Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бытие и его основные формы. Материя, движение, пространство и время
1. Проблема бытия, её решение в различных философских учениях. Основные формы бытия. 2. Формирование философского учения о материи. Материя как субстанция. Современное понимание материи. Структурные уровни и свойства материи. 3. Понятие движения и покоя. Основные формы движения, их специфика и взаимосвязь. Движение и развитие. Виды развития. 4. Философское понимание пространства и времени. Субстанциальная и реляционная концепции. Общие и частные свойства пространства и времени. Специфика пространственно-временных свойств в неживых, живых природных и социальных процессах. Основные понятия: бытие: духовное, материальное, социальное. Объективная реальность, материя, движение. Основные типы и формы движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Пространство и время, понятие пространственно-временного континуума, субстанциальная и релятивистская концепция пространства-времени.
Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории сущего, называется онтологией (от греческого on [ontos] – «сущее» и logos – «учение, понятие, слово»). Содержание любого онтологического учения раскрывается через взаимосвязь категорий существования, реальности, бытия, субстанции, мышления (сознания), а также объективного и субъективного, среди которых особое место занимает категория бытия (поэтому онтологию еще определяют как учение о бытии) (рис. 3.1–3.3). Открытие категории бытия принадлежит представителям элейской школы (VI–V вв. до н.э.), которые считали, что бытие представляет собой вечное, неизменное, всегда равное самому себе существование. Их современник Демокрит (ок. 460 – ок. 370 гг. до н.э.) полагал в качестве бытия бесконечную совокупность атомов. Чуть позже Платон (ок. 427 – ок. 347 гг. до н. э.) объявил, что истинным бытием обладают вечные, неизменные и совершенные идеи. Последующее развитие философии породило различные варианты трактовок бытия, все многообразие которых сводится к трем главным концепциям: материалистической, объективно-идеалистической и субъективно-идеалистической (рис. 3.1). Суть первой, материалистической, концепции состоит в том, что под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания, и ее бытие, т. е. способ существования, состоит в том, что она способна воздействовать на все, включая сознание человека. Таким образом, для материализма бытие есть совокупность движущейся материи. В объективно-идеалистическом понимании бытие предстает в виде объективно существующей идеи. Так, согласно Гегелю, бытие – это понятие, которое является предельно простым и потому абсолютно бессодержательным. Отсюда вывод: бытие равно небытию, так как ни то, ни другое не обладает никакими свойствами. Поэтому эти два понятия равным образом охватывают все существующее, и начинать строить картину мира следует именно с них, так как они являются предельно общими и простыми. Бытие в объективном идеализме служит исходным пунктом для развертывания целой системы понятий, отображающих иерархию форм бытия во всей ее сложности и конкретности. В третьей концепции бытия – субъективно-идеалистической – бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать – это значит быть воспринимаемым. В рамках этой концепции бытие предполагает связь только с нашими ощущениями и представлениями. При этом субъективные идеалисты исходят из того, что все это есть результат непосредственного воздействия Бога, либо мы вообще не знаем откуда все берется. То, что мы обычно видим и считаем реально существующим, в действительности столь же мало реально, как и образы на киноэкране, которые лишь проецируются на него, но сами по себе не существуют. Для Бога сознание человека представляет собой как раз такой экран, на который он проецирует всю совокупность образов, которую человек принимает за реальность. Пока предмет воспринимается субъектом, он существует, т. е. обладает бытием. Как только он перестает его воспринимать, он утрачивает свое бытие и перестает существовать. Date: 2015-09-18; view: 668; Нарушение авторских прав |