торговле со странами вне СНГ.

Вторая группа: старопромышленные экспортно-ориентированные регионы располагают мощным экономическим и научно-техническим потенциалом, имеют крупные экспортные ресурсы, относительно развитую рыночную инфраструктуру и являются основными производителями продукции для рынков СНГ: Иркутская, Нижегородская, Московская, Самарская, Свердловская, Челябинская, Пермская, Оренбургская, Омская, Кемеровская, Томская, Ярославская, Тульская области, Республики Башкортостан и Татарстан, Удмуртская Республика, Красноярский край. Экспортный профиль данной группы регионов составляют несколько товаров, среди которых: металлы, химическая продукция, нефть, газ, нефтепродукты, уголь, электроэнергия, лесная и бумажная продукция, машины и оборудование.

Третья группа: экспортно-ориентированные регионы нового освоения. В них сосредоточено производство одного – двух важнейших товаров специализации России (нефти, газа, черных или цветных металлов, древесины), экспортируемые как в страны дальнего зарубежья, так и в страны СНГ. Монопродуктовая структура экспорта обусловливает высокую зависимость региональной экономики от внешнеторговой конъюнктуры. К данной группе относятся субъекты федерации относительно нового промышленного освоения, во внешнеэкономических связях которых страны СНГ играют незначительную роль: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республики Коми и Карелия, Липецкая область.

Четвертая группа: экспортно-ориентированные регионы, близкие к международным транспортным артериям. В регионах получили развитие челночная торговля, транспортные услуги. Это – Калининградская, Ростовская, Белгородская, Новосибирская области, Краснодарский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский края. Регионы характеризуются узкой географией торговых связей с доминированием фирм пограничных государств.

К основным направлениям развития взаимоотношений регионов со странами СНГ можно отнести заключение соглашений и договоров о взаимовыгодном сотрудничестве в различных сферах жизнедеятельности. В целом двусторонние встречи представителей субъектов РФ и стран-соседей или их регионов имеют огромное значение с точки зрения расширения рамок общения на уровне отдельных предприятий и организаций, а также муниципальных образований. При этом прямые связи на уровне предприятий и организаций и муниципальных образований (городов и районов) субъектов федерации приобретают все большее значение для развития внешнеэкономических связей в рамках СНГ.

По состоянию на 01.10.2003г. субъектами РФ были подписаны около 900 соглашений о сотрудничестве в различных сферах деятельности с административно-территориальными образованиями стран СНГ. С Республикой Белоруссия взаимодействуют более 60 субъектов России, с Украиной – 48, Казахстаном – 35, Узбекистаном – 28.

У 10 субъектов РФ в 2002 году наблюдался рост товарооборота со странами СНГ по сравнению с 2001 годом.

Важным направлением развития межрегиональных связей со странами СНГ является приграничное сотрудничество – особая разновидность субнационального сотрудничества, обусловленная близостью и соседством взаимодействующих территорий.

Общую границу со странами СНГ имеют 25 регионов РФ.

Российская практика свидетельствует о повышающейся роли приграничных и других регионов страны в международных торговых связях: как в части внешней торговли, так и в области производственного сотрудничества. В особой мере это касается приграничных районов.

Динамичное развитие приграничного сотрудничества является характерной особенностью современного этапа международных отношений. Приграничные отношения регионов имеют свою специфику. Она заключается, прежде всего, в непосредственной бли­зости и хорошем знании партнеров, а также в общности многих проблем и вопросов, непосредственно затрагивающих интересы людей, проживающих по обе стороны государственной границы.

На приграничные регионы России со странами СНГ приходится 42% (2006 г.) внешнеторгового оборота России со странами СНГ. По нашим расчетам объемы внешней торговли в приграничных российских регионах со странами СНГ в среднем в 1,5 раза выше, чем в остальных субъектах РФ.

Взаимная торговля со странами СНГ для большинства приграничных регионов России имеет огромное значение. Доля стран Содружества в экспорте приграничных регионов в 2006 г. высока.

Так, пограничная с Украиной Белгородская, Воронежская область более 1/3 своего экспорта направляет в страны Содружества. Высокая концентрация экспорта в страны Содружества наблюдается и в северокавказских республиках на грузинской границе. Более половины своего экспорта Новосибирская область направляет в СНГ, Курганская область –86,1%, Алтайский край – 70,5%

Представляется, что российские регионы должны играть более существенную роль в развитии российских внешнеэкономических связей: включая участие в международных интеграционных группировках.


Заключение

В завершении работы сделаем обобщающие выводы:

1. Анализ внешнеэкономического сотрудничества РФ в рамках СНГ позволяет сделать неоднозначные обобщения. В целом широкая, взаимовыгодная, эффективная интеграция экономических отношений внутри СНГ, в том числе между Россией и другими участниками СНГ, пока не достигнута.

2. Нерешенность многих политических проблем в межгосударственных отношениях нередко приводит к конфликтам и тормозит развитие торгово-экономических отношений.

3. Усилению ориентации хозяйствующих субъектов РФ на рынки стран дальнего зарубежья в ущерб странам СНГ способствует ряд факторов, среди них: товарное наполнение и возможность удовлетворения потребности в высокотехнологичной и наукоемкой продукции высокого качества; большой выбор партнеров; надежность валютно-финансовых и платежно-расчетных операций; возможность получения свободно конвертируемой валюты.

4. В целом стратегия внешнеэкономической деятельности РФ не подчинена в полной мере интересам структурной перестройки национальной экономики. Преобладание в российском экспорте энергоносителей и сырья делает его крайне зависимым как от колебаний конъюнктуры на внешних рынках, так и от состояния топливно-сырьевой базы стран-экспортеров.

5. Внешне-экономические связи России со странами СНГ сегодня еще нельзя считать полностью сложившимися. Наиболее реальным представляется развитие двусторонних экономических отношений. Двустороннее сотрудничество будет развиваться в формате нового регионализма. Важным направлением развития внешнеэкономических связей РФ со странами СНГ является приграничное сотрудничество между регионами этих стран.


Список литературы

1. Доклад Рабочей группы Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России "Проблемы и перспективы развития международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации с партнерами в рамках СНГ"

2. Алчинов В.М. Международная экономическая интеграция и СНГ// СНГ Ежегодник/ ДА МИД России. Институт актуальных международных проблем. – М.: Научная книга, 2004

3. Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику // МЭиМО. 2003. №9

4. Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории. М. 2005

5. Грицаенко А. И. Внешнеторговое сотрудничество России со странами СНГ// Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. Краснодар: КубГАУ, 2006, №06 (22), режим доступа http://ej.kubagro.ru/2006/06/pdf/29.pdf; 0,6 п.л.

6. Грицаенко А. И. Внешнеэкономические связи России и стран СНГ в контексте современных тенденций регионализации. – Автореф. дис., Москва, 2007

7. Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором // Вопросы экономики. 2002. №4

8. Кучуков Р., Савка А. Экономическая политика: институциональный подход // Экономист. - 2004.- №4

9. Лыков И.С. Внешнеполитические и внешнеэкономические приоритеты России в АТР. М. 1999

10. Мау В.А. Посткоммунистическая Россия в постиндустриальном мире: проблемы догоняющего развития // Экономика переходного периода. Сборник избранных работ 1999 – 2002. М. 2003

11. Новикова В. С. Политическая мотивация внешнеэкономической деятельности России Автореф. дис., Саратов 2007

12. Орешкин В.А. Внешнеэкономический комплекс России – проблемы и перспективы развития. М. 2000

13. Постников С.Л., Попов С.А. Мировая экономика и экономическое положение России. М. 2001

14. Промышленное развитие России. Ключевые проблемы и решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва. 3 июня 2004 г.). М. 2004

15. Стратегические ориентиры внешнеэкономических связей России в условиях глобализации. Отв. ред. А.Н. Барковский. М. 2005


[1] Алчинов В.М. Международная экономическая интеграция и СНГ// СНГ Ежегодник/ ДА МИД России. Институт актуальных международных проблем. – М.: Научная книга, 2004. – С.60

[2] www.iet.ru/trend

Date: 2015-09-18; view: 1477; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию