Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Языковых средств





12. Что такое стилистическая маркированность (окрашенность) языковых средств? Приведите примеры стилистически окрашен­ных фонем, слов, фразем, словосочетаний, морфологических форм, синтаксических конструкций.

13. В чем различие между языковой и речевой стилистиче­ской окрашенностью? Приведите примеры совпадения и несовпа­дения стилистической окрашенности слов в языке и речи (в от­дельных речевых контекстах).

14. Что понимается под функционально-стилевой и эмоцио­нально-экспрессивной окрашенностью языковых средств? Ответ поясните на примерах.

15. Используя словари лингвистических терминов, определи­те, в чем состоит различие между экспрессивностью, эмоцио­нальностью и оценочностью? Что значит двуплановая стилисти­ческая окрашенность? Приведите примеры языковых единиц с двуплановой стилистической окрашенностью.

16. Какие синонимы называются стилистическими? Какова их роль в системе русского языка? Почему их нельзя считать избы­точными средствами выражения?

17. Что понимается под стилистической парадигмой? Приве­дите примеры стилистических парадигм на разных языковых уровнях.

18. Дайте классификацию языковых средств в зависимости от их стилистической окрашенности.

19. Чем можно объяснить разнобой в словарных стилистиче­ских пометах современного русского языка? Ответ поясните на двух-трех примерах, извлеченных из различных словарей.

20. Сопоставьте стилистическую окрашенность синонимичных слов, употребите их в разных контекстах. Вскройте различия, по­лученные в ходе стилистического эксперимента.

Истина ¾ правда, эксперимент ¾ опыт, интеллект ¾ ум, гипотеза ¾ предположение, льгота ¾ привилегия, превалировать ¾ преобладать, пунктуальный ¾ точный, примитивный ¾ простой, бдение ¾ бодрствование, неустан­ный ¾ неутомимый.

21.Приведите стилистические синонимы к данным ниже словам. Определите стилистическую окрашенность каждого слова.

Темнота, выгнать, вылечить, беспорядок, мечты, спо­собный, беспощадно, шуметь, сторонник, позорный, не­взначай, тщетно, отнекиваться.

22. Дайте стилистическую характеристику приведенным ниже словам. Если слово имеет двуплановую стилистическую окра­шенность, укажите ее первый и второй план. Приведите, где это возможно, синонимы с иной стилистической окрашенностью. Со­ставьте словосочетания или предложения с 5 данными ниже сло­вами.

Образец выполнения задания:

Слова аббревиатура (= сокращенное слово), акцент (= уда­рение) ¾ книжные, лингвистич.; анонимка ¾разг. (первый план его стилистической окрашенности), презрительное (второй план).

Абстракция, анализировать, афера, барыш, безвоз­мездный, безжизненный, безобразник, безумец, бело­ручка, бесславие, вволю, верзила, весельчак, вещий, взимать, взыскательный, вконец, властолюбивый, во­всю, воздействие, ворчун, воссоединить, впечатляющий, вразвалку, вразнобой, враки, всезнайство, всепрощение, вычислительный, головомойка, директива, инцидент, комплекция, концепция, мрак, смекалка, эрудиция.

23. Определите стилистическую окрашенность существитель­ных женского рода. Укажите, в каких случаях наряду с существи­тельными женского рода употребляются соответствующие корре­ляты мужского рода.

Актриса, балерина, генеральша, дворничиха, инст­рукторша, кассирша, корреспондентка, лаборантка, лет­чица, машинистка, многостаночница, повариха, портни­ха, санитарка, сварщица, секретарша, ткачиха, учительница, фигуристка, художница, чемпионка.

Назовите суффиксы, с помощью которых образуются име­на существительные со значением лица, обладающие двуплановой стилистической окрашенностью.

24.Приведите по пять существительных с суффиксами -а(ни)е, -е(ни)е, -изм, -инк(а), -ишк(а), -ишк(о). Определите их стилисти­ческую окрашенность.

25.Определите значение и стилистическую окрашенность форм числа выделенных существительных.

1. Изведал враг в тот день немало, что значит рус­ский бой удалый (М. Лермонтов). 2. Обыватель и ме­щанин, вкупе с дезертиром, обожают, когда чернят и поносят на его глазах скромное, славное, героическое (Ю. Герман). 3. Сибирской лиственнице не страшны никакие морозы. 4. В белорусских лесах растут дуб, ель, сосна, береза. 5. Лиса очень любопытна, и это ее часто губит. 6. Химический элемент ¾ это вид атомов с одинаковым зарядом ядра. 7....На шелка, на бархаты ло­жились шали, шарфы, вуали (А. Белый). 8. А.И. Герцен считал, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям. 9. Высшие жирные спирты ¾ высококачественное сырье для изготовления моющих средств, пластификаторов, присадок к смазочным мас­лам. 10. В Таганроге были беспорядки, толпа голодных женщин разгромила пекарни и продовольственные мага­зины (К. Паустовский). 11. Был конец сентября, землю щедро кропили осенние дожди (М. Горький). 12. Долгое время считалось, что благородные газы вообще не вступают в химические реакции. 13. Эх, какое богатое убранство! Какие зеркала и фарфоры! (Я. Гоголь). 14. Жили в славе, а вышло ¾ в позоре. В трех соснах, за­дыхаясь кружились. Сколько горь в громадное горе, ¾ словно в нашу судьбу, сложились. Но неужто опять не­вылазно в новых горях застряли мы сдуру? Страшно то, что горюем грязно, заменив озлоблением культуру (Е. Евтушенко).

26. Приведите по пять прилагательных а) с суффиксами -еньк-, -оньк-, -ешенек- (-ошенек-), -ехоньк- (-охоньк-), -ущ-', б) с префик­сами между-, сверх-, анти-, раз-.

Определите их стилистическую окрашенность.

27. Определите стилистически окрашенность данных ниже глаголов и укажите, за счет чего она создается.

Крутануть, толкануть, резануть, шагануть; бездель­ничать, бродяжничать, модничать, откровенничать; вы­говориться, достукаться, набегаться, намерзнуться, на­смотреться.

Приведите другие глаголы, образованные по таким же мо­делям.

28. Определите стилистическую окрашенность глаголов и при­ведите к ним стилистически нейтральные синонимы. Составьте предложения с каждым словом, не допуская нарушения единства стиля.

Варьировать, воцариться, воспретить, интерпретиро­вать, обличить, окрылить, предначертать, созидать, со­вершить.

29. Определите стилистическую окрашенность приведенных ниже словосочетаний. Употребите их в контексте, соблюдая един­ство стиля.

Точка опоры, центр тяжести, магнитная стрелка, удельный вес, принять участие, вступить в силу, охрана труда, браться за ум, ни рыба ни мясо, сесть в галошу, скрестить мечи, с минуты на минуту, пакет предложений, альтернативные выборы, народные депутаты.

30.Дайте стилистическую характеристику слов и синонимич­ных им фразеологических оборотов. Составьте предложения с фразеологизмами.

Пешком ¾ на своих двоих, отругать ¾ намылить голо­ву, бездельничать ¾ бить баклуши, быстро ¾ во весь дух, очень далеко ¾ у черта на куличках, погибнуть ¾ сло­жить голову, близко ¾ рукой подать.

31.Отметьте общее значение синонимичных фразеологизмов; определите их функционально-стилевую принадлежность.

Пасть духом ¾ повесить нос; на верху блаженства ¾ на седьмом небе; ждать у моря погоды ¾ ждать, когда рак на горе свистнет; комар носу не подточит ¾ без суч­ка без задоринки; бок о бок ¾ плечом к плечу; между Сциллой и Харибдой ¾ между двух огней ¾ между моло­том и наковальней; приказал долго жить ¾ протянул но­ги ¾ дал дуба ¾ сошел в могилу; одного поля ягода ¾ два сапога пара; ни за что на свете ¾ ни за какие блага ¾ ни за какие коврижки; брать на арапа ¾ брать на пушку.

32. Приведите к данным ниже словам и словосочетаниям близ­кие по значению фразеологизмы. Определите различия между ними.

Обязательно, быстро бежать, очень рад, внезапно, сильно озяб, преувеличивать, строго обращаться с кем-либо, очень темно.

33.Замените фразеологизмы близкими по значению словами или свободными словосочетаниями; определите различия между ними. Составьте предложения с фразеологическими оборотами.

Зарубить на носу, на все руки мастер, как небо от земли; (кричать) благим матом, во что бы то ни стало, скрепя сердце, с поднятым забралом, битый час, в два счета, как две капли воды, за семью замками, от корки до корки.

34.Замените выделенные слова фразеологизмами. Проследи­те, как изменяется при этом стилистическая окрашенность пред­ложения.

1. Все эти дни Мария была в беспрестанных хлопо­тах. 2. Я очень давно не видела своих друзей по институту. 3. Мы сильно промерзли в лесу. 4. Подумай над этой проблемой хорошенько. 5. Смотрите, добрые лю­ди, сдурел старый. 6. Мария заметила, что проговори­лась, и сидела молча, ожидая, что будет дальше. 7. Но если взглянуть на дело с другой стороны, то окажется, что инспектор не совсем умен. 8. Это имущество никак нельзя было бросить. 9. Приятель у Николая легко­мысленный. 10. Было весело, очень шумно, и он почув­ствовал себя легко, свободно. 11. У нее было очень много самых необходимых хлопот, потому что нужно было приготовить квартиру для брата.

35. Составьте диалог на тему "Встреча друзей на улице", употребив некоторые из приведенных фразеологизмов: как снег на голову, пожать плечами, не за горами, на носу, ни свет ни за­ря, на все руки мастер, лезть из кожи вон, попасть впросак, на­мылить голову, на седьмом небе, ни пуха ни пера.

36. Дайте стилистическую характеристику приведенных по­парно синтаксических конструкций. За счет чего создается стили­стическая окрашенность?

1. Идешь по глухой тропинке и боишься. ¾ Иду по глухой тропинке и боюсь. 2. Пойдем в кино. ¾ Пошли в кино. 3. Едем за город. ¾ Поедем за город. 4. Поди-ка ты погуляй. ¾ Иди погуляй. 5. Отец вдруг как засмеется. ¾ Отец вдруг начал смеяться. 6. Не разговаривай. ¾ Я тебе поразговариваю! 7. Юноша прошел около 50 километ­ров. ¾ Парень отмахал километров 50. 8. Наше предло­жение угробили. ¾ Наше предложение отвергли. 9. Мать не удосужилась начистоту поговорить с сыном. ¾ Мать не нашла времени откровенно поговорить с сыном.

37. Определите стилистическую окрашенность выделенных слов. Проследите связь между значением слова и его стилистиче­ской окрашенностью.

1. Сейте разумное, доброе, вечное (Н. Некрасов). ¾В этом году было решено сеять рожь на другом участке. 2. Он прав, он прав; везде измена зреет ¾ Что делать мне? (А. Пушкин). ¾ Зрела в тебе сокровенная дума. В сердце твоем совершалась борьба (Н. Некрасов). ¾В са­ду зреют яблоки. 3. Барышня вынула из кармана прехо­рошенький портсигар (А. Чехов). ¾ Прехорошенькая история, ничего не скажешь. 4. Папаша... надел шляпу и улетучился (А. Чехов). ¾Эфир улетучился. 5. Только отсюда, с высоты, было видно, как удачно вписан канал в рельеф местности (К. Паустовский). ¾ Вписать новую страницу в историю. ¾ Вписать пропущенное слово.

38. Приведите примеры употребления данных ниже слов в прямом и переносном значении. Определите их стилистическую окрашенность.

Образец выполнения задания: Лиса ¾ хитрый и осторожный хищник.

Слово лиса употреблено в прямом значении, оно стилисти­чески нейтрально.

¾ А Суслов ¾ уехал, ¾ шептала Варвара. ¾ Он, вероят­но, знал, что будет обыск. Он такая хитрая лиса.

Здесь слово лиса употреблено в переносном значений (о хитром, льстивом человеке), разг. (первый план его стилистиче­ской окрашенности), неодобрительное (второй план).

1. Бревно, деталь, липа, медведь, минус, мотив.

2. Вылететь, давить, докопаться, завалить, заломить, изворачиваться, откопать, расплатиться, рвать, сохнуть.

39. Определите значение и стилистическую окрашенность выделенных слов. Укажите, какую стилистическую окрашенность имеют эти слова, употребляясь в ином значении.

1.Он выписывал ногами такие кренделя, что во­обще оставалось загадкой, как он мог удерживаться в вертикальном положении. 2. В результате все исследо­вания смешались в такую кашу, что расхлебать ее не способен был и здоровый желудок. 3. ¾ То раньше, а то теперь, ¾ отрезал главный специалист. 4. А он только и ждет, чтобы свалить вину на добренького дядю. 5. Я был в затруднении, но, немного помявшись, решил об­ратиться за советом к компетентному лицу. 6. Незадач­ливый любитель норковых шапок со скоростью ветра махнул через забор. 7. До поезда мне оставалось часа два, и я решил убить их в местном кинотеатре. 8. На­чалась беседа с допроса, который чередовался с разно­сом. 9. До истины хочешь докопаться? 10. Теперь без жизненного конфликта, сам знаешь ¾ труба (из газет­ных фельетонов).

40. Найдите в предложениях из произведений А.И. Куприна стилистически маркированные единицы. Определите характер их окрашенности и функциональную нагрузку.

1. Милостивые государи, я далек от мысли буффонить перед таким почтенным собранием или отнимать у вас драгоценное время бесцельными парадоксами. 2. Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко? 3. Когда я получил, наконец, мои деньги и моя театральная кабала осталась позади, как сон, и вся эта сволочь лакала мое шампанское и льстила мне, как я тосковал о тебе, мой дорогой, смешной, трогательный Сергей! 4. Он все советовался с нами, как бы это ему написать такое письмо в столичные газеты, чтобы его невинность восторжествовала и чтобы губернатор с вице-губернатором, с нынешним исправником и с подле­цом приставом второй, части, который и был главной причиной всех бед, полетели со своих мест. 5. Градо­начальник с кислой миной разрешил играть марсельезу. 6. Они никогда не забывали навестить Гамбринус; они вламывались, огромные, осипшие, с красными лицами, обожженными свирепым норд-остом, в непромокаемых куртках, в кожаных штанах и воловьих сапогах. 7. Сашка действовал на них, как Орфей, усмирявший волны, и случалось, что какой-нибудь сорокалетний атаман баркаса, бородатый, весь обветренный, зверопо­добный мужчинище, заливался слезами, выводя тонким голосом жалостливые слова песни:

Ах, бедный, бедный я мальчишечка,

Что вродился рыбаком...

41.Проанализируйте лексику поэтических произведений с точ­ки зрения ее стилистической окрашенности. Обратите внимание на разговорную лексику, индивидуально-авторские новообразо­вания. Каково назначение этих слов в художественном тексте? Много ли в приведенных стихотворениях слов, употребленных в переносном значении? Какова роль нейтральной лексики, исполь­зуемой в прямом значении?

I. Горы в брачных венцах.

Я в восторге, я молод.

У меня на горах

очистительный холод.

Вот ко мне на утес

притащился горбун седовласый.

Мне в подарок принес

из подземных теплиц ананасы.

Он в малиново-ярком плясал,

прославляя лазурь.

Бородою взметал вихрь

метельно-серебряных бурь.

Голосил низким басом.

В небеса запустил ананасом.

И, дугу описав,

озаряя окрестность,

ананас ниспадал, просияв,

в неизвестность,

золотую росу

излучая столбами червонца.

Говорили внизу:

«Это ¾ диск пламезарного солнца...»

Извергались, звеня,

омывали утесы

золотые фонтаны огня ¾

хрусталя заалевшего росы.

Я в бокалы вина нацедил

и, подкравшися боком,

горбуна окатил

светопенным потоком.

(А. Белый)

 

П. Листья падают, листья падают.

Стонет ветер,

Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

С отягченными веками

Я смотрю и смотрю на луну.

Вот опять петухи кукарекнули

В обосененную тишину.

 

Предрассветное. Синее. Раннее.

И летающих звезд благодать.

Загадать бы какое желание,

да не знаю, чего пожелать.

Что желать под житейскою ношею,

проклиная удел свой и дом?

Я хотел бы теперь хорошую

видеть девушку под окном.

Чтоб с глазами она васильковыми

только мне ¾

не кому-нибудь ¾

и словами и чувствами новыми

успокоила сердце и грудь.

Чтоб под этою белою лунностью,

принимая счастливый удел,

я над песней не таял, не млел

и с чужою веселою юностью

о своей никогда не жалел.

(С. Есенин)

42. В отрывке из сказки П. Ершова "Конек-горбунок" отметь­те слова, выражения, синтаксические конструкции, имеющие на­родно-поэтическую окрашенность. Какова их стилистическая роль в тексте?

Много времени аль мало

С этой ночи пробежало ¾

Я про это ничего

Не слыхал ни от кого.

Ну, да что нам в том за дело,

Год ли, два ли пролетело ¾

Ведь за ними не бежать...

Станем сказку продолжать.

Ну-с, так вот что! Раз Данило

(В праздник, помнится, то было),

Натянувшись зольно пьян,

Затащился в балаган.

Что ж он видит? Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

"Хм! Теперь-то я узнал,

Для чего здесь дурень спал!" ¾

Говорит себе Данило.

Чудо разом хмель посбило.

Вот Данило в дом бежит

И Гавриле говорит:

"Посмотри, каких красивых

Двух коней золотогривых

Наш дурак себе достал:

Ты и слыхом не слыхал!"

И Данило да Гаврило,

Что в ногах их мочи было,

По крапиве прямиком

Так и дуют босиком.

Спотыкнувшися три раза,

Починивши оба глаза,

Потирая здесь и там,

Входят братья к двум коням.

43. Определите общую стилистическую тональность каждого из приведенных ниже контекстов и укажите языковые элементы, создающие ее.

1. Владыки и жрецы глядят на окоем,

Неведомую даль испытывая взглядом.

Неинтересно им смотреть на то, что рядом,

Когда они стоят на берегу твоем.

А я, ничтожный раб, наедине с тобою,

Неведомую даль ладонью заслоня,

Восторженно гляжу на линию прибоя,

И, словно горизонт, она влечет меня.

(А. Межиров)

 

2. Но теперь я отчетливо вижу,

Различаю все четче и четче,

Как глаза превращаются в очи,

Как в уста превращаются губы,

Как в дела превращаются речи.

(Л. Мартынов)

 

3. Нам дорог строй газетной лиры,

Ее торжественность и прыть.

Перед лицом всеобщим мира

Негоже мелочными быть.

(Я. Смеляков)

 

4. Мы ровно в полдень были в сборе

совсем не в клубе городском,

а в том большом морском соборе,

задуманном еще Петром.

И все стояли виновато

и непривычно вдоль икон ¾

без полномочий делегаты

от старых питерских сторон.

По завещанью, как по визе,

гудя на весь лампадный зал,

сам протодьякон в светлой ризе

вам отпущенье возглашал.

(Я. Смеляков)

 

5. Хорошо, зовите "гражданин".

Это разве мало? Это много.

Гражданин? В понимании Рылеева,

а не управдома.

Я ль буду в роковое время

позорить гражданина сан и чин?

Хорошо. Зовите "гражданин".

(Б. Слуцкий)

Глава 3

Date: 2015-09-17; view: 623; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию