Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способ IV. Постановка звука [р] на вдохе





Ребенок должен иметь полноценное произношение звука [с].

•^ Прислонив язык к зубам, ребенок должен тянуть звук [с] и чув­ствовать, как воздушная струя проходит у него между зубами.

■^ Затем звук [с] нужно произносить на коротком вдохе, ощущая, как воздух холодной струйкой попадает на кончик языка. Зубы долж­ны быть в положении правильного прикуса, губы — в улыбке. Скажите ребенку: «Сначала выдуй изо рта воздух и произнеси звук [с] наружу, а потом всоси в себя этот же воздух и вместе с ним звук [с] обратно — внутрь».

В результате ребенок будет произносить звук [с] на выдохе и вдо­хе. Следите, чтобы он не делал глубокого вдоха (грудная клетка и плечи должны быть опущены) и чтобы он не запыхался — давай­те ему передохнуть.

^ Ребенок должен выдохнуть воздух, а потом (на вдохе) вместе с длительно произносимым звуком [с] очень быстро «всосать» внутрь рта язык («как будто улитку в раковину»), так чтобы тот «чирк­нул» по альвеолам. Нужно как можно меньше «втягивать» в себя воздуха, а звук [с] произносить максимально внятно.

■^ Когда язык достигнет альвеол, послышится «булькающий», виб­рирующий шепотный звук (как бы одноударный звук [р] произне­сенный шепотом на вдохе). Очень важно, чтобы ребенок на вдохе произносил именно звук [с] (то есть ни на мгновение не отрывал языка от нёба), а не какой-то невнятный звук (в последнем случае никакого «бульканья» не послышится).

Не получится вибрации и в том случае, если ребенок, «всасывая» язык, не коснется им альвеол. Движение языком нужно совер­шать очень быстро.

■^ Можно иначе объяснить ребенку, что он должен сделать: предло­жить ему, произнося звук [с], совершать такое движение язы-


ком, как будто он хочет звучно («со смаком») «всосать» в себя слюнки.

-/ Укажите ребенку на то, что в тот момент, когда его язык «чирка­ет» по альвеолам он «вздрагивает» и как бы «булькает». Пусть попробует усилить этот эффект (в результате будет получаться зву­косочетание, похожее на [ср]).

^ Предварительно покажите ребенку, как, «всасывая» язык, произ­носить на вдохе звук [с]. Вы можете произносить на вдохе одно-ударный шепотный звук [р]. Пусть ребенок ощупает пальцем то место во рту, по которому должен «чиркать» язык.

^ В дальнейшем нужно на выдохе (естественным образом) произно­сить звук [с] и в это время быстро «чиркать» языком по альвео­лам так, чтобы слышался «булькающий» звук. Будет получаться произносимое шепотом звукосочетание [ср].

Следите, чтобы ребенок «чиркал» языком от резцов к альвеолам, а не в противоположном направлении (иначе будет получаться звук, напоминающий английский вариант произношения звука [р]).

^ Можно произносить звукосочетание [ср] сначала на вдохе, а по­том на выдохе, совершая абсолютно одинаковые «булькающие» движения языком.

•/ Затем нужно подставить ко рту ладонь и, произнося шепотом только на выдохе звукосочетание [ср], чувствовать на ней легкий выдох.

^ В дальнейшем нужно перейти к произношению звукосочетания [зр], то есть добавить к произношению голос (см. с. 148).

^ Нужно произносить слоги [зра], [зро], [зру], [зрэ], [зры] (по кар­тинкам).

^ Когда слоги будут произноситься ребенком без затруднений, сооб­щите ему, что вслед за звуком [з] он произносит звук [р].

-/ После этого ребенок должен произносить слова (повторять их за вами), начинающиеся со звукосочетаний [зр] и [ср] (зразы, срок, сруб, зрачок и т. п.).

^ Предложите ему произнести звук [р] изолированно.

^ Если это не получится, нужно произносить слог [зра] следующим образом: [зрарара] (повторяя только второй звук). Сначала нужно произносить очень быстро, затем — отделяя друг от друга слоги [ра] все большими и большими паузами.

^ В дальнейшем закрепляйте произношение звука [р] в слогах (ре­бенок может повторять их за вами).

Если у ребенка сразу не получится на выдохе произнести звуко­сочетание [ср], можно использовать дополнительный прием.

^ Скажите ребенку, чтобы он «всасывал» язык без вдоха. Нужно просто «чиркать» кончиком языка по альвеолам, чтобы возникал


«булькающий» звук (при этом звук [с] из произношения ребенка исчезнет или почти исчезнет).

Пытаясь выполнить эту инструкцию, ребенок, конечно, будет со­вершать некоторый вдох, но он будет очень незначительным и для самого ребенка практически не заметным.

■^ Это же упражнение нужно выполнять на очень незначительном выдохе (зубы должны быть в положении правильного прикуса, чуть приоткрыты).

Следите, чтобы ребенок совершал движение языком от резцов к альвеолам, а не в противоположном направлении.

^ Можно поочередно выполнять упражнение сначала — «без вдо­ха», затем— «почти без выдоха» (время от времени давайте ре­бенку «перевести дух»).

Когда ребенок будет на выдохе «чиркать» языком по альвеолам, у него будет получаться коротко произнесенный шепотный звук [р] (то есть как бы глухой звук [р]).

•^ В дальнейшем от этого звука нужно будет поставить ребенку про­изношение полноценного звонкого звука [р] (см. с. 148).

^ После этого закрепляйте звук [р] в слогах (по картинкам).

^ Сообщите ребенку, какой звук он научился выговаривать.

СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Использующийся для постановки звука логопедический зонд вы­глядит как гладкий шарик, прикрепленный к тонкому стержню (мож­но, кстати, купить практически такой же формы вязальные спицы). В крайнем случае можно воспользоваться собственным пальцем ребенка (только подпилите ему ноготь пилочкой, чтобы он не царапал язык). •^ Ребенок должен длительно произносить «верхнеязычный» звук [з] и в это время перемещать кончик языка к передней поверхности альвеол, пока не послышится фрикативный звук [р] (см. способ II). •/ Пока ребенок длительно произносит фрикативный звук [р], вы дол­жны ввести ему под язык зонд (то есть заменяющий его предмет) и, прикасаясь этим предметом к нижней поверхности языка ребенка (где-то посередине между уздечкой языка и его кончиком), совер­шать быстрые движения справа налево и слева направо (движения должны быть довольно широкими — от одного бокового края язы­ка до другого), вызывая этим самым колебание языка ребенка. Будет слышаться грубоватый раскатистый звук [р]. ■^ Сразу же сообщите ребенку, что он произносит звук [р].

Если вы используете палец ребенка, то вначале вы сами должны совершать движения его кистью (палец должен быть абсолютно пря­мым, иначе никакой существенной вибрации языка не возникнет), в


дальнейшем он может действовать самостоятельно (по-прежнему сле­дите, чтобы палец был прямым).

При выполнении упражнения рот ребенка должен быть приотк­рыт ровно настолько, чтобы в него мог войти использующийся для вы­зывания вибрации языка предмет или палец ребенка. Следите за тем. чтобы фрикативный звук не утрачивал звонкости (ребенок должен силь­но «гудеть» голосом).

^ После того как у ребенка получается хорошая и устойчивая виб­рация языка, переходите к произнесению слогов (с механической помощью).

В тот момент, когда вы слышите, что произносимый ребенком звук больше всего напоминает звук [р], показывайте ему картин­ку. Когда ребенок начинает произносить гласный звук, вы пре­кращаете механическое воздействие на его язык.

^ Дальше вы (не прекращая вызывать колебательные движения язы­ка ребенка) предлагаете ему достаточно быстро произносить слоги [рарара].

Чтобы слоги у ребенка получались четко (чтобы после [р] слы­шался [а], а не шла сплошным потоком одна непрерывная вибра­ция), ребенку придется при произнесении гласного звука пошире открывать рот.

^ В какой-то момент (пока ребенок произносит слоги [рарара]) вы должны прекратить совершать под его языком колеба­тельные движения вправо-влево. При этом ваш инструмент (не­подвижно) должен оставаться под языком ребенка. Ребенок будет продолжать самостоятельно произносить слоги [рарара].

^ Сначала механическое воздействие на язык ребенка нужно приос­танавливать на короткое время (достаточное для однократного про­изнесения слога), в дальнейшем — время нужно удлинять.

Ребенок не должен замечать, что вы не принимаете участия в его произношении. Как только он это почувствует, он тут же перестанет произносить слоги. Поэтому вы можете немного шевелить вашим инст­рументом по нижним резцам ребенка (имитируя движения вправо-вле­во) или, может быть, постукивать по ним.

-/ В тот момент, когда ребенок будет самостоятельно произносить слоги, скажите ему, что он произносит слоги без вашей помощи. Пусть произносит так и дальше.

■^ В дальнейшем нужно произносить слоги со все большими пауза­ми между ними.

■^ Наконец, предложите ребенку произнести отдельно слог [ра].


Если у ребенка не получается произношение слогов, вернитесь с ним к произношению длительного фрикативного звука [р] с механи­ческой помощью.

■^ Во время такого произнесения нужно посильнее подуть на «дро­жащий» кончик языка, так чтобы послышалось очень звучное и раскатистое «рычание».

•/ После того как ребенок «усилит рычание», постепенно все мень­ше и меньше касайтесь вашим инструментом нижней поверхнос­ти его языка. При этом просите его «рычать» как можно сильнее, «так, как рычит очень большой и страшный тигр».

•^ В конце концов, совсем оторвите ваш инструмент от языка ребен­ка и продолжайте совершать им движения вправо-влево только на его нижних резцах.

^ Когда ребенок научится продолжать свое «рычание» без механи­ческой помощи (вам приходится только вначале произношения своим инструментом как бы «заводить» его язык), пусть «рычит» прерывая это «рычание» короткими паузами. В результате будет слышаться прерывистое произношение звука [р].

^ В дальнейшем паузы нужно удлинять, так чтобы, в конце концов, ребенок произносил фактически изолированные звуки [р].

•^ Попросите ребенка «порычать» вовсе без механической помощи.

^ Сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

■^ Затем тренируйте его произношение в слогах (лучше по картинкам).

Постановка звука [р] при аномалиях строения речевых органов

■^ Если у ребенка есть признаки дизартрии, выполняйте с ним уп­ражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для по­становки звука [р] (см. с. 84).

После того, как ребенок освоит движения, приступайте к поста­новке звука [р]. Делать это лучше всего пятым способом.

^ При нижнем выдвинутом прикусе, используйте первые четыре способа.

Возможно, звук будет произноситься более точно, если язык ре­бенка будет прислоняться к нёбу не с внешней поверхности альве­ол, как обычно, а несколько ближе к верхним резцам. Использование механической помощи может давать слишком гру­бое звучание.

■^ При вертикальном прикусе, можно использовать любой способ постановки звука [р]. Но его звучание, возможно, будет более точ­ным, если кончик языка ребенка будет немного сдвинут к верх­ним резцам (как и в предыдущем случае).


Это же правило относится и к ситуации, когда у ребенка высокое

Нёбо.

Если у ребенка нет коренных зубов (особенно — верхних), нужно

будет поставить ему произношение временного (одноударного) звука

[р] третьим способом.

Когда зубы вырастут, произношение звука нужно будет уточнить

любым из приведенных способов.

Постановка звуков [с'] и [р1]

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С] И [Р1] В СЛОГЕ С ГЛАСНЫМ ЗВУКОМ [И]

^ Вслед за вами ребенок должен произносить слоги [ририри] ([сисиси]). Губы при этом должны быть вытянуты в широ­кую улыбку, зубы сомкнуты в форме правильного прикуса. Кончик языка должен прикасаться к основанию верхних рез­цов:

— при постановке звука [р'];

— при постановке звука [с'], если ребенок произносит твердый
звук [с] при верхнем положении языка.

Кончик языка должен упираться в нижние резцы при постановке звука [с'], если ребенок произносит звук [с] при нижнем положе­нии языка.

•^ Повторяя за вами слоги, ребенок может начинать произношение с твердого звука, переходя к мягкому непосредственно перед глас­ным [и] (это особенно относится к звуку [р']).

Мягкий звук [р'] произносится практически без вибрации, одноударно, если ребенок будет пытаться сохранить вибрацию языка, мягкого звука не получится. Объясните это ребенку.

Чтобы согласный звук звучал мягко, гласный [и] должен быть макси­мально закрытым (он не должен напоминать звука [ы]). Если заметите, что ребенок произносит [и] как нечто среднее между гласными [и] и [ы], предложите ему вытянуть губы в очень сильную улыбку и полнос­тью сомкнуть зубы в форме правильного прикуса.

Когда слог [ри] будет хорошо получаться, переходите к слогам [ре], [рю], [рё], [ря] (в начале произносите их следующим образом: [рире], [рирю] и т. п.). Аналогично работайте над слогами со звуком [с'].

После этого сообщите ребенку, какой звук он произносит, и по­просите повторить его вслед за вами изолированно.


СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С] И [Р1] МЕЖДУ ДВУМЯ ГЛАСНЫМИ [И]

•/ Ребенок должен произносить звукосочетания [ири — ири — ири] ([иси — иси — иси]). Расположения его органов речи должны быть такими же, как и при постановке звуков [р'] и [с'] предыдущим способом.

Звукосочетания нужно произносить очень быстро и слитно (так чтобы они шли сплошным потоком). Следите, чтобы рот ребенка был закрыт, а губы вытянуты в улыбку. Между гласными звука­ми будет слышаться мягкий согласный звук.

•^ Дальше ребенок должен повторять за вами слоги [ририри] ([сисиси]).

•/ Сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.

^ Закрепляйте произношение звуков в слогах с другими гласными (в той последовательности, в которой они приведены в предыду­щем способе постановки звуков).

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С] И [Р1] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Г]

•^ Ребенок должен тянуть звук [т'] (см. способ I). Губы ребенка дол­жны быть вытянуты в улыбку. На подставленной ко рту ладони должен ощущаться выдох. Вторым звуком после [т'] будет слы­шаться звук [с'].

Постановка звука [с'].

-/ Дальше нужно длительно произносить звукосочетание [т'с'] (тя­нется именно второй звук сочетания), прерывая короткими пауза­ми произношение звука [с']: [т'с' — с' — с' — с']. Затем паузы нужно удлинять, пока ребенок не будет произносить практически изоли­рованные друг от друга звуки [с'].

^ Сообщите ребенку, какой звук он произносит.

^ После этого по подражанию нужно закреплять звук [с'] в слогах (см. способ I).

Date: 2015-09-17; view: 680; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию