Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура России в XVIII веке





Культура России развивалась в XVIII веке под большим влиянием тех изменений, которые происходили в жизни народа, в социально-экономической сфере, в области культуры и быта. Большое воздей­ствие оказало на нее появление капиталистического уклада в эко­номике страны. Русская культура XVIII века развивалась как культура светская.

Герои Лесной, Полтавы, Гангута и Гренгама мало походили на стрельцов и ополченцев XVII века. Они отличались не только новыми мундирами, но и современной выучкой и вооружением. Без людей знающих немыслимо было строить флот, находить руду, создавать заводы, каналы, географические карты, управлять го­сударством. Все это требовало развития светского просвещения.

В 1701 г. была открыта Навигацкая школа, а с 1715 г. она стала приготовительным классом для созданной Морской академии. Создавались артиллерийские, инженерные, медицинские, горные школы. В провинциях существовали три типа школ: епархиальные (духовенство), цифирные (разночинцы), гарнизонные и адмиралтей­ские (солдаты и матросы). В первой четверти XVIII в. появились учебники: «Арифметика» Л. Магницкого (1707), руководство по ме­ханике Скорнякова-Писарева (1722). Была издана книга мирозрения Гюйгенса, пропагандировавшая учение Коперника. В 1702 г. начала выходить первая газета «Ведомости». В 1708 г. был введен граж­данский шрифт. Стали создаваться многочисленные типографии, книжные лавки. В 1719 г. в России был открыт первый музей Кунст­камера. Огромное значение для развития науки сыграла основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. Составлялись карты Камчатки, Балтийского моря, Дона. Появился «Атлас Российской империи» И. К. Кириллова, проводились геологические разыскания.

Из стен Академии вышли многие крупные ученые. Первые места среди них по праву занимают М. В. Ломоносов и его многие ученики, математик и астроном С. Я. Румовский, основоположник русской минералогической школы, В. М. Севергин, натуралист и этнограф И. И. Лепехин, философ Н. Н. Поповский и др. В первые десятилетия XVIII в. развитие науки было связано в основном с практическими потребностями страны, что стимулировало развитие естественных знаний. Во второй половине XVIII в. активно развивались общест­венные науки. Именно в это время В. Н. Татищев, М. М. Щербатов, И.Н.Болтин создают первые труды по истории российского госу­дарства, чего не удавалось сделать историкам ранее.

Во второй половине XVIII в., когда культура стала отражать черты поднимающейся нации, возросла роль художественной литературы, ко­торая в первой четверти столетия служила в основном средством про­паганды правительственной деятельности. Главным содержанием куль­турного процесса середины и второй половины XVIII в. было станов­ление классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти.

Для русского классицизма как литературного направления были ха­рактерны пафос гражданственности, сильные просветительские тенденции, резкая обличительная струя, защита идеи неразрывности интересов дво­рянства и монархии. В стиле классицизма в литературе творили А. Д. Кан­темир, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Г. Р. Державин, в живописи — А. П. Лосенко («Вла­димир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Адромахой»), Г. И. Угрюмов («Испытание силы Яна Усмаря»). Для полотен художников-класси­цистов характерны отвлеченный характер образов, условность колорита, подражание позам античных образцов.

В архитектуре классицизм пришел на смену барокко (Зимний дворец В.В.Растрелли). Величие и простота, оригинальность ком­позиции совмещалась в архитектурных постройках с компактностью объемов, светлой краской, богатством отделки здания и ограды. Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В. И. Баженов (Дом Пашкова), И. Е. Старов (Таврический дворец), М. Ф. Казаков (здание Сената в Кремле, Московский университет, дом князей Долгоруких — ныне Дом Союзов). Примером классицизма в скульптуре является созданный Э. М. Фальконе памятник Петру I в Петербурге.

Результатом обострения социальных противоречий в стране был кризис классицизма, начавшийся в 70-е годы XVIII века. В конце века начинает развиваться стиль сентиментализма, отмеченный эмо­циональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к человеческому чувству. Расцвет сентиментализма связан с творче­ством Н. М. Карамзина («Бедная Лиза»). В архитектуре сентиментализм сказался в парковых ансамблях («гроты уединения»), в живо­писи — в чувствительных сюжетах, в пасторальной обрисовке при­роды (А. И. Иванов «Доение коровы»).


В развитии портрета во второй половине XVIII в. проявилось две тенденции: повышение художественного уровня и углубление реалистического образа. Это было характерно и для скульптуры. Обе тенденции проявились в творчестве художников Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, скульптора Ф. И. Шубина.

В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в России государ­ственный театр, основу которого составила труппа ярославских ак­теров во главе с Ф. Г. Волковым.

Во второй половине XVIII в. развивалось просвещение. Его цент­ром стал созданный в 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова Мос­ковский университет. В 1757 г. была, учреждена Академия художеств. В России второй половины XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В губернских городах создавались глав­ные четырехклассные народные училища, а в уездных городах — малые двухклассные. Солдатские дети обучались в солдатских школах. В духовные семинарии и школы принимали детей духовенства. Дво­рянские дети обучались в закрытых дворянских учебных заведениях: частных пансионах, шляхетских корпусах, институте благородных девиц или получали домашнее образование. Во второй половине XVIII в. в России насчитывалось около 20 горных, медицинских, штурманских, межевых, коммерческих и других школ.

Всего на рубеже XVIII—XIX вв. в России насчитывалось 550 учеб­ных заведений, где обучалось 62 тыс. человек, что явно не удовле­творяло потребностей страны в образованных людях.

XVIII столетие было отмечено бурным развитием общественно-политической мысли. Представители общественной мысли первой половины века В. Татищев, Д. Кантемир, И, Посошков, Ф. Проко-пович — были непримиримы к обскурантизму, косности, патриар­хальщине, ратовали за широкое распространение науки и просве­щения, всемерное развитие промышленности и торговли, выступали против всего, что мешало развитию России, оформлению абсолю­тистского государства. Они свято верили, что прогресс России — результат деятельности самодержавного монарха, а потому доказы­вали, «сколь монархическое правление государству нашему протчих полезнее».

Во второй половине XVIII в. в общественно-политической мысли России выделяются два направления — консервативное и просвети­тельское.

Идеологи консервативного направления Екатерина II, М. М. Щер­батов, Н. И. Панин, М- М. Херасков, А. П. Сумароков и др. при­знавали незыблемость самодержавия и крепостного права, сослов­ное деление общества, говорили о необходимости сохранения гос­подствующего положения дворянства, укрепления его прав и привилегий. В то же время, понимая, что необходимо изменить формы внутренней политики самодержавия, представители консер­вативного направления считали возможными уступки другим сословиям, если они не затрагивали основ существующего строя. Они стремились лишь подновить существующий строй, очистив его от дес­потизма и «азиатчины».

Просветительство — антифеодальная, буржуазная по сути идео­логия— возникло в 60-е годы XVIII в., когда самодержавие и кре­постное право становились препятствием на пути прогрессивного развития страны, когда все больше обострялись социальные проти­воречия, когда крестьянские выступления достигли в России неви­данного размаха и наряду с экономическими вопросами на передний план выдвигались вопросы социальные, в первую очередь вопрос взаимоотношений помещиков с крестьянами. Носителями антифео­дальных, буржуазных идей в России выступали представители пере­дового дворянства и зарождавшейся разночинной интеллигенции. Экономически слабая, политически бесправная, тесно связанная с самодержавием и зависимая от него, зарождавшаяся русская бур­жуазия не была и не могла стать носителем антифеодальных идей. Идеологами русского просветительства, у истоков которого стоял великий М. В. Ломоносов, были Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, А. Я. Поленов, Я. П. Козельский, И. А. Третьяков, Д. С. Аничков, П. С. Батурин, А. Н. Радищев, И. А. Крылов, радищевцы — И. П. Пнин, И. М. Борн, В. В. Попугаев, А. X. Востоков, В. В. Пассек, С. А. Тучков.


В развитии просветительства второй половины XVIII в. можно выделить два этапа. В 60—70-е годы страна еще не созрела для буржуазных преобразований, не было широкого общественного дви­жения, и речь шла об ограничении, смягчении, ликвидации только наиболее вопиющих проявлений крепостничества. Просветители резко критиковали различные стороны феодально-крепостнической систе­мы, возлагали надежды на всесилие просвещения и деятельность просвещенного монарха. Но эта критика подготовила идейное от­рицание всей феодальной системы уже в 80—90-е годы. Эти годы ознаменовались для России дальнейшим углублением разложения феодально-крепостнической системы, обострением социальных про­тиворечий. Феодальный строй потрясли революции в Америке и во Франции. И именно в этот период Радищев разрабатывает цельный политический идеал просветительства на основе анализа всей обще­ственной системы тогдашней России. В 80—:90-е годы он выдвигает в «Путешествии из Петербурга в Москву» идею народной революции как средства уничтожения самодержавия.

Но в конце XVIII в. революционный путь борьбы с абсолютизмом просветителями был отвергнут. Немалую роль сыграли в этом крес­тьянская война под предводительством Е. И. Пугачева и революция во Франции 1789—1794 гг. Русское общество было ими напугано и расценило их как «кровавые бунты». Радищевцы продолжали думать о положении крестьян, крепостном праве, обосновывали мирные пути его ликвидации, критиковали социальные устои, политические учреждения, но уже без революционных выводов.







Date: 2015-09-18; view: 381; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию