Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030900 Юриспруденция
Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр», и предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания программы и уровню подготовки выпускников высшего учебного заведения. Специфика деятельности юристов связана с «повышенной речевой ответственностью», подразумевает публичность, каждодневную работу с аудиторией, часть которой изначально настроена негативно по отношению к выступающему. Именно поэтому будущих юристов необходимо научить свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях, и прежде всего в непосредственной профессиональной деятельности, научить их культуре общения, учету психолингвистических особенностей собеседников, сформировать у них безукоризненно чистую, правильную, терминологически точную и выразительную речь. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования заложен компетентностный подход. Компетенция включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» преследует цели формирования общекультурных, коммуникативных и лингвистических компетенций. В разделе V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» Государственного образовательного стандарта отмечается, что выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): – «способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); – обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); – способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8)». Обозначим также коммуникативные и лингвистические компетенции выпускника: · владеет нормами современного русского языка и фиксирует их нарушения в речевом потоке и письменном тексте; · имеет представление о языке и речи, видах речевой деятельности, невербальной коммуникации и их особенностях, способен использовать эти знания в профессионально значимых ситуациях общения; · способен самостоятельно пользоваться нормативными словарями и справочниками русского языка; · соблюдает нормы и правила русского языка в Интернет-общении; · соблюдает правила русского речевого этикета и невербальной коммуникации (мимика, жесты, дистанция общения); · способен различать особенности стилей речи и умеет использовать это в практике общения; · владеет общенаучной и профессиональной лексикой; · имеет представление о научном тексте, знает правила его построения и языкового оформления (и в том числе, компьютерного); Важнейшими задачами дисциплины являются: o Закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка. o Обучение профессиональному общению в области избранной специальности. o Развитие навыков поиска и оценки информации. o Развитие речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссии и т.п.). o Повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений. В реальном учебном процессе формирование указанных выше компетенций и решение обозначенных задач происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. Так систематическая работа по формированию и совершенствованию культуры речи студента обеспечивает развитие его интеллектуальных и творческих способностей, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается развитию навыков самоконтроля и потребности студентов в работе со справочной литературой (словарями, справочниками, энциклопедиями). Большое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официального стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом в качестве дидактического материала используются тексты, профессионально значимые для студентов. Повторяя лексику, словообразование, морфологию, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам; повторяя синтаксис - к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности. При анализе, например, лексики научного текста или официального документа важно не только выявить ее в тексте, не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике. Орфографические и пунктуационные нормы на данном этапе обучения не являются предметом специальных занятий. Однако, учитывая уровень грамотности, который обычно выявляют тестовые и контрольные задания на первых занятиях, в нашей программе заложен блок «Орфографический и пунктуационный тренинг», который позволит дифференцированно подойти к проблемам повторения и устранения пробелов в знаниях орфографии и пунктуации. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале. Однако есть некоторые орфографические и пунктуационные трудности, с которыми студенты незнакомы, но которые профессионально значимы и потому требуют особого внимания. Таковы, например, употребительные в профессиональной деятельности слова специальной лексики, словосочетания с ними, пунктуационное оформление официальных документов, деловых бумаг и т.д. В учебно-методическом комплексе представлен тематический план данной учебной дисциплины с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы и на проведение семинаров. Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретенных студентами знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением общих вопросов русского языка и с разветвленной системой практической работы по применению лингвистических знаний к профессионально-речевой деятельности студентов, к культуре их речи, к обогащению их речи изобразительно-выразительными средствами, к повышению их грамотности, что способствует повышению уровня компетенции и становлению языковой личности будущих юристов. Курс носит практический характер, из этого следует, что большая часть времени на занятиях отводится на выполнение различного рода упражнений и решение коммуникативных задач. Изучение программного материала рассчитано на 72 часа, из которых 36 – аудиторные занятия. Часть учебного материала доводится до студентов на лекциях (14 часов), часть усваивается в ходе работы на семинарах (практических занятиях) (22 часа) и в процессе самостоятельной работы под контролем преподавателя (36 часов). Основными формами учебной работы являются: лекции и семинарские (практические) занятия. Запланированы также интерактивные формы обучения – выполнение творческих заданий по «истории одного слова или оборота речи русского языка» (рассматривается история возникновения слова (оборота речи), изменение его значения на протяжении веков (этимологический анализ), роль понятия, стоящего за этим словом (оборотом), в жизни человека); речевые разминки, игры в слова, семинары в форме деловой игры, круглого стола. На каждом занятии уделяется время таким блокам, как «Орфографический, пунктуационный или орфоэпический тренинг», сообщения и доклады по согласованным с преподавателем темам. Согласно плану, студенты должны выполнить 2 контрольных задания. По окончанию изучения курса формой итогового контроля является зачет. Общая трудоемкость дисциплины – 72 часа (2 зачетных единицы).
Date: 2015-09-17; view: 529; Нарушение авторских прав |