Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовая и социальная защита. 88 page
Несмотря на натиск сторонников более либеральных правил оборота огнестрельного оружия, в России все-таки преобладает позиция тех, кто возражает против подобного распространения оружия среди населения страны. Социологические исследования, проведенные исследовательским холдингом "РОМИР мониторинг", свидетельствуют, что большинство граждан России выступают против свободного владения огнестрельным оружием, только 18% по данным всероссийского исследования, убеждены в необходимости законодательного введения права на обладание пистолетами и револьверами, 26% считают, что легализация оружия повысит уровень безопасности в стране, почти половина (44%) не согласна, предполагая, что в этом случае угроза мирному существованию обывателей только возрастет [19, с. 43]. Право граждан на самооборону с оружием закреплено в ст. 24 Федерального закона "Об оружии". Проблема заключается в том, все ли граждане России обладают соответствующим уровнем правосознания, чтобы быть способными реализовывать это право. Среди перспективных направлений предупреждения преступности особое место занимает виктимологическая профилактика, которая понимается как "специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений; выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации" [20, с. 161 - 162]. Под виктимностью понимается определенный комплекс стабильных социальных и психологических (иногда физиологических) свойств личности, которые во взаимодействии с внешними обстоятельствами обусловливают повышенную ее способность стать жертвой преступления [21, с. 13]. По данным ВНИИ МВД России, уровень криминальной виктимизации населения в последние годы остается на высоком уровне - каждый четвертый гражданин России ежегодно подвергается тому или иному виду преступных посягательств [22, с. 43]. В настоящее время виктимологическая профилактика, к сожалению, широко не применяется в предупредительной деятельности, что существенно снижает профилактический потенциал правоохранительных и иных государственных органов и общественных объединений. Главная цель виктимологической профилактики заключается в защите потенциальной жертвы, что способствует в итоге снижению количества преступлений, характеризующихся наличием жертв. В этой связи следует присоединиться к мнению А.И. Алексеева, что необходимо изменить существующий взгляд на сложившуюся практику борьбы с преступностью, в частности ее предупреждения, сделать виктимологическую профилактику более весомым и эффективным направлением предупреждения преступности. При этом в перспективе целесообразно создать государственную службу по поддержке жертв преступлений, оказанию потерпевшим социально-психологической, правовой и иной помощи [23, с. 159, 163]. В литературе совершенно обоснованно отмечается, что российское общество слабо защищает жертв преступлений, государственными органами данная деятельность практически не осуществляется [24, с. 83]. По данным ВЦИОМ, в ответах респондентов практически отсутствует указание на действенную помощь со стороны органов власти, призванных защищать права граждан. Так, лишь 4% отметили, что им удалось полностью компенсировать нанесенный ущерб, 17% заявили о частичной компенсации, а по данным правозащитного движения "Сопротивление", только 4% пострадавших смогли отстоять свои права. Можно с прискорбием сказать, что в настоящее время потерпевшие от преступлений в России являются дважды потерпевшими: во-первых, непосредственно от преступления, во-вторых, от отношения государственных органов и их должностных лиц, рассматривающих во многих случаях потерпевших как досадную обузу для работы правоохранительных органов, хотя закон прямо предусматривает в ряде случает защиту прав и интересов граждан и организаций, потерпевших от преступлений. В частности, назначением уголовного судопроизводства является в первую очередь именно защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Литература
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. 2. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 769 (с последующими изменениями и дополнениями). 3. Чукмаитов Д.С. Государственное принуждение и социальные средства сдерживания преступности // Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации: Материалы международной научно-практической конференции (14 - 16 декабря 2005 г.). М., 2006. 4. Современная криминальная ситуация на территории Российской Федерации и тенденции ее развития. М., 2008. 5. Состояние преступности в России за 2008 год. М., 2009. 6. Антонян Ю.М. Преступное насилие как глобальная проблема // Профессионал. 2008. N 5. 7. Миронов О.О. Государство обязано защищать человека // Проблемы социальной и криминологической профилактики преступлений в современной России. Вып. 1. М., 2002. 8. Олицетворять власть должны лучшие // Щит и меч. 2007. 8 февр. 9. Современная криминальная ситуация на территории Российской Федерации и тенденции ее развития. М., 2008. 10. Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М., 2006. 11. Российская газета. 2005. 26 апр. 12. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. Изд. 5-е, испр. и доп. М., 2006. 13. Фалалеев М. Все повязаны. МВД предлагает разрешить гражданам создавать отряды самообороны и патрулировать улицы // Рос. газета. 2009. 26 марта. N 52 (4876). 14. Артамошкин М. Формирование государственной системы профилактики правонарушений // Профессионал. 2008. N 4 (84). 15. Будем бороться! Интервью с Владимиром Жириновским // Мастер ружье. 2005. N 102. 16. Трунов И.Л. Либерализация уголовной политики и легализация оружия самообороны - некоторые из критериев снижения преступности // Основные направления совершенствования системы предупреждения преступлений в Северо-Кавказском регионе: Материалы межведомственной научно-практической конференции (19 мая 2009 г.). М., 2009. 17. Государственный архив Краснодарского края. Ф. 454. Оп. 1. Д. 3177. Л. 128, 128 об, 129; Невский С.А. Борьба с незаконным оборотом оружия. М., 2003. 18. Невский С.А. Проблемы контроля за оборотом оружия. Краснодар, 2000. 19. Невский С.А. Ограничение оборота оружия - как условие безопасности личности // Профессионал. 2007. N 2. 20. Алексеев А.И. Указ. соч. 21. Виктимологическая характеристика региональной преступности и ее предупреждение / Под ред. А.Л. Репецкой. М., 2009. 22. Криминологическая обстановка в Российской Федерации в 2006 году и прогноз ее развития. М., 2007. 23. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. Изд-е 5-е, испр. и доп. М., 2006. 24. Долженкова Г.Д. Некоторые проблемы социальной защиты жертв преступлений в Российской Федерации // Преступность и общество. М., 2005.
Название документа Статья: Особенности социально-экономических детерминант преступного поведения женщин (Сарычева Н.В.) ("Общество и право", 2009, N 5) Дата 30.10.2009 Информация о публикации Сарычева Н.В. Особенности социально-экономических детерминант преступного поведения женщин // Общество и право. 2009. N 5. С. 222 - 224. Примечание к документу
Текст документа
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЖЕНЩИН
Н.В. САРЫЧЕВА
Сарычева Наталья Валерьевна, ассистент кафедры уголовного процесса, криминалистики и защиты прав человека Ставропольского государственного университета.
Статья посвящена исследованию особенностей социально-экономических детерминант преступного поведения женщин. Проводится анализ экономических факторов, связанных с проблемами высокого уровня безработицы, расслоения населения по уровню доходов, низкого уровня жизни, задолженности в выплате заработной платы и инфляционных процессов.
Ключевые слова: женская преступность, детерминанты, криминогенные факторы, безработица.
This article is devoted to the research of the peculiarities of socio-economic determinants of female criminal behavior. The author analyses the economic factors connected with the problems of high rate of unemployment, low standard of living, social stratification according to profits and indebtedness.
Key words: female criminality, determinants, criminal factors, unemployment.
Причины преступности являются самой сложной и острой проблемой науки криминологии. Всегда имеются причины, в силу которых личность, формируясь в определенных условиях, может встать на преступный путь; когда же речь идет о причинах и следствиях, то следствием является преступление. Традиционно отечественная криминология в детерминистском объяснении преступности ведущую роль отдавала экономическим факторам, тем общественно-экономическим отношениям, которые сложились в обществе на определенном этапе его исторического развития. Как справедливо указывал И.И. Карпец, "рыночные отношения "изначально беременны преступностью", причем в странах свободного рынка преступность не только велика, но и опасна своей организованностью" [2, с. 152]. Поэтому при изучении детерминант женской преступности на первый план выступают экономические противоречия, тем более что социально-экономические факторы в первую очередь оказывают негативное влияние на женщин. Причины экономического характера на современном этапе служат одним из источников социально-психологической напряженности женской части населения в обществе. В настоящее время в России продолжает увеличиваться безработица, и женщины страдают от нее сильнее, чем остальное население. Безработица представляет собой один из наиболее значимых социально-экономических и криминогенных факторов. В последнее десятилетие почти половина ежегодно осужденных лиц - безработные. Женщин в России по состоянию на 1 января 2009 г. 76,2 млн., или 52% населения страны. Из 2,3 млн. официальных безработных в России более 70% женщин. Например, по данным Госкомстата, с 1998 по 2003 г. было сокращено 7,6 млн. рабочих мест, занимаемых женщинами. В Ставропольском крае по состоянию на 1 марта 2009 г. зарегистрировано 36,7 тысячи безработных, а уровень безработицы составляет 2,7%. Согласно нашим исследованиям, 72% всех безработных в крае - это женщины. Женщина в возрасте 38 лет, проживающая в сельской местности, не имеющая профессионального образования, у которой длительный перерыв в работе и есть несовершеннолетние дети, - это типичный социальный портрет безработного во многих регионах Южного федерального округа. В России, по данным официальной статистики, более 35% граждан находится за чертой бедности. По оценкам же независимых экспертов этот показатель значительно больше. В.Н. Кудрявцев считает, что в современной России соотношение наиболее богатых и самых бедных равняется официально 1: 25, неофициально - еще больше [5, с. 92]. А наиболее высокий удельный вес бедности отмечается среди детей в возрасте от 7 до 15 лет (41,9%) и женщин в возрасте от 31 до 54 лет (36,4%). Резкое обеднение населения обычно связывают с финансово-экономическими кризисами. На сегодняшний день это особенно актуально в связи с финансовым кризисом 2008 - 2009 гг. Как известно, во времена экономических спадов криминогенная обстановка обостряется. Именно при нестабильной экономической ситуации в стране в десятки раз возрастает количество случаев мошенничества и краж. В структуре женской преступности данные виды преступлений преобладают. По данным Госкомстата, в 2002 г. доходы ниже прожиточного минимума в России имело 25% населения. Женщины особенно подвержены бедности из-за ограниченного доступа к пособиям, заработной плате и доходам в неформальном секторе. Их сокращают и увольняют в первую очередь, это объясняется тем, что женщины нуждаются в дополнительных льготах, которые, конечно же, невыгодны для работодателей. На фоне всех происходящих в России явлений появилось большое количество бездомных, никому не нужных людей, на улице все чаще встречаются бродяги и попрошайки, но самое страшное - это то, что большинство составляют женщины и дети. Общая численность бездомных составляет от 4 до 5 млн. человек, или от 2,76% до 3,44% постоянного населения России [1, с. 9]. В последние годы в нашей стране повышенное внимание уделяется инфляционным процессам, которые сильнее всего ощущаются населением с невысокими денежными доходами, а это означает, что от них страдает большая часть женщин. Сокращение государственного сектора экономики, высокий уровень инфляции, закрытие основных социальных служб привели женщин к состоянию, в котором они, к сожалению, не могут рассчитывать на рабочие места и зарплату в государственных предприятиях. А если они и работают, пусть и не по специальности, то здесь на сегодняшний день особенно остро стоит проблема задолженности в выплате заработной платы. На многих предприятиях, организациях не выплачивают заработную плату годами. Женщина находится в безвыходном положении. Например, суммарная задолженность по заработной плате только в Ставропольском крае на 1 июня 2009 г. составляла 13,7 млн. рублей. Можно выявить еще одну проблему с зарплатами. Несмотря на декларируемое Конституцией РФ равенство, зарплата женщин в среднем на 20 - 35% ниже, чем у мужчин. Согласно опубликованному обзору Росстата о структуре зарплат в России, разрыв между доходами женщин и мужчин в стране, составляющий 39%, продолжает увеличиваться. В выводах большинства гендерных исследований, проведенных в России, главным фактором наблюдаемого разрыва в оплате труда между мужчинами и женщинами является неравномерное распределение мужчин и женщин по профессиям и отраслям. В таких отраслях бюджетного сектора, как здравоохранение, образование, культура, доля занятых женщин составляет более 70%, а заработки остаются низкими. Какую отрасль ни взять - мужчинам платят больше. По данным официальной статистики, средняя "женская" зарплата по стране составляет две трети "мужской", а по данным независимых социологов - 50 - 45%. В ряде отраслей этот разрыв еще значительнее. Например, самую высокую зарплату слабый пол получает, работая в сфере финансов и страхования, но и здесь мужчинам платят больше. На уровне специалистов разница между доходами мужчин и женщин составляет от 0,8 до 1,2 раза. На руководящих должностях она доходит до 1,7 - 1,8 раз. Такая же картина наблюдается и в сельском хозяйстве, где до сих пор самая низкая зарплата. Такая дискриминация отчасти объясняется исторически сложившейся разницей в стереотипах поведения двух полов. Значительную криминогенную роль играет то обстоятельство, что в России половина тяжелых и малоквалифицированных работ в промышленности в настоящее время ложится на женские плечи. Женщины часто заняты в процессах, сопряженных с выполнением ручных операций и значительной долей тяжелого физического труда. По данным обследований Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, массовым ареалом тяжелого физического женского труда остается сельское хозяйство. В этой отрасли самый высокий удельный вес женщин, занятых тяжелым физическим трудом: уровень механизации ручного труда составляет не более 40%. Кроме того, в настоящее время в большинстве отраслей и производств отсутствуют ограничения и запрещения для использования труда женщин. Они трудятся наравне с мужчинами, для них установлена равная с мужчинами продолжительность рабочего дня, определены одинаковые нормы, расценки. Многие женщины не выдерживают больших нагрузок и бросают такую работу. Работодатели нередко не обеспечивают право работниц на труд в условиях, гарантирующих им сохранность жизни и здоровья, допуская их работать на технически неисправных механизмах. Женщины в гораздо большей мере, чем мужчины, подтверждены воздействию неблагоприятных факторов, так как физически они намного слабее мужчин. Значительное их число занято на рабочих местах, запрещенных для них санитарными нормами: в гальванических участках и цехах, в травильных отделениях, в ряде химических и металлургических производств, что сопряжено с контактом с вредными веществами. На их долю относится почти четверть выявленных профзаболеваний (отравлений). Во многом это обусловлено необходимостью иметь заработок, отсутствием возможностей получить более благоприятные альтернативы в выборе профессии и места работы. Как следствие - ухудшается репродуктивное здоровье женщин. Такие факты выявлены во многих регионах России. Например, в Ставропольском крае из всех женщин, работающих на вредных производствах, 67% занято в производстве резиновых и пластмассовых изделий. Тяжелая, малоквалифицированная работа опасна для женщин, так как огрубляет и очерствляет их. В результате проведенного исследования было выяснено, что женщина становится грубой, резкой, агрессивной, мускулистой, склонной решать возникающие конфликтные ситуации самостоятельно и с помощью грубой физической силы. Поэтому обоснован вывод, что занятость на неквалифицированных работах может иметь весьма серьезные криминогенные последствия [4, с. 37]. Все эти процессы побудили большую часть женщин к поиску новых форм и видов трудовой деятельности. Образовался слой собственников предприятий и фирм, мелких предпринимателей. Однако на сегодняшний день немногие женщины способны легальным путем приобрести начальный капитал, не нарушать установленных законом норм, начать свое дело и вести его. Влияние рэкета, высокий уровень криминализации бизнеса, нецивилизованная конкуренция, отсутствие ряда психологических качеств, необходимых для занятия предпринимательством, - все это препятствует легальному женскому предпринимательству. Как справедливо отмечает А.И. Долгова, "не существует какой-то общей, основной, главной причины, которая бы исчерпывающе объясняла происхождение преступности в конкретных условиях во всем ее разнообразии" [3, с. 180]. В связи с изменяющейся социально-политической и экономической обстановкой в стране появляются новые детерминанты преступности, в том числе женской, которые необходимо учитывать при планировании профилактических мероприятий.
Литература
1. Карлинский И.З. Анализ социального и правового положения бездомных в современной России. СПб., 2004. 2. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992. 3. Криминология / Под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2007. 4. Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 2007. 5. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления (опыт криминологического моделирования). М., 1997.
Название документа Статья: Коммерческий и социальный наем в жилищной сфере (Кириченко О.В.) ("Современное право", 2007, N 7) Дата 24.07.2007 Информация о публикации "Современное право", 2007, N 7 Примечание к документу
Текст документа
КОММЕРЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ НАЕМ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ
О.В. КИРИЧЕНКО
О.В. Кириченко, соискатель ученой степени, ассистент кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова.
Основными договорами в жилищной сфере, направленными на передачу жилого помещения в возмездное владение и пользование, являются договоры коммерческого и социального найма жилого помещения. Договор найма жилого помещения, под которым в теории и юридической практике понимается договор коммерческого найма, по своей природе гражданско-правовой. Он регулируется нормами главы 35 ГК РФ. Из 18 статей, входящих в эту главу, ему посвящено 17 статей и только одна (ст. 672) адресована непосредственно договору социального найма. При этом договор коммерческого найма в главе 35 не только не обозначен с указанием относящихся к нему статей (как это сделано в отношении договора социального найма), но и не назван (отсутствует дефиниция договора коммерческого найма жилого помещения), а статьи не содержат полного и детального правового регулирования и нуждаются в изменении. Договор социального найма жилого помещения, имеющий ярко выраженную потребительскую направленность, находится преимущественно в сфере правового регулирования жилищного законодательства, прежде всего ЖК РФ. Оба договора имеют своей целью удовлетворение важнейшей потребности граждан в жилье. Характеристика договоров коммерческого и социального найма жилого помещения должна строиться на основе их сравнительного анализа, который позволит, с одной стороны, выделив черты сходства и различия, полнее отразить специфику каждого из них, а с другой - в силу недостаточной урегулированности договора коммерческого найма нормами ГК РФ выявить возможность применения к последнему отдельных положений договора социального найма, если это не противоречит его сущности и положениям ГК РФ о нем. Особенности правового регулирования и сфера действия договоров. Договор коммерческого найма жилого помещения регулируется нормами главы 35 ГК РФ (статьи 674, 675, 678, 680, пункты 1 - 3 ст. 685), договор социального найма жилого помещения - ст. 672 ГК РФ, а также ЖК РФ, в частности разд. III. Статья 672 ГК РФ, определяя область применения договора социального найма жилого помещения (государственный и муниципальный жилищный фонд социального использования), оставляет все другие пригодные для проживания граждан помещения возможными объектами договора коммерческого найма. Таким образом, выявляется один из важнейших признаков договора - сфера его действия <*>. -------------------------------- <*> См.: Мокроусова Л.М. Договор коммерческого найма жилого помещения // Нотариус. 2003. N 2. С. 21.
По договору социального найма жилое помещение предоставляется в государственном или муниципальном жилищном фонде (п. 1 ст. 672 ГК РФ, ст. 49 ЖК РФ). В ГК РФ не содержится указания, из какого жилищного фонда предоставляются жилые помещения по договору коммерческого найма. В ЖК РФ дается понятие жилищного фонда и выделяются его виды в зависимости от формы собственности и целей использования (в частности, жилищный фонд коммерческого использования - п. 4 ч. 3 ст. 19). Договор коммерческого найма жилого помещения может быть заключен при отсутствии на этот счет императивной нормы ГК РФ в любом жилищном фонде, за исключением жилищного фонда социального использования (п. 1 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ), в котором жилые помещения могут предоставляться только по договору социального найма. Так, не исключается возможность заключения договора коммерческого найма в государственном или муниципальном жилищном фонде, о чем часто упоминается в п. 3 ч. 2 ст. 153, ч. 1 ст. 154, ч. 3 ст. 155, ст. 156 ЖК РФ. Эти договоры, являясь по своей юридической природе гражданско-правовыми, будут находиться в сфере приоритетного регулирования ГК РФ, тем более что в ЖК РФ они лишь упоминаются, но детально не регулируются. Юридическая природа договоров. Специфика предмета обоих договоров определяет их характеристику как консенсуальных, возмездных, двусторонне обязывающих и взаимных. Оба обязательства возникают из соглашения сторон, однако договор социального найма жилого помещения отягощен административным актом - решением органа местного самоуправления, которое, в свою очередь, является основанием заключения самого договора (части 3, 4 ст. 57 ЖК РФ). Возмездность договоров предполагает наличие платы за пользование жилым помещением (статьи 671, 678, 682 ГК РФ, п. 5 ч. 3 ст. 67, статьи 153 - 156 ЖК РФ). В отношении коммерческого найма плата за жилое помещение устанавливается в договоре по соглашению сторон (п. 1 ст. 682 ГК РФ). Если в соответствии с законом установлен максимальный размер платы за жилое помещение, плата, определенная в договоре, не должна превышать этот размер. Трудно себе представить, как исходя из современного законодательного уровня защиты права собственности, целей и коммерческого характера договора будет обосновываться такое ограничение платы, если речь не идет о социальном жилье. Важной гарантией прав сторон является правило п. 2 ст. 682 ГК РФ о недопущении одностороннего изменения размера платы за жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором. В договоре коммерческого найма должны оговариваться также сроки внесения платы за жилое помещение. Если стороны этого не предусмотрели, считается, что плата вносится ежемесячно в порядке, предусмотренном ЖК РФ (ст. 155). При социальном найме плата за жилое помещение детально регулируется нормами ЖК РФ (статьи 154 - 156, 159, 160), другими нормативными правовыми актами <*> о порядке исчисления и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам при определенных условиях. -------------------------------- <*> К ним относятся Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг"; Методические указания по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) муниципального и государственного жилищного фонда, утвержденные Приказом Минстроя России от 02.12.1996 N 17-152.
Помимо платы за жилое помещение, наниматель по договорам коммерческого и социального найма жилого помещения должен оплачивать коммунальные услуги (ст. 678 ГК РФ, статьи 154 - 155, 157 ЖК РФ). Оплата коммунальных услуг осуществляется гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электро- и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ) <*>. -------------------------------- <*> См. Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"; от 17.02.2004 N 89 "Об утверждении основ ценообразования в сфере ЖКХ"; от 17.05.2002 N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации" и др.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан-нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, определяемых в соответствии с этим Законом. Наниматель жилого помещения по договорам коммерческого и социального найма несет ответственность за несвоевременное и неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 330, пункты 1, 2 ст. 401 ГК РФ, ч. 14 ст. 155 ЖК РФ). Общее правило для обоих видов найма - взыскание неустойки является мерой гражданско-правовой ответственности. Неустойка может быть применена к гражданину лишь при наличии его вины, которая, в свою очередь, презюмируется. При определенных, указанных в законе условиях наниматели по договору социального найма жилого помещения имеют право на предоставление субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 159 ЖК РФ). Граждане, проживающие в жилых помещениях на основании договора коммерческого найма, заключенного с собственниками жилых помещений (физическими и юридическими лицами) частного жилищного фонда, или договора поднайма, заключенного с нанимателями жилых помещений в жилищном фонде независимо от формы собственности, не имеют права на получение субсидий <*>. -------------------------------- <*> См. Постановления Правительства РФ от 10.04.2006 N 199 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", от 30.08.2004 N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" (устанавливает федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22%). Date: 2015-09-17; view: 355; Нарушение авторских прав |