Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование русского и западноевропейского менталитетов





Первые жители России, славяне, пришли на берега Днепра и Оки с запада Европы; первая государственная власть - с севера Европы, ре­лигия - с юго-востока Европы. Но при этом Россия, оставаясь частью Европы, не повторила идентично ход развития большинства европейских стран, а обрела собственное национальное лицо. Так каковы же истоки и исторические особенности формирования русского и западноевропей­ского менталитетов?

Основой формирования русского и западноевропейского менталите­тов было христианство. Христианство выработало понимание свободно­го хозяйственного труда, воспитало внутренний суверенитет личности, обусловленный свободой воли. Его аскеза труда — «это та духовная си­ла, которой утвержден фундамент всей европейской культуры»[3]. Но в рамках христианского мировоззрения исторически выделились западно и восточнохристианские направления, и в каждом из них есть существенные для формирования национального менталитета и идеи общества особенности.

Западнохристианское направление берет начало от Рима, его пра­ва, государственности, понятия частной собственности. Основной теоло­гический вопрос этого направления — права человека, а идея общест­ва - правовое устроение социальной жизни.

Главным же для восточнохристианского направления был поиск смысла жизни. И основной идеей организации общества стало внутрен­нее преобразование личности (отметим ее неэкономический примат). Идея внутреннего преобразования личности во многом обусловлена влиянием Востока, где «ценность личности - не ее свобода, а нечто иное - глубина ее представлений о таинственных первоосновах бытия и о сокро­венной причастности внутреннего опыта человека этим первоосновам»[4].

Рассмотрим в самом общем виде исторические особенности формирования автономной личности как основного субъекта рыночных отношений. Даже самая общая линия развития Запада: Средневековье - Ренессанс - Реформация - Просвещение -Новое Время - это линия восходящего развития индивидуализма личности. Если «Я» Средневе­ковья соответствует корпоративному свойству человека и в отношении к Богу он лишь член корпорации, то уже в эпоху Реформации его «Я» - это уже «Я» светского или религиозного индивидуализма, «Я» челове­ка, ведущего светски активную жизнь. А Просвещение и Новое Время принесли признание политических, экономических, правовых и религи­озных свобод человека как его естественных прав. Хозяйство, экономика начинают формировать человека как экономически активного субъекта.

Церковь отделена от государства и принимает активное участие в социальной деятельности по воспитанию личности. Максима протестан­тизма - «Кратчайший путь к Богу через труд», лютеранства - «Свобо­да и ответственность», кальвинизма - «Любовь к ближнему и социаль­ная сторона организации личности».

Воспитанный веками религиозно-этический индивидуализм смяг­чил социалистические идеи, возникшие как научный социализм в XIX в., и не дал развиться социалистическому радикализму в Европе, а способ­ствовал построению современного социализированного капитализма.

Историческая магистраль развития экономического индивидуализ­ма России выглядела так. Киевская Русь -Северо-Восточная Русь -Татаро-монгольское нашествие — Московская Русь - Империя.

Сопоставление магистралей исторического развития Европы и Рос­сии выявляет совершенно очевидные различия. Русская историческая магистраль - это смена политической организации общества, личность в ней не проявляется. Ренессанс отсутствовал, на это время в России пришлось национальное возрождение на православной основе. Западно­европейский индивидуализм отвергнут православием как «проявление человеческой гордыни». Идеи Просвещения, сводившие бытие к элемен­тарно нужному и полезному, были восприняты лишь незначительной частью дворянских верхов и осуществлялись «не столько как рационали­зация и крен разума, сколько как вера в разум и культ рационального»[5].

Некоторое развитие индивидуальность личности получила в России позже (среди дворянства — с середины XVIII в., среди крестьянства - с середины XIX в.) в процессе экономической либерализации сверху на светской основе, когда хозяйство стало занимать совершенно иное место в жизни общества. Этот процесс шел не по линии церкви. С XVIII в. она была фактически подчинена государству.

Экономико-географические особенности

Date: 2015-09-17; view: 327; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию