Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Национальное самосознаниеСтр 1 из 6Следующая ⇒
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И «Мы не будем каннибалами и отнесемся к своим историческим предкам с тем вниманием, которого они заслуживают» С. Н. Булгаков
Сейчас в современном обществоведении сложилась ситуация, когда экономика оставляет свои претензии. На доминирование над философией и историей хозяйства и обращается к живой человеческой личности, проблемам ее личной ответственности и творческой воли. Такой подход к развитию экономической теории предполагает ее обогащение достижениями других общественных наук - социологии, истории, философии. Сфера экономических исследований расширится и с восстановлением и развитием культурных традиций либеральной русской экономической мысли - исторического нравственно-этического направления, у истоков которого стоял С. Н. Булгаков, предвосхитивший развитие многих направлений Социально-экономических наук. Данный подход рассматривает экономику как часть науки о человеке, а хозяйство - не только как процесс индивидуальный, но и родовой, исторический, как реализацию деятельного, творческого отношения человека к миру и исходит из положения о наследовании социальных и духовных явлений, определяющих тип хозяйствования. В центре такого исследования стоит человек как конкретный духовный тип со всей сложностью и многообразием психологических мотиваций. И в этом аспекте можно утверждать, что каждая нация имеет свой менталитет. Автор разделяет концепцию менталитета, принятую в современной философии, ее положение о том, что это «глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, совокупность готовностей, установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания и сам, в свою очередь, их формирует, выступая как порождающее сознание, как трудно определимый исток культурно-исторической динамики»[1]. Национальный менталитет имеет ценностное ядро - константу, вокруг которой концентрируется обобщенный национальный тип человека. Формируясь исторически, веками, менталитет определяет национальную модель экономического и социального поведения - культуру потребления, производства и соответствующие мотивации. Попытки насильственного воздействия на менталитет личности чрезвычайно пагубны и практически нереализуемы. Они вызвали раскол нации в России в XVII-XVIII вв. и наряду с другими факторами способствовали массовой люмпенизации населения в XX в. И в настоящее время национальный менталитет незаметно, но существенно влияет на все процессы, происходящие в стране. Поэтому в наших условиях важно понять существо русского национального менталитета и формы его проявления, а также простую истину о безуспешности насильственного воздействия на него, навязывания чужой воли, даже если она была волей людей очень высокого уровня знаний и самых добрых и искренних намерений. Но здесь следует понимать деликатность поставленного вопроса, ибо, по словам Г. Федотова: «Нет ничего труднее национальных характеристик. Они легко даются чужому и всегда отзываются вульгарностью для «своего», имеющего хотя бы смутный опыт глубины и сложности национальной жизни»[2]. Еще более сложным представляется анализ национального в экономике. Но сейчас, когда время заново поставило вопрос национальной идентификации России в новых экономических условиях, необходимость подобных исследований очевидна. Обратимся к прошлому России. В начале XX в. два видных исследователя истории экономической жизни России - глава партии кадетов Милюков и выдающийся экономист Туган-Барановский - заявили: «Мы имели другую историю, но с падением крепостного права отличие российского хозяйственного строя от западного исчезает, получает развитие новая хозяйственная система - капитализм. Мы такие же». Но вся дальнейшая история России показала, насколько не правы были даже такие известные личности. И не в последнюю очередь ошибочность подобной постановки вопроса была связана с недооценкой влияния национального в экономике. Поэтому вполне правомерным представляется анализ истории формирования русского и западноевропейского менталитетов в аспекте их отношения к основным социально-экономическим институтам - государству, праву, экономике. В процессе анализа необходимо обратиться к трудам Булгакова, Бердяева, Ильина, Леонтовича, Милюкова, Туган-Барановского, Франка, а также работам советских ученых - Аверинцева, Гуревича, Полякова, Рашковского, Тарле и др. Данное направление экономических исследований практически не получило распространения в нашей науке. Поэтому автор не ставит перед собой цель дать исчерпывающие ответы на все возникающие вопросы, а, скорее, рассмотреть в самых общих чертах проблему национального в экономике, расширить сферу экономического анализа.
Date: 2015-09-17; view: 262; Нарушение авторских прав |