Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел I. История науки
1.1 Человеческая деятельность. Познание. Наука. Предмет и задачи дисциплины «История науки». Историко-научный анализ как реконструкция прошлого науки. Методы, используемые историко-научным исследованием. Основные источники и историография истории науки. История науки как форма самосознания науки и дисциплина. Соотношение объективной (как процесса) и субъективной (как дисциплины) истории науки. Становление концептуального ядра истории науки: проблемные поля, познавательные модели, научный тезаурус и парадигмы. Предпосылки возникновения науки. Исторические модели развития науки (прогрессизм и цикличность, экстернализм и интернализм, кумулятивизм и релявитивизм). Сциентизм и антисциентизм. Человек и его деятельность. Отражательно-деятельностная природа познания человека. Особенности важнейших видов познания: обыденного и научного, вненаучного и околонаучного, их свойства и взаимодействие. Демаркация науки и паранауки. «Живучесть» паранаучных учений архаического и современного содержания. Социальная среда и будущность паранауки. Наука как вид человеческой деятельности поисково-исследовательского характера. Эмпирическое и теоретическое в науке. Методы, приемы, процедуры и средства научного познания. Границы и возможности эксперимента. Роль приборов, логики и математики. Моделирование и его современные формы. Научная прогностика. Наука как система знаний, возможности её развития и саморазвития. Проблема систематизации научного знания и логика. Классификация в науке. Кумулятивная эволюция и революция в науке, традиции и новации. Экологизация науки. Наука как форма общественного сознания, связь науки с другими формами общественного сознания и культурой: мифологией, религией, моралью, искусством, философией, техникой. Сциентизация индивидуального и общественного сознания. Гуманизация современной науки. Наука как социальный институт, её связь с социальной практикой и политикой, системой управления и различными социальными институтами (государством, армией, экономикой, образованием). Этизация науки в современную эпоху. 1.2 Наука в доклассическом состоянии. Преднаука в доантичных культурах и цивилизациях. Переход от Homo habilis к Homo sapiens: использование орудий, огня, развитие языка и мышления на фоне трудовой деятельности. Синкретичное влияние магии, религии, морали и искусства на первобытные картины мира. Первобытная техника (лук, колесо, плуг) и технологии (обработка камня, получение огня, добывание пищи). Появление письменности, роль мореплавания, торговли, ремесел, городов и государственности. Земледелие, скотоводство, медицина, металлургия, строительство. Социальная база развития и распространения научных представлений: жрецы, писцы, священники, торговцы. Становление астрономии, географии, математики, истории и языкознания в древности. Солнечные часы и календарь, меры времени, длин и весов. О первоначале и первопричине мира (дао, карма, первочеловек, бог), о его цикличности. Общность и специфичность формирования первых научных знаний в цивилизациях Средиземноморья и Востока. Наука античного общества. Хронологические и географические рамки античной науки; её значение для последующих этапов развития науки. Источники «греческого чуда»: натурфилософская концептуальность, энциклопедизм греческих ученых, осознание свободы в античном полисе, принцип соревновательности, представление о науке как логической системе доказательств. Многогранность пифагореизма. Генезис дедуктивного метода, зарождение логики. Парадоксы Зенона и их роль в науке. Модель Космоса и космических циклов. Зарождение систем права, морали, философии, искусства, социального утопизма, психологии и педагогики. Поиски универсальной картины мира на основе единого первоначала (Фалес, Анаксимен, Гераклит и др.) и атомистического строения вещества (Демокрит, Эпикур и др.). Платоновский Космос, учение об эйдосах и познании. Систематизация знаний о Земле, природе и человеке; зарождение медицины (Гиппократ) и научной этики (Сократ). Евклидова геометрия; идеи Птолемея о роли Земли в Космосе; механика Архимеда; география Страбона. Идеи научного синтеза и классификации наук, искусств и ремесел в трудах Аристотеля и его последователей; разработка им науки логики; значение деления знания на физику и метафизику, их развитие. Причины устойчивости аристотелевской парадигмы в истории науки и философии. Особенности развития научного мышления в Древнем Риме. Развитие прикладного знания: техники и сельскохозяйственных наук. Всемирное значение достижений римского права. Первые попытки построения всемирной истории посредством познавательного принципа. Средневековая наука. Клерикализация общественной жизни в средневековой Европе.Библейская традиция как основа ранней средневековой науки. Принципы иерархичности, цикличности и (или) одновременности и телеологизма в средневековой христианской модели мира. Влияние древневосточных книжных памятников на средневековую научную парадигму; развитие идей замкнутости мира, самозарождения, вечности души, реинкарнации, дао и т. д. Развитие алхимии и астрологии в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке. Средневековый символизм, аллегоризм, герменевтика. Спор номинализма и реализма, ортодоксии и ереси. Появление первых университетов в Европе. Особенности зарождающейся тюркской науки. Роль крестовых походов и путешествий в развитии науки. Математические и физические знания, их влияние на астрономию, морское дело, биологию, медицину и сельское хозяйство. Достижения науки арабского Средневековья, Византии и Руси. Прогресс в картографии, географии, математике и биологии, оптике, механике и часовом деле. Усовершенствование модели Птолемея, появление первых словарей, энциклопедий. Развитие языкознания в Европе и на арабском Востоке, его влияние на обогащение поэтики. Средневековые концепции государства и права, теория идеального государства (Ибн Рушд) как стремление найти равновесие между духовной и светской властями. Средневековая история и её периодизации. Явление кризиса в средневековой науке и пути выхода из него: развитие национальных языков, усиление эмпирического подхода, ослабление символизма в научных текстах, стремление к энциклопедизму. Объединяющая роль христианских идей. Создание и роль первых университетов. Наука эпохи Возрождения и Нового времени. Двойственный характер науки Возрождения как преодоления и одновременно продолжения Средневековой науки, как начального этапа классической науки. Начало секуляризации в науке. Гуманизм как сущностная черта науки Возрождения. «Открытие мира» и «открытие человека» ‒ главные направления возрожденческих поисков. Обретение Европой приоритетного положения в мировой пауке; гносеоцентризм, мировоззрение; обретение наукой профессионального характера; превращение науки в социальный институт, расширение ценностного функционирования науки. Значение книгопечатания для развития наук. Первые кругосветные путешествия (X. Колумб, В. де Гама, А. Никитин и др.), планетарное освоение земли как стимул развития науки. Влияние производства на развитие науки и обратно. Горное дело, металлургия, стекольное и химическое производство, механика и сельское хозяйство. Развитие представлений о человеке в естественных и гуманитарных науках. Переворот в астрономии, произведенный Н. Коперником. Идея бесконечности и множественности миров (Дж. Бруно, Г. Галилей, Н. Кузанский и др.). Эксперимент, гипотеза, индукция и синтез как приоритетные средства экстенсивного роста знания. Роль Ф. Бэкона и Р. Декарта в истории эмпиризма и рационализма. Литература и филология как становящиеся формы самосознания европейских народов. Развитие педагогической мысли; развертывание идеи всесторонне и гармонично развитого человека; становление практики профессионального образования. Реалии научно-технического развития XVII века. Революция в естествознании и в техническом знании. Ньютоновская картина мира. Успехи механики и приборостроения. Развитие химии, биологии, великие географические открытия. Развитие экономического знания. Прогресс в педагогике. Начало дисциплинарной дифференциации науки. 1.3 Классическое состояние науки. Наука эпохи Просвещения (XVIII в.). Сущность и смысл термина «классический» в науке XVIII века. Начало промышленной революции в Англии. Приоритет практического значения науки. Энциклопедизм и культ разума в эпоху Просвещения. Обретение наукой международного характера. Развитие математики, физики и химии в XVIII веке. Место и роль М. В. Ломоносова в отечественной и мировой науке. Географические открытия и становление науки геологии. Прогресс в биологии, появление ранних эволюционных учений. Развитие истории, политической экономии, педагогики и других гуманитарных наук. Идея «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Наука XIX века. Критика просветительства. Формирование единой системы «наука - образование». Технико-технологические достижения и промышленная революция в Европе и США. Начало классического этапа в развитии наук. Включение русской науки в общемировую систему научных исследований, первые открытия отечественной науки, получившие всемирный резонанс (Н. И. Лобачевский, Н. М. Карамзин, М. П. Лазарев и др.). Прогресс и дифференциация естествознания. Тенденция к преодолению креационизма, распространению историзма и теоретизации. Развитие астрономии, физики электричества, химических представлений. Создание клеточной теории. Создание электромагнитного учения, формулировка закона сохранения энергии. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Накопление фактических данных по проблеме происхождения человека. Эксперименты Г. Менделя и их последующее переоткрытие; становление науки генетики. Зарождение экологии. Открытие А. М. Бутлеровым законов органической химии и периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым. Развитие общественных наук. Становление психологии; значение З. Фрейда для науки; открытия В. Сеченова, И. Павлова и В. Бехтерева; распространение структурно-функциональной методологии, тенденция к междисциплинарным исследованиям. Позитивизм и его волны. Важнейшие открытия рубежа XIX-XX вв.: электрона, рентгеновских лучей, естественной и искусственной радиоактивности, свойств поля, теория относительности. 1.4 Неклассическое состояние науки. Наука XX века. Неклассическая наука и её важнейшие отличия от классической; периодизация и антропный принцип, возрастание этических принципов и требований к науке. Развитие математики; формулировка А. Эйнштейном специальной и общей теорий относительности. Модели «Большого Взрыва», расширяющейся и пульсирующей Вселенной. Космические идеи К. Э. Циолковского и выход в космос. Антропоцентризм А. Л. Чижевского. Распространение сферы исследования за пределы Галактики; открытие Э. Хабблом красного смещения; реликтовое излучение и поиски внеземных цивилизаций. Квантовая теория М. Планка. «Планетарная» модель атома. Принципы дуализма, дополнительности, вероятности и неопределенности. Открытие реакций ядерного расщепления и синтеза. Атомная энергетика. Освоение термоядерной реакции. Кибернетика и её значение для науки XX века. Электронные технологии и компьютерная техника современности. Проблема заполнения и завершения периодической системы химических элементов. Достижения химического синтеза; реакции нового типа: каталитические, циклические, цепные и разветвленные, полимеризации. Перспективы кремнийорганического синтеза. Учение о биосфере В. И. Вернадского. Системный подход в биологии и достижения экологии. Расшифровка генетического кода, развитие молекулярной биологии. Разработка синтетической теории эволюции. Новые достижения в открытии прошлого человека. Человеческое воздействие на науку и её антигуманное использование тоталитарными режимами XX века. Разрушительные последствия деятельности академика Т. Лысенко для отечественной биологии. Общественные науки. Новые подходы (структурно-функциональный, системный, феноменологический, синергетический), методологии (формационная, цивилизационная, европоцентристская, востокоцентристская, афроцентристская и др.) и проблемные поля (бессознательное, переживание, субкультуры, язык, текст, машина и т.п.) в социально-гуманитарном знании. Преодоление крайностей философствования и философский плюрализм рубежа XIX-XX вв. Экономическая наука в контексте кризиса 1929 г., распада мировой системы социализма и СССР. Правовая мысль XX в. и её гражданские приоритеты. Развитие теории и практики педагогики и её методологии; социология и культурология в контексте важнейших идей, находок и событий XX века. Движение психологической науки к расшифровке психического кода. Тенденции к формированию единого и целостного учения о человеке. Границы и возможности «искусственного интеллекта». Глобальные масштабы информатизации в науке, технике, образовании, культуре. Система ГПС и возможности по их успешному разрешению с помощью достижений науки. 1.5 Современная постнеклассическая наука рубежа XX - XXI вв. Глобализация науки и другие отличительные особенности современного этапа развития науки. Движение к созданию «интегрального интеллекта», «техносферы», глобальных электронных сетей; интернациональный характер науки, техники, образования. Мирное и военное применение ядерной энергии. Переход науки от эспоненциального к логистическому росту, удвоение объема научных знаний, произошедшее за XX столетие. Понятие современной научно-технической революции, его различные интерпретации. Появление новых возможностей воздействия на человеческую природу (с помощью массмедиа, технологии управления, генной инженерии). «Зеленая революция» 60-х гг. Проблема человека в мире современной науки. Современные формы взаимодействия гуманитарного и естественнонаучного знания; роль ядерной физики, космических исследований, наука о Земле. Учение о человеке на этапе современной научно-технической революции. Фронт исследований современной науки; ограниченность возможностей его реализации в отдельных странах. Особенности науки США, основных европейских стран, Японии, Китая, других восточных стран, Латинской Америки, России. Новые организационные механизмы функционирования науки. Дисциплинарное строение современной науки. Тенденции к созданию междисциплинарных областей. Основные направления и достижения точных, естественных, технических наук. Возросшее значение философских и других (науковедение, социология науки) форм самосознания науки. Сциентизм и антисциентизм на современном этапе, их роль в контексте гносеологии и учения о человеке. Антиномии эволюционного и революционного, дифференциации и ведущего к междисциплинарной интеграции в развитии науки. Прогнозирование и футурология в науке.
Date: 2015-09-17; view: 500; Нарушение авторских прав |