Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вызов седьмой. Определение размера компенсации морального вреда в трудовых спорах. 12 page
-------------------------------- <33> Хайдеггер М. Указ. соч. С. 73.
Однако в конце концов Хайдеггер приходит к неутешительному прогнозу: "Человеческие расчет и осуществление расчета сами по себе и только посредством самих себя не могут произвести поворот современного состояния мира; не могут хотя бы уже потому, что человеческая планирующе-реализующая деятельность подвластна этому состоянию мира и несет на себе его отпечаток" <34>. Иначе говоря, человечество оказалось в положении, в которое окунулся комический персонаж М. Сервантеса Дон Кихот, но в отличие от последнего, вытащившего себя за волосы из болота, человечество не в состоянии этого сделать, поскольку это из области писательской фантазии. -------------------------------- <34> Сафрански Р. Указ. соч. С. 527.
Философ Макс Бензе вторит Хайдеггеру и утверждает: "Мы построили мир, и вся традиция, уходящая чрезвычайно далеко в глубь времен, свидетельствует о том, что он действительно порожден усилиями нашего интеллекта. Однако сегодня мы уже неспособны господствовать над этим миром посредством теоретического осмысления, духа, интеллекта и рационального мышления. Отсутствует теория мироустройства, а значит, и ясная техническая этика, т.е. возможность иметь адекватные бытию этические суждения, находясь внутри этого мира... Мы, возможно, и усовершенствуем этот мир, но мы не в состоянии усовершенствовать человека этого мира - для этого мира" <35>. Макс Бензе, придерживаясь этических принципов, не расшифровал последнее выражение - "мы не в состоянии усовершенствовать человека этого мира - для этого мира". А это, на наш взгляд, как раз означает, что отсутствует всякая возможность преодоления противоречий между Человеком и Природой и достижения гармонизации их отношений. -------------------------------- <35> Там же. С. 522.
Жаль, что именно на этой пессимистической, но подлинно объективной ноте придется завершить настоящую статью.
Название документа Статья: "Либеральное" и "социальное" государство: проблемы соотношения (Дашкевич В.В.) ("Общество и право", 2011, N 3) Дата 17.08.2011 Информация о публикации Дашкевич В.В. "Либеральное" и "социальное" государство: проблемы соотношения // Общество и право. 2011. N 3. С. 69 - 71. Примечание к документу
Текст документа
"ЛИБЕРАЛЬНОЕ" И "СОЦИАЛЬНОЕ" ГОСУДАРСТВО: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ
В.В. ДАШКЕВИЧ
Дашкевич Владимир Владимирович, аспирант кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета.
Рассматриваются проблемы соотношения принципов либерализма и социального государства на современном этапе в Российской Федерации. Автор определяет особенности реализации указанных принципов в рамках социальной политики государства.
Ключевые слова: либеральное социальное государство, принципы либерализма, социальное государство, патернализм, социальная политика.
Problems of a parity of principles of liberalism and the social state at the present stage in the Russian Federation Are considered. The author defines features of realisation of the specified principles within the limits of state social policy.
Key words: the liberal social state, liberalism principles, the social state, a paternalism, social policy.
Начиная с середины 90-х годов XX в. по настоящее время Российская Федерация проходит этап социального развития, нередко определяемый как либеральное социальное государство. Одним из приоритетных и актуальных направлений современной политики государства является "создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". В соответствии со статьей 7 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство. Современная российская действительность вызывает ряд неоднозначных вопросов, связанных с реализацией конституционного принципа "Российская Федерация - это социальное государство". В контексте этого возникает вопрос: какое государство следует считать социальным? Где граница (черта), за которой государство можно считать социальным? Во-первых, категория "социальное государство" как понятие впервые появилось и сформировалось в западной Европе [1]. Во-вторых, оно относится к тому классу понятий, которые являются туманными и размытыми. Объясняется это, прежде всего, обстоятельствами, в которых разрабатывалась и принималась Конституция РФ. Следует отметить, что ее авторы не имели четкого представления о сущности социального государства. Анализ материалов и стенограмм Конституционного совещания позволяет сделать вывод, что использование данного понятия в тексте конституционного проекта осуществлено без должного концептуального понимания его сути, в основном в качестве элемента заимствования норм зарубежных конституций и в целях смягчения жесткой либеральной направленности проекта. Об этом свидетельствует выступление А.А. Котенкова на заседании Рабочей группы по доработке проекта Конституции РФ 18 июня 1993 г.: "Социальное государство нужно включить, т.к. это слово есть в конституциях цивилизованных государств... я боюсь, что если чисто политически мы этот термин выбросим, то дадим противнику мощный козырь против этой Конституции" [2]. В-третьих, неоднозначность проведения социальной политики в пореформенной России свидетельствует о "декларативности" конституционного принципа "социальное государство", а не о его практической реализации. Целесообразно отметить, что в настоящее время остро выступает проблема соотношения принципов социального государства и принципов либерализма, закрепленных в Конституции РФ. Поскольку социальное государство отдает приоритет общественным интересам, а либерализм - интересам индивида, возникает необходимость нахождения компромисса между коллективными и индивидуальными потребностями и интересами ради достижения социальной стабильности и эффективного развития общества в целом. Характерной чертой посткоммунистического реформирования России стало высвобождение частного и индивидуального после насаждения "гипертрофированного" общего (патернализм и государственное распределение). Вполне очевидно, что данным потребностям отвечала либеральная политика, которая, в свою очередь, разрушила соотношение общего и частного по причине абсолютизации свободы индивида. С точки зрения Ю.А. Красина, великие идеи свободы и достоинства личности "не работают", потому что оторваны от российской реальности, и заработают лишь в совокупности с другими не менее значимыми ценностями - социальной справедливостью, равенством и солидарностью [3]. Следует согласиться с Н.А. Барановым в том, что "в современных условиях наблюдается не противостояние либерализма и социализма, а их сближение, свидетельствующее о недостаточности традиционных либеральных представлений о правах и свободах человека и гражданина для эффективной защиты интересов людей" [4]. "Без торжества либеральных идей, - отмечает председатель Конституционного Суда России В. Зорькин - не было бы государства и социального, и правового одновременно, т.е. государства, где социальные права граждан принадлежат им от рождения, а не даруются им сверху, и их перечень не зависит от монаршей воли; эти права закрепляются в конституциях и законах и гарантируются государством в силу притязаний (потребностей) гражданского общества и требований норм международного права на основе принципа справедливости и общепринятых стандартов" [5]. Принципы социального государства предполагают создание равных возможностей для всех членов общества, проведение социальной политики, признающей за каждым членом право на уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи не только, когда он работает, но также в случаях безработицы, болезни, старости, инвалидности. Итак, социальным можно считать то государство, в котором признается и обеспечивается определенными материальными ресурсами право гражданина на достойную жизнь, посредством проведения взвешенной социальной политики. Отсюда вытекает обязанность государства обеспечить и гарантировать наличие этих ресурсов, что ведет к наличию социальных прав человека, позволяющих человеку претендовать на получение от государства определенных материальных благ (право на социальное обеспечение; право на образование; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на жилище; особые права детей и права инвалидов). Возникает вопрос: почему в настоящее время почти четверть граждан России живут за чертой бедности, причем большая часть из них имеет постоянную работу? На наш взгляд, связано это с "уходом" государства в сторону от социальных принципов к либеральным. Либеральное государство признает свободу граждан, но не берет на себя обязанности гарантировать ему достойную жизнь. Так, С.Г. Кара-Мурза считает: "В либеральном государстве средства к жизни добываются на рынке. Если рынок твою рабочую силу отвергает, то никаких прав требовать себе пропитания или отопления ты не имеешь. Да, никто тебя пальцем не имеет права тронуть, твое тело - эта твоя священная частная собственность, охраняется законом. Но никто не обязан тебе помогать. Это обосновано Мальтусом - самым читаемым и уважаемым автором Англии времен чистого капитализма. Он писал: "Человек, пришедший в занятый уже мир, если общество не в состоянии воспользоваться его трудом, не имеет ни малейшего права требовать какого бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на земле. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор" [6]. Речь в данном случае идет о жестких реалиях современного рыночного общества. Неужели в настоящее время данные либеральные положения имеют приоритет над социальными? Считаем, что на сегодняшний день утверждать, что РФ привержена либеральным ценностям и называть ее социальным государством неправомерно. Следует заметить, что в условиях современных экономических отношений социальная политика не может строиться на старых принципах патернализма или государственного распределения. Другими стали взаимоотношения между государством и гражданами. Российской особенностью в данной области является острое противоречие между сформировавшимися представлениями людей о достаточно стабильной социальной защищенности населения, существовавшей во времена административно-командного социализма, и ограниченными результатами выполнения социальной функции на современном этапе. Особенностью для России являются завышенные ожидания по отношению к властным структурам, обусловленные во многом прошлым опытом, высокий уровень неудовлетворенности уровнем жизни, что оказывает отрицательное влияние не только на отношение к конкретным политическим силам, но и на восприятие демократических институтов и принципов. Начиная с середины 1990-х гг. наблюдается улучшение отношений общества к советскому прошлому, вызванное тяжелыми последствиями реформ. Как отмечает В. Никонов, "в обществе все отчетливее проявляется стремление к консолидации, согласию, обозначению исторической преемственности" [7]. Но речь скорее идет о возвращении не к советским, а к российским, добольшевистским ценностям, которые в сочетании с формирующимися современными в конечном итоге и будут определять будущее российского политического менталитета. Важным аспектом является то, что общественное сознание современной России не готово принимать либерально-демократические ценности без надежной системы социальных гарантий государства. Обстоятельством, объективно отражающим жизненные силы либерализма и, соответственно, понимание рядом граждан, является тот факт, что все страны, достигшие наиболее значительных результатов в своем развитии, использовали либеральные принципы и ценности в различных соотношениях с другими - консервативными, социалистическими, националистическими, патриотическими и т.д. Считаем, что либеральные ценности необходимы для развития любого общества, в том числе и российского, так как без свободного индивида не могут быть в полной мере реализованы способности и возможности самого общества, без рыночной экономики невозможно максимально удовлетворить потребности человека, без правового государства гражданин не имеет возможности эффективно контролировать и сдерживать государственную власть. Необходим постепенный переход от патернализма к свободному обществу, в котором каждый гражданин способен реализовать свои возможности. По нашему мнению, государство в рамках основных приоритетов социальной политики должно: а) добиваться взаимопонимания и взаимодействия между властью и обществом в лице бизнеса, профсоюзов, других общественных организаций и движений по всем основным вопросам общенационального развития; б) содействовать преобразованию существующего рынка в социальное рыночное хозяйство посредством прогрессивного налогообложения и его справедливого перераспределения; в) принимать на себя главную ответственность за развитие всего социального сектора общества, включая образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, природоохранную деятельность, науку, культуру; г) уделять особое внимание дальнейшему совершенствованию правовой базы государства, соблюдению принятых и уже действующих законов, развитию институтов гражданского общества и гражданской инициативы на местном, региональном и федеральном уровнях.
Литература
1. Термин "социальное государство" был введен в научный оборот немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном в 1850 г. и интерпретировался как идея осуществления государством социального прогресса. 2. Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля - 10 ноября 1993 г. М.: Юридическая литература, 1995. Т. 12. С. 19. 3. Красин Ю.А. Публичная политика: либеральная и коммунитарная составляющие // Дифференциация российского общества в зеркале публичной политики / Под ред. Ю.А. Красина. М., 2004. С. 13. 4. Баранов Н.А. Соотношение либерального и социального в идеологических предпочтениях "актуальных левых" // "Актуальные левые" в международном и российском политическом контексте: Сб. ст. / Под ред. Л.В. Сморгунова. СПб.: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 75. 5. Зорькин В. Стандарт справедливости // Российская газета. 2007. 8 июня. С. 13. 6. Что такое социальное государство? URL: http://www.contrtv.ru/comments. 7. Никонов В. Российское и советское в массовом сознании // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В. Никонова. М., 2003. С. 184.
Название документа Статья: Правовые основы действия социального государства в ФРГ: политика в сфере труда и социальных отношений (Чилькина К.В.) ("История государства и права", 2010, N 15) Дата 20.05.2010 Информация о публикации Чилькина К.В. Правовые основы действия социального государства в ФРГ: политика в сфере труда и социальных отношений // История государства и права. 2010. N 15. С. 44 - 47. Примечание к документу
Текст документа
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ФРГ: ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ <*>
К.В. ЧИЛЬКИНА
-------------------------------- <*> Chilkina K.V. Legal grounds of social act in FDR: politics in the labour and social relations sphere.
Чилькина Ксения Владимировна, доцент кафедры истории государства и права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", кандидат юридических наук.
В статье идет речь о социальном государстве в ФРГ, понятии социального государства, его функциях, правовых основах социальной политики ФРГ на современном этапе.
Ключевые слова: социальное правовое государство, законодательство, Германия, социальный кодекс, социальное страхование.
The article deals with the problems connected with social state Federal German Republic, the definition "social state", its functions, legal grounds in social sphere nowadays.
Key words: social legal state, legislation, Germany, social code, social insuarens.
Сегодня социально ориентированная экономика ФРГ переживает кризис <1>, возникают проблемы и неэкономического характера <2>, но тем не менее специалисты не спешат коренным образом изменять существующий порядок жизни государства и законодательство, апробировавшее себя на протяжении нескольких десятилетий. Проблема исследуется на различных уровнях, и существует предположение, что причины кризиса следует искать не в несовершенстве систем управления, а в природе человека, которому свойственно переживать конфликты. Таким образом, политико-правовая теория Германии во главу угла ставит антропологический вопрос, на который может ответить государство социальное. И в законодательстве Германии ясно прослеживается отношение законодателя к индивиду как к цели. Иллюстрацией может послужить содержание § 1 книги I Социального кодекса Германии, где идет речь о социальной помощи: "Человек, находящийся в положении, когда он не может самостоятельно оплачивать расходы на жизнь, или в особо трудной жизненной ситуации и не имеет достаточной помощи из другого источника, имеет право на персональную и экономическую помощь, которая соответствует его потребности. Оказанная помощь должна давать возможность принимать участие в жизни общества и гарантировать проживание в условиях, достойных человеческой личности", а также норма, где речь идет о задачах социальной помощи (§ 1 книги XII Социального кодекса) - задачами социальной помощи является правомерная работа, состоящая в управлении жизнью с гарантиями человеческого достоинства <3>. -------------------------------- <1> См.: Сабов З.А. Кризис системы социальной защиты в Германии: финансовый аспект // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2006. N 1. С. 64 - 73. <2> См.: Антропов В.В. Социальная защита в странах ЕС: современные тенденции, проблемы и перспективы // Труд за рубежом. 2005. N 4. С. 48, 49. <3> URL: http://www/ socialgesetzbuch-sgb.de/ sgbi/ 9.html. 17.03.2010.
Германия заявлена и функционирует с 1949 г. как демократическое социальное правовое государство. Государство социальное видится современным ученым как "особый тип государственного патернализма, который направлен на всех граждан государства, какое бы социальное положение они ни занимали. Специфика государственной политики социального государства заключается в создании условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и развитие человека" <4>. Политико-правовая теория и хозяйственная практика ФРГ уже не одно десятилетие подтверждают назначение социального государства. -------------------------------- <4> См.: Сафонов П.А. Понятие социального государства // Закон и право. 2008. N 3. С. 49.
Теория "демократического социализма" в ФРГ призвана способствовать разработке модели политических институтов, которые должны не только "снимать напряжение, возникающее в самом человеке, но и создавать условия для его ориентации на новые гуманные этические ценности..." <5>. В трудах одного из ведущих теоретиков ФРГ, Р. Дарендорфа, демократия предстает как метод поиска истины и механизма принятия решения и как наиболее достойный, "человеческий" способ бытия человека в социальном мире, благодаря которому у него появляется шанс к полной самореализации через конфликт идей, интересов и устремлений. Правовая государственность знаменует собой величайший политический прогресс <6>. -------------------------------- <5> См.: Куркин Б.А. Антропологизм политико-правовой теории в ФРГ // Правоведение. 1984. N 2. С. 56. <6> См.: Там же. С. 59.
Представляется необходимым исследовать правовое содержание политики социального государства в ФРГ. Касаясь этой темы, следует обратить внимание на ключевое понятие "социальный рыночный порядок", основывающийся на принципе ведения социального рыночного хозяйства. Экономист и канцлер ФРГ, проводивший политику социального рыночного хозяйства, Эрхард говорил: "Социальное рыночное хозяйство - основополагающий принцип порядка, на котором построена экономическая жизнь в Федеративной Республике, оно было предпосылкой нынешнего исключительно мощного хозяйственного подъема, который за границей часто неверно обозначают как "экономическое чудо". Суть данного рыночного хозяйства состоит главным образом в том, что экономический процесс, т.е. производство и распределение материальных ценностей и доходов, управляется не рычагами принуждения, находящимися в руках ведомств, а действием свободных цен и свободным соревнованием за оптимальный результат, этим мотором системы, в общих рамках, заданных экономический политикой. Свобода, возможность каждому отвечать за себя и личная инициатива в выборе профессии, работы и потребления, которая позволит каждому производителю и потребителю воспользоваться экономическими шансами, а также распределение доходов по реальному личному вкладу - это те движущие силы, которые в рыночной экономике приводят к высшим рубежам в производстве и к повышению благосостояния всего населения" <7>. -------------------------------- <7> См.: Эрхард Л. Благосостояние для всех (репринт. воспр.) / Пер. с нем.; вступ. ст. Б.Б. Багаряцкого, В.Г. Гребенникова. М., 2001. С. 131.
Сегодня социальный рыночный порядок означает общество, где "в число общественных целей входят свобода экономического развития и экономическое самоопределение, в котором отдельные личности и социальные группы должны иметь максимальную свободу действия, защищенную от вмешательства государства, в котором ищется взвешенное равновесие различающихся между собой интересов общества и индивида, социальных групп и индивида, а политическая и экономическая власть должны быть рассредоточены" <8>. Здесь ограничивается экономическая и тем самым политическая власть государства по отношению к своим гражданам, хозяйствующие субъекты обладают официальной и фактической свободой (когда выполняются определенные условия, касающиеся стартовых шансов хозяйственных субъектов и распределения доходов), обеспечиваются права на политическую и личную свободу (свобода печати, свобода волеизъявления, свобода перемещения, свобода отправления религиозных культов) и децентрализация экономической власти. Политический, государственный, правовой и экономический порядок взаимообусловливают друг друга и являются различными измерениями и компонентами единого жизненного порядка <9>. Одно из важнейших направлений деятельности социального государства - обеспечение порядка в сфере труда и социальных отношений. Необходимо отметить, что в законодательстве других отраслей действуют гарантии, позволяющие государству осуществлять свои социальные функции. Так, в Германии подразумевается, что социальное правовое государство должно действовать только в условиях рыночной экономики со свободной конкуренцией с наименьшей долей вмешательства в экономику, разделения властей и при активном участии земель в финансовом и правовом обеспечении свобод человека и гражданина. Но именно деятельность государства по обеспечению порядка в сфере труда и социальных отношений отражает наиболее ярко сущность государства социального, политика которого направлена на обеспечение комфортного существования не общества в целом, а каждого индивида. Одна из основных теоретических идей, воплощенных в законодательстве Германии, состоит в том, что труд из необходимости должен стать деятельностью, воплощающей свободу (согласно теории Р. Дарендорфа) <10>. -------------------------------- <8> См.: Ламперт Хайнц. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело ЛТД, 1994. С. 32. <9> См.: Там же. С. 16. <10> См.: Немецкая социология / Отв. ред. Р.П. Шпакова. СПб.: Наука, 2003. С. 495.
Законодательство социального государства Германии обеспечивает защиту работающих по найму, нормирование в отношении учредительных документов хозяйствующего субъекта, нормирование в области рынка труда. Законодательно оформленная система социального страхования гарантирует страхование от несчастного случая, страхование на случай болезни, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму. Правовая политика социального государства предполагает оказание социальной помощи, проведение мероприятий в сфере жилищного строительства, помощь семьям, помощь в получении образования, обеспечение деятельности трудовых и социальных судов. Представленные направления деятельности социального правового государства Германии отражены в Основном законе ФРГ в самом сконцентрированном виде. Основной закон ФРГ 1949 г. не содержит широкого перечня социально-экономических прав и свобод, а лишь ограничивается регулированием школьного дела (ст. 7), свободой выбора профессии и запрещением принудительного труда (ст. 12), условиями реализации права собственности и наследования, обобществления земель, природных богатств и средств производства (ст. ст. 14, 15) <11>. -------------------------------- <11> См.: Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1 / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 2001.
Кроме Основного закона ФРГ, действует еще Социальный кодекс (Soziale Gesetzgebuch - SGB), состоящий их 12 книг. Каждая из книг регулирует целый комплекс отношений индивида с государством. Книга I носит описательный характер, раскрывает задачи данного нормативно-правового акта, ключевые употребляющиеся категории, такие как социальное страхование, социальная помощь и т.д.). Книга II регламентирует правила страхования лиц, имеющих работу. Книга III содержит нормы безопасности труда, гарантирующие продолжительность рабочего дня, времени отдыха и пр. В книге IV зафиксированы общие правила социального страхования, в V - ключом успеха социального государства признаются солидарность и личная ответственность (§ 1 книги V Социального кодекса Германии). Книга VI - регламентация правил страхования по старости; книга VII - страхование от несчастного случая; книга VIII - помощь детям и подросткам; книга IX - реабилитация и помощь людям с ограниченными возможностями; книга X - процесс социального управления и защита социальных данных; книга XI - социальное страхование людей, нуждающихся в уходе (или социальное страхование рисков необходимости ухода), книга XII - социальная помощь. Действует также обширная правовая база, на которую опирается политико-правовая теория. Так, в ФРГ действует Промышленный устав, который регламентирует правила безопасности труда, гарантии в отношении длительности рабочего времени дают Положения о рабочем времени, Закон "О защите рабочей молодежи", Закон "О защите работающей матери", Федеральный закон "Об отпусках". Принцип гарантированности рабочего места закреплен в Законе "О защите от увольнений", Законе "О содействии трудовой занятости". Закон "Об уставе предприятия" закрепляет право работников создавать производственный совет и таким образом реализовываться в качестве администраторов на предприятии, где они работают, независимо от его организационно-правовой формы. Также действует Федеральный закон "О представительстве рабочих и служащих в государственных учреждениях" 1974 г. Серьезной гарантией в деле обеспечения оптимальных условий занятости для всех желающих и способных трудиться является Закон "О тарифном договоре", причем отмечается обязательность нормативной части договора для его участников. В Германии придерживаются взгляда, что лучшее средство борьбы с безработицей - это политика полной занятости. Конечно, экономические, политические и миграционные процессы (рост народонаселения, политика международной нефтяных картелей в области политики цен на нефть и т.д.) не всегда позволяют в полной мере проводить такую политику, и тогда социальное государство берет на себя ответственность по обеспечению безработных, в том числе путем выплаты пособия по безработице, последующего финансирования взносов в социальное страхование, организации и проведения мероприятий по обеспечению трудоустройства, по профессиональной переподготовке и повышению квалификации. Собственно, систему социального страхования можно охарактеризовать как совокупность мер, призванных обеспечить экономическое и социальное существование определенных социальных групп перед такими общими опасностями для жизни, как несчастный случай, болезнь, инвалидность, старость, безработица и смерть кормильца. Система социального страхования Германии включает в себя страхование от несчастного случая, страхование на случай болезни (регламентируется пятой книгой социального законодательства), пенсионное страхование (регламентируется шестой книгой социального законодательства), пенсионное страхование лиц, не работающих по найму - ремесленников, занятых в сельском хозяйстве, лиц свободных профессий. Date: 2015-09-17; view: 337; Нарушение авторских прав |