Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Герменевтика, как способ философствования; античная и средневековая герменевтика⇐ ПредыдущаяСтр 93 из 93
Начало вопроса должно быть посвящено понятию «герменевтика» и связи этого понятия с античной мифологией и становлением античного дискурса. (Дискурс – это рационализированная речь (или текст), выражающий точку зрения автора на структуру мира.) Что касается средневековой герменевтики, то нужно отметить, что одной из форм средневековой философской мысли стала экзегетика, как толкование авторитетного священного текста, с помощью которого достигается понимание богооткровенных истин, принимаемых верующим человеком непосредственно, без доказательства, именно как откровение. Литература 1. Ильин, В.Р. История философии: учебник для вузов / В. Р. Ильин. – СПб: Питер, 2003. – С. 441 – 447. 2. Мареев, С.Н. История философии (общий курс): учеб. пособие / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева. – М.: Академический проект, 2003. – С. 681 – 691. 3. Миголатьев, А.А. Философия: учебник для вузов / А. А. Миголатьев. – М.: Юнити-Дана, 2001. – С. 237 – 238. 4. Канке, В.А. Философия: учебник / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002. – С. 115 – 118. Герменевтика сознания и герменевтика бытия, как формы философской герменевтики. В ХХ веке, в основном, культивируются две формы философской герменевтики: герменевтика сознания (Шлейермахера – Дильтея); с другой стороны – герменевтика бытия (Гадамера). При раскрытии данного вопроса следует указать на существующие между ними различия; привести примеры. Дать определение понятия «герменевтический круг». Литература 1. Ильин, В.В. История философии: учебник для вузов / В. В. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – С. 441 – 447. 2. Канке, В.А. Философия: учебник / А. А. Канке. – М.: Логос, 2002. – С. 115 – 118. 3. Лузан, А.А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск: ДГМА, 2009. – С. 132-134. Мареев, С.Н. История философии (общий курс): учеб. пособие / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева. – М.: Академический Проект, 2003. – С. 681 – 691.
Экзаменационные вопросы по философии (для студентов всех специальностей и всех форм обучения)
1 Мировоззрение и его структура. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. 2 Философия как тип мировоззрения. Круг философских проблем. 3 Философия в системе наук. Методологическая функция философии. 4 Истоки античной философии: от мифа к логосу. Космоцентрический характер античной философии. 5 Метафизика и диалектика в эпоху античности. 6 Проблема бытия в древнегреческой философии. 7 Проблема человека и общества в античной философии. 8 Теоретико-познавательные проблемы в философии античности. 9 Синтез христианства и античной философии в средневековой философии. 10 Учение о бытии в философии Средневековья. Креационизм. 11 Проблема соотношения веры и разума, религии и философии в средневековой философии. 12 Учение о человеке и обществе в философии Средневековья. Проблема свободы воли. 13 Гуманизм философии Возрождения. 14 Научная революция ХVII века и ее отражение в философии Нового времени. 15 «Новый Органон» Ф. Бэкона: от «идолов» познания к индуктивному методу. 16 Принцип сомнения Р. Декарта. Метод рационалистической дедукции. 17 Понятия «Субстанция», «Бог» и «Природа» в философии Б. Спинозы. 18 Учение о монадах Г. В. Ф. Лейбница. 19 Учение о человеке и обществе в философии Нового времени. 20 «Коперниканский переворот» в философии И. Канта. 21 Философия Г. В. Ф. Гегеля. Метод и система. 22 Философская мысль в Украине. 23 Социально-исторические, теоретические, естественнонаучные предпосылки возникновения марксизма. 24 Концепция материалистической диалектики К. Маркса. Отличие диалектики Маркса от диалектики Гегеля. 25 Представления о направленности исторического процесса. Общественно-экономические формации. 26 Проблема отчуждения человека в философии К. Маркса 27 Критика христианской морали Ф. Ницше. 28 «Сверхчеловек» – носитель новых ценностей и новой морали, философский идеал Ф. Ницше. 29 Психоанализ. Учение З. Фрейда о бессознательном. 30 Концепция культуры и общества в психоанализе. Неофрейдизм. 31 Истоки экзистенциализма. Социально-исторические и культурные предпосылки. 32 Категория бытия в экзистенциализме. Бытие мира и бытие человека. 33 Человеческое существование и свобода в философии экзистенциализма. 34 Философия позитивизма. Основные этапы её эволюции. 35 Понимание предмета философии в неопозитивизме. Принципы неопозитивизма. 36 Прагматизм. Понятие истины в прагматизме. 37 Философская герменевтика. Античная и средневековая герменевтика. 38 Феноменология. Понятие истины и задачи философии в феноменологической теории. 39 Постмодерн как тип культуры и способ философствования. 40. Проблема веры и разума, философии и религии в философии неотомизма.
А Абсолютная идея – основополагающее понятие философской системы Г. В. Ф. Гегеля, выражающее безусловную полноту всего истинно сущего. Существуя до природы и общества, абсолютная идея проходит три ступени развития: логику, природу, дух. На ступени логики идея существует еще до природы, вне времени и пространства. Она развертывает из себя все богатство своего содержания, создает сеть философских категорий. Переходя в природу, идея попадает в состояние инобытия, в котором она словно отрицает себя как Дух, но сама логика ее развития и законы остаются прежними. Следующий этап в развитии абсолютной идеи – ее проявление как духа в человеке через его историю, культуру, науку, религию, словом, через духовную деятельность отдельного человека и общества в целом. На этой стадии идея познает саму себя, начиная с чувственных форм и кончая логическими категориями. Агностицизм (греч. а – отрицание и gnosis – знание) – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. В философии агностицизм не является самостоятельной концепцией, а представляет собой лишь критическую позицию в познании – как в отношении явлений, так и в отношении методов. То есть агностик может принадлежать к любой философской школе, которая не настаивает на возможности познания абсолютной истины. Позиций агностицизма придерживались такие выдающиеся философы, как: Иммануил Кант, Давид Юм, Бертран Рассел, Герберт Спенсер и др. Антиномия разума (от греч. anti – против и nomos – закон; противоречие в законе или противоречие закона самому себе) – ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование, и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой системы знания, то есть противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково верными. Идея антиномического мышления возникла в древнегреческой философии (Зенон, Платон, Аристотель), хотя тогда чаще употреблялся термин «апория». Кант использовал понятие «антиномия» для объяснения основного тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе». По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, так как делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих «антиномий чистого разума», например: «Мир конечен – мир бесконечен»; «В мире существует свобода – в мире не существует свободы»; «Существует Бог – не существует Бога» и т. д. Антропоцентризм (от греч. anthropos – человек, kentron – центр) – философская позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания. В античности такую позицию радикально представлял Сократ, позднее таких взглядов придерживались некоторые представители средневековой схоластики и некоторые философы Нового времени (например, Б. Спиноза). Достаточно ярко элементы антропоцентризма проявляются в экзистенциализме и учении современного христианского эволюционизма (Тейяр де Шарден). Апологетика (греч. апология – защита, оправдание, заступничество; речь, сказанная или написанная в защиту кого-либо) – это, в общем смысле, любая защита христианства от обвинений и критики со стороны его противников. Апологетика как защита христианства существует с самого начала становления этой религии и четко наблюдается особенно в трудах философов раннего Средневековья (например, Филона Александрийского, Иосифа Флавия и др.). Априори (лат. a priori – буквально «от предшествующего») – знание, полученное до опыта и независимо от него. Этот философский термин получил важное значение в теории познания и логике благодаря Канту. Идея знания априори связана с представлением о внутреннем источнике активности мышления. Противоположностью априори является апостериори (лат. a posteriori – от последующего) – знание, полученное из опыта (опытное знание). Архетип (от др.- греч. архе – «начало» и типос – «образец») – понятие, используемое в философии психоанализа для обозначения структурных элементов человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Согласно концепции Карла Юнга архетипы – это «образы коллективного бессознательного», т. е. древнейшие общечеловеческие символы, прообразы, лежащие в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение. Например: злая мачеха, добрая и прекрасная падчерица, благородный разбойник и т. д. Атомизм – философская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц – атомов. Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы – мельчайшие неделимые, не возникающие и неисчезающие, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), которые двигаются в пустоте и в своем движении, сцепляясь друг с другом, образуют вещи. Атрибуты субстанции – основные качества, неотъемлемые свойства субстанции, без которых она не может ни существовать, ни мыслиться. Понятие получило особое развитие в философии Нового Времени в работах таких мыслителей, как: Б. Спиноза, у которого атрибутами <субстанции – бога – природы> являлись мышление и протяжение, а также Р. Декарта, который считал, что в качестве основного атрибута духовная субстанция имеет мышление, а материальная – протяжение. Остальные же атрибуты производны от этих первых, и их следует называть модусами. Так, например, модусами мышления являются воображение, чувство, желание, а модусами протяжения – фигура, положение, движение и т. д. Б Базис – одно из основных понятий исторического материализма К. Маркса. Базис представляет собой совокупность производственных отношений, которые составляют экономическую структуру общества. Материальное производство – сочетание производительных сил (трудящейся массы людей и средств производства, которыми те пользуются) и производственных отношений (общественных отношений, неизбежно возникающих в связи с производством). Базис – основа и первопричина всех процессов, происходящих в обществе. Собственно социальная структура общества есть сочетание базиса и надстройки (совокупности политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем). Бессознательное – центральное понятие философии психоанализа. По мысли основателя данного направления З. Фрейда, бессознательное – ОНО – составляет основной объем психики человека, в которой наряду с ним включены сознание – Я, а также высшая психическая инстанция – СВЕРХ-Я. Библия (греч. biblia – мн. ч. – «книги») – собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (Танах) является также священным текстом иудеев. В Ветхом Завете содержится оригинальная концепция сотворения мира, изложен Закон Божий в виде 10 Заповедей, данных Богом пророку Моисею на горе Синай, а также история иудейского «богоизбранного» народа и самое главное для христиан – пророчества о грядущем Мессии – Спасителе мира. Основу Нового Завета составляют 4 Евангелия (от апостолов Марка, Матвея, Луки и Иоанна), в которых повествуется о пришествии и земном пути сына Божьего, Мессии – Иисуса Христа, который был распят за грехи людей и своею смертью искупил их, открыв, всем уверовавшим в него, путь в Царствие Небесное.
Бог – центральная проблема философии Средневековья. Под данным понятием часто подразумевается сверхъестественная сущность, которая может являться единственной в своем роде (монотеизм) или какой-либо одной конкретной из многих (политеизм). Религиозные философы осмысливают бытие мира через призму его творения и предопределения Богом и все, происходящее в мире, рассматривают как установленные Богом или Богами закон и порядок. В христианстве един в трёх лицах – Троица (Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух). Однако в некоторых религиозных учениях бог безличен. Особую актуальность философская проблема бытия Бога приобретает в трудах Августина Блаженного, Фомы Аквинского и др. Бытие – центральное философское понятие, выражающее первооснову всего существующего. Ему посвящен раздел философского знания – онтология. Впервые это понятие встречается в древнегреческой философии в учении Парменида, который обозначил им «все то, что есть, все то, что существует». По его мнению, бытие есть, а небытия нет. Второй тезис Парменида говорит о том, что «мыслить и быть – одно и то же». И раз небытия нет, то все, что мыслимо, то есть бытие. Позже Аристотель выделил бытие потенциальное (возможность) и актуальное (действительность). С точки зрения Средневековой философии и многих философов Нового времени, бытие представляет собой абсолютную реальность вне времени. Бытие – это Бог, а, например, у Г. В. Ф. Гегеля – Мировой Дух. Диалектический материализм К. Маркса приравнивает бытие к таким понятиям, как природа и реальность. Он не отрицает той идеи, что мышление и сознание имеют бытие, однако полагает, что бытие и сознания и мышления является порожденным и обозначается через бытие материи (природы). Оригинальную трактовку бытия дает такое направление современной неклассической философии, как экзистенциализм, отождествляя бытие с экзистенцией, немецкий философ М. Хайдеггер, например, утверждает, что экзистенция – бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Несмотря на многообразие представлений о бытии в философии, можно сделать общий вывод, что бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. В Вера – признание чего-либо истинным, без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и пытается их найти. В философии рассматривается как основной элемент религиозного мировоззрения, и особую важность приобретает в Средневековой философии при рассмотрении вопроса о соотношении веры и разума в процессе познания, а также встречается в проблемном поле таких направлений современной философии, как: неотомизм, философия жизни, прагматизм. Верификация – принцип опытной проверки научных данных и выводов, согласно которому истинность всякого утверждения должна быть установлена путем его сопоставления с указанием на факт. Понятие связано с таким философским направлением ХХ века, как неопозитивизм. Волюнтаризм (лат. voluntas – воля) – направление в неклассической философии, признающее волю первоосновой всего сущего и приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии мирового процесса. Термин получил особое распространение в XIX веке в философских работах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона. Воля к власти – центральное понятие философии немецкого мыслителя Ф. Ницше, обозначающее «внутреннюю сущность бытия», его фундаментальную движущую силу, жизненную силу, которая в полной мере может быть проявлена в фигуре т. н. сверхчеловека – человека сильного, благородного, господина своей судьбы, который готов принять страдание и смерть, но только не слабость и рабство, в нем не погибло древнее кулачное право – право сильного, используя которое, он утверждает свою власть. Г Герменевтика – теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»). История герменевтики восходит к философским текстам античности (где часто истолковывались мыслителями тексты и высказывания предшественников), а также проявляется в философии средних веков (где мы сталкиваемся с истолкованием библейских текстов). Понятие герменевтики в его современном значении восходит к Новому времени. Приблизительно в середине 17 в. устанавливается различие между ходом истолкования и его методом: герменевтика утверждается как учение о «правилах» истолкования. Это течение в философии 20 в., основные идеи которого изложены в трудах Х. Гадамера и Шлейермахера. Превращение герменевтики в философию связано также с именем М. Хайдеггера, который стал рассматривать «понимание» не в гносеологическом, а в онтологическом плане, т. е. не как способ познания, а как способ существования. Человеческое бытие, изначально находится в ситуации понимания. Задача герменевтики состоит в истолковании этой ситуации. Эти положения легли в основу концепции философской герменевтики Х. Гадамера.
Герменевтика бытия и герменевтика сознания – две формы философской герменевтики, получившие свое развитие в ХХ веке; с одной стороны, герменевтика сознания (Шлеймахера – Дильтея); с другой стороны, герменевтика бытия (Гадамера, ученика Хайдеггера). Между ними существует принципиальное различие. Согласно герменевтике сознания, понимание есть вживание в психологический мир другого, форма сопереживания (конгениальности, психологической родственности субъектов). Согласно герменевтике бытия, понимание есть смысл человеческого опыта, реализующегося в делах и языке индивидуумов. Герменевтический круг – понятие, используемое в философской герменевтике для характеристики особенностей процесса понимания, связанных с его циклическим характером. Для того чтобы нечто понять его необходимо объяснить и наоборот. В отчетливой форме как круг <целого и части> представлен в герменевтике 18–19 века (Ф. Шлейермахер, А. Бек) – для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей необходимо иметь представление о смысле целого (всего текста). Гносеология (греч. gnosis – знание, logos – учение) – раздел философского знания, в котором исследуются: теория познания как таковая: проблемы истины, проблемы методологии ее поиска, проблемы логики и границ познания, проблемы научного знания и его продуцирования. Государство – форма политической организации общества, осуществляющая управление данным обществом, охрану его экономической, социальной и идеологической структуры, действующая на ограниченной территории с определенными правами и обязанностями граждан, проживающих на ней. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, тем самым обеспечивая свою целостность. Впервые труды, посвященные проблемам государства и государственного управления, появились в Древней Греции (софисты, Платон, Аристотель), а начиная с середины ХІХ века, новая наука политология выделила государство в качестве предмета отдельных исследований. Гуманизм – философская позиция, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Как система взглядов гуманизм оформился в эпоху Возрождения и приобрёл характер широкого и разностороннего движения общественной мысли, охватившего не только философию, но и филологию, литературу, искусство. В 14–15 вв. центром гуманизма была Италия (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Леонардо да Винчи, и др.). Гуманизм вместе с движением Реформации распространился и в таких европейских странах, как: Франция (Ф. Рабле); Испания (М. Сервантес), Англия (У. Шекспир и Ф. Бэкон); Германия (А. Дюрер). Д Диалектика – признанная в классической философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики; категории; принципы. Элементы диалектики можно найти в идеях ранних греческих философов (Фалес, Гераклит, Платон, Аристотель), а также понимание диалектики, как искусства спора, метода аргументации в философии, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания предмета данного спора (в таком виде в Древней Греции диалектика встречается у софистов, Сократа, Зенона). З «Забота» – одно из базовых понятий экзистенциализма, введенное М. Хайдеггером. Значение категории «забота» носит чисто онтологически-экзистенциальный характер и выражает структуру человеческого бытия. Она представляет собой единство трех модусов бытия: бытия в мире, бытия как забегания вперед и бытия при внутримировом сущем. Забота в буквальном смысле означает: «быть – всегда – уже – впереди – себя – в – качестве – бытия – при – внутримировом сущем». Три модуса заботы выражают три момента времени: прошлое, будущее и настоящее. И Идеализм – философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с религиозным миропониманием о конечности мира во времени и пространстве и сотворённости его Богом. Идеализм рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания. Самыми яркими представителями идеалистических позиций в философии можно считать Платона, мыслителей эпохи Средневековья, а также Г. В. Ф. Гегеля, философскую систему которого можно по праву назвать абсолютным идеализмом. Идея (эйдос) – исходное понятие философской системы древнегреческого мыслителя Платона. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками, подлинным бытием. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи – источник всего, сама же материя ничего не может породить. Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. Идея (эйдос) любой вещи или существа – это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи – изменчивости, множественности и искаженности. Имморализм – отрицание ценности принципов и предписаний традиционной морали. Относится к основным понятиям философии жизни Ф. Ницше, который не признавал обязательность и всеобщность предписаний господствующей морали, опиравшейся на христианское понимание добра и зла. Сверхчеловек – идеал имморалистических воззрений Ницше, стоит «по ту сторону добра и зла» и не признает ценностей христианской традиционной культуры. Интенция – одно из центральных понятий феноменологии Гуссерля, которое употребляется им для характеристики чистого сознания, выражающего единственное его свойство – направленность на объект. В узком (и преимущественно используемом) смысле интенция является «пустой», не связанной с наглядным представлением, восприятием предмета, оставаясь его чистым полаганием. В широком смысле интенция включает акты реализации отнесенности к предмету, когда последний дан нам в соответствующем наглядном созерцании. Иррационализм – (лат. irrationalis – неразумный, нелогичный) – направление в философии, признающее ограниченность человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как: интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности. Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, В. Дильтей, А. Бергсон. Истина – универсальная абстрактная категория; понятие, используемое для различения достоверного и недостоверного знания по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости. Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином, затем оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей. Проблема истины – одна из самых актуальных, как в классической, так и неклассической философии. К Кардиоцентризм – это течение в украинской философской традиции, которая продолжает тему целостности человека, его духовного бытия. Это идея самопознания как духовного саморазвития благодаря наличию духовного смыслового двигателя – сердца (от лат. – cardio). Философия сердца не противопоставляет, не разрывает, а объединяет веру и знание (разум). Они определяются как равноценные, равноправные пути познания мира, Бога и самопознания, пути, которые сходятся, взаимоусиливаясь. Идей кардиоцентризма придерживались такие украинские мыслители, как Григорий Сковорода, Памфил Юркевич. Категории (от греч. kategoria – высказывание; признак) – наиболее фундаментальные понятия, отражающие всеобщие связи (отношения) действительности и являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления. Анализ категорий как наиболее общих характеристик всякого сущего восходит к античности. Впервые систематическое учение о категориях попытался развить Аристотель в трактате «Категории». Он выделил такие категории, как: «сущность (субстанция)», «количество», «качество», «отношение», «место», «время» и др. Эта система категорий с несущественными изменениями обсуждалась в философии вплоть до Нового времени. Конвенционализм (от лат. conventio – договор, соглашение) – философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными. Они должны быть внутренне непротиворечивы и соответствовать данным наблюдения, но не имеет смысла требовать от них, чтобы они отражали истинное устройство мира. Следовательно, все непротиворечивые научные (а также философские) теории в равной степени приемлемы и ни одна из них не может быть признана абсолютно истинной. Современный конвенционализм берет начало в работах Э. Маха, П. Дюгема и, в наиболее явной форме, – Анри Пуанкаре. Космоцентризм – система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, многообразный, единый и одновременно вселяющий ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса, а рассматриваемые проблемы приобретали космический масштаб (Фалес, Пифагор, Гераклит и др.). Креационизм – (от лат. creatio – творение) – теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом. Такая позиция получила особое развитие в средневековой философии, занимавшейся в основном истолкованием библейских текстов. Сам термин «креационизм» стал популярным приблизительно с конца XIX столетия (в учении неотомистов и иудейских мистиков) и обозначил концепции, признающие истинность изложенной в Ветхом Завете истории сотворения мира. Культура (лат. сultura – «возделывать») – обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура» и т. п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Л Либидо – (лат. libido – похоть, влечение, желание, страсть) – энергия сексуального влечения или половой инстинкт, одно из основных понятий психоанализа, разработанных Фрейдом. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности. Фрейд приравнял либидо к Эросу Платона и определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д. Термин «либидо» используется Фрейдом при объяснении причин возникновения психических расстройств, невроза и также для описания хода психического развития нормального человека, его научной и художественной деятельности, сублимации. Логический позитивизм – направление неопозитивизма, возникшее в 1920-х гг. на основе учения философов Венского кружка, которые попытались сочетать эмпиризм, основанный на принципе верификации (проверяемости научных теорий), с методом логического анализа научного знания с целью сведения последнего к «непосредственно данному», т. е. к эмпирически проверяемому содержанию научных понятий и утверждений. Со 2-й половины 1930-х гг. логический позитивизм стал известен под названием логического эмпиризма. К этому времени представители данного направления (Р. Карнап, Г. Фейгль, К. Гемпель) отказались от своих исходных гносеологических догм, обнаруживших свою несостоятельность при попытках осуществления программы логического анализа науки, в частности от принципа сводимости научного знания к эмпирически данному.
М
Марксистская философия – учение немецкого экономиста, философа, социолога К. Маркса, соединившее материализм и диалектику в понимании природы и распространившее принципы материализма на общественную жизнь. Данная философия призвана выступать основой мировоззрения рабочего класса, его методологией познания и преобразования общественной жизни. Материализм (от лат. materialis – вещественный) – философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) – вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции – материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) – являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Первые идеи материалистического порядка были высказаны древнегреческими мыслителями Фалесом Милетским, Анаксимандром, Эмпедоклом (в качестве первоначала мира им виделась материально-осязаемая стихийная сила). Материя (лат. materia – вещество) – «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И.) Материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Она включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями. Метафизика (др. - греч. – «то, что после физики») – раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 книг Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после Аристотелевой «Физики», отчего и получили своё название. Метод познания – система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Мыслители прошлого (начиная с Аристотеля) высоко оценивали значение методов научного познания. Философ нового времени Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Существует множество разных методов, классифицируемых по разным основаниям: методы качественные и количественные, содержательные и формальные, исторические и логические и т. п. Широко распространено деление методов по широте охвата действительности. Итогом этого деления являются методы: 1) всеобщие, универсальные (сюда относятся философские методы и формально-логические); 2) общенаучные (системный метод, метод моделирования и др.); 3)специальные (метод газожидкостной хроматографии, энцефалография как метод исследования головного мозга и многие другие). Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, logos – понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной на достижение истинного знания, а также учение об этой системе. Метод рационалистической дедукции – метод познания, сформулированный в XIIV веке французским мыслителем Рене Декартом, смысл которого в том, что в процессе познания следует опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, выводить новые знания, то есть получать общие положения, общее знание о мире, путем анализа отдельных конкретных фактов. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир, которая включает в себя знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности, что собственно и определяет место человека в этом мире. Миф (от греч. мyfos – говорение, сказание) – одна из ранних форм мировоззрения, воспроизводящая в образно-эмоциональной форме представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях, при этом в мифе отсутствует четкое разделение божественного, природного и человеческого, все слито воедино – фантазии и реальность, вымысел и правда тесно переплетены. Многие исследователи усматривают в мифах (в частности, древнегреческих творениях Гесиода, Гомера и др.) первоистоки философии, начало постановки философских проблем и осмысления мирового порядка. Модусы субстанции – категория, введенная в философию мыслителями эпохи Нового времени (Б. Спинозой, Р. Декартом), которые описывая субстанцию и ее атрибуты определял модусы как «состояние субстанции, т. е. нечто, содержащееся в другом, через которое она и представляется». Всякий модус, по мнению Спинозы, обладающий необходимым и бесконечным существованием, должен вытекать из абсолютной природы какого-либо атрибута Бога или из какого-либо атрибута, находящегося в состоянии необходимой и бесконечной модификации. Итак, субстанция объясняет все многообразие явлений природы (в том числе и человека). Она является единственной реальностью, конечные же вещи, производные от атрибутов субстанции – ее состояния или модусы. Человек – не субстанция, не атрибут, он состоит из определенных модификаций атрибута Бога. Иначе говоря, из модусов мышления – идей и модусов протяженности – тела. Монады (от греч. – mono – единственное, единое) – это живые, духообразные единицы, из которых все состоит и кроме которых ничего в мире нет. Другими словами, это простые субстанции, не имеющие частей. Монад бесчисленное множество, и все они находятся друг к другу в отношении предустановленной гармонии. Духовная природа монад исключает их взаимодействие, поэтому гармония между ними сводится к предустановленной богом согласованности. Бог – монада всех монад. Учение о монадах принадлежит немецкому философу Готфриду Лейбницу и называется монадология. Мышление – умственный процесс интерпретации того, что воспринято; опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Н Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор достоверных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, – прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества. Надстройка – одна из основных, наряду с базисом, категорий исторического материализма К. Маркса. Совокупность исторически определенных производственных отношений, составляющих экономическую структуру данного общества, является базисом, основанием всякого общества, и именно они обусловливают собой характер надстройки – природу государства (политическую надстройку), право (или правовую надстройку), общественные взгляды людей, идеи: нравственные, религиозные, философские, художественные, политические и соответствующие этим взглядам учреждения. Неопозитивизм – одно из направлений философии 20 в., форма позитивизма. Основные идеи восходят к эмпиризму и феноменализму (Дж. Беркли, Д. Юм). Отвергает возможности философии решить мировоззренческие проблемы, противопоставляет науку философии. Свою задачу видит в разработке метода логического или лингвистического анализа знания (или языка – научного, философского, обыденного). Идеи неопозитивизма получили выражение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложился логический позитивизм. К неопозитивизму примыкал ряд представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен) в Швеции. В 1950-е гг. больший вес приобретает лингвистическая философия. Представители неопозитивизма сыграли значительную роль в развитии современной формальной логики, семиотики и логики науки. Неофрейдизм – направление в психоаналитической философии, получившее развитие в 20–30-е годы XX века из учения Зигмунда Фрейда его последователями и критиками, принявшими основы его теории, но пересмотревшими ряд ключевых понятий и положений его теории. В этом отношении почва для неофрейдизма была подготовлена первыми «раскольниками» внутри психоанализа – А. Адлером, О. Ранком, К. Юнгом. Все они отвергли фрейдовский биологизм, сексуальный детерминизм и инстинктивизм, а также придавали меньшее значение бессознательному. Номинализм – одно из направлений средневековой схоластической философии, развившееся в борьбе с противоположным ему направлением – реализмом). Данное направление, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen имя, nominalis именной, отсюда название – номинализм). Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама). Ноумены – (по Канту, они же – вещи в себе) – философский термин, обозначающий явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых (данных нам в объективной реальности) феноменов; вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия. По другому толкованию ноумены – это нечто, сущность и смысл которого известны только умопостигающему субъекту. О Общественное бытие и общественное сознание – категории исторического материализма К. Маркса, выработанные для решения основного вопроса философии применительно к обществу. Общественное бытие – это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие вместе со становлением человеческого общества. Общественное сознание – духовная сторона исторического процесса – представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). Общественно-экономическая формация – в марксизме – исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся только ей свойственным способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией. Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В истории философии общество часто понималось как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения «социальных инстинктов» (Аристотель), контроля над своими действиями (Гоббс, Руссо) и т. п. Понимание общества как основанного на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов было характерно для философии 17 – нач. 19 вв. Вместе с тем в 19 в. возникает критика «договорной» теории общества. Конт видел истоки возникновения общества в действии некоторого абстрактного закона формирования сложных систем. Гегель противопоставлял «договорной» теории трактовку «гражданского общества» как сферы экономических отношений, где всесторонне переплетается зависимость всех от всех. Объективный идеализм – одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). Наиболее известные представители объективного идеализма – Платон, Фома Аквинский, Гегель, Шеллинг. Онтология (от греч. on, родительный падеж, ontos – сущее и логия – слово, понятие, учение) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т. е. как метафизика бытия. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа. Основной вопрос философии – историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной, если не единственной проблемой философии на протяжении всей её истории, является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе. В зависимости от ответа на него философские позиции делятся на материализм (когда признается приоритет материи над духом, например, у Л. Фейербаха, К. Маркса), идеализм (когда духовные процессы и явления признаются первичными по отношению к материи, например, у Платона, Г. В. Ф. Гегеля и др.) и дуализм (когда материальное и духовное считаются взаимозависимыми и обретающими бытие одновременно, например, у Р. Декарта, Э. Ильенкова). П Пантеизм (греч. pаn – «всё, всякий» и греч. theos – «бог, божество») – учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм). Термин «пантеист» был введён английским философом Дж. Толандом (1705), а термин «пантеизм» – его противником нидерландским теологом И. Фаем (1709). В пантеистических концепциях нередко скрывались натуралистические тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистическому религиозному мировоззрению. Патристика (от греч. patér, лат. pater – отец) – термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2–8 вв. (так называемых отцов церкви). Первый период патристики (2–3 вв.) представлен деятельностью так называемых апологетов; среди них выделяется Ориген, впервые пытавшийся построить на основе предпосылок христианской религии целостную философскую систему. Высшей точки патристика достигает в работах Василия Великого, Григория Нисского на греческом Востоке и Августина Блаженного на латинском Западе. Пограничная ситуация – категория экзистенциальной философии, описывающая ситуацию, при которой возникает серьёзная опасность для жизни человека. Термин введён немецким философом и психиатром, одним из создателей экзистенциализма Ясперсом Карлом в работе «Разум и экзистенция». Пограничные ситуации возникают перед лицом смерти, вины, тяжёлых жизненных испытаний, сильных стрессов. При этом организм человека, в целях самосохранения, мобилизует все свои внутренние резервы, чувства максимально обостряются. Согласно экзистенциалиму, пограничная ситуация открывает человеку его экзистенцию, смысл его личного бытия, понимание собственной экзистенции (существования в мире). Позитивизм – направление западноевропейской философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические – «позитивные») науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. У истоков этой философии стоит О. Конт. Возникновение позитивизма связывалось с неспособностью спекулятивной философии (метафизики) решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в крайность, позитивисты отвергли теоретическую спекуляцию, умозрение как средство получения знаний. Проблемы, понятия и положения прежней философии (о бытии, сущностях, причинах и т. д.), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть проверены посредством опыта, они объявили ложными или лишенными смысла. Позитивизм претендовал на звание принципиально новой, «позитивной», философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. Политика (греч. Politika – государственные или общественные дела, от polls – государство) – сфера деятельности, связанная с отношениями между людьми и социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Проблемы философии политики были сформулированы в Древней Греции в трудах Платона и Аристотеля и получили свое развитие в трудах философов вплоть до ХІХ века, пока не появилась отдельная сфера политических исследований – политология. Постмодерн – социально-культурная ситуация, сложившаяся в ХХ веке и характеризующаяся принципиальной сменой ряда ключевых Прагматизм (от др.-греч. pragma – «дело, действие») – философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и поиске смысловой значимости и выгоды в процессе познания. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма. Далее прагматизм развивался в трудах Уильяма Джемса, Джона Дьюи и Джорджа Сантаяны. Прагматическая максима – (другими словами, максима прагматизма) – максима логики, сформулированная американским философом Чарльзом Пирсом, с целью достижения оптимальной ясности и понимания в научном исследовании. Эта максима положена в основу философии прагматизма и звучит так: «при исследовании некоторого предмета следует рассматривать только те его свойства, которые будут иметь в дальнейшем практическое значение и смысл для закрепления наших верований (четких системных представлений о природе данного предмета или явления и его свойствах)». Принципы диалектики – это сложные, концентрированные формы диалектического знания, аккумулировавшие в себе основную направленность научного исследования, его смысл. К таким принципам обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического. Провиденциализм (от лат. providentia – провидение) – религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека. Такая позиция присуща почти всем религиям единобожия – иудаизму, христианству, исламу. Развитое Августином Баженным провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к «царству божию» легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии. Производственные отношения – в марксизме совокупность материальных экономических отношений между людьми, которые складываются в процессе общественного производства и зависят от характера и уровня производительных сил; выражают отношения собственности, которые обусловливают социально-классовую структуру общества. Производительные силы – одно из центральных понятий марксистской философии, в котором фиксируется содержание способа производства. Главная производительная сила – человек с его знанием, производственным опытом и трудовыми навыками. Вещные производительные силы, или средства труда, – это все то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда. Функциональные производительные силы – это сам способ совместной деятельности людей (технологический способ производства). Сюда относятся: распределение труда, его специализация, кооперация, комбинирование, последовательность технологических операций, управление технологическим циклом и др. Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Категория «противоречие» занимает центральное место в материалистической диалектике К. Маркса. Психоанализ – метод психотерапии и философское учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Возникает в конце ХІХ – начале ХХ вв., благодаря исследованиям австрийского врача З. Фрейда, который обнаружил, что травматические события, аффективные переживания, не исполнившиеся желания и т. п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению – активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, «зашифрованной» форме в виде невротических симптомов, которые существенно влияют на поведение и жизнь конкретного индивида. Р Рационализм (от лат. ratio – разум) – философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия и его познания являются принципы разума. В философию термин «разум» перенесен из теологии, где им обозначалось направление, сторонники которого настаивали на очищении религии от всего, что не может найти разумного объяснения. Философский рационализм восходит к Античности: к учению Сократа о том, что красота и благо суть целесообразность, а истинное знание является достаточным условием этического Классическая парадигма рационализма была создана европейскими философами 17–18 вв. (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Реализм – (в средневековой философии) – учение противоположное номинализму, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире, изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание их возможно только с помощью разума. Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей. Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики. Религия – особая форма мировоззрения, обусловленная верой в сверхъестественное (чаще всего в Бога, Божеств или того, что их представляет), включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). С Самопознание – это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения, как внешнего мира, так и познания самого себя. В философии акцент на познании личностью самой себя впервые поставил древнегреческий мыслитель Сократ, обратив внимание на то, что познать мир человек сможет лишь тогда, когда познает самого себя. Сверхчеловек – понятие, введенное в философию и культуру немецким мыслителем Ф. Ницше, означает тип совершенного человека, долженствующего явиться венцом развития человечества. Ницше также называет С. вообще человека гениального, двигателя культуры, творца новых духовных ценностей; создание С. – цель культуры и истории человечества. Свобода – это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы – несвободе. В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, казуальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме). В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности. Достаточно часто к проблеме философии обращается современная философия, например, экзистенциализм. Согласно экзистенциализму Хайдеггера, основным состоянием бытия является страх – страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, т. о., позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого (см. Заброшенность), то есть выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего. Сознание – одно из основных понятий философии, обозначающее способность воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. При материалистическом решении основного вопроса философии сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительности, как осознанное бытие, как субъективная реальность в противоположность объективной, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним; в более узком смысле под сознанием имеют в виду высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку, идеальную сторону его целеполагающей трудовой деятельности. Софистика (от греч. sophistike – умение хитро вести прения, беседу): 1) философское течение в Древней Греции, созданное софистами – платными учителями мудрости (Протагор, Критий, Фразимах, Сократ 2) рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении ложных доводов, с целью показать относительность существующих умозаключений о мире и, в частности, относительность моральных установок общества (этический релятивизм). Способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Это понятие характеризует социальные аспекты деятельности общественного человека, направленной на создание необходимых для его жизни материальных благ. Место и значение способа производства в общественной жизни К. Маркс определял таким образом: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Сублимация (от лат. sublimare – возносить) – процесс и результат преобразования энергии сексуального влечения (либидо), характеризующиеся заменой сексуальной цели на цель более отдаленную и более ценную в социальном отношении. Автор этого понятия австрийский врач психотерапевт З. Фрейд. В качестве основных форм проявления действия сублимации З. Фрейд выделял различные творческие процессы (творческую деятельность). Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного «Я») определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии Схоластика (лат. scholastica, от греч. scholastikos – школьный, ученый) – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением теологии, соединением религиозных догм с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Зап. Европе в средние века (Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский и др.). Т Теология (от греч. Theos – Бог и logos – учение) – учение о Боге, которое начало свое формирование после Никейского Собора в 325 году, когда были утверждены первые христианские догматы и основы христианского вероучения. Выдающимися богословами IV в. стали такие писатели, как: Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Лев, папа Римский, Максим Исповедник и др. Историческая теология может быть подразделена на библейские дисциплины, на историю церкви и на историю религии и культуры. Теоцентризм (от греч. – Бог и лат. centrum – центр): 1) концепция религиозной философии, полагающая Бога источником, центром и целью всего существующего; 2) характеристика средневековой европейской Трансцендентальный идеализм – в учении Канта установка, отождествляющая и ограничивающая наблюдаемые вещи феноменами сознания. Основной предпосылкой этой установки является различие между явлениями как единицами опыта и вещами в себе. Кант в Критике чистого разума прямо отождествляет свою философию с трансцендентальным идеализмом. Противоположностью трансцендентального идеализма является трансцендентальный реализм (установка, отождествляющая явления с вещами так, как они существуют сами по себе). У Универсалии (от лат. universalis – общий) – общие понятия. В философском плане проблемы универсалий ставится вопрос о том, что такое реальное бытие, каким образом существует идеальное, как соотносятся мышление и действительность, общее и единичное. В явном виде учение об универсалиях появляется вместе с платоновской теорией «идей» и концентрацией формы и материи Аристотеля. Платон считал, что общим понятиям соответствует истинное бытие («идеи»), единичные же вещи чувственного мира суть результат ограничения и дробления общего при взаимодействии его с небытием. Аристотель подчеркивал, что для познания общее вторично и обнаруживается только в первичных сущностях, т. е. в единичных объектах, данных в чувственном опыте. В Средневековой философии проблема универсалий приобретает характер спора – существуют ли они реально? Те, кто признавал реальное существование универсалий образовали направление – реализм (Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский), кто считал, что реально универсалии не существуют, что это просто звуки человеческого голоса, имена (номос) – номинализм (Иоанн Росцелин), но были и те, кто истолковывал универсалии, как истолковывали универсалии как обобщение, основанное на сходстве предметов – концептуализм. Борьба этих трех направлений (и многочисленных промежуточных вариантов) прошла через все Средневековье, стимулируя развитие логики и онтологии, а также систематизацию теологии.
Ф
Фальсификация – один из принципов неопозитивизма, предложенный американским ученым К. Поппером, в основе которого лежит тот факт, что прямое подтверждение научной теории часто затруднено невозможностью учесть все частные случаи ее действия, а для опровержения теории достаточно всего одного случая с ней не совпадающего, поэтому если теория сформулирована так, что ситуация, в которой она будет опровергнута, может существовать, то такая теория является научной. Теория неопровержимая в принципе не может быть научной. Феномен (от греч. phainomenon – являющееся) – философское понятие, означающее явление, постигаемое в чувственном опыте. Аристотель употреблял это понятие в смысле «видимого», «иллюзорного», Г. В. Лейбниц называл Ф. фактами, известными из опыта. Согласно И. Канту, феномен – всё, что может быть предметом возможного опыта; у него феномен противостоит ноумену, или «вещи в себе». В феномен Date: 2015-09-18; view: 1121; Нарушение авторских прав |