Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование русского и западноевропейского менталитетовПервые жители России, славяне, пришли на берега Днепра и Оки с запада Европы; первая государственная власть - с севера Европы, религия - с юго-востока Европы. Но при этом Россия, оставаясь частью Европы, не повторила идентично ход развития большинства европейских стран, а обрела собственное национальное лицо. Так каковы же истоки и исторические особенности формирования русского и западноевропейского менталитетов? Основой формирования русского и западноевропейского менталитетов было христианство. Христианство выработало понимание свободного хозяйственного труда, воспитало внутренний суверенитет личности, обусловленный свободой воли. Его аскеза труда — «это та духовная сила, которой утвержден фундамент всей европейской культуры»[3]. Но в рамках христианского мировоззрения исторически выделились западно и восточнохристианские направления, и в каждом из них есть существенные для формирования национального менталитета и идеи общества особенности. Западнохристианское направление берет начало от Рима, его права, государственности, понятия частной собственности. Основной теологический вопрос этого направления — права человека, а идея общества - правовое устроение социальной жизни. Главным же для восточнохристианского направления был поиск смысла жизни. И основной идеей организации общества стало внутреннее преобразование личности (отметим ее неэкономический примат). Идея внутреннего преобразования личности во многом обусловлена влиянием Востока, где «ценность личности - не ее свобода, а нечто иное - глубина ее представлений о таинственных первоосновах бытия и о сокровенной причастности внутреннего опыта человека этим первоосновам»[4]. Рассмотрим в самом общем виде исторические особенности формирования автономной личности как основного субъекта рыночных отношений. Даже самая общая линия развития Запада: Средневековье - Ренессанс - Реформация - Просвещение -Новое Время - это линия восходящего развития индивидуализма личности. Если «Я» Средневековья соответствует корпоративному свойству человека и в отношении к Богу он лишь член корпорации, то уже в эпоху Реформации его «Я» - это уже «Я» светского или религиозного индивидуализма, «Я» человека, ведущего светски активную жизнь. А Просвещение и Новое Время принесли признание политических, экономических, правовых и религиозных свобод человека как его естественных прав. Хозяйство, экономика начинают формировать человека как экономически активного субъекта. Церковь отделена от государства и принимает активное участие в социальной деятельности по воспитанию личности. Максима протестантизма - «Кратчайший путь к Богу через труд», лютеранства - «Свобода и ответственность», кальвинизма - «Любовь к ближнему и социальная сторона организации личности». Воспитанный веками религиозно-этический индивидуализм смягчил социалистические идеи, возникшие как научный социализм в XIX в., и не дал развиться социалистическому радикализму в Европе, а способствовал построению современного социализированного капитализма. Историческая магистраль развития экономического индивидуализма России выглядела так. Киевская Русь -Северо-Восточная Русь -Татаро-монгольское нашествие — Московская Русь - Империя. Сопоставление магистралей исторического развития Европы и России выявляет совершенно очевидные различия. Русская историческая магистраль - это смена политической организации общества, личность в ней не проявляется. Ренессанс отсутствовал, на это время в России пришлось национальное возрождение на православной основе. Западноевропейский индивидуализм отвергнут православием как «проявление человеческой гордыни». Идеи Просвещения, сводившие бытие к элементарно нужному и полезному, были восприняты лишь незначительной частью дворянских верхов и осуществлялись «не столько как рационализация и крен разума, сколько как вера в разум и культ рационального»[5]. Некоторое развитие индивидуальность личности получила в России позже (среди дворянства — с середины XVIII в., среди крестьянства - с середины XIX в.) в процессе экономической либерализации сверху на светской основе, когда хозяйство стало занимать совершенно иное место в жизни общества. Этот процесс шел не по линии церкви. С XVIII в. она была фактически подчинена государству. Экономико-географические особенности
|