Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Одежда казака 1 page





Особенности жизни казаков отразились на их одежде. Своеобразный вид казачьей одежды складывался веками. Приходили беглые в казачьи станицы в своей русской одежде, а здесь носили то, что давало войско.

Облик одежды воссоздают старинные казачьи песни.

На стружках, сидят гребцы — удалые молодцы,

Удалые молодцы — вседонские казаки.

На них шапочки собольи, верхи бархатные,

Пестрорядные рубашки с золотым галуном.

Астраханские кушаки полушалковые,

С зачесами чулочки,

Да все гарусные.

Зелень-сафьян сапожки, кривые каблуки.

Казачий костюм стал результатом соседства с народами Северного Кавказа. Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками. О том, что носили казаки в 1705 году, говорил в Посольском приказе атаман донской зимовой станицы Савва Кочет:"… платья де они носят по древнему обычаю, как кому из них которое понравитца: иные любят платье и обувь по черкески и по калмыцки, а иные обвыкли ходить в русских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочется, тот тако и творит". А дальше, как бы предупреждая Петра о том, что среди казаков петровские нововведения не приживутся, говорил: «А немецкого платья де никто из них казаков у них на Дону не носят, и мастеров, то есть портных, которые б немецкое платье могли делать, в городах их казацких не живут».

Петр I понял, что казачья одежда и вообще внешний вид – нечто большее, чем мода, и бритье бород и введение «немецкого платья» у казаков бескровными не будут. Но, скорее всего, царь-реформатор в совместных с казаками походах убедился, как приспособлена одежда казаков к боевой жизни в степи.

За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары – в узких штанах невозможно сесть на коня, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX веках. Рубахи были двух видов – русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или шелка. Степняки вообще предпочитали шелк другим тканям – на шелке вошь не живет. Сверху – сукно, а на теле шелк. Зимой носили нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело – так народы Севера носят кухлянку.

Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук (тюрк. арка – спина, тюрк. лык – греть) – «спиногрей» – нечто среднее между стеганым татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон – валенный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна существовал как самостоятельный головной убор – башлык.

Сапог было великое множество – без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичини и «чирики» – туфли галоши, которые надевались либо поверх ичиг, в которые заправлялись шаровары. Носили и «башмаки» – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. башмак – теленок).

Но казак более всего ценил одежду не за ее стоимость и даже не за удобства, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный мир, которым была наполнена каждая деталь казачьего костюма. По верованиям древних, одежда – вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядов, и уже тем более одежду с убитых. Надеть «чуждые покровы» означало войти «вволю» дарителя и потерять свою волю. Поэтому казак ни за что не надевал бы «шубу с царского плеча».

Награждая казаков, атаманы дарили им материал «на справу», но никогда не дарили атаманский кафтан.

Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они впервые. Лампасы обнаруживаются на казачьей одежде, на одежде половцев и еще раньше – скифов. Так что при Платове ношение лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству. Не случайно так гордились и гордятся ими казаки.

В отличие от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязаны были носить стандартную униформу. Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха – для казака были раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незаконном собрате все.


Ордынские казаки - русский генерал-майор А. И. Ригельман, написавший Две книги по казачьей истории и от 1740 г. общавшийся с Казаками на Днепре, Дону и Тереке, говорит в "Летописном повествовании о Малой России": "Когда Татары, под предводительством хана своего Батыя, в 1240 г. взяли Киев, оной до основания разрушили и всю тамошнюю страну опустошили, и был град оной со всеми облежащими местами пуст, тогда и Казаки отторгнулись от державства Российского и оставались под властию Татар". В подтверждение этих слов Ригельман указывает и "Примечание к Татарской Родословной истории о Казаках, живущих в стране, как Татары именуют, Кипчакской, т. е. на землях тех же самых, лежащих между рек Тин или Танаис и Бористен, ныне же именуемых Доном и Днепром".
Эти Казаки, которых Ригельман, копируя древние источники, называет иногда Косаками, до времени "державства Российского" составляли коренное население Томаторкани. Только после смерти ее государя Мстислава Храброго (1036 г.), Ярослав киевский "покорил под свою власть Косаков,. которык прежде больше всех опасался" Ригельман).

Однако эти связи с Киевом оказались некрепкими. При первом появления Монголов в 1223 т. степные племена Касаков или Казаков оказались на их стороне и способствовали поражению объединенных русско-половецких сил. Русские летописи укоряют по этому поводу казачье племя Бродников и их вождя Плоскыню.
После 1240 г., когда все Восточные Славяне стали данниками Золотой Орды, степные казачьи земли и Приазовье, на Дону и на Днепре попали в границы татарской империи. По типу, привычкам и роду жизни Казаки мало отличались от других степных народов, переходящих из кочевого в оседлый быт. В царстве хана Бату они оказались, наравне с Половцами-Кыпчаками, своими людьми. Ставши от первой встречи с Монголо-татарами их союзниками. Казаки имели возможность беспрепятственно проживать на прежних местах оседлым военным народом. Ханы со временем поручили им надзор за отдельными участками северной и западной границ. Земледельцы же из их среды должны были доставлять Татарам плоды своих трудов. В Ипатьевской летописи сохранилась часть записи о казачьем племени Болоховцев (под 1241 г.). Даниил Галицкий "на не болшую вражду держа, яко от Татар болшую надежду имеаху", а к тому же еще, завоеватели не тронули их городков и поручили Болоховцам "да им орютъ пшеницу и проса".

Эти новые "татарские люди" издавна были христианами, а первые ханы не притесняли инаковерующих. В 1261 г. киевский митрополит Киприан, по предложению хана Беркая, основал в городе Сарае епископию для ордынских христиан. Одно время ее центр находился в Переяславе и тогда епископы носили титул Саранских и Переяславских, но потом его. пришлось перенести назад в Сарай и епископы стали называться Саранскими и Подонскими. Богослужения в храмах совершались на церковно-славянском языке, а деловая переписка с митрополитами на языке русском.

Оседлое казачье население выставляло очередные ополчения, которые располагались на границах или принимали участие в походах на запад, но из его же среды выходили своевольные и подвижные группы, совершавшие самостоятельные набеги на соседей. Может быть, поэтому в Литве и в Польше о Казаках сложилось представление, как о племени мало зависавшей от ханов и составлявшем как бы отдельную орду.


Таким образом, все Казаки могли долгое время считаться ордынскими. Исключение составляли только те, что скрылись в горах между Кабардинцами (зто будущие Гребенцы и Горские Казаки), но иногда и они привлекались на службу отдельным ханам. Старинный русский историк Болтин пишет: "В 1282 г. Баскак татарский Курского княжения" призвав Черкас из Бештау или Пятигорья, населил ими Слободы под именем Казаков". Но служба в этой области оказалась им не по душе и они ушли в Канев "к Баскаку, который назначил им место к пребыванию ниже по Днепру. Тут они построили себе городок, или приличнее острожек и назвали Черкасы, по причине, что большая часть их была породою Черкасы" (листки основной Лаврентьевской летописи за этот год, по какой то причине, бесследно исчезли). Но Черкасами назывались и тогда и после также Казаки, вышедшие с. Кавказа. По персидской географии Гудуд ал Алэм (982г.), северо-западная часть Кавказа называлась "Землей Касак", а источники более поздние (Герберштейн, Матвей из Мехова) указывают, что в Пятигорье проживали и Черкасы христиане, говорившие на славянском диалекте.

В Ермолинской летописи под годом 1445 значится: "тое же весны царь Махмет и сын его Мамутяк послали в Черкасы по люди и прииде к ним две тысячи Казаков". Без сомнения, речь здесь идет о стране Черкасской, о том самом Пятигорье. В ином случае, по правилам древнего слога, стояло бы "послали в город в Черкасы".

В то время, когда баскак призвал Казаков из Пятигорья, правителем западных областей царства Золотой Орды или Дешт и Кыпчак был темник Нагай. Казаки в его войсках играли заметную роль и, по мнению казачьего историка Е. П. Савельева (История Дона), своими подвигами способствовали росту его военной славы. Современник Нагая, Грек Пахимер (История императоров Михаила и Андроника) рассказывает, что темник сумел основательно отатарить местное население днепровско-донецких степей. Там все стали носить татарскую одежду, переняли татарские обычаи, язык и все вместе стали так сильны, что легко разбили войска хана, пытавшегося принудить их к послушанию.
После Нагая, при крымских ханах Гиреях, Ордынские казаки выступают, как Казани Перекопские и Белгородские. Из них же набирались отряды охраны черноморских колоний Генуи. В уставе колоний предусмотрены их права и обязанности.
В известную эпоху такими же ордынскими можно считать и Донских Казаков. О них можно многое узнать из посланий московских митрополитов к приходам Червленного Яра на Среднем Дону (от начала XIV в. до 1560 г.). Об участии этих Казаков в Куликовской битве говорит извлечение из какой то старинной летописи, сохранявшееся в записях Вкладной книги часовни на Лубянке в Москве: "Там в верховьях Дона народ христианский воинского чину живущий, зовомии Козаци", выступил по стороне Московского князя Дмитрия Донского, "с радостию стретающа его со святыми иконами и со кресты, поздравляюще ему о избавлении своем от супостатов и приносяща ему дары от своих сокровищ, иже имяху у себя чудотворные иконы в церквах своих". Запись во Вкладной книге Донского монастырях говорит и об участии их в самой битве: "Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к великому князю Димитрию Ивановичу Донские Казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Димитрия Иоановича в междуречьи Дону и Непрявды, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя.Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Димитрию Иоановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение агарян вручиша".


Пишет об этом и Краткая Московская летопись, которая, по словам Ригельмана, "напоминает нам, что перед сражением Московского вел. князя Дмитрия Ивановича с Мамаем, поднесена ему Донскими Казаками икона Донская". А в родословной Татарской истории он же находит: "Когда татарская сила начала упадать, то Казаки, видя, что Россияне начали явно противиться Татарам, также напали на них всеми своими силами".

Причиной этих выступлений послужили междоусобия наступившие в царстве Дешт и Кыпчак, борьба всех против всех и вытекающие из этого постоянные насилия со стороны враждующих между собою татарских улусов.
Когда начались столкновения между разными претендентами на главенство в империи, ханы особенно стали привлекать к себе на службу многие казачьи роды. Они формировали из них свои дружины и ценили Казаков не меньше, чем своих знатных родственников, огланов, князей и мурз. В XV в. Ордынские казаки составляли многочисленный социально-племенной слой в друживших между собою Крымской и Нагайской ордах. В то время как Донские Казаки вынуждены были оставить около 1395 г. берега своей реки, Перекопские, Белгородские, Нагайские и Азовские Казаки оставались с Татарами до прихода на северные берега Черного моря завоевателей Турок. Тогда Ордынские казаки оставили ханов, признавших власть турецкого султана, перекочевали к границам В. Княжества Литовского, а частично и к ушедшим раньше на московские "украйны" Донцам.

Это произошло в конце пятнадцатого столетия, а через полвека все они начали дружное возвращение на те днепровские и подонские юрты, которыми владели при Татарах и которые испокон веков считали своим "Присудом".
Казачьи войска -1916 году в Российской империи было 11 казачьих войск и несколько отдельно поселенных казачьих полков и насчитывалось в казачестве 4 миллиона 420 тысяч человек, с неказачьм населением (иногородним) до 11 миллионов.

Занимали они громадную территорию: от Черного до Желтого морей и располагались так: Донское войско — 1 миллион 500 тысяч казаков, Кубанское войско —1 миллион 300 тысяч, Оренбургское войско — 533 тысячи. Терское войско — 255 - тысяч, Забайкальское войско — 264 тысячи. Сибирское войско 172 тысячи. Уральское — 174 тысячи, Амурское войско — 49 тысяч, Семиреченское войско – 45 тысяч, Астраханское войско — 40 тысяч, Уссурийское войско — 34 тысячи. Енисейский полк — 20 тысяч, Якутский полк — З тысячи и отдельно поселенные казачьи сотни.

Выставляли казаки огромное и хорошо вооруженное войско в З30 тысяч воинов. Были в казачьих войсках не только всадники, но и пехота — пластуны, артиллеристы батарейцы, были даже моряки Каспийской и Амурской казачьих флотилий.

Содержались казачьи войска за собственный счет и очень дешево обходились государству.

 

Амурское казачье войско — этническая группа русских на Дальнем Востоке.Старшинство с 20 августа 1655 года. Войсковой штаб — город Благовещенск с 1 февраля 1890 года. Войсковой праздник, войсковой круг — 17 марта, день преподобного Алексия человека Божьего.

Существует мнение, что историю Амурских казаков нужно вести от казаков Хабарова и основания крепости Албазин на реке Амуре в 1651 году. Однако первые представители современных Амурских казаков появились на берегах Амура в 1854 году, когда проводился первый сплав из Забайкалья в устье Амура силами забайкальских казаков. В 1858 году в Приамурье было переселено 13879 Забайкальских казаков. Отбор производился по жребию. В 1862 году казачья община на Амуре пополнена штрафными солдатами бывшего Корпуса внутренней стражи — 2000 человек. В 1889 году станицы и поселки, расположенные по реке Уссури были выделены в Уссурийское казачье войско, а Амурские казаки получили пополнение за счет новых переселенцев: 62 семьи Забайкальских и в 1052 семьи Донских, Кубанских и Оренбургских казаков.

Первоначальное Амурское казачье войско подчинялось военному губернатору Амурской и Приморской областей (с 1879 года только Амурской), а затем Приамурскому генерал-губернатору и командующему войсками Приамурского военного округа, являвшемуся войсковым наказным атаманом Амурского и Уссурийского казачьих войск. Несло службу охраны границы по рекам Амур и Уссури (с выделением в 1889 г. Уссурийского казачьего войска — только по Амуру), комплектовало созданную в 1897 году Амуро-Уссурийскую флотилию. Площадь земли Амурских казаков составляла 5,8 млн дес. (6,4 млн га), из них использовалось 0,74 млн дес. (0,81 млн га). Казачье население (120 поселений) в 1916 составляло 49,2 тыс. чел. В мирное время выставляло 1 конный полк (4 сотни) и 1 пехотный взвод, в военное — 2 конных полка (12 сотен), 1 гвардейский взвод, 5 особых и 1 запасную сотню, 1 батарею (всего 3,6 тыс. человек).

 

Астраханское казачье войско - войско, сформированное в 1817 из казаков Ниж. Поволжья, несших сторожевую службу на Волге со времени присоединения Астрахани к России (1556). В 1737 в Астрахани была сформирована трехсотенная конно-казачья команда для конвоирования курьеров, почты и для несения караульной службы, реорганизованная 28 марта 1750 в Астраханский пятисотенный полк, к-рый в 60-х гг. 18 в. был расселен в 7 станицах по прав. берегу Волги от Астрахани до Черного Яра. В нач. 19 в. к Астрах. полку присоединили царицынскую, камышинскую, саратовскую казачьи команды и остатки волжских казаков. В 1817 полк, состоявший уже из 16 сотен, был реорганизован в трехполковое А. к. в. во главе с наказным атаманом. А. к. в. несло службу на кордонных линиях в Ниж. Поволжье и выделяло отряды в Калмыцкую и Букеевскую орды, Астрахань и Царицын. В 1833 А. к. в. было изъято из ведения Кавк. корпуса и подчинено астрах. губернатору. В 1861 А. к. в. подчинено Воен. мин-ву, кордоны ликвидированы, в 1872 - разделено на 2 отдела и вместо 3 учрежден 1 кон. полк с 1 кон.-арт. полубатареей для мирного времени и 3 кон. полка с 1 кон.-арт. батареей для воен. времени. Срок службы по положению 1881 определен в 20 лет (с 18 лет) в 1-м разряде и пожизненно во 2-м разряде (ополчение). А. к. в. участвовало в Отечеств. войне 1812, в рус.-тур. войнах 19 в. и в 1-й мировой войне. В 1838 А. к. в. насчитывало казаков с семьями 12,8 т. ч., в 1880 - 24,5 т. ч., в 1912 -42,6 т. ч. обоего пола. В нач. 20 в. А. к. в. занимало 18 станиц и 50 хуторов, располож. от Астрахани до Саратова. Зем. фонд войска в 1900 - св. 773 тыс. дес. После победы Сов. власти в Астрахани (где находилось Гл. управление А. к. в.), в янв. 1918 вспыхнул мятеж, поднятый офицерской орг-цией "Вольное казачество", но вскоре был подавлен. В период гражд. войны значит. часть А. к. в. перешла на сторону контрреволюции и участвовала в наступлении на Астрахань. В окт.-нояб. 1919 белогвардейцы под Астраханью были разбиты. Разгром контрреволюц. части казачества и социально-экономические мероприятия Сов. власти привели к ликвидации Астраханского казачьего войска.

 

Бугские казаки (бывшие днепровские казаки), поселившиеся с 1775 года в пограничных районах России между Южным Бугом и Днестром (юг Украины), вскоре — в 1787 году — по инициативе Г. А. Потёмкина и решению правительства образовали «Войско верных казаков» (другое название —Екатеринославское казачье войско),переименованное в Черноморское казачье войско (черноморские казаки) после русско-турецкой войны 1787 — 1791 годов. В 1792 — 1793 годах войско, по решению русского правительства, было переселено на Кубань.

 

Бурятское казачье войско - Бурятское казачье войско образовалось почти четыре столетия назад. В начале XVIII века политическое положение на восточных границах Российской империи было крайне тяжелое. Из-за неудачи восстания монгольских ойратов (джунгар) против маньчжурского правительства в 1750 году многие из них бежали в Россию, которая не выдавала перебежчиков маньчжурам и китайцам, из-за чего маньчжурское правительство предъявило России ультиматум. Пограничные территории в то время были почти не заселены русскими, оберегать границу было совершенно некому, и правительство прибегло к местному населению, тунгусскому и бурятскому. Из бурят ближе всех к границе находились селенгинские и хоринские, они и охраняли границу первое время.

Охранная повинность стеснила хозяйственную деятельность бурят-казаков, кочевой быт которых вынуждал их передвигаться с места на место, и они сами решили, по примеру тунгусов, сформировать казачьи сотни из числа ясачных, то есть платящих дань. Бурятские старшины 14 родов селенгинцев подали правительству просьбу выделить из их среды особые команды дозорных в 2400 человек, освободив их от ясака.

Правительство обрадовалось намерению бурят служить бесплатно, за освобождение от ясака (который в пересчете на 2400 человек составлял 7200 рублей), и направило в Сенат представление о формировании 4 бурятских казачьих полков, которое было утверждено 30 июня 1764 года. В этом же году были сформированы 4 бурятских полка. Каждых полк состоял из 6 сотен по 100 человек, во главе полка стоял избранный есаул, во главе сотни - также избранный сотник, а во главе всех селенгинских бурятских казаков стоял войсковой старшина.

Все буряты-казаки были конные, вооружены луком и стрелами, атаманы имели сабли и кортики с серебряным темляком. Буряты обладали качествами, необходимыми для несения пограничной службы: они были наблюдательны, отлично стреляли из лука и были хорошими наездниками. Они хорошо могли по следам отыскать скот, угнанный за границу, на что русские казаки были не способны.
Строевое обучение у бурят-казаков отсутствовало. Служба заключалась в объезде границы – из каждого караула выделялось 3 всадника, 1 русский и 2 бурята, они объезжали границу до встречи с другим караулом, обменивались с ним записками, выданными смотрителями караулов. Когда расстояния между караульными постами были слишком большие, на месте встречи строились караулы-поселения, которые содержались отставными казаками. Дома для караулов строили ближе к границе и ставили там посты в составе 1 урядника, 4 русских и 10 бурятских казаков.

Итак, вопрос об охране границ начал успешно решаться. В первую очередь началось укрепление границы с Китаем. Все шло прекрасно, пока отношения с Китаем не стали налаживаться, и через 6 лет после образования бурятских казачьих полков в 1770 году пограничная канцелярия дала представление о возвращении бурят обратно в ясачное состояние, с тем, чтобы они платили ясак и содержали караульных. Это было сделано в соответствии с договором с Китаем, подписанным графом Рагузинским в 1727 году. Иркутский генерал-губернатор не одобрил это представление, и хода делу не дал.

В 1830 году снова возник вопрос о роспуске казачьего бурятского войска по инициативе уже самих бурят-казаков, но этот проект также был отвергнут Иркутским генерал-губернатором (в то время казаков-мужчин уже насчитывалось, вместе с малолетними, 8300 душ). В 1851 году генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев (впоследствии Муравьев-Амурский) начал заселение Амурского края русскими. По его проекту формировалось большое Забайкальское войско, состоявшее из 6 полков: трех пеших и трех конных, из которых один был бурятский.

16 февраля 1895 г. бурятские казачьи полки размещались в шести станицах: Гигетуйской, Боргойской, Селенггинской, Харьяской, Аракиретской и Янгажинской. Управление станицами состояло из станичного атамана, станичного правления и станичного суда. По переписи 1897 года, численность бурятов-казаков составляла 20 тысяч человек обоего пола, они проживали в 14 станицах. С началом революции 1917 г. буряты-казаки оставили службу, и стали присоединяться к сородичам, образовывая национальные образования хошуны и аймаки (в тот момент число бурят-казаков составляло 24 тысячи лиц обоего пола, то есть четверть всего населения Селенгинского аймака). Некоторые из них, так же как и казаки-русские, хранили верность свергнутому режиму. Наступили смутные времена. Имущество казачьих станиц было экспроприировано, вернувшиеся с фронта казаки-буряты и русские пытались его вернуть, и грабили, в свою очередь, аймачные управы. Вновь создавались казачьи станичные комитеты. Многие буряты-казаки продолжали служить в казачьих войсках атамана Семенова.

 

Волжские казаки начали селиться в низовьях Волги с XVI века. В основном это были беглые крестьяне из Москвы и с Дона. Промышляли волжские казаки в основном разбоями на Волге и в окрестных лесах Жигулей. После Крестьянской войны (1773 — 1775) под предводительством Емельяна Пугачёва, в которой волжские казаки приняли самое непосредственное участие, все они поступили на государственную военную службу. Часть волжских казаков стала именоваться «астраханскими казаками», а часть в 1770 году была переселена на Терек на Северном Кавказе, и из них были сформированы Моздокский полк и Волгский полк терских казаков.

 

Донское казачье войско - Донское казачье войско размещалось на территории Области войска Донского (современная Ростовская, части Волгоградской, Луганской, Воронежской областей и Калмыцкой АССР).

Хоть Ростов присоединился к области Войска Донского совсем по историческим меркам недавно (в 1887), многие документы по населению области можно найти в его архиве. В 1920 в Ростове был создан Центральный исторический архив, в 1925– архив Октябрьской революции, в 1934 – Азово-Черноморский краевой военный архив. В 1941 эти архивы были объединены в Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Там хранятся многие документы по истории Дона с середины XVIII века. Есть там и около 60 фондов личного происхождения известных на Дону краеведов, писателей, ученых. Большинство современных российских историков считает донское казачество этносоциальной и культурнополитической общностью, имевшей двойную природу. С одной стороны, оно представляло собой субэтнос по отношению к великорусскому этносу, с другой, - являлось военно-служилым сословием, что было зафиксировано в «Полном собрании законов Российской империи».

В разное время в придонских степях обитали племена меотов, скифов, сарматов. В устье Дона в 4-3 вв. до н.э. была греческая колония Танаис (на месте современного Азова), а в 1-3 вв. н.э. два меото-скифских поселения, упоминаемые Птолемеем под названиями Панардис и Патарва. В начале 1-го тысячелетия н.э. в районе нижнего течения Дона кочевали гунны и болгары; после их ухода на Дону возникли поселения восточных славян (актов). В 7-9 вв. Нижний и Средний Дон находились под властью хазар, позднее создавших здесь свое государство — Хазарский каганат, которое в 954 было разгромлено киевским князем Святославом Игоревичем. В 10-12 вв. на месте Азова существовало славянское поселение (основано в 965 или 966), входившее в состав древнерусского Тмутараканского княжества. В 11 в. в низовья Дона из Заволжья пришли половцы. В 13 в. через устье Дона проходил Великий торговый путь в Китай, и в том же веке район Нижнего Дона оказался под властью монголо-татар (Золотой Орды).

В 1265 была учреждена Сарайская христианская епархия, которая охватывала население территории между Волгой и Днепром. Донские казаки в 1380 преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. Но жили они не оседло. Историк В.Н. Татищев считал, что Войско Донское образовалось в 1520, а донской историк И.Ф.Быкадоров - с 1520 по 1546. Именно в это время казачество переходит на оседлый, постоянный образ жизнедеятельности, строя первые "зимовища и юрты". И образовывает свою государственность.

Первым официальным письменным источником, дошедшим до наших дней является грамота царя Ивана Грозного от 3 января 1570 о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и Донские казаки слушали царского посла Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов, и "тем бы вы нам послужили..., а мы вас за вашу службу жаловать хотим". Именно этот царский документ считается днем официального образования войска Донского. Хотя совершенно понятно, что оно образовалось раньше, иначе к кому же обращался царь? Во всяком случае, с этого времени русское правительство использовало Донское казачье войско для защиты южных границ.

К концу 16 в. казачьи поселения возникли на протяжении 800 км по Дону и его притокам (рр. Северский Донец, Медведица, Хопёр, Бузулук, Жеребец).
В результате церковных реформ патриарха Никона (1655-1656 гг.) в леса, в пустыни, за границу, в Польшу, в Астрахань, в Сибирь, на Дон побежали приверженцы старообрядчества, На Дону они поселялись в верховьях, принимали их потому, что казаки, естественно, тоже были старообрядцами.
Русское правительство с 17 в. использовало Донское казачье войско как вооружённую силу в войнах с Турцией и Польшей. За "службу" выдавалось жалование деньгами, порохом, свинцом, сукном и хлебом. Делами Донского казачьего войска ведал с 1623 Посольский приказ, с которым оно сносилось посылкой "лёгких" и более долговременных "зимовых станиц" – посольств, что доказывает, что донские казаки тогда рассматривались как иностранцы.

В 1637 донские казаки захватили у турок Азов и, выдержав 3 1/2-месячную осаду, удерживали его до 1642. Донское казачье войско участвовало в Азовских походах 1695-96.

К концу 17 в. насчитывалось до 125 казачьих городков. Центрами Донского казачьего войска были: Раздоры (16 в.), Монастырский Городок (с 1622), Азов (1637-42), Махин Остров (с 1642), Черкасск (с 1645), состоявший из 11 станиц, в том числе одной татарской.

Население занималось рыболовством и охотой. Для захвата военной добычи Донское казачье войско организовывало набеги на турецкие владения по побережьям Азовского и Чёрного морей, а также на побережье Каспийского моря. Постепенно выделились 2 группы Донских казаков: домовитые (или старожилы), преимущественно низовые, и голутвенные (или голытьба), главным образом проживавшие в верховьях Дона (в значительной степени это переселенцы по религиозным соображениям).

До начала 18 в. Донское казачье войско, пользовалось широкой автономией и имело самоуправление: войсковой Круг (высший орган управления и суда) и выборные исполнительные органы (атаман, 2 есаула, дьяк). Во время походов выбирался походный атаман с неограниченной властью. Войско делилось на сотни и полусотни, возглавляемые сотниками, пятидесятниками и хорунжими.
Правительственная колонизация, запрещение донским казакам принимать беглых и карательные действия царских войск вызвали Булавинское восстание 1707-09, после подавления которого Донское казачье войско было подчинено Военной коллегии (с 1721).







Date: 2015-09-17; view: 803; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию