Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Простое и сложное предложение





263.Укажите стилистические функции предложений; подбери­те возможные синонимические варианты, определите их семантико-стилистические различия.

1. Три банки мясных консервов, круг копченой кол­басы, большой кусок сыра, кирпич хлеба ¾ целый паек! (К. Симонов). 2. Ни огня, ни прохожего. Внизу ¾ взвол­нованная черная Нева (А.Н. Толстой). 3.Светало. Было холодно и трезво (Е. Евтушенко). 4. Завидовать? Что может быть пошлей! (Е. Евтушенко). 5. С кем ты разго­вариваешь?! Молчать! (А. Чехов). 6. Тут ходят всякие, везде ходят (И. Шевцов). 7. А сейчас ¾ дело за тобой (И. Шевцов). 8. Как не любить балета? (Н. Некрасов). 9. Напылили кругом. Накопытили. И пропали под дья­вольский свист (С. Есенин). 10. Все встречаю, все приемлю. Рад и счастлив душу вынуть (С. Есенин). 11. Чер­ная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить? (С. Есенин).

264. В данном отрывке из романа "Живые и мертвые" К. Си­монова найдите полные и неполные предложения. Попробуйте "трансформировать" текст: неполные односоставные предложе­ния замените полными. Сравните получившийся "трансформ" с исходным текстом. Сделайте вывод о стилистической значимости полных и неполных предложений.

Домой Серпилин добрался поздно. Спускаться в мет­ро и толочься среди людей не хотелось, и он прошел всю дорогу пешком.

¾ А где мама? ¾ спросил он открывшего ему мальчика.

¾На работе.

¾ Поздно!

¾ Она по суткам работает: сутки работает, сутки дома.

¾ А где? ¾ Серпилин почему-то не подумал вчера, что соседка работает.

¾ На Казанском вокзале эвакуатором.

¾ А ты на хозяйстве?

¾ Ятоже только пришел.

¾ Во второй смене?

¾ Нет. На железной дороге, уголь для школы выгру­жали.

¾ То-то, гляжу, у тебя руки...

Мальчик посмотрел на свои руки и ничего не сказал.

¾ Ты в каком?

¾ В седьмом.

¾ Много сейчас у вас народу в школе?

¾ Много. У нас три школы слили в одну. А нашу под госпиталь отдали.

¾ А чайник электрический у вас есть?

¾ Ваш.

¾ Вскипяти чаю на двоих. Твой чай, мои харчи.

¾ Только давайте на кухню, ¾ сказал мальчик, ¾ там теплее...

Дайте стилистическую характеристику различий полных и неполных предложений.

265.Определите смысловые и стилистические оттенки данных вопросительных и восклицательных предложений.

1. Душно! без счастья и воли Ночь бесконечно длин­на. Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями полна! (Н. Некрасов). 2.Колокольчик среброзвонный, Ты по­ёшь? Иль сердцу снится? (С. Есенин). 3. Неужели и на этот раз вам не понравился Сапожков? Он говорил сего­дня, как пророк (А.Н. Толстой). 4. Что я хотел? Чтобы жить, как манило. Что получилось? Счет гробовой (А. Вознесенский). 5.Вот оно, мое стадо рыжее! Кто ж воспеть его лучше мог? Вижу, вижу, как сумерки лижут Следы человечьих ног. Русь моя, деревенская Русь! Яодин твой певец и глашатай... (С. Есенин). 6.¾Да ты че­го, что ты? Размахался! Дело, видно, серьезное... (И. Шев­цов). 7.Потом прямо между отступавшими выехали на пригорок "катюши" ¾ в первый раз их тогда увидели. Эти ¾ другое дело! Эти дали по немцам два залпа и сра­зу на несколько часов остановили. Остановили и уехали. Как и не было их! А к вечеру все опять поползло. Хоть плачь, хоть умирай! (К. Симонов). 8. День был невинен, и ветер был свеж. Темные звезды погасли. ¾ Бабушка! ¾ Этот жестокий мятеж В сердце моем ¾ не от вас ли? (М. Цветаева).

266. В данных предложениях упростите, где возможно, ска­зуемое. Объясните, почему в некоторых случаях вербономинант нельзя заменить глаголом.

1. Десять групп факультета ведут борьбу за первое место в соревновании. 2. Часто испытывала затруднения в работе аспирантка нашей кафедры. 3. В свободное время студенты любили совершать прогулки по городу. 4. В последнем турнире чемпион мира потерпел неожи­данное поражение. 5. Эти страны заключили договор об экономическом сотрудничестве на 10 лет. 6. Парашю­тист произвел посадку точно в заданном квадрате.

Назовите стилистически значимые варианты форм сказуе­мого в простом предложении.

267.Проанализируйте авторскую правку А.П. Чехова в рассказах "Кривое зеркало", "Толстый и тонкий", "Невеста". Объясните, почему писатель подверг данные отрывки изменениям.

Старый текст   Новый текст
1. Тонкий вдруг побледнел, но скоро его лицо искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…   Тонкий вдруг побледнел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры…
2. Послышался стук, что-то упало на землю, и Наде показалось, что это сорвалась ставня.   Послышался резкий стук, должно, быть сорвалась ставня.
3. Она сидела, положив голову на колени, и думала о том, какой он красивый, образованный, думала о свадьбе.   Она сидела, положив голову на колени, и думала о женихе, о свадьбе.
4. Она пошла к себе наверх укладываться, а на другой день утром уехала, и впереди ей рисовалась жизнь трудовая, широкая, чистая.   Прощай, милый Саша! ¾ думала она, ¾ и впереди ей рисовалась жизнь новая, широкая, просторная.
5. Не могу! ¾ проговорила она и встряхнула головой. ¾ Как я могла жить здесь раньше, не постигаю! ¾ продолжала она, глядя на Сашу большими воспаленными глазами; лицо у нее было бледное, тощее. ¾ О боже мой, еще немного и я, кажется, с ума сойду… я упаду!   Не могу… ¾ проговорила она. ¾ Как я могла жить здесь раньше, не понимаю, не постигаю! Жениха я презираю, презираю всю эту праздную бессмысленную жизнь…
  6. В начале мая после экзаменов она поехала домой, и странно ей было сознавать, что она едет домой и что ей ни от кого и ничего скрывать не нужно. В Москве она повидалась с Сашей.   В мае после экзаменов она поехала домой и на пути остановилась в Москве, чтобы повидаться с Сашей.
7. Она побледнела, затряслась всеми членами и взвизгнула.   Она побледнела, затряслась всеми членами и взвизгнула, как щенок, которому наступили на хвост.

268. Объясните характер ошибок в структуре сложных пред­ложений (загромождение придаточными, разнотипность частей, смещение конструкции, неправильный порядок слов и др.). Ис­правьте предложения.


1. С воодушевлением работают белорусские карто­фелеводы, чтобы вырастить и сдать в текущем году больше картофеля, чем в прошлом году, досрочно вы­полняются задания, поставленные перед ними. 2. Уче­ный, который сообщил нам эти данные, и оказавшийся поклонником статистических методов исследования, привел интересные цифры. 3. Кто нуждается в обще­житии, ему следует обратиться к декану факультета. 4. Студенческие органы стремятся любыми способами повысить активность тех студентов, обучающихся в ин­ституте. 5. Новый порядок подведения итогов соревно­вания позволяет полнее вскрыть и использовать внут­ренние резервы и возможности каждого студента и пре­подавателя, дает прекрасные перспективы, чтобы наме­ченные задачи дальнейшего повышения эффективности обучения осуществлять уже в ближайшее будущее. 6. Просто трудно представить, что как трудно перево­площается артист Яковенко в зависимости от того, кого ему приходится показывать на сцене. 7. Всем известно, что когда даже сильные студенты должны иметь запас времени перед экзаменом, тем более это необходимо слабым студентам, так как многие из них не сдают экза­мены в срок и не могут этого сделать. 8. Статистические данные показывают картину, которая сложилась на на­шем факультете, который занимает последнее место по успеваемости. 9. Это пренебрежение соединяется с чув­ством личного достоинства и здесь же желание, чтобы на него не смотрели как на героя лишь за то, что он трудится без рук, а трудится он наравне со всеми, и даже передовик.


269. Определите, за счет чего возникли ошибки в данных ниже предложениях (ошибочная рубрикация, немотивированный выбор союза или предлога и т.д.). Внесите необходимые исправления.

1. После диалектологической экспедиции мы прове­рили карточки, привезенные из Смоленской области, и которые находились у руководителя экспедиции. 2. Цель нашей лекции ¾ знакомство с основными грамматическими категориями имени существительного и какие способы выражения они имеют. 3. Лекции были про­читаны не только на нашем курсе, но и факультете. 4. Когда приезжаешь в этот город, бросается в глаза порядок и чистота на улицах, скверах, площадях, даже переулках. 5. Проводятся регулярно соревнования в университете, факультете, даже студенческих группах. 6. Учитель получил у завхоза не только карандаши, ручки, тетради, а также книги, краски. 7. В курсовой работе необходимо было исследовать не только текст стихотворения, но нужно было еще сделать его качест­венный анализ, а также проследить переносное употребление поэтом слов. 8. К сожалению, новые формы работы не привлекли еще внимания как учеников, так и школы в целом. 9. Никто из нас даже не поинтересо­вался состоянием здоровья Алексея и почему он вторую неделю пропускает занятия. 10. Выполняя упраж­нения, в которых требуется построить словосочетания с управляемым существительным в предложном паде­же, учащиеся могут справляться в таблице. Таким об­разом, с помощью таблицы и деятельности учащихся подключается обратная связь.

270. Объясните, правильно ли построены предложения с деепричастными оборотами; сделайте необходимые исправления.

1. Изучая тему "Именительный падеж прилагательно­го", в качестве словарной работы дается задание уча­щимся подобрать антонимы. 2. Приехав на турбазу, было еще темно, только погуляв по лесу часа полтора, стало светать. 3. Поднявшись еще раз на трибуну, аспирант нашего факультета был встречен аплодисментами. 4. Получив новое задание, перед студентом появились новые трудности. 5. Пообедав в студенческой столовой, к ней подошел наш староста. 6. Учтя замечания, сократив объем, сделав таблицы, статью можно рекомендовать к печати. 7. Крайне недисциплинированный, он был от­числен, едва приступив к работе. 8. Читая Л. Толстого, перед нами встают живые люди. 9. Приходя домой, у Петра слипались глаза от усталости и он чувствовал страшную ломоту в теле. 10. Познакомившись с этой книгой, передо мной открывается новый, до сих пор не­известный мир.

Расскажите о правилах употребления деепричастных обо­ротов в предложениях.







Date: 2015-09-17; view: 1296; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию