Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет 19 Китайская картина мира
Цивилизационная автономия китайцев не вызывает сомнения. Про них ничего не сказано в Библии. Они не отмечены в Вавилоне на строительстве башни. Молчат про китайцев и египетские фараоны, и ацтеки с их пирамидами. Собственно же китайские цивилизационные признаки диаметрально противоположны библейским, да и от всех других явно разнятся. Единого Бога – Создателя и Вседержителя у китайцев нет. Но есть Небо, оно одно и безлично. В связи с отсутствием Бога в душе у китайцев нет ни стыда, ни совести. Вместо стыда, как чувства, есть «лицо», которое нельзя потерять во взаимосвязях с другими лицами на Земле. А вместо иррациональной и бессмысленной совести есть прагматичные «долг-справедливость». Так, в коммерческих сделках, китаец почтет за доблесть бессовестно обмануть иностранца, однако никогда не «кинет» его полностью, ибо совесть потерять можно, а «лицо» - нет. Китайцы мыслят конкретно-символически, тогда как все другие - абстрактно-понятийно. И если у всех диалектический путь познания, по ленинской формулировке, идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», то у китайцев это процесс идет – к конкретному мышлению и от него к практике. И именно конкретность мышления (и символичность интуитивных и эстетически-образных способов понимания) у китайцев – неизбежно на практике приводит к тому, что иназывается китайской спецификой. Ведь мышление – это основной ресурс человека. Слово «символ» - от греческого «встречаться». В символике иероглифов, фиксирующих мысль, встречаются образы и их давние прообразы. Так китайцам открывается то, что не способен постигнуть ум в понятиях. В то же время китаец с трудом понимает вещи, которые он не в силах вообразить. К примеру: компас, порох и бумагу китайцы изобрели раньше всех, многое сделали в оперирующей символами математике, а вот физику не создали. Китайцы ощущают себя в центре (чжун), тогда как все другие составляют окраину (вай).Такая китайская картина мира, а за ней и геополитика, принципиально отличаются от принятого другим деления мира на Запад и Восток. По свидетельствам причастных, в наше время еще Мао Цзедун лично пытался объяснить Сталину эту особенность китайской мировоззренческой системы и геополитики. Тогда речь у них шла о Внутренней и Внешней Монголии. Мао рисовал и толковал Сталину по изображению смысл иероглифа «чжун» (Китая как срединного государства). Однако заложенные стереотипы некитайского мышления тогда и сейчас, на всех уровнях, повсеместно и привычно в своем чление мира причисляют Китай к Востоку. Итак, Китай - центр. Далее от центра по окрестностям расположен ближний круг стран, нашедших в китайских иерографических названиях явный символический смысл. Китайцы подчеркивают, что Китай – единственная в мире страна с непрерывной историей материальной цивилизации в 5000 лет (крашенная керамика с характерными лунарными, солярными и числовыми символами в орнаменте культуры Яншао) и письменной историей государства в более чем три с половиной тысяч лет (иероглифы на костях и черепашьих панцирях династии Шан-Инь). 2000 год от Рождества Христова – это 4698 год от начала летоисчисления по действующему традиционному китайскому календарю. Археологические памятники китайской додинастийной древности, когда цивилизация уже была, а культуры письма ещё не было, позволяют полагать, что в китайском сознании сначала отложились графические символы идей небесных тел, числа и цвета, а уж потом появились «картинки» иероглифов, запечатлевшие смыслы слов языка. Во всяком случае, циклические знаки древнее иероглифов. Китайская же летопись, если подняться на высший уровень обобщения перемен в национально-территориальном укладе жизни китайцев, это перечень событий, фиксирующих смену трех периодов: - хаоса «воюющих царств»; - преодоление этого хаоса силой в «малое процветание» централизованного государства; - «великое единение» государственной жизни единого центра и периферии. При этом «великое единение» следует понимать как утопию гармонии и порядка на деле скатывающуюся с уровня относительного спокойствия и довольства в новое «установление хаоса» раздробленности и междоусобной борьбы, - и так далее виток за витком. Эти два состояния: «воющие царства» и «централизованная империя», разложенные на три периода перемен китайской исторической волны: «хаос», «малое процветание» и «великое единение» задолго до Рождества Христова вычленил мудрец Дун Чжуншу, живший во времена императора У Ди династии Хань. Там же описан четвертый период «великая гармония», к которому прийти китайцы никак не могут, все время, сваливаясь в «хаос». Путь к «великой гармонии» китайцы получат на севере, а на севере у них находятся Монголия и Россия. Мир вступил в период глобализации. Этот непреложный факт трактуется зачастую как результат деятельности глобальных игроков – крупных транснациональных корпораций, однако крупные корпорации, скорее всего, просто действуют в русле тенденции, оседлав её в собственных интересах. Однако в отличие от экономических игроков, главным для которых является увеличение прибыли, государства во внутренней и во внешней политике оперируют иными, производными понятиями, обобщенно-символическими ценностями, предлагая в качестве модели свой образ жизни. Нетрудно понять, что ключевое понятие «свобода», используемое западным (в политическом смысле) миром, является проекцией, прежде всего принципов экономического поведения. Остается только отметить, что китайцы, как, впрочем, и японцы, благодаря своей экономической мощи, обоснованно претендующие если не доминирование, то, по крайней мере, на внимание к своей точке зрения, не имеют своего глобального проекта. Они вполне овладели западными технологиями бизнеса, но мировоззрение их остается сугубо национальным. На востоке, вслед за небесным светилом, это «Страна Восходящего Солнце» (жи бен – Япония) и «Страна утренней свежести» (чао сянь – Корея). В зените Солнце светит над самим «Срединным государством». Максимум тепла и света достается находящейся за границами середины «Стране крайнего Юга»– Вьетнам и «Цветущему [изобильному] государству» - Тайланду. Затем следуют: «Дальние владения» – Бирма, «Государство небесной веры» - Индия и «Западный кладезь» – Тибет. На северо-западе «Срединное государство» прикрыто «Западной границей» - Туркестан, которая теперь называется «Новой границей». А на севере расположена «древняя страна заходящей предрассветной Луны», «Темная старина» – Монголия. За окраинными странами ближнего к центру круга расположена дальняя окраина мира, населенная чужеродными центру народами. Среди этих народов титула «государство» (го) со смысловым наименованием, закрепленным иероглифически, удостоились лишь пять великих держав. Слева от центра – это прибывшие со стороны моря «заморские черти» (янгуй), они же «черти с окраины» (вайгуй), а именно: «Государство выдающегося таланта» (Великобритания), «Государство логики закона» (Франция), «Государство нравственного примера» (Германия) и «Прекрасное государство» (Америка). В иерографических смыслах – символах единая картина Запада («заморских чертей» с окраины мира) у начитанных китайцев, видимо такая: от индивидуального натиска отборных по уму и энергии самцом (ин го – Англия). Через упорядочивающий личные потребности писанный закон (фа го – Франция). Благой порядок и нравственное воздействие личным примером (дэ го – Германия). К процветанию в прекрасной, торопливой, лакомой стране эмигрантов (мэй го – США). Другие же проявления китайской специфики – суть производные от двух названных. Главные из них: в обществе – приоритет семьи и клана «старшие и младшие» против приоритета личности или общины у других; в государстве – приоритет бюрократии «начальники и подчиненные» против приоритета демократии или аристократии у других. Несхожесть китайской рациональности с привычными европейскими нормами разумности очевидна и доступна наблюдению. Краеугольный же камень логики по-китайски, следующий: единое раздваивается, но перемены следуют через сочетание не двух, а трех сил. Китайцы ищут третье, а европейцы исключают третье. По-европейски противоборство сил – это, так или иначе, ряд поступательных движений и линейных действий по собиранию, перегруппировке и массированию в основном материальных сил. В результате большая сила должна перешибить меньшую силу (то есть отрицание). В диалектике у Гегеля: «Оружие критики не может одолеть критику окружение, материальная сила должна быть сломлена материальной же силой, но и теория становится материальной силой, когда она овладевает массами». По-китайски противоборство сил – это вращательные движения, и нелинейные действия, а победить противника – значит не только переломить его силу (отрицание), но и увести его силу в нужное или безопасное направление (через сложение сил). Если противник подловил вас на ошибке, то по-китайски следует не противодействовать силой на силу, а поддаться, сопротивляясь вектору, гнуться в туже сторону, куда гнет противник. Переводить поступательное движение во вращательное. На конечном отрезке витка выворачивать вектор силы противника, добавляя к чужой силе свою силу, менять вектор суммы сил. В этом один из главных принципов и секретов ушу: «Мягкое обязательно побеждает твердое». Все военное искусство Востока, начиная от восточных единоборств и кончая стратегией, включая идеи Мао Цзедуна, опираются на этот принцип. Его применению иностранцев не обучают, по-китайски это «бао» (сокровище, закрытое для непосвященных), которое хранит «Учитель». Date: 2015-09-17; view: 463; Нарушение авторских прав |