Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Узколобые против умников





Такие огромные изменения не могут произойти без конфлик­та «сильных». Чтобы определить, кто выиграет, а кто проиграет от этого, следует рассмотреть компании по подобному же спектру умственного труда.

Мы должны классифицировать компании не по тому, какими они считаются, промышленными или сферы услуг (кто это знает?), а по реальной деятельности их работников. Например, CSX — желез­нодорожная компания, обслуживающая восточную часть Соединен­ных Штатов, а также одна из крупнейших в мире компаний океан­ских контейнерных перевозок (CSX перевозит детали автомобилей «хонда» в США). Но сама компания считает своей областью инфор­мационный бизнес.

Алекс Мендл из CSX говорит: «Информационная компонента в нашей службе перевозок становится все больше и больше. Недо­статочно просто доставлять товары. Клиенты хотят иметь инфор­мацию, где их товары будут погружены и сгружены, в какое время будет производиться каждая операция, таможенную информацию и многое, многое другое. Наш бизнес имеет информационный ук-

лон»7. Это значит, что доля работников среднего и высокого уров­ня по спектру умственного труда в компании CSX возрастает.

Предлагается грубо классифицировать компании на «умников», «средних» и «узколобых» в зависимости от того, насколько интен­сивно используются в этих компаниях знания. Некоторые фирмы и отрасли промышленности должны обрабатывать больше инфор­мации, чем другие; как и индивидуальные рабочие места, их мож­но соотнести со спектром умственного труда.

Директор по научной работе Государственного института пси­хиатрии Нью-Йорка психиатр Дональд Ф. Клейн идет еще на шаг дальше и настаивает, что эти различия отражают общий уровень требуемого интеллекта. «Вы действительно думаете, что средний рабочий Apple не более находчив, чем средний рабочий Макдо­налдс? — спрашивает он. — Высшее руководство Макдоналдса может быть столь же ловким, как и высшее руководство Apple (хотя я сомневаюсь в этом), но доля работающих в этих компаниях, от которых требуется высокий уровень IQ (коэффициент интеллек­та), и символическая профессия существенно различны»8.

Следуя этому доводу, можно дойти до вычисления среднего уровня IQ для каждой компании. Присуща ли рабочим Крайслера большая ловкость, чем рабочим Форда или Тойоты? (Не более высокий уровень образования, а именно более высокий уровень интеллекта от природы?) Как соотносятся между собой по IQ, на­пример, Apple и Compaq, General Foods и Pillsbury? Доводя эту идею до абсурда, можно вообразить список 500 крупнейший ком­паний, ранжированных по коллективному IQ.

Но производят ли фирмы с высоким IQ больше богатства, чем фирмы с низким IQ? Являются ли они более прибыльными? Бе­зусловно, другие характеристики, такие как стимулирование и энер­гичность или, например, компетентность, могут значить гораздо больше для успеха корпорации. И как можно измерить интеллект в каждом случае? Есть серьезные основания считать, что стандар­тные тесты на IQ основаны на культуре и учитывают лишь отдель­ные аспекты интеллекта.

Не нужно рассматривать изощренные сценарии, чтобы отме­тить: независимо от уровня интеллекта индивидуальных работни­ков, фирмы умников ведут себя иначе, чем фирмы, менее зависи­мые от знаний.


В узколобых фирмах небольшое число работников умственно­го труда находится в руководстве фирмы, а основная часть работ­ников занимается физическим (не требующем знаний) трудом. Они действуют в соответствии с предположением, что рабочие невеже­ственны или их уровень знаний не влияет на продукцию.

Даже в секторе умников можно найти примеры «деквалифика­ции» — упрощение рабочих мест, сведение работы к простейшим операциям, неусыпный контроль. Эти попытки использовать ме­тод, изобретенный Фредериком Тейлором для фабрик начала XX в., — дань малообразованному прошлому, а не наступающему будущему умников. Каждую простую и повторяющуюся операцию, не требующую ума, станут выполнять роботы.

Напротив, по мере того как экономика движется к суперсим­волическому производству, все фирмы вынуждены заново оценить роль знаний. Первыми заново оценили роль знаний и по-новому организовали работу наиболее ловкие фирмы из сектора умников. Они действуют в соответствии с предположением, что и произво­дительность, и доходы взметнутся вверх, если работа, не требую­щая интеллекта, будет сведена к минимуму или будет сделан пере­ход на высокие технологии и станет эксплуатироваться весь потенциал рабочих. Целью является высокооплачиваемая, но все меньшая и меньшая по численности рабочая сила.


Даже те операции, которые по-прежнему требуют физическо­го труда, интеллектуализируются, поднимаясь по спектру умствен­ного труда.

Скоро вступит в строй и даст работу 500 рабочим превосход­ный новый завод стоимостью 65 млн. долл. компании GenCorp Automotive в Шелбивилле, штат Индиана, для производства пласт­массовых деталей корпусов автомобилей «шевроле», «понтиак» и «олдсмобил». На обучение каждого рабочего, именно рабочего, а не контролера или управляющего будет истрачено 8-10 тыс. долл. В дополнение к изучению необходимых физических задач их будут обучать решению проблем, профессиональным навыкам руково­дителя, они буду участвовать в ролевых играх и организационной работе. Рабочих разделят на две команды. При помощи компьюте­ра они научатся методам статистического контроля. Каждая ко­манда изучит решение различных задач; так будет побеждена ску-

ка на рабочих местах. Лидеры команд будут обучаться в течение года, включая выезды за рубеж9.

Компания GenCorp не пошла бы на такие затраты из альтруи­стических побуждений. Она надеется получить выгоду от быстрого пуска завода, от высокой квалификации рабочих и от менее изну­рительного и более производительного их труда.

Фирмы умников не благотворительные учреждения. В этих фирмах снижается доля «узколобых» операций, рабочая обстанов­ка становится более благоприятной, но фирмы умников требуют большего от своих работников, чем малообразованные фирмы. Фирмы умников требуют использовать в работе не только интел­лект, но и эмоции, интуицию и воображение. Поэтому маркузиан­ские критики видят в этом даже более зловещую «эксплуатацию» работников.







Date: 2015-09-17; view: 300; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию