Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностическое тестирование[1]





2. Вопросы для обсуждения:

1. Формы существования национального языка.

2. Понятие литературного языка.

3. Понятие культуры речи.

4. Критерии «хорошей речи».

5. Значение культуры речи в деятельности юриста?

3. Практические задания:

1.Прочтите отрывок из книги В.К. Журавлева «Русский язык и русский характер». Какие проблемные моменты современного русского языка и современной русской речи намечены в этом тексте?

 

«…Стало нормой, что русский оратор не произносит, а читает свою речь по бумажке. Косноязычие становится национальной болезнью. Невероятно низка культура речи в быту и в общественных местах, а нередко – и в парламенте, в газетах и радиопередачах...

Повсеместно можно слышать, что наши дети вообще мало читают, особенно классику. А что делает школа, чтобы научить читать, глубоко проникая в смысл прочитанного, научить восхищаться и дышать классическим русским словом Тургенева, Пушкина, Чехова, Толстого?

С точки зрения современной социолингвистики, литературный язык является мощнейшим фактором интеграции народа, нации в целостный социум. Язык является средством отбора, хранения и передачи информации, живой связью поколений. В процессе овладения языком происходит социализация личности, которая становится членом определенного языкового коллектива, представителем русского народа».

 

 

2. Прокомментируйте материалы таблицы:

Уровень Варианты
Фонетический   Чтобы – чтоб, папоротник – папортник, уполномочивать – уполномачивать
Словообразовательный   Осмысление – осмысливание, слесарничать – слесарить, геройски – по-геройски, читальня – читалка, волчица – волчиха
Морфологический   Эта толь – этот толь, кофе остыл – кофе остыло, полотенец – полотенцев, в цехе – в цеху, поезжай – езжай – съезди, важнейший – самый важный – наиболе важный, в ста метрах – в сотне метрах – в стах метрах
Синтаксический   Ждать поезда – ждать поезд, купить хлеба – купить хлеб, ехать на поезде – ехать в поезде – ехать поездом, рекомендовать тренером, рекомендовать как тренера, рекомендовать в качестве тренера
Лексический (фразеология)   Язык прилип/присох к гортани, язык не повернется/не поворачивается сказать. Языком трепать/чесать/ болтать/молоть, будто/словно /точно корова языком слизнула

 

 

4. Задания и упражнения на дом [2] :

 

1. Прочтите текст и составьте к нему тезисный план. К каждому тезису подберите свои аргументы или примеры.

«Культура речи неотделима от общей культуры», – писал К. Чуковский. Эти слова могут быть отнесены и к профессиональной культуре. Понимая профессиональную культуру как совокупность знаний и навыков, обеспечивающих высокие результаты работы каждого человека по выбранной специальности, отметим, что само понятие «профессиональная культура» не имеет однозначного толкования, существует разница и в определении составляющих это понятие компонентов.

Психологи высказывают мнение, что профессиональная культура обеспечивается синтезом культуры поведения, эмоциональной культуры, культуры речи и культуры профессионального общения. Считается, что каждая профессиональная деятельность воздействует, и весьма значительно, на человека. Существует утверждение, что люди есть то, что они делают. При этом культура речи составляет основу культуры профессионального общения, друг без друга они просто несостоятельны.

 

2. Составьте подробный конспект по теме «История становления современного русского литературного языка» (от 5 листов).

 

 

5. Литература:

Основная

1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Уч. пособие. – Р/на-Дону, 2007*.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Уч. пособие. – М., 1988.

3. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Уч. пособие. – М., 2010.

4. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи. – М., 2012.* *

5. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. – М., 2007.*

Дополнительная

6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Уч. пособие. – М., 2010.

7. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1998.

8. Константинова Л.А., Ефремова Л.В., Захарова Н.Н. и др. Нормы русского литературного языка: Уч. пособие по культуре речи. – М., 2010.

9. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. – М., 2009.

10. Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев – М., 2005.


11. Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ-2011. Русский язык: Репетитор. – М., 2010.

12. Микитич Л.Д. Иноязычная лексика. – Л., 1967.

13. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М., 1974.

14. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. – М., 2007.

15. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. – М., 2010.

Словари и справочники

1. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. Орфографический словарь русского языка. – М., 2010.

2. Ваулина Е.Ю. Давайте говорить правильно!: Юридическая терминология современной России: Краткий словарь-справочник. – СПб., 2006.

3. Давайте говорить правильно! Паронимы современного русского языка. Краткий словарь-справочник / Сост.: О.А. Лазарева, А.А. Шушков. – СПб., 2008.

4. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. – М., 2010.

5. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. Е.Н. Ширяева, Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова – М., 2007.

6. Лопатин В.В. Правила русской орфографии и пунктуации. – М., 2009.

7. Лопатин В.В., Чельцова Л.К., Нечаева И.В. Прописная или строчная?: Орфографический словарь. – М., 2007.

8. Панова Е.А. Русский язык: учебно-справочное пособие. – М., 2004.

9. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. – М., 2008.

10. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. – М., 2010.

11. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2010.

12. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 2009.

13. Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. – М., 2010.

14. Сычева Г.Н. Орфограммы в словах: Уч. пособие. – М., 2006.

15. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка / Под ред. К.С. Горбачевича. – Л., 1973.

16. Шелякин М.А. Объяснительный словарь непроверяемых орфограмм русского языка. – М., 2009.

Интернет-ресурсы

1. http://www.gramota.ru – справочно-информационный портал«Русский язык»

2. http://www.slovari.ru

3. http://www.rusyaz.ru

4. http://www.uchim.ru







Date: 2015-09-17; view: 1125; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию