Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие способности к расслаблению мышц
Избыточная напряженность мышц может иметь разные причины: быть следствием влияния основного дефекта и нарушения управления произвольными движениями (при церебральных параличах), эмоциональной и психологической скованности, страха, боли, отсутствия двигательного опыта и т.д. Средствами и методическими приемами снижения мышечного напряжения и формирования произвольного расслабления являются: - гидрокинезотерапия (С.Ф. Курдыбайло, В.Т. Богатых, 1997; Д.Ф. Мо- - мимическая гимнастика (Ю.Г. Михайлова, 2000) - иппотерапия — лечебная верховая езда, эффект которой заключается в одновременном воздействии на организм трех факторов: механического, температурного и ритмического (Л.Л. Лиховид с соавт., 1996), снимает спастику мышц бедер у детей с ДЦП. Благодаря ритмичному, плавному шагу лошади всадник получает тепловой массаж мышц бедер и тазобедренных суставов; - антигравитационные костюмы для детей с ДЦП, снижающие спастичность, спастико-ригидность (К.А. Семенова, 1999); - внешние факторы переключения после напряженных действий, например, решение несложной арифметической задачи, составление слов из букв (в условиях подвижной игры или эстафеты); - контрастные статические напряжения с последующим расслаблением мышц; - маховые упражнения рук (руки - «плети») и ног, потряхивание конечностей; - ненапряженные ротационные движения рук; свободное, расслабленное «падение» рук, ног, туловища; -сочетание фазы расслабления с форсированным выдохом; -переключение внимания, зрительного контроля и собственных действий на расслабление, включая самомассаж; - использование музыки как отвлекающе-раскрепощающего фактора; - медитация, аутотренинг, релаксационные сеансы йоги (И. В. Курис, Контрольные вопросы и задания 1.Дайте определения координационным способностям. 2.Расскажите о факторах, влияющих на проявление координационных способностей инвалидов. 3.Раскройте структуру координационных способностей. 4.Методика развития координации движений и способности к дифференцированию параметров движений. Ее особенности в адаптивной 5.Основные черты методики развития способности к пространственной ориентировке и усвоению ритма движений. 6.Какие способы развития способности к статическому и динамическому равновесию вам известны? 7.Какими средствами и методами развивают способности к быстрому реагированию в адаптивной физической культуре? 8.Развитие мелкой моторики у лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов. 9.Способности к расслаблению мышц и приемы ее развития в адаптивной физической культуре.
Лекция 20. Развитие координационных способностей школьников с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта Как отмечалось выше, нарушение координационных способностей (КС) является типичным для всех нозологических групп детей, имеющих отклонения в развитии. В действующих программах по физическому воспитанию в образовательных (коррекционных) учреждениях есть указания о необходимости коррекции отдельных проявлений координационных способностей, но нет конкретных рекомендаций для их реализации. Научный подход к решению проблемы включает получение предварительной комплексной информации о физическом состоянии биосистем каждого школьника с учетом возраста, пола, степени биологической зрелости, вида основного и сопутствующих заболеваний, уровня физического развития, психофизического статуса, раскрывающегося, в первую очередь, в координационных способностях. К базовым видам координационных способностей большинство авторов относят те виды координационных проявлений, которые необходимы при выполнении любых двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, учебных и бытовых действий). Это способность к сохранению равновесия, способность к ориентации в пространстве, способности, основанные на проприоцептивной чувствительности, способность к дифференцированию, быстрому реагированию, кинестетическая способность, способность к усвоению заданного ритма, расслаблению и др. В результате многолетних исследований координационных способностей школьников с нарушением речи, слуха, зрения, интеллекта разработаны: - комплексная программа тестирования; -критерии оценки уровня развития различных видов координационных способностей; - сенситивные периоды их развития; - программа совершенствования базовых координационных способ Программа комплексного тестирования базовых координационных способностей включает следующие доступные для всех детей указанных нозологических групп проявления (приложение 3). 1. Реагирующая способность: а) время двигательной реакции — «ловля линейки»; б) время простой и сложной зрительно-моторной реакции. 2. Кинестетическая способность: а) тактильно-кинестетическая способность; б) точность воспроизведения заданной амплитуды движений рук; в) точность воспроизведения половины максимального прыжка в длину; г) точность воспроизведения заданной величины усилия; д) точность воспроизведения заданного временного интервала. 3. Способность к сохранению равновесия: а) статического; б) динамического. 4. Способность к ориентации в пространстве: а) «слаломный бег»; б) «попадание в цель»; в) «набивание мяча»; г) теппинг-тест в ограниченном пространстве. Установлено, что по большинству показателей базовых координационных способностей дети с аномалиями развития отстают от параметров здоровых сверстников, причем наиболее значимые отклонения выявлены в младшем школьном возрасте. Анализ полученных данных выявил не только снижение абсолютных показателей двигательной координации практически на всех возрастных этапах школьного онтогенеза, но и нарушение соотношения различных видов КС между собой в каждой из групп аномальных детей. У детей с нарушением зрения наибольшее отставание от параметров здоровых сверстников выявлено по показателям тестов, отражающих уровень развития способности к ориентации в пространстве и способности к сохранению равновесия. В процентном выражении уровень развития вышеуказанных способностей в среднем составляет соответственно 36% и 34% от уровня здоровых школьников (100%). У детей с нарушением речи, слуха наибольшее отставание отмечается по показателям тестов, отражающих уровень развития реагирующей способности (62% от уровня здоровых школьников), способности к сохранению равновесия (62% и 36% соответственно от уровня здоровых школьников) и ориентации в пространстве (54% и 35% соответственно от уровня здоровых сверстников). У детей с нарушением интеллекта выявлена приблизительно одинаковая степень отставания (45—55% от уровня здоровых школьников) по всем показателям тестов, отражающим уровень развития базовых координационных способностей. Динамическое тестирование позволило разработать шкалы дифференцированной оценки уровня базовых координационных способностей у школьников 8-15 лет с нарушением речи (приложение 4А), зрения (приложение 4Б), слуха (приложение 4В), интеллекта (приложение 4Г). Известно, что эффективность управления процессом совершенствования движений при локомоциях будет значительно более высокой, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями физиологических отправлений в каждом возрастном периоде. В этом случае обучающая информация окажется адекватной «настройке» обучаемого объекта и будет активно усваиваться им (А.А. Гужаловс-кий, 1977; Стамбулова, 1988). В.К. Бальсевич (1971) сформулировал принцип соответствия характера педагогических воздействий биологическому ритму возрастного развития моторики. Возрастную дифференцировку средств и методов управления процессом совершенствования локомоторной функции необходимо осуществлять с учетом специфических особенностей развития моторики в различные периоды индивидуальной эволюции. Установлено, что сроки наступления благоприятных (сенситивных) периодов развития у здоровых и аномальных школьников не совпадают. У школьников с нарушением интеллекта большинство сенситивных периодов развития базовых координационных способностей приходится на возрастной диапазон 9-12 лет. У школьников с нарушением речи, слуха большинство сенситивных периодов приходится на возраст 8-11 лет. У школьников с нарушением зрения большинство сенситивных периодов развития различных видов КС приходится на возрастной диапазон 8—12 лет. На основе учета сенситивных периодов развития координационных способностей, специфики заболеваний и характера ограничений составлены серии учебных программ совершенствования координационных способностей на уроках физической культуры и во внеучебное время для школьников 8-15 лет с нарушением речи, зрения, слуха, интеллекта. Содержанием программ явились обычные физические упражнения, применяющиеся для развития реагирующей, ориентировочной, диф-ференцировочной способности, способности к сохранению равновесия, к ритму, расслаблению, однако методика их применения меняется в зависимости от вида аномалии. Основная направленность программ -активизация процессов коррекции и компенсации вторичных двигательных отклонений с помощью применения средств и методических приемов, акцентированно воздействующих на стимуляцию функций пораженного анализатора, отделов ЦНС и на развитие отстающих видов координационных способностей. Программы построены из блоков упражнений, направленных на развитие реагирующей, кинестетической способностей, способности к сохранению равновесия, способности к ориентации в пространстве, упражнений на расслабление. Каждый блок состоит из четырех упражнений и игры. Все блоки идентичны по объему нагрузки. В каждой серии разработанных программ больший объем уделялся блокам упражнений, направленных на совершенствование отстающих видов базовых координационных способностей. Такая система построения программ дает возможность гибкой замены блоков в зависимости от характера отклонений в координационной сфере аномальных детей. Последовательность применения блоков, различных по направленности, в течение одного занятия, определялась спецификой нервно-мышечного воздействия тех или иных упражнений. По данным М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова (1988), с наступлением утомления центральной нервной системы снижается быстрота смены процессов возбуждения и торможения, создаются затрудненные условия для разграничения раздражителей. Таким образом, блоки упражнений на развитие реагирующей способности, способности к кинестетическому дифференцированию, требующие значительного напряжения сенсорных механизмов и устойчивого внимания, применялись в подготовительной части и в первой половине основной части занятия, когда организм ребенка еще не достиг высоких значений по показателям утомления. Упражнения на развитие равновесия применялись в основной части занятия. Упражнения на развитие способности к ориентации в пространстве использовались в конце основной и в заключительной части занятия. Общим в серии разработанных программ является значительный объем упражнений на расслабление и релаксацию. Способность к произвольному расслаблению и напряжению мышц, являясь проявлением координационных способностей, оказывает положительное влияние на вегетативные функции: восстанавливает участившийся пульс, ритм дыхания, успокаивает нервную систему. Активизация психических процессов стимулировалась деятельностью поврежденного отдела. Для детей с нарушением речи было включено большое количество речитативов и стихов, которые дети произносили во время выполнения упражнения или перед началом выполнения упражнения. При проведении занятий с детьми с нарушением слуха использовалось музыкальное сопровождение, а также выполнение упражнений в четко заданном ритме. В программу для детей с нарушением зрения включались упражнения, требующие зрительного контроля. Это были упражнения для совершенствования ориентировочной, дифференцировочной (пространственные параметры движения) способностей, способности к сохранению равновесия. При проведении занятий по коррекционной программе с детьми с нарушением интеллекта широко использовались упражнения, требующие активного включения ассоциативного мышления. Активное целенаправленное воздействие на поврежденный анализатор или отдел ЦНС с помощью физических упражнений в сочетании с двигательными заданиями, воздействующими на другие анализаторы, ведет к улучшению координации работы всех сенсорных систем (В.Л. Страковская, 1994). Применение программы, направленной на совершенствование базовых КС школьников с нарушением речи во внеурочное время, в большей степени способствует повышению уровня развития способности к сохранению статического равновесия (темпы прироста — 41%), реагирующей способности (темпы прироста — 19%), дифференцировочной способности (темпы прироста — 34%) и способности к ориентации в пространстве (темпы прироста — 66%). Применение программы совершенствования базовых координационных способностей школьников с нарушением зрения на уроках физической культуры в большей степени оказало воздействие на повышение уровня развития способности к сохранению равновесия (темпы роста — 90%), кинестетической способности (темпы прироста — 60%), реагирующей способности (темпы прироста — 50%). В результате воздействия экспериментальной программы для детей с нарушением слуха во внеурочное время наибольшие темпы прироста выявлены по показателям способности к сохранению равновесия (86%), дифференцировочной способности (61%), способности к ориентации в пространстве (34%). Эффективность воздействия программы совершенствования координационных способностей детей с нарушением интеллекта на уроках физической культуры в большей степени отразилась на повышении уровня развития способности к сохранению равновесия (темпы прироста — 128%), реагирующей способности (темпы прироста - 68%), дифференцировочной способности (темпы прироста — 60%), некоторых показателей способности к ориентации в пространстве (темпы прироста — 120%). Анализ темпов прироста показателей, отражающих уровень развития базовых КС после проведения экспериментов, позволил выявить, что наиболее подвержены целенаправленной педагогической коррекции и совершенствованию способности к сохранению равновесия и ориентационная дифференцировочная. Вероятно, это объясняется тем, что в основе физиологических механизмов обеспечения статического чувства и ориентации в пространстве лежит слаженная работа зрительного, слухового и проприоцептивного анализатора, вестибулярного аппарата, мышечной чувствительности рук, ног и рецепции стоп (В.П. Ермаков, ГЛ. Якунин, 1990). Даже при наличии лимитирующих факторов возможны адаптационные компенсаторные перестройки организма, в результате которых в обеспечении способности к сохранению равновесия и ориентации в пространстве функции нарушенного анализатора берут на себя оставшиеся составляющие части этого сложного механизма. Проведенные исследования позволили доказать необходимость целенаправленного педагогического воздействия на развитие способности к сохранению равновесия и ориентации в пространстве. До проведения экспериментов уровень развития способностей к сохранению равновесия и ориентации в пространстве был значительно снижен практически во всех группах аномальных детей по сравнению со здоровыми сверстниками, однако включение в коррекционные программы блоков специальных упражнений позволило активизировать процессы коррекции и компенсации, реализовать потенциальные возможности данной категории детей. Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что занятия физической культурой значительно влияют на совершенствование двигательной сферы аномальных детей, раскрытие их потенциальных возможностей при условии, что они направлены на устранение вторичных моторных нарушений с помощью стимуляции процессов коррекции и компенсации. Физические упражнения должны быть адекватно подобраны с учетом вида аномалии, уровня физического развития и подготовленности, темпов биологического созревания организма, сенситивных периодов развития, особенностей познавательной и поведенческой сферы детей с нарушением речи, зрения, слуха, интеллекта. ________ Контрольные вопросы и задания 1.Какие проявления базовых координационных способностей школьников включены в программу их комплексного тестирования? 2. Дайте сравнительную характеристику уровня развития базовых координационных способностей у здоровых школьников младших классов и их сверстников с различной патологией: -с нарушением зрения; -с нарушением речи; -с нарушенем слуха; -с нарушением интеллекта. Для аргументации своих ответов используйте фактологические данные, представленные в приложениях 4А, 4Б, 4В, 4Г. 3.Сравните сроки сенситивных периодов развития здоровых и аномальных младших школьников. 4.Раскройте кратко содержание учебных программ совершенствования координационных способностей для школьников 8-15 лет с нарушением речи, зрения, слуха, интеллекта.
Лекция 21 Врачебно- медицинский контроль, организация и планирование Адаптивной физической культуры 21.1 Организационные основы врачебно-медицинского контроля лиц с ограниченными функциональными возможностями Врачебно-медицинский контроль за занимающимися, имеющими отклонения или нарушения функций органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, осуществляется районными вра-чебно-физкультурными диспансерами или городскими врачебно-физ-культурными диспансерами, если речь идет о сборных командах. Отделения Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых, руководители секций по видам спорта, спортивных центров инвалидов, физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов инвалидов и другие физ-культурно-спортивные общественные объединения инвалидов предоставляют списки занимающихся адаптивной физической культурой в физкультурно-врачебный диспансер по месту нахождения организации. В них указывается списочный состав, год рождения, диагноз, место проживания, телефон. Список заверяется руководителем организации и печатью организации. Постоянную работу ведет врач, курирующий этот раздел работы и владеющий вопросами контроля за занимающимися физической культурой и спортом. Занимающиеся должны проходить врачебный контроль не менее двух раз в год: в начале учебного года и в конце. Кроме того - после перенесения тех или иных заболеваний и при плохом самочувствии. В практике врачебного контроля применяются два метода исследования: углубленный и краткий (Г.М. Асеев, В.А. Зотов, 1963). При первоначальном исследовании инвалидов обязательно применение углубленного метода, а при повторном — краткого. Все полученные данные заносятся во врачебно-контрольную карту физкультурника. Программа углубленного врачебного обследования включает паспортную часть: записывается ф. и. о., адрес, номер поликлиники, к которой прикреплен инвалид, с тем, чтобы была возможность уточнения диагноза. При сборе анамнеза уточняется лечение по этапам (оперативное, консервативное, дата проведения, если была операция, то какая и когда, осложнения, сопутствующие заболевания, при поражении спинного мозга уточняется состояние функций мочевыводящих путей и тазовых органов). Уточняются наследственные заболевания, отношение к алкоголю, курению. Каким видом спорта занимался, сколько времени, в каких соревнованиях участвовал, результаты. В основном объем исследований тот же, что и у здоровых спортсменов: антропометрия, спирометрия, динамометрия, становая сила, рост, вес. Особенностью является то, что все показатели измеряются без протезов, ортезов и других приспособлений, а также снимаются показатели объема усеченной конечности в нижней трети, средней трети и верхней трети. Проводятся и фиксируются данные наружного осмотра: кожи, жироотложения, мускулатуры, формы грудной клетки, спина, стопы, ноги, окружность грудной клетки на вдохе, выдохе, пауза и размах. Необходимо также проведение функциональных проб для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы, ЭКГ, рентгеноскопия органов грудной клетки, клинический анализ крови, общий анализ мочи, биохимические исследования по показаниям. В программу углубленного врачебного обследования входит осмотр врачами-специалистами (окулист, лор, хирург, невропатолог, для женщин гинеколог). Обязательное тестирование физической работоспособности, развернутые рекомендации специалиста, ведущего данного инвалида с момента получения инвалидности и его рекомендации. Программа краткого врачебного обследования несколько уже и включает анамнез, антропометрию, физикальное обследование и проведение функциональных проб для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы, рентгеноскопию органов грудной клетки и ЭКГ. Анализ мочи, крови, осмотр окулистом. Врачебно-медицинский контроль за детьми-инвалидами осуществляется по месту их нахождения (детский сад, школа, средние учебные заведения, вузы), а также в детских поликлиниках по месту жительства. 21.1.1. Диспансерное наблюдение за лицами, занимающимися адаптивной физической культурой При организации и проведении диспансерного обследования следует иметь в виду, что основные моменты этой работы мало чем отличаются от обследования здоровых людей. Это касается лиц с нарушением слуха и зрения. Что касается инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, то здесь имеются определенные особенности. Более подробным должен быть осмотр невропатолога и хирурга, которые оценивают степень нарушения функций, уровня поражения, чувствительности, состояния мышечного тонуса. В данном случае следует иметь в виду, что движение может быть ограничено и по другой причине, кроме ослабленное™ мускулатуры. Это могут быть «спазм», «контрактура» (примером могут служить лица с последствиями детского церебрального паралича). Имеются особенности и в проведении функциональной пробы при поражении нижних конечностей. Проба лечь-сесть 20 раз выполняется из положения лежа на кушетке, при слабых мышцах спины исполняется, держась за край кушетки, или 20 раз отжаться от поручней, сидя в коляске. Наиболее эффективным и информационным тестом является вело-эргометрия (при поражении нижних конечностей с ручным педалированием). Но в этом случае необходимо учитывать противопоказания к использованию велоэргометрического теста. Абсолютные противопоказания: 1.Недостаточность кровообращения выше НА. 2.Инфаркт миокарда (раньше чем через 3—4 месяца с начала болезни). 3.Быстро прогрессирующая или нестабильная грудная жаба. 4.Гипертоническая болезнь П-Ш степени при систематическом АД 5.Желудочковая тахикардия, полигонная желудочковая активность. 6.Выраженный аортальный стеноз. 7.Активный или недавно перенесенный тромбофлебит. 8.Острые или хронические болезни в фазе обострения. 9. Значительная близорукость с изменением глазного дна. 1.Частые суправентрикулярные экстрасистолы (4:40), мерцательная аритмия. 2.Повторяющаяся или частая желудочковая эктопическая активность. 3.Нелеченая тяжелая системная или легочная гипертония. 4.Аневризма желудочка сердца. 5.Умеренный аортальный стеноз. 6.Неконтролируемые метаболические заболевания (сахарный диабет, тиреотоксикоз, микседема). 7.Значительное увеличение сердца. Состояния, требующие специального внимания и предосторожности: 1.Нарушение проводимости: а) полная атриовентрикулярная блокада; б) блокада левой ножки пучка Гиса; в) синдром Вольфа-Паркинсона—Уайта. 2.Наличие имплантированного водителя ритма сердца с фиксированной частотой. 3.Контролируемые дизаритмии. 4.Нарушение электролитного баланса. 5.Применение некоторых лекарств: а) препаратов наперстянки; 6.Тяжелая гипертония (диастолическое АД 120 мм рт. ст.), ретинопатия III степени. 7.Грудная жаба и другие проявления коронарной недостаточности. 8.Тяжелые анемии. 9.Выраженное ожирение. 10.Почечная, печеночная и другие виды метаболической недостаточности. 11.Явные психоневротические расстройства. 12. Нервно-мышечные, мышечно-скелетные и суставные расстройства, которые будут мешать проведению теста. Если во время нагрузки появляются определенные симптомы, то нагрузку необходимо прекратить. Тест с физической нагрузкой должен быть прекращен при возникновении признаков, указывающих на достижение предела переносимости нагрузок. Клинические признаки: -возникновение признаков приступа стенокардии; -появление выраженной одышки; -чрезмерное утомление, головокружение, тошнота, цианоз (или бледность кожи), холодный пот и др.; - повышение систолического АД до 30,7 кПа и более; - отсутствие повышения или снижение систолического АД, несмотря - отказ обследуемого продолжать работу в связи с дискомфортом или чувством страха. Электрокардиографические признаки: -возникновение частых экстрасистол (4:10) и других нарушений ритма (пароксизмальной тахикардии, трепетания предсердий, мерцательной аритмии); - выраженные нарушения предсердие-желудочковой и внутрижелудочковой проводимости; - горизонтальная или серповидная депрессия сегмента 5Гна 2 мм и более длительностью не менее 0,08 с; дискордантное смещение сегмента 5Г в разных отведениях; - инверсия, возникновение двухфазного или заостренного зубца Т, более чем в 3 раза превышающего исходную величину, в любом из отведений; - снижение амплитуды зубца Р на 50 % и более по сравнению с исходной величиной. После проведения вышеупомянутых проб, как обычно, проводится измерение артериального давления и пульса в течение 3 мин и дается оценка функциональной пробы (В.К. Добровольский, 1960; С.П. Летунов, Р.Е. Мотылянская, 1952; А.Г. Дембо, 1986; В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев, В.Г. Жарков, А.И. Кисее, 1990; Н.Д. Обижаева, 1993). Для оценки функционального состояния органов дыхания проводится проба Розенталя: пятикратное измерение ЖЕЛ спирометром с 15-секундным интервалом отдыха, а снижение показателей от измерения к измерению указывает на ухудшение функционального состояния. После получения данных осмотра врач по контролю за состоянием занимающихся дает заключение, определяя группу здоровья по их состоянию, степени тренированности, классу в соответствии со спортивно-медицинской классификацией и рекомендуемый вид спорта. Объем нагрузок определяется совместно с тренером-преподавателем с учетом степени и уровня поражения, времени травмы, тренированности, физического и психического самочувствия, физической подготовленности и физического развития. 21.1.2. Врачебный контроль в процессе занятий В работе с лицами с нарушением состояния здоровья особенно важно систематическое, постоянное врачебное наблюдение за изменениями в состоянии здоровья, физическом развитии, функциональном состоянии. В данном случае врач и тренер должны работать в тесном контакте, чтобы предотвратить негативные последствия неправильного подхода к учебно-тренировочному процессу и не усугубить еще больше состояние здоровья занимающихся. Этот процесс осуществляется путем проведения текущих осмотров 3-4 раза в год и врачебно-педагогических наблюдений на тренировках. Это помогает определить соответствие уровня требований, предъявляемых к организму конкретной программой занятий, физическому состоянию и подготовленности занимающихся. Особое значение имеет напряженность процессов (Р.Е. Мотылянская, Л.А. Ерусалимский, 1980). Об этом свидетельствует степень стабильности показателей в процессе нагрузок, а также усиление деятельности физиологических систем организма, о чем можно судить по характеру общих и местных реакций, возникающих в организме во время и после завершения мышечной работы. При проведении врачебного контроля, наблюдений оценивается организация, содержание и методика занятий, использование средств коррекции, обучение произвольному управлению дыханием, соблюдение взаимодействия дыхания адекватно движению, применение упражнений на расслабление, правильное соотношение этапов тренировки, частей урока. Оценка воздействия тренировки на организм проверяется по степени утомляемости (примерная схема внешних признаков утомления в процессе занятий физическими упражнениями по В. А. Зотову), по изменению пульса и артериального давления. Для этого проводится измерение пульса и артериального давления до тренировки, после разминки, после основной, заключительной частей тренировки и затем через 15 мин после окончания занятий. Все эти данные заносятся в протокол, строится графически физиологическая кривая, которая должна постепенно нарастать с пиком нагрузки в основной части и постепенно снижаться в дальнейшем, доходя до первоначальных величин после последнего измерения (через 15 мин). На основании полученных данных рассчитывается ряд показателей, характеризующих выраженность реакции систем кровообращения на нагрузку. Рассчитывается коэффициент пульса (КП), отражающий степень изменения частоты сердечных сокращений: т^-т _ ЧСС в нагрузке. ЧСС в покое Индекс работы сердца (ИРС), который косвенно отражает проделанную занимающимся работу, работу сердца по перекачиванию крови в условиях повышенного артериального давления и увеличенной ЧСС на высоте нагрузки: ИРС = ЧСС в нагрузке х АД систолическое в нагрузке. При регистрации ЧСС и величин АД после нагрузки фиксируют, на какой минуте отдыха эти показатели достигают исходных величин. По мере повышения степени тренированности увеличение ЧСС и АД при одной и той же нагрузке будет менее выраженно. И как следствие этого, будут снижаться величины КП и ИРС, а нормализация пульса будет проходить после нагрузки в более ранние сроки (Н.Д. Обижаева, 1993). Когда тренировочные нагрузки неадекватны процессам восстановления и организм спортсмена-инвалида не успевает восстановиться к следующей тренировке, то может возникнуть состояние переутомления, перегрузки, что приводит к истощению организма, развитию патологических состояний, необходима профессиональная коррекция с использованием педагогических, психологических, медико-биологических методов и средств восстановления. Особенно важно это в работе с инвалидами с поражением органов зрения, так как все вышеперечисленные негативные явления могут отразиться негативно на функции органов зрения. У инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в классе — травмы и заболевания спинного мозга, где запредельные нагрузки могут повлечь за собой необратимые отрицательные моменты, вместо помощи мы можем навредить, ухудшить состояние здоровья. Поэтому данная категория людей требует очень внимательного отношения к организации и проведению учебно-тренировочного процесса, с непременным каждодневным врачебным контролем. В результате совместной и постоянной работы тренера и врача вносятся коррективы, изменения, дополнения в учебно-тренировочный процесс. 21.1.3. Самоконтроль Для инвалидов-спортсменов самоконтроль имеет очень важное значение, так как позволяет субъективно оценить приспособление организма к физической нагрузке путем ежедневных оценок им самим изменений в организме под влиянием учебно-тренировочного процесса или соревнований. Для этого каждый занимающийся ведет дневник самоконтроля, в который записываются дата, сон, настроение, самочувствие, работоспособность, содержание тренировки (время проведения занятий: утро, день, вечер), пульс (утром, до тренировки, после тренировки, через 15 мин), отмечает нарушения режима. Это позволяет врачу и тренеру объективно оценить влияние на организм как отдельных тренировок (занятий), так и вообще занятий адаптивной физической культурой. Подсчет пульсовых толчков выполняется в течение 10 с и умножается на 6. Если измерять пульс более продолжительное время, то «минутный» результат будет неточен, так как через несколько секунд после окончания работы пульс начинает замедляться (А.П. Колтановский, И.В. Кулькова, 1997). Если восстановления пульса за несколько минут отдыха не происходит и пульс не снижается, следует уменьшить нагрузку. При отсутствии положительных результатов надо обратиться к врачу и приостановить занятия. Отсутствие контроля, небрежное отношение может повлечь за собой ухудшение здоровья. Ко всему вышесказанному необходимо добавить, что положительные сдвиги в физическом состоянии, проявление биологического приспособления к нагрузкам проявляются не сразу, а только спустя 3 недели после систематических и правильно организованных занятий. Очень полезно овладеть приемами самомассажа, который является эффективным средством для снижения утомления и повышения работоспособности. Он усиливает отток крови и лимфы, позволяет быстрее восстановить все системы организма после интенсивных физических нагрузок. Самомассаж доступен каждому занимающемуся и может быть использован в любое время в зависимости от состояния человека. Кроме этого, занимающийся должен получить от тренера и врача обширные знания по широкому кругу вопросов, связанных с режимом дня, личной гигиеной, закаливанием, питанием, массажем, самоконтролем. Рациональный суточный двигательный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма, вырабатывает его определенный ритм. В связи с различными условиями жизни, труда, быта, индивидуальными особенностями существования невозможно рекомендовать единого суточного режима для всех категорий инвалидов. Однако его основные положения должны соблюдаться при любых обстоятельствах. Это прежде всего: выполнение различных видов деятельности, тренировочных занятий и отдыха в одни и те же часы, регулярное питание, длительный и полноценный сон. В режиме дня следует предусмотреть утреннюю гигиеническую гимнастику, которая ускоряет переход от сна к бодрствованию, тонизирует деятельность центральной нервной системы, активизирует работу всех органов, создает бодрое и жизнерадостное настроение. Гигиена тела включает в себя гигиенические мероприятия по уходу за кожей, полостью рта и зубами. Гигиеническое значение кожи, особенно для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, очень важно, так как зачастую работоспособность и сопротивляемость различным заболеваниям во многом зависит от состояния кожных покровов. У ампутантов встречаются потертости и ссадины культей нижних конечностей, у инвалидов с травмами и заболеваниями спинного мозга — участки с пониженной чувствительностью (ягодицы, колени, голеностопы). В этом случае необходим уход за культей: обтирание, споласкива-ние, закаливание, ежедневное смазывание кремом. При пониженной чувствительности кожи ежедневная проверка своего состояния. Инвалидам всех категорий необходимо применение средств закаливания. Наблюдения, проведенные специалистами, показывают, что систематические занятия, проводимые в современных крытых спортивных сооружениях с постоянным микроклиматом, приводят к дезакали-ванию занимающихся (В.В. Кудрявцева, Ю.С. Сыромолотов, 1987), поэтому спортсменам, которые продолжительно занимаются в крытых спортивных сооружениях, необходимо закаляться, используя все способы закаливания и особенно естественные силы природы. Важное значение имеет сбалансированность питания, которая обеспечивается оптимальным качественным и количественным соотношением белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных солей, а также правильными с физиологической точки зрения пропорциями основных составных частей пищевых веществ — аминокислот белков, жирных кислот, жиров, крахмала и сахара углеводов, взаимосвязи отдельных витаминов с другими компонентами пищи. Примером тому служат вопросы питания спортсменов-инвалидов с травмами и заболеваниями спинного мозга. Как правило, такие занимающиеся имеют особые проблемы с функционированием органов малого таза. Поэтому очень важно сбалансированное питание, прием пищи по времени, чтобы эти особенности негативно не сказались в период тренировочного процесса, и особенно на соревнованиях. Кроме того, существует ряд вспомогательных оздоровительно-восстановительных средств, которые за счет благоприятного воздействия на различные органы и системы организма способствуют восстановлению, стимуляции работоспособности. Выбор форм и способа применения этих средств должен осуществляться и контролироваться медицинским персоналом и специалистами в области физической культуры и спорта в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся, степени их подвижности, утомляемости и других факторов. Среди многих гидропроцедур рекомендуется прежде всего использование душа, контрастного душа, теплых ванн, оздоровительного плавания в бассейне, контрастных ванн. Определенная осмотрительность должна быть при использовании паровой (русской) и суховоздушной (сауна) бани, которые хотя и способствуют повышению работоспособности, ускоряют восстановительные процессы, но все же требуют при использовании учета специальных методических рекомендаций в зависимости от характера и степени нарушений. 21.1.4. Медико-санитарное обеспечение тренировочного процесса и соревнований Медико-санитарное обеспечение всех мероприятий осуществляет врачебно-физкультурный диспансер. Врачебный контроль должен быть подключен еще до начала проведения тренировок или соревнований. Проведение учебно-тренировочных занятий и соревнований с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, имеет свои особенности и предъявляет свои требования. В большинстве своем эти требования предъявляются к спортивным сооружениям, когда речь идет об инвалидах с поражением опорно-двигательного аппарата. Среди основных условий прежде всего — это широкие дверные проемы и коридоры, по которым можно передвигаться в коляске, причем руки, вытянутые в стороны, не должны доставать до стен. Примерная ширина коридора - 1,2 м, а по углам - 1,3 м. Для преодоления ступенек необходим пандус, уклон его не должен превышать 1/20 ступеньки, а высота перил над пандусом превосходить 90 см. Ступеньки лестницы не должны иметь выступающих краев, ребро должно быть из материала, препятствующего скольжению. Особое значение имеют специальные приспособления в душевых и туалетах. Что касается бассейна, то он должен быть «плоскостным», ванна бассейна и вода находятся на одном уровне с бортиком бассейна. При использовании в занятиях обычного бассейна желательно иметь специальный подъемник для спуска в воду и выхода из воды. Остальные требования традиционны ко всем спортивным сооружениям, на которых занимаются здоровые люди. Предупредительный и текущий санитарный контроль осуществляются совместно с местной санитарно-эпидемиологической станцией. Что касается проведений соревнований, то их обслуживает врач и медсестра врачебно-физкультурного диспансера. Организаторам соревнований необходимо иметь связь с ближайшим пунктом скорой помощи. Для предупреждения травматизма должна быть проведена тщательная подготовка мест проведения мероприятий, проверка оборудования и инвентаря, специальных приспособлений (например, у слепых использование звуковых сигналов). Заранее определяется место проживания участников соревнований, особое внимание уделяется пунктам питания. Условием успешного проведения тренировочных и соревновательных мероприятий является обеспечение страховки во всех местах их проведения. 21.2. Педагогический контроль за занимающимися адаптивным спортом Педагогический контроль за занимающимися предусматривает оценку уровня развития их физических качеств. Для определения быстроты применялись любые возможные для инвалидов действия, выполняемые на время, например, хлопки руками спереди и сзади (количество раз за 15 с). Чтобы определить выносливость, предлагается выполнить движение на максимально возможное время (бег на месте, проплывание дистанции, гонки в колясках и т.п.). Равновесие — самое уязвимое качество у инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Предлагается тест стоя на одной ноге
__________ ______
или двух (одна стопа в продолжении другой), руки в стороны, глаза закрыты, сохранять это положение максимально возможное время. Гибкость определялась следующим образом: из исходного положения стоя на гимнастической скамейке занимающийся выполняет наклон вперед — измеряется расстояние от кончиков пальцев до края скамейки (плюс, если пальцы рук находятся ниже плоскости опоры, минус, если пальцы рук испытуемого не достают до скамейки). При оценке специальных физических качеств спортсмену предлагается контрольное выполнение тех или иных спортивных действий, характеризующих скоростные, скоростно-силовые качества, скоростную выносливость, силу. Это пробегание, проплывание, гонки в коляске на определенную дистанцию, выполнение тех или иных метаний, бросков и т. п. в зависимости от вида спорта. Так, например, в плавании, при определении скорости осуществляется прохождение дистанции 25 м и 50 м всеми способами. При этом измеряется время прохождения дистанции и количество гребковых движений. Выносливость характеризуется временем проплывания на время 200, 400 м для женщин и 400, 800, 1500 м для мужчин. Скоростная выносливость определяется по времени проплывания 100-метровой дистанции любыми возможными способами на время. В легкой атлетике скорость характеризуется временем прохождения 30- или 60-метровых дистанций, в том числе на протезах или в колясках (в последнем случае дистанция равна 60 и 200 м). Выносливость: бег 500 м у женщин, 1000 м у мужчин, гонки в колясках на 1500 м у мужчин. Тестом на скоростно-силовые качества может служить прыжок в длину с места (в см). Этот тест применяется и у инвалидов с односторонней ампутацией нижних конечностей. Уровень функциональной подготовленности инвалидов-спортсменов определяется при выполнении ими специально подобранных «стандартных нагрузок». До нагрузок, после них и в период восстановления измеряется частота сердечных сокращений, определяется артериальное давление и соответственно оценивается функциональное состояние спортсмена. Такими стандартными нагрузками для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата могут быть: - приседания (инвалиды с ампутациями верхних конечностей, од -бег на месте (инвалиды с ампутациями верхних конечностей и инвалиды с ампутацией голени на протезе); - отжимание из упора лежа (инвалиды с ампутацией бедра и голени); - отжимание у гимнастической стенки (инвалиды с односторонней -отжимание от поручней кресла-коляски (инвалиды с параплегией); - «пандус-тест» — езда по пандусу вверх с максимальной скоростью; - переход из положения лежа в положение сидя, ноги зафиксирова В соответствии с полученными данными, характеризующими физическую подготовленность и функциональное состояние спортсмена, осуществляется индивидуальное планирование тренировочных нагрузок, вносятся коррективы в тренировочный процесс. В дальнейшем поэтапно проводятся врачебно-педагогические наблюдения на тренировках. Контролируется реакция на выполнение плановых нагрузок и при необходимости изменяется учебно-тренировочный процесс. Допуск к соревнованиям осуществляется врачом после предварительного комплексного медицинского обследования спортсмена. В дополнение к вышеизложенному целесообразно с помощью простого и общедоступного метода периодически осуществлять определение силы отдельных мышечных групп. Это особенно важно в подготовительном периоде и помогает более четко планировать учебно-тренировочный процесс. Этот метод используется при проведении спортивно-медицинской классификации инвалидов-спортсменов. Таким методом является пятибалльная система оценок силы мышц - мануально-мышечное тестирование (ММТ). Исследование проводится способом наложения руки специалиста на определенную группу мышц инвалида, а ему предлагается проделать силовое усилие. Разработана и шкала оценки. 0 баллов - нет видимого и ощутимого движения, напряжения в 1 балл — нет видимого движения, но при пальпации определяется 2 балла — возможно активное видимое движение в облегченном 3 балла — осуществление полного объема движения с преодолением 4 балла — полный объем произвольных движений с преодолением 5 баллов - нормальная мышечная сила без существенной асимметрии. выполняющих сгибание и разгибание плеча, отведение и приведение в плечевом суставе, сгибание и разгибание в локтевом и в лучезапястном суставе. На нижних конечностях определяется сила мышц, выполняющих сгибание, разгибание, отведение, приведение в тазобедренном суставе, сила мышц, выполняющих сгибание и разгибание в коленном и голеностопном суставах. Таким образом, на нижних конечностях можно определить силу восьми мышечных групп на одной ноге (максимальная оценка 40 баллов) и восьми мышечных групп на другой ноге (всего 80 баллов). Функцию мышц плечевого пояса и рук целесообразно исследовать в исходном положении сидя или стоя, функцию мышц ног — в положении лежа. Для оценки дельтовидной мышцы и мышц плечевого пояса испытуемому предлагается отвести прямые руки в стороны до горизонтального положения и оказывать сопротивление исследователю, который пытается опустить его руки. Так же оценивается функция сгибателей и разгибателей плеча. Для оценки сгибателей предплечья (двуглавая мышца) спортсмену предлагается согнуть руку в локтевом суставе. При оценке рагибателей предплечья испытуемый разгибает руку в локтевом суставе и напрягает ее, стараясь не дать согнуть (трехглавая мышца). Оценивая силу мышц сгибателей кисти, спортсмен сгибает ее и сопротивляется, не давая исследователю разогнуть. Для оценки силы разгибателей кисти спортсмен оказывает сопротивление, не давая исследователю ее согнуть. При оценке силы мышц нижних конечностей вначале испытуемый лежит на спине. При исследовании сгибателей бедра (подвздошно-по-ясничная мышца) предлагается поднять прямую ногу и оказывать сопротивление исследователю, который надавливает на бедро. Так же определяется сила отводящих и приводящих мышц. Для оценки силы разгибателей голени (четырехглавая мышца бедра) испытуемый должен приподнять правую ногу и, напрягая мышцы, не давать ее разогнуть. Для оценки разгибателей стопы следует взять стопу на себя и, напрягая мышцы, не давать ее разогнуть. При исследовании сгибателей стопы (икроножная мышца) надо с максимальной силой давить на руку исследователя. Затем испытуемый поворачивается на живот и определяется разгибатель бедра (ягодичная мышца). Спортсмен приподнимает прямую ногу, пытаясь преодолеть сопротивление исследователя. При оценке сгибателей бедра испытуемый сгибает ногу в коленном суставе (двуглавая мышца бедра и др.), преодолевая силу сопротивления инструктора, старается удержать ее в этом положении. Существенное значение представляет собой оценка силы мышц туловища, особенно при травмах и заболеваниях спинного мозга. Для оценки состояния мышц спины можно предложить занимающемуся из положения лежа на животе прогнуться, «оторвать» плечи от кушетки и удержаться в таком положении. Оценивается время: 30 с — 3 балла, 45 с — 4 балла, 60 с — 5 баллов, меньше 30 с — 2 балла. При определении силы мышц брюшного пресса у этой категории инвалидов испытуемый лежа на спине выпрямляет руки вперед и «отрывает» плечи от кушетки, стараясь как можно дольше удерживаться в таком положении. Оценка производится по времени удержания. Для оценки определения равновесия у лиц с травмами или заболеваниями спинного мозга предлагается сидя в коляске поднять руки в стороны и удержаться в положении сидя. Фиксируется время. Все эти вышеперечисленные методики требуют определенного опыта и профессионализма со стороны исследователей, а также аккуратности и корректности (В.П. Жиленкова, Е.С. Ульрих, 2001). Учебно-тренировочные занятия с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, проводятся по общепринятой схеме, включающей три периода: подготовительный, основной и переходный. Занятия начинаются с подготовительного периода и продолжаются 3~4 месяца в зависимости от физической подготовленности и общего состояния спортсмена. В этот период осуществляется преимущественно общефизическая подготовка. Основной период предусматривает спортивное совершенствование, участие в соревнованиях. Заключительный -переходный период. Он завершает годичный цикл. Его задача - постепенное снижение нагрузки, совершенствование технических приемов. Эта схема используется в работе с инвалидами по слуху, зрению, но что касается инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, в частности с травмами и заболеваниями спинного мозга, то здесь имеется определенная особенность. В работе с этой категорией спортсменов 50% общего времени в подготовительном периоде уделяется общефизической подготовке, 20% отводится занятиям лечебной физической культурой и 30% — технической подготовке по избранному виду спорта. В основном периоде 30% общего времени уходит на общефизическую подготовку, 10% — на ЛФК и 60% — на специальную (техническую). В переходном периоде 30% определяется на общефизическую подготовку, 30% — на ЛФК и 40% - на специальную подготовку. Учебно-тренировочный процесс строится с учетом принципов систематичности, круглогодичности, с постепенным повышением нагрузок и обязательным врачебно-педагогическим контролем за реакцией занимающегося на нагрузки, в тесном контакте тренера-преподавателя и врача. Общая физическая подготовка направлена на развитие основных физических качеств, специальная ставит своей целью развития качеств, необходимых в том или ином виде спорта, технико-тактическая подготовка признана совершенствовать технику избранного вида спорта и формировать тактические навыки в зависимости от выполняемой деятельности (Е.С. Ульрих, В.П. Жиленкова, С.А. Джумаев, 1996). 21.3. Применение психодиагностических методик для лиц с ограниченными функциональными возможностями Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт развиваются не изолированно, а в системе общественных связей и отношений. Особенно важны они для людей, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья. К сожалению, данная проблема мало изучена и освещена. Однако в адаптивном спорте различают три основных направления применения психодиагностических методик. Прежде всего это выяснение того, каким видом спорта целесообразно заниматься человеку с ограниченными функциональными возможностями, будь то ребенок, взрослый или подросток. Второе — формирование спортивного коллектива и третье — отбор спортсменов с одинаково высоким уровнем квалификации для включения в сборные команды города, области, региона, страны. На первом этапе решение задач спортивной ориентации основывается на виде спорта, показанном данному спортсмену на основании диагноза, особенностей поражения, степени поражения и видов спорта, используемых в данном конкретном случае исходя из спортивно-медицинской квалификации. На втором этапе следует определение места и роли каждого человека в коллективе и на третьем — решение отбора в сборные команды. Наиболее сложным является третий этап, от которого зависит многолетняя кропотливая работа тренера-преподавателя и ученика. Практика показывает, что эффективность третьего этапа отбора тесно связана с эффективностью психологического отбора на втором и первом этапах. Исходя из исследований отечественных психологов, следует рекомендовать методики для определения личностных и социально-личностных особенностей занимающихся на втором и третьем этапах отбора, так как это наиболее консервативные качества и они менее всего подвержены быстрым временным флуктуациям (В.Л. Марищук, Ю.М. Блу-дов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова, 1984). Психологические качества: волевые, интеллектуальные, эмоциональные и сенсорные — носят более подвижный характер. Основное в применении методик психодиагностики в адаптивной физической культуре то, чтобы они были стандартизированы, унифицированы применительно к данному контингенту инвалидов, виду спорта и проводились в стандартных условиях в течение длительного времени. Психические состояния - самый подвижный элемент психологии человека с различными поражениями органов опоры, движения, зрения, слуха. Они зависят от степени, времени поражения, возраста, социального статуса, окружающей действительности. Профессиональная психодиагностика психического состояния спортсмена может помочь ему найти выход из состояния отчаяния, неуверенности, ненужности, социализировать и интегрировать его в общество. Кроме того, она может многое сказать о степени его соревновательной надежности, прогнозировать поведение в экстремальных ситуациях, связанных со спортивной деятельностью. В учебно-тренировочном процессе могут применяться психодиагностические методики, те же, что и у здоровых людей. По направленности на изучение индивидуальных особенностей, черт личности, состояний: - методики изучения направленности, интересов (карта личности -личностные методики, характеризующие структурные компоненты личности (опросник Айзенка, опросники ЧХТ и др.); - социометрия (исследование личности спортсмена-инвалида в системе общественных отношений); -методики изучения особенностей мышления; -методики изучения творческих способностей (тестирование по Роршаху и др.); -общая осведомленность, профессиональные знания, навыки (методики для исследования процессов мышления); - методики для изучения психических процессов: памяти, внимания, восприятия и др. (бланковые и аппаратурные тесты); -методики для изучения психомоторных процессов, координации и точности движений (суппорты, координациометры, специальные физические упражнения); - психофизиологические методики (аппараты для исследования сенсомоторных реакций, психофизиологические и электрофизиологические методики); -изучение глазомера, точности оценки пространственных признаков (бланковые и аппаратурные тесты); -изучение эмоционально-волевой сферы, эмоциональной устойчивости (комплексные методики, по необходимости с применением физиологических и биохимических измерений); - оценка психических состояний (опросники Спилбергера—Ханина и др.); - методика изучения «качества жизни». По форме применения они могут быть самыми разнообразными: наблюдения, например, в естественных или смоделированных ситуациях, в процессе тестирования. Беседа может быть проведена в форме индивидуальных или групповых занятий, опросники и анкеты - открытые и закрытые. Применение бланковых тестов — индивидуальное и групповое. Эта же особенность касается и применения аппаратных тестов. Далее могут использоваться социометрические методики, обследование на тренажерах и тренажерных устройствах, специальные контрольные физические упражнения, различные комплексные методики. По способам применения они могут подразделяться на аналитические (для оценки отдельных психических процессов, качеств, функциональных показателей); синтетические тесты (направленные на блоки свойств); комплексные методики (моделирующие важные компоненты деятельности) и пролонгированные методики (многократное тестирование, в том числе после воздействия различных факторов, периодов обучения, тренированности, адаптации). Важно, чтобы эти методики выполняли ряд требований, таких, как прогностическая ценность, надежность и стабильность результатов, научность, обоснованность, убедительность. Методика должна быть адекватна тем качествам, на оценку которых направлен тест, уникальна и объективна. Кроме того, важна достоверность, практичность, сочетание методов численной оценки с данными педагогического наблюдения (В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова, 1984). 21.4. Показания и противопоказания для занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными функциональными возможностями Занятия адаптивной физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на физическую подготовленность, развитие инвалидов с различными нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и способствуют их социальной реабилитации, помогают преодолеть стресс и поверить в себя, в свои возможности и способности, поддерживать необходимый уровень функционального состояния организма. В настоящее время очевидно, что адаптивная физическая культура является универсальным и уникальным средством всех видов реабилитации: физической, психической и социальной. За последние 10-12 лет количество физкультурно-оздоровительных, спортивных клубов и центров в России возросло с 27 до 153. К сожалению, недостаточное количество подготовленных специалистов приводит в ряде случаев к некоторым ошибкам, связанным с допуском к занятиям физическими упражнениями и особенно к участию в соревнованиях различного ранга инвалидов, которые имеют к этому противопоказания. Допуск инвалидов к тренировочным занятиям и соревнованиям осуществляется часто без учета изменений, происходящих в организме вследствие травмы или заболевания, а также сопутствующих заболеваний, приводящих к снижению их функциональных возможностей и способностей. Известны случаи, когда в результате неправильного построения тренировок у спортсменов возникали серьезные осложнения в здоровье, вынудившие их покинуть спорт. Это имело место в тех случаях, когда занятия проводились без участия врача, без предварительного диспансерного обследования и без постоянного врачебно-педагогичес-кого наблюдения. Необходим строгий врачебный контроль и отбор с проведением всех исследований, функциональных проб, с определением физической работоспособности и толерантности инвалидов к физической нагрузке. Только на основании вышеизложенного, а также тщательно собранного анамнеза можно правильно подойти к выбору двигательного режима, определению показаний и противопоказаний к физической тренировке и занятиям в целом по систематической, круглогодичной программе. Многолетний опыт работы с инвалидами с ПОДА в Санкт-Петербурге (Ленинграде), Сестрорецком центре реабилитации больницы № 40, а также проведение многочисленных медицинских классификационных комиссий по отбору спортсменов для участия во всероссийских и международных соревнованиях позволили определить показания и противопоказания к занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом. Занятия адаптивной физической культурой показаны при ампутациях конечностей, при последствиях полиомиелита, заболеваний и повреждений спинного мозга, при последствиях детского церебрального паралича, а также при прочих поражениях опорно-двигательного аппарата (врожденные недоразвития и дефекты конечностей, ограничения подвижности суставов, периферические парезы и параличи и др.), нарушением слуха, зрения и интеллекта. Абсолютными противопоказаниями к занятиям адаптивной физической культурой являются: -лихорадящие состояния, гнойные процессы в тканях, хронические заболевания в стадиях обострения, острые инфекционные заболевания; -сердечно-сосудистые заболевания: ишемическая болезнь сердца, стенокардия напряжения и покоя, инфаркт миокарда, аневризма сердца и аорты, миокардиты любой этиологии, декомпенсированные пороки сердца, нарушения ритма сердца и проводимости, синусовая тахикардия с ЧСС более 100 уд./мин, гипертоническая болезнь II, III стадии; - легочная недостаточность (при уменьшении ЖЕЛ на 50% и больше от должного); -угроза кровотечений (кавернозный туберкулез, язвенная болезнь* желудка и 12-перстной кишки с наклонностью к кровотечениям); -заболевания крови (в том числе — анемии); - последствия перенесенных черепно-мозговых травм со склонностью к повышению внутричерепного давления с угрозой эпиприпадков; -последствия перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения и нарушений спинального кровообращения (с локализацией в шейном отделе); -нервно-мышечные заболевания (миопатии, миастения); -рассеянный склероз; - злокачественные новообразования; - желчнокаменная и мочекаменная болезнь с частыми приступами, -хронический гепатит любой этиологии; - близорукость высокой степени с изменениями на глазном дне, - сахарный диабет тяжелой формы, осложненный ретинопатией, миелопатией, полиневритами; - эпилепсия; -остеохондроз позвоночника, осложненный грыжами дисков, спон-дилолистезом, миелопатией, болевым синдромом, вертебробазиляр-ной недостаточностью; -психические заболевания (шизофрения, депрессивно-маниакальное состояние и пр.); - СПИД. При допуске к занятиям и тренировкам инвалидов с ампутационными дефектами конечностей необходимо учитывать состояние культи: наличие потертостей, воспалительные явления, нагноения. После соответствующего лечения занятия не возбраняются. В процессе занятий следует принимать меры для профилактики подобных явлений, ухаживая соответствующим образом за культей. Важно не забывать также о снижении физической работоспособности и толерантности к нагрузкам при разных уровнях ампутации (отличие ампутаций верхних и нижних конечностей, односторонняя и двусторонняя ампутация и т. д.) в связи с качественными изменениями кардиодинамики и патологическими реакциями на физическую нагрузку в ответ на уменьшение массы тела и сосудистого русла. Инвалиды с последствиями детского церебрального паралича (ДЦШ успешно занимаются физической культурой по программе общеобразовательных школ и в различных клубах по своей квалификации и своим, доступным им, видом спорта. Исключение составляют лица с резко выраженным повышенным мышечным тонусом, усиливающимся при спортивной деятельности. Участие таким людям в соревнованиях противопоказано, так как это может привести к травматизму. Этой группе рекомендуется лечебная физическая культура с элементами спорта. Особо следует сказать о показаниях и противопоказаниях для занятий физической культурой инвалидов-колясочников с парапарезами и параплегиями, обусловленными поражениями спинного мозга вследствие травм или заболеваний. К регулярным занятиям адаптивной физической культурой могут допускаться инвалиды с поражением спинного мозга на разных уровнях, оперированные или проходившие курс консервативного лечения. После легких травм или травм средней тяжести занятия могут начинаться через 6 месяцев, с постепенным увеличением нагрузки под наблюдением врача; после тяжелых травм - через 1 год, за исключением шейного отдела. После перенесенной нейроинфекции занятия Date: 2015-09-17; view: 875; Нарушение авторских прав |