Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ч.Р. Миллс





Интеллектуальное мастерство1

 

Для социального ученого, чувствующего себя принадлежащим к классической традиции, социальная наука — своего рода ремесленная практика. Решая какие-то серьезные проблемы, он буквально утомляется от осмысления метода и теории в целом, поскольку они нарушают ритм его исследования. Он убежден, что гораздо лучше «снять кружева» с того, как реально работает полевой исследователь, чем слушать мудрые советы специалиста по методам и методологии, никогда не имевшего дела с живой практикой. Истинное понимание метода и теории можно почерпнуть лишь из беседы опытного поисковика с новичком, рассказывающим, что и как он делает в действительности. И я чувствую потребность поделиться с читателем секретами своего мастерства.

Напомню тебе, мой юный читатель, что у мыслителей, которых ты с таким восхищением читаешь, жизнь и работа не были разделены. Они очень серьезно относились к их взаимопроникновению, позволяя обогащать друг друга. Хотя, конечно же, у простых людей жизнь и работа разделены Тебе же предстоит убедиться, что ты обладаешь исключительной возможностью так планировать свой жизненный путь, что он окажется надежной опорой творчеству. Ученость - выбор того, как жить, и одновременно это и выбор карьеры. Известно ли тебе, что интеллектуальный человек формирует себя по мере и одновременно с тем, как он совершенствуется в мастерстве? Чтобы реализовать свой потенциал и осуществить те возможности, которые подбрасывает ему судьба, ученый конструирует собственный характер, являющийся сердцевиной его лучших качеств как профессионала.

Что это значит, ты узнаешь, применяя жизненный опыт в своей научной работе: постоянно испытывая и интерпретируя его. В этом смысле мастерство есть центр и средоточие себя самого. Ты должен быть лично вовлечен в тот индивидуальный продукт, который рождается у тебя.

Источником хороших идей выступает то, что я называю социологическим воображением. Оно состоит в умении переключать внимание с одной перспективы на другую, строить адекватный подход к пониманию общества в целом и его компонентов. Таково отличие социального ученого от технического специалиста, которого можно выучить за несколько лет. Социологическое воображен надо культивировать. Его сущность в комбинации идей, о которых вряд ли кто может подумать, что их можно соединить.

Существует несколько способов стимулирования социологического воображения. На конкретном примере — перегруппировка записей в журнале, в результате чего выявляются скрытые связи явлений. Второй способ — «игра в слова». Можно, например, рассмотреть все синонимы к ключевым понятиям по словарям с целью обнаружить дополнительный смысл. Это позволит более строго точно определить термины. Синонимизация сослужит добрую службу при операционализации — переводе общих понятий в конкретные. Когда одно утверждение распадается на два или три компонента, каждый из них описывает одно измерение переменно Третий способ — составление классификаций и типологий. Boо бражение развивается при поиске новых типов, общих черт и критериев, их объединяющих. Графики, модели, таблицы, диаграммы не просто иллюстрируют уже известные знания, но служат инструментом разработки нового знания. Оно появляется и в тех случаях, когда словесное написание вы заменяете графическим. В результат выделяются новые связи и структуры. Вы начинаете мыслить то нее и проще.

Четвертый способ заключается в продумывании противоположного тому, о чем вы мыслите. Если вы думаете о развитии, то подумайте и о стагнации. Такой прием позволит полнее охватить мак риал и подобрать переменные в сравнимом масштабе. Конструирование двух полярных полюсов логически ограничивает круг искомых явлений некоторым континуумом, что помогает точнее сформулировать предмет исследования. Рассматривая одно явление под разными или противоположными углами — социологическим, психологическим, политическим, вы более объективно и всесторонне схватываете изучаемый процесс. В связи с этим очень полезно составлять диалоги.

Еще один способ — сравнение явлений. Изучая социальные институты современной Америки, сравните их с аналогичными институтами прошлого и позапрошлого веков. Придется глубже окунуться исторический материал, но такое погружение необходимо социологу как воздух. В заключение надо сказать несколько слов о последнем способе — форме изложения материала.

Надо различать тему (theme) и замысел (topic) сочинения. Тема - это предмет разговора, например «карьера руководителей корпорации», «увеличение власти военных» или «сокращение числа домохозяек». То, что вы хотите сказать о теме, умещается в главу ее часть, но последовательность тем создает замысел, для изложения которого требуется больше места. Замысел — это идея, направление, главная концепция или ключевая дилемма, например рациональности и разума.

В хорошей книге с замыслом автор знакомит читателя либо в начале, либо в конце. Замыслом писатели называют то, что ученые именуют идеей. В одной книге их может быть несколько. Но встречаются книги вообще безо всякого замысла. Они представляют собой нанизанные друг на друга темы, скажем, по методологии или теории. Об их авторе можно заключить, что это человек без идеи. Ему не хватает интеллигентности.

Попробую суммировать то, чтоя сказал, в нескольких наставлениях молодым коллегам.

1. Стремитесь быть мастером своего дела. Избегайте жестких исследовательских процедур Старайтесь развивать в себе социологическое воображение. Избегайте фетишизма метода и техники. Своим творчеством защищайте права естественного, без высокомерных претензий, ремесла. Побуждайте каждого человека быть методологом для самого себя, своим собственным теоретиком. Старайтесь превратить теорию и метод в органичную часть своей практики. Стремитесь к научной самостоятельности и избегайте диктата над собой технических специалистов.

. Бойтесь разноголосицы понятий и пустого многословия. Приучайте себя и других к простым и ясным суждениям. Используйте сложные термины только в тех случаях, когда вы твердо уверены, они улучшат вашу ментальную восприимчивость, точность цитирования, углубят аргументацию.

Неразборчивость в средствах выражения — это способ, каким навязывают себя оценочные суждения читателей.

2. Шире пользуйтесь трансисторическими конструкциями, если они принесут пользу в вашей работе: ройтесь в исторических потребностях проблемы. Стройте такие формализованные теории и модели, какие у вас получаются. Исследуйте в деталях даже самые незначительные факты и их связи, а также крупные и уникальные явления. Постоянно соотносите их с исторической реальностью. Формулируйте свою проблему в таких терминах. Не связывайте воедино личные заботы и общественные проблемы. И никогда не пишите более трех страниц без того, чтобы не иметь в уме хотя бы один твердый факт

4. Не изучайте мелкие фрагменты друг за другом. Схватывайте социальную структуру в целом, частями которой они выступают В термин крупной структуры отберите нужные вам фрагменты, а тем исследуйте их в деталях.

5. Помните, что главная ваша цель — сравнительное познание когда-либо существовавших в мировой истории и существую ныне социальных структур. Систематизация должна быть разнообразной, в соответствии с интересующими вас темами и значимыми проблемами. Конструируйте свое исследование, подходите к выбору методов и идей с выдумкой. Ваше исследование — часть те частью чего вы сами являетесь. Оно не должно быть частью того, что навязывает вам непонятный научный жаргон и неограниченные претензии экспертов.

6. Всегда держите глаза открытыми образу человека, благодаря чему ваша работа приобретет какую-то ценность для людей, а также образцу истории, т. е. вашему представлению о том, как она совершается. Иначе говоря, формируйте и совершенствуйте широкий взгляд на исторические проблемы, проблемы биографии и социальные структуры, в которых пересекаются история и биография. Откройте свой взор разнообразию человеческих индивидуальностей и образам эпохальных изменений. Используйте то, что вы увидите и что предстанет вашему воображению, — это ключ к изучению богатства человеческой природы.

7. Помните, что вы продолжаете традицию классического социального анализа, поэтому воспринимайте человека не в качестве изолированного фрагмента реальности, а как действующее лицо» социальной и исторической сцене.

8. Не позволяйте общественным проблемам, как они официально сформулированы, и личным заботам, как вы их сами чувствуете определять то, что вы собираетесь изучать. Знайте, что личные боты не всегда решаются сами по себе, их надо переинтерпретировать в терминах общественных проблем и исторических событий. Проблемы социальной науки, если они правильно сформулированы, должны включать как личные заботы, так и общественные вопросы, т. е. биографию и историю. На этом и основывается логическое воображение.

 

 

Темы

Date: 2015-09-17; view: 377; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию