Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психоаналитическая концепция личности и общества





 

 

Исходя из этих положений, которые вывел З. Фрейд, занимаясь лечением психических расстройств, наблюдением за поведением психически нездоровых людей, он подходит к созданию собственной концепции человека и общества, формулируя несколько постулатов, составляющих основу учения.

Во-первых, это постулат, если хотите миф, о первобытной орде. Согласно этому мифу собственно человеку и человеческому обществу предшествовало состояние, в котором пребывал предок человека, и которое характеризовалось полным господством либидо. Либидо выступало основным регулятором поведения членов орды. И становление человеческого общества происходило как результат обуздания либидо, его регулирования нашими предками. Вообще человек отличается от «братьев наших меньших» двумя факторами: 1) несоизмеримостью либидозной энергии, которая к тому же у человека выполняет другую функцию, нежели у животных, 2) человек регулирует своё либидо.

Обуздание либидо далось человеку нелегко. В первобытной орде разворачиваются многие коллизии и драмы, связанные с этим. Это отцеубийство и кровосмешение и в связи с этим боязнь кастрации, раскаяние и чувство вины, табу в отношении отцеубийства, инцеста и других извращенных сексуальных влечений. Этот первобытный опыт регулирования либидо закрепляется в родовых структурах бессознательного, то есть, многократно повторяясь в индивидуальных структурах бессознательного, он становится родовой структурой, передающейся по наследству. Именно в этот период формируются такие структуры человеческой психики, как ОНО и сверх-Я, определяющие всю динамику психической жизни. Последняя понимается как междоусобная внутрипсихическая борьба между бессознательными подавленными влечениями и воспоминаниями, с одной стороны, и распространяющимися на них табу – с другой. Основу ОНО при этом составляют чрезвычайно насыщенные энергией воспоминания о сексуальных влечениях, связанных, прежде всего с сексуальными кровосмесительными устремлениями, а основу сверх-Я – воспоминания о первобытных племенных табу на эти влечения.

Второй постулат психоаналитической концепции человека – постулат о биологически врожденных детских сексуальных фазах. Согласно ему каждый ребенок до 5-6 летнего возраста проходит в своем развитии три детских сексуальных фазы: орально-каннибальную, анально-садистскую и фаллическую. Каждая из этих сексуальных фаз связана с господством определенных эрогенных зон: оральная фаза – слизистая оболочка рта; анальная – слизистая оболочка ануса; фаллическая – пенис (фаллос). Прохождение этих фаз связано с филогенетическими воспоминаниями, переживанием родового опыта формирования и обуздания ОНО. ОНО индивида включает в себя два вида сексуальных подавленных влечений: унаследованные подавленные влечения рода и подавленные влечения, пережитые в течение первых нескольких лет жизни индивида. «Воспоминания» о родовом и детском опыте не только сохраняются в психике, но и обладают прирожденной энергией как активные агенты. Иными словами, всякий «забытый» родовой или индивидуальный опыт человека фактически вовсе не является забытым, а оказывается просто вытесненным из сознания в такой уголок психики, где сосредотачиваются подобные психические явления и который называется «бессознательное». В этом убежище, расположенном на более низком уровне, воспоминания, теперь более живые и активные, чем когда бы то ни было, непрестанно бунтуют против подавления, которому они подвергаются. Этот бунт и есть, по Фрейду, движущий мотив всех поступков и мыслей сознательного человека.

Третий постулат концепции Фрейда говорит о биологически предопределенном Эдиповом комплексе. Согласно ему мальчик (4–6 лет) видит в матери объект своих сексуальных влечений, в связи с чем его отношение к отцу амбивалентно, он испытывает к нему одновременно нежные и враждебные чувства, любовь и ненависть. Это связано с тем, что мальчик отождествляет себя с отцом, с одной стороны, и сознает его как помеху к осуществлению Эдиповых влечений. Поэтому, наряду с привязанностью, мальчик испытывает и страх перед отцом, как соперником, страх кастрации, прежде всего. (У девочки этот комплекс называется комплексом Электры). Эдипов комплекс в жизни индивида тем важен, что именно на этой стадии жизни ребенка формируется его сверх-Я, а вместе с ним преодолевается и сам Эдипов комплекс. Идеальное Я неразрывно связано с высшими началами в человеке: религией, моралью, социальными чувствами.

И с этим связан следующий постулат теории Фрейда – пансексуализм и сублимация. С точки зрения Фрейда, сексуальный инстинкт, либидо выступают стержнем человеческой психики, коренной причиной, мотором психической динамики личности. Именно там необходимо искать глубинные мотивы человеческих поступков. Но в то же время, человека делает человеком именно то, что он не поддается безрассудно влечениям либидо, а регулирует их, подавляет их, соотносит с принципом реальности. Но куда же при этом девается энергия либидо, ведь она не может бесследно исчезнуть? С точки зрения Фрейда, она сублимируется. Понятие сублимации означает отвлечение энергии сексуальных влечений от прямого назначения (получение удовольствия) и направление её на социально полезные цели. Такие явления, как религия, мораль, учителя, авторитеты выступают как бы наследниками роли отца в идеальном Я, вообще вся человеческая культура есть результат сублимирования либидозной энергии. Потому не только религия и мораль, но и наука и искусство, да и все другие виды человеческой деятельности неразрывно связаны с сексуальными влечениями, уходят своими корнями в либидозную энергию, черпают в ней силу и вдохновение. Классический психоанализ исходит из того, что конечные причины социальных конфликтов, общественных процессов вообще следует искать в биологической структуре человека, прежде всего в сексуальном инстинкте, в либидо. Фрейд исходит из того, что во взаимосвязи «человек-общество» необходимо идти от человека к обществу, а не наоборот, искать конечную причину общественных процессов в психологической структуре личности. «Легко показать, что идеальное Я соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке. В качестве заместителя страстного влечения к отцу оно содержит в себе зерно, из которого выросли все религии. Суждение о собственной недостаточности при сравнении Я со своим идеалом вызывает то смиренное религиозное ощущение, на которое опирается страстно верующий. В дальнейшем в ходе развития роль отца переходит к учителям и авторитетам: их заповеди и запреты сохраняют свою силу в идеальном Я, осуществляя в качестве совести моральную цензуру. Несогласие между требованиями совести и действиями Я ощущается как чувство вины. Социальные чувства покоятся на отождествлении с другими людьми на основе одинакового идеала Я.


Религия, мораль и социальное чувство – это главное содержание высшего человека – первоначально составляли одно. …Они вырабатывались филогенетически на отцовском комплексе…» [2, с. 33–34].

 

 







Date: 2015-09-18; view: 444; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию