Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г. Обнинск 2015 г





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Обнинский институт атомной энергетики –

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего

профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(ИАТЭ НИЯУ МИФИ)

УТВЕРЖДАЮ
И.о. декана физико-энергетического факультета ____________ А.В.Нахабов
«______»____________ 2015 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в математический аппарат квантовой механики

название дисциплины
 
для студентов направления подготовки
 
14.03.02 Ядерные физика и технологии
код и наименование направления подготовки
 
 
профиля
Ядерные реакторы и энергетические установки
код и наименование специализации/профиля(выбрать)
 
 
Форма обучения: очная

 

г. Обнинск 2015 г.


 

Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 14.03.02 Ядерные физика и технологии.

 

Программу составил:

 

В.Л.Шаблов, профессор кафедры перспективных методов получения и преобразования энергии, д.ф.-м.н., проф.

 

 

Рецензент:

 

 

___________________ И.О. Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание

 

 

Программа рассмотрена на заседании выпускающей кафедры перспективных методов получения и преобразования энергии

(протокол № ____ от «____»_____________2014 г.)

 

Заведующий кафедрой перспективных методов получения и преобразования энергии     ___________________ А.В.Зродников «____»_____________2014 г.      

 

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

В результате освоения ООП бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

Коды компетенций Результаты освоения ООП Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОПК-1 способность использовать основные законы естест-веннонаучных дисциплин в профессиональной дея-тельности, применять ме-тоды математического анализа и моделирования, теоретического и экспе-риментального исследо-вания Знать: математический аппарат квантовой механики, включая элементы функционального анализа (теория гильбертовых пространств, линейных операто-ров и элементы спектральной теории эрмитовых операторов) Уметь: использовать методы функционального анализа для описания квантовых систем Владеть: элементами теории гильбертовых пространств, линейных операторов и спект-ральной теории эрмитовых операторов

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Дисциплина реализуется в рамках вариативной части. Индекс дисциплины: указать в соответствии с учебным планом.

 

Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в рамках изучения следующих дисциплин: Физика I-III, Атомная физика, Математический анализ, Аналитическая геометрия, линейная алгебра, Векторный и тензорный анализ, Интегральные уравнения, Уравнения математической физики.

 

Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: Теоретическая физика, Взаимодействия частиц, Введение в квантовую теорию рассеяния и ее приложения к ядерной физике.

 

Дисциплина изучается на 3 курсе в 5 семестре.

 

 

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

 

 

Вид работы Форма обучения(вносятся данные по реализуемым формам)
Очная Заочная
Семестр 5 Курс 3
Количество часов на вид работы:
Контактная работа обучающихся с преподавателем    
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:    
лекции (лекции в интерактивной форме) (11)  
практические занятия (практические занятия в интерактивной форме) (6)  
лабораторные занятия    
Промежуточная аттестация    
В том числе:    
зачет    
Самостоятельная работа обучающихся    
Самостоятельная работа обучающихся (всего)    
В том числе:    
Проработка учебного (теоретического) материала    
Подготовка ко всем видам контрольных испытаний текущего контроля успеваемости (в течение семестра)    
Подготовка ко всем видам конт-рольных испытаний промежуточ-ной аттестации (по окончании семестра)    
Всего (часы):    
Всего (зачетные единицы):    

 


 


4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

 

4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)

№ п/п   Наименование раздела /темы дисциплины Виды учебной работы в часах (данные по реализуемым формам)
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Лек Пр Лаб Внеауд СРО Лек Пр Лаб Внеауд СРО
1. Линейные (векторные)пространства                    
1.1. Линейные пространства. Нормированные пространства.                    
1.2. Пространства со скалярным произве-дением.Гильбертовы пространства.                    
1.3 Базисы в гильбертовом пространстве. Разложение Фурье.                    
2. Линейные функционалы и линейные операторы в гильбертовых пространствах                    
2.1. Линейные функционалы в гильбертовых пространствах. Теорема Рисса-Фреше                    
2.2. Линейные операторы в гильбертовых пространствах.                    
2.3 Собственные значения и собственные функции операторов. Спектр эрмитова (самосопряженного) оператора.                    
2.4 Введение в аппарат обобщенных функций                    
  Всего:                    

 

Прим.: Лек – лекции, Пр – практические занятия / семинары, Лаб – лабораторные занятия, Внеауд – внеаудиторная работа, СРО – самостоятельная работа обучающихся

 


4.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

 

Лекционный курс

Наименование раздела /темы дисциплины Содержание    
1. Линейные (векторные)пространства
1.1. Линейные простран-ства. Нормированные пространства. Линейные пространства. Нормированные прост-ранства.Сходимость элементов в нормированных пространствах.
1.2. Пространства со скалярным произве-дением.Гильбертовы пространства Пространства со скалярным произведением. Свойства скалярного произведения. Пространство L2. Гильбертовы пространства. Теорема Фишера.
1.3 Базисы в гильбер-товом пространстве. Разложение Фурье. Ортонормированные системы элементов в гиль-бертовом пространстве. Полнота ортонормирован-ной системы элементов. Базисы в гильбертовом пространстве. Разложение Фурье. Равенство Парсеваля.
2. Линейные функционалы и линейные операторы в гильбертовых пространствах
2.1. Линейные функцио-налы в гильбертовых пространствах. Линейные функционалы в гильбертовых пространствах. Теорема Рисса-Фреше
2.2. Линейные операторы в гильбертовых пространствах. Линейные операторы в гильбертовых простран-ствах. Эрмитовы, унитарные, проекционные операторы. Функция от операторов. Операторы импульса, кинетической энергии, квантовомехани-ческий гамильтониан
2.4 Собственные значе-ния и собственные функции операторов. Спектр эрмитова (самосопряженного) оператора Собственные значения и собственные функции операторов. Понятие спектра оператора. Дискрет-ный и непрерывный спектр. Спектр эрмитова (самосопряженного) оператора
2.4 Введение в аппарат обобщенных функций Необходимость введения обобщенных функций. Пространство основных функций. Сингулярные и регулярные обобщенные функции. функция Дирака и ее свойства. Применения обобщенных функций. Обобщенные собственные значения и обобщенные собственные функции эрмитова (самосопряженного) оператора

 


Практические/семинарские занятия

Наименование раздела /темы дисциплины Содержание    
1. Линейные (векторные)пространства
1.1. Линейные простран-ства. Нормированные пространства. Линейные пространства. Нормированные прост-ранства.Сходимость элементов в нормированных пространствах.
1.2. Пространства со скалярным произве-дением.Гильбертовы пространства Пространства со скалярным произведением. Свойства скалярного произведения. Пространство L2. Гильбертовы пространства.
1.3 Базисы в гильбер-товом пространстве. Разложение Фурье. Ортонормированные системы элементов в гиль-бертовом пространстве. Полнота ортонормирован-ной системы элементов. Базисы в гильбертовом пространстве. Разложение Фурье. Коэффициенты Фурье. Равенство Парсеваля. Классические орто-гональные полиномы, применяемые в квантовой механике (Эрмита, Лежандра, Лягерра)
2. Линейные функционалы и линейные операторы в гильбертовых пространствах
2.1. Линейные функцио-налы в гильбертовых пространствах. Линейные функционалы в гильбертовых пространствах. Теорема Рисса-Фреше.
2.2. Линейные операторы в гильбертовых пространствах. Линейные операторы в гильбертовых пространствах. Норма оператора. Эрмитовы, унитарные, проекционные операторы. Функция от операторов. Операторы импульса, кинетической энергии, квантовомеханический гамильтониан.
2.3 Собственные значе-ния и собственные функции операторов. Спектр эрмитова (самосопряженного) оператора Собственные значения и собственные функции операторов. Понятие спектра оператора. Дискрет-ный и непрерывный спектр. Спектр эрмитова (самосопряженного) оператора.
2.4 Введение в аппарат обобщенных функций Пространство основных функций. Сингулярные и регулярные обобщенные функции. функция Дирака и ее свойства. Применения обобщенных функций.

 


5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в математический аппарат квантовой механики» – http://iate.obninsk.ru/node/5230

 

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

6.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка Наименование оценочного средства
Текущий контроль, 1 семестр
1. Линейные пространства. Нормированные прост-ранства. Пространства со скалярным произведени-ем. Гильбертовы прост-ранства.Базисы в гильбер-товых пространствах пространства. Разложение Фурье. ОПК-1 способность использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной дея-тельности, применять методы математичес-кого анализа и модели-рования, теоретичес-кого и эксперименталь-ного исследования Знать: математический аппарат квантовой механики, включая элементы функцио-нального анализа (теория гильбертовых пространств, линейных операторов и элементы спектральной теории эрмитовых операторов)     Контрольная работа №1
2. Линейные операторы в гильбертовых простран-ствах. Собственные значения и собственные функции операторов. Спектр эрмитова (само-сопряженного) оператора. ОПК-1 способность использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной дея-тельности, применять методы математичес-кого анализа и модели-рования, теоретичес-кого и эксперименталь-ного исследования. Знать: математический аппарат квантовой механики, включая элементы функцио-нального анализа (теория гильбертовых пространств, линейных операторов и элементы спектральной теории эрмитовых операторов) Владеть: элементами теории гильбертовых пространств, линейных операторов и спект-ральной теории эрми-товых операторов.     Контрольная работа №2
Промежуточный контроль, 1 семестр
  Зачет   Вопросы к зачету
Всего:

6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

 

 

6.2.1. Зачет

а) типовые вопросы (задания):

1.Линейные (векторные) пространства. Линейная зависимость и линейная независимость элементов. Базисы в линейных пространствах.

2.Нормированные пространства. Аксиомы нормы.

3.Векторные пространства с внутренним (скалярным) произведением (предгильбертовы пространства). Свойства скалярного произведения.

4.Полные нормированные пространства. Гильбертовы пространства.

5. Ортогональные системы элементов в гильбертовых пространствах. Базисы в гильбертовых пространствах. Разложение Фурье. Коэффициенты Фурье. Равенство Парсеваля. Применение разложения Фурье в квантовой механике. Полиномы Эрмита, Лежандра, Лягерра. Коэффициенты Фурье как амплитуды вероятности.

6.Пространство L2 и его свойства. Теорема Фишера о полноте пространства L2. Пространство L2 в квантовой механике.

7.Линейные функционалы. Теорема Рисса-Фреше об ограниченном линейном функционале.

8.Обобщенные функции. Пространство основных функций. Сингулярные и регуляр- ные обобщенные функции. Действия над обобщенными функциями. Производная обобщенной функции. функция Дирака и ее свойства. Применения обобщенных функций.

9.Линейные операторы в гильбертовых пространствах. Непрерывные и ограниченные

операторы. Норма оператора.

10.Сопряженные операторы. Эрмитовы опнраторы. Самосопряженные операторы.

11.Унитарные и проекционные операторы. Функции от операторов. Унитарная экспонента.

12.Линейные операторы в квантовой механике. Операторы импульса, кинетической энергии, Шредингера.

13.Собственные значения и собственные функции эрмитова (самосопряженного) оператора. Обобщенные собственные значения и обобщенные собственные функции. Спектр оператора. Резольвента.

14.Элементы спектральной теории самосопряженных операторов.

 

критерии оценивания компетенций (результатов):

Оценка «отлично» - за глубокие знания учебного материала, содержащегося в основных и дополнительных рекомендуемых литературных источниках, умение четко и безошибочно (практически безошибочно) анализировать явления и проблемы; логично и последовательно отвечать на поставленные вопросы, умение применять теоретические положения при решении практических задач. Оценка «хорошо» - за прочные знания учебного материала; аргументированные ответы на поставленные вопросы, которые, однако, содержат определенные (несущественные) неточности, умение применять теоретические положения при решении практических задач. Оценка «удовлетворительно» - за посредственные знания учебного материала, слабо аргументированные ответы, слабое применение теоретических положений при решении практических задач. Оценка «неудовлетворительно» - за незнание значительной части учебного материала, существенные ошибки в ответах на вопросы, неумение ориентиро-ваться при решении практических задач, незнание основных фундаментальных положений изучаемой дисциплины.

описание шкалы оценивания:

Оценка «отлично»- 90-100 баллов

Оценка «хорошо»- 75-89 баллов

Оценка «удовлетворительно»- 60-74 баллов

Оценка «неудовлетворительно»- меньше 59 баллов

 

6.2.2.Контрольная работа №1

 

а) типовые задания (вопросы) - образец:

 







Date: 2015-09-18; view: 353; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию