Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ эффективности контрмер по предупреждению распространения радиоактивного загрязнения 4 page
Захоронение
| 137Cs
| 90Sr
| Рu
| ПВЛРО "Стройбаза"
| 6,3·105
| 2,55·105
| 1,27·104
| ПВЛРО "Рыжий лес"
| 1,37·105
| 1,2·105
| 2,59·102
| ПВЛРО "ст.Янов"
| 2,7·105
| 2,3·105
| 4,9·103
| ПЗРО "Комплексный"
| 1,05·107
| 4,2·105
| 1,05·105
| ПЗРО "Подлесный"
| 8,4·105
| 3,4·107
| 8,4·105
| ПЗРО "Буряковка"
| 5,1·105
| 2·105
| 5,1·103
| Всего в ПВЛРО
| 4,9·105
| 3,2·105
| 2,7·103
| Всего в ПЗРО
| 4,4·105
| 9,9·105
| 2,5·104
| Перезахоронение наиболее радиоэкологически опасных ПЗРО потребует выполнения комплекса работ по вскрытию поверхностного слоя хранилища, загрузке в контейнеры захороненных отходов и их транспортированию к новому месту захоронения. Следует иметь в виду радиационно-химическое воздействие на строительные материалы, не предназначенные для долговременной эксплуатации в подобных условиях, что приведет к значительному сокращению срока службы сооружений. Проблема долговечности инженерных барьеров усугубляется тем, что геологические условия зоны отчуждения ЧАЭС не позволяют выполнить долговременное, геологически устойчивое захоронение отходов, а перемещение образовавшихся и образующихся РАО за зону отселения в настоящее время не предусматривается. В качестве реального варианта может рассматриваться только приповерхностное хранилище РАО модульного типа. Создание нового хранилища РАО в зоне отчуждения ЧАЭС требует достаточно длительных изыскательских, проектных и строительных работ. Для выбора конструкции контейнера (упаковки) для захораниваемых РАО необходимо знать радионуклидный состав извлекаемых отходов, иметь технологию загрузки их в контейнер (упаковку) и организацию транспортирования по территории зоны. Существующие правила транспортирования радиоактивных веществ требуют либо ограничения активности перевозимых веществ до предельно допустимой, либо перевозки в транспортном контейнере, гарантирующем защиту от излучения и исключающем потерю или рассеяние при возможных авариях во время перевозки. Контейнеризация в настоящее время рассматривается в качестве метода кондиционирования (подготовки) отходов и одного из важнейших этапов общей схемы обращения с РАО. Сложный состав и разнообразные свойства РАО зоны отчуждения, их неоднородность не позволяют разработать единый универсальный метод обращения с РАО, удовлетворяющий всем экологическим, технологическим и экономическим критериям. Для учета особенностей отдельных категорий РАО необходима разработка комплекса технологических приемов: прессование, сжигание, дезактивация, захоронение без переработки. Указанные выше задачи нашли свое отражение в проектировании и начале строительства сооружений первой очереди комплекса производств по переработке РАО - комплекса "Вектор". Основными задачами при обращении с РАО являются уменьшение объема отходов, подлежащих длительному хранению и захоронению, надежная фиксация радионуклидов путем включения отходов в устойчивую матрицу или контейнер и последующее безопасное длительное хранение или захоронение кондиционированных отходов. С учетом отмеченных особенностей и поставленных задач общая схема обращения с радиоактивными отходами в зоне отчуждения ЧАЭС, предлагаемая НПО "Коро", МНТИ "Укрытие" и ОРОСИГМР, включает в себя: радиометрический контроль ПВЛРО, подлежащих перезахоронению; вскрытие ПВЛРО и извлечение РАО; контроль и сортировка извлекаемых материалов по физико-химическим свойствам и радиоактивной загрязненности; кондиционирование РАО, включающее их переработку и контейнеризацию; транспортирование контейнеров с отходами на площадку временного хранения (ХОЯТ-2 ЧАЭС); временное хранение контейнеров с РАО. Комплекс "Вектор" включает стационарные и мобильные установки по переработке ТРО, дезактивации металлоотходов и хранилища кондиционированных РАО. В состав стационарных производств должны войти печи сжигания ТРО и биологических отходов; установка суперпрессования ТРО, помещение РАО в 200-литровые металлические бочки; установка цементирования зольных остатков и вторичных жидких отходов. Что касается радиоактивных отходов зоны, то по предложению ученых-специалистов, работавших над концепцией обращения с РАО (руководитель - академик Э.В.Соботович), решение этой проблемы видится в следующем. 1. Высокоактивные отходы, извлекаемые из объекта "Укрытие" и ПЗРО, необходимо разделять на ядерноопасные (топливосодержащие) и ядернобезопасные, с разработкой соответствующих технологий их последующего хранения. 2. Отработавшее ядерное топливо ЧАЭС подлежит временному хранению в ХОЯТ-2. 3. Высокоактивные отходы, включая и топливосодержащие, после извлечения и контроля направляются на контейнеризацию. 4. Пеналы, упаковки и контейнеры с высокоактивными отходами (ВАО) могут храниться в поверхностных хранилищах, оснащенных системами контроля, грузоподъемными механизмами и т.д. 5. ВАО, находящиеся в неконтролируемых ПЗРО зоны, подлежат сортировке, контейнеризации, контролируемому хранению и изучению. Окончательное захоронение ВАО должно осуществляться в условиях, обеспечивающих надежную изоляцию отходов от биосферы в течении тысяч лет. Для реализации этих предложений необходимо создать дополнительное хранилище облученного ядерного топлива 1-го - 3-го энергоблоков ЧАЭС, комплекс по сортировке и контейнеризации извлекаемых ВАО при проведении работ по выводу ЧАЭС из эксплуатации и переводу объекта "Укрытие" в экологически безопасное состояние. Также необходимо сооружение временных хранилищ концентрированных ВАО и создание технических средств ведения работ по их дистанционному удалению. Для переработки жидких радиоактивных отходов (ЖРО) необходима разработка и применение методов очистки больших количеств низкоактивной воды. Они могут включать такие процессы, как переработка среднеактивных растворов и пульп, хранящихся в емкостях ЧАЭС, переработка донных отложений, процесс отверждения концентратов ЖРО и пульп. В рамках разработанного проекта комплекса производств "Вектор" предусматривается хранение РАО в бетонных контейнерах, допускающее детальный контроль объектов хранения, возможность периодической их ревизии в процессе хранения, переработки или перезахоронения. Перевозка РАО в пределах зоны отчуждения должна производиться в бетонных контейнерах, на специально подготовленных транспортных средствах, обеспечивающих необходимый уровень безопасности. Использование невозвратных бетонных контейнеров позволяет упростить решения на всех этапах обращения с РАО, исключить операции по перегрузкам отходов, обеспечить их целостность и защиту персонала. Таким образом, обращение с РАО в зоне отчуждения является ключевым звеном в проблеме зоны, поскольку именно оно определяет весь комплекс сложных вопросов радиоэкологического обоснования и инженерно-технического обеспечения перезахоронения, связанных с вынужденным вскрытием ПВЛРО, извлечением РАО, контейнеризацией, транспортированием и захоронением. При этом перезахоронение РАО из ПВЛРО должно быть научно обосновано и предполагать обязательную последующую переработку. Выводы 1. Технически трудности локализации и захоронения радиоактивных веществ - продуктов дезактивации ближней зоны ЧАЭС в 1986 - 1987 гг. - были сопряжены с тем, что наряду с проблемами РАО действующих блоков ЧАЭС возникли непредвиденные проблемы с отходами дезактивации территории и сооружений зоны. 2. Опасность загрязнения грунтовых вод радионуклидами, локализованными в ПЗРО и ПВЛРО, в настоящее время соизмерима с таковой за счет поверхностного загрязнения территории зоны. Исключение составляют обводненные захоронения, в которых наблюдается опережающий вынос ^Sr. Физико-химическое состояние радионуклидов в захоронениях и сорбционная емкость среды в захоронениях позволяют сделать предположение о нецелесообразности тотального перезахоронения. 3. Радиоактивные вещества, локализованные в могильниках, можно классифицировать по средней удельной активности как низкоактивные отходы, за исключением ПЗРО "Подлесный" и "Комплексный". Однако, неоднородность материала захоронений и обстановка дезактивации не исключают возможность неконтролируемого нахождения в могильниках фрагментов ТВЭЛов, что представляет потенциальную опасность для будущих поколений, особенно при определенной вероятности вскрытия захоронений в результате природных явлений или технических просчетов. 4. Для реализации перезахоронения следует признать целесообразным вскрытие наиболее радиологически опасных захоронений с последующей обработкой материала по технологии "Вектор"
5.7. Концептуальные основы долговременного содержания Чернобыльской зоны отчуждения Чернобыльская катастрофа, беспрецедентная по своим масштабам, сказалась на состоянии экосистем обширных пространств Беларуси, Украины и европейской части России. Но особенно значительными оказались экологические последствия катастрофы в районах, непосредственно прилегающих к ЧАЭС. Эти районы, характеризующиеся высокой плотностью поверхностного загрязнения, содержащего весь спектр радионуклидов ядерного топлива, в законодательном порядке выведены из народнохозяйственного пользования с образованием зоны отчуждения. По завершении периода форсированных мероприятий по ликвидации последствий катастрофы и защите населения от воздействия радионуклидного загрязнения особую остроту приобрела проблема разработки концептуальных представлений о зоне отчуждения, с одной стороны, как об источнике потенциальной региональной радиоэкологической опасности для Украины, а с другой - как о территории, на которой в обозримом будущем необходимо продолжение производственной деятельности, связанной с функционированием инфраструктуры ЧАЭС и работами, направленными на минимизацию последствий катастрофы. За время, истекшее с момента катастрофы, научными и производственными организациями Украины и России с участием специалистов других стран выполнены исследования, позволившие накопить важные фактические данные и прийти к теоретическим выводам относительно радиоэкологических последствий катастрофы и оптимальной стратегии деятельности в создавшихся условиях. В числе этих исследований особо следует выделить комплексные разработки радиоэкологических обоснований проектов "Укрытие" и "Вектор" [10, 19]. Итогом обобщения результатов всех ранее проведенных исследований явилось создание коллективом авторов общей Концепции зоны отчуждения ЧАЭС на территории Украины. В числе основных авторов Концепции представители ряда институтов НАН Украины - Р.В. Соботович (руководитель разработки), В.В. Скворцов, Ю.А. Ольховик, С.П. Ольштынский (Отделение радиогеохимии окружающей среды Института геохимии, минералогии и рудообразования), Ю.П. Зайцев (Институт сорбции и проблем эндо-экологии), Л.И. Францевич (Институт ботаники), B.C. Давыдчук (Институт географии), В.М. Шестопалов (Научно-инженерный центр радиогидроэкологических полигонных исследований), В.И. Ольшевский (Совет по изучению производительных сил), Г.Н. Коваль, Л.А. Крымская (Институт ядерных исследований), а также представители других ведомств и организаций Украины - Р›.Рњ. Попова (Украинское отделение Всемирной лаборатории), О.А. Бобылева (Минздрав Украины), О-В. Войцехович, О.И. Насвит (Министерство по делам зашиты населения от последствий аварии на ЧАЭС), Н.А. Лощилов (Научно-исследовательский институт сельхозрадиологии), А.А. Бицкий (Международный научно-технический центр "Укрытие"), Е.А. Яковлев (Государственный комитет по геологии и использованию недр), В.М. Лейцин, Л.В. Розанов (Киевский государственный институт "Энергопроект", Госкоматом). 5.7.1. Общие положения Концепции 5.7.1.1. Цели и задачи Концепции. Концепция представляет собой систему экологических, научно-технических, социально-экономических и организационно-правовых принципов, которыми необходимо руководствоваться в планировании и реализации любой деятельности на территории зоны отчуждения (далее по тексту Зона). Основной целью Концепции является определение общей стратегии и основных направлений деятельности по преобразованию Зоны в экологически безопасное состояние и минимизации ее воздействия на население Украины на всех этапах ее преобразования. Дальней стратегической целью Концепции является возврат части территории Зоны в народно-хозяйственное пользование. Приоритеты вложения средств, трудовых и материальных ресурсов в любую деятельность на территории Зоны определяются только указанными целями. Задачи Концепции состоят в определении путей долгосрочного содержания Зоны и приоритетов деятельности в Зоне по основным направлениям, обеспечивающим снижение уровня радиоэкологической опасности в Зоне и минимизацию ее влияния на радиоэкологическую обстановку в Украине. Основными направлениями деятельности в Зоне являются: защита населения Украины и персонала, работающего в Зоне, от радиоактивного облучения, источники которого находятся в Зоне; преобразование техногенных объектов, содержащих радиоактивные материалы, в контролируемое состояние; ландшафтовосстановление, направленное на ограничение миграции радионуклидов и уменьшение влияния радиоактивного загрязнения на окружающую среду; организация мониторинга окружающей среды; проведение научных исследований, направленных на изучение процессов, определяющих экологическое состояние окружающей среды, оценку динамики изменения ситуации в Зоне и воздействия Зоны на территорию Украины, разработку прогнозов и корректировку деятельности в Зоне; сохранение памятников истории и культуры; обеспечение инфраструктуры, необходимой для поддержания деятельности в Зоне. Концепция разработана на период до 2020 - 2025 гг.; предусматривается корректировка Концепции каждые пять лет. 5.7.1.2. Основные принципы Концепции. Деятельность в Зоне должна быть направлена на минимизацию экологической опасности Зоны для населения Украины в той мере, в какой это возможно и экономически оправдано, с учетом экстремальных природных ситуаций, вероятных в условиях региона. В Зоне допустимо выполнение только тех работ, которые не ухудшают экологическую обстановку и не препятствуют рациональному использованию территории Зоны в будущем для Украины. Деятельность в Зоне должна осуществляться с миниальным воздействием на природную среду и максимальным использованием природных факторов для ограничения миграции радионуклидов и снижения степени их воздействия на человека. Объемы проводимых в Зоне работ и численность персонала должны быть минимально необходимыми. Система радиационной защиты, базируясь на действующих нормативных документах, должна учитывать специфичность условий Зоны; меры по радиационной защите должны быть рассчитаны только на персонал Зоны (статус Зоны исключает проживание в ней населения); в условиях наличия в Зоне неконтролируемых источников радиации, минимизация доз внешнего и внутреннего облучения должна обеспечиваться режимом жестких ограничений и административного контроля. Природные ресурсы Зоны и находящиеся в ней объекты недвижимости являются собственностью государства; Концепция на данном этапе не предусматривает введение иной формы собственности на эти объекты. 5.7.2. Источники радиоэкологической опасности и состояние природной среды Зоны 5.7.2.1. Источники радиоэкологической опасности. Основными источниками радиоэкологической опасности в Зоне являются следующие. 1. Поверхностное радиоактивное загрязнение территории, которому свойственна значительная пространственная дифференцированность не только по общей плотности, но и по радионуклидному составу и соотношению основных форм радиоактивных выпадений - "топливной" и конденсационной. Динамикой эволюции катастрофических процессов и метеорологическими факторами обусловлено существование на территории Зоны трех областей с высокими плотностями загрязнения - северной, западной и южной. Поверхностное загрязнение представлено, главным образом, радионуклидами137Cs (около 110 тыс. Ки),90Sr (127 тыс. Ки) и Pu (800 Ки); 95 % загрязнений в настоящее время сосредоточено в 5-сантиметровом слое почвы. 2. Объект "Укрытие" с находящимися в нем ядерно- и радиационноопасными топливосодержащими массами (ТСМ) в количестве, возможно, около 180 т, суммарная активность которых составляет более 20 млн Ки, и большим количеством радиоактивных отходов, представляющих собой остатки активной зоны реактора (от 10 до 36 т - по косвенным оценкам), реакторный графит (около 700 т), загрязненные конструкционные и строительные материалы разрушенного энергоблока. Значительные массы ТСМ находятся в виде пыли (около 10 т), представляющей большую опасность ввиду наличия в стенах "Укрытия" многочисленных трещин и отверстий (общей площадью не менее 400 м2). 3. РАО, накопленные в результате эксплуатации ЧАЭС, а также те РАО, которые будут образовываться при снятии с эксплуатации энергоблоков. Накопленные на ЧАЭС РАО хранятся в специальных хранилищах; в настоящее время на ЧАЭС хранится 33800 м3твердых РАО (ТРО) и 20000 м3жидких РАО (ЖРО), причем существующие емкости для ЖРО заполнены на 75 %. Отходы ядерного топлива (ОЯТ) после прохождения через бассейны выдержки (сроком не менее 1 года) поступают в специальное хранилище ОЯТ (ХОЯТ); в настоящее время в ХОЯТ находится 13 300 отработанных тепловыделяющих сборок. 4. Пункты "захоронения" (длительного контролируемого хранения) РАО (ПЗРО) и пункты временной локализации РАО (ПВЛРО), оборудованные в ходе дезактивизационных работ. Общее количество РАО в ПЗРО и ПВЛРО оценивается в 1 млн м3суммарной активностью380 тыс. Ки. В трех существующих ПЗРО - "Комплексный", "Подлесный" и "Бураковка" - сосредоточены радиоактивные материалы, суммарная активность которых оценивается в 120 тыс. Ки. Первые два из них из-за нарушений природоохранных требований при их сооружении не полностью изолированы от окружающей среды. ПВЛРО - около 800 конструктивно простых "захоронений" (траншеи и бурты), практически не изолированы от вмещающих грунтов, содержат загрязненные металлические конструкции, железобетон, древесину, остатки жилых строений, загрязненный грунт и проч. Радиоэкологическая опасность ПЗРО и ПВЛРО связана главным образом с их подтоплением грунтовыми водами. 5. Пруд-охладитель ЧАЭС - водоем площадью 22,9 км2, содержащий 160 млн м3воды, средняя концентрация90Sr в которой составляет 2Ч 10-10Ки/л. В донных осадках водоема сосредоточено до 3,5 тыс. Ки137Cs, до 800 Ки -90Sr и до 3 Ки - плутония. Уровень поверхности пруда-охладителя в настоящее время превышает уровень воды в р.Припять на 7 м; воды пруда фильтруются в р.Припять через дамбу и систему дренажных каналов. 5.7.2.2. Радионуклиды в природной среде Зоны. Компоненты радиоактивного загрязнения с момента выпадения на земную поверхность стали вовлекаться в природные ландшафтно-геохимические процессы. В почвах радионуклиды конденсационных выпадений практически сразу после катастрофы стали образовывать ионные водорастворимые и биологически доступные формы. К настоящему времени развились и процессы мобилизации (перехода в подвижное состояние) радионуклидов "топливных" выпадений. В результате конкуренции процессов мобилизации, иммобилизации (перехода в фиксированные формы) и радиоактивного распада содержание в почвах мобильных форм на временной шкале 1986 - 2025 гг. проходит через максимум. При этом максимальное содержание мобильных форм137Cs приходится на первые годы после катастрофы; переход через максимум содержаний подвижных форм 90sr ожидается приблизительно через 10 лет. Основными путями миграции радионуклидов в природной среде, в том числе за пределы Зоны, являются: речной сток (формирующийся за счет поверхностного стока и выноса радионуклидов подземными водами), а также воздушный, биогенный, техногенный переносы. Поверхностный сток представляет главный путь миграции радионуклидов. За пределы Зоны ежегодно выносится 112 - 425 Ки-90Sr и 52 - 125 Ки137Cs (по данным за период с 1989 по 1993 гг.). Воздушный (ветровой) перенос играет резко подчиненную роль в миграции радионуклидов за пределы Зоны. Основным биогенным фактором миграции радионуклидов являются перелетные птицы; вынос радионуклидов птицами за пределы Зоны несущественен и не превышает нескольких единиц кюри в год. Техногенная миграция радионуклидов за пределы Зоны незначительна и, по приближенным оценкам, составляет менее 1 Ки в год. Миграция радионуклидов в подземные воды к настоящему времени не привела к устойчивому площадному загрязнению подземных вод на большей части территории Зоны. Поступление радионуклидов в грунтовые воды происходит наиболее интенсивно в районах размещения ПВЛРО. Процессы миграции радионуклидов с поверхности растянуты во времени, и максимальное содержание90Sr в грунтовых водах ожидается через 20 - 30 лет после катастрофы. Вклад Зоны в коллективную дозу облучения населения Украины по всем путям миграции радионуклидов в настоящее время не превышает 1 %. 5.7.2.3. Общее состояние природных угодий и производственная деятельность в Зоне. Вся территория в Зоне составляет около 2000км27сельская и городская застройка равняется 5 % территории, остальная территория находится под природными угодьями: лесами - 45 %, залежными полями - 30, лугами - 10, болотами - 8, акваторией Киевского водохранилища - 2 %. Производственная и инженерная деятельность осуществляется на 2 - 3 % территории Зоны. Разрушение биоценозов вследствие радиации произошло на 0,3 % территории. После сплошной дезактивации наиболее загрязненных участков (эффективность которой оказалась недостаточной) изменения в природных угодьях обусловлены, в основном, прекращением агротехнической и другой деятельности человека и имеют тенденцию к восстановлению коренных природных сообществ. Производственная деятельность в Зоне осуществляется четырьмя основными предприятиями: производственным объединением "Чернобыльская АЭС", научно-производственным объединением "Припять", Управлением строительством ЧАЭС и производственным объединением "Чернобыльлес"; кроме них в Зоне ведут работы более 120 научно-исследовательских, производственных, опытно-конструкторских, пуско-наладочных и прочих предприятий и организаций. В сферах обслуживания, пожарной охраны и охраны общественного порядка функционируют 23 объекта. Ежедневно в Зоне находится персонал численностью около 16,5 тыс. чел., в том числе более 4,5 тыс. чел. на ЧАЭС. В целом инфраструктура Зоны, в том числе Чернобыля, не полностью соответствует производственным, экологическим и социально-экономическим требованиям. Отсутствует четкая координация и единая программа деятельности в Зоне; неупорядочена структура занятости персонала; в Зоне функционирует ряд предприятий (в том числе коммерческих), не связанных непосредственно с выполнением задач по содержанию Зоны. 5.7.3. Минимизация экологической опасности Зоны для населения Украины Деятельность по минимизации экологической опасности Зоны осуществляется в следующих основных направлениях: преобразование объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему; минимизация экологической опасности ПЗРО и ПВЛРО; обращение с радиоактивными отходами; эксплуатация и снятие с эксплуатации ЧАЭС; обращение с прудом-охладителем; водоохранные мероприятия; обращение с природными угодьями и противопожарные мероприятия; физическая защита Зоны; медицинские, санитарно-гигиенические мероприятия и радиационная защита персонала; комплексный мониторинг; социально-экономическая деятельность. 5.7.3.1. Преобразование объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему. Преобразование объекта "Укрытие" в ядерно- и радиационнобезопасную долговременную контролируемую систему является важнейшей проблемой деятельности в Зоне. Стратегия и пути решения данной проблемы (с удалением из объекта ТСМ и других РАО, либо без их удаления с созданием гарантированно безопасной системы), определяются на основании итогов международного конкурса, проведенного по решению правительства Украины. 5.7.3.2. Минимизация экологической опасности ПЗРО и ПВЛРО. Минимизация экологической опасности ПЗРО и ПВЛРО предполагает прежде всего полную и детальную инвентаризацию с оценкой состояния и степени опасности этих объектов. На этом основании должен быть разработан оптимальный комплекс мероприятий. Основными путями минимизации опасности ПЗРО и ПВЛРО являются: консервация; предотвращение подтопления; перезахоронение. При неопределенности выбора приоритет имеет консервация. Перезахоронение требует полного и всестороннего обоснования его необходимости. 5.7.3.3. Обращение с радиоактивными отходами. Основными задачами обращения с РАО являются: бор и сортировка РАО по уровню радиоактивности, способу переработки и хранения; временное хранение РАО до начала их переработки; переработка РАО - компактирование и кондиционирование с переводом в форму, приемлемую для транспортировки и длительного контролируемого хранения; транспортирование РАО в хранилища; длительное контролируемое хранение РАО или их захоронение. Возможность и целесообразность использования территории Зоны для длительного хранения РАО спецкомбинатов Украины, РАО АЭС Украины и создания Национального центра по переработке и хранению РАО, а также размещения производств по переработке токсичных и других отходов крупных населенных пунктов требуют специального анализа в рамках Национальных концепций улучшения экологической обстановки на территории Украины и развития ядерной энергетики Украины в соответствии с принципами и положениями Концепции обращения с РАО Украины и Концепции зоны отчуждения ЧАЭС. 5.7.3.4. Эксплуатация и снятие с эксплуатации ЧАЭС. Деятельность, связанная с эксплуатацией ЧАЭС, осуществляется в соответствии с Государственной программой производства электроэнергии. Сроки эксплуатации энергоблоков ЧАЭС определяются их техническим состоянием, реализацией мероприятий по повышению их безопасности и должны устанавливаться по согласованию с надзорными органами. В соответствии с существующей Концепцией снятия с эксплуатации ЧАЭС. предусматривается проведение в установленные сроки комплекса работ по переводу энергоблоков в ядернобезопасное состояние, консервации и выдержке основных элементов и сооружений, обеспечению надежной эксплуатации систем безопасности, контроля и демонтажу. Обращение с РАО ЧАЭС осуществляется в соответствии с принципами и положениями Концепции обращения с РАО Украины и настоящей Концепции. 5.7.3.5. Обращение с прудом-охладителем. Пруд-охладитель ЧАЭС на соответствующем этапе работ по снятию с эксплуатации ЧАЭС подлежит ликвидации с осуществлением мероприятий, предотвращающих пылевой подъем радионуклидов с осушаемого дна водоема. Систему пойменных озер, оставшихся после ликвидации пруда-охладителя, целесообразно использовать в качестве полигона для проведения натурных радиоэкологических исследований. 5.7.3.6. Водоохранные мероприятия. Наряду с эксплуатацией существующих водоохранных сооружений предполагается осуществление дополнительных мероприятий: строительство противопаводковой дамбы на правом берегу р. Припять; создание дренажного канала, отсекающего поверхностный сток с территории Беларуси; противозаторные меры в зимнее время; завершение тампонажа неэксплуатируемых скважин и колодцев и другие возможные мероприятия. Необходимым условием реализации любых водоохранных проектов является полная и всесторонняя обоснованность их целесообразности. 5.7.3.7. Обращение с природными угодьями и противопожарные мероприятия. Основным принципом обращения с природными угодьями является приоритетность естественных процессов восстановления коренных ландшафтов, растительного и животного сообществ. В соответствии с этим принципом предполагается: невмешательство в процессы подтопления, переосушения, деформации грунтов и другие, если они не приводят к увеличению выноса радионуклидов из Зоны и не препятствуют нормальной деятельности в Зоне; невмешательство в процессы зарастания мелиоративных каналов для восстановления естественно обусловленного уровня грунтовых вод; активизация процессовландшафтовосстановления путем искусственных лесопосадок и способствования естественному расширению лесных массивов; нецелесообразность в настоящее время возвращения земель Зоны в сельскохозяйственное пользование; нецелесообразность работ по дезактивации угодий; в случае катастрофического ухудшения радиационной обстановки необходимость дезактивации на конкретных площадях должна быть специально обоснована. Главными лесоохранными и противопожарными мероприятиями должны быть следующие: создание системы контроля за санитарным состоянием лесов; создание систем искусственных барьеров по просекам и лесным дорогам в виде разрывов и систем минерализованных полос по границам лесных массивов; совершенствование системы противопожарной службы. 5.7.3.8. Физическая зашита Зоны. Мероприятия по физической защите Зоны направлены на предотвращение распространения радиоактивного загрязнения за пределы Зоны и охрану правопорядка. 5.7.3.9. Медицинские, санитарно-гигиенические мероприяши и радиационная зашита персонала. Экстремальная экологическая обстановка в Зоне диктует необходимость разработки нормативных актов и соответствующих ведомственных инструкций, регламентирующих санитарно-гигиенические и медицинские условия и требования охраны труда и радиационной защиты, подлежащих регулярной корректировке с появлением новых знаний, социальных факторов и политическихрешений. Основными мероприятиями данного направления должны быть: организация радиационного контроля персонала и среды жизнедеятельности - рабочих мест, мест проживания, транспорта и других объектов; соблюдение медицинских требований и ограничений (по возрасту, полу и т.п.); соблюдение требований гигиены, индивидуальной защиты, профилактики, санитарно-пропускного режима; жесткое ограничение планируемого дополнительного облучения персонала, введение допустимых и контрольных уровней облучения; улучшение санитарно-технических условий жизнедеятельности в Зоне, очистка территории от неорганизованных свалок мусора; санитарно-гигиеническое просвещение персонала; совершенствование системы медицинского обслуживания персонала. 5.7.3.10. Комплексный мониторинг окружающей среды Зоны. Целью комплексного мониторинга являются контроль и прогноз состояния экологически опасных объектов и окружающей среды в Зоне и на прилегающих территориях как основы оперативного принятия решений на разных этапах деятельности в Зоне, особенно в экстремальных ситуациях. Комплексный мониторинг должен осуществляться в следующих основных направлениях: радиогеохимический мониторинг ландшафтно-геологической среды; радиогеохимический мониторинг поверхностных и подземных водных систем; радиогеохимический мониторинг ПВЛРО, ПЗРО; ядерно-радиационный и радиогеохимический мониторинг объекта "Укрытие" и окружающей среды; ядерно-радиационный и радиогеохимический мониторинг инфраструктуры ЧАЭС; ядерно-радиационный и радиогеохимический мониторинг комплекса производств по переработке, транспортировке и хранению РАО; мониторинг биоценозов; медицинский и санитарно-гигиенический мониторинг. Актуальной проблемой является разработка и реализация программы мероприятий по организации единой системы комплексного мониторинга на основе объединения и совершенствования сетей, методов и средств наблюдений и контроля, а также методов и средств анализа данных и выработки оптимальных решений на базе математического моделирования. 5.7.3.11. Социально-экономическая деятельность в Зоне. Главным направлением социально-экономической деятельности является формирование и совершенствование инфраструктуры Зоны в соответствии с целями и задачами ее содержания. Этим предполагается проведение следующих мероприятий: создание единой системы деятельности в Зоне с ликвидацией или выведением за пределы Зоны предприятий и организаций, размещение которых в Зоне не обусловлено производственной необходимостью; максимальное сокращение производственного персонала в Зоне; развитие инфраструктуры Чернобыля, определяемой задачами долговременного проблемно-ориентированного производственного и научно-исследовательского функционирования; решение вопросов социально-экономического развития расположенных вблизи Зоны населенных пунктов, в том числе г.Славутич; осуществление мероприятий по обеспечению условий проживания в Зоне "самоселов"; прекращение всех видов производственной деятельности в г. Припять; сохранение историко-этнографических комплексов, памятников истории и культуры. 5.7.4. Организация управления и режим содержания Зоны 5.7.4.1. Управление зоной отчуждения. Управление Зоной возлагается на администрацию зоны отчуждения, которая является органом государственной исполнительной власти на данной территории. Основными функциями администрации зоны отчуждения являются: организация, финансирование и контроль выполнения работ по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и долговременному содержанию Зоны; организация, координация и контроль за работами, связанными с обращением с РАО в Зоне; контроль за соблюдением режима в Зоне; разрешительные функции в отношении проведения работ по созданию (строительству), размещению и ликвидации предприятий в Зоне; надзор за соответствием деятельности в Зоне нормативным и регулирующим правовым актам; сбор, анализ и обобщение информации о состоянии природной окружающей среды в Зоне, организация и ведение банка данных о работах, выполненных и выполняемых в Зоне, информирование общественности; земельное регулирование на территории Зоны; организация международного сотрудничества по проблемам Зоны. С целью совершенствования общей стратегии деятельности и решения отдельных научно-технических и социально-экономических проблем предполагается создание при администрации Зоны Межведомственных совещательных (экспертных) органов. 5.7.4.2. Режим содержания Зоны. Дифференцированность территории Зоны по природным условиям и радиоэкологическому состоянию, с одной стороны, и необходимость деятельности в Зоне - с другой, предопределяют целесообразность ее районирования с установлением следующих четырех зон с различными вариантами режима содержания. Промышленная зона - включает наиболее загрязненные районы, где проводятся основные работы по выводу ЧАЭС из эксплуатации, преобразованию объекта "Укрытие", переработке и хранению РАО, защите поймы р. Припять, а также районы с невысоким уровнем загрязнения, в которых сосредоточены все элементы инфраструктуры Зоны. Охранная (буферная) зона - включает наименее загрязненные территории, имеющие перспективу возвращения в народнохозяйственное использование и несет функцию ограничения деятельности в Зоне человека в соответствии с основными принципами Концепции; в данной зоне предусматривается проведение лесовосстановительных и санитарных мероприятий, а также организация научно-исследовательских и других полигонов. Заповедная зона - создается как система заповедных территорий для сохранения коренных ландшафтов без вмешательства человека с проведением долгосрочного мониторинга экосистем в условиях самоочищения от радионуклидного загрязнения. Зона общего режима - включает все остальные территории Зоны; статус Зоны определяется как заказник, в котором разрешено проведение лесовосстановительных работ и санитарных мероприятий, научных исследований, а также работ, направленных на охрану Зоны и сохранение культурных ценностей. Границы Зоны в целом могут быть изменены в сторону уменьшения ее площади только после разработки и утверждения на государственном уровне медицинских критериев проживания населения в экологически опасных районах. 5.7.5. Научные исследования в Зоне Территория Зоны представляет собой уникальный научный полигон для изучения влияния радиоактивного загрязнения на окружающую среду. Научные исследования в Зоне должны выполняться и координироваться в рамках Национальной программы ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Допускается возможность проведения в Зоне исследований в рамках других программ, если необходимость и целесообразность этого экономически и экологически обоснована и согласована с администрацией Зоны. Предполагается развитие научно-технического международного сотрудничества с целью повышения эффективности научных исследований, направленных на решение проблем зоны отчуждения и минимизацию последствий Чернобыльской катастрофы. Дальнейшее развитие научных исследований в Зоне должно определяться единой комплексной программой, основанной на принципе системности и указывающей приоритеты фундаментальных и прикладных задач по всем проблемам Зоны. 5.7.6. Основные первоочередные мероприятия В соответствии с данной Концепцией должна быть разработана комплексная программа работ по превращению территории в экологически безопасное состояние с определением этапов работ. В качестве первоочередных необходимо осуществление следующих мероприятий: районирование Зоны согласно положениям Концепции с проведением необходимых дополнительных исследований на конкретных территориях; создание системы комплексного мониторинга; мероприятия по обращению с РАО: инвентаризация и исследование степени экологической опасности ПВЛРО и ПЗРО; реализация мероприятий по повышению надежности существующих ПЗРО; разработка проекта комплекса производств по переработке и хранению РАО; „ мероприятия по преобразованию объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему: разработка технико-экономического обоснования и проекта по преобразованию объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему по результатам международного конкурса; разработка неотложных мероприятий по повышению надежности существующего объекта "Укрытие"; выполнение первоочередных проектных работ в соответствии с программой снятия с эксплуатации ЧАЭС; разработка ТЭО водоохранных мероприятий с обоснованием их необходимости на основе анализа "затраты - польза"; комплекс мероприятий, направленных на повышение пожарной безопасности лесного хозяйства; комплексный анализ целенаправленности и обоснованности выполняемых работ в Зоне с целью приведения их в соответствие с принципами Концепции; разработка АСУ деятельностью в Зоне; проведение первоочередных работ по упорядочению инфраструктуры Чернобыля; создание и реализация программы сохранения историко-культурного наследия Чернобыльского региона. 5.7.7. Экологический прогноз зоны отчуждения до 2050 г. При экстремальных погодных условиях (паводках 1 %-й и менее обеспеченности, смерчах, пылевых бурях) и лесных пожарах превышение допустимых уровней загрязнения природной среды за пределами Зоны не ожидается. Разрушение объекта "Укрытие" вследствие землетрясения или деятельности человека может привести к дополнительному загрязнению Зоны и прилегающих территорий. В результате искусственного и естественного залесения территории Зоны, в том числе за счет части залежных земель и пойменных лугов, создастся стойкий и более пожароустойчивый растительный покров на территории площадью до 65 - 70 %. Уровень грунтовых вод в результате саморазрушения мелиоративных систем и других факторов повысится; заболоченные территории займут не менее 10 - 15 %. Участки сплошной дезактивации превратятся в сухие луга, заросшие ивняком, или в сухие лиственные леса в случае успеха лесопосадок. Животный мир Зоны стабилизируется в отношении численности со сдвигом видового состава в сторону лесных видов, особенно хищников. Плотность поверхностного радионуклидного загрязнения территории в целом постепенно снизится в результате вертикальной миграции и более - менее равномерного распределения радионуклидов в 10 - 30-сантиметровом приповерхностном слое грунтов, а также в результате радиоактивного распада; уровни загрязнения137Cs и90Sr снизятся на 1 - 2 порядка,239Pu - в 3 - 10 раз. Роль процессов поверхностного переноса загрязнения существенно уменьшится в результате повсеместного создания растительного покрова. На заболоченных территориях, в отсутствие интенсивного водного стока, снижение плотности загрязнения будет происходить главным образом за счет радиоактивного распада. При фильтрации радионуклидов через зону аэрации последняя реализует свою защитную функцию по отношению к грунтовым водам. Часть радионуклидного загрязнения в участках с малой мощностью зоны аэрации перейдет в грунтовые воды; при этом концентрации радионуклидов в грунтовых водах не достигнут критических уровней. В процессах фильтрации и подземного стока радионуклидов будет иметь место уменьшение их концентраций вследствие радиоактивного распада, в результате чего концентрации радионуклидов в зонах разгрузки, долинах рек снизятся к концу периода прогноза. Будет идти процесс постепенного распространения радионуклидов в окружающую среду из локальных источников, в частности ПВЛРО. Однако масштабы радионуклидного загрязнения ландшафтно-геологической среды будут обусловлены главным образом уровнями площадного поверхностного загрязнения и в меньшей мере - влиянием локальных источников загрязнения, вблизи которых, вероятно, сформируются локальные зоны повышенных концентраций радионуклидов в грунтовых водах. При условии реализации положений Концепции, ввиду ожидаемого общего ослабления процессов поверхностного и подземного стока радионуклидов в бассейн р. Припять, ухудшения радиоэкологической обстановки в Зоне и усиления влияния территории Зоны на радиоэкологическую обстановку в Украине не предвидится.
|