Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лиса и Кролик
Допрос убийцы Тепака происходит в кладовой дома покойного. Меня не пригласили, так что, подобно ребенку, подслушивающему разговор родителей, я прижимаю ухо к двери. Вот что я слышу.
Ни-че-го.
Впрочем, не совсем ничего. Серия звуков, напоминающих миниатюрные взрывы вроде тех, что производит чайник на влажной конфорке. Дверь приоткрывается, и я вижу нашего поддельного матроса привязанным за ноги к старому стулу с высокой спинкой. Видок, с растянутым галстуком, нависает над ним; сбоку к нему склоняется Гори, причем руки у него, по таинственным причинам, в муке. Никаких явных признаков насилия я не замечаю, если не считать того, что голова убийцы свешивается под неестественным углом да в комнате затихает невесть откуда взявшееся эхо. Позже я узнаю, как Видок это проделал. Самым легким было вспомнить имя. Видок недолго рылся в архивах памяти. — Месье Ноэль, если не ошибаюсь. Судорожное подергивание — вполне удовлетворительное подтверждение. Теперь Видок может строка за строкой реконструировать досье Ноэля. — Кража двадцати трех уличных фонарей на улице Королевских Фонтанов… В другой раз украдено сорок восемь рулонов ситца из «Галантереи» Трюффо… Ах да, совершенно верно, у тебя ведь есть мать. Выдающаяся артистка, живет в очаровательной квартире на улице Сен-Клу. Кажется, она дает уроки фортепиано? Да, не хотелось бы лишать ее средств к существованию. Поразительно. Вынимаешь один-единственный кирпич, и обрушивается стена целиком. В следующую секунду Ноэль выпаливает имя подельника. — Ах, Гербо? Забавно, мне казалось, он все еще считает тараканов в Ла Форс. Выясняется, что этот самый Гербо два месяца назад покинул тюрьму, облаченный в нижнюю юбку сестры. («Такой старый трюк», — бормочет Видок.) Несколько недель спустя он нашел Ноэля и предложил ему работенку в Сен-Клу. — И кто заказчик? — спрашивает Видок. Ему неизвестно. — Кто платил? Разрази его гром, если он знает. Кроме Гербо, Месье никто не видел. — Месье? Так им было велено его называть. Ни по имени, ни по фамилии. Просто обращение. — Гербо когда-нибудь описывал, как он выглядит? Нет. Он его не видел, только слышал. — Гербо его не видел? Он с этим человеком встречался только в Сен-Сюльпис. Месье сидел за занавеской, в кабинке для исповедей. — Так он священник? Неизвестно. — Голос молодой? Старый? Гербо не говорил. — Сколько Месье вам обещал? Сто франков вперед. И двести, когда все будет сделано. — Ха! Зная Гербо, готов побиться об заклад, что на самом деле обещано в два раза больше. Этот Месье… он когда-нибудь объяснял, чем ему помешал Тепак? Ноэль не знает. Он предпочитает не проявлять излишнего любопытства. — И когда вам дали отмашку? Вчера. — Вчера? Гербо днем пришел к Ноэлю. Сказал, пора приступать. Они должны ночью прибыть в Сен-Клу и дожидаться Тепака в королевском парке, а как только он окажется рядом, убить его. — Что вы и сделали. Ноэль, ты за что отвечал, за горло или за живот? За горло. Оно не хлюпает.
Ноэль сдан в местную префектуру. Внимание переключается на служанку месье Тепака, эльзаску по имени Агата, сложением напоминающую карликовую сосну, сухую до самых корней. Узнав о трагическом конце бывшего хозяина, она не роняет ни слезинки… но, по ее собственным словам, она не плакала с трех лет. И все же он был хороший, этот месье Тепак. Платил всегда вовремя. Домой никого не таскал, не возражал, когда надо было уйти на вечер. Такие нечасто попадаются. — Тепак говорил вам, откуда он родом? По акценту его можно было принять за швейцарца. — Он рассказывал, какие у него дела в Сен-Клу? Нет. Да ей и не положено спрашивать. — А что вы можете сказать о молодом человеке? О Шарле? А что о нем скажешь, он вроде как прилагается к дому. — Он слуга? Нет, вовсе нет. Когда она только начала здесь работать, Тепак сказал, что с месье Шарлем надо обращаться как с благородным, хоть он и одет по-простому. — А что еще он говорил о Шарле? Ей казалось, что он месье Тепаку вроде как родственник, а месье не говорил ни да, ни нет, а спрашивать… — Вам не положено. Я знаю. Что до мальчика, то он чистое золото. Правда. Всегда готов помочь с мытьем посуды, любит развешивать стираное белье. Ест все, что ни подашь. Единственная забота с ним — ботинки. — Ботинки?.. Не может завязать сам себе шнурки. Так странно. — А вы когда-нибудь интересовались почему? Наверное, не научился. И знаете, он слегка простоват, от такого нельзя много требовать. Его спальня ничем не отличается от комнаты любого крестьянина. Надтреснутый кувшин, изъеденное молью кресло, зеркало размером с туфлю. Что касается постели… это узкий, похожий на гроб ящик шириной около восьмидесяти сантиметров, установленный на двух половинках распиленной пополам бочки. Здесь мы его и застаем. Он сидит на соломенном матрасе, руки зажаты между коленями. От него исходит сладковатый запах пота. Сразу видно, что Видок решил прибегнуть к новой тактике: он держится на расстоянии нескольких шагов, избегает прямого взгляда. И говорит совершенно нетипично для него: не то чтобы мягко, но так, как если бы они с Шарлем встретились за шахматной доской и вот, завязался разговор. — Шарль? — Да. — Это доктор Карпантье. А я Видок. Инспектор Видок. Если он рассчитывал, что его имя произведет впечатление… впрочем, вряд ли он на это рассчитывал. Он делает следующий шаг. — У вас есть фамилия, Шарль? — Есть. — А вы можете нам ее сказать? — Рапскеллер. Он склоняет голову. Не от скорби, как я вначале подумал, а чтобы лучше видеть волан для бадминтона, которым играет на полу. — У вас есть мать, Шарль Рапскеллер? Отец? — На небесах, — просто отвечает он. — Другие члены семьи? Живые или… где-нибудь еще? — Знаете… — Подсунув ногу под волан, он ловко подбрасывает его в воздух. — Мне кажется, у меня где-то есть родственники. Только я их никогда не видел. По-прежнему тщательно соблюдая дистанцию, Видок опускается на матрас, очень осторожно, так что не шуршит ни одна соломинка. — Шарль, — произносит он, — вы знаете, почему месье Тепак привез вас сюда? — Конечно, знаю: потому что я здесь никогда не был. — Вы понимаете, что месье Тепак умер? Молодой человек слегка хмурится. — А, понятно. Он ушел туда, где встретится с мамой и папой. Его лоб снова разглаживается, и воланчик возобновляет свои полеты от одной ноги к другой. — Шарль… Желая то ли выразить сочувствие, то ли пересечь некую незримую черту, не знаю, Видок выбирает этот момент, чтобы протянуть руку. Рука движется в направлении плеча молодого человека, но так его и не достигает. Молодой человек, словно ударенный электрическим током, отскакивает прочь. Отступает на два шага и делает три долгих вдоха. Вся эта последовательность действий имеет ритуальный оттенок, словно он совершает таинство. — Мне это не нравится. Когда меня трогают. Неожиданно. — Прошу меня простить. — Да нет, ничего. Вы ведь не знали. Видок засовывает руки под бедра. Предоставляет молчанию нарасти, сгрудиться наподобие облаков. — Что ж, Шарль. Если вы не возражаете, задам вам еще один вопрос. Вы король Франции? Молодой человек некоторое время смотрит на него — а потом начинает хихикать. — Что вы такое говорите! — Он качает головой. — У нас ведь уже есть король. Хотя говорят, он толстый и ему трудно ходить. Бедный король. Видок закладывает руки за шею. — Шарль, вам когда-нибудь приходилось бывать в Париже? — Приходилось. Только я думаю, что это происходило во сне. — Почему вы так думаете? — Потому что я туда летал. — А-а! — Из горла Видока вырывается что-то вроде писка. — Что ж, Шарль, мы с доктором Карпантье хотели бы пригласить вас в Париж. В качестве нашего гостя. — Когда? — Сейчас. Его рот дергается. — Мне понадобится моя куртка. — Конечно, возьмите ее. — И еще… — Что? — Как вы думаете, Агата согласится, пока меня не будет, присмотреть за растениями? — А мы ее спросим. Думаю, она не откажется. — Надо будет подвязать луковицы. После цветения. — Что-нибудь еще? В течение нескольких секунд он занят тем, что подбрасывает волан. Потом смотрит на нас и знакомо выпячивает нижнюю челюсть. — А в Люксембург можно будет заехать? — Во дворец? Думаю, это несложно устроить. — Нет, извините, я неправильно выразился. Я имел в виду Люксембургский сад. — О, как раз на днях мы с доктором Карпантье там прогуливались. Правда, Эктор? — Ну да. Это первые слова, произнесенные мною с момента, как я вошел в комнату, — и только теперь Шарль по-настоящему меня замечает. Как будто искупая этот пробел, следующие полминуты он проводит, рассматривая меня. Изучая во всех подробностях. Наконец он нарушает молчание: — Так вы там были? А каштаны цвели? — Каштаны… Как ответить? «Не знаю»? «Кругом был туман»? — Да, — говорю я. — Каштаны были в самом цвету. Он еще некоторое время разглядывает мое лицо. — Доктор, у меня раньше был кролик, вы на него похожи. — Кролик? — Он был очень верный друг, но потом кто-то его съел. Кажется, лиса.
Date: 2015-09-17; view: 270; Нарушение авторских прав |