Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сила, деньги и разум





Ультрамариновое небо. Горы вдалеке. Цокот копыт. При­ближается одинокий всадник, солнечные блики играют на его шпорах...

Любой сидящий в кинозале и восхищенный фильмом о ковбо­ях, как ребенок, полагает, что власть появляется из дула шестиза­рядного револьвера. В кинематографе (началось это с голливуд­ских фильмов) из ниоткуда в никуда едет одинокий ковбой. Он сражается в поединках со злодеями, прячет револьвер обратно в кобуру и вновь уезжает в подернутую дымкой даль. Власть, это мы выучили еще детьми, рождается насилием.

Фигура второго плана во многих таких лентах — хорошо оде­тый персонаж с брюшком, сидящий за большим деревянным ра­бочим столом. Как правило, его изображали слабым и жадным, но этот человек также влиял на власть. Именно он финансировал стро­ительство железной дороги или скотоводов, захватывающих зем­ли, или другие силы зла. И если герой ковбоя представляет власть насилия, этот персонаж — обычно банкир — символизирует гос­подство денег.

Во многих вестернах присутствовало также третье важное дей­ствующее лицо: борющийся редактор газеты, учитель, священник или образованная женщина с «Востока». В мире грубых мужчин, которые сперва стреляют, а уж после задают вопросы, этот персо­наж представлял не просто Добро в схватке со Злом, но и власть культуры и утонченных знаний об окружающем мире. И хотя дан­ный герой часто в конце праздновал победу, случалось это, как правило, потому, что он вступал в союз с вооруженным пистоле­том персонажем или благодаря нежданной удаче — он находил в реке золото или получал наследство.

Знание, как сообщил нам Ф. Бэкон, — сила. Но для того что­бы одержать верх, знание в вестернах обычно должно было соеди­ниться с насилием или деньгами.

Конечно же, наличные, культура и насилие — не единствен­ные источники власти в повседневной жизни, и власть ни хороша,


ни плоха. Она — мерило всех человеческих взаимоотношений. Власть — величина обратная желанию. С тех самых пор, как чело­веческие желания стали разниться, все, что может их удовлетво­рить, превратилось в потенциальный источник владычества. Рас­пространитель наркотиков, который может отказать в продаже «дозы», имеет власть над наркоманом. Если политик хочет полу­чить голоса избирателей, то те, кто может это обеспечить, получат власть.

Все же среди бесчисленных возможностей три источника власти, символизируемые в вестернах, — насилие, богатство и знание — ока­зываются наиболее значимыми. Каждый из них принимает множе­ство различных форм в игре под названием «власть». Насилие, на­пример, не нужно применять; нередко достаточно угрозы, чтобы добиться уступки или согласия. Угроза насилия может также скры­ваться за законом. (Мы используем термин «насилие» на этих стра­ницах скорее в фигуральном, чем в литературном смысле, чтобы учесть в «силе» и физическое принуждение.)

Не только в современном кинематографе, но и в древних ми­фах поддерживается точка зрения, что насилие, богатство и зна­ние — первичные источники социальной власти1. Так, японская легенда рассказывает о сэншу-но янджи — трех священных предме­тах, данных великой богине солнца Аматэрасу-омиками, которые по сей день являются символами императорской власти. Это — меч, драгоценный камень и зеркало2.

Смысл причастности к власти меча и драгоценного камня до­статочно ясен, зеркала — меньше. Зеркало, в котором Аматэрасу-омиками видела выражение своего собственного лица и приобре­тала знания о себе, также отражает власть. Оно появилось, чтобы символизировать ее божественность, но небезосновательно счи­тать его и символом воображения, сознания и знания3.

Более того, меч или сила, драгоценный камень или деньги и зеркало или разум вместе образуют одну интерактивную систему. При определенных условиях каждый элемент может быть конвер­тирован в другой. Оружие может добыть вам деньги или вырвать секретную информацию из уст жертвы. Деньги могут купить вам информацию или оружие. Информация может быть использована как для увеличения количества доступных вам денег (как знал Иван

Боуски)4, так и для усиления ваших войск (поэтому-то Клаус Фукс и выкрал ядерные секреты)5.

И более того, все три могут использоваться почти на всех эта­жах жизни общества — от родного дома до политической арены.

В приватной сфере родитель может шлепнуть ребенка (исполь­зует силу), урезать сумму, выдаваемую на карманные расходы, под­купить долларом (использует деньги или их заменитель) или, что эффективнее всего, сформировать детские ценности так, что ребе­нок будет хотеть повиноваться. В политике государство может заключить в тюрьму или подвергнуть пыткам диссидента, финан­сово наказать тех, кто его критикует, и оплатить поддержку, оно может манипулировать правдой, чтобы создать согласие.

Подобно станкам (которые могут создать еще больше стан­ков), сила, богатство и знание, примененные должным образом, могут дать одной команде чрезвычайно много дополнительных, более разнообразных источников власти. Следовательно, какие бы инструменты власти ни эксплуатировались правящей элитой или отдельными людьми в их частных взаимоотношениях, сила, богат­ство и знание остаются ее основными рычагами. Они образуют триаду власти.

Истинно то, что не все изменения и смещения власти — ре­зультат использования этих инструментов. Власть переходит из рук в руки в результате множества естественных событий. Черная Смерть, прошедшая по Европе в XIV в., косила и власть имущих, создавая большое количество вакансий в правящем классе выжив­ших сообществ.

Шанс тоже влияет на распределение власти в обществе. Но раз уж мы фокусируем внимание на целенаправленных человеческих действиях и спрашиваем, что же заставляет людей и целые обще­ства уступать пожеланиям «власть имущих», мы вновь оказываем­ся перед триадой — сила, богатство и знание.

На этих страницах мы будем использовать термин «власть» в значении «преднамеренная власть над людьми». Это опреде­ление исключает власть над природой или вещами, но оно дос­таточно широко, чтобы включить в себя власть, которую ис­пользует мать, чтобы остановить ребенка, бегущего наперерез мчащемуся автомобилю; или IBM для увеличения своих прибы­лей; или диктатор, Маркес или Норьега, для обогащения своей


семьи и близких друзей; или католическая церковь для созда­ния политической оппозиции, выступающей против примене­ния средств контрацепции; или китайская военщина для подав­ления студенческого восстания.

В своем самом неприкрытом виде власть использует насилие, богатство и знание (в самом широком смысле), чтобы заставить людей действовать определенным образом.

Взяв за «точку отсчета» эту триаду, мы сможем проанализиро­вать власть в совершенно чистом виде и яснее понять, как власть контролирует наше поведение от рождения до смерти. Только по­няв это, мы сможем идентифицировать и трансформировать уста­ревшие структуры власти, которые угрожают нашему будущему.

Date: 2015-09-17; view: 336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию