Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный контроль





 

Слово «контроль». Для многих он ассоциируется с насилием, командованием, с намерением «поймать», «уличить», «схватить».

Однако контроль — это не опека и не насилие. Эффективный контроль - это прежде всего совет, помощь, своевременная подсказка, поощрение, одобрение и т. д. Контроль не несет в себе возмездия за упущения.

Термин «социальный контроль» введен в научный оборот французским социологом Тардом.

Содержание социального контроля специфично — оно сводится, в основном, к преодолению социальных отклонений, иными словами, к обеспечению нормативного поведения социальных объектов. Без контроля создаются условия для дезорганизации, хаоса в обществе, а это ослабляет его стабильность.

Социальный контроль выступает как функция социального управления, обеспечивающая его целесообразность и практическую действенность.

В самом общем виде социальный контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными; это система мер, направленных на оценку проделанной работы, выявление отклонений и их причин, их предупреждение, устранение выявленных отклонений. Задача социального контроля состоит также в критическом анализе причин отклонения, разработке мероприятий по их устранению. Социальный контроль — это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке.

В общем процессе управления социальный контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений. планов, а также норм и нормативов. Поэтому социальный контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование системы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной, так и оперативной перспективе.

Социальный контроль рассматривается в широком и узком аспекте. В первом случае — это совокупность политических, экономических и идеологических процессов и методов, призванных обеспечить стабильность общества и государственного строя, соблюдение социального порядка.

В узком смысле социальный контроль чаще всего сводится к проверке: решений вышестоящих организаций; соблюдения экономических, организационных и социальных нормативов; выполнения плановых заданий; соблюдения производственной и трудовой дисциплины, правовых норм и

т. д.

Процесс социального управления, как известно, осуществляется в двух основных формах — институциональной и неинституциональной. В соответствии с этим осуществляется и функционирование социального.контроля.

Институциональная форма социального контроля реализуется посредством особого, специализирующегося на контрольной деятельности аппарата, представляющего собой совокупность государственных и общественных органов, учреждений. Главным образом, это — органы, политические институты, которые входят в политическую систему общества. Институциональный контроль определенным образом организован и тяготеет к «жестким» формам правовой регламентации и централизации, включает юридически оформленные способы воздействия на индивидов, нарушающих социальные нормы.

Неинституциональная форма социального контроля представляет собой вид саморегулирования, присущего различным общественным системам. Функционирование неинституционального контроля основано преимущественно на действии нравственно-психологических механизмов. Он осуществляется в первую очередь в условиях микросреды, в первичных социальных группах. К числу неинституциональных механизмов относятся общественное мнение, традиции, обычаи, социальные привычки и ряд других социально-психологических феноменов.

Система социального контроля, как уже отмечалось, включает государственно-правовые и общественные формы. В свою очередь, государственный контроль подразделяется на политический, административный и судебный.

Политический контроль осуществляется теми органами и лицами, которые реализуют полномочия верховной власти. В зависимости от политико-государственного устройства это — либо парламент, либо региональные и местные выборные органы. Политический контроль могут в определенной мере осуществлять получившие поддержку большинства народа политические партии, особенно представленные в законодательных органах.

Административный контроль осуществляется исполнительными органами власти. Здесь, как правило, реализуется контроль вышестоящих должностных лиц за действиями подчиненных, создаются инспекционные и надзорные органы, которые анализируют выполнение законов, нормативных актов, управленческих решений, изучают эффективность и качество административной деятельности. Важную роль играет созданное в Администрации Президента Главное контрольное управление Президента РФ. Этот вид контроля органически связан с проверкой служебной деятельности работников, с оценкой их труда, действий и поступков.

Судебный контроль осуществляют все имеющиеся в Российской Федерации суды: общие, военные, арбитражные и конституционный. Они рассматривают протесты и требования органов государственной власти о признании незаконными отдельных актов управления; рассматривают дела о преступлениях работников государственного аппарата; о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих права и интересы организаций и граждан, и другие вопросы.

В демократических странах контроль осуществляется и со стороны партий, общественных движений и организаций, средств массовой информации, а также в письмах, жалобах, заявлениях граждан, участии (неучастии) в выборах, референдумах (голосуя, народ выражает свою оценку результатов деятельности органов власти).

Контроль со стороны населения над властью позволяет оперативно и достоверно оценивать ситуацию, вносить продиктованные жизнью коррективы в решения органов законодательной и исполнительной власти. Это свидетельство социальной активности населения, его непосредственного участия в совершенствовании государственного управления; это средство гражданского контроля над государством.

 

Практика показывает, что чем сильнее гражданское общество, в котором индивиды чувствуют себя вполне свободными и не испытывают за свое благополучие страха, тем незаметнее контролирующая роль государства, ибо в таком случае оно функционирует строго в своих рамках и не вмешивается в повседневную жизнь своих граждан.

Однако не следует противопоставлять общественный (гражданский) и государственный контроль. Они в современных условиях не могут существовать друг без друга, ибо это — две стороны одной медали. Они взаимодополняют друг друга. Принцип дополнительности словно спе­циально создан для описания отношений двух видов контроля.

На уровне индивидуального бытия социальный контроль проявляется как самоконтроль личности. Самоконтроль — это личный контроль каждого над собой, самостоятельное регулирование личностью своего поведения, его мотивов и побуждений, самооценки субъектом собственной деятельности. Степень самоконтроля неодинакова у разных людей и. во многом зависит от уровня общественной сознательности, духовного развития личности.

Социальные функции контроля многогранны, поскольку включают выявление и анализ фактического положения дел, сопоставление реального положения с намеченными целями, оценку контролируемой деятельности и принятие мер по устранению вскрытых недостатков. Можно выделить следующие основные функции социального контроля: информационную, регулятивную, профилактическую и воспитательную.

Социальный контроль в системе социального управления — один из важных каналов получения объективной информации о происходящих в обществе процессах. Он позволяет с достоверностью судить о правильности функционирования всех звеньев социальной системы, органов управления. Социальный контроль дает возможность составить представление о том, насколько точно и добросовестно выполняют граждане свои обязанности перед обществом, соблюдают правовые и иные социальные нормы.

Система социального контроля выполняет и регулятивную роль. Без контроля начинается хаос и объединить деятельность социальных групп становится невозможно. Регулятивная функция социального контроля связана не только со стабилизацией общественных отношений. Она имеет и динамический аспект, иначе говоря, реально обеспечивает поступательное движение общества. Хорошо организованный социальный контроль служит действенным фактором претворения в жизнь принципов демократизма и гуманизма.

Охватывая все сферы жизнедеятельности общества, социальный контроль играет также профилактическую роль. Социальную профилактику, рассматриваемую в широком смысле, можно определить как совокупность государственных и общественных мер, направленных на устранение и нейтрализацию причин и условий антиобщественных действий. Социальный контроль дает возможность оценить эффективность методов, приемов деятельности и на основе этого решать, какие приемы устарели, нуждаются в замене. Контроль призван всемерно способствовать развитию всего нового, передового, ценного, что постоянно создается в результате творчества масс.

Социальный контроль, наконец, обладает большим воспитательным потенциалом. Органы социального контроля призваны преследовать бюрократизм и формализм во всех проявлениях, вскрывать их истоки, изживать всякую безответственность. Поскольку контроль является одной из основных функций социального управления, постольку и участие в осуществлении данной функции есть реальный путь привлечения членов общества к управленческой' деятельности.

В этом процессе социального контроля можно условно выделить три логических этапа. Первый этап связан с установлением социальных норм, стандартов и критериев, по которым должен оцениваться итог деятельности. Второй этап состоит в сопоставлении полученных результатов с социальными нормами, по которым нужно оценивать работу. И, наконец, третий этап заключается в том, чтобы на основе полученных результатов принять управленческие решения по исправлению допущенных отклонений от социальных норм, если достигнутые результаты существенно отличаются от них.

Социальные нормы — это количественная и качественная характеристика требований общества, предъявляемых к процессам и условиям жизнедеятельности людей и социальных групп; эффективный механизм организации справедливых отношений между коллективами и отдельными людьми.

Социальная норма как массовидное, распространенное явление образует первичную «клеточку» и социального контроля. Без социальных нормативов невозможно характеризовать сравнительный уровень достигнутых социальных результатов. Установление норм может происходить несколькими путями: на основе здравого смысла (где главную роль играет интуиция), на основе прошлого опыта (от достигнутого ранее) и на основе научных методов. При разработке социальных нормативов как в натуральном, так и в их стоимостном выражении необходимо учитывать реальные экономические возможности той или иной страны.

Социальные нормы трудно или иногда даже невозможно выразить в цифрах. Например, состояние морального уровня, рассматриваемое в качестве цели социального управления. Поэтому во многих сферах социальной жизни до сих пор не разработаны нормативы. Если, например, можно го­ворить об определенных успехах в разработке рациональных норм потребления продовольственными товарами, то относительно потребления социальных благ сказать этого нельзя.

Второй этап процесса социального контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными социальными нормами (стандартами). На этом этапе определяется, насколько достигнутые результаты соответствуют ожиданиям, насколько допустимы или относительно безопасны отклонения от норм.

Одна из характерных черт хорошего стандарта системы социального контроля состоит в том, что в нем содержатся реалистичные допуски параметров цели. Определение масштаба допустимых отклонений — вопрос чрезвычайно важный. Если взят слишком большой масштаб, то возникающие проблемы могут приобрести необратимый характер. Но если масштаб взят маленький, то организация будет реагировать на очень небольшие отклонения, что разорительно. Такая система контроля может парализовать и дезорганизовать работу организации и будет скорее препятствовать, чем помогать достижению целей организации. В подобных случаях достигается высокая степень контроля, но сам процесс контроля становится неэффективным.

На третьем, заключительном, этапе социального контроля руководство выбирает одну из трех линий поведения:

а) ничего не предпринимать;

б) устранить отклонение (произвести корректировку);

в) пересмотреть стандарты, нормы.

Если сопоставление фактических результатов с нормами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать, ничего не изменять.

Смысл корректировки состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий.

Успешно действующие организации иногда бывают вынуждены пересматривать свои нормы (стандарты) в сторону повышения. А иногда, наоборот, оказывается, что планы составлены чересчур оптимистично, поэтому нормы (стандарты) приходится понижать.

На заключительном этапе социального контроля оценивается его эффективность. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным, гибким, простым, экономичным.

В процессе контроля руководитель обязан придерживаться некоторых правил. Первое правило состоит в том, что нужно устанавливать высокие, но разумные нормы, воспринимаемые всеми сотрудниками (желательно, чтобы персонал принимал участие в обсуждении стандартов деятельности и поведения в организации). Второе правило: нужно избегать чрезмерного контроля, иначе внимание работников будет приковано к проверкам, а не к.основной работе. Правило третье: руководители должны вознаграждать работников за исполнение установленных стандартов, а не воспринимать это как обычное явление. Четвертое правило: не следует поручать какое-либо дело работникам, если руководитель не в состоянии проверить его исполнение.

Поскольку контроль имеет дело с живыми людьми, то в процессе контроля необходимо соблюдать ряд нравственно-этических требований. Назовем некоторые из них.

Контролировать работников можно только в той мере, насколько это относится к выполняемой работе. Контролировать нужно не саму личность, а то, как она выполняет должностные обязанности. Еще в недалеком прошлом в нашей стране происходил контроль персонала и за пределами его должностных обязанностей, вплоть до семейных отношений и идеологических взглядов. Такая практика себя не оправдала и была в последние годы отвергнута.

Особую область нравственно-психологических аспектов контроля составляют взаимоотношения между руководителями различных уровней в одной организации и руководителями и подчиненными. С одной стороны, нельзя назначать руководителем комиссии по проверке какого-либо отдела человека, который негативно относится к руководителю проверяемого отдела. Это недопустимо, так как объективный анализ состояния дел будет скорее всего подменен субъективными отношениями проверяющего к проверяемому. С другой стороны, нельзя назначать руководителем такой комиссии человека, имеющего с проверяемым дружеские отношения, ибо здесь возможно скрытие неприятных фактов от руководства организации.[5]

 

 

Вопросы для размышления

 
 

 


П Р А К Т И К У М

 

1. Выберите правильное определение культуры:

● всё, что производится, распространяется и усваивается людьми;

● совокупность ценностей, закрепленная в языке, привычках, манерах, этикете, кодексе, обычаях, нравах, традиции, посредством которых регулируется взаимодействие людей;

● система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей;

● социальное целое, включающее в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, привычки, приобретаемые людьми.

 

2. Проведите экспресс-опрос студентов: какое содержание вкладывают они в понятие «культурный человек». Возможно ли дать, продать культуру или её можно только взять?

Обсудите результаты опроса на семинаре.

 

3. Из приведённого ниже перечня человеческих ценностей выберите 10 наиболее важных для вас ориентиров.

 

Перечень человеческих ценностей

 

Жизнь Здоровье Образование
Добро Безопасность Престиж
Правда Комфорт Любовь
Красота Благополучие Семья
Свобода Богатство Дружба
Работа Власть Совесть
Продолжение рода Родина Мудрость

 

Проанализируйте значение выбранных ценностей по схеме: а) какими из 10 ценностей я мог бы поступиться; б) от каких ценностей я не смогу отказаться. Оставьте 5 самых главных для себя ценностей и внесите их в левую колонку таблицы. В правую колонку – запишите 5 наиважнейших задач, которые удалось решить в вашей жизни.

 

 

Смысл жизни

 

Ценности Задачи
   

 

 

Сопоставьте обе колонки. Чем больше совпадений, тем более успешна ваша жизнь. Если совпадений нет, то это означает, что вам предстоит приложить немало усилий для достижения жизненных целей.

 

 

4. Используя схему, проанализируйте состояние каждого элемента ценностно-нормативного механизма социальной регуляции в вашем учебном заведении. Попытайтесь объяснить причины отклоняющегося поведения студентов. Обсудите выводы в учебной группе.

 

внешние элементы

 
 


Культура: ценности нормы санкции

 

 

Личность: ценностные

ориентиры установки поведение

 
 


внутренние элементы

 

5. От чего зависит репутация административного учреждения? Какие социокультурные факторы определяют лицо, привлекательный стиль административной организации?

Опираясь на публикации средств информации, мнения людей и собственные наблюдения, определите, как относятся к местной администрации различные социальные группы и организации:

● непосредственные потребители социальных услуг, например, пенсионеры, инвалиды и др.;

● общественные объединения (защитники прав покупателей, природы, религиозные общины и др.);

● средства массовой информации;

● производственные, коммерческие структуры, фонды, ассоциации, союзы и т.п.

● федеральные и региональные государственные учреждения – суд, милиция, налоговая инспекция и т.д.

Выделите среди них те группы и организации, которые относятся к муниципальной власти благотворительно, заинтересованно, и те, кто выражает неблагожелательное отношение, недоверие.

 

Сформулируйте предложения по удержанию постоянных клиентов администрации (друзей) и привлечению остальной публики (недоброжелателей).

 

Что необходимо предпринять для формирования положительного имиджа администрации, какие разновидности дизайна следует использовать для совершенствования её стиля?

 

План семинарского занятия на тему:

 

«Институционально-организационная

регуляция общественной жизни»

1 Социальные институты понятие и признаки:

а) институционализация общества;

б) признаки и типы институтов.

2. Функционирование социальных институтов:

а) логический квадрат функций институтов;

б) трансформация институтов.

3 Социальная организация:

а) основные черты и типы социальных организаций;

б) механизм функционирования социальной организации.

4. Проблемы управления организацией:

а) управляемость организации;

б) роль руководителя и административного персонала в управлении организаций.

 

Доклад: «Перспективы развития социальных институтов в российском обществе».

Л и т е р а т у р а:

Андреев Ю.П. Категория «социальный институт // Философские науки. 1984. № 1

Зинченко Г.П. Как изменить работу чиновников. Ростов-н/Д.:, Ростиздат, 2000.

Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. –Ростов н/Д.: «Феникс», 2001.

Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М., 1995.

 

Работа со словарем

 

Институт социальный – организационная система связей, представляющая собой ценностно-нормативный комплекс посредством которого направляются и контролируются действия людей по удовлетворению основных потребностей общества

 

Институционализация - процесс организационного закрепления сложившихся в обществе форм поведения, отношений и т.д.  
Функции - роль, которую выполняет определенный социальный институт по отношению к обществу  
Дисфункции – появление в системе институциональных связей элементов, приводящих к рассогласованию функционирования института, к отклонению его поведения от первоначально заданных параметров  
Семья - социальный институт, который характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между родителями, детьми и другими родственниками.  

 

Государство - социальный институт, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения людей и их объединений.  
Собственность – социальный институт, регулирующий взаимодействие участников процесса производства, опосредованное их отношениями к средствам производства.  
Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и подключения индивидов в различные сферы жизнедеятельности общества.  
Религия – социальный институт, включающий систему верований, ритуалов, предписаний, стандартов поведения, заповедей и норм о «праведном» образе жизни.  
Социальная организация – объединение некоторого множества индивидов для достижения определенных целей.  
Бюрократия - организация с пирамидальной структурой власти, использующая силу действия универсальных и безличных правил, чтобы поддержать эту структуру.

 

Управление – функция организованных систем, обеспечивающая поддержание определенного состояния системы или перевод ее в другое состояние в соответствии с поставленной целью.
Самоуправление – автономное функционирование какой-либо организационной системы, самостоятельно принимающей решения.  
Управленческое решение – разработанный, принятый, формально зафиксированный проект организационных, кадровых, материальных (ресурсных) изменений в конкретной управленческой ситуации.  
Стиль руководства – типичная для руководителя система приемов взаимодействия в отношении с подчиненными. Существуют: авторитарный, демократический, либеральный и др. стили руководства

 

Date: 2015-09-17; view: 1313; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию