Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая и социальная защита. 61 page





Комиссия вправе разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений; принимать участие в подготовке разрабатываемых Правительством законопроектов, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации - в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Трудовой кодекс предусматривает участие РТК в принятии некоторых решений Правительства Российской Федерации. В частности, с учетом мнения РТК Правительство определяет перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК).

В формировании и деятельности этой Комиссии, как уже указывалось, принимают участие общероссийские объединения работодателей. Будучи членами РТК, общероссийские объединения работодателей имеют право:

знакомиться с соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, информационными и справочными материалами (ст. 8 Закона от 01.05.1999);

вносить координатору стороны работодателей предложения по проектам планов работы Комиссии, повесткам ее заседаний, персональному составу представителей стороны в рабочих группах, проведению внеочередного заседания Комиссии (ст. 7 Закона от 01.05.1999);

вносить в установленном порядке (координатору стороны) предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей (п. 6 ст. 13 Закона от 27.11.2002);

принимать участие в заседаниях Комиссии и в обсуждении поставленных вопросов;

принимать участие в работе созданных Комиссией рабочих групп в соответствии с Регламентом РТК, в том числе в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов (п. 6 ст. 13 Закона от 27.11.2002);

принимать участие в консультациях с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти по основным направлениям социально-экономической политики (п. 8 ст. 13 Закона от 27.11.2002);

принимать участие в проведении всех мероприятий, организуемых Комиссией (общероссийских, межрегиональных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства и т.п.).

По аналогии с Российской трехсторонней комиссией во многих субъектах Российской Федерации образуются региональные (областные, краевые, республиканские, окружные) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Их правовой статус определяется законами субъектов Российской Федерации. Законы о социальном партнерстве, определяющие порядок создания и задачи региональных комиссий, приняты в Свердловской, Вологодской, Омской, Мурманской областях, Алтайском и Ставропольском краях, республиках Алтай, Карелия, Мордовия, городе Москве и других субъектах Российской Федерации.

Так же как и Российская трехсторонняя комиссия, они образуются на трехсторонней основе, действуют постоянно и наряду с проведением коллективных переговоров по заключению (изменению) регионального соглашения осуществляют ряд других функций. Среди них надо назвать осуществление контроля за выполнением регионального соглашения, оказание содействия заключению соглашений более низкого уровня и коллективных договоров, содействие разрешению разногласий между социальными партнерами, проведение консультаций по выработке и реализации социально-экономической политики региона, внесение предложений о принятии законов и иных нормативных правовых актов в сфере труда, обсуждение проектов законов соответствующего субъекта Российской Федерации.

В создании и деятельности региональных трехсторонних комиссий, видимо, могут принимать участие региональные и региональные отраслевые объединения работодателей. Однако этот вопрос решается в каждом регионе самостоятельно, поскольку регламентация деятельности региональных комиссий отнесена к ведению органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. В качестве примера можно привести Закон г. Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве" (в ред. Законов г. Москвы от 19.12.2001 N 72, от 16.01.2002 N 3) <*>, который предусматривает создание Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями предпринимателей (работодателей).

--------------------------------

<*> См.: Правовая база КонсультантПлюс.

 

В качестве членов региональных комиссий соответствующие объединения работодателей имеют право:

знакомиться с соответствующими нормативными правовыми актами, информационными и справочными материалами;

вносить в установленном порядке предложения по организации деятельности трехсторонней комиссии, проектам планов работы, повесткам заседаний;

вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей (п. 6 ст. 13 Закона от 27.11.2002);

принимать участие в заседаниях Комиссии и в обсуждении поставленных вопросов;

принимать участие в работе созданных Комиссией рабочих групп, в том числе в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов (п. 6 ст. 13 Закона от 27.11.2002);

принимать участие в консультациях с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти по основным направлениям социально-экономической политики (п. 8 ст. 13 Закона от 27.11.2002);

принимать участие в проведении всех мероприятий, организуемых Комиссией (межрегиональных и региональных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства и т.п.).

Деятельность региональных трехсторонних комиссий дополняется функционированием территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Возможность создания таких комиссий предусмотрена ст. 35 ТК.

Надо признать, что такие комиссии создаются далеко не во всех субъектах Российской Федерации. Они действуют либо на постоянной основе (Волгоградская область), либо в течение периода, определенного по соглашению сторон (Красноярский край).

Территориальные трехсторонние комиссии обычно создаются на районном (городском) уровнях из представителей органов местного самоуправления района (города), территориальных объединений профессиональных союзов и объединений работодателей. Можно предположить, что в формировании и деятельности этих комиссий могут принимать участие территориальные и территориальные отраслевые объединения работодателей. Окончательное решение этого вопроса зависит от усмотрения регионального законодателя, поскольку территориальные трехсторонние комиссии действуют на основе законов субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве и положений о комиссиях, утвержденных представительными органами местного самоуправления (ст. 35 ТК).

Законы некоторых субъектов Российской Федерации уже определились по вопросу членства в территориальных комиссиях. Так, Закон Кемеровской области N 7-ОЗ от 21.02.2003 "О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений" <*> (ст. 12) предусматривает, что территориальные трехсторонние комиссии формируются из представителей территориальных объединений профессиональных союзов, территориальных объединений работодателей в муниципальных образованиях Кемеровской области и органов местного самоуправления по инициативе любой стороны.

--------------------------------

<*> См.: Правовая база "КонсультантПлюс".

 

Территориальная комиссия признается органом социального партнерства, который осуществляет разностороннюю деятельность. В качестве примера можно привести Закон Республики Карелия от 13 февраля 2001 г. N 474-ЗРК "О социальном партнерстве в Республике Карелия" <*>, который наделяет комиссию полномочиями по ведению коллективных переговоров, подготовке и заключению территориального соглашения; согласованию социально-экономических интересов органов местного самоуправления района (города), территориальных объединений профессиональных союзов и соответствующих объединений работодателей при выработке общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на уровне района (города); содействию договорному регулированию социально-трудовых отношений на уровне района (города).

--------------------------------

<*> См.: Правовая база "КонсультантПлюс".

 

Права объединений работодателей как членов территориальной комиссии определяются положением о комиссии. Надо признать, что этому вопросу обычно не уделяется серьезного внимания. Например, Положение о районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденное решением районного собрания Шекснинского муниципального района Вологодской области от 25 декабря 2002 г. N 205 <*>, устанавливает следующие права членов районной комиссии:

--------------------------------

<*> См.: Правовая база "КонсультантПлюс:РегиональноеЗаконодательство".

 

а) участие в заседаниях комиссии и рабочих групп в соответствии с регламентом комиссии, в подготовке проектов решений комиссии;

б) внесение предложений по вопросам, относящимся к компетенции комиссии, для рассмотрения на заседаниях комиссии.

Если попытаться обобщить действующие нормативные правовые акты в указанной сфере, к правам объединений работодателей в территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений можно отнести права:

знакомиться с соответствующими нормативными правовыми актами, информационными и справочными материалами;

вносить в установленном порядке предложения по организации деятельности трехсторонней комиссии, проектам планов работы, повесткам заседаний;

вносить в установленном порядке предложения о принятии нормативных правовых актов муниципального образования, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей (п. 6 ст. 13 Закона от 27.11.2002);

принимать участие в заседаниях Комиссии и в обсуждении поставленных вопросов;

принимать участие в работе созданных Комиссией рабочих групп, в том числе в разработке проектов нормативных правовых актов муниципального образования (п. 6 ст. 13 Закона от 27.11.2002);

принимать участие в консультациях с профессиональными союзами и их объединениями, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики (п. 8 ст. 13 Закона от 27.11.2002);

принимать участие в проведении всех мероприятий, организуемых Комиссией.

Членство в трехсторонних комиссиях, как видно из изложенного, предполагает весьма разностороннюю деятельность объединений работодателей. Однако этим их полномочия не исчерпываются. В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона от 27.11.2002 они наделены правом представлять интересы своих членов при разрешении коллективного трудового спора, формировании примирительных органов (примирительной комиссии и трудового арбитража).

Рассматривая это право, надо подчеркнуть, что объединения могут участвовать в разрешении далеко не всех коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор может возникнуть на стадии коллективных переговоров и носить "преддоговорный" характер. По общепринятой международной классификации такой спор считается спором интересов, т.е. спором, возникшим из конфликта интересов, когда юридических прав ни у одной стороны еще не возникло. Иногда такие споры называют экономическими.

Спор интересов может возникнуть на любом уровне коллективно-договорного регулирования трудовых отношений: отраслевом, региональном, территориальном и др. При рассмотрении спора, возникшего в ходе подготовки и заключения соглашения, интересы работодателей представляет соответствующее объединение. Оно участвует в составлении протокола разногласий (дата составления протокола считается моментом начала спора), формировании примирительной комиссии, рассмотрении спора с участием посредника (если стороны избрали эту примирительную процедуру), образовании трудового арбитража (если принято решение о его создании).

В рассмотрении таких коллективных трудовых споров могут принимать участие различные виды объединений работодателей в зависимости от того, на каком уровне социального партнерства заключается соглашение (федеральном, региональном, территориальном, отраслевом).

Другим видом споров является так называемый спор права - спор о выполнении условий заключенного коллективного договора или соглашения. Момент начала таких споров - день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем своего решения в установленный Трудовым кодексом срок.

Споры права в подавляющем большинстве случаев возникают на уровне организации, поскольку обязательства по соблюдению условий как коллективного договора, так и соглашения несут конкретные работодатели, а не их представители на коллективных переговорах (ст. 25 ТК). Соответственно объединения работодателей не участвуют в разрешении таких споров.

Исключением из этого правила надо признать ситуацию, когда не выполняются обязательства, принятые на себя объединением работодателей. В этом случае возможно предъявление требований к объединению и рассмотрение спора с его участием.

Еще одно право объединений работодателей связано с осуществлением государственной политики занятости и созданием специализированных органов социального партнерства. В соответствии с п. 7 ст. 13 Закона от 27.11.2002 объединения работодателей могут принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения. Это право основано на положениях Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) <*>.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1915; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 18. Ст. 2211; N 29. Ст. 3696; N 47. Ст. 5613; 2000. N 33. Ст. 3348.

 

Статья 21 указанного Закона предусматривает участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения. В частности, по предложению профессиональных союзов органы исполнительной власти, работодатели проводят взаимные консультации по проблемам занятости населения. По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.

В соответствии со ст. 20 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Их основная задача - выработка согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения. Членами таких комитетов являются не только представители объединений профессиональных союзов и органов службы занятости, но и объединения работодателей, а также других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

В качестве примера можно привести ст. 7 Закона города Москвы "О социальном партнерстве", которая предусматривает создание координационного комитета содействия занятости населения Москвы. Этот Комитет формируется Правительством Москвы, общегородскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов, общегородскими объединениями (ассоциациями) работодателей.

В его функции входят содействие разработке и реализации программ по проблемам занятости, разрабатываемых в системе социального партнерства Москвы; проведение консультаций и экспертизы проектов нормативных актов органов исполнительной власти Москвы по проблемам занятости. Он принимает рекомендации в адрес Правительства Москвы, общегородских объединений (ассоциаций) профсоюзов, общегородских объединений (ассоциаций) работодателей, других общественных организаций по проблемам занятости в Москве.

Координационные комитеты содействия занятости создаются не только на уровне субъекта Российской Федерации, но и в муниципальных образованиях. Так, в соответствии с Законом Республики Татарстан от 26 ноября 1991 г. N 1297-XII "О занятости населения" (в ред. Законов от 03.07.1998 N 1703, от 28.06.2001 N 949, от 25.10.2001 N 1145, от 08.05.2003 N 13-ЗРТ) <*> (ст. 20) такие органы социального партнерства образуются в республике, в городах и районах.

--------------------------------

<*> См.: Правовая база "КонсультантПлюс:РегиональноеЗаконодательство".

 

Городские и районные координационные комитеты содействия занятости созданы во многих регионах Российской Федерации. Обязательным членом такого комитета выступает соответствующее объединение работодателей. Как правило, это прямо предусматривается в положении о координационном комитете. Например, пункт 5.2 Положения о координационном комитете содействия занятости населения г. Ижевска (утв. Постановлением Администрации г. Ижевска от 6 июля 1999 г. N 304) <*> определяет состав комитета следующим образом: представители администрации города, профессиональных союзов, ассоциаций работодателей, службы занятости.

--------------------------------

<*> См.: Правовая база "КонсультантПлюс:РегиональноеЗаконодательство".

 

Надо отметить, что нормативные правовые акты, определяющие правовое положение комитетов, не уделяют специального внимания правам и обязанностям их членов. Указывается лишь на необходимость организации работы на принципах партнерства, паритетного представительства, равенства интересов работников и работодателей (п. 1.4 положения о координационном комитете содействия занятости г. Ижевска).

В результате анализа задач и функций комитетов можно сделать некоторые выводы относительно участия объединений работодателей в их работе. Объединения работодателей в качестве членов координационного комитета имеют право принимать участие в проводимых им консультациях, знакомиться с имеющимися материалами, проектами законов и иных нормативных правовых актов, выдвигать предложения, участвовать в принятии решения.

Последним правомочием объединений работодателей в системе социального партнерства является право представительства в органах управления государственных внебюджетных фондов. Причем часть 2 ст. 13 Закона от 27.11.2002 подчеркивает, что объединения работодателей уравниваются в правах с профессиональными союзами и их объединениями, а также органами государственной власти. То есть управление фондами осуществляется на паритетной основе тремя участниками в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок участия в управлении определяется специальными нормативными правовыми актами, в частности Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.07.1995 N 741, от 09.02.1996 N 166, от 15.04.1996 N 462, от 23.12.1996 N 1529, от 22.11.1997 N 1471, от 23.12.1999 N 1431, от 19.07.2002 N 541) <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 599; 1995. N 31. Ст. 3131; 1996. N 9. Ст. 809; N 16. Ст. 1908; 1997. N 1. Ст. 174; N 48. Ст. 5555; 1999. N 52. Ст. 6417; 2002. N 30. Ст. 3044.

 

Пункт 22 Положения определяет состав правления Фонда. В правление наряду с председателем Фонда и его заместителями, представителями от министерств и общероссийских объединений профсоюзов входят три представителя работодателей. По сложившейся практике они определяются общероссийскими объединениями работодателей.

На региональном и отраслевом уровне создаются координационные советы Фонда, которые являются коллегиальными совещательными органами при соответствующем отделении.

Региональные координационные советы Фонда также формируются с участием представителей работодателей. Участвуют они и в работе центральных отраслевых координационных советов Фонда (п. 26 Положения).

Управление Пенсионным фондом Российской Федерации (России) пока осуществляется без участия представителей объединений работодателей. Правила формирования правления Фонда не предусматривают включение в его состав работодателей. Соответствующие изменения только предстоит внести в Положение о пенсионном фонде Российской Федерации (России) (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федерального закона от 05.05.1997 N 77-ФЗ). <*>

--------------------------------

<*> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 5. Ст. 180; Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 52. Ст. 5086; Собрание законодательства РФ. 1997. N 19. Ст. 2188.

 

Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857, также не предусматривает участия объединений работодателей в управлении Фондом, в том числе в деятельности правления <*>.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства РФ. 1998. N 32. Ст. 3902.

 

Очевидно, что реализация рассматриваемого права объединений работодателей должна быть обеспечена соответствующими нормативными правовыми актами - положениями и уставами внебюджетных фондов. На сегодняшний день необходимые правовые нормы содержатся только в Положении о фонде социального страхования. Такое положение, безусловно, должно быть исправлено. Однако и в настоящее время на основе нормы Федерального закона от 27.11.2002 объединения работодателей вправе требовать такого же участия в управлении указанными фондами, какое предусмотрено для профессиональных союзов.

Выше были рассмотрены права и обязанности объединений работодателей, предусмотренные федеральным законодательством. Это основа правового статуса этих организаций, однако не исчерпывающий перечень полномочий. Законы субъектов Российской Федерации могут предусматривать для объединений работодателей, действующих на их территории, дополнительные права и обязанности. В качестве примера можно привести Закон города Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве" (в ред. Законов г. Москвы от 19.02.2001 N 72, от 16.01.2002 N 3). Статья 18 этого Закона предусматривает право объединений работодателей и работодателей обращаться в органы законодательной и исполнительной власти в Москве с предложениями по разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.

Органы власти обязаны в соответствии с регламентом рассмотреть эти предложения.

Аналогичное право предусмотрено проектом Закона Красноярского края "О социальном партнерстве", размещенным в Интернете (ст. 13 проекта).

Кроме того, указанный проект предоставляет объединениям работодателей право участвовать в разработке и осуществлении программ развития отрасли (территории). Для утверждения данных программ необходимо предварительное получение экспертных заключений соответствующих профессиональных союзов и объединений работодателей (ст. 14 проекта).

Объединение работодателей может иметь иные права и обязанности, которые предусмотрены его уставом или заключенными с его участием соглашениями. Однако при этом не должно допускаться противоречий с действующим законодательством.

Рассмотренные полномочия объединений работодателей характеризуют их положение в системе социального партнерства, т.е. права и обязанности по отношению к участникам названной системы - профессиональным союзам (их объединениям) и органам государственной власти или органам местного самоуправления. Однако Закон от 27.11.2002 предусматривает целый ряд обязанностей объединения работодателей перед своими членами. К ним в соответствии со ст. 14 Закона относятся обязанности:

предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений;

осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений;

содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями - членами объединения работодателей;

отчитываться перед своими членами о деятельности объединения работодателей в порядке и в сроки, которые предусмотрены уставом объединения работодателей;

оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Приведенные обязанности определяют значение объединения работодателей для каждого его члена.

С одной стороны, будучи представительской организацией, объединение работодателей предоставляет своим членам необходимую информацию и отчитывается перед ними о проделанной в их интересах работе. Оно должно действовать, учитывая потребности и позиции всех своих членов, и в этом смысле зависит от них.

С другой стороны, на него возложена функция супервизора: объединение работодателей осуществляет контроль за выполнением заключенных им соглашений и оказывает содействие работодателям в их выполнении. Разумеется, оно не может применить какие-либо санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение тем или иным работодателем обязательств, предусмотренных соглашением. Однако вправе воспользоваться неформальными способами воздействия на нарушителя: обсудить вопрос о невыполнении соглашения на заседании коллегиального органа управления, потребовать отчета работодателя о причинах невыполнения соглашения, внести предложение об исключении его из членов объединения и т.п. Эти меры (возможность реагировать на действия работодателей определенным способом) должны быть предусмотрены в уставе объединения.

Наконец, можно говорить о том, что объединение работодателей оказывает своим членам консультационные услуги. Любой работодатель может обратиться в объединение с просьбой разъяснить содержание нового нормативного правового акта, получить консультацию по поводу применения трудового законодательства, разрешения индивидуального или коллективного трудового спора, попросить помощи в разработке локальных нормативных актов, определении содержания коллективного договора.

Предоставление такого рода услуг является традиционным в аналогичных организациях, действующих в европейских странах. Это, кстати, создает дополнительный стимул для вступления в объединения работодателей, поскольку вселяет уверенность в том, что в случае необходимости работодателю будет оказана квалифицированная юридическая помощь. Консультирование и методическая помощь предоставляются без дополнительной оплаты, на основе членства работодателя в объединении.

Видимо, в российских объединениях работодателей также должен действовать штат квалифицированных юристов, экономистов по труду, социологов, которые могли бы оказывать соответствующие услуги членам объединения.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Социальная политика и социальное здоровье в трансформационных процессах современного российского общества

(Соколов А.Б.)

("Общество и право", 2010, N 2)

Дата

12.05.2010

Информация о публикации

Соколов А.Б. Социальная политика и социальное здоровье в трансформационных процессах современного российского общества // Общество и право. 2010. N 2. С. 281 - 285.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

В ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ СОВРЕМЕННОГО

РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

 

А.Б. СОКОЛОВ

 

Соколов Александр Борисович, аспирант кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России.

 

В статье рассмотрены противоречия современного периода трансформационных процессов российского общества, в котором построение рыночной экономики происходит с глубоким отставанием реформирования социальной сферы, ухудшением социального здоровья и депопуляцией населения.

 

Ключевые слова: социальное реформирование, поляризация доходов, прожиточный минимум, депопуляция населения, адаптационные процессы, социальное государство.

 

In the article there are showed contradictions of the modern period transformation processes of the Russian society in which market economy construction occurs to deep backlog of reforming of social sphere, deterioration of social health and population depopulation are considered.

 

Key words: social reforming, polarization of incomes, a living wage, population depopulation, adaptable processes, the social state.

 

С начала реформ 1990-х гг. экономические и социальные процессы вступили в острое противостояние друг с другом. Социальная составляющая трансформаций тормозит и блокирует экономические преобразования. Материальное положение основной массы населения оказалось в замкнутом круге: чем ниже уровень производства и реальные доходы, тем больше нуждающихся (бедных) и меньше покупательский спрос, а это ослабляет главную производительную силу - человеческий капитал [14].

Date: 2015-09-17; view: 239; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию