Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вызов седьмой. Определение размера компенсации морального вреда в трудовых спорах. 27 page
-------------------------------- <24> См., напр.: Кулакова С.В. Некоторые правовые вопросы трудоустройства в Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 23.
Приведенные примеры лишний раз свидетельствуют о многоотраслевом регулировании отношений в сфере содействия трудовой занятости населения. Это не могло не сказаться на содержании действующего Закона о занятости населения в России и странах СНГ. Взаимосвязь с правовыми нормами трудового законодательства имеют следующие статьи Закона о занятости в РФ: ст. 8, подтверждающая право граждан на выбор места работы и говорящая об оформлении решения о приеме на работу путем заключения трудового договора; ст. 21 (п. 5) - о включении в коллективный договор конкретных мер по обеспечению, сохранению занятости, ст. 24 (п. п. 2, 3) - о заключении и расторжении срочного трудового договора на общественных работах и об оплате труда на этих работах; ст. 21 (п. п. 2, 3) - об условиях массового увольнения работников. Непосредственную связь с правовыми нормами гражданского права имеет ст. 2 Закона о занятости в РФ, относящая к числу занятых граждан следующих лиц: занимающихся предпринимательской деятельностью; занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам; выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющихся членами производственных кооперативов (артелей); являющихся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций. Аналогичная взаимосвязь с правовыми нормами трудового законодательства имеется и в законах о занятости стран СНГ. Статья 11 Закона о занятости, упоминающая о праве граждан на защиту своих интересов путем обжалования решений, действий, бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в суд, корреспондирует со ст. 46 Конституции РФ и дает основание для обращения к гражданскому процессуальному праву и ГПК РФ по поводу выяснения механизма реализации права на судебную защиту прав граждан. Нормы финансового права необходимы для претворения в жизнь ст. 22 Закона, определяющей источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения. Наибольшее количество статей Закона о занятости (ст. ст. 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35) являются правовыми нормами, относящимися к праву социального обеспечения. Именно они регулируют отношения, связанные с условиями, порядком назначения и выплаты пособия по безработице, стипендии, досрочной пенсии безработным. Реализовать все сказанное в данном Законе и подзаконных нормативных правовых актах невозможно без привлечения отраслевого законодательства, особенно когда Закон содержит отсылки к федеральным законам. Такие отсылки имеют место в: п. 1 ст. 3 по поводу принятия решения о признании инвалида безработным; ст. 11 "Право граждан на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц"; п. 2 ст. 13 - об установлении квоты для приема на работу инвалидов; п. 4 ст. 30 - о выплате дополнительного пособия по безработице пострадавшим на ЧАЭС; ст. 37 - по поводу добровольного страхования на случай потери работы. Если в кодексах содержатся правовые нормы, имеющие значение для всех безработных граждан (например, ст. 19.7 КоАП, ст. ст. 80, 85, 87, 89, 90, 93 СК РФ; ст. 122 ГПК РФ), то по отношению к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, необходимые правовые нормы содержатся в Федеральных законах: от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <25>; от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <26>; от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" <27>; от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" <28>; от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <29>; Закон от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" <30>; от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <31> и др. -------------------------------- <25> Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 01.12.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4563. <26> Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп. от 22.08.2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 52. Ст. 5880. <27> Российская газета. 1993. 30 апреля. <28> Федеральный закон Российской Федерации от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп. от 04.12.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 13. Ст. 1475. <29> Федеральный закон Российской Федерации от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изм. и доп. от 04.12.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 22. Ст. 2331. <30> Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699. <31> Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 10.07.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920.
Большая разбросанность взаимосвязанных правовых норм не только затрудняет их применение, но и приводит к их несогласованности. Так, в 2003 г. в ст. 29 (п. 1) Закона о занятости появился перечень уважительных причин увольнения по собственному желанию, при наличии которых безработные получают пособие по безработице в большем размере и более длительный период, чем все остальные граждане, расторгнувшие трудовой договор по собственной инициативе. Это уже не первый такой перечень. Вспомним, что первый из них (для исчисления непрерывного стажа) содержится в разъяснении Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 9 июля 1980 г. <32>, второй (для выплаты пособия по беременности и родам женщинам, получившим листок нетрудоспособности в течение месяца со дня увольнения) - в п. 9 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883 <33>. Сравнительный анализ этих перечней дает основание утверждать, что самым удачным из приведенных перечней является тот, который содержится в ст. 29 (п. 1) Закона о занятости, хотя непонятно, почему к основаниям расторжения трудового договора по собственному желанию отнесено увольнение в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений: это противоречит ст. 83 ТК РФ. -------------------------------- <32> Разъяснение Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 9 июля 1980 г. // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1980. N 7. С. 68. <33> Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 37. Ст. 3628.
Еще один пример. С принятием Трудового кодекса РФ возник вопрос, сохраняется ли обязанность работодателя при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников и предстоящем расторжении трудовых договоров сообщить об этом в письменной форме в органы службы занятости не позднее чем за два месяца (при массовом увольнении работников - не позднее чем за три месяца) до начала проведения соответствующих мероприятий, с указанием должности, профессии, специальности, квалификационных требований к ним, условий оплаты труда каждого конкретного работника. Это положение содержалось ранее в ч. 7 ст. 40.2 КЗоТ РФ, но не было перенесено в ТК РФ. Лишь через год соответствующая запись появилась в п. 2 ст. 25 Закона о занятости. Еще один пример. В связи с переходом на бюджетное финансирование мероприятий по содействию занятости Приказом Минтруда России от 25 марта 2002 г. N 57/21н было утверждено Положение о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета <34>. В нем предусмотрена материальная поддержка безработных граждан, участвующих в общественных работах; безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, на период участия во временных работах; материальная поддержка несовершеннолетних граждан на период их участия во временных работах. В Законе о занятости упоминания о материальной поддержке нет. -------------------------------- <34> Положение о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета // Бюллетень Минтруда России. 2002. N 5.
Подводя итог сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что законодательство о занятости реально выступает комплексным и межотраслевым, нормы которого содержатся в нормативных правовых актах различных отраслей права (конституционного, трудового, финансового, гражданского, жилищного, права социального обеспечения).
Название документа Статья: Правовое регулирование охраны труда (Емельянова Н.) ("Социальное и пенсионное право", 2009, N 2) Дата 01.04.2009 Информация о публикации "Социальное и пенсионное право", 2009, N 2 Примечание к документу
Текст документа
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Н. ЕМЕЛЬЯНОВА
Емельянова Н., магистр права, соискатель Института истории, государства и права Академии наук Молдовы.
Обязанности по обеспечению охраны труда возлагаются не только на работодателя, но и на работника. При этом работодатель, как экономически более сильная сторона трудового договора, несет основной объем обязанностей. Часть 1 ст. 212 ТК РФ возлагает обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда на работодателя. Согласно ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: - безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; - применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; - соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; - режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; - приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; - обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ; - недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; - организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; - проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации; - в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований); - недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний; - информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; - предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля, органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; - принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; - расследование и учет в установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда; - беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; - обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников; - наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации. Статья 212 ТК РФ конкретизирует основные обязанности работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда <1>. -------------------------------- <1> Скачкова Г.С. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2007. С. 236 - 237.
Соответствие условий труда на конкретных рабочих местах государственным нормативам охраны труда определяется по результатам аттестации рабочих мест, которую работодатель обязан производить согласно Положению "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда", утвержденному Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 12. Обязанности работника в области охраны труда установлены ст. 214 ТК РФ. Согласно ст. 214 ТК РФ работник обязан: - соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда; - правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; - проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; - немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); - проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Следует учитывать, что работник не только несет обязанности в области охраны труда, но и имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. Согласно ч. 1 ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на: - рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; - обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом; - получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; - отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; - обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; - обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; - профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда; - запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда; - обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда; - личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; - внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования); - компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Этому праву работника соответствует обязанность государства гарантировать работникам право на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, согласно ст. 220 ТК РФ. Статья 221 ТК РФ предусматривает обеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Согласно ч. 1 ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 222 ТК РФ предусматривает право определенных категорий работников на молоко и лечебно-профилактическое питание. На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 223 ТК РФ обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве установлены ст. 228 ТК РФ. Согласно ч. 1 ст. 227 ТК РФ расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками и другими лицами, в том числе подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя - физического лица. Согласно ч. 1 ст. 228 ТК РФ при несчастном случае на производстве работодатель (его представитель) обязан: - немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранения; принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц; - сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии и произвести другие мероприятия); - обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет в соответствии с настоящей главой; - немедленно проинформировать о несчастном случае на производстве родственников пострадавшего, а также направить сообщение в органы и организации, определенные ТК РФ и иными нормативными правовыми актами. Охрана труда женщин регулируется ст. ст. 253 - 264 ТК РФ. Согласно ч. 1 ст. 253 ТК РФ ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Согласно ч. 2 ст. 253 ТК РФ запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Согласно ч. 3 ст. 253 ТК РФ перечни производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Согласно ч. 1 ст. 254 беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.
Название документа Статья: Институт совместительства: история вопроса (Шишкин В.В.) ("Социальное и пенсионное право", 2009, N 1) Дата 19.03.2009 Информация о публикации "Социальное и пенсионное право", 2009, N 1 Примечание к документу
Текст документа
ИНСТИТУТ СОВМЕСТИТЕЛЬСТВА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА
В.В. ШИШКИН
Шишкин В.В., старший преподаватель кафедры права Челябинского филиала Университета Российской академии образования.
Трудовой кодекс Российской Федерации впервые на уровне основного закона о труде законодательно закрепил особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству. Как известно, одним из принципов трудового права является единство и дифференциация правового регулирования труда. Дифференциация правового регулирования труда имеет различные причины и по объективным факторам охватывает различные основания: отраслевой признак, конкретные условия труда работников и интенсивность труда, территориальный признак и характер трудовой связи между работником и работодателем. Характер трудовой связи между работником и работодателем является одним из объективных факторов дифференциации. В свое время Ю.П. Орловский, указывая на характер правовой связи между работником и работодателем как на один из объективных признаков дифференциации правового регулирования труда, подразумевал нормы, регулирующие труд временных работников и работников, занятых на сезонных работах, отмечая, что "дифференциация правового регулирования по характеру трудовых связей между работником и предприятием заключается в том, что на работников, занятых на сезонных работах, и на временных работников не распространяется ряд общих правовых норм" <1>. -------------------------------- <1> Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: Вопросы теории. М.: Наука, 1978. С. 340.
Уважая мнение Ю.П. Орловского, необходимо учитывать, что указанная мысль высказана им в семидесятых годах прошлого столетия. С учетом современного трудового законодательства можно утверждать, что основанием дифференциации правового регулирования труда совместителей также является характер трудовой связи между работником и работодателем. Если особенностью характера правовой связи между временными и сезонными работниками и работодателями является ограничение продолжительности такой работы, то для работы по совместительству это необязательный признак. Особенности характера трудовой связи между лицом, работающим по совместительству, и работодателем на работе по совместительству, исходя из анализа Трудового кодекса Российской Федерации, заключаются в том, что для данного работника работа по совместительству является вторичной занятостью, трудовой договор о работе по совместительству - другим трудовым договором наряду с заключенным по основному месту работы. Анализируя институт совместительства, необходимо учитывать двухступенчатый характер дифференциации правового регулирования труда совместителей, как по общему субъектному признаку, так и по специальному. Соответственно, правомерным будет выделение двух подсистем: "Общие условия работы совместителей" и "Особенности условий работы отдельных категорий совместителей". В таком виде существует институт совместительства, закрепленный современным трудовым законодательством России. Для того чтобы выяснить причины и факторы, повлиявшие на формирование института совместительства, на его развитие, а следовательно, предвидеть его дальнейшее развитие, необходимо обратиться к истории института совместительства в российском трудовом праве. История развития законодательства о совместительстве наглядно демонстрирует, как законодатель с помощью правовых норм воздействует на те или иные общественные отношения, решая политические задачи. Кодекс законов о труде 1918 г. лишь в одной из статей, а именно в ст. 66, вскользь упоминает о совместительстве. В указанной статье устанавливалась обязанность лица, применяющего свой труд в нескольких местах, заявлять, в каком именно месте применения труда они желают получать вознаграждение. В 1919 г. советское правительство, понимая невозможность экономического развития государства без наличия достаточно количества высококвалифицированных кадров, предпринимает попытку правового урегулирования труда совместителей и принимает Положение об использовании знаний и опыта высшего технического, коммерческого, ученого и врачебного персонала в свободное от основных занятий время <2>, однако молодое Советское государство оставляет эту сферу деятельности под своим жестким контролем. Так, указанным Положением совместительство разрешалось только по особому постановлению руководящей коллегии учреждения или предприятия, куда совместитель приглашался на работу, и с согласия того учреждения, где выполнялась основная работа. Кроме того, эти лица подлежали обязательной регистрации при тарифном отделе Народного комиссариата труда. Date: 2015-09-17; view: 296; Нарушение авторских прав |