Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6. Знание: богатство в символах





1 Относительно ранних денег: [536], р. 442-443; а также [141], р. 3. О деньгах и желании: деньги обычно рассматриваются как сред­ство для удовлетворения нужд и желаний. Но деньги являются также и великим освободителем от желаний.

В доденежной цивилизации человек, имевший цыпленка, со­хранял его, а желал иметь одеяло; прежде всего он искал кого-нибудь, у кого есть одеяло, и тогда среди этих владельцев одеял он находил того одного, кто хотел бы обменять его на цыпленка. Же­лания обоих соответствовали друг другу.

Изобретение денег изменило все это. Именно из-за того, что они взаимозаменяемы и могут быть превращены в возможность удовлетворения колоссального числа желаний, деньги возбуждают самые необузданные фантазии. Те, кто внезапно чего-то пожелал, никогда не знали, что делать с этими желаниями. Первоначально не поддающиеся воображению, даже невообразимые возможности внезапно вырисовывались перед их взорами. Деньги питали ода­ренный богатым воображением дух человеческих возможностей.

Деньги, кроме того, ободряли толковых мужчин и женщин определять желание других, грубые ли или сверхутонченные, и предлагать для обмена вещи, услуги и приключения, которые удов­летворят их. Это делало деньги все более обращаемыми в инстру­мент реализации все более широкого круга желаний, а это, в свою очередь, делало их еще более полезными и нужными, чем раньше. (Этот усиливающийся процесс, однажды запущенный, подобен цепной реакции, и он объясняет, как деньги стали столь важным фактором в развитии человеческого общества.)

Изобретение денег сразу же привело также к громадному рос­ту эффективности богатства как инструмента власти. Это укрепи­ло власть богатства, радикально упростив контроль за поведением. Так деньги сделали возможным вознаграждать (или карать) людей даже без особых хлопот по выяснению их желаний — владелец фабрики не должен был знать, что хочет иметь его работник: оде­яло, цыпленка или «кадиллак». Это не играло роли: за деньги можно купить все или что-то из этого.

В аграрной цивилизации отдельно от класса имущих — а их желания росли в широчайшем диапазоне от утонченной эстетики до извращенной плотской чувственности, от метафизических идей до милитаризма — масштабы коллективных желаний обычных людей были столь невелики и ограничены, что они могут быть сведены к двум словам: хлеб (или рис) и земля.

Напротив, в обществах раннего промышленного капитализма, где основные нужды народонаселения были удовлетворены, кол­лективные желания, казалось, множились. Желания разбивали сдер­живающие их оковы, вырывались из гетто и завоевывали новые области, безжалостно превращая жизнь в роскоши одной генера­ции в «насущную потребность» следующей.


Эта экспансия желания была, наверно, совершенно очевидна для антистяжательских социалистических обществ, когда они стал­кивались с откровенно стяжательскими капиталистическими об­ществами. Это было и продолжает быть основой для масс людей в так называемых потребительских обществах. И поэтому понятно, почему в индустриальном мире кассовый чек стал основным инст­рументом социального управления.

Сегодня структура желаний искорежена сдвигами. Поскольку мы отходим от цивилизации «фабричных труб», мы не видим пре­делов для желаний, но их дальнейшее продвижение в будущее, в новое, видится более изысканным, они растут в области немате­риальные, продвигаясь к все большей индивидуализации.

2 Вильям Поттер: [6], р. 154.

3 О бумажных деньгах: [96], р. 51.

4 «Виза» — от названия компании.

5 О кредитных карточках: «Smart Cards: Pocket Power», «Newsweek», July 31, 1989; а также «Economist», April 30, 1988.

6 Французские публикации о кредитных карточках: «A New Technology Emerges on the World Stage», French Advances in Science and Technology (newsletter), Summer 1986; см. также «Bull's Smart Cards Come Up Trumps», «Financial Times», September 30, 1987.

7 О 61 миллионе человек, которые пользуются кредитными карточками: «Smart Cards: Pocket Power», «Newsweek», July 31, 1989.

8 О карточках телефонной компании NTT: «Putting Smart Money On Smart Cards», «Economist», August 27, 1988.

9 Программа Департамента сельского хозяйства США: «Smart Cards: Pocket Power», «Newsweek», July 31, 1989.

10 Кредитные карточки в школе: «Debit Cards for Pupils to Use in Cafeterias», Susan Dillingham, «Insight», August 21, 1989.

11 Цитата Джозефа Райта: «U.S. Plans Wide Use of Credit Cards», «New York Times», March 1, 1989.

12 Цитата Ди Хока: из интервью, данного автору.

13 Потеря управления Центральным банком: «Designer Currency Dangers», David Kilburn, «Business Tokio», May, 1988.

14 O пластмассовых деньгах в Южной Корее: «A State of Siege for Corporate Korea», Michael Berger, «Billion Magazine» (Hong Kong), September, 1989.







Date: 2015-09-17; view: 292; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию