Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человеческое существование и его модусы





 

 

Исходя из этих основополагающих положений экзистенциализм подходит к проблеме человеческого существования. При этом экзистенциализм различает объективное знание о человеке, которое даст нам социология, психология, антропология и знание, которое дает нам экзистенциональная философия, знание бытия человека[5].

В «Бытие и время» Хайдеггер определяет человеческое существование, существо человека как Да-sein (при-сутствие), его всеобъемлющей характерной чертой является «забота». В свою очередь «забота» раскрывается через экзистенциалы: «бытие-в-мире», забегание вперед, «бытие-при-внутримировом-сущем». Все это априорные экзистенциалы, феномены, присущие только человеческому существованию, выражающие его различные моменты.

«Бытие-в-мире» выражает тот момент в человеческом существовании, что человек живет в обществе и не мыслим вне его, его нельзя представить сначала как самого по себе, а потом уже в обществе с другими людьми. Экзистенциал «бытие-в-мире» есть одновременно и выражение определенного момента времени в человеческом существовании. Если время есть единство элементов прошлого, будущего и настоящего, то «бытие-в-мире» есть выражение момента прошлого в бытии человека.

Модус забегания вперед выражает тот момент в бытии человека, что оно есть не только то, что оно есть. Более того, человеческое бытие есть то, что оно не есть. Человеческое бытие никогда не завершено. Именно поэтому оно не есть сущее. Человек всегда больше того, что он есть, ибо он всегда не только личность, но и проект. «Человек всегда больше того, что он знает о себе. Он не одинаков во всех случаях, он есть путь; не только существование, установленное как пребывание, но имеющаяся в нем возможность, даруемая свободой, исходя из которой человек в своем фактическом действовании решает, что он есть [5, с. 378]. Забегание вперед олицетворяет момент будущего в человеческом существовании, момент его незавершенности, устремленности вперед, устремленности к смерти.

Третий модус человеческого существования «бытие-при-внутримировом-сущем» характеризует человеческое отношение к вещам, его окружающим, когда вещи воспринимаются не просто как орудия, необходимые для того или иного дела, но как простые и понятные вещи, призванные сопровождать нашу жизнь, выступающие нашим продолжением. В качестве примера можно привести отношение ремесленника или земледельца к своим орудиям труда, отличие этого отношения от отношения современного рабочего к своим инструментам. Если в первом случае вещь характеризует самого хозяина, то во втором она выступает просто как безличное орудие, абсолютно обезличенное. Если в первом случае вещь сопровождает хозяина по жизни, служит ему и испытывает на себе его отношение, то во втором она просто присутствует как орудие производства. Если в первом вещь выступает нашим продолжением, то во втором случае мы являемся продолжением вещи, мы служим вещам.

В структуре заботы Хайдеггер выделяет подлинный и неподлинный способы существования человека. В первом случае человек чувствует, слышит зов экзистенции, свою временность, зыбкость, неустойчивость своего существования, его устремленность вперед в никуда, его разрыв с настоящим, его исключительность. Во втором случае, напротив, человек рассматривает себя как сущее среди других сущих, как человек вообще, как человек мыслящий, как человек волящий, как человек производящий и тому подобное. В этом случае он выступает как любой другой. Человек попадает в мир «Man» – обезличенный, мир бытия-друг-с-другом (man – слово употребляемое в немецком языке в безличных предложениях), в котором Другой может становиться на твое место, как и ты на место любого Другого. «В этом мире человек посторонний, – говорит Камю в одноименном рассказе, – без своей воли заброшенный в него и не по своей воле обреченный уйти из него. Его жизнь подчинена семье, организации, государству, которые диктуют ему цели и рассматривают его лишь как средство их осуществления». Правда, Ясперс пытается сгладить, смягчить чуждость мира, его враждебность и безразличие к человеку, разрешить противоречие человек-мир. «Действительность мира невозможно игнорировать, – пишет он. – Ощутить суровость действительности – единственный путь, который ведет к себе. Быть действительным в мире, даже если поставленной цели достигнуть невозможно, остается условием собственного существования. Поэтому этос заключается в том, чтобы жить вместе с другими внутри аппарата власти, не давая ему поглотить себя» [5, с. 400–401]. Но даже он говорит и предупреждает о том, что наш сегодняшний технический мир нивелирует самобытность и индивидуальность, уничтожает экзистенцию, порождает отчуждение и призывает всеми силами противиться этому. Человек в мире, человек в обществе отчужден. Отчуждение его проявляется в том, что в обществе он включен в круг сущего, сам является сущим (гражданин какой-то страны, муж, сын, отец, сталевар, член профсоюза и т. д.), выполняет определенную функцию. Его самость, его Экзистенция никому не нужны. Экзистенциализм по иному понимает отчуждение, нежели классическая философия. Если в классической философии отчуждение понимается как процесс превращения продуктов человеческой деятельности в силу человеческой природы или социальных причин, как у Маркса, в господствующие над человеком силы, то в экзистенциализме отчуждение находит свое проявление в том, что человек как неповторимость, как исключительность, как Экзистенция обществу не нужен и в нем не существует. В этом качестве он существует только в бытии-для-себя. И такое положение в принципе присуще человеческому бытию, его не смогут изменить никакие социальные преобразования.


Существование в мире природном и социальном, безусловно, отвечает природе человека, хотя экзистенциализм и выступает против спорного понятия «природа человека». Человек может жить только в обществе. Противоречивость и абсурдность, по выражению Камю, человеческого существования заключается в том, что человек и вещный мир, человек и общество не существуют друг без друга, хотя существование мира, общества исключает экзистенцию. Но такое положение, что самое парадоксальное, необходимое условие существования человека и не только в том смысле, что только в обществе могут быть созданы предпосылки, условия, средства человеческого существования, но и в чисто экзистенциальном смысле.

Экстатическое существование, а, по мысли Хайдеггера, подлинное Бытие, Экзистенция приоткрывается именно в экстатическом состоянии, не может быть длительным, а тем более постоянным. Экзистенция требует от человека в своем поведении, в своей деятельности слушать только ее голос, следовать только ее позыву, но тем самым и нести полную ответственность за все свои действия. Она как бы говорит: «Ты должен слушать только себя, свою самость и нести тотальную ответственность за все свои дела». Но это тяжело, это не под силу человеку. И потому он бежит в общество, где он следует предписаниям, законам, нормам общества и тем самым снимает с себя ответственность. Так ему легче. Но там он теряет свою самость, становится как все. Что же заставляет его вернуться к себе? Забота, тоска, а главное страх. «Хайдеггер хладнокровно рассматривает удел человеческий и объявляет, что существование ничтожно, – пишет Камю. – Единственной реальностью на всех ступенях сущего становиться «забота». Для потерявшегося в мире и его развлечениях человека забота выступает как краткий миг страха. Но стоит этому страху дойти до самосознания, как он становится тревогой, той постоянной атмосферой ясно мыслящего человека, «в которой обнаруживает себя Экзистенция» [2, с. 36]. Страх, метафизический страх, страх смерти возвращает человека из мира к самому себе, собственной экзистенции, заставляет осознать свою самость. Эта ситуация хорошо описана в рассказе Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», в котором крупный губернский чиновник, сделавший хорошую карьеру, имеющий в общем то неплохую семью, тяжело заболев, чувствуя неизбежность смерти, вдруг осознает, что жизнь прожита не так, что он одинок и никому не нужен. Но из этого не следует думать, что человек осознает себя как экзистенцию, только глядя в лицо смерти. И в других жизненных ситуациях, Ясперс называет их пограничными ситуациями, когда потрясены условия существования человека, он вдруг осознает свою единственность и исключительность, временность и одиночество, чувствует свою экзистенцию. Выход из ситуации, из любой ситуации выбирает сам человек, он свободен, сделать любой выбор.

 

 







Date: 2015-09-18; view: 795; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию