Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источник: данные European Mortgage Federation (EMF). 39 page





 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПЛАТОЙ

ПОСОБИЯ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ <*>

 

О.Г. ЕРШОВ

 

--------------------------------

<*> Ershov O.G. Legal regulation of relations related to payment of prenatal allowances.

 

Ершов О.Г., старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Омской академии МВД РФ, кандидат юридических наук.

 

В статье автор исследует правовые отношения, возникающие в связи с выплатой пособия по беременности и родам, на примере судебной практики анализирует состояние правоприменения в этой сфере, предлагает меры повышения гарантий для защиты материнства и детства.

 

Ключевые слова: защита материнства, пособие по беременности и родам, отпуск по беременности и родам, социальные гарантии, фонд социального страхования.

 

The author of the article studies legal relations arising in connection with payment of prenatal allowances at the example of judicial practice, analyses the state of law application in this sphere, proposes the measures of rise of guarantees for protection of maternity and childhood.

 

Key words: protection of maternity, prenatal allowance, maternity leave, social guarantees, fund of social insurance.

 

Рождение ребенка для большинства родителей - важное событие в их жизни. Особые чувства, связанные с появлением малыша, преобразуют обычные будни в приятные хлопоты. Вместе с тем необходимо помнить, что наступает время, когда женщина становится временно нетрудоспособной и нуждается в особой социальной защите и поддержке как со стороны своего работодателя, так и со стороны государства. Особенно такая поддержка необходима, если женщина будет воспитывать ребенка одна.

В настоящее время государство, во-первых, предоставляет гарантии женщинам, имеющим ребенка, при приеме на работу, в процессе выполнения работы и увольнения. Так, например, при приеме на работу женщины, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет, не устанавливается испытание (ст. 70 ТК РФ). Только после письменного согласия женщины можно привлечь ее к работе в ночное время, если такая работа не запрещена ей по состоянию здоровья (ст. 96 ТК РФ). Не допускается по инициативе работодателя расторгнуть с женщиной, имеющей детей, трудовой договор, за исключением случаев ликвидации юридического лица или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, которые по отношению к женщине являются работодателями (ст. 261 ТК РФ).

Во-вторых, Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" <1> предусматривается обязательная выплата ряда пособий, таких как: пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.

 

Необходимо обратить внимание на то, что действие данного Закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на ее территории; иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных беженцев, постоянно (временно) проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию. Вместе с тем действие Закона не распространяется на лиц, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, лиц, лишенных родительских прав или выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Анализ материалов судебной практики позволяет сделать вывод о том, что в регулировании отношений, которые складываются в связи с выплатой пособия по беременности и родам, существуют проблемы. Здесь можно обратить внимание на следующее дело, которое было рассмотрено в одном из районных судов г. Омска. Гражданка Е. обратилась с иском к работодателю ООО "Проектный институт "Омстройпроект-2001" о выплате пособия по беременности и родам. Из материалов дела следовало, что между сторонами заключен трудовой договор, что подтверждалось выданной ранее справкой работодателя и копией трудовой книжки. В связи с беременностью и рождением ребенка истица представила лист нетрудоспособности. Работодатель отказался добровольно удовлетворить требования, на судебных заседаниях не присутствовал, с работником вести какие-либо переговоры отказался <2>. Суд удовлетворил иск, но решение суда до настоящего времени не исполнено. Причина неисполнения - отсутствие у организации необходимых денежных средств, неперечисление взносов в Фонд социального страхования, введение процедуры банкротства. В этом случае, имея четырехмесячного ребенка, при отсутствии возможности получать заработок, истица фактически остается без пособия и необходимых средств к существованию.

--------------------------------

<2> См.: решение Октябрьского районного суда г. Омска от 15 апреля 2009 г. по делу N 2-692/2009 // Архив Октябрьского районного суда г. Омска.

 

Иногда в судах возникают споры по размеру выплаченного пособия. Так, например, предметом рассмотрения судебных органов стали положения действующего законодательства об особенностях порядка исчисления пособия по беременности и родам. Был сделан вывод о том, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования <3>.

--------------------------------

<3> См.: решение Верховного Суда РФ от 9 января 2008 г. N ГКПИ07-1372 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Очевидно, наличие споров в суде указывает на то, что правовой механизм регулирования отношений, связанных с выплатой пособий по беременности и родам, нуждается в совершенствовании. Далее попытаемся оценить, насколько такой механизм сегодня эффективен.

Общий порядок начисления и выплаты пособия выглядит следующим образом. Право на пособие по беременности и родам закреплено только за женщинами, которые: а) подлежали обязательному социальному страхованию; б) уволены в связи с прекращением деятельности как субъекта трудовых отношений их работодателя; в) обучаются по очной форме обучения в учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования; г) проходящие военную и иную, приравненную к ней службу (МВД, УИН и др.); д) из гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств.

Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов.

Размер выплачиваемого пособия зависит от того, осуществляла ли женщина трудовую или иную деятельность до момента рождения ребенка. В наиболее выгодном положении находятся женщины, которые проходят военную и иную приравненную к ней службу либо работали по трудовому договору и их работодатель, выступая по отношению к ним налоговым агентом, перечислял единый социальный налог. В этом случае размер пособия устанавливается из расчета денежного довольствия для служащих либо среднего заработка (за последние двенадцать месяцев) по месту работы до наступления отпуска по беременности и родам, если женщина работала по обычному трудовому договору и не состояла на службе. Женщинам, обучающимся по очной форме обучения, размер пособия устанавливается в размере стипендии, а женщинам, уволенным в связи с прекращением деятельности работодателя как субъекта трудовых отношений, - триста рублей.

Порядок выплаты пособия по беременности и родам утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" <4>. Важно отметить, что данным нормативным актом устанавливается то, что пособие выплачивается за календарные дни, которые приходятся на период отпуска по беременности и родам. Пособие назначается и выплачивается по месту работы (службы, учебы). Лишь женщинам, которые уволены в связи с прекращением деятельности работодателя как субъекта трудовых отношений, пособие выплачивается за счет средств Фонда социального страхования. Для назначения и выплаты пособия женщиной представляется листок нетрудоспособности, если она подлежала обязательному социальному страхованию, в иных случаях - справка из медицинского учреждения установленной формы. Если выплата происходит за счет средств Фонда социального страхования в случае ликвидации работодателя, то женщине необходимо представить в отделение фонда дополнительно заявление о назначении пособия по беременности и родам, выписку из трудовой книжки о последнем месте работы, справку из службы занятости о признании ее безработной. Пособие выплачивается не позднее десяти дней с даты представления документов.

--------------------------------

<4> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 313.

 

Казалось бы, правовой механизм выплаты пособия по беременности и родам достаточно прост и особых затруднений вызывать не должен. Вместе с тем на практике возникают проблемы правоприменения, которые нуждаются в соответствующем анализе и оценке. Для начала следует обратить внимание на то, что выплата пособия связана с обязательным социальным страхованием, которое должен осуществлять работодатель. Однако, особенно в условиях финансового кризиса, многие работодатели предпочитают этого не делать, а предлагают зарплату "в конвертах". Следовательно, женщина в этом случае вообще лишается права на получение пособия по беременности и родам как от работодателя, так и из других источников. С другой стороны, некоторые работодатели показывают официальную часть заработной платы, которая чуть выше прожиточного минимума, а другую часть опять-таки выплачивают в виде бонусов, стимулирующих и иных дополнительных выплат. В этом случае размер пособия будет исчисляться только из расчета официально начисленной и выплачиваемой заработной платы в соответствии с подписанным трудовым договором.

Далее следует посмотреть и на процессуальный порядок обращения в суд. Дело в том, что дела, связанные с выплатой пособия по беременности и родам, рассматриваются районным судом по месту нахождения ответчика в рамках искового производства. Исковое производство представляет собой наиболее распространенный вид гражданского процесса, особенностью которого является наличие спора о праве, разрешаемого на основе принципа состязательности сторон. Суть данного принципа сводится к тому, что каждая из сторон обязана представить доказательства в обоснование требований, на которые ссылается.

Это означает, что если работодатель отказывается выплатить женщине единовременное пособие по беременности и родам, то при подаче искового заявления в суд женщина в порядке ст. 132 ГПК РФ обязана представить следующие документы: копию приказа о приеме на работу, копию трудовой книжки, желательно подписанный работодателем трудовой договор, справку из бухгалтерии о начисленном, но не выплаченном пособии (заверенную работодателем), удостоверенную работодателем копию листка нетрудоспособности. Проблема в том, что работодатель отказывается представить заявителю эти документы. Вместе с тем отсутствие данных документов на момент подачи искового заявления оценивается судом как нарушение требований ст. ст. 131 - 132 ГПК РФ по форме и содержанию предъявленного иска и влечет оставление искового заявления без движения.

С другой стороны, недобросовестные работодатели применяют ст. 16 ТК РФ, разъясняя работнику, что трудовые отношения уже возникли с момента фактического допущения к работе без оформления приказа о приеме на работу и подписания трудового договора. Однако, когда речь заходит о выплате пособия, работодатель хорошо знает о том, что работник обязан доказать факт возникновения трудовых отношений, а без соответствующих документов это сделать работнику практически невозможно. Более того, защитить свои интересы одиноким матерям еще труднее, поскольку необходимо обратиться в суд с исковым заявлением и участвовать в процессе, что не всегда возможно по причине фактического ухода за ребенком. Надо также учесть, что заседания могут переноситься, поскольку суд на момент рассмотрения дела должен быть уверен в том, что работодатель извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания (в противном случае могут появиться основания для отмены решения вышестоящим судом по причине существенного нарушения процессуального законодательства).

Казалось бы, гражданское процессуальное законодательство содержит нормы, позволяющие в этом случае истцу в процессе осуществлять процессуальные права и обязанности через представителя. Но представитель оказывает свои услуги на возмездной основе и, как правило, из расчета около 20% от суммы взыскиваемого пособия. Несомненно, в соответствии со ст. ст. 94, 100 ГПК РФ затраты стороны на услуги представителя отнесены к судебным расходам, однако они компенсируются в разумных пределах на усмотрение суда и только в случае удовлетворения иска.

После вступления решения суда в законную силу о взыскании пособия по беременности и родам с работодателя хождение по мукам не заканчивается, а только приобретает иную форму. Возникает исполнительное производство. В соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <5> судебный пристав-исполнитель по поступившему от взыскателя исполнительному листу выносит постановление о возбуждении исполнительного производства и производит исполнение. Проблема в том, что по официально зарегистрированному адресу, если работодатель - юридическое лицо, его исполнительные органы (директор, председатель и др.), как правило, не находятся. Более того, есть так называемые брошенные организации, в которых вообще отсутствует директор или лицо, исполняющее его обязанности. Директор, который числится по данным Единого государственного реестра юридических лиц, вообще фигура номинальная, поскольку организация была зарегистрирована по паспорту, который он когда-то потерял.

--------------------------------

<5> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

 

И наконец, организация-работодатель в соответствии со ст. 56 ГК РФ несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Только проблема в том, что большинство коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий, создается с минимальным размером уставного капитала в десять тысяч рублей (например, ООО, ЗАО и др.), другого имущества на балансе не имеет, на расчетном счете организации денежных сумм нет (как правило, на денежные суммы уже ранее наложен арест). И чем такая организация будет отвечать и как проводить исполнение решения суда о выплате пособия по беременности и родам, остается большим неразрешимым вопросом. Фонд социального страхования, как отмечалось ранее, не наделен правом прямого перечисления пособия, поскольку организация-работодатель не ликвидирована. Если в отношении организации введена процедура банкротства, то исполнительное производство согласно действующему законодательству прекращается, а исполнительный лист направляется арбитражному управляющему. И уж если по истечении срока внешнего наблюдения и конкурсного производства организация будет ликвидирована, то женщине выплачивается пособие из средств Фонда социального страхования из расчета 300 рублей в течение двенадцати месяцев, предшествующих дню признания их в установленном порядке безработными <6>.

--------------------------------

<6> См.: ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

 

В итоге получаем совсем не утешительные выводы. Существующий на сегодня правовой механизм обеспечения выплаты пособия по беременности и родам далек от совершенства. Особенно это становится сильно заметно в условиях финансового кризиса. Складывается такое впечатление, что, решая проблему выплаты пособия, бедная женщина повторно должна пройти испытание в муках, что несправедливо и негуманно по отношению к ней, она такого отношения к себе не заслуживает. Разве виновата она в том, что ее работодатель не сделал необходимые платежи в бюджетные и внебюджетные фонды? Спрашивается, зачем судебная процедура, которая отнимает время и силы, необходимые для того, чтобы заботиться о подрастающем ребенке? Может быть, в этом случае необходимо пересмотреть существующий правовой механизм выплаты пособий? Почему бы не рассмотреть предложения о возможном исполнении обязанности по выплате пособия за счет Фонда социального страхования, освободив тем самым женщину от выяснения отношений с работодателем? Ведь она итак ему уже значительно уступает, поскольку занимает положение работника как традиционно "слабой стороны" трудовых отношений. Было бы рациональным в целях повышения гарантий эффективности защиты работающих женщин при решении вопроса о выплате пособия по беременности и родам сместить акцент на отношения "работодатель - фонд социального страхования" и уделить данным отношениям в нормативном обеспечении большее внимание. Будем надеяться, что в этой части перемены в законодательстве произойдут, поскольку следует напомнить - материнство и детство находятся под защитой государства.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Неолиберальная трактовка социальных прав и их законодательное закрепление в парламентской деятельности начала XX в.

(Попова А.В.)

("Журнал российского права", 2010, N 4)

Дата

21.04.2010

Информация о публикации

Попова А.В. Неолиберальная трактовка социальных прав и их законодательное закрепление в парламентской деятельности начала XX в. // Журнал российского права. 2010. N 4. С. 131 - 139.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ТРАКТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ

И ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

В ПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛА XX В.

 

А.В. ПОПОВА

 

Попова Анна Владиславовна - кандидат юридических наук, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой частного права Российского университета кооперации.

 

Русский неолиберализм представляет собой направление политико-правовой мысли, имеющее особые цели и задачи, философские основания и политические традиции <1>. Оригинальность собственных позиций новых либералов (неолибералов) была связана с разработкой идеи взаимных прав и обязанностей человека и государства, с пониманием равенства в его "положительном" содержании - как равенства перед законом "равных шансов для каждого".

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Идейные истоки русского либерализма // Общественные науки и современность. 1993. N 3; Гнатюк О.Л. Либерализм в России: основные этапы, идеи, особенности и перспективы // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1995. N 6. С. 86 - 87; Шацило К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905 - 1907 годов. М., 1971; Балашова Н.А. Российский либерализм начала XX в. М., 1999; Попова А.В. Либерализм в России: особенности развития // Право и государство: теория и практика. 2006. N 9; Попова А.В. Особенности русского неолиберализма как направления общественной мысли на рубеже XIX - XX вв. // Вестник университета (Государственный университет управления). 2007. N 8(34) и др.

 

В неолиберальной среде в конце XIX - начале XX в. сформировалось убеждение, "что правовые равенство и свобода предполагают определенный уровень материального благосостояния, при отсутствии которого они вырождаются в лишенные всякого реального значения формы..." <2>. Неолиберальные мыслители в конце XIX - начале XX в. предлагали провести правовые реформы в области трудовых отношений, целью которых должно было стать ограничение произвола работодателей в отношении наемных работников. Поэтому особое внимание в программе неолиберального законотворчества уделялось закреплению таких социальных прав, как право на труд и свободный выбор работы, на социальное обеспечение, на образование и т.д.

--------------------------------

<2> Гессен С.И. Избр. соч. М., 1998. С. 167.

 

По мнению отечественных неолиберальных теоретиков, современное им социальное законодательство должно было создать социальное государство, в рамках которого и произойдет последовательное решение социально-экономических задач. Б.А. Кистяковский отмечал, что необходимо принятие страховых законов, поэтому "в первую очередь вводится страхование для заболевших и потерпевших от несчастных случаев, затем для инвалидов и, наконец, для стариков" <3>. Предполагалось, что страхует "сперва не само государство, а учрежденные в силу изданных им законов и под его контролем публично-правовые союзы", но в последующем должно произойти постепенное увеличение доли участия государства в реализации социального страхового законодательства. Вместе с тем отмечалось, что это страхование обосновывает субъективное право застрахованных лиц, чем принципиально отличается от помощи неимущим. Застрахованное лицо не просит о вспомоществовании, а притязает на причитающееся ему страховое вознаграждение <4>.

--------------------------------

<3> Кистяковский Б.А. Государственное право. СПб., 1999. С. 346.

<4> Там же.

 

Одним из направлений неолиберального законотворчества в сфере регламентации социальных прав стали вопросы социального страхования. Впоследствии законопроекты, посвященные этим вопросам, но уже не в либеральной трактовке, прошли Государственную Думу и получили статус законов. Неолиберальные конституционные демократы считали, что за основу законопроектов в данной сфере следует взять принцип компенсации рабочим за утраченную ими вследствие несчастного случая или профессионального заболевания трудоспособность за счет предпринимателя. Вторым базовым тезисом выступало введение государственного страхования на случай смерти, старости, болезни и т.п. <5>. Обязательному страхованию от несчастных случаев за счет предпринимателей подлежали все рабочие и служащие независимо от вида деятельности предприятия (промышленность, транспорт, строительство и т.д.). В качестве выплат предполагались пособия в размере 60% фактического среднемесячного заработка, выплачиваемые еженедельно со дня несчастного случая до восстановления трудоспособности или с даты установления факта ее утраты.

--------------------------------

<5> См.: Герценштейн М.Я. Государственное страхование рабочих в Германии. М., 1905. С. 10.

 

В последнем случае работник получал право на пенсию, которая выплачивалась в размере двух третей годового заработка застрахованного в случае полной утраты трудоспособности, а в случае наступления неполной трудоспособности - в уменьшенном размере, "определяемом соответственно степени ослабления трудоспособности потерпевшего". В случае смерти работника выдачу пенсии в размере до двух третей его годового заработка предполагалось производить членам его семьи.

Проект предполагал также регламентацию организации и деятельности больничных касс, на которые законодатель возлагал обязанность выдавать больным денежные пособия и предоставлять бесплатное лечение. Предусматривалась также организация местных касс (земских и городских), фонды которых формировались из взносов работодателей (две трети) и наемных работников (одна треть). Предполагалось ввести систему специальных судов для решения споров по вопросам страхования.

Полный перечень социальных прав был отражен в программе Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы), а в последующем выразился в законопроектах, предложенных на обсуждение в Государственную Думу представителями этой партии: проект Закона о найме торговых служащих, проект Закона о нормальном отдыхе торговых служащих, законопроект о профессиональных организациях, общие начала для выработки проекта Закона о рабочем договоре, проект Закона о продолжительности и распределении рабочего времени в промышленных заведениях, общие положения для выработки проекта Закона об обязательном страховании от несчастных случаев, предварительная редакция проекта Закона о свободе стачек, проект закона об ассигновании кредита на выдачу ссуд городам на производство общественных работ для безработных <6>.

--------------------------------

<6> Законодательные проекты и предположения Партии народной свободы. 1905 - 1907 гг. СПб., 1907. С. 326 - 362. Разработка вышеперечисленных проектов относится к периоду работы II Думы, когда конституционные демократы рассматривали социальное законодательство как второй этап социальных реформ в стране. Его реализация предполагалась после проведения кардинальных реформ общественно-политического устройства, в том числе и в области политических прав и свобод человека. Подробнее об этом см.: Аронов Д.В. Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной Думе [Электронный ресурс]: 1906 - 1917 гг.: Дис.... д-ра ист. наук. Орел: РГБ, 2006. (Из фондов Российской государственной библиотеки.) С. 333 - 365.

 

Специальной комиссией под председательством известного неолиберального теоретика П.Б. Струве были разработаны общие начала Закона о рабочем договоре и предварительная редакция проекта Закона о свободе стачек. В основе первого из них лежала идея о необходимости заключения коллективного трудового договора, который, по мысли авторов законопроекта, должен был заключаться на срок не более трех лет и являться обязательным как для работодателя, так и для всех членов профсоюза коллектива работников. Типовой коллективный договор предусматривал установление прав и обязанностей предпринимателя по отношению к рабочим, к которым относилось установление правил внутреннего распорядка, обеспечение безопасных условий труда, предоставление работы, необходимых для нее инструментов и материалов, установление размера заработной платы и т.д. К правам рабочих законопроектом были отнесены право на гарантированный минимум заработной платы, возмещение убытков, причиненных по вине работодателя, право требовать полного использования своих сил и др. В этом законопроекте предусматривался исключительно судебный порядок расторжения трудового договора по инициативе обеих его сторон с необходимостью представления суду достаточных доказательств. "Расторжение договора до срока без законного основания, - отмечалось в законопроекте, - обязывает виновную сторону к возмещению убытков" <7>.

--------------------------------

<7> Законодательные проекты и предположения Партии народной свободы. 1905 - 1907 гг. С. 349.

 

Неолиберальное законотворчество в целом стремилось перевести спорные вопросы правовой регламентации трудовых правоотношений в сферу компетенции разнообразных квазисудебных органов, таких, как примирительные камеры, третейские суды, согласительные комиссии и т.п. Данные органы должны были создаваться с участием представителей "из равного числа представителей труда и капитала", что, по мнению неолиберальных законодателей, должно было способствовать сокращению числа случаев применения стачки. Поэтому непременным условием законности стачки выступали обязательные предварительные переговоры руководства профсоюзов с предпринимателями, и только в случае их неудачи стачка могла быть объявлена. При объявлении стачки рабочие были обязаны "поддерживать во все ее время собственными силами порядок и предупреждать бесчинства" <8>. В случае проявления насилия во время стачки виновные подлежали аресту (на срок до одного месяца), а виновные в повреждении имущества - денежному штрафу (до 10 руб.). Вместе с тем запрещалась конфискация средств стачечных фондов, что гарантировало независимость профсоюзов.

--------------------------------

<8> Там же. С. 350.

 

Неолиберальные мыслители считали необходимым постепенное введение 8-часового рабочего дня, поскольку резкое сокращение рабочего дня, по их мнению, привело бы к резкому падению конкурентоспособности российской промышленности по сравнению с западной, а вследствие этого - к возможному закрытию промышленных предприятий и фактическому сокращению заработной платы, что в конечном счете привело бы к новому обострению политической ситуации в стране <9>.

--------------------------------

<9> Законодательные проекты и предположения Партии народной свободы. 1905 - 1907 гг. С. XVIII. Вместе с тем либеральные специалисты на основании анализа условий функционирования различных предприятий пришли к выводу о том, что на ряде производств введение 8-часового рабочего дня не приведет к снижению производительности труда. К их числу главным образом относились те государственные и частные предприятия, где производство имело непрерывный характер, а также подземные работы. Определение конкретного перечня подобных предприятий предполагалось передать в ведение фабричной инспекции.

 

На тех предприятиях, где работа была организована в одну дневную смену, должен был сохраняться 10-часовой рабочий день. Сокращение его до девяти часов предполагалось в течение пяти лет с момента принятия Закона. На предприятиях с двухсменным режимом работы в связи с ее распространением на ночное время предполагалось установить 9-часовой рабочий день с последующим его сокращением на один час также в течение пяти лет с момента принятия Закона. Дополнительной социальной гарантией на таких производствах выступало предоставление рабочим в выходные дни 30-часового непрерывного отдыха. Рабочий день подростков от 13 до 15 лет ограничивался шестью часами дневного времени <10>.

Date: 2015-09-17; view: 337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию