Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
VII. Золотой гроб. Эпилог
И сотни-сотни лет пройдут, И внуки наши будут хилы, Но и они покой найдут На берегах такой могилы. Так человек, отпав от века, Зарытый в новгородский ил, Прекрасный образ человека В душе природы заронил. Н.А. Заболоцкий. ”Торжество земледелия”. Он увидел Рай, он увидел Короля с Королевой, и они разрешили противоречие, стали мостом через бездну, замковым камнем в своде творения. К.С. Льюис. “Переландра”. Гл. 17. Когда мы заканчивали эти заметки, на глаза нам попалось несколько сообщений, из которых можно было сделать вывод о достаточно интересной тайной жизни окрестностей Шум--горы в XX веке. В историю 2-й мировой войны Оредежский район Ленинградской области – а Шум-гора входит в комплекс так называемых Оредежских сопок, растянувшийся на километры в междуречье Луги и Оредежа – так вот, местность эта вошла в историю из-за того, что в деревне Туховежи Оредежского района 11 июля 1942 года был выдан германским военным властям командующий советской 2-й ударной армией генерал-лейтенант А.А. Власов. И выдали его, что характерно, местные крестьяне- староверы 53. Сам факт, что неподалеку от Шум-горы живут староверы насторожил нас – ведь старообрядческая среда сохранила целый ряд важнейших для русского национального самосознания преданий – чего стоит один град Китеж?.. Всякий вновь открытый факт нашей древней истории (даже если это ложный факт) частенько пытаются увязать со старообрядцами, учитывая их потаенную книжность и укорененность в далеком прошлом. Значит, показательно соседство (если не тождество) старообрядцев и хранителей Рюриковой легенды. Далее. Если пересмотреть некоторое количество западноевропейских книг, именуемых “конспирологическими”, то можно обнаружить, что некоторую “отметку о качестве” западным памятникам тайной истории придает интерес к ним нацистских ученых. Традиционно здесь усматривают след научно-исследовательского общества СС “Аненербе” (“Наследие предков”). Полагаем, что из сказанного нами ранее понятно – эта организация вполне могла заинтересоваться Шум-горой, тем более, что в “Аненербе” существовал “Исследовательский отдел насыпных обитаемых холмов” под руководством Вильгельма Хаарнагеля54. Однако, в Третьем Рейхе таинственные места земли изучало не единственное учреждение. “Конкурирующая”, если можно так сказать, с “Аненербе” структура сформировалась в начале 2-й мировой войны под названием Оперативный штаб “Рейхсляйтер Розенберг”55 (в связи с тем, видимо, что А.Розенберг 29. 01. 1940 возглавил Центральный исследовательский институт по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания). Среди функциональных обязанностей Оперативного штаба было “взятие под контроль свидетельств германо-немецкого влияния на культуры местных народов и выявление элементов индогерманского происхождения в духе того или иного народа”56. Так, интересы сотрудников “штаба Розенберга” распространялись, например, на развалины последнего оплота еретиков-катаров на юге Франции – замка Монсегюр. Правда, доступная нам литература, упоминающая этот факт, опирается больше на слухи, устные воспоминания, догадки 57. В случае с “Рюриковой могилой” все обстоит куда убедительнее – и любопытнее. Новгородский историк Б.Н. Ковалев установил документально подтвержденный факт поисков сотрудниками А. Розенберга этого объекта – и снова в Оредежском районе Ленинградской области (Шум-гора, напомним, расположена в Батецком районе Новгородской области). Причем то, что сведения о нацистской экспедиции сохранились в Службе регистрации архивных фондов Управления федеральной службы безопасности PФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Д. 1464. Л. 115) говорит и об интересе советских спецслужб к “могиле Рюрика”. Б.Н. Ковалев пишет буквально следующее: “На Северо-западе России, на территории, которая должна была войти в состав III Рейха, немецкие чиновники оперативного штаба “Рейхсляйтер Розенберг” опрашивали всех русских учителей, что они знают о наличии в их местности “германских следов”. В конечном счете это привело к крупномасштабным археологическим раскопкам. Летом 1942 года под руководством немецких властей в местечке Надбелье производились раскопки сопок под видом изучения исторических данных этой местности. На самом деле учительница Торковичской школы, Оредежского района Е.С. Булыго рассказала немцам, что в летописях упоминается о похоронах в этой местности князя Рюрика в золотом гробу. Раскопки, которые, естественно, никаких результатов не дали, продолжались свыше двух месяцев ”58. Конечно, эти раскопки не могли дать искомого результата, ведь расстояние от Надбелья до Шум-горы примерно 33 км., а немцы (как, наверняка, и дознаватель НКВД) не знали письменного сообщения М. Быстрова... Однако, неудача немцев побудила нас задуматься о правомерности раскопок “могилы Рюрика” в принципе. То доверие (даже неосознанное), с которым отнеслись к народным преданиям германские ученые, а позднее – братья Алексашины, да и автор этих строк, имеет в своей основе достаточно важную мысль, сформулированную в XX веке французскими мыслителями-традиционалистами. Один из них, Люк Бенуа, писал: “Огромный интерес, представляемый всеми так называемыми народными традициями, состоит как раз в том, что по происхождению они не являются народными ”59. А отец-основатель направления, Рене Генон, пояснил: “Когда традиционная форма близка к угасанию, ее последние носители могут сознательно доверить... коллективной памяти… то, что, в противном случае, исчезло бы безвозвратно; в конечном счете, это единственный способ спасти то, что еще, хотя бы частично, может быть спасено. Одновременно естественное непонимание массой передаваемого является достаточной гарантией сохранности эзотерического наследства без его искажения как, своего рода, свидетельства прошлого для тех, кто когда-нибудь будет способен понять его ”60. А насколько мы способны понять смысл “Рюриковой могилы” прежде, чем срывать с нее печати и долбить во врата иного лопатой?.. Даже то, что мы собрали здесь – хотя это всего лишь поиск аналогий, а не абсолютная интерпретация – заставляет задуматься и остеречься. Кстати, среди недосказанных аналогий остался алхимический символизм, наполненный подходящими в нашем случае образами. Могучий Царь, сокрытый в кургане – это не что иное, как философские камень (“Философский камень суть Царь, нисходящий с Небес”61), а с камнем-Граалем и Алатырем в предыдущей главе мы уже сравнивали и Шум-гору, и ее обитателя. И, главное, камень в нашем кургане уже найден – это открытые летом 2003 года валуны, украшенные гальдрастафом... К.А. Веков, современный комментатор алхимика Василия Валентина, пишет: “Отождествление Камень-Царь (Король) восходит к пониманию Царя как “образу одушевлену Самого Царя Небесного” (преп. Максим Грек)”62. Это может подойти Крестовой сопке... Добровольный уход викинга в могилу тоже имеет алхимическое объяснение. На иллюстрации к “Странной книге” Бархузена изображен алхимик, закрывающий в гробу собственное тело, увенчанное королевской короной, в то время как из-под крышки уже выбирается младенец: “В тот миг, когда алхимик закрывает в гробу свое мертвое вещество, оно порождает ему живого сына – золото ”63. Поистине, гроб этот становится золотым – как у Рюрика или у короля из Силбери-Хилл близ Стоунхенджа (см. гл. IV). А младенец... Не вспомнить ли здесь младенца Игоря Рюриковича, оставленного на руках вещего Олега так же, как некогда младенец Артур был оставлен отцом своим Утером Пендрагоном на руках волшебника Мерлина (еще один веками спящий герой чудесного происхождения)... Союз Короля и вилы (нимфы, женщины-эльфа), о котором у нас говорилось в V главе – это союз “Серы” и “Меркурия”, Солнца и Луны, золота и серебра. Среди символов “Серы” – солнце, точность или устойчивость, красный камень, кровь, дух, царь, философское золото... А “Меркурий”, очень многогранный символ, которому К.Г. Юнг посвятил особую работу (“Дух Меркурий”), означает и “белое золото”, и луну, и “ женское начало ”64. Как здесь не вспомнить о “женоподобии” Одина (см. гл. III), еще римлянами отождествленного с Меркурием, о его возможной андрогинности, напоминающей о Ребисе – еще одном символе философского камня (“Меркурий Философов и есть... царственный, царственное дитя...”65)? А теперь вспомним, что и само пространство, в котором находится “могила Рюрика” – берег реки Луги – связано с именем Луга-Одина-Меркурия (см. гл. I)... Но вернемся к Рюрикову “золотому гробу”. Стоит ли буквально понимать “запись о кладах”? Все, что мы ранее говорили о происхождении первого русского Князя, о “спящих королях” уместно снабдить таким замечанием М. Элиаде о философском золоте: “... золото... – это символ бессмертия. В Египте считалось, что тела богов – из золота. Становясь богом, фараон приобретал золотое тело ”66. Теперь как раз о раскопках. Если археологию сравнить с алхимией, то копатели будут здесь сродни “суфлерам”, буквально понимавшим иносказания философов и разорявшимся на опыты, посвященные безуспешной добыче материального золота. Современный комментатор алхимических текстов на сей счет пишет: “И если сам Философский Камень есть образ Потерянного Царя..., золота от золота (у некоторых авторов – золота от золота и серебра), то поиск “металла металлов” внутри конкретных химических феноменов, как и “единой теории поля” методами позитивной науки есть поиск “обманки”...”67 Так стоит задуматься – откроет ли лопата северные врата “пещеры нимф” (см. гл. IV)? И не откроются ли они только для копателя – в одну “по ту”-сторону, и не “уйдет” ли клад, как в русских преданиях?.. И не только русских (как и не только в преданиях), ведь крупнейшие курганы эпохи викингов: Горма Старого в датском Еллинге, Ракенхоген у Осло, Фармансхоген; наконец, английский Саттон-Ху оказались пусты. Их, конечно, сочли “кенотафами”, но все-таки… К тому же, в обычае крестного хода на Шум-гору тоже есть своя “алхимия”. Если вспомним о воинах Рюрика, разложенных вокруг золота на манер солнечных лучей, то весьма уместны будут слова К.А. Векова, полагающего, что поклонение дохристианского человечества “Солнцу непосредственно сменилось осознанием Солнца (и золота) как образа “Умна Солнца” или “ Умного Золота ”, то есть Самой Пресвятой Троицы ”68. Так может быть следует искать ключ к “северным вратам” в истории Троицкого крестного хода?.. Коль скоро вопрос о смысле сокровища (“золотого гроба”) и праве добыть его постоянно переносится нами в мифологическую область, весьма важным будет здесь мнение человека, создавшего величайший эпос новейшего времени – музыкальную тетралогию “Кольцо Нибелунга”. Рихард Вагнер затронул в своей музыке и драматургии столь глубинные мифологические пласты, постоянным сюжетом которых стало скрытое сокровище и тайна королевской власти, что возбудил к себе стойкий интерес таких царствующих особ, как баварский Король-рыцарь Людвиг II – и, позже, наш последний Государь, Николай Александрович, особенным образом относившийся именно к “Кольцу Нибелунга”69… Между тем, созданию “Нибелунгов” предшествовало небольшое, но очень интересное исследование, написанное Вагнером в 1848 году – “Вибелунги. Всемирная история на основании сказания”. Именно здесь композитор и мыслитель изложил идеи, для которых позднейшие оперы – “Нибелунги” и “Парцифаль” – приобретают роль метафоры. Исследование, написанное в революционном Дрездене, предваряется фразой, соотносимой с тем мотивом, что движет нами в отношении Шум-горы: “Ожидаемое столь многими, в недавнем богатом чаяниями прошлом, пробуждение Фридриха Барбароссы захватило и меня”70… Согласно вагнеровской работе, Нибелунги – это первоначальный род германских (франкских) королей, происходящий из германской же прародины, священного города на “крыше мира”. В какой-то момент, уже после переселения в Европу, побочная ветвь этого рода – Меровинги – узурпировала власть, и лишь спустя два с половиной столетия Нибелунги под именем Пипингов или Каролингов вернули себе престол. Когда пресеклась эта Династия, духовную преемственность с Нибелунгами установили Саксонские императоры, а позже – Гогенштауфены, чье прозвище звучало как Вибелунги-Вайблинги-Гибеллины. Когда в противостоянии с папством и эта Династия пресеклась, Нибелунги ушли из реальной истории, скрывшись в образе Фридриха Барбароссы или Фридриха II Гогенштауфена, спящего со своим сокровищем в недрах горы Кифхойзер… И для Вагнера, и для средневековой поэзии сутью рода Нибелунгов было обладание сокровищем, некогда добытым потомком Одина-Вотана Зигфридом (Сигурдом) в поединке с драконом. Но что же, повторяем, составляло смысл самого этого сокровища? Вагнер писал: “… сокровище есть воплощение всякой земной власти; сокровище Нибелунгов – это сама земля…”; “…сокровище заключало в себе не только средство приобрести господство, но и символ самого господства…”; “Это сокровище, этот талисман, дарующий всякую власть…”71 В сущности, как раз поэтому и алхимия зовется “королевской наукой” – ведь философский камень такой же талисман, распространяющий власть обладателя еще и в область первоэлементов, минералов, времени… А “золотой гроб” Рюрика не то же самое?.. Христианская эпоха, согласно Вагнеру, придала сокровищу определенный оттенок: “… Грааль, по крайней мере, в толковании, приданном ему немецкими поэтами, должен считаться идеальной заменой и продолжением сокровища Нибелунгов; … Бог даровал его людям, как символ всего святого”72… Как известно, Зигфрид был предательски убит королями бургундов, завладевшими не только золотом, но – именем Нибелунгов. И здесь мы вправе задуматься, а кто, собственно, имеет право отыскать наследие Зигфрида (и, надо полагать, наследие любой из первых королевских династий, к которым, видимо, принадлежит и Рюрик)? По Вагнеру это тот, кто сможет установить кровное или духовное родство с Династией: “… божественный герой… оставил в наследство своему потомству основанное на его подвиге притязание на обладание сокровищем; душу всего его рода переполняет стремление отомстить за павшего, снова овладеть сокровищем или сохранить его за собою; по этому стремлению всегда легко узнать, как в сказании, так и в истории, династию Нибелунгов-франков ”73. Право на сокровище, умение его завоевать или отыскать, преумножив свою “королевскую удачу”, – это наследие не столько Зигфрида, сколько Одина. Ему, как гласит “Сага об Инглингах”, “было известно о всех кладах, спрятанных в земле, и он знал заклинания, от которых открывались земля, скалы, камни и курганы, и он словом отнимал силу у тех, кто в них жил, входил и брал, что хотел”74… Таким образом, круг замыкается – и мы не находим никого, достойного найти “золотой гроб”, кроме того, кто его… спрятал. Вагнер писал: “С крушением Вибелунгов порвалась последняя нить, до известной степени связывавшая человечество с его природным родовым истоком. Сокровище Нибелунгов укрылось в царство поэзии и чистой идеи … (...) … песни о Нибелунгах, единственное оставшееся … от сокровища: никогда не исчезала вера в него, но было известно, что больше его на свете не существует, потому что оно снова погрузилось в такую же гору, как та, из которой его некогда достал… Зигфрид. Но в эту гору оно было возвращено теперь самим великим Императором, чтобы сохранить его там до лучших времен”75. Как видим, наряду с песнями о Нибелунгах, предание Шум-горы приобретает для нас значение подлинного сокровища. Оно-то и есть знание, почти сверхъестественное, дарованное теперь нам, простым смертным. И, вместе с тем, никогда не следует переступать черту дозволенного, взламывать северные врата, поскольку даже дерзновенный Вагнер предупреждал: “…обладание сокровищем обрекает смерти…”76 Впрочем, а что будет, если врата отомкнутся? Оттуда возвращались, и у этого возвращения была одна особенность – от прикосновения к земле вернувшийся в мгновение ока старел или рассыпался пылью (как герои кельтских легенд Бран и Ойсин), а тот, кто тревожил спящего бывал испепелен взглядом пробудившегося – как в истории древнеиндийского царя Мучукунды. Вот почему ацтекский император Монтесума никогда не ступал ногой на землю, а древние цари Ирана ходили по коврам, “на которые больше никто не имел права ступать; за пределами дворца его никто не видел на ногах, а только в колеснице или верхом...”77 Русские Цари тоже бывали в ситуации возвращения из Иного мира – после таинства помазания на царство. Вот как это случилось на коронации Царя Феодора Иоанновича, последнего московского Рюриковича на Престоле – и первого Помазанника Божия на Руси (действие происходило в Московском Кремле): “По окончании обряда новый Царь, в венце и бармах Мономаха, со скипетром в руке, вышел из храма (Успения Божией Матери – Ю.С.) чрез южные двери (вероятно, северные – вход без выхода – Ю.С.)... и отправился в Архангельский и Благовещенский соборы. Паперти церковные были покрыты красным бархатом, и между соборами для перехода из одного в другой устроены были мостки, крытые красным сукном. При выходе из Благовещенского собора, к Царю была подведена роскошно убранная лошадь под покрывалом..., и он отправился в свои палаты... В палатах он сел на приготовленное для него место...”78 Что сказать? Возможно, именно так и надо встречать жителя Крестовой сопки... В описанном византийском обряде, приспособленном для Руси Иоанном Грозным, продуманы важные вещи. Все эти мостки, переходы, бархат и сукно должны предотвратить соприкосновение с землей Государя, только что стяжавшего дары Духа Святаго. Дж. Кэмпбелл вслед за Д.Д. Фрэзером так откомментировал подобный обычай: “... святость или магическая сила человека может разрядиться и истощиться при контакте с землей, которая... служит прекрасным проводником для магического флюида. Поэтому для того, чтобы не дать заряду уйти попусту, необходимо тщательно оберегать священную или неприкасаемую особу от контакта с землей...”79 Даже лошадь в обряде не случайна: “ Идея “изолирующей” лошади героя, которая оберегает его от непосредственного соприкосновения с землей и в тоже самое время дает ему возможность передвигаться в мире людей, является ярким примером той спасительной предосторожности, к которой обычно прибегают носители сверхнормальной силы ”80. А теперь вспомним о Святогоре-богатыре, у которого есть определенное сходство с Рюриком-конунгом (см. гл. III) – и он не касался земли, а из седла перебрался только в гроб (может быть, и золотой). Английский автор XII века Вальтер Maп в своей “Придворной маяте” пишет, что “дикая охота”, или войско короля Херлы, не покидает седел, опасаясь рассыпаться в прах, прикоснувшись к земле81. Итак, все говорит о том, что у Шум-горы, “могилы Рюрика”, не стоит забывать об умерших внезапно ее осквернителях (такие, по преданиям, были – они рубили деревья на склоне священного холма). Ведь у кургана непростой жилец, а как писал некогда сэр Д.Д. Фрэзер: “ Божественная личность является источником как благодеяний, так и опасности; ее надлежит не только оберегать, но и остерегаться. Священный организм вождя столь хрупкий, что может прийти в расстройство от малейшего прикосновения, вместе с тем содержит в себе мощный заряд магической и духовной силы, разряжение которого может иметь фатальные последствия для всякого, кто приходит с ним в соприкосновение. Вследствие этого изоляция (Царя) необходима не только для его личной безопасности, но и для безопасности других. Божественная личность подобна огню (вспомним молнию внутри “бел-горюч камня” в гл. VI – Ю.С.). При соблюдении надлежащих запретов из него можно извлечь много полезного, но опрометчивое прикосновение или пренебрежение границами обжигает или губит нарушителя”82. В связи с этим стоило бы вспомнить, как посоветовал нам А.Ю. Комогорцев, жутковатые обстоятельства, сопровождавшие вскрытие могилы Тамерлана в Самарканде накануне 22 июня 1941 года. Или судьбу первооткрывателей гробницы Тутанхамона… Однако, совсем недавно достоянием читателей стали сведения о судьбе кургана, принадлежащего, согласно преданию, брату Рюрика, Синеусу. И эти сведения весьма настораживают. В 2000 г. для изучения Синеусова кургана в район г. Белозерска Вологодской области направилась 77-я экспедиция группы “Космопоиск”, исследующей аномальные явления на территории России. Руководитель “Космопоиска”, В.А. Чернобров, сообщил следующее: местные легенды рассказывают, что Синеус, как и Рюрик, был похоронен в золотом гробу. “Синеуса … народ любил, а когда Синеус умер, то русские еще долго чтили его могилу” (вплоть до 1917 года). Интересно, что даже в дореволюционном учебнике истории был изображен “Курган, известный под названием Синеусов близ Белоозера”. Краеведы утверждают, что Великий Князь Иоанн III в XV веке, “объезжая владения, провел первые археологические раскопки кургана Синеуса (по праву потомка – Ю.С.). Он распорядился прорыть 4 шурфа, достать находки, а потом… засыпать, чтобы курган остался целым и невредимым ”. После двух переворотов 1917 года одичавший народ и безбожные власти решили использовать песок из кургана для строительства в округе. Половину холма срыли, а в оставшейся части выкопали погреб, укрепив его бревнами – вышло “самое крупное картофелехранилище” в тех краях. Однако, “картофель в одночасье загнил и превратился в источник смрада. Сруб тоже подгнил и обрушился в пузырящееся месиво. На месте холма образовалась яма ”. Как рассказал В.А. Черноброву Белозерский краевед А.Г. Лапин: “… Дух Синеуса, потревоженный большевиками, поселе бродит по округе и заманивает гробокопателей в помойную яму на вершине. Десятки трупов вытащили оттуда местные колхозники ”83. Десятки не десятки, но В.А. Чернобров выявил не менее восьми случаев гибели людей на кургане, что поставило Синеусову могилу на третье место среди самых опасных аномальных зон России84. Кроме того, курган вошел в число самых энерговредных (геопатогенных) мест нашей страны – и, тем не менее, судя по белозерским легендам, может исполнять желания85… Хотя в 1990-х годах Синеусова могила была, судя по количеству публикаций в прессе, одной из самых известных аномальных зон России86, местные жители, за исключением А.Г. Лапина, курганом не интересуются. Учитывая реальную и потенциальную опасность этого объекта, группа “Космопоиск” взяла на себя труд по восстановлению прежнего облика Синеусова кургана и по изучению его истории87… ٭٭٭ Беда нашего времени состоит в том, что мы разучились запрещать себе – тем более не в состоянии постичь “надлежащие запреты” прошлого, то есть вечности. Это не беспредметная философия. Просто, подбираясь к Шум-горе, вспоминайте старую русскую пословицу: “ Вблизи Царя – вблизи смерти ”88. 1 См.: Серков Д. Здесь был Рюрик // Итоги. 2003, 22 июля. С. 68–71; Алексашин С.С. Шум-гора. Новые данные в исследовании памятника культурного наследия // www.archaeology.ru. (Скифика-Кельтика); передача I-го канала ТВ "Искатели" ("Могила Рюрика") – эфир 22 сентября 2003 г. 2 О6 археологических исследованиях в интересующем нас регионе см.: Лебедев Г.С., Платонова Н.И., Лесман Ю.М. Археологическая карта верхнего Полужья (вторая половина I – первая половина II тыс. н. э.) // Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья. Л., 1982. С. 45–49; Кузьмин С.Л. Оредежские сопки // Население Ленинградской области: материалы и исследования по истории и традиционной культуре. СПб., 1992. С. 16–26; Платонова Н.И. Передольские сопки. Предварительные итоги исследования // Курган. Историко-культурные исследования и реконструкции. СПб., 1996. С. 51–53; Ее же. О "белых пятнах" на археологической карте и новом типе памятников третьей четверти I тыс. н. э. на Северо-Западе // Ладога и Северная Европа. СПб., 1996. С. 9–12; Ее же. О погребальном обряде верхнелужских сопок (по материалам Передольского погоста) // Ладога и ее соседи в эпоху средневековья. СПб., 2002. С. 181–195; Алексашин С.С., Белецкий С.В. Сфрагистические памятники Передольского погоста // Там же. С. 204–207; Платонова Н.И., Алексашин С.С. Новые находки на Передольском погосте (перспективы дальнейших исследований) // Там же. С. 208–210. 3 Алексашин С.С. Шум-гора... Здесь приведены подробные описания археологическогопамятника. 4 См.: Серков Д. Здесь был Рюрик... С. 69–71 (в том числе иллюстрации). 5 Введение в специальные исторические дисциплины. М., I990. Таблица на С. 139 (№ 24) и на С. 140 (№ 29). 6 Изображение см.: Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. М., 2003. С. 110, рис. 38-2. 7 См.: Барон Таубе М.А. Загадочный родовой знаксемьи Владимира Святого // Сборник статей, посвященных П.Н. Милюкову I859–I929. Прага, 1929. С. 122 и таблица I, фигуры 9 и 10. 8 Изображение см.: Босов Г.И. Сильбо Гомера и другие / Изд. 2-е. М., 1985. С. 311 (альбом иллюстраций, лист 22). 9 Алексашин С.С. Шум-гора... 10 Серков Д. Ук. соч. С. 68–69; Быстров М. Остатки старины близ Передольского погоста, Лужского уезда, Санкт-Петербургской губернии (описание курганов и кладбищ этой местности) // Известия ИРАО. Т. 9. Вып. 4. СПб., 1880. С. 381–398. 11 Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1868. С. 442. Сравните – С. 450. 12 Там же. С. 441. 13 См.: Беляев Н. Рорик Ютландский и Рюрик Начальной летописи // Seminarium Kondakovianum. V. III. Praque, 1929. С. 215–270; Ловмяньский Г. Рорик Фрисландский и Рюрик “Новгородский” // Скандинавский сборник. Вып. 7. Таллин, 1963. С. 221–249; Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени) // Славяне и скандинавы. М., 1986. С. 193. 14 Алексашин С.С. Шум-гора... 15 Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1980. С. 13. 16 См.: Шарпантье Л. Гиганты и тайна их происхождения / Пер. с фр. Е. Муравьевой. М., 1998. С. 45–70. 17 Там же. С. 45. 18 Там же. С. 50–52. 19 Алексашин С.С. Шум-гора... 20 Шарпантье Л. Ук. соч. С. 66. 21 Предания и мифы средневековой Ирландии. М., 1991. С. 38, 251. 22 Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Пер. с ит. М., 1987. С. 111. 23 Шкунаев С.В. Луг // Мифологический словарь. М., 1991. С. 325. 24 Корнелий Тацит. Сочинения в 2-х томах. Т. I. M., 1993. С. 357, 435. 25 Платонова Н.И. О погребальном обряде верхнелужских сопок (по материалам Передольского погоста) // Ладога и ее соседи в эпоху средневековья. СПб., 2002. С. 181. Там же: “Наиболее значительным центром такого рода в Полужье является Передольский погост (с Шум-горой – Ю.С.), в ближайшей округе которого сосредоточено крупнейшее в регионе скопление сопок …” 26 Шкунаев С.В. Германские племена и союзы племен // История Европы. T. I. Древняя Европа. М., 1988. С. 599. 27 Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т. I. M., 1993. C. 371. 28 Там же. 29 Шкунаев С.В. Ук. соч. С. 599. 30 Текст “Записи о вкладах” смотрите, например, в кн.: Якушкин П.И. Сочинения. М., 1986. С. 60–63. 31 Афанасьев А.Н. Ук. соч. С. 442–443. 32 Мэлори Т. Смерть Артура. М., 1993. С. 752, 754–755. 33 Комаринец А. Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола. М., 2001. С. 252. 34 Гуили Р.Э. Энциклопедия ведьм и колдовства. / Пер. с англ. М., 1998. С. 563. 35 Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. / Пер. с англ. М., Киев. 1997. С. 198. 36 Сравните: “Образ короля, впавшего в “сон”... подобен другому образу – короля подмененного, ущербного или парализованного... Отсюда вытекает тема раненного, искалеченного, бессильного короля, который продолжает жить в недоступном “Центре”, где не властны законы времени или смерти. (...) Аналогичная иранская традиция повествует о герое Керсаспа, который, будучи раненным стрелой во время “сна”... пережил в летаргическом состоянии века в окружении ухаживающих за ним женщин-фраварти (подобно тому, как раненый Король Артур продолжает жить на острове женщин...)” (Эвола Ю. Мистерия Грааля // Милый ангел. Т. I. M., 1991. С. 40). 37 Афанасьев А.Н. Ук. соч. С. 442. 38 См.: Афанасьев А.Н. Ук. соч. С. 444; Сто великих замков. М., 2003. С. 361–362; о Хольгере Датском также: Эвола Ю. Мистерия Грааля... С. 44–45. 39 Афанасьев А.Н. Ук. соч. С. 445. 40 Русский демонологический словарь / Автор-составитель Т.А. Новичкова. СПб., 1995. С. 183. 41 Там же. С. 183, 185. 42 Там же. С. 186. 43 Исландские саги. М., 1956. С. 236, 474. 44 Там же. С. 337, 774. 45 Мяги-Лыугас М. Захоронения путешественников Восточного пути в Дании // Austrvegr. № I. 1995. (Таллинн). С. 40, 42. 46 Сравните с результатами археологических исследований сопок, окружающих Шум-гору (I-я половина – середина Х в.): “Сооружение такой сопки было связано с комплексом достаточно сложных ритуальных действий. (...) По-видимому, каждых из этапов сооружения насыпи, начиная с обозначения подкурганной площади, нес определенную смысловую нагрузку. Вероятно, свой особый смысл имело и помещение отдельных немногочисленных захоронений или россыпей кальцинированных костей в нижние горизонты насыпи. Но по-настоящему сопка становилась местом погребения усопших членов родового или иного коллектива уже по завершении ее строительства. В отличие от иных типов курганов Древней Руси IX–XI вв., возводившихся над неким конкретным погребением или погребениями, сопка рассматриваемого типа строилась под будущие погребения. В верхней части ее помещалась усыпальница, которая и функционировала в течение какого-то достаточно длительного периода времени” (Платонова Н.И. О погребальном обряде верхнелужских сопок (по материалам Передольского погоста)... С. 194). 47 Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. Л., 1984. C. 118–119 (курсив везде наш). 48 Интересно, что Жорж Дюмезиль из всего множества индоевропейских богов и героев выделил именно Волха Всеславьевича и Одина, как обладающих “интеллектуальным даром и протеистическими чертами” – следовательно, исполняющих функцию и шамана, и князя-воина (Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев / Пер. с фр. Т.В. Цивьян. М., 1986. С. 136–137). 49 Памятники литературы Древней Руси. XI – нач. XII века. М., 1978. С. 144. 50 Исландские саги… С. 184, 132, 116, 767, 768. 51 Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси. М., 1996. С. 89. 52 Там же. С. 114. 53 Соколов Б.В. Оккупация. Правда и мифы. М., 2003. С. 192. 54 Управления и отделы организации “Наследие предков” // www. ahnenerbe. org. 55 См.: Картотека “z” оперативного штаба “Рейхсляйтер Розенберг”. Ценности культуры на оккупированных территориях России, Украины и Белоруссии (1941–1942). М., I998. 56 Ковалев Б.Н. Нацистская оккупация и коллаборационизм в России, 1941–1944. M., 2004. C. 416. 57 См.: Де Сед Ж. Тайна катаров / Пер. с фр. Е. Морозовой. М., 1998. С. 230–232; Ютен С. Невидимые правители и тайные общества… С. 198; Бейджент М., Лей Р., Линкольн Г. Святая Кровь и Святой Грааль / Пер. с англ. В. Скобей. М., 1997. С. 453. Любопытно, что интерес к Монсегюру и катарам в Рейхе возник после выхода в свет книги Отто Рана (1904–1939) “Крестовый поход против Грааля” (1933). В этой книге главной святыней еретиков объявлен тот самый камень-Грааль B. фон Эшенбаха, который мы сравнивали с Алатырем в предыдущей главе (см.: Ран О. Крестовый поход против Грааля / Пер. с нем. М., 2002. С.134–135). 58 Ковалев Б.Н. Ук. соч. С. 416–417. 59 Генон Р. Символы священной науки / Пер. с фр. M., 1997. C. 52. 60 Там же. С. 53–54. 61 Юнг К.Г. Mysterium Coniunctionis… С. 391. Там же приводится фрагмент из книги Хогеланда “De alchemiae difficultatibus”, содержащий странное, по мнению К.Г. Юнга, описание философского камня, как “ высокого мужчины со шлемом на голове ”… В контексте наших размышлений это описание обретает определенный смысл. 62 Василий Валентин. Двенадцать ключей мудрости / Пер. с фр. М., 1999. С. 259. 63 Теория и символы алхимии. Великое Делание. Киев, 1995. С. 62. 64 Пуассон А. Теория и символы алхимии // Теория и символы алхимии. Великое Делание... С. 37. 65 Василий Валентин. Двенадцать ключей мудрости... С. 36. 66 Элиаде М. Arcana Artis // Теория и символы алхимии. Великое Делание... С. 196. 67 Веков К. Золото вещественное и золото умное // Василий Валентин. Двенадцать ключей мудрости... С. 185. 68 Там же. С. 260. 69 “Только в одной области Царь (и этого нельзя ставить ему в вину) допускал послабление своего национализма: большой знаток музыки, он одинаково ценил как Чайковского, так и Вагнера. “Кольцо Нибелунгов” было поставлено на императорской сцене по его личному почину и возобновлялось регулярно в каждом сезоне ” (Мосолов А.А. При дворе последнего Российского Императора. М., 1993. С. 29). 70 Вагнер Р. Вибелунги… М., 1913. С. 3. 71 Там же. С. 31, 32, 61. 72 Там же. С. 58. 73 Там же. С. 32. 74 Снорри Стурлусон. Круг Земной… С. 14. 75 Вагнер Р. Ук. соч. С. 60, 64. 76 Там же. С. 31. 77 Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой... С. 222 78 Пятницкий П.П. Сказание о венчании Русских Царей и Императоров. M., 1896. C. 10. 79 Кэмпбелл Дж. Ук. соч. С. 222–223. 80 Там же. С. 222. 81 Плавание святого Брендана... С. 289–290. 82 Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / Пер. с англ. / 2-е изд. М., 1983. С. 196–197. 83 Чернобров В.А. Энциклопедия загадочных мест России. М., 2004. С. 192–194. 84 Там же. С. 52. 85 Там же. С. 20. 86 Там же. С. 48. 87 Там же. С. 194. 88 Пока готовился к печати этот текст, по российскому радио передали сообщение (27 июля 2004 г.), символизм которого мы не могли не оценить: во Владивосток вернулась экспедиция, определившая место гибели крейсера “Рюрик”. Крейсер погиб во время Цусимского сражения (27 мая 1905 г.), и теперь покоится на 130-метровой глубине. И вот наши ученые зафиксировали координаты подводной могилы эхолотом. Ранее сообщалось, что интерес к “Рюрику” проявили южные корейцы, поскольку крейсер, якобы, перевозил казну Императорской Русской Тихоокеанской эскадры. Поразительно: в одно и то же время, на разных концах евразийского континента возникает интерес к могилам – в одном случае подземной, в другом – подводной. Причем одна могила скрывает сокровище первого русского Государя, а вторая – последнего. И обе связаны с именем Рюрик, а своим географическим расположением словно бы охватывают крайние точки Русской державы. И вот огромное это пространство как будто притаилось, ожидая пробуждения своего “царского счастья” – от заката до восхода…
Константин Егоров ПВЛ по Лавреньтьевской летописи. В лето 6367 (859 г.) Имаху дань варязи изъ заморья на чуди и на словенех, на мери, и на всех кривичехъ. А козари имаху на полянех, и на северех, ина вятичехъ, имаху по беле и веверице от дыма. {1} и {2} - наиболее дискуссионные разночтения в разных списках. {1} - Ръша рус ь - в Лавреньтьевской, Ипатьевской, Трицкой; {2} - И сперва пришли к словенам и срубили город Ладогу. И сел старший в Ладоге Рюрик, а другой Синеус на Белоозере, а третий Трувор в Изборске....Через два года умер Синеус и брат его Трувор и принял Рюрик всю власть один, и пришел к Ильмерю и срубил город над Волховом и прозвали его Новгород. И стал тут княжить, и роздал… так в Ипатьевской летописи. В Лавреньтьевской же после имени Рюрика оставлено незаполненное место. По версии А.А.Шахматова - сведения о Ладоге были внесены в третью (1118г.) редакцию ПВЛ и связаны с посещением в 1114 г. сыном Мономаха Мстиславом Ладоги и бесед с Гюрятой Роговичем и ладожским посадником Павлом. Имя Гюряты Роговича есть и в списках посадников новгородских и на фискальных пломбах, найденных при раскопках Новгорода. Он может быть внуком Ульва Рогнвальдсона и правнуком Рёгнвальда, получившего от Ярослава Мудрого в "ярлство" Ладогу, как родич жены Ярослава - Ингигерд [3]. По другой гипотезе (А.Г.Кузьмин), наоборот именно сведения о первоначальном княжении Рюрика в Ладоге являются первоосновой. В любом случае, после обнаружения экспедицией Е.Н.Носова в 2000 г. фортификации на Рюриковом городище, датируемой серединой IX в. прибытие Рюрика сначала в Ладогу, а затем постройка Новгорода (т.е. Рюрикова городища) не вызывает сомнений. Date: 2015-09-18; view: 428; Нарушение авторских прав |