Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Материальное производство–основа общественного развития
1. Деятельность как целенаправленное отношение человека к действительности и к самому себе. Структура и основные характеристики деятельности. 2. Философский смысл труда. Труд как необходимое и естественное условие существования общества. Общественное производство и его составляющие: материальное и духовное производство. 3. Понятие способа материального производства и его структура: а) производительные силы, вещественный и личностный элементы производительных сил; б) структура производственных отношений; в) диалектика производительных сил и производственных отношений.
Основные понятия: труд, общественное производство, материальное и духовное производство, производительные силы, орудия труда, предметы труда, производственные отношения. Социально-философский анализ материального производства предполагает рассмотрение следующих основных компонентов материально-производственной сферы: 1) труда как комплексного социального явления; 2) способа производства материальных благ; 3) закономерностей и механизмов функционирования материально- производственной сферы в целом. Как уже отмечалось выше, необходимым условием возникновения и существования общества является целенаправленная человеческая деятельность (рис. 5.8.)
Рис. 5.8. Структура деятельности В науке понятие «деятельность» определено недостаточно четко. Хотя в последнее время оно привлекает все более пристальное внимание философов, социологов, экономистов, психологов, оно пока не получило единого и точного истолкования. Вокруг этого понятия ведутся серьезные дискуссии. Изучение философской и психологической литературы, посвященной проблеме деятельности, показывает многозначность категории «деятельность». Можно зафиксировать, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие: 1. Деятельность как совокупность результатов и последствий – продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом понимании деятельность предстает как производство. 2. Деятельность как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач, как средство их решения. В этом смысле деятельность предстает как труд в истинном смысле этого слова. 3. Деятельность как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств собственной жизни. Так понимаемая деятельность – это самодеятельность. 4. Деятельность как таковая, вне ее результативности, как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние. Здесь деятельность – это практика. Именно практика выступает предметом философского анализа. Деятельность как философская категория – это теоретическая абстракция всей общечеловеческой практики, имеющей общественно-исторический характер. «Деятельность, – пишет Л. П. Буева, – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами»[76]. Фундаментальным, основополагающим среди выделенных смыслов категории «деятельность» является практика. Именно практика является целостным и подлинно генетическим источником человеческой реальности. Практическое, деятельностное бытие человека есть основа его сущности и сама возможность существования его как субъекта. Теоретическое осознание практики как формы саморазвития общественного человека выявляет, что природа практики и человеческий способ существования – однопорядковые сущности. Это означает также, что практика не просто средство к жизни, но и подлинное «альтер эго» (другое «Я») человека, его удвоение, предметное воплощение того, что он есть внутри себя. Эта однопорядковость, помимо всего прочего, означает, что именно практика является единым носителем всех возможных составляющих человеческого способа жизни. Являясь универсальным – простым, всеобщим способом отношения человека к миру и самому себе – практика задает и исторически конкретные формы этим отношениям и определяет характер их взаимосвязи. Практика одномоментно и всегда социальна, предметна и сознательна. Не может быть бессознательной (вне и помимо сознания) практики, не может быть бездеятельной и внесоциальной практики, как не может быть непрактического сознания, непрактической деятельности, непрактического сообщества. В целостном процессе человеческой жизнедеятельности практикуемые основания человеческого способа существования (производства, сознания, общности) постоянно опосредствуют друг друга, выступая сторонами целого. Основной, или конституирующей, характеристикой деятельности является ее предметность, которая заключается в том, что она подчиняется (или уподобляется) свойствам, явлениям и отношениям независимого от нее объективного мира. Предметность выступает как универсальная пластичность деятельности, как ее возможность отражать в себе объективные свойства предметов, среди которых действует субъект. Выражение «беспредметная деятельность» лишено смысла. Иное дело, когда предмет деятельности зачастую оказывается скрытым и требуется глубокий анализ по его нахождению. Деятельность человека всегда общественна. В своей подлинно социальной деятельности человек выступает не как Робинзон, а как представитель человеческого рода, учитывающий и результаты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности. Понятия «деятельность» и «общение» тесно связаны между собой. По своему происхождению общение возникает из нужд деятельности. Деятельности присуща такая характеристика, как субъектность; она реализуется как отдельным, так и коллективным субъектом. Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностными свойствами этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий. Практическое отношение человека к действительности включает в себя три составляющие: 1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов; 2) объект, на который направлена активность субъектов; 3) активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом. В роли субъектов деятельности могут выступать: а) конкретный индивид, б) социальная группа, в) общество в целом. В зависимости от этого выделяют индивидуальную деятельность, коллективную, или групповую, деятельность и общественно-историческую деятельность, или практику. Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира. Характеризуя специфику человеческой деятельности, мы можем подчеркнуть неразрывную связь двух ее существенных признаков – сознания, выступающего как высшая форма информационной ориентации в среде, и «орудийного» труда, представляющего собой высшую форму адаптационного отношения к среде. Из всех существ, для которых совместный труд является постоянным образом жизни, лишь люди способны постоянно регулировать свое воздействие на среду специально созданными средствами труда. Лишь человек способен создавать искусственные объекты, необходимые, прежде всего, как средства многократного усиления мускульных (а также умственных) возможностей. Подчеркнем, что орудийность как признак трудовой активности не сводится к использованию готовых, «подобранных на земле» орудий труда, а означает их систематическое изготовление и хранение, предполагающее многократное использование. Труд – это «прежде всего процесс, … в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой»[77]. Определенное отношение человека к природе – первая сторона труда. Вторая сторона труда – общественный характер отношения людей друг к другу по поводу условий, процесса и результата трудового отношения к природе. Единство сторон ближайшим образом реализуется в кооперации и разделении труда. Труд – преобразование внешнего мира с точки зрения участия в нем человека, а производство – преобразование внешнего мира с точки зрения результата. Смысл труда заключается в достижении определенных результатов, реализации поставленных целей, он есть процесс созидания, положительная творческая деятельность. Также в процессе труда развивается сам субъект труда, человек. Таким образом, человек, общество, общественные отношения[78] являются всегда конечными результатами труда. Итак, труд, являясь источником разделения и ядром производства, представляет собой: 1) процесс взаимодействия человека и природы, активного воздействия людей на природный мир; 2) целенаправленную созидательную деятельность человека для удовлетворения постоянно растущих его потребностей; 3) оптимизацию создания, использования и совершенствования средств производства, техники, научных знаний; 4) совершенствование самого человека как субъекта общественного производства и личности. Поскольку труд – вечное и естественное условие жизни человека, он всегда осуществляется в рамках определенной формы общества. Практически это воплощается в таком фундаментальном явлении общественной жизни, как способ производства. Производство всегда является общественным потому, что люди не могут производить, не объединяясь определенным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена этой деятельностью. Общественное производство включает в себя ряд элементов и способствует достижению определенных общественных целей (рис. 5.9). На рис. 5.9 очевидно представлено диалектическое единство материальных и идеальных факторов в жизни общества, его экономической и духовной составляющих. Анализ особенностей экономической жизни общества предполагает изучение материального производства. Данная категория («материального производства») может быть конкретизирована через понятие «способа производства».
Рис. 5.9. Основные элементы общественного производства
Способу производства материальных благ принадлежит особая роль в общественной жизни – он является основным фактором, определяющим развитие, взаимосвязь и взаимодействие различных сторон и сфер общественной жизни: экономики и политики, науки и техники, идеологии и культуры и т.д. Материализм подчеркивает, что, в конечном счете, именно способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще. История общества рассматривается в первую очередь как история способов производства. Экономические эпохи различаются не тем, что производится и как производится, какими средствами труда. Каждый способ производства, развивая способности человека, является определенным видом и способом производства субъективных человеческих сил, способом развития производительно действующего индивида. Способ производства, в конце концов, утверждает и определенный образ жизни людей. В процессе производства люди взаимодействуют с природой и друг с другом. Эти два рода отношений и составляют неразрывно связанные стороны любого конкретного способа производства, что находит свое выражение в существовании производительных сил и производственных отношений (рис. 5.10). Способ производства определяется как противоречивое единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы составляют содержание способа производства, а производственные отношения – его форму.
Рис. 5.10. Структура способа производства
Производительные силы охватывают весь комплекс различных взаимозависимых и постоянно развивающихся элементов, которые выполняют специфическую функцию в процессе производства. Они образуют систему взаимодействия человечески-субъективных и вещественно-предметных элементов в реально существующем общественном процессе производства. Человеческая рабочая сила создает все производительные силы, организует их взаимодействие. Она осуществляет функцию целеполагания для деятельности и дальнейшего развития производительных сил, роста производительности труда. Вместе с тем технический базис производства предъявляет С развитием производительных сил происходит и совершенствование механизма их взаимосвязи. Это практически реализуется в разделении и кооперации труда через организацию и управление производством. Процесс труда всегда имел кооперативную основу, так как люди могли и могут эффективно производить что-либо, только постоянно взаимодействуя в труде. Однако эффективность кооперации всецело зависит от степени разделения труда и развития обмена деятельностью, т.е. от индивидуализации и специализации производителей. Разделение и кооперация общественных производительных сил способствует развитию материального производства и общества и таким образом становится важной производительной силой. Организация и управление развитием производительных сил также становится производительной силой, если они всесторонне учитывают разделение (дифференциацию) и обобществление (интеграцию) труда в соответствии с закономерностями развития общественного производства. Через управление и организацию осуществляется непосредственно связь производительных сил и производственных отношений, а сами они, входя в систему производительных сил, одновременно становятся элементами соответствующих производственных отношений. В процессе производства люди вступают в определенные связи и отношения, производственно-технические и экономические. Производственно-технические связи и отношения обусловлены объективными потребностями технологии и организацией самого производственного процесса. Они возникают между работниками различных специальностей, между организаторами и исполнителями, связанными технологическим разделением труда внутри производства, отрасли, между отраслями, в масштабе страны, в системе мирового хозяйства (производства). Технико-технологические отношения и связи, присущие тому или иному типу труда, обусловливают экономические производственные отношения, в которые также вступают люди.
В отличие от производственно-технических, экономические производственные отношения – это отношения по поводу собственности на средства производства, обмена деятельностью, распределения и потребления. Главную роль в системе экономических отношений играют отношения собственности на средства производства. Пронизывая все сферы экономических отношений, они обусловливают характер и содержание обмена деятельностью распределения и потребления материальных благ, формируют определенную социально-классовую структуру общества, его политическую систему, влияют на развитие различных форм общественного сознания (политических, правовых, философских, моральных, эстетических и других взглядов, отношений и учреждений). Главное, что следует вновь особо подчеркнуть: производственные (экономические) отношения являются материальными, объективными. Их характерная черта состоит в том, что они складываются как определенные, необходимые, от воли людей не зависящие. Их характер определяется конкретно-исторически достигнутым уровнем развития производительных сил, т.е. наличным техническим базисом производства. Но поскольку эти отношения складываются под формирующим воздействием производительных сил и зависят от них, являясь формой их функционирования, попытка «внедрить» производственные отношения, противоречащие естественно-историческому процессу смены типов труда, тормозит НТП, порождает кризисные явления в обществе. На этой основе сложился и функционирует объективный исторический закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Остановимся на производственных отношениях и кратко рассмотрим их структуру[79]. Технологические отношения. Данные отношения возникают по поводу непосредственно производства товара, его изготовления. Такие отношения отражают техническую логику производственного процесса, центральное место которого занимает технология как организация производства с позиций имеющихся технических средств. Организационные отношения. Любая организация есть производство и воспроизводство организации, ее инициация и реализация. В любой системе есть действия по поводу изменения (совершенствования) принципов взаимосвязи на уровнях: субъект-субъект, субъект-объект, субъект-средство труда, различные иерархические взаимосвязи и т.д. Отношения, непосредственно обеспечивающие организацию производства и распределения, координацию и субординацию субъектов, и являются организационными. Социальные отношения. Каждый человек в обществе занимает определенное социальное положение, место и выполняет соответствующую ему социальную функцию, играет определенную роль. Можно сменить место и изменить роль, но нельзя существовать без места и роли. Координация мест и ролей, их спецификация и составляют социальные отношения как необходимое условие и результат организации человеческого общества. Среди социальных отношений выделяются также отношения, связанные с характером присвоения результатов деятельности субъектов производства. Именно этот критерий и обусловил сущность понятия способ организации производства. Это способ организации производительных сил по поводу собственности. Известно, что собственность и ее отношения лежат в основе типологизации способов организации производства. При характеристике собственности и ее агентов главным является социальное положение непосредственного производителя, его отношение к используемым им условиям производства. Последнее диктует его отношение к технике и результату производства. Источниками и движущими силами развития производства являются потребности людей и следующее за этим общественное разделение труда, обеспечивающее прогрессивное развитие материального производства путем создания новых видов труда, его специализации и кооперации. Чтобы удовлетворить потребности, люди совершенствуют орудия труда, его организацию, специализируют труд. Разделяя, дифференцируя труд, производители решают две основные задачи: создают новые виды труда для того, чтобы производить новую продукцию в соответствии с возникшей потребностью, а также повышают его производительность. Специализация приводит к углублению знаний людей в той или иной отрасли общественного производства, созданию более производительных средств труда, возникновению передового опыта. Но, специализируясь в изготовлении какого-нибудь продукта, производители испытывают необходимость в постоянном обмене деятельностью с теми, кто производит другие блага, которых они не производят сами. Так, например, люди производя машины, испытывают потребность в продуктах, текстильной продукции, различных духовных благах. Чтобы иметь их, они стремятся достичь в своей сфере наибольшей производительности, наивысшей эффективности своей производственной деятельности, высокого качества продукции с тем, чтобы затем обменять результаты своего труда на нужные им материальные и духовные блага. Конкуренция стимулирует людей на достижение высокого качества и необходимого количества пользующихся спросом товаров, способствует дальнейшему разделению труда, его специализации, постоянно ставит перед производителями новые производственные задачи. Тот, чья продукция не пользуется спросом, вынужден либо вообще устраниться из конкурентной борьбы, либо перестроить, усовершенствовать производство, чтобы в последующем превзойти конкурентов. В кажущейся хаотичности рыночных отношений на деле осуществляются рациональные необходимые производственные связи и отношения между производителями. Конкуренция стимулирует инновационную деятельность, идет постоянный отбор наиболее жизнестойких производственных структур. Производство и экономика в целом приобретают черты саморазвития, спонтанности. Производители не ждут указаний «сверху», а сами вступают в необходимые для высокоэффективного производства связи и отношения. В современных условиях для удовлетворения возрастающих потребностей требуется гибкое производство, новые виды и формы труда. Это становится экономической необходимостью, проявляется как объективная тенденция. Но развитие такого производства связано с наличием экономически свободных, способных к постоянной творческой производственной деятельности производителей, т.е. с проблемой собственности. Вот почему в обществе рано или поздно устанавливаются производственные отношения, которые могут дать простор прогрессивному развитию производительным силам, обеспечивают экономический рост. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил[80] помогает понять развитие общества как объективный, естественно-исторический процесс, увидеть те производственные социально-экономические механизмы, которые лежат в основе научно-технического и общественного прогресса в целом. Основной материалистический тезис, выражающий его сущность, состоит в том, что в общественном производстве люди вступают в определенные необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных, производительных сил. Производительные силы и производственные отношения составляют способ производства материальной жизни, который обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Производственные отношения всегда выступают как социально-экономическая форма развития производительных сил. Каждому уровню развития производительных сил естественно-исторически соответствует только своя социально-экономическая форма существования и развития, которой и являются соответствующие этим производительным силам производственные отношения. Порожденные реально существующими производительными силами, производственные отношения призваны укреплять и прогрессивно развивать породившие их производительные силы. Однако, возникнув в соответствии с потребностями производительных сил как социально-экономическая форма их существования и поступательного развития, утвердившиеся производственные отношения, т.е. отношения собственности, обмена и распределения, обычно отстают от развития производительных сил, которые непрерывно развиваются и совершенствуются в результате разделения труда, технического прогресса. Создается ситуация, когда из фактора развития производительных сил производственные отношения становятся их ограничителями. Тогда между производительными силами и производственными отношениями возникает и нарастает конфликт, означающий, что в обществе созрела потребность в обновлении производственных отношений. Это противоречие трактуется как экономическая основа социальной революции. Закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил и уровню их развития в самой простой форме можно выразить следующим образом: производственные отношения не могут быть выше того уровня их развития, который определяется наличным состоянием производительных сил.
Контрольные вопросы 1. Какова суть человеческой деятельности? 2. Как соотносятся между собой понятия «деятельность» и «труд»? 3. Какова роль труда в процессе развития общества как системы? 4. Из каких основных элементов складывается общественное производство? 5. Охарактеризуйте понятие «способ производства». 6. Какой вид производственных отношений является основополагающим в процессе формирования экономического базиса и почему? 7. Почему материальное производство зачастую считается основой существования и развития общества? 8. Какой элемент является ведущим в структуре производительных сил?
Date: 2015-09-18; view: 7276; Нарушение авторских прав |