Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






VII. Золотой гроб. Эпилог





И сотни-сотни лет пройдут,

И внуки наши будут хилы,

Но и они покой найдут

На берегах такой могилы.

Так человек, отпав от века,

Зарытый в новгородский ил,

Прекрасный образ человека

В душе природы заронил.

Н.А. Заболоцкий. ”Торжество земледелия”.

Он увидел Рай, он увидел Короля с Королевой, и они разрешили противоречие, стали мостом через бездну, замковым камнем в своде творения.

К.С. Льюис. “Переландра”. Гл. 17.

Когда мы заканчивали эти заметки, на глаза нам попалось несколько сообщений, из которых можно было сделать вывод о достаточно интересной тайной жизни окрестностей Шум--горы в XX веке. В историю 2-й мировой войны Оредежский район Ленинградской области – а Шум-гора входит в комплекс так называемых Оредежских сопок, растянувшийся на километры в междуречье Луги и Оредежа – так вот, местность эта вошла в историю из-за того, что в деревне Туховежи Оредежского района 11 июля 1942 года был выдан германским военным властям командующий советской 2-й ударной армией генерал-лейтенант А.А. Власов. И выдали его, что характерно, местные крестьяне- староверы 53. Сам факт, что неподалеку от Шум-горы живут староверы насторожил нас – ведь старообрядческая среда сохранила целый ряд важнейших для русского национального самосознания преданий – чего стоит один град Китеж?.. Всякий вновь открытый факт нашей древней истории (даже если это ложный факт) частенько пытаются увязать со старообрядцами, учитывая их потаенную книжность и укорененность в далеком прошлом. Значит, показательно соседство (если не тождество) старообрядцев и хранителей Рюриковой легенды.

Далее. Если пересмотреть некоторое количество западноевропейских книг, именуемых “конспирологическими”, то можно обнаружить, что некоторую “отметку о качестве” западным памятникам тайной истории придает интерес к ним нацистских ученых. Традиционно здесь усматривают след научно-исследовательского общества СС “Аненербе” (“Наследие предков”). Полагаем, что из сказанного нами ранее понятно – эта организация вполне могла заинтересоваться Шум-горой, тем более, что в “Аненербе” существовал “Исследовательский отдел насыпных обитаемых холмов” под руководством Вильгельма Хаарнагеля54. Однако, в Третьем Рейхе таинственные места земли изучало не единственное учреждение. “Конкурирующая”, если можно так сказать, с “Аненербе” структура сформировалась в начале 2-й мировой войны под названием Оперативный штаб “Рейхсляйтер Розенберг”55 (в связи с тем, видимо, что А.Розенберг 29. 01. 1940 возглавил Центральный исследовательский институт по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания). Среди функциональных обязанностей Оперативного штаба было “взятие под контроль свидетельств германо-немецкого влияния на культуры местных народов и выявление элементов индогерманского происхождения в духе того или иного народа”56. Так, интересы сотрудников “штаба Розенберга” распространялись, например, на развалины последнего оплота еретиков-катаров на юге Франции – замка Монсегюр. Правда, доступная нам литература, упоминающая этот факт, опирается больше на слухи, устные воспоминания, догадки 57.

В случае с “Рюриковой могилой” все обстоит куда убедительнее – и любопытнее. Новгородский историк Б.Н. Ковалев установил документально подтвержденный факт поисков сотрудниками А. Розенберга этого объекта – и снова в Оредежском районе Ленинградской области (Шум-гора, напомним, расположена в Батецком районе Новгородской области). Причем то, что сведения о нацистской экспедиции сохранились в Службе регистрации архивных фондов Управления федеральной службы безопасности PФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Д. 1464. Л. 115) говорит и об интересе советских спецслужб к “могиле Рюрика”. Б.Н. Ковалев пишет буквально следующее: “На Северо-западе России, на территории, которая должна была войти в состав III Рейха, немецкие чиновники оперативного штаба “Рейхсляйтер Розенберг” опрашивали всех русских учителей, что они знают о наличии в их местности “германских следов”. В конечном счете это привело к крупномасштабным археологическим раскопкам. Летом 1942 года под руководством немецких властей в местечке Надбелье производились раскопки сопок под видом изучения исторических данных этой местности. На самом деле учительница Торковичской школы, Оредежского района Е.С. Булыго рассказала немцам, что в летописях упоминается о похоронах в этой местности князя Рюрика в золотом гробу. Раскопки, которые, естественно, никаких результатов не дали, продолжались свыше двух месяцев ”58. Конечно, эти раскопки не могли дать искомого результата, ведь расстояние от Надбелья до Шум-горы примерно 33 км., а немцы (как, наверняка, и дознаватель НКВД) не знали письменного сообщения М. Быстрова... Однако, неудача немцев побудила нас задуматься о правомерности раскопок “могилы Рюрика” в принципе.


То доверие (даже неосознанное), с которым отнеслись к народным преданиям германские ученые, а позднее – братья Алексашины, да и автор этих строк, имеет в своей основе достаточно важную мысль, сформулированную в XX веке французскими мыслителями-традиционалистами. Один из них, Люк Бенуа, писал: “Огромный интерес, представляемый всеми так называемыми народными традициями, состоит как раз в том, что по происхождению они не являются народными ”59. А отец-основатель направления, Рене Генон, пояснил: “Когда традиционная форма близка к угасанию, ее последние носители могут сознательно доверить... коллективной памяти… то, что, в противном случае, исчезло бы безвозвратно; в конечном счете, это единственный способ спасти то, что еще, хотя бы частично, может быть спасено. Одновременно естественное непонимание массой передаваемого является достаточной гарантией сохранности эзотерического наследства без его искажения как, своего рода, свидетельства прошлого для тех, кто когда-нибудь будет способен понять его ”60. А насколько мы способны понять смысл “Рюриковой могилы” прежде, чем срывать с нее печати и долбить во врата иного лопатой?.. Даже то, что мы собрали здесь – хотя это всего лишь поиск аналогий, а не абсолютная интерпретация – заставляет задуматься и остеречься. Кстати, среди недосказанных аналогий остался алхимический символизм, наполненный подходящими в нашем случае образами.

Могучий Царь, сокрытый в кургане – это не что иное, как философские камень (“Философский камень суть Царь, нисходящий с Небес”61), а с камнем-Граалем и Алатырем в предыдущей главе мы уже сравнивали и Шум-гору, и ее обитателя. И, главное, камень в нашем кургане уже найден – это открытые летом 2003 года валуны, украшенные гальдрастафом... К.А. Веков, современный комментатор алхимика Василия Валентина, пишет: “Отождествление Камень-Царь (Король) восходит к пониманию Царя как “образу одушевлену Самого Царя Небесного” (преп. Максим Грек)”62. Это может подойти Крестовой сопке...

Добровольный уход викинга в могилу тоже имеет алхимическое объяснение. На иллюстрации к “Странной книге” Бархузена изображен алхимик, закрывающий в гробу собственное тело, увенчанное королевской короной, в то время как из-под крышки уже выбирается младенец: “В тот миг, когда алхимик закрывает в гробу свое мертвое вещество, оно порождает ему живого сына – золото ”63. Поистине, гроб этот становится золотым – как у Рюрика или у короля из Силбери-Хилл близ Стоунхенджа (см. гл. IV). А младенец... Не вспомнить ли здесь младенца Игоря Рюриковича, оставленного на руках вещего Олега так же, как некогда младенец Артур был оставлен отцом своим Утером Пендрагоном на руках волшебника Мерлина (еще один веками спящий герой чудесного происхождения)...

Союз Короля и вилы (нимфы, женщины-эльфа), о котором у нас говорилось в V главе – это союз “Серы” и “Меркурия”, Солнца и Луны, золота и серебра. Среди символов “Серы” – солнце, точность или устойчивость, красный камень, кровь, дух, царь, философское золото... А “Меркурий”, очень многогранный символ, которому К.Г. Юнг посвятил особую работу (“Дух Меркурий”), означает и “белое золото”, и луну, и “ женское начало ”64. Как здесь не вспомнить о “женоподобии” Одина (см. гл. III), еще римлянами отождествленного с Меркурием, о его возможной андрогинности, напоминающей о Ребисе – еще одном символе философского камня (“Меркурий Философов и есть... царственный, царственное дитя...”65)? А теперь вспомним, что и само пространство, в котором находится “могила Рюрика” – берег реки Луги – связано с именем Луга-Одина-Меркурия (см. гл. I)...


Но вернемся к Рюрикову “золотому гробу”. Стоит ли буквально понимать “запись о кладах”? Все, что мы ранее говорили о происхождении первого русского Князя, о “спящих королях” уместно снабдить таким замечанием М. Элиаде о философском золоте: “... золото... – это символ бессмертия. В Египте считалось, что тела богов – из золота. Становясь богом, фараон приобретал золотое тело ”66.

Теперь как раз о раскопках. Если археологию сравнить с алхимией, то копатели будут здесь сродни “суфлерам”, буквально понимавшим иносказания философов и разорявшимся на опыты, посвященные безуспешной добыче материального золота. Современный комментатор алхимических текстов на сей счет пишет: “И если сам Философский Камень есть образ Потерянного Царя..., золота от золота (у некоторых авторов – золота от золота и серебра), то поиск “металла металлов” внутри конкретных химических феноменов, как и “единой теории поля” методами позитивной науки есть поиск “обманки”...”67 Так стоит задуматься – откроет ли лопата северные врата “пещеры нимф” (см. гл. IV)? И не откроются ли они только для копателя – в одну “по ту”-сторону, и не “уйдет” ли клад, как в русских преданиях?.. И не только русских (как и не только в преданиях), ведь крупнейшие курганы эпохи викингов: Горма Старого в датском Еллинге, Ракенхоген у Осло, Фармансхоген; наконец, английский Саттон-Ху оказались пусты. Их, конечно, сочли “кенотафами”, но все-таки…

К тому же, в обычае крестного хода на Шум-гору тоже есть своя “алхимия”. Если вспомним о воинах Рюрика, разложенных вокруг золота на манер солнечных лучей, то весьма уместны будут слова К.А. Векова, полагающего, что поклонение дохристианского человечества “Солнцу непосредственно сменилось осознанием Солнца (и золота) как образа “Умна Солнца” или “ Умного Золота ”, то есть Самой Пресвятой Троицы ”68. Так может быть следует искать ключ к “северным вратам” в истории Троицкого крестного хода?..

Коль скоро вопрос о смысле сокровища (“золотого гроба”) и праве добыть его постоянно переносится нами в мифологическую область, весьма важным будет здесь мнение человека, создавшего величайший эпос новейшего времени – музыкальную тетралогию “Кольцо Нибелунга”. Рихард Вагнер затронул в своей музыке и драматургии столь глубинные мифологические пласты, постоянным сюжетом которых стало скрытое сокровище и тайна королевской власти, что возбудил к себе стойкий интерес таких царствующих особ, как баварский Король-рыцарь Людвиг II – и, позже, наш последний Государь, Николай Александрович, особенным образом относившийся именно к “Кольцу Нибелунга”69…


Между тем, созданию “Нибелунгов” предшествовало небольшое, но очень интересное исследование, написанное Вагнером в 1848 году – “Вибелунги. Всемирная история на основании сказания”. Именно здесь композитор и мыслитель изложил идеи, для которых позднейшие оперы – “Нибелунги” и “Парцифаль” – приобретают роль метафоры. Исследование, написанное в революционном Дрездене, предваряется фразой, соотносимой с тем мотивом, что движет нами в отношении Шум-горы: “Ожидаемое столь многими, в недавнем богатом чаяниями прошлом, пробуждение Фридриха Барбароссы захватило и меня”70…

Согласно вагнеровской работе, Нибелунги – это первоначальный род германских (франкских) королей, происходящий из германской же прародины, священного города на “крыше мира”. В какой-то момент, уже после переселения в Европу, побочная ветвь этого рода – Меровинги – узурпировала власть, и лишь спустя два с половиной столетия Нибелунги под именем Пипингов или Каролингов вернули себе престол. Когда пресеклась эта Династия, духовную преемственность с Нибелунгами установили Саксонские императоры, а позже – Гогенштауфены, чье прозвище звучало как Вибелунги-Вайблинги-Гибеллины. Когда в противостоянии с папством и эта Династия пресеклась, Нибелунги ушли из реальной истории, скрывшись в образе Фридриха Барбароссы или Фридриха II Гогенштауфена, спящего со своим сокровищем в недрах горы Кифхойзер…

И для Вагнера, и для средневековой поэзии сутью рода Нибелунгов было обладание сокровищем, некогда добытым потомком Одина-Вотана Зигфридом (Сигурдом) в поединке с драконом. Но что же, повторяем, составляло смысл самого этого сокровища? Вагнер писал: “… сокровище есть воплощение всякой земной власти; сокровище Нибелунгов – это сама земля…”; “…сокровище заключало в себе не только средство приобрести господство, но и символ самого господства…”; “Это сокровище, этот талисман, дарующий всякую власть…”71 В сущности, как раз поэтому и алхимия зовется “королевской наукой” – ведь философский камень такой же талисман, распространяющий власть обладателя еще и в область первоэлементов, минералов, времени… А “золотой гроб” Рюрика не то же самое?.. Христианская эпоха, согласно Вагнеру, придала сокровищу определенный оттенок: “… Грааль, по крайней мере, в толковании, приданном ему немецкими поэтами, должен считаться идеальной заменой и продолжением сокровища Нибелунгов; … Бог даровал его людям, как символ всего святого”72…

Как известно, Зигфрид был предательски убит королями бургундов, завладевшими не только золотом, но – именем Нибелунгов. И здесь мы вправе задуматься, а кто, собственно, имеет право отыскать наследие Зигфрида (и, надо полагать, наследие любой из первых королевских династий, к которым, видимо, принадлежит и Рюрик)? По Вагнеру это тот, кто сможет установить кровное или духовное родство с Династией: “… божественный герой… оставил в наследство своему потомству основанное на его подвиге притязание на обладание сокровищем; душу всего его рода переполняет стремление отомстить за павшего, снова овладеть сокровищем или сохранить его за собою; по этому стремлению всегда легко узнать, как в сказании, так и в истории, династию Нибелунгов-франков ”73.

Право на сокровище, умение его завоевать или отыскать, преумножив свою “королевскую удачу”, – это наследие не столько Зигфрида, сколько Одина. Ему, как гласит “Сага об Инглингах”, “было известно о всех кладах, спрятанных в земле, и он знал заклинания, от которых открывались земля, скалы, камни и курганы, и он словом отнимал силу у тех, кто в них жил, входил и брал, что хотел”74… Таким образом, круг замыкается – и мы не находим никого, достойного найти “золотой гроб”, кроме того, кто его… спрятал.

Вагнер писал: “С крушением Вибелунгов порвалась последняя нить, до известной степени связывавшая человечество с его природным родовым истоком. Сокровище Нибелунгов укрылось в царство поэзии и чистой идеи … (...) … песни о Нибелунгах, единственное оставшеесяот сокровища: никогда не исчезала вера в него, но было известно, что больше его на свете не существует, потому что оно снова погрузилось в такую же гору, как та, из которой его некогда достал… Зигфрид. Но в эту гору оно было возвращено теперь самим великим Императором, чтобы сохранить его там до лучших времен”75. Как видим, наряду с песнями о Нибелунгах, предание Шум-горы приобретает для нас значение подлинного сокровища. Оно-то и есть знание, почти сверхъестественное, дарованное теперь нам, простым смертным. И, вместе с тем, никогда не следует переступать черту дозволенного, взламывать северные врата, поскольку даже дерзновенный Вагнер предупреждал: “…обладание сокровищем обрекает смерти…”76

Впрочем, а что будет, если врата отомкнутся? Оттуда возвращались, и у этого возвращения была одна особенность – от прикосновения к земле вернувшийся в мгновение ока старел или рассыпался пылью (как герои кельтских легенд Бран и Ойсин), а тот, кто тревожил спящего бывал испепелен взглядом пробудившегося – как в истории древнеиндийского царя Мучукунды. Вот почему ацтекский император Монтесума никогда не ступал ногой на землю, а древние цари Ирана ходили по коврам, “на которые больше никто не имел права ступать; за пределами дворца его никто не видел на ногах, а только в колеснице или верхом...”77

Русские Цари тоже бывали в ситуации возвращения из Иного мира – после таинства помазания на царство. Вот как это случилось на коронации Царя Феодора Иоанновича, последнего московского Рюриковича на Престоле – и первого Помазанника Божия на Руси (действие происходило в Московском Кремле): “По окончании обряда новый Царь, в венце и бармах Мономаха, со скипетром в руке, вышел из храма (Успения Божией Матери – Ю.С.) чрез южные двери (вероятно, северные – вход без выхода – Ю.С.)... и отправился в Архангельский и Благовещенский соборы. Паперти церковные были покрыты красным бархатом, и между соборами для перехода из одного в другой устроены были мостки, крытые красным сукном. При выходе из Благовещенского собора, к Царю была подведена роскошно убранная лошадь под покрывалом..., и он отправился в свои палаты... В палатах он сел на приготовленное для него место...”78 Что сказать? Возможно, именно так и надо встречать жителя Крестовой сопки... В описанном византийском обряде, приспособленном для Руси Иоанном Грозным, продуманы важные вещи. Все эти мостки, переходы, бархат и сукно должны предотвратить соприкосновение с землей Государя, только что стяжавшего дары Духа Святаго. Дж. Кэмпбелл вслед за Д.Д. Фрэзером так откомментировал подобный обычай: “... святость или магическая сила человека может разрядиться и истощиться при контакте с землей, которая... служит прекрасным проводником для магического флюида. Поэтому для того, чтобы не дать заряду уйти попусту, необходимо тщательно оберегать священную или неприкасаемую особу от контакта с землей...”79 Даже лошадь в обряде не случайна: “ Идея “изолирующей” лошади героя, которая оберегает его от непосредственного соприкосновения с землей и в тоже самое время дает ему возможность передвигаться в мире людей, является ярким примером той спасительной предосторожности, к которой обычно прибегают носители сверхнормальной силы ”80. А теперь вспомним о Святогоре-богатыре, у которого есть определенное сходство с Рюриком-конунгом (см. гл. III) – и он не касался земли, а из седла перебрался только в гроб (может быть, и золотой). Английский автор XII века Вальтер Maп в своей “Придворной маяте” пишет, что “дикая охота”, или войско короля Херлы, не покидает седел, опасаясь рассыпаться в прах, прикоснувшись к земле81.

Итак, все говорит о том, что у Шум-горы, “могилы Рюрика”, не стоит забывать об умерших внезапно ее осквернителях (такие, по преданиям, были – они рубили деревья на склоне священного холма). Ведь у кургана непростой жилец, а как писал некогда сэр Д.Д. Фрэзер: “ Божественная личность является источником как благодеяний, так и опасности; ее надлежит не только оберегать, но и остерегаться. Священный организм вождя столь хрупкий, что может прийти в расстройство от малейшего прикосновения, вместе с тем содержит в себе мощный заряд магической и духовной силы, разряжение которого может иметь фатальные последствия для всякого, кто приходит с ним в соприкосновение. Вследствие этого изоляция (Царя) необходима не только для его личной безопасности, но и для безопасности других. Божественная личность подобна огню (вспомним молнию внутри “бел-горюч камня” в гл. VI – Ю.С.). При соблюдении надлежащих запретов из него можно извлечь много полезного, но опрометчивое прикосновение или пренебрежение границами обжигает или губит нарушителя”82. В связи с этим стоило бы вспомнить, как посоветовал нам А.Ю. Комогорцев, жутковатые обстоятельства, сопровождавшие вскрытие могилы Тамерлана в Самарканде накануне 22 июня 1941 года. Или судьбу первооткрывателей гробницы Тутанхамона… Однако, совсем недавно достоянием читателей стали сведения о судьбе кургана, принадлежащего, согласно преданию, брату Рюрика, Синеусу. И эти сведения весьма настораживают.

В 2000 г. для изучения Синеусова кургана в район г. Белозерска Вологодской области направилась 77-я экспедиция группы “Космопоиск”, исследующей аномальные явления на территории России. Руководитель “Космопоиска”, В.А. Чернобров, сообщил следующее: местные легенды рассказывают, что Синеус, как и Рюрик, был похоронен в золотом гробу. “Синеуса … народ любил, а когда Синеус умер, то русские еще долго чтили его могилу” (вплоть до 1917 года). Интересно, что даже в дореволюционном учебнике истории был изображен “Курган, известный под названием Синеусов близ Белоозера”. Краеведы утверждают, что Великий Князь Иоанн III в XV веке, “объезжая владения, провел первые археологические раскопки кургана Синеуса (по праву потомка – Ю.С.). Он распорядился прорыть 4 шурфа, достать находки, а потом… засыпать, чтобы курган остался целым и невредимым ”.

После двух переворотов 1917 года одичавший народ и безбожные власти решили использовать песок из кургана для строительства в округе. Половину холма срыли, а в оставшейся части выкопали погреб, укрепив его бревнами – вышло “самое крупное картофелехранилище” в тех краях. Однако, “картофель в одночасье загнил и превратился в источник смрада. Сруб тоже подгнил и обрушился в пузырящееся месиво. На месте холма образовалась яма ”. Как рассказал В.А. Черноброву Белозерский краевед А.Г. Лапин: “… Дух Синеуса, потревоженный большевиками, поселе бродит по округе и заманивает гробокопателей в помойную яму на вершине. Десятки трупов вытащили оттуда местные колхозники ”83. Десятки не десятки, но В.А. Чернобров выявил не менее восьми случаев гибели людей на кургане, что поставило Синеусову могилу на третье место среди самых опасных аномальных зон России84. Кроме того, курган вошел в число самых энерговредных (геопатогенных) мест нашей страны – и, тем не менее, судя по белозерским легендам, может исполнять желания85…

Хотя в 1990-х годах Синеусова могила была, судя по количеству публикаций в прессе, одной из самых известных аномальных зон России86, местные жители, за исключением А.Г. Лапина, курганом не интересуются. Учитывая реальную и потенциальную опасность этого объекта, группа “Космопоиск” взяла на себя труд по восстановлению прежнего облика Синеусова кургана и по изучению его истории87…

٭٭٭

Беда нашего времени состоит в том, что мы разучились запрещать себе – тем более не в состоянии постичь “надлежащие запреты” прошлого, то есть вечности. Это не беспредметная философия. Просто, подбираясь к Шум-горе, вспоминайте старую русскую пословицу: “ Вблизи Царя – вблизи смерти ”88.

1 См.: Серков Д. Здесь был Рюрик // Итоги. 2003, 22 июля. С. 68–71; Алексашин С.С. Шум-гора. Новые данные в исследовании памятника культурного наследия // www.archaeology.ru. (Скифика-Кельтика); передача I-го канала ТВ "Искатели" ("Могила Рюрика") – эфир 22 сентября 2003 г.

2 О6 археологических исследованиях в интересующем нас регионе см.: Лебедев Г.С., Платонова Н.И., Лесман Ю.М. Археологическая карта верхнего Полужья (вторая половина I – первая половина II тыс. н. э.) // Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья. Л., 1982. С. 45–49; Кузьмин С.Л. Оредежские сопки // Население Ленинградской области: материалы и исследования по истории и традиционной культуре. СПб., 1992. С. 16–26; Платонова Н.И. Передольские сопки. Предварительные итоги исследования // Курган. Историко-культурные исследования и реконструкции. СПб., 1996. С. 51–53; Ее же. О "белых пятнах" на археологической карте и новом типе памятников третьей четверти I тыс. н. э. на Северо-Западе // Ладога и Северная Европа. СПб., 1996. С. 9–12; Ее же. О погребальном обряде верхнелужских сопок (по материалам Передольского погоста) // Ладога и ее соседи в эпоху средневековья. СПб., 2002. С. 181–195; Алексашин С.С., Белецкий С.В. Сфрагистические памятники Передольского погоста // Там же. С. 204–207; Платонова Н.И., Алексашин С.С. Новые находки на Передольском погосте (перспективы дальнейших исследований) // Там же. С. 208–210.

3 Алексашин С.С. Шум-гора... Здесь приведены подробные описания археологическогопамятника.

4 См.: Серков Д. Здесь был Рюрик... С. 69–71 (в том числе иллюстрации).

5 Введение в специальные исторические дисциплины. М., I990. Таблица на С. 139 (№ 24) и на С. 140 (№ 29).

6 Изображение см.: Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. М., 2003. С. 110, рис. 38-2.

7 См.: Барон Таубе М.А. Загадочный родовой знаксемьи Владимира Святого // Сборник статей, посвященных П.Н. Милюкову I859–I929. Прага, 1929. С. 122 и таблица I, фигуры 9 и 10.

8 Изображение см.: Босов Г.И. Сильбо Гомера и другие / Изд. 2-е. М., 1985. С. 311 (альбом иллюстраций, лист 22).

9 Алексашин С.С. Шум-гора...

10 Серков Д. Ук. соч. С. 68–69; Быстров М. Остатки старины близ Передольского погоста, Лужского уезда, Санкт-Петербургской губернии (описание курганов и кладбищ этой местности) // Известия ИРАО. Т. 9. Вып. 4. СПб., 1880. С. 381–398.

11 Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1868. С. 442. Сравните – С. 450.

12 Там же. С. 441.

13 См.: Беляев Н. Рорик Ютландский и Рюрик Начальной летописи // Seminarium Kondakovianum. V. III. Praque, 1929. С. 215–270; Ловмяньский Г. Рорик Фрисландский и Рюрик “Новгородский” // Скандинавский сборник. Вып. 7. Таллин, 1963. С. 221–249; Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени) // Славяне и скандинавы. М., 1986. С. 193.

14 Алексашин С.С. Шум-гора...

15 Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1980. С. 13.

16 См.: Шарпантье Л. Гиганты и тайна их происхождения / Пер. с фр. Е. Муравьевой. М., 1998. С. 45–70.

17 Там же. С. 45.

18 Там же. С. 50–52.

19 Алексашин С.С. Шум-гора...

20 Шарпантье Л. Ук. соч. С. 66.

21 Предания и мифы средневековой Ирландии. М., 1991. С. 38, 251.

22 Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Пер. с ит. М., 1987. С. 111.

23 Шкунаев С.В. Луг // Мифологический словарь. М., 1991. С. 325.

24 Корнелий Тацит. Сочинения в 2-х томах. Т. I. M., 1993. С. 357, 435.

25 Платонова Н.И. О погребальном обряде верхнелужских сопок (по материалам Передольского погоста) // Ладога и ее соседи в эпоху средневековья. СПб., 2002. С. 181. Там же: “Наиболее значительным центром такого рода в Полужье является Передольский погост (с Шум-горой – Ю.С.), в ближайшей округе которого сосредоточено крупнейшее в регионе скопление сопок …”

26 Шкунаев С.В. Германские племена и союзы племен // История Европы. T. I. Древняя Европа. М., 1988. С. 599.

27 Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т. I. M., 1993. C. 371.

28 Там же.

29 Шкунаев С.В. Ук. соч. С. 599.

30 Текст “Записи о вкладах” смотрите, например, в кн.: Якушкин П.И. Сочинения. М., 1986. С. 60–63.

31 Афанасьев А.Н. Ук. соч. С. 442–443.

32 Мэлори Т. Смерть Артура. М., 1993. С. 752, 754–755.

33 Комаринец А. Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола. М., 2001. С. 252.

34 Гуили Р.Э. Энциклопедия ведьм и колдовства. / Пер. с англ. М., 1998. С. 563.

35 Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. / Пер. с англ. М., Киев. 1997. С. 198.

36 Сравните: “Образ короля, впавшего в “сон”... подобен другому образу – короля подмененного, ущербного или парализованного... Отсюда вытекает тема раненного, искалеченного, бессильного короля, который продолжает жить в недоступном “Центре”, где не властны законы времени или смерти. (...) Аналогичная иранская традиция повествует о герое Керсаспа, который, будучи раненным стрелой во время “сна”... пережил в летаргическом состоянии века в окружении ухаживающих за ним женщин-фраварти (подобно тому, как раненый Король Артур продолжает жить на острове женщин...)” (Эвола Ю. Мистерия Грааля // Милый ангел. Т. I. M., 1991. С. 40).

37 Афанасьев А.Н. Ук. соч. С. 442.

38 См.: Афанасьев А.Н. Ук. соч. С. 444; Сто великих замков. М., 2003. С. 361–362; о Хольгере Датском также: Эвола Ю. Мистерия Грааля... С. 44–45.

39 Афанасьев А.Н. Ук. соч. С. 445.

40 Русский демонологический словарь / Автор-составитель Т.А. Новичкова. СПб., 1995. С. 183.

41 Там же. С. 183, 185.

42 Там же. С. 186.

43 Исландские саги. М., 1956. С. 236, 474.

44 Там же. С. 337, 774.

45 Мяги-Лыугас М. Захоронения путешественников Восточного пути в Дании // Austrvegr. № I. 1995. (Таллинн). С. 40, 42.

46 Сравните с результатами археологических исследований сопок, окружающих Шум-гору (I-я половина – середина Х в.): “Сооружение такой сопки было связано с комплексом достаточно сложных ритуальных действий. (...) По-видимому, каждых из этапов сооружения насыпи, начиная с обозначения подкурганной площади, нес определенную смысловую нагрузку. Вероятно, свой особый смысл имело и помещение отдельных немногочисленных захоронений или россыпей кальцинированных костей в нижние горизонты насыпи. Но по-настоящему сопка становилась местом погребения усопших членов родового или иного коллектива уже по завершении ее строительства. В отличие от иных типов курганов Древней Руси IX–XI вв., возводившихся над неким конкретным погребением или погребениями, сопка рассматриваемого типа строилась под будущие погребения. В верхней части ее помещалась усыпальница, которая и функционировала в течение какого-то достаточно длительного периода времени” (Платонова Н.И. О погребальном обряде верхнелужских сопок (по материалам Передольского погоста)... С. 194).

47 Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. Л., 1984. C. 118–119 (курсив везде наш).

48 Интересно, что Жорж Дюмезиль из всего множества индоевропейских богов и героев выделил именно Волха Всеславьевича и Одина, как обладающих “интеллектуальным даром и протеистическими чертами” – следовательно, исполняющих функцию и шамана, и князя-воина (Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев / Пер. с фр. Т.В. Цивьян. М., 1986. С. 136–137).

49 Памятники литературы Древней Руси. XI – нач. XII века. М., 1978. С. 144.

50 Исландские саги… С. 184, 132, 116, 767, 768.

51 Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси. М., 1996. С. 89.

52 Там же. С. 114.

53 Соколов Б.В. Оккупация. Правда и мифы. М., 2003. С. 192.

54 Управления и отделы организации “Наследие предков” // www. ahnenerbe. org.

55 См.: Картотека “z” оперативного штаба “Рейхсляйтер Розенберг”. Ценности культуры на оккупированных территориях России, Украины и Белоруссии (1941–1942). М., I998.

56 Ковалев Б.Н. Нацистская оккупация и коллаборационизм в России, 1941–1944. M., 2004. C. 416.

57 См.: Де Сед Ж. Тайна катаров / Пер. с фр. Е. Морозовой. М., 1998. С. 230–232; Ютен С. Невидимые правители и тайные общества… С. 198; Бейджент М., Лей Р., Линкольн Г. Святая Кровь и Святой Грааль / Пер. с англ. В. Скобей. М., 1997. С. 453. Любопытно, что интерес к Монсегюру и катарам в Рейхе возник после выхода в свет книги Отто Рана (1904–1939) “Крестовый поход против Грааля” (1933). В этой книге главной святыней еретиков объявлен тот самый камень-Грааль B. фон Эшенбаха, который мы сравнивали с Алатырем в предыдущей главе (см.: Ран О. Крестовый поход против Грааля / Пер. с нем. М., 2002. С.134–135).

58 Ковалев Б.Н. Ук. соч. С. 416–417.

59 Генон Р. Символы священной науки / Пер. с фр. M., 1997. C. 52.

60 Там же. С. 53–54.

61 Юнг К.Г. Mysterium Coniunctionis… С. 391. Там же приводится фрагмент из книги Хогеланда “De alchemiae difficultatibus”, содержащий странное, по мнению К.Г. Юнга, описание философского камня, как “ высокого мужчины со шлемом на голове ”… В контексте наших размышлений это описание обретает определенный смысл.

62 Василий Валентин. Двенадцать ключей мудрости / Пер. с фр. М., 1999. С. 259.

63 Теория и символы алхимии. Великое Делание. Киев, 1995. С. 62.

64 Пуассон А. Теория и символы алхимии // Теория и символы алхимии. Великое Делание... С. 37.

65 Василий Валентин. Двенадцать ключей мудрости... С. 36.

66 Элиаде М. Arcana Artis // Теория и символы алхимии. Великое Делание... С. 196.

67 Веков К. Золото вещественное и золото умное // Василий Валентин. Двенадцать ключей мудрости... С. 185.

68 Там же. С. 260.

69 “Только в одной области Царь (и этого нельзя ставить ему в вину) допускал послабление своего национализма: большой знаток музыки, он одинаково ценил как Чайковского, так и Вагнера. “Кольцо Нибелунгов” было поставлено на императорской сцене по его личному почину и возобновлялось регулярно в каждом сезоне ” (Мосолов А.А. При дворе последнего Российского Императора. М., 1993. С. 29).

70 Вагнер Р. Вибелунги… М., 1913. С. 3.

71 Там же. С. 31, 32, 61.

72 Там же. С. 58.

73 Там же. С. 32.

74 Снорри Стурлусон. Круг Земной… С. 14.

75 Вагнер Р. Ук. соч. С. 60, 64.

76 Там же. С. 31.

77 Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой... С. 222

78 Пятницкий П.П. Сказание о венчании Русских Царей и Императоров. M., 1896. C. 10.

79 Кэмпбелл Дж. Ук. соч. С. 222–223.

80 Там же. С. 222.

81 Плавание святого Брендана... С. 289–290.

82 Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / Пер. с англ. / 2-е изд. М., 1983. С. 196–197.

83 Чернобров В.А. Энциклопедия загадочных мест России. М., 2004. С. 192–194.

84 Там же. С. 52.

85 Там же. С. 20.

86 Там же. С. 48.

87 Там же. С. 194.

88 Пока готовился к печати этот текст, по российскому радио передали сообщение (27 июля 2004 г.), символизм которого мы не могли не оценить: во Владивосток вернулась экспедиция, определившая место гибели крейсера “Рюрик”. Крейсер погиб во время Цусимского сражения (27 мая 1905 г.), и теперь покоится на 130-метровой глубине. И вот наши ученые зафиксировали координаты подводной могилы эхолотом. Ранее сообщалось, что интерес к “Рюрику” проявили южные корейцы, поскольку крейсер, якобы, перевозил казну Императорской Русской Тихоокеанской эскадры. Поразительно: в одно и то же время, на разных концах евразийского континента возникает интерес к могилам – в одном случае подземной, в другом – подводной. Причем одна могила скрывает сокровище первого русского Государя, а вторая – последнего. И обе связаны с именем Рюрик, а своим географическим расположением словно бы охватывают крайние точки Русской державы. И вот огромное это пространство как будто притаилось, ожидая пробуждения своего “царского счастья” – от заката до восхода…

Варяги. Рюрик. Русь.
«Родился ли среди людей и согревается ли лучами солнца тот, кто подчинит нашу силу? Ибо мы привыкли властвовать чужой землёй, а не другие нашей. И это для нас незыблемо, пока существуют войны и мечи».


Варяги, кто они? На этот вопрос можно ответить не просто, а очень просто. Славянские морские разбойники. В отличии от своих коллег по цеху викингов – скандинавских пиратов. Этимология слова «варяг» имеет самые различные истолкования от «мелкого торговца» до «солнцепоклонника». Это не столь важно, важнее, что варягами считались именно представители славянских племён. А это в корне противоречит «норманнской» теории рождения Руси Августа Шлёцера. Подобная идеологическая схема должна была лишь оправдать пребывание на русском престоле царей–иноземцев.

Период расцвета варяжских набегов падает на VII-XI вв., хотя в русских летописях последние упоминания о чинимых варягами грабежах отмечены XII веком. Негативные экономические и социальные факторы жизни балтийских племён способствовали бурному росту разбойничьих ватаг. Варяжские дружины из лихих людей воплощали в жизнь более поздний девиз – «пролетарии всех стран объединяйтесь». В любую историческую эпоху маргиналы, возглавляемые опытным предводителем, представляют собой грозную силу! А в раннем средневековье варяги были «язвой христианства» и «притчей во языцех», Балтийское море недаром называлось Варяжским.

Летучие отряды славян в союзе с норманнами опустошали города Франции, Англии, Испании и Северной Африки. Славянские города стали перевалочными пунктами, откуда награбленное добро уходило на Восток, что стимулировало торговлю знаменитого купеческого маршрута «из варяг в греки».

Время стёрло в истории имена многих удачливых варягов, все помыслы которых сводились лишь к собственному обогащению. И только человек с незаурядными способностями и государственным мышлением смог оставить своё имя на пыльных страницах истории. Таким человеком оказался Рюрик – варяг, заложивший фундамент Русского государства.

Рюрик родился, приблизительно, в 806-807 гг. в г. Рерике, в семье Годолюба (Годольба), князя славян-рарогов (ререгов). Рароги входили в большой племенной союз ободричей, занимавшихся хлебопашеством, ремёслами и торговлей. Матерью Рюрика была Умилена, средняя дочь новгородского князя Гостомысла. У первенца родившего в подобной семье обеспеченное будущее было практически в кармане, но «его величество случай» перекраивает человеческие судьбы на свой манер. В 808 году город Рерик захватывает датский король Готфрид и казнит Годолюба. Умилена вместе с Рюриком бежит из города. Теперь, кроме благородного происхождения и родового герба сокола-балобана, символа Огнебога у Рюрика ничего не было (соколиная охота – популярная царская забава, ведёт традицию именно от этого символа). Подобный факт, наверняка, оставил глубокую душевную травму в детской психике (возможно эпилептические припадки в роду Рюриковичей имеют своё начало именно в этом событии). Одно можно сказать утвердительно – датчане стали кровными врагами Рюрика, об этом он помнил всегда. Вероятно, беглецы скрывались у своих родственников из соседних племён, не исключено, что и Гостомысл не был равнодушен к участи дочери и внука. В конце-концов, Умилена нашла приют, где-то на территории франкского королевства.

Имя Рюрика возникает на исторической арене спустя почти двадцать лет. Чем он занимался все эти годы, может быть, готовил себя к будущей карьере - постигал воинское искусство и жаждал отомстить за своего отца. Всё может быть.

И вот в 826 году Рюрик и его сводный брат Харальд появляются при дворе короля Людовика Благочестивого. Король обращает их в христианство и благословляет на борьбу с датчанами, тем самым, подтверждая их право на владение отцовскими землями. Без особых усилий они возвращают себе отцовское наследство. Но стать владетельными феодалами им не удалось. В 829 году во франкском государстве начинаются междоусобные войны и новый передел земель. Территорию, которой владели сыны Годолюба, переходят к одному из претендентов на королевский трон – Лотарю.

Подобный поворот событий и стал той причиной, по которой Рюрик и Харальд подались в варяги. Ватаги авантюристов раннего средневековья пополнялись людьми из разных социальных слоёв. Жажда стремительного обогащения собирала под свои знамёна сыновей всех религий и народов. Но варяжская дружина не была шайкой обычных убийц и мародеров. Это был военный орден со своим неписанным уставом и железной дисциплиной, в противном случае они не представляли бы собой какой-либо опасности для государств Европы. Отряды опытных и жестоких варягов, на тот момент, были самой лучшей армией, действовавшей как на суше, так и на море.

Варяжские эскадры иногда состояли из нескольких сотен быстрых и лёгких судов, каждое из которых вмещало до 70 человек. По нынешним меркам, это была целая дивизия морской пехоты, опытной и хорошо вооружённой. Варяги также перевозили с собой и лошадей, но как род войск варяжская кавалерия так и не сложилась, и была лишь вспомогательной силой. Главной ударной силой была именно пехота.

Тут нельзя обойти вниманием такое явление как берсеркеры («неистовые»). Это был своего рода средневековый спецназ в звериных шкурах. Насколько они были распространены среди славянских дружин, судить трудно, но если считать что варяжские отряды не были этнически однородными, следует допустить наличие берсеркеров и в их среде. Берсеркеры вводили себя в особый транс с помощью самовнушения или принимая психотропные средства из грибов, или растений. Возможно, это происходило под воздействием жрецов владевшими психофизическими методами хорошо известными в Индии и на Дальнем Востоке. Так или иначе, обычный воин приобретал поистине сверхчеловеческие возможности.

Берсеркер отождествлял себя с тем или иным хищным зверем и действовал на уровне подсознания. Увеличивалась скорость реакции, физическая сила, тело становилось нечувствительным к боли. Штурмуя города, они оставляли за собой лишь горы трупов. Сверхчеловеческие способности, которые они выжимали из своего организма, приводили своих обладателей либо к смерти, либо к сумасшествию. Даже собратья по оружию предпочитали держаться от них в стороне.

Отряд берсеркеров одним своим видом заставлял трепетать врагов, «подобные бешеным псам или волкам, они грызли собственные щиты; они были сильны, как медведи или вепри; они повергали врагов наземь, их не брали ни стрелы, ни огонь».

Не оттого ли средневековая Европа была полна легенд о кровожадных оборотнях, источником которых, возможно, была недобрая память о тех самых берсеркерах.

Вслед за берсеркерами наступала хорошо вооружённая, защищённая доспехами пехота и довершала разгром. Внезапность, мобильность и мощь были главными показателями тактики варяжских дружин. Их ладьи с малой осадкой легко шли по рекам вглубь материка и предавали города огню и разбою. Короли и князья предпочитали платить им дань, чем воевать с ними.

Год 843-й можно считать взлётом военной карьеры Рюрика. В составе огромной славяно-норманнской армады Рюрик и Харальд вели за собой большой варяжский отряд. Эта интернациональная армия взяла приступом: Нант, Бордо, Севилью, Лиссабон, множество других городов и докатилась до Северной Африки. С огромной добычей дружина Рюрика вернулась домой. На острове Рюген он устроил свою хорошо укреплённую морскую базу, откуда и планировал дальнейшие походы.

В течении семи последующих лет имя Рюрика становится широкоизвестным. Он принимает участие в первом штурме Парижа, в одном из очередных набегов погибает его сводный брат Харальд. В это время Рюрик уже женат на Ефанде, дочери норвежского короля, имеет несколько детей, старшим из них и наследником является Игорь. Воспитателем к нему приставлен брат жены - Олег, жрец и предсказатель из викингов. За что впоследствии и получил прозвище Вещий.

Рюрик, несмотря на своё христианское крещение, поклонялся своим древним богам как Световиту так и Одину, принося им многочисленные жертвы. И судя по всему, боги были благосклонны к своему удачливому сыну.

В 850 году огромная эскадра в 20-22 тыс. воинов высадилась на берега Англии. Поход снова ознаменовался огромной добычей. Слава ходила за Рюриком буквально по пятам. В 854 году Рюрик основательно бьёт своих кровных врагов - датчан, проводит рейд по скандинавским городам подвластных датскому королю. Он захватывает земли в верховьях Рейна и Фридланд, тем самым, возвращая себе отцовское наследство. За этот военный поход он получает прозвище Ютландский.

К 860 году новгородский князь Гостомысл, будучи на пороге смерти, был озабочен поисками достойного преемника (очень актуальная проблема во все времена). Прямых наследников по мужской линии уже не было в живых, и Гостомысл боялся, что всё созданное им может пойти прахом. Выбор его пал на Рюрика, во-первых: он был внуком Гостомысла от средней дочери; во-вторых: знаменитым и опытным военноначальником. На обращение к нему новгородского посольства: «…Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет – идите княжить и владеть нами…» (здесь, наряд – управление, руководство), Рюрик после недолгих раздумий согласился, он по примеру западных королей, мечтал основать собственное династическое государство.

В 862 году Рюрик со своей дружиной пришёл в Новгород. Сам Рюрик сел в Ладоге, а предводителей своих отрядов посадил в Белоозере и Изборске, (некоторые исследователи считали, что он посадил в этих городах своих братьев Синеуса и Трувора, возможно, это просто лингвистическая ошибка). Почему же Рюрик не стал княжить в самом Новгороде? Вероятно, существовала какая-то договорённость с Гостомыслом, ведь у него был ещё внук от старшей дочери – Вадим, которого оставили номинальным правителем Новгорода. Для Рюрика этот факт не имел особого значения, вся военная мощь была в его руках, тем более, что Ладога была воротами торгового пути «из варяг в греки» и он контролировал весь товарный поток и соответственно пополнял собственную казну.

В течении двух лет Рюрик присоединяет к своим владениям Смоленск, Ростов, Муром – земли которыми владел Хазарский каганат. Но в 864 году Вадим, видимо оскорблённый своим зависимым положением, поддерживаемый новгородскими боярами, купцами и волхвами поднимает мятеж.

Волхвы особенно ненавидели Олега Вещего, который изменил формы поклонения языческим богам. Вместо давно заведённых ритуалов в среде ремесленников, торговцев и пахарей, он внёс более простой, но более жестокий стиль, с многочисленными человеческими жертвоприношениями. Обычными для суровых варягов, проводивших всю свою жизнь в походах и войнах, и строивших свои отношения с богами по принципу «ты – мне, я – тебе».

Восстание Вадима, именуемого в летописях Храбрым, было подавлено с особой жестокостью, «…того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих уби новгородцев».

Покончив с внутренними врагами, Рюрик начинает создавать собственное государство. Грозный варяг обретает черты политического деятеля и рисует дальние перспективы, которые пытается достичь самыми различными методами.

После 864 года Рюрик совершает походы в днепровские степи, где занимается обычным разбоем - грабит и убивает хазарских, мадьярских и греческих купцов. Со своей дружиной он входит в Киев, где ведёт переговоры с Аскольдом и Диром, бывшими коллегами по ремеслу, захвативших в своё время киевский престол, (некоторые историки считают Аскольда и Дира старшими дружинниками Рюрика, другие потомками князя Кия. Единодушия в этом вопросе нет). Договор, видимо, заключался с целью защиты земель Рюрика с южных рубежей. Правда, мир этот продлился недолго, в 866-870 Аскольд пошёл войной на племена полян и кривичей. Это были владения Рюрика, и тот нанёс такое сокрушительное поражение хозяину Киева, что Аскольд предпочёл убраться восвояси.

Почему Рюрик не взял штурмом сам Киев, а ограничился только выкупом? Возможно, он не хотел большой войны с Византией, Аскольд и Дир приняли христианство в Царь-граде и номинально подчинялись византийскому императору. Тем более Рюрик враждовал с хазарами, и война на два фронта была чревата поражением, надо ещё учесть, что ему приходилось охранять рубежи своих владений и со стороны Балтики.

Конечно, Рюрик строил планы относительно захвата Киева, поход на Царь-град и разгром Хазарского каганата, но ему были нужны могущественные союзники. Поэтому он в 873-879 годах неоднократно ездил на Запад, где договаривался о военной поддержке с наследниками франкского короля Лотаря. К сожалению, смерть в 879 году оборвала его замыслы, их воплотил в жизнь жрец-воин Олег Вещий, совместно с князем Игорем Рюриковичем.

Но то, что уже сделал Рюрик - было немало, подняться от простого пирата до главы государства - требовало поистине неординарных способностей! Жизнь порой закручивает сюжеты похлеще, чем бывают в авантюрных романах. Благодаря Рюрику был заложен фундамент Киевской Руси, а позднее Руси Московской. Сокол-балобан – символ Рюриковичей полетел сквозь столетия, олицетворяя собой славу, доблесть и силу Русского государства.


17.05.2006. Москва.

 

Postscriptum:

Данное историческое повествование - это обобщённое изложение собственных рассуждений и материалов некоторых историков «антинорманнисткого» направления. По мнению исследователя В.Н. Дёмина история русского государства начинается с 2 409 года до н.э. Он особо подчёркивает значение древнерусского исторического сочинения «Сказание о Словене и Русе» для современной исторической науки. Ещё Ломоносов писал о глубоких исторических корнях русского народа: «Величество словенского народа <…> даже баснословных еллинских времён простирается и от Троянской войны известна. Енеты, венеты или венды народ словенского поколения, с королём своим Пилимоном бывши в Трое для ее от врагов защищения, лишились своего государя и для того, соединяясь с Антенором, отъехали во внутренний конец Адриатического моря и, поселяясь по берегам, где ныне Венецейское владение, далече распространились».
Двигаясь к своим истокам - лучше осознаёшь собственное будущее.

Константин Егоров
О ещё одной возможности отождествлении Рюрика




Персона Рюрика является как бы пограничной. Все персонажи русских летописей и других письменных источников до Рюрика по достаточно единодушному мнению научного сообщества признаются персонами легендарными, персонами, не имеющими прямых аналогов в древнейшей российской истории. Все персонажи после Рюрика, начиная с его непосредственного приемника Вещего Олега, великого князя русского, по столь же единодушному мнению признаются реальными лицами, жившими примерно в указанное летописцем время и совершившими хотя бы частично указанные летописцем деяния. Так, например, за Олегом может признаваться захват Киева и не признаваться поход на Царьград.
Персонажи, современные Рюрику, разделяются на две группы. Аскольд и Дир, как оппоненты Олега, выступают на страницах исторических исследований, по преимуществу, как лица реальные, несмотря на то, что одни историки, вслед за польским автором XV в. Яном Длугошем, считают их славянами, другие, следуя летописной традиции, варягами-норманнами. Ещё большую реалистичность придает им упоминание о славянском князе Дире у арабского автора X в. ал-Масуди. Другая же группа - братья Рюрика Синеус и Трувор, жена Ефранда, восставший против него Вадим - почти без исключений относятся к миру легендарному.
Казалось бы, ключевое положение основателя, если уж не самого Русского государства, то его первой правящей династии должно бы было вызвать к этой фигуре повышенный интерес. Однако ситуация с Рюриком в настоящее время стоит ровно на том месте на котором ее оставил в 1836 году профессор Дерптского университета Ф.Крузе, выяснив, что известный в Западной Европе Рёрик, графа Ютландский из клана Скъёдлунгов по прозвищу "Язва христианства" (Jel Christianitatis) исчезал со страниц западноевропейских хроник ровно тогда, когда появлялся в Восточной Европе. Идею Ф.Крузе развил в эмиграции Н.Т.Беляев. [1] Вот краткая биография Рёрика.
Рёрик родился в 800 году. Его отец Хемминг неудачно оспаривал в 810 гг. трон у наследников первого датского короля Годфрида, вместе с братом Годфридом бежал к Карлу Великому и получили лен во Фрисландии (Голландия). После смерти Хеминга в 837 году Рёрик унаследовал вместе с дядей лен Рустинген в Фрисланде. Будучи наследником и соправителем Рёрик почти беспрерывно воевал с королями Дании, защищая своё и, захватывая чужое. В сорок три года в результате раздела империи Карла Великого он был обвинён королём франков Лотарем в измене, лишён лена и схвачен. Рёрику удаётся бежать к королю Людовику, получившему при разделе германские земли, но служба королю его не удовлетворяет - он сам хочет быть как король. Рёрик уходит от императора. После чего и становится Jel Christianitatis. Почти двадцать лет он воевал в Германии, Франции, Англии, Скандинавии, где также пытался создать собственное государство, его эскадры достигают 300 кораблей. Он заключал и разрывал договоры с Германским императором и королём Франции, получал земли и изгонялся своими подданными, крестился и возвращался к язычеству. В конце концов, Лотарь вынужден был пойти на компромисс с Рёриком и дать ему новое владение, с условием защищать побережье от других викингов. Не добившись короны на западе, он уже шестидесятилетним начал всё с начала на востоке.
В этом качестве Рюрик устраивает большинство современных исследователей. Начиная с Б.А.Рыбакова отождествление Рюрика русских летописей Рёриком Ютландским (Фрисланским) в явном виде признавали Г.С.Лебедев, А.Н.Кирпичников, М.Б.Свердлов, И.Я.Фроянов, В.Л.Янин и др. Особое мнение имеет В.Я.Петрухин, считающий трёх братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора, легендарными и аналогичными Кию, Щеку и Хориву.
Однако, как представляется, мнение даже группы ведущих специалистов, согласных принять отождествление Рюрика и Рёрика не заменит анализа имеющейся корпуса сведений.

ПВЛ по Лавреньтьевской летописи.

В лето 6367 (859 г.) Имаху дань варязи изъ заморья на чуди и на словенех, на мери, и на всех кривичехъ. А козари имаху на полянех, и на северех, ина вятичехъ, имаху по беле и веверице от дыма.
В лето 6368 (860 г.)
В лето 6369 (861 г.)
В лето 6370 (862 г.) Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собъ володъти. И не бъ в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша в них усобицъ, и воевати почаша сами на ся. И ръша сами в собъ: поищем собъ князя, иже бы володъл нами и судилъ по праву. И идоша за море к варягамъ, к руси. Сице бо звахуся тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свеи, урмане, анъгляне, гъте, тако и си. Ръша русь{1} чюдь, словене и кривичи и вси: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нетъ. Да поидъте княжить и володъть нами. И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по собъ всю русь и придоша; старъйший {2} Рюрикъ съде Новъгородъ, а другий Синеусъ на Бълъ-Озеръ, а третий Изборстъ, Труворъ. И от тъхъ варягъ прозвася Русская земля. Ноугородьци, ти суть лудье ноугородьци от рода варяжьска, прежде бо бъша словъни. По двою же лъту Синеусъ умре и братъ его Труворъ. И прия власть Рюрикъ и раздая мужемъ своимъ грады...

{1} и {2} - наиболее дискуссионные разночтения в разных списках.

{1} - Ръша рус ь - в Лавреньтьевской, Ипатьевской, Трицкой;
- Ръша рус и - в Московско-Академической и Радзивиловской.
В рамках гипотезы, что варязи русь - это те же, кто и свеи, урмане, анъгляне, гъте обычно принимается минимальное исправление, соответствующее Московско-Академической и Радзивиловской летописям. Для исправления всего фрагмента в соответствии с гипотезой, объединяющей изначально русь, чюдь, словене и кривичи и вси, нет текстологической базы. Т.е. нет списков в которых русь отсутствовала бы в следующих фразах: И идоша за море к варягамъ, к руси. Сице бо звахуся тьи варязи русь, яко се друзии… В поздних летописях в связи с общей деградацией представлений об этнической дифференциации западных соседей все интересующие нас категории: варязи, русь, свеи, урмане, анъгляне, гъте, превращаются в обобщенных немцев или испорченых Арман-армян и Аглян, как, например, в Воскресенской летописи.

{2} - И сперва пришли к словенам и срубили город Ладогу. И сел старший в Ладоге Рюрик, а другой Синеус на Белоозере, а третий Трувор в Изборске....Через два года умер Синеус и брат его Трувор и принял Рюрик всю власть один, и пришел к Ильмерю и срубил город над Волховом и прозвали его Новгород. И стал тут княжить, и роздал… так в Ипатьевской летописи. В Лавреньтьевской же после имени Рюрика оставлено незаполненное место. По версии А.А.Шахматова - сведения о Ладоге были внесены в третью (1118г.) редакцию ПВЛ и связаны с посещением в 1114 г. сыном Мономаха Мстиславом Ладоги и бесед с Гюрятой Роговичем и ладожским посадником Павлом. Имя Гюряты Роговича есть и в списках посадников новгородских и на фискальных пломбах, найденных при раскопках Новгорода. Он может быть внуком Ульва Рогнвальдсона и правнуком Рёгнвальда, получившего от Ярослава Мудрого в "ярлство" Ладогу, как родич жены Ярослава - Ингигерд [3]. По другой гипотезе (А.Г.Кузьмин), наоборот именно сведения о первоначальном княжении Рюрика в Ладоге являются первоосновой. В любом случае, после обнаружения экспедицией Е.Н.Носова в 2000 г. фортификации на Рюриковом городище, датируемой серединой IX в. прибытие Рюрика сначала в Ладогу, а затем постройка Новгорода (т.е. Рюрикова городища) не вызывает сомнений.
К настоящему времени так же и другие эпизоды в цепи "дань варягам - изгнание варягов - призвание варягов на княжение" можно считать доказанными.
В "Житии святого Ансгария", составленном Римбертом (гамбург-бременский архиепископ (865-888) и ученик Ансгария) записано, что в 852 году какие-то датчане переплыли Балтийское море и захватили богатый город (аd urbem) в земле славян (in finibus Slavorum) [4]. Переплыв Балтийское море в 852 г. и попав в землю славян можно было встретить только два города в земле славян - Ладогу и Изборск. И именно Ладога имеет археологический горизонт Е2, датирующийся примерно 860 годом, со следами большого пожара. Эти следы пожара вполне можно связать с изгнанием датчан.[5]
Что касается сюжета о призвании, то до недавних пор единственным подтверждением его был текстологический анализ, проведенный Е.А.Мельниковой и В.Я.Петрухиным.[6] Этот анализ показал, что то, что многие ученые склонны именовать как "легенда" или "сказание" о призвании варягов, т.е. произведение изустного народного творчества, или, в лучшем случае, авторское произведение летописца, созданное по "законам эпического творчества" (Д.С.Лихачев), оказывается изложено языком юридического документа. Наряд - система централизованного государственного управления, а не просто прядок в смысле "порядка нет, все безобразничают". Правда - кодифицированный свод законов (ср. Русская Правда). Володеть - чисто юридический термин, вне контекста договоров в летописях не встречающийся. Как В.Я.Петрухин соединяет юридическую казуистику слога с его же эпическим происхождением остается загадкой.
В последнее время версия договора получила ещё одно - археологическое - подтверждение. Вот что пишет В.Л.Янин по результатам сезонов раскопок в Новгороде 1998 и 1999 гг., когда на усадьбе "Е", имевшей ранее установленный административно-общественный характер, было обнаружено несколько десятков т.н. деревянных цилиндров (ок. 7х5 см.) и, наконец, идентифицировано их назначение - фискальные пломбы.
"Теперь очевидно, что, запечатленная докончаниями второй половины XIII-XV вв. схема ограничения князя в области фиска имеет весьма глубокие корни, коль скоро она фиксирована комплексом находок XI - первой четверти XII в.

Сейчас очевидно одно. В XI в. и позднее порядок взимания государственных податей, вир и продаж (то есть осуществление княжеского податного и судебного иммунитета) существенно отличается от хорошо известного по разным источникам княжеского полюдья в южных территориях Руси. Если там сам князь во главе дружины объезжал пункты концентрации дани, а затем, выражаясь современным языком, самолично формировал государственный бюджет, то в Новгороде это делали сами "новгородские мужи", передавая князю даръ, т.е. жалованье…

…оставаясь в рамках гипотезы, представляется более вероятным восхождение рассматриваемой особенности новгородского государственного устройства ко времени призвания князя в середине IX в."[7]
Аналогичные цилиндры были обнаружены в польском Волине и слоях Х в. ирландского Дублина.
Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что договор был. Летописец получил о нем сведения устно, но не в рамках народного эпоса, а в рамках обычного (т.е. основанного на обычаях, не кодифицированного) новгородского права, носителями которого безусловно были информаторы Нестора Вышата и Ян Вышатич. В рамках этого обычного права без искажений дошла юридическая терминология. А вот скандинавская формула Sim hus, thru waring - с домом и дружиной, не имевшая юридической силы, начала жить своей собственной народной эпической жизнью, дополнив Рюрика до канонических трёх братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора.
Обычно в доказательство несуществования всех трёх братьев, Рюрика, Синеуса и Трувора, приводят параллель этого сообщения ПВЛ с рассказом о бриттах, пригласивших саксов для зашиты от пиктов и скоттов. Обычно указывают, что на это посольство откликнулись три брата княживших у саксов, которые и приплыли в Британию на трёх кораблях. Однако это параллель основана на ошибке. В "Деяних саксов" Видукинда Корвейского (X в.) вообще не упоминаются ни князья, ни корабли.

8. В то время, как все это происходило в Саксонии, то есть в области, получившей [затем] такое наименование, Британия, некогда еще императором Веспасианом введенная в число провинций, находившихся длительный период с пользой [для себя] под покровительством римлян, стала терпеть опустошения со стороны соседних народов, так как, по-видимому, была лишена помощи римлян. Ибо римский народ после того, как воины убили императора Марциала, был очень изнурен внешними воинами и не был в состоянии оказать друзьям обычную помощь. После того как на границе, от моря до моря, там, где предполагалось нападение врагов, воздвигли для защиты страны громадное укрепление, римляне оставили [эту] страну. Однако для врага, более жестокого и подготовленного к войне, поскольку ему противостоял народ мягкий и ленивый, не составляло никакого труда разрушить [это] укрепление. И вот, когда распространилась молва о победоносных деяниях саксов, [жители Британии] послали к ним смиренное посольство с просьбой о помощи. И послы [из Британии], прибывшие [к саксам], заявили: "Благородные саксы, несчастные бритты, изнуренные постоянными вторжениями врагов и поэтому очень стесненные, прослышав о славных победах, которые одержаны вами, послали нас к вам с просьбой не оставить [бриттов] без помощи. Обширную, бескрайную свою страну, изобилующую разными благами, [бритты] готовы вручить вашей власти. До этого мы благополучно жили под покровительством и защитой римлян, после римлян мы не знаем никого, кто был бы лучше вас, поэтому мы ищем убежища под крылом вашей доблести. Если вы, носители этой доблести и столь победоносного оружия, сочтете нас более достойными по сравнению с [нашими] врагами, то [знайте], какую бы повинность вы ни возложили на нас, мы будем охотно ее нести", Отцы ответили на это кратко: "Знайте, что саксы - верные друзья бриттов и всегда будут [с ними], в равной мере и в их беде, и в их удачах". Обрадованные послы вернулись на родину [и], сообщив желанное известие, еще более обрадовали своих соотечественников.
Затем в Британию было послано обещанное войско [саксов] и, принятое бриттами с ликованием, вскоре освободило страну от разбойников, возвратив жителям отечество. При осуществлении этого не было больших трудностей, ибо те, до которых уже дошел слух о славе саксов, страшились [их] и при одном их приближении далеко рассеивались. Враждебными бриттам были племена скоттов и пиктов, и саксы против них повели войну, получив от бриттов все необходимое для жизни. Так [саксы] пробыли некоторое время в этой стране, пользуясь взаимной дружбой бриттов.
Но когда предводители войска увидели, что земля [эта] обширна и плодородна, а жители ленивы в деле ведения войны и что сами жители, [да] и большая часть саксов не имеют прочных мест для поселения, тогда они послали [гонцов], чтобы отозвать большую часть войска, заключили мир со скоттами и пиктами и сообща с последними выступив против бриттов, изгнали их из страны, а самую страну подчинили своей власти. И так как остров этот расположен в некоем углу моря, то и по сей день, они называются англосаксами. Если бы кто-либо захотел узнать обо всем этом подробнее, пусть почитает историю этого народа, там он найдет [описание того], каким образом и при каких князьях все это произошло и как они пришли к христианской вере благодаря одному из самых святых мужей своего времен







Date: 2015-09-18; view: 428; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.07 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию