Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложений с определяемыми словами





240. К данным существительным общего рода подберите оп­ределения; составьте с ними предложения так, чтобы показать, в чем особенность согласования в таких конструкциях:

сирота, соня, неряха, крошка, пройдоха, пьяница, го­ремыка, шельма.

Расскажите о согласовании определений с существитель­ными общего рода.

241.Оцените со стилистической точки зрения следующие словосочетания:

известный в мире микробиолог Сергеева ¾ известная в мире микробиолог Сергеева;

инженер Николаева, выступивший на собрании ¾ ин­женер Николаева, выступившая на собрании;

уважаемый товарищ Титова ¾ уважаемая товарищ Титова;

интересная газета "Аргументы и факты" ¾ интересные "Аргументы и факты".

Как согласуется определение с существительным, имеющим при себе приложение?

242. Подберите определения к следующим сложным словам, поясните, чем обусловлен ваш выбор[2].

Машина-автомат, плащ-палатка, царь-пушка, павиль­он-беседка, автомат-закусочная, горе-ученик, крепость-герой, крем-сода, крем-брюле, кресло-качалка, диван-кровать, доберман-пинчер, сарай-кладовая, каша-концентрат, вагон-библиотека, ракета-носитель, блок-схема, бой-баба, плакун-трава.

243. Объясните с нормативно-стилистической точки зрения употребление следующих конструкций:

 

три большие дома   ¾ три больших дома
две ученические тетради   ¾ две ученические тетради
на две равные части   ¾ на две равные части
четыре высокие горы   ¾ четыре высоких горы
три лисьи шапки   ¾ три лисьих шапки
каждые два часа   ¾ каждых два часа
целые четыре месяца   ¾ целых четыре месяца
добрые три часа   ¾ добрых три часа
последние два дня, проведенные…   ¾ последних два дня, проведенных…
две новые столовые   ¾ две новых столовых
два случайные прохожие   ¾ два случайных прохожих

 

В чем особенность согласования определения с существи­тельным, зависящим от числительных два, три, четыре?

244. Дайте нормативно-стилистическую оценку употребления формы единственного и множественного числа существительных при двух определениях:

в правой и левой руке ¾ в правой и левой руках; тео­ретическая и практическая стилистика ¾ теоретическая и практическая стилистики; государственная и кооператив­ная собственность ¾ государственная и кооперативная собственности; болгарский и македонский язык ¾ болгарский и македонский языки; существительные муж­ского и женского рода ¾ существительные мужского и женского родов; учащиеся первой и второй смены ¾ учащиеся первой и второй смен; первый и второй эта­жи ¾ первый и второй этаж; между первым и вторым этажами ¾ между первым и вторым этажом; в конце XV ¾ начале XVI века ¾ в конце XV ¾ начале XVI веков; соляная и серная кислота ¾ соляная и серная кислоты; золотая и серебряная медаль ¾ золотая к серебряная ме­дали; вторая и третья группы IV курса ¾ вторая и третья группа IV курса; существительное первого и второго склонения ¾ существительные первого и второго скло­нений.

Расскажите о согласовании двух определений при одном существительном: а) в форме единственного числа; б) в форме множественного числа.

245. Выберите правильный вариант согласования определения при существительных ¾ однородных членах. Мотивируйте свой выбор:

студенческие успеваемость и дисциплина ¾ студенче­ская успеваемость и дисциплина; летние жар и зной ¾ летний жар и зной; написать интересный роман или сценарий ¾ написать интересные роман или сценарий; молодые редиска и лук ¾ молодая редиска и лук.

246.Поясните в отрывках из стихотворений В. Брюсова фор­му согласования определений с существительными ¾ географиче­скими названиями:

1. Лист широкий, лист банана, на журчащей Годавери, Тихим утром ¾ рано, рано ¾ Помоги любви и вере. 2. Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра... 3. Свой хор заветный водят му­зы Вдали от дольных зол и бед. Но ты родные Сиракузы Люби, как древле Архимед! 4. Племен враждующих не числи: Круги бегут, им нет числа. В лазурной Марне, в желтой Висле Влачатся чуждые тела; В святых просторах Палестины Уже звучат шаги войны; В Анголе девствен­ной ¾ долины Ее стопой потрясены... 5. Благодарю, свя­щенный Хронос! Ты двинул дней бесценных ряд, ¾ И предо мной свой белый конус Ты высишь, старый Арарат.


247. Заключенные в скобках названия поставьте в нужной форме.

1. В Летнем саду ("Эрмитаж") прошли гастроли из­вестного артиста. 2. Два года мой брат жил в городе (Кировск). 3. Мы отдыхали летом на реке (Ока), притоке реки (Волга). 4. Вода в озере (Нарочь) чистая и холод­ная. 5. Самолет подлетал к одному из самых больших островов (Новая Зеландия). 6. Мы остановились в гос­тинице ("Минск"). 7. Наш корреспондент встретился с губернатором штата (Мичиган) в США. 8. Рабочие и ИТР завода ("Октябрьская революция") выдвинули сво­их кандидатов в городской Совет. 9. Подборка стихов поэта будет дана в следующем номере журнала ("Новый мир"). 10. Автобус прибыл на автовокзал города (Тула). 11. На проезжей части улицы (Петровка) совершен наезд на пешехода. 12. На станции (Воронеж) скопилось мно­го пустых вагонов. 13. На озере (Ладожское) образовано новое рыболовецкое хозяйство. 14. На озере (Свирь) лю­бит отдыхать Андрей Вознесенский.

Расскажите о согласовании приложений с определяемыми словами.

248. Допишите окончания. Поясните, каким правилам подчи­нено согласование определений с существительными, имеющими при себе приложение.

1. В нашем студенческом клубе уже оформили больш... витрину-стенд, наглядно показывающ... жизнь студентов нашего факультета. 2. Рахманинск... концерт-симфония произвел... на меня большое впечатление 3. На дорогах Закарпатья мы часто встречали машины, каждая из которых имела удобн... дачу-фургон. 4. В Самарканде нам показали высок... башню-минарет, по­строен... еще в XV веке. 5. В поселке строителей был... построен... нов... сад-ясли. 6. Государствен... музей-усадьба Льва Толстого в Ясной Поляне вновь откры... для посетителей. 7. В этом году наш... участк... детск... врач И.П. Фадеева был... награжден... медалью. 8. На ученом совете факультета выступил... доцент нашей ка­федры Шилова, извести... своими работами в области фонетики. 9. Уважаем... тов. Васильева! Просим Вас сдать книги в библиотеку. 10. А теперь слово предоставляется уважаем... товарищ... Титовой. 11. Одна (один) из обитателей ночлежки, Настя, всей душой стремится встретить такого человека, который полюбил бы ее. 12. Оно [озеро ¾ Н.Ф.] является одн... из главных рыбоводческ... баз провинции Хэйлуцзян.

249. Поставьте слова, данные в скобках, в нужной форме. Вы6op формы мотивируйте.

1. Мне пришлось некоторое время прожить в столице (Республика Мали) городе (Бамако). 2. На острове (Крит) произрастают вечнозеленые деревья. 3. Большая плоти­на находится в городе (Маркала) на реке (Нигер). 4. В штате (Невада) было отмечено сильное землетрясение. 5. Белорусские биологи два месяца работали в джунглях острова (Цейлон). 6. Южнее озера (Виктория), которое находится в республике (Кения), скот часто бывает подвержен сонной болезни, вызываемой мухой цеце. 7. В курортных городах нашей страны (Ялта, Алупка, Алуш­та и др.) будут построены новые здравницы.

Варианты форм, связанные с управлением

250. Сравните данные ниже предложения, имеющие предлож­ное и беспредложное управление. Определите их смысловые и стилистические различия.


 

1. Глаза девушки потемнели.   ¾ Глаза у девушки потемнели.
2. Этот фильм интересен всем.   ¾ Этот фильм интересен для всех.
3. Монография понятна каждому.   ¾ Монография понятна для каждого.
4. Этот сок полезен детям.   ¾ Этот сок полезен для детей.
5. Мать его работала вечерами.   ¾ Мать его работала по вечерам.
6. На юг мы ехали поездом.   ¾ На юг мы ехали на поезде
7. Вы на машине поедете?   ¾ Вы машиной поедете?
8. Сделал грядку длиной в 15 метров.   ¾ Сделал грядку длиной 15 метров.

 

251. С данными глаголами составьте словосочетания, в кото­рых эти глаголы управляют словами в различной предложно-падежной форме. Проследите за смысловыми и стилистическими оттенками полученных словосочетаний.

Образец:

Говорить (что?) (в полном объеме ¾ говорить разные вещи, говорить правду);   ¾ говорить (о чем?) (в общем виде ¾ говорить о разных вещах, говорить о правде).

 

а) Знать, наблюдать, охотиться, поражаться, принад­лежать, свидетельствовать, сообщать, указывать, упре­кать, лежать;

б) купить, принести, выпить; ждать, искать, просить, требовать.

252. Сравните падежные формы дополнения при переходных глаголах с отрицанием. Оцените их с нормативной точки зрения: выделите случаи преимущественного употребления винительного либо родительного падежа или одинакового их использования.

1. До вас никто еще этого безобразия не видел. ¾ До вас никто еще это безобразие не видел. 2. Потом обна­ружилось, что она не читает романов, не любит сти­хов. ¾ Потом обнаружилось, что она не читает романы, не любит стихи. 3. Мы давно не слышали новых песен. ¾ Мы давно не слышали новые песни. 4. Новый директор не осуществляет контроля за выпуском продукции. ¾ Новый директор не осуществляет контроль за выпуском продукции. 5. Маша не принимает участия в обществен­ной жизни группы. ¾ Маша не принимает участие в об­щественной жизни группы. 6. Этот человек мне не вну­шает доверие. ¾ Этот человек мне не внушает доверия. 7. Учитель еще не проверил работу, которую мы вчера писали. ¾ Учитель еще не проверил работы, которую мы вчера писали. 8. Ты не любишь мать? ¾ Ты не любишь матери? 9. Фильм этот я не люблю. ¾ Фильма этого я не люблю. 10. У нас не может не быть цели в жизни. ¾ У нас не может не быть цель в жизни. 11. Не произноси этих слов. ¾ Не произноси эти слова. 12. Не найдешь в мире уголка краше. ¾ Не найдешь в мире уголок краше.

Расскажите об изменении норм управления при переходных глаголах с отрицанием.


253. Рассмотрите падежные формы, которыми выражены до­полнения при переходных глаголах с отрицанием в приводимых предложениях. Объясните выбор формы.

1. Мужички такой печали отродяся не видали (П. Ер­шов). 2. Падающий от окна свет отнюдь не развеивал землистую тень на лбу, на скулах, на чисто выбритых щеках Онисимова (А. Бек). 3. Я не встречал более таких доведенных до абсолюта "белых дыр", каким был Пи­кассо (А. Вознесенский). 4. Тогда его везли задаром, по­тому что Макар был сразу похож на батрака, и у него даже документов не спрашивали (А. Платонов). 5. Соз­датель воссоздателей боится, но может быть уверен до конца, что не теряют собственные лица великие худож­ники лица (Е. Евтушенко). 6. Однако знаменитый собор не произвел на торопливых путешественников должного впечатления (В. Катаев). 7. Спасибо не скажу, ордена не повешу, пенсии на старость ты у меня вовек не доплачешься (В. Пикуль). 8. Он не принял приглашения са­диться, ходил по комнате... (Л. Леонов). 9.В раздраже­нии он не заметил своего промаха и, отвернувшись, гля­дел по сторонам (Л. Леонов). 10. Вам не пройти линию обороны, она сжата, как пружина (Л. Корнешов). 11. Не гляди так, не зови так, Ласк ненужных не жалей (В. Брю­сов). 12. В Дядине среди ста тысяч жителей человека с такой фамилией не нашлось (И. Шевцов). 13. Около да­чи было озеро, огромный парк: он боялся идти туда, чтобы не встретить Ольгу одну (И. Гончаров). 14. Кто с гордою душою Родился, тот не требует венца... (М. Лер­монтов). 15. Еще небесное светило Росистый луг не об­сушило (М. Лермонтов).

254. Составьте словосочетания, соединяя данные слова с помещенными в скобках существительными. Употребите получен­ные словосочетания в контексте. Обратите внимание на управле­ние в синонимичных конструкциях.

1. Адресовать, предназначать, рассчитывать (дирек­тор). 2. Беспокоиться, тревожиться (дети). 3. Базировать­ся, опираться (факты). 4. Влиять, сказываться (рост). 5. Жажда, стремление, потребность (знания). 6. Избегать, уклоняться (работа). 7. Мешать, препятствовать, тормо­зить (развитие). 8. Обвинять, осуждать (неискренность). 9. Оплатить, уплатить (проезд). 10. Отзыв, рецензия (кни­га). 11. Отличать, различать (звуки). 12. Отметить, оста­новиться (достижения). 13. Предупреждать, предостере­гать кого-либо (опасность). 14. Презирать, презрение (трусость). 15. Преимущество, превосходство кого-, чего-либо (оппонент). 16. Уверенность, вера (победа). 17. Свойственный, характерный, присущий (молодежь).

255. Объясните выбор падежных форм выделенных сущест­вительных.

1. Заканчивается учебный год, дети с нетерпением ждут каникулы (из газет). 2. А на проспекте кучка го­рожан: Трамвая ждут у ржавой баррикады (О. Берг­гольц). 3. Мы не можем ждать милостей от природы: взять их у нее ¾ наша задача (И. Мичурин). 4. ¾Ждать покорно беду ¾ нет, это, извините, не в моем характере (И. Полозов). 5. Тут никакой председатель не поможет, если вы указ ждете (П. Проскурин). 6. Какая-то бабочка, застигнутая врасплох грозою, искала защиты под лист­ком клена (В. Арсеньев). 7.Путники долго бродили, но так и не нашли дорогу, которая вела к озеру (В. Арсеньев). 8. Здесь наш проводник немного заблудился и долго искал тропу (В. Арсеньев). 9. Рабочие требовали повышения заработной платы (из газет). 10. Душа му­зыки просит (А. Сафронов). 11. Просить милыстыню ему не хотелось (М. Горький). 12. Прежде чем что-либо сделать, он спрашивал совета у отца ("Работница").

Расскажите о вариантах управления при переходных глаголах.

256. Переведите на русский язык. Укажите, в форме какого падежа употребляются выделенные слова в белорусском и рус­ском языках.

1. Чытаць пра подзвiгi. Слухаць пра вайну. Гаварыць пра герояў. 2. Бачыць на свае вочы. Чуць на свае вушы. 3. Смяяцца з брата. Здзекавацца з сябра. 4. Збегай па мацi. Схадзi па сястру. 5. Зараз жа збiрайся i едзь па дачку. 6. Мы ходзiм ранiцай па ваду. 7. Ты, мусiць, даўно ўжо ў ягадах не была. 8. Заўтра, у дзень адпачынку, зноў многа хто ў грыбы пойдзе. 9. Нiна чытае лепей за Таню. 10. Гэта страшней за любы фiзiчны боль. 11. Iван старэйшы за Тамару. 12. Ён старэйшы ад мяне гадоў на чатыры. 13. Там, поплеч з iм, стаяў чалавек, ростам вышэйшы ад ягo. 14. Падзякуй настаўнiкам, дырэктару i пaпpaci, хай яны прабачаць табе. 15.Даруйце мне, што я не вельмi ўмею расказваць.

257. Определите падеж управляемых слов в приведенных ни­же словосочетаниях. Приведите эквивалентные белорусские сло­восочетания и поставьте вопросы к управляемым словам.

Пришел к брату, уехал к дочери, привык к тишине, присмотрелся к людям, прислонился к дереву, спустился к реке, стремление к знаниям, подготовка к экзаменам, приезд к сыну, спуск к морю, привычка к чтению вслух.

Благодарить друга, бранить ребенка, извинить сына, издеваться над младшими, насмехаться над подругой, смеяться над собой.

Смеяться от радости, плакать от тоски.

Заведующий учебной частью.

258. Приведите к данным словосочетаниям антонимичные. Переведите полученные словосочетания на белорусский язык. Подчеркните предлоги.

Образец: пойти на улицу ¾ прийти с улицы, прыйсцi з вулiцы.

Отнести на почту, отвести в школу, пойти на прогул­ку, пойти в магазин, прибыть на берег, прибыть в порт, приехать на завод, прийти в театр, убежать на стадион, умчаться в поле, поехать в город, подняться на гору, взобраться на дерево.

259.Переведите на русский язык словосочетания:

1) ездзiць па гарадах, вывучаць па падручнiках, рабiць па чарцяжах, бегаць па палях, хадзiць па лясах, плаваць па рэках, гуляць па парках, ездзiць па дарогах;

2) размаўляць пра розныя дробязi, пытацца пра спаборнiцтва, гаварыць пра знаёмых, думаць пра вучобу, разважаць, пра апошнiя падзеi, расказваць пра кiнафiльм;

3) паслаць па дачку, пайсцi па ягады, збегаць па грыбы, схадзiць па ваду, з'ездзiць па дровы.

Определите падеж имен существительных в белорусских и соответствующих им русских словосочетаниях.

260.Соедините глаголы с данными в скобках существитель­ными или местоимениями связью управления. В каком падеже употребляются управляемые слова в русских и соответствующих им белорусских словосочетаниях?

I. 1. Необходимо очень хорошо присмотреться (сот­ня ¾ другая) попов, лавочников, рабочих для того, чтоб приблизительно верно написать портрет одного рабоче­го, попа, лавочника (М. Горький). 2. Не будет ли неучти­во с моей стороны, если я присоединюсь (вы) и проведу эту ночь в доме лесничего? (К. Паустовский). 3. В раз­ных вагонах, присоседившись на скамьях (пассажиры), сидели кондуктора, сонные, вялые, усталые (А. Серафи­мович). 4. Я никак не могу приспособиться (жизнь), стать ее господином (А. Чехов). 5. Глаз настолько при­вык (темнота), что различал смутными пятнами стволы деревьев (К, Федин). 6. С этого лета я навсегда и всем сердцем привязался (Средняя Россия) (К. Паустовский). 7.¾Казаки! ¾ От этого возгласа толпа подалась назад. Матвея прижали (перила) (Г. Марков). 8. Известность пришла (Маяковский) еще в молодости (Ю. Никулин). 9. Бессонов помолчал, поднялся и, отойдя, прислонился (книжный шкаф) (А.Н. Толстой). 10. Мне еще нужно подготовиться (моё объяснение), подумать (А. Остров­ский).

П. 1. ¾ Вызволили вы нас из беды, дорогой товарищ. Большое спасибо, вовек не забудем! ¾ благодарил (ры­бак) Беридзе (В. Ажаев). 2.Конечно, можно отчасти из­винить (господа чиновники) действительно затрудни­тельным их положением (Н. Гоголь). 3. Граф издевался (свой лакей), изощряясь в этом как только мог (Н. Ост­ровский). 4. У заведующего (заводская поликлиника) был большой штат врачей (из газет). 5. ¾ Вы смеетесь (я)? ¾ спросил он с удивлением. Так неестественно каза­лось ему смеяться (бедность) (И. Гончаров). 6. Будьте уверены, что я никогда не осмелюсь шутить (ваши годы и ваш характер) (Ф. Достоевский). 7. И здесь через два года отец женился (красивая девушка Валентина Долгунцова) (А. Гайдар). 8. Когда он был очень молод, до­верчив, его женили чуть не насильно (девушка без­образная, злая, развратная) (А. Островский). 9. ¾ Нет уж, Григорий, будет! Не хочу я больше этого. Не дам я тебе измываться (я) (М. Горький).

261. Исправьте ошибки в управлении при однородных членах предложения.

1. Каждый, кто побывал в удивительном городе на Неве, испытывает глубокое чувство восхищения и люб­ви к нему. 2. Местная селевая станция ведет наблюдение и исследование по зарождению, движению, составу и динамике селей. 3. При такой обстановке никто не был заинтересован в раскрытии и борьбе с коррупцией. 4. Максим Максимович весел, добр, хорошо относится и разбирается в людях, умеет приласкать. 5. Кабаниха невежественна, что проявляется в разговоре ее с Феклушей, странницей. Здесь же чувствуется и ее сожаление и прощание со стариной.

На основании анализа приведенных выше примеров, сде­лайте вывод о распространенных нарушениях литературных норм управления при однородных членах предложения.

262.Укажите характер каждой ошибки. Исправьте предложения.

1. Обособленные согласованные определения отли­чаются от соотносительных с ними необособленных оп­ределений по значению и по функции в предложении. 2. Особенностью этой книги (несколько выделяющей её от предшествовавших в лучшую сторону) является то, что её составители много внимания уделили на сопос­тавление фактов русского языка и белорусского. 3. Он относился к числу тех, кто в своем глазу не замечал бревно. 4. Даже в самые трудные дни ленинградцев не покидала уверенность в победу над врагом. 6. О том, ка­кие результаты дает использование внутренних ресурсов предприятия, видно из итогов соревнования. 7. Неради­вое отношение к работе создает угрозу своевременного окончания ремонта машин. 8. Считаю, что внешние культура и собранность, характерные бальному танцу, неизбежно дисциплинируют и внутренне. 9. Их не тяго­тит старое, все в жизни они хотят добиться своими ру­ками. 10. "Я не хочу ничто скрывать", ¾ поет известная певица из Москвы. 11. Стилистический прием употреб­ления данной пословицы в этом примере аналогичен с предыдущим. 12. Каждая лингвистическая школа дала свою интерпретацию о предмете этой науки. 13. Важно уметь различить основное от второстепенного. 14. Через долгий и трудный путь прошла в своем развитии и ста­новлении русская литература. 15. О значении творческо­го наследия А.П. Чехова в наше время справедливо от­метил Бердников Г.П. в статье, посвященной 125-летию со дня рождения писателя. 16. Чехов радуется этой пе­ремене, но в пьесе звучит и обличение новому строю, предупреждение о его хищнических началах.







Date: 2015-09-17; view: 1072; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию