Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вызов седьмой. Определение размера компенсации морального вреда в трудовых спорах. 13 page





Правовой основой для оказания социальной помощи является принятая в 1987 г. новая редакция Федерального закона "О социальной помощи".

Согласно § 1 Закона цели социальной помощи определяются следующим образом:

"(1) Социальная помощь оказывается для обеспечения средств к жизни, а также при особых жизненных обстоятельствах.

(2) Принятие социальной помощи призвано обеспечить ее получателю уровень жизни, соответствующий человеческому достоинству".

Социальная помощь имеет целью в максимальной степени способствовать тому, чтобы в своей жизни человек не принимал эту возможность в расчет. При этом он должен полагаться прежде всего на собственные силы.

Необходимо отметить следующие принципы:

1. Существует юридическое право на получение социальной помощи. Претендовать на это право могут и не немцы, т.е. иностранцы и лица, не имеющие гражданства, которые оказались в сфере действия Федерального закона о социальной помощи не только для того, чтобы воспользоваться правом на получение социальной помощи. Однако в отношении не немцев Закон предусматривает определенные ограничения в выплатах.

2. Через оказание социальной помощи ее получатель должен быть реинтегрирован в сообщество людей. Помощь призвана обеспечить содействие получателю поскорее стать от нее независимым: через предоставление работы, через приобщение к труду не выработавших в себе привычку трудиться или отлынивающих от работы людей или же через восстановление работоспособности путем попечительства и лечения.

3. В сфере оказания социальной помощи также утвердился профилактический подход. Такая практика имеет место для полного или частичного преодоления критической ситуации.

4. В основе социальной помощи лежит принцип субсидиарности, т.е., во-первых, получатель помощи при его реинтеграции в сообщество людей обязан сам проявить активность и, во-вторых, рычаги социальной помощи включаются лишь тогда, когда исчерпаны иные возможности оказания помощи нуждающимся в ней в сфере законодательной, договорной или нравственной.

5. В системе социальной помощи действует принцип индивидуального подхода к каждому случаю ее предоставления.

Законодательство Германии также является основой для проведения мероприятий в сфере жилищного строительства, оказания помощи семьям, помощи в получении образования, обеспечения деятельности трудовых и социальных судов. Таким образом, ФРГ является одним из немногочисленных государств, где в числе законодательных основ достойного уровня жизни граждан представлен Социальный кодекс - нормативно-правовой акт, где, во-первых, предусмотрены все возможные случаи, способные дезактивировать личность и исключить ее из нормальной жизни общества, и, во-вторых, подробнейшим образом регламентированы отношения человека и государства по обеспечению первого условиями, соответствующими человеческому достоинству.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Социально-антропологическое измерение прав человека в глобализирующемся мире

(Честнов И.Л.)

("История государства и права", 2009, N 13)

Дата

01.06.2009

Информация о публикации

Честнов И.Л. Социально-антропологическое измерение прав человека в глобализирующемся мире // История государства и права. 2009. N 13. С. 33 - 35.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

 

И.Л. ЧЕСТНОВ

 

Честнов Илья Львович, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, профессор.

 

В статье продемонстрирована концепция прав человека в социально-антропологическом контексте.

Права человека в социально-антропологическом измерении - это не просто их закрепление в нормах права (и в законодательстве), но их фактическое воспроизводство. Права человека воплощают юридическое (обеспечивающее целостность социума) измерение социального статуса человека. Содержание социального статуса - фактические действия, которыми он воспроизводится. Поэтому права человека с социально-антропологической точки зрения суть их фактическая реализация в правоотношениях, формах реализации права (соблюдения, исполнения, использования). Это можно обосновать лингвистическим поворотом в философии <1>: значение слова - это его использование (Л. Витгенштейн), предполагающее связь семантики с прагматикой. Одновременно содержание прав человека задается их интерпретациями как законодателя, правоприменителя, так и обывателя.


--------------------------------

<1> Лингвистический поворот не обошел стороной и юриспруденцию: современные правовые исследования связаны преимущественно с изучением языка права, как можно заключить исходя из обзора XXIII Всемирного конгресса Международной ассоциации философии права и социальной философии. См.: Правоведение. 2008. N 2.

 

Права человека обусловлены механизмом социального конструирования в рамках соответствующего исторического и социокультурного контекста. Наиболее интересной и эвристически ценной теорией описания и объяснения механизма конструирования социальной (и правовой) реальности представляется концепция социальных представлений С. Московичи, включенная в процесс дискурса. Формирование теории (онтологии и методологии) социального конструктивизма совпало с возникновением онтологии социального конструктивизма <2>. Начиная с символического интеракционизма и социальной феноменологии в общественное сознание проникает идея о том, что социальный мир не дан, а задан, т.е. сконструирован. Причем он конструируется как совместно разделяемым знанием, так и совместными действиями. Само же знание - это не просто ментальные представления, а продукт совместной деятельности людей <3>. "Объективность", "естественность" социальному институту придают социальные представления, которые формируются на основе механизма "амнезии происхождения", конкретизируемого "анкорингом" и "объективизацией". Суть "амнезии происхождения", по мнению П. Бурдье, состоит в натурализации, привыкании к обычаю, которая скрывает "первичный произвол" (акт конструирования), лежащий в истоке любого закона, любого института <4>.

--------------------------------

<2> По мнению лидера социального конструктивизма К. Джерджена, любая онтология всегда дискурсивна, так как когда мы говорим "что есть", мы вступаем в мир дискурса. Gergen K. Realities and relationships: Soundings in social construction. Harvard. 1994. P. 72.

<3> Idem. P. 63.

<4> Бурдье П. За исторический рационализм // Социологос постмодернизма 97. М., 1996. С. 15.

 

В основе социального (и правового) института лежат социальные представления, реализуемые в практических действиях конкретных людей. При этом социальные представления рассматриваются не как нечто заданное, но как механизм трансформации "незнакомого в знакомое", в результате чего происходит превращение "представленного" в "реальное" <5>. Этот механизм, по мнению С. Московичи, осуществляется с помощью закрепления ("постановки на якорь") и объективизации. Первый механизм - анкоринг (англ. Anchoring - "заякоривание") - объясняет, как происходит сведение новых представлений к привычным категориям, помещение их в знакомый контекст. Он включает в себя номинацию, т.е. наименование нового явления, описание его и наделение некоторыми характеристиками; отличение его от других явлений; включение в систему конвенциональных значений среди тех, кто имеет отношение к нему и кто разделяет данную конвенцию <6>. Другой механизм - объективизация - предполагает преобразование абстрактного представления в конкретное. Сперва воспринимается иконический образ (портретный эквивалент) неясного явления через сопоставление понятия и образа; затем он соотносится с существующим комплексом образов, символизирующих соответствующую группу явлений, т.е. с его прототипом и проникает в коллективную память. Тем самым воспринимаемое натурализуется, и изображение начинает восприниматься в качестве бесспорного элемента реальности <7>.


--------------------------------

<5> См.: Moscovici S. The phenomenon of social representations // Social representations. Cambridge. 1984.

<6> Ibid. P. 32 - 34.

<7> Ibid. P. 38 - 40.

 

Любой социальный институт (в том числе прав человека) опосредован языком, дискурсивной практикой. Р. Харе утверждает, что в XX в. произошел не просто лингвистический поворот, но "дискурсивный переворот". Он связан с трансформацией механистической ньютоновской методологии в дискурсивную методологию, которую он связывает с онтологией Л.С. Выготского. В основе последней лежат не предметы и события, а речевые акты, дискурсы, которые характеризуются не каузальной детерминацией, а вероятностными зависимостями, правилами и нормами диалога <8>.

--------------------------------

<8> Harre R. Discursive psychology // Rethinking Psychology. London, 1995. P. 146; Harre R., Gillett G. The Discursive Mind. London, 1994. P. 29 - 30.

 

Дискурс, будучи сложным, многоаспектным явлением, не поддается однозначному определению. С точки зрения методологии социального конструктивизма, дискурс - это воспроизводимая речью языковая практика акторов. При этом важнейшими моментами в данном случае выступают: проблема порождения дискурсивной практики, в том числе выявление предшествовавшего дискурса, т.е. выявление в нем элементов интердискурса; анализ интенций акторов дискурса, их исторической, идеологической, социокультурной ангажированности, их дискурсивных стратегий; выявление места данного дискурса в контексте дискурсивной формации; анализ трансформаций дискурсивных практик. Важно также то, что дискурсивные практики воспроизводят социальную структуру общества, в том числе отношения доминирования.

Вышеизложенные методологические положения трансформируются в следующие соображения применительно к правам человека. Во-первых, права человека - конкретно-историческое явление. При этом можно говорить о "вечности" прав человека только в сугубо расширительной трактовке, если право рассматривать как нормы, обеспечивающие выживание социума. В таком случае с появлением человека возникают социальные нормы, обеспечивающие его самосохранение как социального существа и, соответственно, права этого существа. Однако даже при такой расширительной трактовке конкретное содержание прав человека исторически изменчиво. Современное представление о правах человека складывается в Новое время, под влиянием идей просветителей. При этом господствовало представление о вечности и неизменности природы человека, из которого делался вывод об универсальности прав человека <9>.


--------------------------------

<9> Подробнее позицию автора по данному вопросу см.: Честнов И.Л. Универсальны ли права человека? Полемические рассуждения по поводу 50-летия всеобщей декларации прав человека // Правоведение. 1999. N 3; Честнов И.Л. Антропологическое измерение прав человека в ситуации постмодерна // Права человека: вопросы истории и теории: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции 24 апреля 2004 г. / Под ред. Д.И. Луковской. СПб., 2004.

 

Будучи сугубо европейским изобретением, во многом обусловленным константами западной культуры, легитимированными западными христианскими догматами, права человека благодаря экспансии Европы (прежде всего военной) были подвергнуты "амнезии происхождения" и стали выдаваться за универсальные общечеловеческие ценности. Именно в этом, как представляется, состоит одно из направлений дискурсанализа, призванное выявлять дискурсивные стратегии доминирования <10>.

--------------------------------

<10> См.: Laclau E., Mouffe C. Hegemony and Socialist Strategy. London, 1985.

 

Во-вторых, конкретное содержание прав человека определяется господствующей идеологией (теорией) прав человека, в том числе через их закрепление в идеологических по сути нормативно-правовых документах и через их интерпретацию правоприменителем и обывателем, обусловленную господствующими в данном социуме социальными представлениями. На основе изучения ценностных ориентаций - констант культуры можно показать различия в общекультурном восприятии прав человека. Для этого можно использовать методики, предложенные в социальной психологии В. Вагнером, В. Дуазом, И. Марковой на основе методологии социальных представлений <11>.

--------------------------------

<11> См.: Wagner W. Introduction to special issue // Journal for the theory of social behavior. 1996. V. 26 N 2; Markova I. et al. Social representations of the individual: a post-communist perspective // European journal of social psychology. 1998. V. 28. N 5; Doise W., Spini D., Clemence A. Human rights studies as social representations in a cross-national context // European journal of social psychology. 1999. V. 29. N 1.

 

В-третьих, конкретное содержание прав человека предполагает анализ фактического поведения как правоприменителя, так и обывателя и норм (как официальных, так и неофициальных), которыми это поведение регулируется. В этой связи достаточно перспективными представляются исследования, основанные на методике включенного наблюдения, позволяющие выявлять мотивацию действующего субъекта, соблюдающего, исполняющего, использующего или применяющего право.

Наиболее важной проблемой, связанной с процессами глобализации, представляется мультикультурность современных социумов. В условиях множества субкультур, задающих множество социальных идентичностей, формируется "расколотое Я". В результате становится неопределенным, подвижным социальный статус, что не может не привести к аморфности правового статуса больших групп людей. В связи с этим увеличивается количество конфликтов в обществе, прежде всего, между официально провозглашаемым правовым статусом, закрепленным в нормативно-правовых актах, и фактически существующими правовыми статусами не признаваемых официально субкультур. Такая многомерность права и характеристики субъекта права особо отчетливо проявляется в ситуации мультикультурализма, свойственного современному социуму. Множественность правовых идентификаций неизбежно порождает конфликт норм. Последний выражается в конфликте юрисдикций в тех государствах, в которых мультикультурализм положен в основу правовой политики (Канада, Австралия, Индия, Израиль, Великобритания, отчасти США). В этих государствах признается возможной юрисдикция этнических сообществ в вопросах семейного и отчасти гражданского права. Более того, практика уголовного преследования в США признает возможным принимать во внимание культурные нормы лиц, проходящих по уголовному делу <12>. Тем самым признается право на культурное различие, но нарушается принцип формального равенства. Проблема мультикультурализма - одна из острейших и не имеющих на сегодняшний день однозначного, единственно верного решения в юриспруденции.

--------------------------------

<12> По одному уголовному делу американка японского происхождения утопила двоих малолетних детей и сама пыталась (неудачно) покончить жизнь самоубийством из-за измены мужа. Суд признал эти действия соответствующими древнему японскому обычаю и практически оправдал ее, назначив один год тюремного наказания, который она провела, находясь под следствием. По другому уголовному делу суд оправдал американца китайского происхождения за убийство жены вследствие ее неверности, сочтя эти действия согласующимися с китайским обычаем смывать позор. В третьем уголовном деле американка лаосского происхождения была похищена с места работы и принуждена к вступлению в половой акт. Насильник-иммигрант лаосского происхождения был приговорен к 120 дням тюрьмы и 900 долларам возмещения нанесенного ущерба, так как его племя такой способ выбора невесты считает обычным. См.: Coleman D.L. Individualizing Justice through Multiculturalism: The Liberals' Dilemma // Columbia Law Review. Vol. 96. N 5. 1996.

 

Другая проблема практического свойства состоит в теоретическом осмыслении правомерности вмешательства в дела другого государства (т.е. правомерности нарушения государственного суверенитета) в связи с нарушением в нем прав человека. В 2001 г. Международной комиссией по интервенции и государственному суверенитету во главе с известным теоретиком-международником Ф. Дэнгом была разработана концепция суверенитета как ответственности. Суть ее в том, что если государственная власть грубо нарушает права подданных (населения, проживающего в данном государстве), осуществляет внутреннее управление, не соответствующее международным стандартом, то другие нации имеют право и обязаны вмешаться в дела этого государства, а также предотвратить негативные последствия такой интервенции <13>. Тем самым правительства, не осознающие своей ответственности перед народом (с точки зрения международного права), расплачиваются суверенитетом. Известный социолог, ныне профессор факультета международных отношений университета Дж. Вашингтона А. Этциони, лидер коммунитаризма и автор теории "Хорошее общество", утверждает, что в таком социуме провозглашается ответственность членов общества как друг перед другом, так и перед общим процветанием. Поэтому народ - активные граждане - в определенных случаях сохраняют за собой право обратиться в международные органы для наведения порядка и предотвращения геноцида, этнических чисток, массовых убийств, насилия. При этом тот, кто намеревается предпринять гуманитарную интервенцию, должен получить одобрение как собственного народа, так и населения, выступающего объектом интервенции <14>. Соглашаясь в принципе с мнением известного ученого, хотелось бы заметить, во-первых, что достаточно проблематичным остается механизм определения согласия населения на проведение интервенции. Во-вторых, содержание прав человека и их нарушения должны определяться не европоцентристскими стандартами, выдаваемыми за универсальные, а региональными конвенциями, которые достаточно активно формируются в современном глобализирующемся мире <15>.

--------------------------------

<13> Цит. по: Etzioni A. Sovereignty as responsibility // Orbis. Oxford. 2006. Vol. 50. N 1. P. 71 - 73.

<14> Ibid. P. 74 - 82.

<15> О регионализации прав человека см. подробнее: Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М., 2008. С. 391 - 399.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Становление социальных прав в российском законодательстве: историко-теоретический аспект

(Нелюбина Е.В.)

("Конституционное и муниципальное право", 2008, N 22)

Дата

01.11.2008

Информация о публикации

"Конституционное и муниципальное право", 2008, N 22

Примечание к документу

 

Текст документа

 

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:

ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Е.В. НЕЛЮБИНА

 

Нелюбина Е.В., аспирантка кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета.

 

Законодательство в сфере социальных прав человека и гражданина сформировалось в России в XX в., и оно существенным образом менялось в зависимости от природы и функций государства. На развитие социального законодательства большое влияние оказали международные нормативные правовые акты.

The legislation in the social rights of human and citizen' sphere formed in Russia in XX century. It appreciably was being changed depending on nature and the duties of the state. The international regulatory legal acts had influence on the development of the social legislation <*>.

--------------------------------

<*> Nelyubina E.V. Formation of the social rights in the russian legislation: historical and theoretical aspect.

 

Социальные права и свободы человека имеют важнейшее значение для жизни человека. Исходя из этого, проблема социальных прав человека является на сегодняшний день одной из актуальных тем, которая занимает одно из ведущих мест не только в России, но и в мире. В Российской Федерации принимается ряд нормативно-правовых актов, которые закрепляют социальные права и свободы человека и гражданина, но возникает вопрос, откуда у нас эти права, какова история их нормативного закрепления.

Как отмечают многие авторы, социальное законодательство вначале закрепило отдельные элементы социальной общественной поддержки населения, а в XX в. провозгласило особую группу прав человека - социальных прав или прав "второго поколения" <1>.

--------------------------------

<1> Государство, общество, личность: проблемы совместимости / Под общ. ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. М.: Юристъ, 2005. С. 266.

 

Развитие социального законодательства имеет длительный и трудный путь. Можно выделить четыре этапа: дореволюционный период; послереволюционный и советский период; современный период.

 

Дореволюционный период

 

Первые шаги по закреплению социальных прав предпринимались еще в царской России. Важными вехами становления социального законодательства были такие нормативные правовые акты, как: Закон 1741 г. <2>, который был одним из первых нормативных актов, закрепившим предоставление врачебной помощи рабочим; 31 марта 1861 г. был принят акт <3>, вводивший элементы обязательного страхования в России, выдавались пособия по временной нетрудоспособности, а также пенсии участникам товарищества и их семьям и так далее; Закон о медицинской помощи работникам от 26 августа 1866 г. <4>, в данном нормативном акте предусматривалась организация больниц, приемных палат, а также закреплено, что в обязанности работодателя входило бесплатное оказание врачебной помощи рабочим; Закон от 1 июня 1882 г. "О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах" <5>, согласно которому рабочее время подростков (в возрасте от 12 до 15 лет) и женщин ограничивалось 8 часами (запрещалось работать ночью, в воскресные и праздничные дни), более того, данный Закон предусматривал, что хозяева должны были обеспечить подросткам учебу в начальных учебных заведениях; Закон от 2 июня 1903 г. "О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности" <6> установил ответственность работодателя за ущерб, нанесенный здоровью работника при несчастных случаях на производстве, выплачивать потерпевшим (или членам их семей) пенсии или пособия (рабочему за телесные повреждения, полученные на производстве, полагалось вознаграждение в виде пособия, в случае инвалидности или смерти - в виде пенсии), более того, данный Закон установил точный порядок получения пособий, а также закрепил контроль за его исполнением.

--------------------------------

<2> Развитие системы государственного рабочего страхования в Российской империи // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.insur.ru/insurer/2003/05/. Загл. с экрана.

<3> Приложения к Докладу "О развитии медицинского страхования в Российской Федерации" // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/text/docs/2003/04/44254.shtml. Загл. с экрана.

<4> Дрошнев В.В. Развитие обязательного медицинского страхования в России: история и современность // Страховое дело. 2004. N 1. С. 47 - 59.

<5> ПСЗ. III собр. СПб., 1886. Т. II. N 931.

<6> Веденкина Д. Социальное страхование в России // ЭиЖ-Сибирь. 1999. N 2(92).

 

Основным событием, способствующим широкомасштабной реформе в социальной сфере, явилось принятие Законов III Государственной Думой о социальном страховании рабочих ("Об обеспечении рабочих на случай болезни", "О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве", "Об утверждении Совета по делам страхования рабочих"), в 1912 г. Закон от 23 июня 1912 г. был первым нормативно-правовым актом, закрепившим комплекс мер по обеспечению рабочих в результате несчастных случаев и на случаи болезни.

Закон представлял собой сложный нормативно-правовой акт, состоявший из двух блоков: содержательного (характеризующий сам процесс социального обеспечения рабочих) и институционального (организационная сторона будущего страхования). Порядок страхования устанавливался в положениях Закона "Об обеспечении рабочих на случай болезни" и "О страховании рабочих от несчастных случаев" <7>.

--------------------------------

<7> Русский конституционализм в период думской монархии. Сборник документов. М.: Гардарика, 2003. С. 300 - 327.

 

В данном Законе были закреплены: размер денежных пособий (выплата пособий, связанных с утратой трудоспособности, выплачивалась в зависимости от семейного положения от половины до двух третей заработка, пособие выплачивалось только с четвертого дня болезни <8>, размер денежного пособия по беременности и родам - выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев <9>); сокращение рабочего дня до 10 часов; организация социальной помощи рабочим осуществляется под общим надзором Правительства, предпринимателей и другое.

--------------------------------

<8> Там же. С. 312.

<9> Там же. С. 314.

 

Однако все указанные Законы были далеки от совершенства, нормативно-правовые акты не предусматривали всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников в отдельных сферах деятельности. Например, согласно Закону 1886 г. <10> работодателям была предоставлена возможность расторгать соглашения о найме вследствие двухнедельной болезни с прекращением оказания помощи. Тем не менее при всей ограниченности числа застрахованных и недостаточности их обеспечения эти Законы учитывали страховые принципы, действовавшие в других странах <11>.

--------------------------------

<10> Закон от 3 июня 1886 г. "Об утверждении проекта Правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции".

<11> Веденкина Д. Социальное страхование в России // ЭиЖ-Сибирь. 1999. N 2(92).

 

Послереволюционный и советский периоды

 

Конституционно-правовое становление социальных прав человека и гражданина в России берет свое начало в XX в., и связано оно с революционным движением того времени, активной деятельностью различных российских политических партий.

В послереволюционные годы одним из первых нормативно-правовых актов, закрепившим отдельные социальные права, было правительственное сообщение "О социальном страховании" <12>, подписанное В.И. Лениным 1 ноября 1917 г. Данное сообщение закрепило право на страхование от всех видов потери трудоспособности, материальное обеспечение нетрудоспособных, престарелых, вдов и сирот и так далее. Более того, в нем говорилось, что советское правительство немедленно приступает к изданию законов и декретов "о полном социальном страховании наемных рабочих и сельской бедноты" <13>.

--------------------------------

<12> Образование и развитие Союза Советских Социалистических Республик. В документах / Сост. Н.Т. Савенков; Отв. ред. А.П. Косицын. М., 1973. С. 40.

<13> Там же.

 

Вскоре после Правительственного сообщения советское правительство приняло ряд декретов по отдельным видам социального страхования и обеспечения. Например, Декрет от 22 декабря 1917 г. о страховании на случай болезни <14>; Декрет от 11 декабря 1917 г. о страховании на случай безработицы <15>; Декрет от 10 ноября 1917 г. об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев <16>, и другие. Однако все эти нормативно-правовые акты не нашли своей полной реализации и были фактически заменены Декретом от 31 октября 1918 г. <17>, который утвердил Положение о социальном обеспечении трудящихся. В данном Положении социальное страхование было заменено социальным обеспечением трудящихся за счет государства. Также предусматривалось бесплатное оказание всех видов медицинской помощи, обозначен круг выплат, определен размер пенсий и пособий по временной нетрудоспособности, в связи с утратой трудоспособности, с увечьем, по старости, по беременности и родам при рождении ребенка, по безработице и пенсии по инвалидности.

--------------------------------

<14> Собрание узаконений РСФСР. 1918. N 13. Ст. 188.

<15> Собрание узаконений РСФСР. 1917. N 8. Ст. 111.

<16> Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. 1917. N 7.

<17> Собрание узаконений РСФСР. 1918. N 89. Ст. 906.

 

15 ноября 1921 г. издается Декрет "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом" <18>, в соответствии с которым социальное страхование восстанавливается и распространяется на все случаи временной и стойкой утраты трудоспособности. Впервые этим Декретом устанавливался порядок взимания страховых взносов, при этом взносы выплачивали не работники, а предприятия и учреждения государственного и частного характера. Основными сборщиками стали комиссии по охране труда и социального обеспечения. Для организации социального страхования на случай болезни были установлены страховые взносы, ставки которых определялись Советом народных комиссаров <19>.







Date: 2015-09-17; view: 352; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.04 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию