Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Флора: символическое и прагматичное. Фауна как объект персонификации
На протяжении тысячелетий многие растения используются в самых различных сферах хозяйственной деятельности, являются незаменимыми продуктами питания, целебными оздоровительными средствами. Наряду с утилитарной функцией растения занимали значительное место в широком комплексе традиционных верований, обычаев и предрассудков. Обряды и поверья, связанные с деревьями, травами, зеленью и цветами, доносят отголоски языческих представлений наших предков об окружающей природе и базируются как на реальных, так и на воображаемых свойствах растений. С утверждением христианства эти свойства нередко закреплялись ритуалом освящения в церкви. Обрядовые действия, связанные с растительностью, играли важную роль в календарных праздниках. Эти обряды должны были обеспечить человеку здоровье, укрепить благосостояние семьи, усилить плодовитость земли и скота, уберечь хозяйство от нечистой силы. Особое место занимали растения-символы в семейных обрядах. Растительные мотивы и образы широко представлены и в украинском фольклоре. Почти во всех жанрах устной словесности растительная символика является одним из важных выразительных средств. В традиционных представлениях значительное место отводилось богатому и разнообразному миру животных. Звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые присутствуют в народных обрядах и играх, в системе примет и гаданий т.д. На содержании верований сказалось также влияние реальных свойств тех или иных представителей животного мира - бескорыстных помощников или злых врагов человека. Трудно переоценить роль домашних животных, непосредственно причастных к человеческому благосостоянию. Однако отношение к ним не было однозначным. Нередко те же животные играли в традиционных представлениях двойную роль, выступая то приверженцами человека, то, наоборот, олицетворением или союзниками злых сил. Важное место в народном воображении занимали птицы. С птицами связаны многочисленные приметы и предсказания, на основе которых делались попытки прогнозировать успех в хозяйственной деятельности, благополучия в семейной жизни. Образы зверей, птиц, пресмыкающихся и т.п. присутствуют во многих жанрах украинского фольклора. Особой популярностью пользуются сказочные сюжеты о различных представителей животного мира
5. Материалы для активизации работы студентов во время проведения лекции /вопросы, задачи, проблемные ситуации и т.д./. 1. Что включают в себя понятия «культура» и «духовная жизнь»? 2. Какие факторы влияли на формирование языческих верований и представлений древних славян? 3. Как Вы понимаете понятие «религиозный дуализм»? 4. Какие боги представляют «украинский Олимп»? 6. Общее материальное и методическое обеспечение лекции: - учебное помещение: Лекционная аудитория. - оборудование: Методразработка лекции.
7. Материалы для самоподготовки студентов: а) по теме прочитанной лекции: Литература: Основная Васильев М.А. Особенности формирования и развития восточнославянского язычества // http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/paganism_print/index.html Дополнительная Булашев Г. Украинский народ в своих легендах, религиозных взглядах и верованиях: Космологические украинские народные воззрения и верования. - М.: Фирма «Доверие», 1993. - 414 с. (НБ ОНМедУ, ББК 82 / Б 907) С. 68-86. Пономарев А. П. Украинская этнография: Курс лекций / А. П. Пономарев. - М.: Просвещение, 1994. - 317 с. (Лекция 21) Контрольные вопросы: 1. Какие факторы влияли на формирование языческих верований и представлений древних славян? 2. Охарактеризуйте основные исторические слои народного мировоззрения украинцев? 3. Как Вы понимаете понятие «религиозный дуализм»? 4. В чем отличия мифологии от демонологии? 5. Какая из форм сознания (демонология, мифология, христианства) была более приспособлена к историческим, географическим, климатическим условиям жизни украинцев? 6. Какие боги представляли «украинский Олимп»? 7. Раскройте структуру украинского пандемониума? 8. Какие науки формировали систему народных знаний украинцев? Чем вызвана необходимость ее развития? Задания: 1. Перечитать конспект лекции. 2. Познакомиться с рекомендованной литературой. 3. Ответить на контрольные вопросы.
Тестовые задания (вопросы с одним правильным ответом) 1. Верховным богом в «Володину» пантеоне был: а) Велес б) Перун в) Сварог г) Дажьбог
2. Праздник Лада отмечали: а) 28 апреля б) с 23 мая до 24 июня в) с 17 декабря по 12 января г) 28 ноября
3. Солнце олицетворяли такие божества: а) Сварог и Перун б) Дажьбог и Хорос в) Порядок и Мокошь г) Велес и Род
4. Стрибог - это бог: а) войны б) ветров в) воды г) молнии
5. Женское божество в украинских мировоззренческих представлениях называлось: а) Тиамат б) Мокошь в) Юнона г) Дидона
6. «Седьмое небо» - это: а) место обитания богов б) рай в) ад г) место нахождения праведников
7. Основными мерам длины в украинской традиционной культуре были: а) локоть, пядь, шаг, сажень б) локоть, нога, ступня, палец в) шаг, горшок, метр, веревка г) председатель, сажень, локоть, колено
8. Этнопедагогика - это: а) знание о этнос б) знание о воспитании ребенка в) теория воспитания г) эмпирические знания народа о воспитании
9. Горох в украинском фольклоре является символом: а) счастье б) слез в) свадьба г) благосостояния
10. Чаще использовали как оберег от русалок а) руту б) дуб в) полынь г) барвинок
Date: 2015-09-17; view: 373; Нарушение авторских прав |