Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Орфографический тренинг
3. Вопросы для обсуждения: 1. Слово как единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. 2. Трудные случаи употребления имен существительных. Род, число, склонение, варианты падежных окончаний существительных. 3. Имя собственное и нормы его употребления. 4. Проблемы употребления качественных прилагательных. 5. Проблема употребления количественных числительных. 6. Местоимение и его значение для языка.
4. Практические задания: 1. Определите род имен существительных. Старшина, городишко, подмастерье, галерея, дитя, смельчак, домишко.
2. Подберите, где это возможно, к данным существительным, обозначающим профессию, пару, относящуюся к женскому роду. Судья, истец, повар, инженер, писатель, строитель, официант, певец.
3. Образуйте множественное число имен существительных, поставьте ударение. Блюдо – блюда, кондуктор –…, архитектор –..., месяц – …,
4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа имен существительных. Яблоко – яблок, ведерко – …, дорожка – …, притча – …, апельсин –…, верблюд – …, мандарин – …, возраст – …, гектар – …, джинсы – …, свеча – …, носок – …, чулок – … 5. Прокомментируйте фрагмент статьи К.С. Горбачевича. «…Некоторые разряды имен существительных при склонении в современном русском языке могут иметь варианты окончаний. Принято считать, что постепенно устаревающую форму на –у (-ю) в современном языке сохраняют следующие разряды имен:
1) вещественные существительные при обозначении части целого (кружка квасу, кусок сыру); 2) некоторые собирательные и отвлеченные существительные (много народу, мало жару); 3) некоторые существительные в предложных словосочетаниях (из лесу, с испугу) и в составе устойчивых фразеологических оборотов (с миру по нитке, нашего полку прибыло). В остальных случаях рекомендуется употреблять форму на –а (-я): вкус чая, производство сахара, среди народа.»
6. Прочтите вслух, употребив числительные и существительные в нужной форме. 1) К 345 прибавить 157. 2) От 964 отнять 89. 3) 10 сложить с 798. 4) Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5) Деревня находится в 163 (километр) от города. 5. Задания и упражнения на дом: 1. Составьте и запишите словосочетания, согласуя с именами существительными прилагательные в нужном роде и числе. Авеню, туфля, шампунь, жюри, моль, кенгуру, какаду, староста, бра, вуаль, толь, тюль, резюме, имбирь, камикадзе, карате, кашне, кашпо, кепи, кутюрье, манжета, боржоми, бутыль, тушь, бремя, рояль, мозоль, шинель, дитя, время, алиби, шампунь, безе, салями, кредо, киви, декольте, атташе, шимпанзе, кофе, Сочи, Миссисипи, Токио, плащ-палатка, кафе-закусочная, музей-квартира, платье-халат.
2. Запишите форму множественного числа для следующих слов: Человек, судно, овес, щупальце, шерсть, дно, слесарь, профессор, директор, джемпер, доктор, инструктор.
3. Поставьте в родительном и дательном падежах имена собственные: Анна Бах, Петрарка, Эмиль Золя, Любовь Блок, Виктор Гюго, Дмитрий Харатьян, Мария Харатьян, Андрей Власенко, Наталия Власенко.
4. Образуйте с данными словами словосочетание по схеме: «прилагательное + существительное в родительном падеже множественного числа»: Сапоги, носки, чулки, ясли, граммы, солдаты, туфли, помидоры, яблоки, брелки, грузины, гусары, армяне, болгары, турки, киргизы, казахи, полотенца, рельсы, кастрюли, мандарины.
5. Выберите нужный вариант, запишите цифры словами. 1) Анне необходимо было проехать 48,3 (километра, километров). 2) Стометровку Олег пробежал за 14.2 (секунд, секунды) 3) Ему не хватало 7495 рублей. 4) Ребята расплатились 500 рублями. 5) Государственная казна пополнилась ещё 678 000 (рубль). 6) Стипендии были выплачены 1552 (студент). 7) К 2567 (наименование) в список приписали ещё 1033 (наименование). 8) Потери составили более 843 (килограмм).
6. Отредактируйте данные предложения, устранив речевые ошибки: 1) Преподавателю необходимо быть осторожным в определении уровня развития студенческого коллектива, учитывать, понимает ли он общественную значимость того или иного требования, предъявляемого к нему, и может ли потребовать его выполнения его. 2) Религиозные люди считают, что эти неземные силы иногда открыто проявляют себя. И поскольку их невозможно объяснить с точки зрения естественных законов, то поэтому они являются доказательством существования потустороннего мира. 3) Он был современник всех своих событий. 4) Павла Ивановича нет, они ушли в семь часов. 5). Желаем вам больших успехов в решении своих ответственных задач. 6). Кабаниха не дает шагу ступить свободно членам ее семьи. 7) Глагол – он является наиболее ёмкой частью речи. 8) Составные числительные – у них склоняется каждое слово. 9) Работа над романом вызывает в памяти Достоевского эпизоды недавнего прошлого, свою любовь к Аполлинарии Сусловой. 10) Этот умный барин лежит в своем халате и ни о чем не думает. 11) Служащие некого трамвайного парка готовились к зиме.
7. В предложениях найдите ошибки в употреблении местоимений. Исправьте эти и другие речевые ошибки, если они имеются. 1) Катерина твердо уверена, что ей не простят за ее поступки, но это не пугает ее. 2) Клава, почему вы сегодня такие молчаливые? Чем вы занимались вчера? 3) Над кроваткой больного Николеньки Андрей думает о том, что это то единственное, для чего нужно жить. 4) У неких студентов еще не ликвидирована задолженность за прошлую сессию. 5) Коль большинство пришло к единому мнению, оно становится законом для каждого. 6) Роман «Мать». Кто не зачитывался ею?!
6. Литература: Основная 1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Уч. пособие. – Р/на-Дону, 2007.* 2. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Уч. пособие. – М., 1988. 3. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Уч. пособие. – М., 2010. 4. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи. – М., 2012.** 5. Константинова Л.А., Ефремова Л.В., Захарова Н.Н. и др. Нормы русского литературного языка: Уч. пособие по культуре речи. – М., 2010. 6. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. – М., 2007.* Дополнительная 1. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – Минск, 1965. 2. Беднарская Л.Д. Константинова Л.А., Щенникова Е.П. Грамотный человек: Уч. пособие. – М., 2009. 3. Вартаньян Э.А. Из жизни слов. – М., 1963. 4. Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. Для 9-11 классов.– М., 2005. 5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Уч. пособие. – М., 2010. 6. Волгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.Н. Современный русский язык. – М., 2006. 7. Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. – М., 1988. 8. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1998. 9. Губаева Т.В. Практический курс русского языка для юристов. – Казань, 1990. 10. Зданкевич В.Г. Русская занимательная грамматика. – СПб., 1992. 11. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990. 12. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М., 2006. 13. Лейчик В.М. Люди и слова. Как рождаются и живут слова в русском языке. – М., 2009. 14. Милославский И.Г. Культура речи и грамматика русского языка. – М., 2002. 15. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. – М., 1975. 16. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М., 2004.* 17. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988. 18. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. – М., 2010. 19. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. – М., 2005.* 20. Русский язык в тестах и комментариях. Кн. 3. Морфология. Правописание частей речи. – Минск, 2001. Словари и справочники 1. Белоусов В.Н., Ковтунова И.И., Кручинина И.Н. и др. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю Шведовой. и В.В. Лопатина. – М., 2002. 2. Блохин Л.Ф. Типичные ошибки в словоупотреблении: Словарь. – М., 2002. 3. Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / Под. ред. Л.Г. Бабенко. – М., 2008. 4. Букчина, Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. Орфографический словарь русского языка. – М., 2010. 5. Вишнякова О.Б. Словарь паронимов русского языка. – М., 2008. 6. Давайте говорить правильно! Паронимы современного русского языка. Краткий словарь-справочник / Сост.: О.А. Лазарева, А.А. Шушков. – СПб., 2008. 7. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. – М., 2010. 8. Крылов Г.А. Словарь ошибок русского языка. – СПб., 2003. 9. Крысин Л.П. 1000 новых иностранных слов. – М., 2009. 10. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. Е.Н. Ширяева, Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова – М., 2007. 11. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 2009. 12. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. – М., 2003. 13. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2008. 14. Панов Б.Т., Текучёв А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М. 2007. 15. Попова Т.В., Зайкова Е.С. Морфемно-словообразовательный словарь русского языка – М., 2009. 16. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2010. 17. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 2009. 18. Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. – М., 2010. 19. Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи. – М., 2007. 20. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. – М., 2007. 21. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 2009. 22. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка / Под ред. К.С. Горбачевича. – Л., 1973. 23. Шелякин М.А. Объяснительный словарь непроверяемых орфограмм русского языка. – М., 2009. 24. Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике. – М., 2003. Интернет-ресурсы 1. http://www.gramota.ru – справочно-информационный портал«Русский язык» 2. http://www.gramma.ru 3. http://www.rusyaz.ru 4. http://www.uchim.ru 5. http://www.rus.1september.ru 6. http://www.russnet.org Date: 2015-09-17; view: 1622; Нарушение авторских прав |