Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция материалистической диалектики





 

 

Вклад философии марксизма в мировую философскую мысль не исчерпывается созданием новой концепции общественного развития. Марксистская философия знаменует вместе с тем и новый подход к пониманию природы и человеческому познанию. Философию марксизма называют диалектическим материализмом[2]. В ней впервые соединены диалектика и материализм, если, конечно, не брать во внимание наивную диалектико-материалистическую концепцию Гераклита. Материализм французских философов ХVIII века и Фейербаха был метафизическим[3]. механическим материализмом. Все они считали природу первичной, исключали какое - либо воздействие на неё сверхъестественных сил, но при этом отрицали изменение, развитие природы. Даже «… у Гегеля господствовало представление о природе, как о всегда равном себе целом, движущемся в одних и тех же ограниченных кругах, с вечными небесными телами, как учил Ньютон, и с неизменными видами органических существ, как учил Линней, – писал Ф. Энгельс, – в противоположность этому представлению о природе современный материализм обобщает важнейшие успехи естествознания, согласно которым природа также имеет свою историю во времени, небесные тела возникают и исчезают, как и все те виды организмов, которые при благоприятных условиях населяют эти тела…» [6, с. 24-28]. При этом Ф. Энгельс не только констатирует развитие природы, но и формулирует в «Диалектике природы» законы, по которым происходит это развитие, – законы диалектики. Таких законов три:

1. Закон перехода количества в качество и обратно.

2. Закон взаимного проникновения противоположностей.

3. Закон отрицания отрицания.

Эти законы, по словам Энгельса, были разработаны еще Гегелем. Но у Гегеля они выступают как законы развития абсолютного духа и потом навязываются природе, истории и человеческому познанию. У Гегеля диалектика выступает в идеалистической форме, как диалектика абсолютного духа, а потом уже как диалектика человеческой истории и познания. А в марксистской философии законы диалектики выводятся из истории природы и общества, истории человеческого познания. Диалектика мышления есть лишь отражение диалектики природы и общества, а не наоборот. Законы диалектики вместе с такими категориями, как единичное и общее, причина и следствие, содержание и форма и т.п. и принципами всеобщей связи и развития составляют науку диалектики, которую Энгельс определял как науку «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».

Исходя из диалектических принципов, марксистская философия трактует и саму материю. Для неё материя – не определенный вид физической реальности в виде атома, вещества, как полагали материалисты до марксизма. Под материей она понимает объективную реальность вообще, не связывая её с веществом или полем и даже физической реальностью вообще, так как материальными являются и экономические общественные отношения. Понятие «материя» является абстракцией, отображающей все конкретные виды и формы существования объективной реальности. Способом существования материи выступает движение: нет материи без движения. При этом диалектический материализм исходит из той посылки, что механическое движение есть лишь один из видов движения, существующего в разнообразных формах. Энгельс выделил пять форм движения материи. Наряду с механической он называл физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения, характеризующие различные уровни организации материи. Объективными формами существования материи являются пространство и время.

Сознание, с точки зрения диалектического материализма, есть свойство материи. При этом диалектический материализм отрицает гилозоизм, согласно которому сознание присуще всей материи. Сознание присуще только высокоорганизованной материи, какой является человеческий мозг, и возникает оно в процессе длительной эволюции природы. При этом природа создает лишь предпосылки для сознания, его материальную основу – нервную систему во главе с головным мозгом. Само же сознание есть общественный продукт, его возникновение связано с превращением человекоподобного нашего предка в результате трудовой деятельности в человека. Общественную природу сознания сегодня подтверждают случаи с «маугли» – человеческими детёнышами, лишенными в самом раннем детстве человеческого общения и вскормленными животными. Даже попав позже в человеческую среду, они не могут стать людьми, не в состоянии сформировать своё сознание, их мышление и поведение, как правило, остаются на уровне тех животных, в среде которых прошло их раннее детство.


С позиций диалектики марксистская философия подходит и к процессу познания. Но, говоря о марксистской теории познания, следует отметить, прежде всего, то обстоятельство, что марксистская философия включает практику в познавательный процесс. Это коренным образом меняет представление о познании. С точки зрения марксизма познание должно рассматриваться как сторона, момент практической деятельности. Практика выступает основой, движущей силой, целью познания и критерием истины. Только опираясь на практику, говорит марксизм, можно показать несостоятельность агностицизма и обосновать познаваемость мира. Только исходя из этого можно объяснить творческую активность сознания, преодолеть пассивно-созерцательное отношение к познавательному процессу.

Что же касается диалектики процесса познания, то здесь нужно отметить, прежде всего, два момента. Во-первых, марксистская философия преодолевает односторонности эмпиризма и рационализма. Она считает, что познавательный процесс представляет собой диалектическое единство чувственной и логической ступеней познания. Она согласна с Кантом в том, что чувства не мыслят, а разум не чувствует, и считает, что подлинное своё значение чувственная и логическая ступени познания приобретают лишь в диалектическом единстве.

Во-вторых, марксизм считает, что к результату познания следует тоже подходить диалектически, т.е. рассматривать знание в каждый данный момент не как готовое и законченное, а рассматривать истину как процесс движения от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному. Марксистское учение об истине включает в себя учения об объективной, абсолютной и относительной истинах. Марксизм убежден, что в ходе исторического процесса человечество в состоянии познать объективную истину. И эта убежденность служит залогом того, что люди в состоянии построить справедливое общество, способствующее формированию свободного, всесторонне развитого человека.

 

Литература

 

1 Маркс, К. К критике политической экономии / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1959. – Т. 13. – С. 1–167.

2 Маркс, К. Наемный труд и капитал / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1957. – Т. 6. – С. 428–459.

3 Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955. – С. 1–4.

4 Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М.: Политиздат, 1956. – С. 517–642.

5 Маркс, К. Немецкая идеология / Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955. – Т. 3. – С. 7–544.

6 Энгельс, Ф. Анти-Дюринг / Энгельс Ф. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1961. – Т. 20. – С. 5–338.

7 Ясперс. Смысл и назначение истории / Ясперс. – М.: Политиздат, 1991. – 528 с.

 

 







Date: 2015-09-18; view: 473; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию