Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Заветы Игната
(свод правил возведенных в ранг закона казаками Некрасовцами) 1. Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться. 2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены. 3. Высшая власть – казачий круг. Участие с 18 лет. 4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются. 5. Атаман избирается на год. Если провинился – смещается раньше срока. 6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все. 7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из нее каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идет в кош. 8. Кош делится на три части: 1 часть – войско, вооружение. 2 часть – школа, церковь. 3 часть – помощь вдо- вам, сиротам, старикам и др. нуждающимся. 9. Брак может быть заключен только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть. 10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его, а мужа круг наказывает. 11. Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит. 12. За разбой, грабеж, убийство – по решению круга, – смерть. 13. За разбой и грабеж на войне – по решению круга, – смерть. 14. Шинков, кабаков – в станице не держать. 15. Казакам в солдаты дороги нет. 16. Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по-старому. 17. Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает. 18. В посты песен мирских не петь. Можно лишь старины. 19. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучиться не может. 20. Сиротам и престарелым помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться. 21 Личную помощь хранить в тайне. 22. В станице не должно быть нищих. 23. Все казаки держаться истинно- православной старой веры. 24. За убийство казаком казака, убийцу живым закапывать в землю. 25. Торговлей в станице не заниматься. 26. Кто торгует на стороне – 1/20 прибыли в кош. 27. Молодые почитают старших. 28. Казак должен ходить на круг после 18 лет. Если не ходит – берут штраф два раза, на третий – секут. Штраф устанавливает атаман и старшина. 29. Атамана избирать после Красной горки на год. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником или по- ходным атаманом – после 40 лет. Войсковым атаманом – только после 50 лет. 30. За измену мужа, ему бьют 100 плетей. 31. За измену жены – закапывать ее по шею в землю. 32. За кражу бьют до смерти. 33. За кражу войскового добра – секут и горячий котел на голову. 34. Если спутался с турками – смерть. 35. За измену войску, богохульство – смерть. 36. Если сын или дочь подняли руку на родителей – смерть. За обиду старшему – плети. Младший брат на старшего руки не подъемлет, круг плетьми накажет. 37. На войне в Русских не стрелять. Против крови не ходить. 38. Стоять за малых людей. 39. С Дона выдачи нет. 40. Кто не исполняет заветов Игната, тот погибнет. 41. Если в войске не все в шапках, то в поход идти нельзя. 42. За нарушения атаманом заветов Игната – наказать и отстранить от атаманства. Если после наказания атаман не благодарит Круг «за науку» – высечь его повторно и объявить бунтовщиком. 43. Атаманство может длиться лишь три срока – власть портит человека. 44. Не держать тюрем. 45. Не выставлять в поход заместителя, а тех, кто это делает за деньги – казнить смертью как труса и пре- дателя. 46. Виновность за любое преступление устанавливает Круг. 47. Священника, не исполняющего волю Круга – изгнать. …Некрасов записал в особую книгу свод законов жизни казачьей общины. Эта книга и называлась «Заветы Игната». Сама книга пропала. Но, говорят этнографами собрано свыше 170 статей из неё по устным преда- ниям некрасовцев. Для России наступила длительная полоса войн с Османской империей. Весь XVIII век храбро и умело бились казаки: они участвовали во взятии Каушан и Бендер, Очакова и Аккермана. Особую доблесть показали казаки при штурме крепости Измаил. Суворов писал в рапорте князю Григорию Потемкину: «Храбрость, стремительный удар и неутомимость Донского Войска не могу довольно выхвалить». Заключительным этапом войн XVIII столетия были знаменитые Итальянский и Швейцарский походы Суворова, во время которых казаки снова продемонстрировали чудеса храбрости и боевого искусства. Георгиевское знамя, врученное Донскому Войску за эти кампании, венчало их боевой подвиг. В XIX столетии самым грозным противником России был французский император Наполеон, который дважды едва не угодил в плен к казакам. Оценивая вклад казаков в победу над французами, фельдмаршал Кутузов писал атаману Матвею Ивановичу Платову: «Почтение мое к Войску Донскому и благодарность к подвигам их в течение кампании 1812 года, которые были главнейшею причиною к истреблению неприятеля…Сие чувствование завещаю я и потомству моему». Наполеон же, удиравший от русских и их авангарда во главе с атаманом Платовым, признавался: «Надо отдать справедливость казакам, именно им обязаны русские своими успехами в этой кампании. Это, бесспорно, лучшие легкие войска, какие только существуют». В 1801 г. Грузия добровольно присоединилась к России. Позже в состав России вошли Северный Азербайджан и Восточная Армения. Новые российские владения в Закавказье оказались отрезанными от основной территории империи Кавказским хребтом и Северокавказским предгорьем, где жили независимые горцы. Стремление российского государства расширить свое влияние на эти земли столкнулось со свободолюбием и непокорностью народов Северного Кавказа. Началась самая длительная в истории России Кавказская война (1817-1864 гг.) Военные действия проходили на Северо-Восточном Кавказе в Дагестане и Чечне, и на Северо-Западном Кавказе в Адыгее (Черкесии). Основная тяжесть в этой затянувшейся на десятилетия войны легла на плечи казаков. Еще при Петре I стали создаваться укрепленные линии, которые представляли собой длинные цепочки казачьих станиц. Эти «линии» тянулись на тысячи километров по бескрайним степям и горам. Служба на них была невероятно тяжела. Первые казаки – линейцы буквально своими телами выстилали места будущих станиц, погибая не столько в боях, сколько от холода, голода и местных болезней. Воспоминания, которые оставили современники о первых линейцах, ужасают: «Если хочешь видеть тварь жалкую, всеми людьми и Богом забытую, представь казака на линии стоящего под ледяными дождями и вьюгою, голодного, в лохмотьях, тело его не согревающих, с бесполезною своею пикою, где от мороза и лютой метели скрывается он с двумя своими лошадками, едва на ногах стоящими, в яме, подобной норе, где и сам воздух без смертного вреда вдыхать невозможно. А едва он сменится и добредет до дальней своей станицы, где и отдохнуть не успеет, как гонят его на новую службу за сотни верст от родного дома». Эта война выдвинула своих героев и с той и с другой из враждующих сторон. У народов Дагестана и Чечни это был прежде всего их легендарный вождь – имам Шамиль, возглавивший газават – священную войну против неверных в 1834 – 1859 годах. Среди донских казаков таким героем был противник Шамиля – Яков Бакланов. Гигантского роста и громадной физической силы, с лицом настолько безобразным, что не разрешал себя рисовать, этот полковник, а затем генерал внушал своим противникам панический страх и внешностью, и умением обращаться с оружием. С окончанием Кавказской войны, в 1864 году, кончилась и служба донцов в Грузии. Прощаясь с донскими казачьими полками, тогдашний наместник на Кавказе, великий князь Михаил Николаевич, в приказе, отданном по кавказским войскам, так изволил выразиться о казаках: "Храбрые донцы в течение Кавказской войны постоянно делили с русскими войсками и труды, и славу военных подвигов, и многие из этих подвигов займут почетное место в истории". Казачество служило стражем России на ее рубежах, оно расширяло их, разделяя лавры военной славы с российским воинством. Осуществляя геополитические интересы Российского государства на Дальнем Востоке, забайкальские казаки в 50-60 годы XIX в. начали осваивать и заселять Приамурский край. По распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева, проведя в 1854-58 гг. 3 сплава, забайкальские казаки основали с 1858 по 1862 год в Приамурском крае 96 станиц и поселков: из них 67 на Амуре и 29 на Уссури. Переселение казаков на Уссури было сопряжено с невероятными трудностями, так как им приходилось передвигаться на плотах и лодках со всем домашним скарбом, а скот гнать берегом, покрытым то непроходимой тайгой, то дикими недоступными скалами, то вязкими болотами. Лишения, выпавшие на долю переселенцев, были настолько тяжелы, что рассказы стариков-очевидцев легче принять за легендарные вымыслы, чем за свершившиеся факты. О казаках-переселенцах едва ли не лучше всех написал Павел Федорович Унтербергер, первый Наказной Атаман Уссурийского казачьего Войска: “Уссурийский казак, не щадя здоровья и жизни, - так как многие из них сошли преждевременно в могилу- с честью и славою вынес на своих плечах колонизацию пустынной реки Уссури и тем оправдал надежды, возложенные на него графом Муравьевым-Амурским”. Этим людям не воздано за их труды. Нет в Приморье ни памятного знака, ни Креста в память о тех, кто селился не там, где лучше, а там, где нужно, о тех, кто умер от занесенной из Китая чумы или оспы, кого заломал медведь или смыл паводок. Они вряд ли надеялись на высокие награды или всеобщее почитание, но они вправе требовать помнить о себе лишь потому, что были первыми приморскими россиянами. Русско-японская война 1904 - 1905 гг. оказала большое влияние на развитие военного искусства. В ходе ее впервые были широко применены магазинные винтовки, пулеметы, скорострельные артиллерийские орудия, что привело к серьезным изменениям в области стратегии, тактики и оперативного искусства. Отошла в прошлое практика фронтальных конных атак в сомкнутых строях, а умелое взаимодействие с другими родами войск становилось необходимым условием успеха на поле боя. Война показала, что отныне одна кавалерия не в силах коренным образом повлиять на исход всей кампании. Русская конница на Дальнем Востоке была представлена, главным образом, казачьими частями. С самого начала боевых действий забайкальские, сибирские, амурские казаки отражали постоянные нападения японцев, занимались разведкой, охраняли фланги русских позиций. В русско-японской войне принимали участие также донское, кубанское и терское казачество. К 1914 году Россия обладала самой многочисленной в мире конницей. В военное время она могла выставить до 1500 эскадронов и сотен. В годы 1-й мировой войны русская армия действовала на Восточно-европейском и Кавказском театрах. Казачество выставило 164 конных полка, 177 отдельных и особых сотен, 27 конно-артиллерийских дивизионов (63 батареи), 15 отдельных конно-артиллерийских батарей, 30 пеших батальонов, запасные части, местные команды (всего около 300 тыс. человек). Казачья конница составляла более 2/3 численности всей русской кавалерии. Донские, кубанские и терские казаки приняли самое активное участие в мировой войне. Они действовали на Восточно-европейском и Кавказском театрах боевых действий. В ходе военных действий на всех фронтах донские, кубанские и терские казачьи части обнаружили наибольшую степень надежности и мобильности, а сами казаки – высокий боевой дух и отменную воинскую выучку. Потери среди них были наименьшими. Многие казаки были награждены орденами, медалями и георгиевским оружием. Конкретно: что Казачество дало России, - завоевание Сибири, присоединение Украины, колонизация Северного Кавказа, Туркестана, Поволжья, Амура, Уссури, постоянная боевая страда по охране «границ Российского государства», безграничная доблесть в войнах с внешним врагом и роль «спасителя России» и, как результат – громадная убыль людей, постоянные притязания на казачьи земли, моральный ущерб, экономическое оскудение. При обсуждении сметы Главного Управления казачьих Войск в Государственной Думе, депутат Забайкальского Казачьего Войска – Войлошников, сказал: «Голос Забайкальского казачьего Войска, будет вами услышан через ваши головы в другое время». В 4-ой Государственной Думе В.А. Харламов, депутат от Донского Войска, говорил: «Или казачьи войска и казачьи области нужны государству, и тогда государство и государственные учреждения должны принять меры к тому, чтобы эти казачьи войска экономически не обнищали, не одичали и не вырождались, потому что этого явления замалчивать нельзя. Или, если вам казачьи войска не нужны, вы так и скажите прямо, а не заставляйте казачье войско биться в судорогах последнего издыхания». К началу XX века в России сложилась мощная, присущая только ей, система казачьих Войск, служившая фактором умиротворения и стабилизации на окраинах. Земли казачьих Войск простирались вдоль всех южных и восточных границ России. На 1913 год то были Войска: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское, а также красноярские, якутские, иркутские и другие казаки. Когда-нибудь придет казачий Гомер и напишет казачью Илиаду, воспоет патриарха Гермогена, митрополита Дмитрия Ростовского, Святителя Иоасафа Белгородского, Ермака Тимофеевича, донского атамана Менжакова, гетмана Запорожских казаков Богдана Хмельницкого, Государственного канцлера России и светлейшего князя Александра Андреевича Безбородко, последнего гетмана «обеих сторон Днепра и войска Запорожского», президента Академии наук, фельдмаршала Кирилла Григорьевича Разумовского, Ефграфа и Петра Грузиновых, Вихорь-атамана Матвея Платова, генералов Бакланова, Слепцова, Кондрата Лукича Бардижа, славных рыцарей казачества генералов Краснова, Каледина, Корнилова, Шкуро, Семенова, Дутова, и прочих славных..... Нет великого Патрокла - жив презрительный Терсит. Патроклы погибали, ибо было много Терситов. Остановим внимание России на Терситах, убивавших Патроклов. К сожалению, до сих пор еще не существует объективно написанной русской истории, которая беспристрастно и правдиво отобразила бы долгий процесс строительства государства российского. Чем больше мы вдумываемся в суть проблемы «собирания земли русской», тем больше нас охватывает ужас при виде тех способов, которыми пользовались властелины и их приспешники в течение многих веков ради построения «единой и неделимой» России. Казачество было заподозрено в контрреволюционности, в стремлении подавить революцию. Казачеству не верили и его боялись, а потому всеми средствами беззастенчивой демагогии натравливали на него широкие народные массы солдат, рабочих и крестьян. Эта агитация с особой настойчивостью проводилась «радетелями революции» в не казачьем населении казачьих Областей и создавала тревожное положение внутри их. Летом 1918г. Донской атаман Краснов предложил новую конституцию Союза, по которой государство должно было называться «Доно-Кавказский Союз» и состоять из Всевеликого Войска Донского, Кубанского Войска, Терского Войска и Союза Горцев Северного Кавказа и Дагестана. «Под тяжестью ударов судьбы, обрушившихся на нашу Родину, для противопоставления наступающим темным силам, поправшим все Божеские и человеческие законы, для сохранения своей независимости, благополучия провозглашаем Доно-Кавказский Союз». Идея казачьего союза властно выдвигалась самой жизнью. Она была необходима не только в местных казачьих интересах, но и бесспорно давала основу для воссоздания России, как цельного государственного организма. Казачество, государственно мыслящее по своей природе, сумевшее сплотиться, смогло бы повлиять на ход возрождения России. «Ликвидировать казачество как класс» коммунисты начали в первую голову, еще во время гражданской войны. Помнят спины красноармейцев никем не превзойденные со времен древнего полководца Ганнибала кавалерийские рейды казачьих корпусов генералов Мамонтова и Шкуро. Большевики и мечтали бы иметь такую конницу, да идеями Маркса ее не создашь. Мало того, выдающийся большевистский лидер Лейба Бронштейн (Троцкий) писал о казаках: "Это своего рода зоологическая среда, и не более того. Стомиллионный русский пролетариат даже с точки зрения нравственности не имеет здесь права на какое-то великодушие. Очистительное пламя должно пройти по всему Дону и на всех них навести страх и почти религиозный ужас. Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции. Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Чёрное море". Остается пожалеть, что традиционным казачьим оружием была шашка, а не ледоруб, который таки и упокоили автора этих строк в далекой Мексике. Что же касается вождя мирового пролетариата Ульянова-Ленина: «Наша победа над казаками обеспечена». (т. 38, стр. 34) 1919 год. Тов. Сокольникову (он же Бриллиант) «Во что бы ни стало надо быстро ликвидировать, и до конца, восстание. Я боюсь, что Вы ошибаетесь, не применяя строгости, но если Вы абсолютно уверены, что нет сил для свирепой и беспощадной расправы, то телеграфируйте немедленно». (Т. 50, стр. 289-290) Тов. Раковскому, Антонову-Овсеенко, Подвойскому, Каменеву. «Во что бы то ни стало, изо всех сил, и как можно быстрее помочь нам добить казаков и взять Ростов, хотя бы ценой временного ослабления на Западе Украины, ибо иначе грозит гибель». (т. 50, стр. 290) Именно по настоянию Ленина, ненавидевшего Россию и все русское, в годы гражданской войны поголовно был уничтожен цвет русской нации и на долгие годы над Россией опустилась кровавая мгла. Началась эпоха советского рабства. «Ленинская гвардия» маршировала по грудам обезображенных трупов, в потоках казачьей крови. Циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б) об отношении к казакам 24 января 1919 г. Циркулярно. Секретно Последние события на различных фронтах в казачьих районах - наши продвижения вглубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск - заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбы со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо: 1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо принять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти. 2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам. 3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя. переселения, где это возможно 4. Уравнять пришлых "иногородних" к казакам в земельном и во всех других отношениях. 5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи 6. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних. 7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка. 8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания. ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли. Центральный Комитет РКП РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.4. Д.7. Л.5; Ф.17. Оп.65. Д.35. Л.216. Машинописный экз. Затихла недавно гремевшая битвами степь, надолго смолк неукротимый и сокрушительный бег казачьих коней. Сиротливо глядит столица Всевеликого Войска Донского город Новочеркасск. Замер в молитвенном молчании Войсковой Кафедеральный Собор. Крепко скованы двери Божьего Храма, негде душе найти успокоение, не изливается благость Всевышнего словами: «Придите ко мне все страждущие и обременении и аз упокою вы». Власть, эмблемой которой был серп и молот, шла со штыками и пушками на беззащитных людей, предпочитавших смерть большевистскому раю. Кстати говоря: заканчивая разговор о первом этапе массового расказачивания, считаю необходимым особо подчеркнуть роль в его организации Ленина. В последние десятилетия советской власти для многих даже самых записных диссидентов общим местом было, подчеркивая репрессивную антинародную сущность сталинского режима, кивать на «доброго» Ильича. Действительно, довольно ранняя смерть Ленина оставила возможность неких предположений, будто при нём бы все было совсем иначе. Тем более, что огромное количество документов, вышедших за его подписью, с категорическими «расстрелять», «беспощадно и повсеместно», были надежно упрятаны в архивах. С 1930 по 1934 г.г. Лазарь Каганович, уполномоченный ЦК и Совнаркома, под лозунгом «до конца разгромить кулацкий саботаж», проводит одно из самых жестоких мероприятий по уничтожению казачества на Дону и Кубани. Для окончательного подавления сопротивления коллективизации на Дону, Кубани, Украине и средней Волге был искусственно создан большевиками голод 1932 - 1933 г.г., унесший в могилу семь миллионов жертв. Уничтожение Казачества приняло массовые размеры. Особенно тяжел был 1933 г., когда правительство СССР решило закончить свой план в ударном порядке., избрав новый метод уничтожения Казачества путем раскулачивания через своих уполномоченных -–чекистов. Во главе их стоял известный садист – убийца государя Николая II и его семьи Белобородов. Это он, находясь в Ростове на Дону, проводил коллективизацию, в его же работу входило распыление и уничтожение Казачества. Выжил - кто выжил. Кто сумел приспособиться к людоедской власти. В 20-30-х годах за хранение дедовской черкески, кинжала, старых фотографий можно было запросто лишиться жизни - потому и мало что сохранилось по станицам. Старики завещали хоронить себя со снимками близких на груди. А выжившие молчали долгие годы. Чудом, едва не в последний миг оказалась пробужденной народная память. Но нужна ли она новым поколениям? Молодые с трудом верят во все это. Такое просто не укладывается в голове. Но это - было! В феврале 1936 года Постановлением ЦИК и СНК Казакской ССР: «О русском произношении и письменном обозначении слова «казак». В Постановлении сказано, что последняя буква «к» заменяется буквой «х». В соответствии с этим писать надо было не «казак » и не « Казакстан», а «казах» и «Казахстан». Дело в том, что до 1936 года в мире не существовало не только государства «Казахстан» – не было казахов как нации вообще. Было общее понятие – киргизы. Так назывались орды кочевников от Каспия до Алтая. Среди этих орд был один род под названием «казах», кочевавший между озерами Зайсан и Алаколь у самых границ Китая. И вдруг этот никому неизвестный род превращается в национальную республику с территорией в десятки раз превосходящую территорию «титульной» киргизской нации и второй по площади после России. Но вот, совершенно неожиданно, красные палачи вспомнили о казаках. Началась яростная газетная шумиха. Всюду на страницах советской печати запестрели статьи о казаках. Появились фотографии старых станичников, их интервью с корреспондентами. «Лучшие черты Казачества – способность к железной дисциплине, отвага и упорство, беззаветная самоотверженность в служении своей цели – могут и должны быть направлены на дело превращение казачьего населения в могучий резерв рабоче-крестьянской армии. И не может быть сомнения, что Советское Казачество покажет образцы героизма и отваги на полях сражений, в рядах Красной Армии, если враги нападут на нашу Родину. Острой казачьей шашке, да меткой казачьей пуле найдется работа», - писала газета «Правда». Октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война вызвали глубокий раскол среди казаков. Для многих эти события стали роковыми. В годы Гражданской войны казачество металось, путалось в сложных событиях очень непростого военно-политического конфликта, переоценило возможность обособления казачьих земель от центральной российской власти и создания своего государства как автономного федерального образования в составе России. Оно не поняло, а потом и не приняло политические установки новой власти, и, в конечном итоге, часть казачества эмигрировало за границу. Это было событием, колоссальным по своей социально-исторической значимости. Происходившие ожесточенные классовые битвы в условиях сложнейшего военно-политического конфликта новой власти и дореволюционного режима, с социально-политическими и нравственно-психологическими особенностями, присущими менталитету казачества, наложили на них своеобразный отпечаток. Во-первых, были противоречия между казаками и красными, во-вторых – с белыми, в-третьих, было желание найти свой особый путь. Эта была жесточайшая по своей сути трагедия, принесшая много жертв русскому народу, когда русские воевали с русскими, казаки воевали с казаками. Казачество не смогло совместить внутренние устремления к свободе и человечности, которые были присущи ему, с той жестокостью, с которой велась Гражданская война. Острейший военно-политический конфликт, затронувший все сферы жизни казачества, вылился в коллизию национального разлома, потряс все их основы до самых глубин. Гражданская война прошла лавиной через жизнь сотен тысяч казаков. В результате значительная часть казаков осталась верна идее борьбы с красными, проявила преданность долгу, верность Родине и присяге, данной царю, и либо погибла, либо ушла за границу. По данным последних исследований российских историков, в рядах белых в некоторых казачьих регионах оказалось около 80% всех казаков, которые были непримиримыми врагами Советской власти. Поэтому после поражения многие из них предпочли эмиграцию со всеми ее проблемами, чем жизнь в России в условиях проводившихся репрессий. За границей эмигрировавшими белыми было создано уникальное Русское Зарубежье. И казачество, будучи составной частью белой эмиграции, привнесло в нее свой самобытный и интересный колорит. В ноябре 1920 года на Босфоре сосредоточилось 126 судов, на которых находилось около 100 тысяч военных чинов и 50 тысяч гражданского населения, в том числе 20 тысяч женщин и 7 тысяч детей. Из Крыма было эвакуировано более 6 тысяч раненых. Согласно договору Главнокомандующего с верховным комиссаром Франции на Юге России графом де Мартелем все лица, эвакуированные из Крыма, поступали под покровительство Французской республики. Взамен правительство Франции брало в залог русский тонна]. Из числа эвакуированных около шестидесяти тысяч были чины Русской армии, которые были определены в особые лагеря с сохранением военной организации и с оставлением и сохранением части оружия. Основной воинский контингент был определен в четырех лагерях: в Галлиполи под начальством генерала от инфантерии Кутепова, в Чаталджи под начальством генерал-лейтенанта Абрамова, на острове Лемнос под начальством генерал-лейтенанта Фостикова и в Безерте под начальством вице-адмирала Кедрова, куда было направлена Русская эскадра и морской кадетский корпус. На острове Лемнос казаки чувствовали себя словно в тюрьме. Окруженный со всех сторон морем, казачий лагерь был оцеплен французскими часовыми, по нему даже не разрешалось свободно передвигаться. При этом, союзники выделили казакам ограниченное число палаток, по одной на 14 человек. Рваные, полуистлевшие, не защищавшие ни от дождя, ни от ветра. Не только казаки, но и женщины и дети, спали на голой земле, иногда – на жиденькой подстилке из травы. Ежедневный продовольственный рацион составлял –200 граммов консервов,400 граммов хлеба, 4 грамма чая и30 граммов сахара. Питьевой воды не хватало. Еду нельзя было достать даже за деньги. Продовольственную поддержку эмигрантам частично оказывала Лига Наций, организация ARA (American Relief Administration) и французское военное командование, но основная финансовая нагрузка легла на плечи командования Русской армии. Тяжелым положением беженцев воспользовались различные агитаторы. Примерно около тысячи эмигрантов (в основном казаки) выехали в Бразилию (преимущественно для работы на кофейных плантациях). Французы, воспользовались настроением казаков, объявили запись в «иностранный легион». Волонтеры должны были быть в хорошей физической форме и ростом не ниже1 метра55 сантиметров. При поступлении заключался обязательный контракт сроком на 5 лет, и выплачивалось единовременное пособие в 500 франков. Союзники рассчитывали, что измученные пребыванием на Лемносе, казаки с радостью воспользуются возможностью сменить обстановку. Причем, запишутся наиболее боеспособные солдаты и офицеры. В итоге записались в волонтеры и казаки, и юнкера, и офицеры. Лишь бы только вырваться из лагеря, а там – будь, что будет. Сколько вступило в легион – до сих пор точно не установлено. Как вспоминал генерал Богаевский, только из Донского Корпуса – более тысячи человек. Некоторая часть эмигрантов поддалась на уговоры вернуться в Россию. Так в феврале и апреле 1921 года в Новороссийск и Одессу прибыло 4 тысячи репатриантов. Третья часть из них была тут же расстреляна, остальная часть помещена в концентрационный лагерь близ Новороссийска, а затем отправлена на принудительные работы на Север России или же в Баку. 14 января 1921 года было заключено особое соглашение между атаманами и правительствами Дона, Кубани и Терека, в котором провозглашалось продолжение борьбы против Советской власти «при сохранении единого командования», но и декларировалось «право устраивать жизнь своих краев на основах подлинного народоправства и здорового экономического развития». В соглашении говорилось: Date: 2015-09-17; view: 879; Нарушение авторских прав |