Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тезаурус





 


Для расширения поля восприятия и повышения эффективности оттеснения артикуляции можно предложить еще один метод – метод стереотипизации слов и выражений.

У каждого читателя есть определенный круг чтения. Круг включает тексты по конкретным предметам из конкретных тем. Темы описываются и раскрываются с использованием ограниченного числа ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ЗНАЧИМЫХ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. Давайте такие наборы слов и словосочетаний для каждой конкретной тематической области будем называть ТЕЗАУРУСАМИ, если слова и словосочетания из тезауруса удовлетво[Serzh2] ряют следующим требованиям:

1. Часто встречаются в текстах по данной тематической области данного предмета (например по теме «Кислоты» из предмета «Химия»);

2. Являются значащими, важными для понимания фразы, мысли и целиком всего текста (обозначающими существенные для понимания темы предметы, явления, события, действия, их качество или количество);

3. Определение их значения или понятий не противоречит основным положениям данной тематической области данного предмета;

и если каждому слову и словосочетанию наборов поставлены[Serzh3] в соответствие:

- конкретный образ (с ограниченным числом элементов образа, частей предметов, этапов, действий и т.п.);

- ощущения (если они есть), связанные со словом и словосочетанием;

- чувства (если они есть), ассоциирующие со словом или словосочетанием.

Задача метода стереотипизации слов и словосочетаний – сделать все слова и словосочетания тезауруса, часто встречающиеся в текстах, а также их графические начертания легко узнаваемыми. В этом случае, встретив таких знакомцев в тексте, вы с легкостью их узнаете и извлечете из памяти значение и понятие без детального их проговаривания. Для вас буквенное начертание слова будет всего лишь условным знаком, при одном взгляде на который вы легко представите себе то понятие или значение, какое за ним стоит. Более того, вы будете легче схватывать за каждую фиксацию все больше и больше слов. Такое чтение станет схожим с чтением иероглифов, или с чтением географических карт, или с чтением формул, когда бросив один взгляд, читатель иероглифа (географического знака, формулы) мгновенно извлекает из памяти целостное значение или понятие.

Статистика показывает, что количество часто встречающихся и значимых слов и словосочетаний в различных областях знаний колеблется от 2-3 тысяч до 6-8 тысяч единиц (в редких случаях – до 10-12 тысяч). Следовательно, напрашивается очевидный вывод: желательно для каждой области знаний, по которой вам приходится читать много текстов, сформировать в памяти запасы слов и словосочетаний и каждое слово из этого запаса сделать СТЕРЕОТИПНЫМ, т.е. легко узнаваемым визуально (даже боковым полем видения) и легко узнаваемым по смыслу, а затем научиться предугадывать их в тексте. Практика подтверждает этот вывод: достаточно научиться быстро и точно узнавать слова и словосочетания, как скорость чтения резко возрастает без потери в качестве усвоения.

Чем больше вы будете тренироваться на быстрое и точное узнавание, тем большее число слов вы будете охватывать за каждую фиксацию и тем меньше будет необходимости в их проговаривании и, следовательно, тем легче вы станете читать тексты.

Исследования специалистов показали, что опытный читатель, предугадывая смыслы еще не прочитанных частей текста (фраз, частей фраз), мысленно перебирает в уме слова, с помощью которых можно было бы выразить предугаданный смысл и начинает представлять образы этих слов (образ графических начертаний слов). При появлении напечатанного в тексте слова в поле ясного видения читатель совмещает мысленный образ (который он извлек из памяти) с образом зрительно воспринятого слова (как бы говоря себе: «Ага, я правильно (или неправильно) угадал слово») и переходит к следующему. Поэтому можно сформулировать еще две задачи метода стереотипизации слов и словосочений:

- расширение возможностей мысленного прогнозирования через расширение читательского лексикона (просто расширение лексикона не имеет смысла);

- повышение качества усвоения содержания текстов через непосредственное улучшение понимания и через повышение уверенности в хорошем усвоении.

 

УПРАЖНЕНИЕ 5. Читая тексты по своей специальности или по учебным дисциплинам, выписывайте в заведенный вами словарь часто встречающиеся значимые слова и словосочетания. Работайте со словарем следующим образом: посмотрите на слово или словосочетание, вспомните его значение или понятие, стоящие за словом или словосочетанием, представьте себе образ, соответствующий данному значению или смыслу.


На следующий день быстро повторите прежние слова, а с вновь выписанными поработайте так же тщательно, как и с предыдущими. Создавайте словарь в тетради и тезаурус в вашей голове до тех пор, пока по каждой предметной области не наберете по несколько тысяч слов и словосочетаний.

Пользуясь методом стереотипизации слов и словосочетаний, вы научитесь воспринимать тексты целостными понятиями и крупными образами, сопровождая чтение чувствами и ощущениями, что само по себе ускорит процесс чтения, разовьет ваше воображение, активизирует память и мышление, будет способствовать оттеснению проговаривания при чтении, расширит поле восприятия.

 

УПРАЖНЕНИЕ 6. Прочитайте слово (словосочетание) из вашего словаря и как можно быстрее составьте смысловое предложение с использованием этого слова. Перейдите к следующему слову.

УПРАЖНЕНИЕ 7. Вспомните слово (словосочетание) из вашего предметного тезауруса и как можно быстрее составьте смысловое предложение с использованием этого слова. Вспомните следующее слово или словосочетание из тезауруса. И т.д.

УПРАЖНЕНИЕ 8. Вспомните из вашего предметного тезауруса наугад любое слово (словосочетание) и составьте с ним смысловое предложение. Теперь как можно быстрее вспомните такое слово (словосочетание), чтобы с помощью него вам удалось построить предложение, продолжающее по смыслу первое предложение.

УПРАЖНЕНИЕ 9. Прочитайте слово из словаря и, если можно, как можно быстрее вспомните синоним или антоним к нему. Перейдите к следующему.

УПРАЖНЕНИЕ 10. Прочитайте слово из тезауруса и как можно быстрее найдите однокоренное слово к нему (если можно). Перейдите к следующему.

Чтобы научиться быстро читать тексты, не вчитываясь в каждое слово и в каждую букву, активно предугадывая смысл непрочитанных слов, предлагается еще одно довольно забавное упражнение. Выполняйте его во время чтения любых текстов.

 

УПРАЖНЕНИЕ 11. В течение 5 секунд смотрите на спираль горящей лампочки, затем переведите взгляд на текст и в течение 25 секунд читайте его. Из-за эффекта «послесвечения» вы не сможете видеть слова, на которых будет фиксироваться ваш взгляд: слова будут заслонятся образом увиденной спирали. Слова, находящиеся слева и справа, вы будете легко прочитывать. Для понимания текста их будет достаточно.

Примерно через 25 секунд образ спирали исчезнет. Посмотрите еще раз на спираль горящей лампочки и продолжайте чтение.









Date: 2015-09-17; view: 369; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию