Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
отечественных экономических исследований ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Сейчас снова для нас настало время «смены вех». Необходима новая национальная стратегия развития общества, отринувшего имперские амбиции и нашедшего свое место в мире, открытое ему - новая положительная идеология. Новая идеология общества должна привести к истинному духовному воскрешению России. Оно станет результатом «политического раскрепощения, экономического возрождения, культурного ренессанса, религиозной информации» - такие предпосылки создания новой России сформулировал С. Н. Булгаков еще в начале века. «Но для этого необходим дружный самоотверженный труд целых поколений»[15]. Важны осмысленность, нацеленность, постепенность и поэтапность преобразований. Постепенность была всегда характерна для русского либерализма. Вот как трактует либерализм русский ученый-правовед первой волны эмиграции В.В. Леонтович: «Осуществление свободы личности - не столько творческая деятельность, сколько устранение всего, что грозит существованию индивидуальной свободы или мешает ее развитию. Не запрещать и не принуждать... Мудрая взвешенная политика»[16]. На пути формирования новой личности и новой экономики, несомненно, возникнут проблемы адаптации и совместимости ценностей, трудно разрешимые без учета национальных особенностей экономического поведения и национальной модели развития. Увлеченные западной манерой разрешения наших проблем вольно или невольно оказываются в русле идей Ф. Фукуямы о конце истории, о том, что указанный Европой путь либерализации общественной жизни — единственно возможный путь. Это еще один миф. Пример развития стран Юго-Восточной Азии опровергает его. Отмеченные отличительные черты русского менталитета и истории его формирования свидетельствуют о необходимости искать свои пути либерализации на основе изучения особенностей общественного развития России. Они выдвигают требование выработки целевых народно-хозяйственных программ с учетом национальной экономической психологии. Для России характерна большая степень внеэкономических составляющих хозяйственного успеха. В связи с этим одна из целей практической социально-экономической политики — «становление стабильности национального духа» (Д. С. Лихачев). Не в последнюю очередь реализация культурных начал связана с воссозданием благоприятных условий существования и развития творческого потенциала человека, осуществляющего хозяйственную деятельность. Особое внимание следует обратить на активизацию предпринимательской деятельности населения, выработку мотиваций и формирование каналов проявления личной ответственности и творческой воли с учетом типа менталитета русской личности, который, безусловно, требует дальнейшего изучения. В целом для российского менталитета характерны соборность, коллективизм, солидарность, которые реализуются в коллективных формах труда и владения собственностью. Немаловажное значение имеет и «прелесть малого делания». Стабильности национального духа, особенно в переходный период, будут способствовать восстановление и поддержание таких христианских чувств, как способность к активному сочувствию и состраданию. Бизнес и благотворительность в России всегда были тесно связаны между собой и имеют глубокие национальные корни. Вместе с тем «ювенальность» нашей современной реформы, отдающей предпочтение прежде всего молодежи, плохо воспринимается русским менталитетом, отрицательно сказывается на самой молодежи, легкий успех негативно влияет на ее неокрепшую психику и нетвердые моральные устои, от чего в конечном счете страдает общество в целом. Формируется стиль предпринимательского поведения, не «отягощенный» никакими этическими рамками.
*** В данной статье предпринята попытка лишь в самом общем виде оценить роль культурно-исторического подхода к решению проблем экономической политики. Культурно-исторический подход расширит горизонты нашего научного видения, придаст ту степень фундаментальности экономической науке, которая в значительной степени сейчас утрачена. Ведь бежать за временем - значит отставать от жизни. Назначение фундаментальной науки - дать возможность не только действовать, но и думать с опережением, а для этого необходимо стать над сегодняшним днем. Такую возможность дает культурно-исторический подход. Он позволяет посмотреть на миг как на момент в историческом процессе. Изучение закономерностей формирования национальных менталитетов позволяет как бы перемещаться во времени. Подобные исследования логичны и конструктивны при решении многих проблем. Назовем только некоторые из них, такие, как определение путей русского экономического либерализма, изучение истории отношений собственности в России, механизма связи менталитета и экономики, восприимчивость национального русского характера к требованиям рыночной экономики и пути ее реализации, сравнение моделей экономического развития с точки зрения экономической психологии, национальная модель экономического и социального развития. В связи с этим мне хотелось бы обратиться ко всем ученым, работающим в области общественных наук, с призывом исследовать экономические проблемы в культурно-историческом аспекте, продолжать работу отечественных ученых, начатую ими в России в начале XX в. и продолженную в эмиграции, что сделало их цветом русского зарубежья и мировой общественной науки. Это Сергей Николаевич Булгаков, Павел Иванович Новгородцев, Семен Людвигович Франк, кн. Николай Сергеевич Трубецкой и многие, многие другие. [1] Словарь современной западной философии, М., 1991, с. 176. [2] Новый мир, 1968, № 7, с. 185. [3] Булгаков С. Н. Православие. Париж, 1991, с. 357. [4] Рашковский Е. Б. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984, с. 407. [5] Наше наследие, 1991, № 6, с. 62. [6] В отдельные исторические периоды роль городов была достаточно велика (Киевская Русь, Северо-Восточная Русь, Псков, Новгород), но их существование не стало магистралью экономического развития России, так как было подорвано феодальной раздробленностью и татаро-монгольским нашествием.
[7] МЭиМО, 1992, № 6.
[8] «Уравнение индивидуума и общества и проистекающие отсюда требования оди [9] С аморфностью в русском социуме церковной жизни связана жесткая корпора [10] Булгаков С. Н. Православие, с. 326.
[11] Ильин И. А. О грядущей России, Джорданвилл, США, 1991, с. 25.
[12] Правда, 1992, 12 марта. [13] Татищев В. П. Избранные произведения. Л.: Наука, 1979, с. 256. [14] Тарле Е. В. Запад и Россия. Статьи и документы по истории XVIII- XX вв., Петр., 1918, с. 124.
[15] Булгаков С. Н. Без плана (1906), с. 59. Цит. по Вестник МГУ, сер. 7, Философия, 1989, № 6.
[16] История русского либерализма 1762—1914. Париж, 1980, с. 1
|