Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие способности к расслаблению мышц





Избыточная напряженность мышц может иметь разные причины: быть следствием влияния основного дефекта и нарушения управления произвольными движениями (при церебральных параличах), эмоцио­нальной и психологической скованности, страха, боли, отсутствия дви­гательного опыта и т.д.

Средствами и методическими приемами снижения мышечного на­пряжения и формирования произвольного расслабления являются:

- гидрокинезотерапия (С.Ф. Курдыбайло, В.Т. Богатых, 1997; Д.Ф. Мо-
сунов, 2000), гидроаэробика (Т.Г. Меньшуткина, 2001). Водная среда с температурой 36,5—37° уменьшает спастику, снижает тонус мышц и контрактуры суставов;

- мимическая гимнастика (Ю.Г. Михайлова, 2000)

- иппотерапия — лечебная верховая езда, эффект которой заключается в одновременном воздействии на организм трех факторов: механического, температурного и ритмического (Л.Л. Лиховид с соавт., 1996), снимает спастику мышц бедер у детей с ДЦП. Благодаря ритмичному, плавному шагу лошади всадник получает тепловой массаж мышц бедер и тазобедренных суставов;

- антигравитационные костюмы для детей с ДЦП, снижающие спастичность, спастико-ригидность (К.А. Семенова, 1999);

- внешние факторы переключения после напряженных действий, например, решение несложной арифметической задачи, составление слов из букв (в условиях подвижной игры или эстафеты);

- контрастные статические напряжения с последующим расслабле­нием мышц;

- маховые упражнения рук (руки - «плети») и ног, потряхивание конечностей;

- ненапряженные ротационные движения рук; свободное, расслабленное «падение» рук, ног, туловища;

-сочетание фазы расслабления с форсированным выдохом;

-переключение внимания, зрительного контроля и собственных действий на расслабление, включая самомассаж;

- использование музыки как отвлекающе-раскрепощающего фак­тора;

- медитация, аутотренинг, релаксационные сеансы йоги (И. В. Курис,
1998).

Контрольные вопросы и задания

1.Дайте определения координационным способностям.

2.Расскажите о факторах, влияющих на проявление координаци­онных способностей инвалидов.

3.Раскройте структуру координационных способностей.

4.Методика развития координации движений и способности к дифференцированию параметров движений. Ее особенности в адаптивной
физической культуре.

5.Основные черты методики развития способности к пространственной ориентировке и усвоению ритма движений.

6.Какие способы развития способности к статическому и динами­ческому равновесию вам известны?

7.Какими средствами и методами развивают способности к быст­рому реагированию в адаптивной физической культуре?

8.Развитие мелкой моторики у лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

9.Способности к расслаблению мышц и приемы ее развития в адаптивной физической культуре.

 

Лекция 20. Развитие координационных способностей школьников с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта

Как отмечалось выше, нарушение координационных способностей (КС) является типичным для всех нозологических групп детей, имеющих от­клонения в развитии. В действующих программах по физическому вос­питанию в образовательных (коррекционных) учреждениях есть указа­ния о необходимости коррекции отдельных проявлений координацион­ных способностей, но нет конкретных рекомендаций для их реализации. Научный подход к решению проблемы включает получение предвари­тельной комплексной информации о физическом состоянии биосистем каждого школьника с учетом возраста, пола, степени биологической зрелости, вида основного и сопутствующих заболеваний, уровня физи­ческого развития, психофизического статуса, раскрывающегося, в пер­вую очередь, в координационных способностях.

К базовым видам координационных способностей большинство ав­торов относят те виды координационных проявлений, которые необхо­димы при выполнении любых двигательных действий (ходьбы, бега, прыж­ков, учебных и бытовых действий). Это способность к сохранению равно­весия, способность к ориентации в пространстве, способности, осно­ванные на проприоцептивной чувствительности, способность к диффе­ренцированию, быстрому реагированию, кинестетическая способность, способность к усвоению заданного ритма, расслаблению и др.

В результате многолетних исследований координационных способ­ностей школьников с нарушением речи, слуха, зрения, интеллекта раз­работаны:

- комплексная программа тестирования;

-критерии оценки уровня развития различных видов координаци­онных способностей;

- сенситивные периоды их развития;


- программа совершенствования базовых координационных способ­
ностей.

Программа комплексного тестирования базовых координационных способностей включает следующие доступные для всех детей указан­ных нозологических групп проявления (приложение 3).

1. Реагирующая способность:

а) время двигательной реакции — «ловля линейки»;

б) время простой и сложной зрительно-моторной реакции.

2. Кинестетическая способность:

а) тактильно-кинестетическая способность;

б) точность воспроизведения заданной амплитуды движений рук;

в) точность воспроизведения половины максимального прыжка в длину;

г) точность воспроизведения заданной величины усилия;

д) точность воспроизведения заданного временного интервала.

3. Способность к сохранению равновесия:

а) статического;

б) динамического.

4. Способность к ориентации в пространстве:

а) «слаломный бег»;

б) «попадание в цель»;

в) «набивание мяча»;

г) теппинг-тест в ограниченном пространстве.

Установлено, что по большинству показателей базовых координа­ционных способностей дети с аномалиями развития отстают от пара­метров здоровых сверстников, причем наиболее значимые отклоне­ния выявлены в младшем школьном возрасте. Анализ полученных дан­ных выявил не только снижение абсолютных показателей двигатель­ной координации практически на всех возрастных этапах школьного онтогенеза, но и нарушение соотношения различных видов КС между собой в каждой из групп аномальных детей. У детей с нарушением зрения наибольшее отставание от параметров здоровых сверстников выявлено по показателям тестов, отражающих уровень развития спо­собности к ориентации в пространстве и способности к сохранению равновесия. В процентном выражении уровень развития вышеуказан­ных способностей в среднем составляет соответственно 36% и 34% от уровня здоровых школьников (100%). У детей с нарушением речи, слуха наибольшее отставание отмечается по показателям тестов, отражаю­щих уровень развития реагирующей способности (62% от уровня здо­ровых школьников), способности к сохранению равновесия (62% и 36% соответственно от уровня здоровых школьников) и ориентации в пространстве (54% и 35% соответственно от уровня здоровых сверст­ников). У детей с нарушением интеллекта выявлена приблизительно одинаковая степень отставания (45—55% от уровня здоровых школь­ников) по всем показателям тестов, отражающим уровень развития базовых координационных способностей.

Динамическое тестирование позволило разработать шкалы диффе­ренцированной оценки уровня базовых координационных способнос­тей у школьников 8-15 лет с нарушением речи (приложение 4А), зре­ния (приложение 4Б), слуха (приложение 4В), интеллекта (приложе­ние 4Г).

Известно, что эффективность управления процессом совершенство­вания движений при локомоциях будет значительно более высокой, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями физиологических отправлений в каждом возрастном периоде. В этом случае обучающая информация окажется адекватной «настрой­ке» обучаемого объекта и будет активно усваиваться им (А.А. Гужаловс-кий, 1977; Стамбулова, 1988).

В.К. Бальсевич (1971) сформулировал принцип соответствия харак­тера педагогических воздействий биологическому ритму возрастного развития моторики. Возрастную дифференцировку средств и методов управления процессом совершенствования локомоторной функции не­обходимо осуществлять с учетом специфических особенностей разви­тия моторики в различные периоды индивидуальной эволюции.


Установлено, что сроки наступления благоприятных (сенситивных) периодов развития у здоровых и аномальных школьников не совпадают.

У школьников с нарушением интеллекта большинство сенситив­ных периодов развития базовых координационных способностей прихо­дится на возрастной диапазон 9-12 лет. У школьников с нарушением речи, слуха большинство сенситивных периодов приходится на возраст 8-11 лет. У школьников с нарушением зрения большинство сенситив­ных периодов развития различных видов КС приходится на возрастной диапазон 8—12 лет.

На основе учета сенситивных периодов развития координационных способностей, специфики заболеваний и характера ограничений со­ставлены серии учебных программ совершенствования координацион­ных способностей на уроках физической культуры и во внеучебное вре­мя для школьников 8-15 лет с нарушением речи, зрения, слуха, интел­лекта.

Содержанием программ явились обычные физические упражнения, применяющиеся для развития реагирующей, ориентировочной, диф-ференцировочной способности, способности к сохранению равнове­сия, к ритму, расслаблению, однако методика их применения меняется в зависимости от вида аномалии. Основная направленность программ -активизация процессов коррекции и компенсации вторичных двигатель­ных отклонений с помощью применения средств и методических при­емов, акцентированно воздействующих на стимуляцию функций пора­женного анализатора, отделов ЦНС и на развитие отстающих видов координационных способностей.

Программы построены из блоков упражнений, направленных на развитие реагирующей, кинестетической способностей, способности к сохранению равновесия, способности к ориентации в пространстве, упражнений на расслабление. Каждый блок состоит из четырех упраж­нений и игры. Все блоки идентичны по объему нагрузки.

В каждой серии разработанных программ больший объем уделялся блокам упражнений, направленных на совершенствование отстающих видов базовых координационных способностей. Такая система построе­ния программ дает возможность гибкой замены блоков в зависимости от характера отклонений в координационной сфере аномальных детей.

Последовательность применения блоков, различных по направлен­ности, в течение одного занятия, определялась спецификой нервно-мышечного воздействия тех или иных упражнений. По данным М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова (1988), с наступлением утомления цент­ральной нервной системы снижается быстрота смены процессов возбуж­дения и торможения, создаются затрудненные условия для разграниче­ния раздражителей. Таким образом, блоки упражнений на развитие реа­гирующей способности, способности к кинестетическому дифференци­рованию, требующие значительного напряжения сенсорных механизмов и устойчивого внимания, применялись в подготовительной части и в первой половине основной части занятия, когда организм ребенка еще не достиг высоких значений по показателям утомления. Упражнения на развитие равновесия применялись в основной части занятия. Упражне­ния на развитие способности к ориентации в пространстве использова­лись в конце основной и в заключительной части занятия.


Общим в серии разработанных программ является значительный объем упражнений на расслабление и релаксацию. Способность к про­извольному расслаблению и напряжению мышц, являясь проявлением координационных способностей, оказывает положительное влияние на вегетативные функции: восстанавливает участившийся пульс, ритм ды­хания, успокаивает нервную систему.

Активизация психических процессов стимулировалась деятельнос­тью поврежденного отдела. Для детей с нарушением речи было включе­но большое количество речитативов и стихов, которые дети произно­сили во время выполнения упражнения или перед началом выполнения упражнения. При проведении занятий с детьми с нарушением слуха использовалось музыкальное сопровождение, а также выполнение уп­ражнений в четко заданном ритме. В программу для детей с нарушением зрения включались упражнения, требующие зрительного контроля. Это были упражнения для совершенствования ориентировочной, диффе­ренцировочной (пространственные параметры движения) способнос­тей, способности к сохранению равновесия. При проведении занятий по коррекционной программе с детьми с нарушением интеллекта ши­роко использовались упражнения, требующие активного включения ассоциативного мышления.

Активное целенаправленное воздействие на поврежденный анали­затор или отдел ЦНС с помощью физических упражнений в сочетании с двигательными заданиями, воздействующими на другие анализато­ры, ведет к улучшению координации работы всех сенсорных систем (В.Л. Страковская, 1994).

Применение программы, направленной на совершенствование ба­зовых КС школьников с нарушением речи во внеурочное время, в боль­шей степени способствует повышению уровня развития способности к сохранению статического равновесия (темпы прироста — 41%), реаги­рующей способности (темпы прироста — 19%), дифференцировочной способности (темпы прироста — 34%) и способности к ориентации в пространстве (темпы прироста — 66%).

Применение программы совершенствования базовых координаци­онных способностей школьников с нарушением зрения на уроках фи­зической культуры в большей степени оказало воздействие на повы­шение уровня развития способности к сохранению равновесия (тем­пы роста — 90%), кинестетической способности (темпы прироста — 60%), реагирующей способности (темпы прироста — 50%).

В результате воздействия экспериментальной программы для детей с нарушением слуха во внеурочное время наибольшие темпы прироста выявлены по показателям способности к сохранению равновесия (86%), дифференцировочной способности (61%), способности к ориентации в пространстве (34%).

Эффективность воздействия программы совершенствования коор­динационных способностей детей с нарушением интеллекта на уроках физической культуры в большей степени отразилась на повышении уров­ня развития способности к сохранению равновесия (темпы прироста — 128%), реагирующей способности (темпы прироста - 68%), дифференцировочной способности (темпы прироста — 60%), некоторых показа­телей способности к ориентации в пространстве (темпы прироста — 120%).

Анализ темпов прироста показателей, отражающих уровень разви­тия базовых КС после проведения экспериментов, позволил выявить, что наиболее подвержены целенаправленной педагогической коррек­ции и совершенствованию способности к сохранению равновесия и ориентационная дифференцировочная. Вероятно, это объясняется тем, что в основе физиологических механизмов обеспечения статического чувства и ориентации в пространстве лежит слаженная работа зритель­ного, слухового и проприоцептивного анализатора, вестибулярного аппарата, мышечной чувствительности рук, ног и рецепции стоп (В.П. Ермаков, ГЛ. Якунин, 1990). Даже при наличии лимитирующих факторов возможны адаптационные компенсаторные перестройки орга­низма, в результате которых в обеспечении способности к сохранению равновесия и ориентации в пространстве функции нарушенного анали­затора берут на себя оставшиеся составляющие части этого сложного механизма. Проведенные исследования позволили доказать необходи­мость целенаправленного педагогического воздействия на развитие спо­собности к сохранению равновесия и ориентации в пространстве. До проведения экспериментов уровень развития способностей к сохране­нию равновесия и ориентации в пространстве был значительно снижен практически во всех группах аномальных детей по сравнению со здоро­выми сверстниками, однако включение в коррекционные программы блоков специальных упражнений позволило активизировать процессы коррекции и компенсации, реализовать потенциальные возможности данной категории детей.

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вы­вод о том, что занятия физической культурой значительно влияют на совершенствование двигательной сферы аномальных детей, раскрытие их потенциальных возможностей при условии, что они направлены на устранение вторичных моторных нарушений с помощью стимуляции процессов коррекции и компенсации. Физические упражнения должны быть адекватно подобраны с учетом вида аномалии, уровня физическо­го развития и подготовленности, темпов биологического созревания организма, сенситивных периодов развития, особенностей познаватель­ной и поведенческой сферы детей с нарушением речи, зрения, слуха, интеллекта.

________ Контрольные вопросы и задания

1.Какие проявления базовых координационных способностей школьников включены в программу их комплексного тестирования?

2. Дайте сравнительную характеристику уровня развития базовых координационных способностей у здоровых школьников младших клас­сов и их сверстников с различной патологией:

-с нарушением зрения;

-с нарушением речи;

-с нарушенем слуха; -с нарушением интеллекта.

Для аргументации своих ответов используйте фактологические дан­ные, представленные в приложениях 4А, 4Б, 4В, 4Г.

3.Сравните сроки сенситивных периодов развития здоровых и аномальных младших школьников.

4.Раскройте кратко содержание учебных программ совершенство­вания координационных способностей для школьников 8-15 лет с на­рушением речи, зрения, слуха, интеллекта.

 

Лекция 21 Врачебно- медицинский контроль, организация и планирование Адаптивной физической культуры

21.1 Организационные основы врачебно-медицинского контроля лиц с ограниченными функциональными возможностями

Врачебно-медицинский контроль за занимающимися, имеющими отклонения или нарушения функций органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, осуществляется районными вра-чебно-физкультурными диспансерами или городскими врачебно-физ-культурными диспансерами, если речь идет о сборных командах.

Отделения Всероссийского общества инвалидов, Всероссийско­го общества глухих, Всероссийского общества слепых, руководители секций по видам спорта, спортивных центров инвалидов, физкуль­турно-оздоровительных и спортивных клубов инвалидов и другие физ-культурно-спортивные общественные объединения инвалидов пре­доставляют списки занимающихся адаптивной физической культу­рой в физкультурно-врачебный диспансер по месту нахождения орга­низации.

В них указывается списочный состав, год рождения, диагноз, место проживания, телефон. Список заверяется руководителем организации и печатью организации.

Постоянную работу ведет врач, курирующий этот раздел работы и владеющий вопросами контроля за занимающимися физической куль­турой и спортом.

Занимающиеся должны проходить врачебный контроль не менее двух раз в год: в начале учебного года и в конце. Кроме того - после перене­сения тех или иных заболеваний и при плохом самочувствии.

В практике врачебного контроля применяются два метода исследо­вания: углубленный и краткий (Г.М. Асеев, В.А. Зотов, 1963).

При первоначальном исследовании инвалидов обязательно приме­нение углубленного метода, а при повторном — краткого.

Все полученные данные заносятся во врачебно-контрольную карту физкультурника.

Программа углубленного врачебного обследования включает пас­портную часть: записывается ф. и. о., адрес, номер поликлиники, к ко­торой прикреплен инвалид, с тем, чтобы была возможность уточнения диагноза. При сборе анамнеза уточняется лечение по этапам (оператив­ное, консервативное, дата проведения, если была операция, то какая и когда, осложнения, сопутствующие заболевания, при поражении спин­ного мозга уточняется состояние функций мочевыводящих путей и та­зовых органов). Уточняются наследственные заболевания, отношение к алкоголю, курению. Каким видом спорта занимался, сколько времени, в каких соревнованиях участвовал, результаты.

В основном объем исследований тот же, что и у здоровых спортсменов: антропометрия, спирометрия, динамометрия, становая сила, рост, вес. Особенностью является то, что все показатели измеряются без протезов, ортезов и других приспособлений, а также снимаются показатели объема усеченной конечности в нижней трети, средней трети и верхней трети.

Проводятся и фиксируются данные наружного осмотра: кожи, жи­роотложения, мускулатуры, формы грудной клетки, спина, стопы, ноги, окружность грудной клетки на вдохе, выдохе, пауза и размах.

Необходимо также проведение функциональных проб для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы, ЭКГ, рен­тгеноскопия органов грудной клетки, клинический анализ крови, об­щий анализ мочи, биохимические исследования по показаниям. В про­грамму углубленного врачебного обследования входит осмотр врачами-специалистами (окулист, лор, хирург, невропатолог, для женщин ги­неколог). Обязательное тестирование физической работоспособности, развернутые рекомендации специалиста, ведущего данного инвалида с момента получения инвалидности и его рекомендации.

Программа краткого врачебного обследования несколько уже и вклю­чает анамнез, антропометрию, физикальное обследование и проведе­ние функциональных проб для оценки функционального состояния сер­дечно-сосудистой системы, рентгеноскопию органов грудной клетки и ЭКГ. Анализ мочи, крови, осмотр окулистом.

Врачебно-медицинский контроль за детьми-инвалидами осуществ­ляется по месту их нахождения (детский сад, школа, средние учебные заведения, вузы), а также в детских поликлиниках по месту жительства.

21.1.1. Диспансерное наблюдение за лицами, занимающимися адаптивной физической культурой

При организации и проведении диспансерного обследования следу­ет иметь в виду, что основные моменты этой работы мало чем отлича­ются от обследования здоровых людей. Это касается лиц с нарушением слуха и зрения.

Что касается инвалидов с поражениями опорно-двигательного ап­парата, то здесь имеются определенные особенности. Более подробным должен быть осмотр невропатолога и хирурга, которые оценивают сте­пень нарушения функций, уровня поражения, чувствительности, со­стояния мышечного тонуса. В данном случае следует иметь в виду, что движение может быть ограничено и по другой причине, кроме ослаб­ленное™ мускулатуры. Это могут быть «спазм», «контрактура» (приме­ром могут служить лица с последствиями детского церебрального пара­лича).

Имеются особенности и в проведении функциональной пробы при поражении нижних конечностей. Проба лечь-сесть 20 раз выполняется из положения лежа на кушетке, при слабых мышцах спины исполняет­ся, держась за край кушетки, или 20 раз отжаться от поручней, сидя в коляске.

Наиболее эффективным и информационным тестом является вело-эргометрия (при поражении нижних конечностей с ручным педалиро­ванием). Но в этом случае необходимо учитывать противопоказания к использованию велоэргометрического теста.

Абсолютные противопоказания:

1.Недостаточность кровообращения выше НА.

2.Инфаркт миокарда (раньше чем через 3—4 месяца с начала болезни).

3.Быстро прогрессирующая или нестабильная грудная жаба.

4.Гипертоническая болезнь П-Ш степени при систематическом АД
выше 200 мм рт. ст., диастолическом - выше 120 мм рт. ст.

5.Желудочковая тахикардия, полигонная желудочковая активность.

6.Выраженный аортальный стеноз.

7.Активный или недавно перенесенный тромбофлебит.

8.Острые или хронические болезни в фазе обострения.

9. Значительная близорукость с изменением глазного дна.
Относительные противопоказания:

1.Частые суправентрикулярные экстрасистолы (4:40), мерцательная аритмия.

2.Повторяющаяся или частая желудочковая эктопическая актив­ность.

3.Нелеченая тяжелая системная или легочная гипертония.

4.Аневризма желудочка сердца.

5.Умеренный аортальный стеноз.

6.Неконтролируемые метаболические заболевания (сахарный диабет, тиреотоксикоз, микседема).

7.Значительное увеличение сердца.

Состояния, требующие специального внимания и предосторожности:

1.Нарушение проводимости: а) полная атриовентрикулярная блокада; б) блокада левой ножки пучка Гиса; в) синдром Вольфа-Паркинсона—Уайта.

2.Наличие имплантированного водителя ритма сердца с фиксированной частотой.

3.Контролируемые дизаритмии.

4.Нарушение электролитного баланса.

5.Применение некоторых лекарств: а) препаратов наперстянки;
б) блокаторов адренергических бета-рецепторов и препаратов подоб­ного действия.

6.Тяжелая гипертония (диастолическое АД 120 мм рт. ст.), ретинопатия III степени.

7.Грудная жаба и другие проявления коронарной недостаточности.

8.Тяжелые анемии.

9.Выраженное ожирение.

10.Почечная, печеночная и другие виды метаболической недоста­точности.

11.Явные психоневротические расстройства.

12. Нервно-мышечные, мышечно-скелетные и суставные расстрой­ства, которые будут мешать проведению теста.

Если во время нагрузки появляются определенные симптомы, то нагрузку необходимо прекратить.

Тест с физической нагрузкой должен быть прекращен при возник­новении признаков, указывающих на достижение предела переносимо­сти нагрузок.

Клинические признаки:

-возникновение признаков приступа стенокардии;

-появление выраженной одышки;

-чрезмерное утомление, головокружение, тошнота, цианоз (или бледность кожи), холодный пот и др.;

- повышение систолического АД до 30,7 кПа и более;
-увеличение диастолического АД до 17,3 кПа и более;

- отсутствие повышения или снижение систолического АД, несмотря
на повышение мощности нагрузки;

- отказ обследуемого продолжать работу в связи с дискомфортом или чувством страха.

Электрокардиографические признаки:

-возникновение частых экстрасистол (4:10) и других нарушений ритма (пароксизмальной тахикардии, трепетания предсердий, мерца­тельной аритмии);

- выраженные нарушения предсердие-желудочковой и внутрижелудочковой проводимости;

- горизонтальная или серповидная депрессия сегмента 5Гна 2 мм и более длительностью не менее 0,08 с; дискордантное смещение сегмен­та 5Г в разных отведениях;

- инверсия, возникновение двухфазного или заостренного зубца Т, более чем в 3 раза превышающего исходную величину, в любом из отведений;

- снижение амплитуды зубца Р на 50 % и более по сравнению с исходной величиной.

После проведения вышеупомянутых проб, как обычно, проводит­ся измерение артериального давления и пульса в течение 3 мин и дает­ся оценка функциональной пробы (В.К. Добровольский, 1960; С.П. Летунов, Р.Е. Мотылянская, 1952; А.Г. Дембо, 1986; В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев, В.Г. Жарков, А.И. Кисее, 1990; Н.Д. Обижаева, 1993).

Для оценки функционального состояния органов дыхания прово­дится проба Розенталя: пятикратное измерение ЖЕЛ спирометром с 15-секундным интервалом отдыха, а снижение показателей от измере­ния к измерению указывает на ухудшение функционального состояния.

После получения данных осмотра врач по контролю за состоянием занимающихся дает заключение, определяя группу здоровья по их со­стоянию, степени тренированности, классу в соответствии со спортив­но-медицинской классификацией и рекомендуемый вид спорта.

Объем нагрузок определяется совместно с тренером-преподавате­лем с учетом степени и уровня поражения, времени травмы, трениро­ванности, физического и психического самочувствия, физической под­готовленности и физического развития.

21.1.2. Врачебный контроль в процессе занятий

В работе с лицами с нарушением состояния здоровья особенно важ­но систематическое, постоянное врачебное наблюдение за изменения­ми в состоянии здоровья, физическом развитии, функциональном со­стоянии.

В данном случае врач и тренер должны работать в тесном контакте, чтобы предотвратить негативные последствия неправильного подхода к учебно-тренировочному процессу и не усугубить еще больше состояние здоровья занимающихся.

Этот процесс осуществляется путем проведения текущих осмотров 3-4 раза в год и врачебно-педагогических наблюдений на тренировках. Это помогает определить соответствие уровня требований, предъявляе­мых к организму конкретной программой занятий, физическому состоя­нию и подготовленности занимающихся. Особое значение имеет напря­женность процессов (Р.Е. Мотылянская, Л.А. Ерусалимский, 1980). Об этом свидетельствует степень стабильности показателей в процессе на­грузок, а также усиление деятельности физиологических систем организ­ма, о чем можно судить по характеру общих и местных реакций, возни­кающих в организме во время и после завершения мышечной работы.

При проведении врачебного контроля, наблюдений оценивается организация, содержание и методика занятий, использование средств коррекции, обучение произвольному управлению дыханием, соблюде­ние взаимодействия дыхания адекватно движению, применение упраж­нений на расслабление, правильное соотношение этапов тренировки, частей урока.

Оценка воздействия тренировки на организм проверяется по степе­ни утомляемости (примерная схема внешних признаков утомления в процессе занятий физическими упражнениями по В. А. Зотову), по из­менению пульса и артериального давления. Для этого проводится изме­рение пульса и артериального давления до тренировки, после размин­ки, после основной, заключительной частей тренировки и затем через 15 мин после окончания занятий. Все эти данные заносятся в протокол, строится графически физиологическая кривая, которая должна посте­пенно нарастать с пиком нагрузки в основной части и постепенно сни­жаться в дальнейшем, доходя до первоначальных величин после после­днего измерения (через 15 мин). На основании полученных данных рас­считывается ряд показателей, характеризующих выраженность реакции систем кровообращения на нагрузку.

Рассчитывается коэффициент пульса (КП), отражающий степень изменения частоты сердечных сокращений:

т^-т _ ЧСС в нагрузке. ЧСС в покое

Индекс работы сердца (ИРС), который косвенно отражает проде­ланную занимающимся работу, работу сердца по перекачиванию кро­ви в условиях повышенного артериального давления и увеличенной ЧСС на высоте нагрузки:

ИРС = ЧСС в нагрузке х АД систолическое в нагрузке. При регистрации ЧСС и величин АД после нагрузки фиксируют, на какой минуте отдыха эти показатели достигают исходных величин. По мере повышения степени тренированности увеличение ЧСС и АД при одной и той же нагрузке будет менее выраженно. И как следствие этого, будут снижаться величины КП и ИРС, а нормализация пульса будет проходить после нагрузки в более ранние сроки (Н.Д. Обижаева, 1993).

Когда тренировочные нагрузки неадекватны процессам восстанов­ления и организм спортсмена-инвалида не успевает восстановиться к следующей тренировке, то может возникнуть состояние переутомле­ния, перегрузки, что приводит к истощению организма, развитию па­тологических состояний, необходима профессиональная коррекция с использованием педагогических, психологических, медико-биологичес­ких методов и средств восстановления.

Особенно важно это в работе с инвалидами с поражением органов зрения, так как все вышеперечисленные негативные явления могут от­разиться негативно на функции органов зрения. У инвалидов с пораже­нием опорно-двигательного аппарата в классе — травмы и заболевания спинного мозга, где запредельные нагрузки могут повлечь за собой не­обратимые отрицательные моменты, вместо помощи мы можем навре­дить, ухудшить состояние здоровья. Поэтому данная категория людей требует очень внимательного отношения к организации и проведению учебно-тренировочного процесса, с непременным каждодневным вра­чебным контролем.

В результате совместной и постоянной работы тренера и врача вно­сятся коррективы, изменения, дополнения в учебно-тренировочный процесс.

21.1.3. Самоконтроль

Для инвалидов-спортсменов самоконтроль имеет очень важное зна­чение, так как позволяет субъективно оценить приспособление орга­низма к физической нагрузке путем ежедневных оценок им самим из­менений в организме под влиянием учебно-тренировочного процесса или соревнований.

Для этого каждый занимающийся ведет дневник самоконтроля, в который записываются дата, сон, настроение, самочувствие, работо­способность, содержание тренировки (время проведения занятий: утро, день, вечер), пульс (утром, до тренировки, после тренировки, через 15 мин), отмечает нарушения режима. Это позволяет врачу и тренеру объективно оценить влияние на организм как отдельных тренировок (занятий), так и вообще занятий адаптивной физической культурой.

Подсчет пульсовых толчков выполняется в течение 10 с и умножа­ется на 6. Если измерять пульс более продолжительное время, то «ми­нутный» результат будет неточен, так как через несколько секунд пос­ле окончания работы пульс начинает замедляться (А.П. Колтановский, И.В. Кулькова, 1997). Если восстановления пульса за несколько минут отдыха не проис­ходит и пульс не снижается, следует уменьшить нагрузку. При отсут­ствии положительных результатов надо обратиться к врачу и приоста­новить занятия. Отсутствие контроля, небрежное отношение может по­влечь за собой ухудшение здоровья.

Ко всему вышесказанному необходимо добавить, что положитель­ные сдвиги в физическом состоянии, проявление биологического при­способления к нагрузкам проявляются не сразу, а только спустя 3 неде­ли после систематических и правильно организованных занятий.

Очень полезно овладеть приемами самомассажа, который является эффективным средством для снижения утомления и повышения рабо­тоспособности. Он усиливает отток крови и лимфы, позволяет быстрее восстановить все системы организма после интенсивных физических нагрузок.

Самомассаж доступен каждому занимающемуся и может быть ис­пользован в любое время в зависимости от состояния человека.

Кроме этого, занимающийся должен получить от тренера и врача обширные знания по широкому кругу вопросов, связанных с режимом дня, личной гигиеной, закаливанием, питанием, массажем, самокон­тролем.

Рациональный суточный двигательный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма, вырабатывает его определенный ритм.

В связи с различными условиями жизни, труда, быта, индивиду­альными особенностями существования невозможно рекомендовать еди­ного суточного режима для всех категорий инвалидов. Однако его ос­новные положения должны соблюдаться при любых обстоятельствах. Это прежде всего: выполнение различных видов деятельности, тренировоч­ных занятий и отдыха в одни и те же часы, регулярное питание, дли­тельный и полноценный сон.

В режиме дня следует предусмотреть утреннюю гигиеническую гим­настику, которая ускоряет переход от сна к бодрствованию, тонизирует деятельность центральной нервной системы, активизирует работу всех органов, создает бодрое и жизнерадостное настроение.

Гигиена тела включает в себя гигиенические мероприятия по уходу за кожей, полостью рта и зубами. Гигиеническое значение кожи, осо­бенно для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, очень важно, так как зачастую работоспособность и сопротивляемость различным заболеваниям во многом зависит от состояния кожных по­кровов. У ампутантов встречаются потертости и ссадины культей ниж­них конечностей, у инвалидов с травмами и заболеваниями спинного мозга — участки с пониженной чувствительностью (ягодицы, колени, голеностопы).

В этом случае необходим уход за культей: обтирание, споласкива-ние, закаливание, ежедневное смазывание кремом. При пониженной чувствительности кожи ежедневная проверка своего состояния.

Инвалидам всех категорий необходимо применение средств закали­вания. Наблюдения, проведенные специалистами, показывают, что систематические занятия, проводимые в современных крытых спортив­ных сооружениях с постоянным микроклиматом, приводят к дезакали-ванию занимающихся (В.В. Кудрявцева, Ю.С. Сыромолотов, 1987), по­этому спортсменам, которые продолжительно занимаются в крытых спортивных сооружениях, необходимо закаляться, используя все спо­собы закаливания и особенно естественные силы природы.

Важное значение имеет сбалансированность питания, которая обес­печивается оптимальным качественным и количественным соотноше­нием белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных солей, а также правильными с физиологической точки зрения пропорциями основных составных частей пищевых веществ — аминокислот белков, жирных кислот, жиров, крахмала и сахара углеводов, взаимосвязи от­дельных витаминов с другими компонентами пищи.

Примером тому служат вопросы питания спортсменов-инвалидов с травмами и заболеваниями спинного мозга. Как правило, такие занима­ющиеся имеют особые проблемы с функционированием органов мало­го таза. Поэтому очень важно сбалансированное питание, прием пищи по времени, чтобы эти особенности негативно не сказались в период тренировочного процесса, и особенно на соревнованиях.

Кроме того, существует ряд вспомогательных оздоровительно-вос­становительных средств, которые за счет благоприятного воздействия на различные органы и системы организма способствуют восстановле­нию, стимуляции работоспособности. Выбор форм и способа примене­ния этих средств должен осуществляться и контролироваться медицин­ским персоналом и специалистами в области физической культуры и спорта в зависимости от индивидуальных особенностей занимающих­ся, степени их подвижности, утомляемости и других факторов. Среди многих гидропроцедур рекомендуется прежде всего использование душа, контрастного душа, теплых ванн, оздоровительного плавания в бассей­не, контрастных ванн.

Определенная осмотрительность должна быть при использовании паровой (русской) и суховоздушной (сауна) бани, которые хотя и спо­собствуют повышению работоспособности, ускоряют восстановитель­ные процессы, но все же требуют при использовании учета специаль­ных методических рекомендаций в зависимости от характера и степени нарушений.

21.1.4. Медико-санитарное обеспечение тренировочного процесса и соревнований

Медико-санитарное обеспечение всех мероприятий осуществляет врачебно-физкультурный диспансер. Врачебный контроль должен быть подключен еще до начала проведения тренировок или соревнований.

Проведение учебно-тренировочных занятий и соревнований с ли­цами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, имеет свои осо­бенности и предъявляет свои требования.

В большинстве своем эти требования предъявляются к спортивным сооружениям, когда речь идет об инвалидах с поражением опорно-дви­гательного аппарата. Среди основных условий прежде всего — это широ­кие дверные проемы и коридоры, по которым можно передвигаться в коляске, причем руки, вытянутые в стороны, не должны доставать до стен. Примерная ширина коридора - 1,2 м, а по углам - 1,3 м. Для преодоления ступенек необходим пандус, уклон его не должен превы­шать 1/20 ступеньки, а высота перил над пандусом превосходить 90 см. Ступеньки лестницы не должны иметь выступающих краев, ребро дол­жно быть из материала, препятствующего скольжению.

Особое значение имеют специальные приспособления в душевых и туалетах.

Что касается бассейна, то он должен быть «плоскостным», ванна бассейна и вода находятся на одном уровне с бортиком бассейна. При использовании в занятиях обычного бассейна желательно иметь специ­альный подъемник для спуска в воду и выхода из воды.

Остальные требования традиционны ко всем спортивным сооруже­ниям, на которых занимаются здоровые люди.

Предупредительный и текущий санитарный контроль осуществля­ются совместно с местной санитарно-эпидемиологической станцией.

Что касается проведений соревнований, то их обслуживает врач и медсестра врачебно-физкультурного диспансера. Организаторам соревно­ваний необходимо иметь связь с ближайшим пунктом скорой помощи.

Для предупреждения травматизма должна быть проведена тщатель­ная подготовка мест проведения мероприятий, проверка оборудования и инвентаря, специальных приспособлений (например, у слепых ис­пользование звуковых сигналов).

Заранее определяется место проживания участников соревнований, особое внимание уделяется пунктам питания.

Условием успешного проведения тренировочных и соревнователь­ных мероприятий является обеспечение страховки во всех местах их проведения.

21.2. Педагогический контроль за занимающимися адаптивным спортом

Педагогический контроль за занимающимися предусматривает оцен­ку уровня развития их физических качеств.

Для определения быстроты применялись любые возможные для инвалидов действия, выполняемые на время, например, хлопки рука­ми спереди и сзади (количество раз за 15 с).

Чтобы определить выносливость, предлагается выполнить движе­ние на максимально возможное время (бег на месте, проплывание ди­станции, гонки в колясках и т.п.).

Равновесие — самое уязвимое качество у инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Предлагается тест стоя на одной ноге


 




 


 

 

__________

______


 

 

или двух (одна стопа в продолжении другой), руки в стороны, глаза закрыты, сохранять это положение максимально возможное время.

Гибкость определялась следующим образом: из исходного положе­ния стоя на гимнастической скамейке занимающийся выполняет на­клон вперед — измеряется расстояние от кончиков пальцев до края ска­мейки (плюс, если пальцы рук находятся ниже плоскости опоры, ми­нус, если пальцы рук испытуемого не достают до скамейки).

При оценке специальных физических качеств спортсмену предлага­ется контрольное выполнение тех или иных спортивных действий, ха­рактеризующих скоростные, скоростно-силовые качества, скоростную выносливость, силу. Это пробегание, проплывание, гонки в коляске на определенную дистанцию, выполнение тех или иных метаний, бросков и т. п. в зависимости от вида спорта.

Так, например, в плавании, при определении скорости осуществ­ляется прохождение дистанции 25 м и 50 м всеми способами. При этом измеряется время прохождения дистанции и количество гребковых дви­жений.

Выносливость характеризуется временем проплывания на время 200, 400 м для женщин и 400, 800, 1500 м для мужчин.

Скоростная выносливость определяется по времени проплывания 100-метровой дистанции любыми возможными способами на время.

В легкой атлетике скорость характеризуется временем прохождения 30- или 60-метровых дистанций, в том числе на протезах или в колясках (в последнем случае дистанция равна 60 и 200 м).

Выносливость: бег 500 м у женщин, 1000 м у мужчин, гонки в ко­лясках на 1500 м у мужчин.

Тестом на скоростно-силовые качества может служить прыжок в длину с места (в см). Этот тест применяется и у инвалидов с односто­ронней ампутацией нижних конечностей.

Уровень функциональной подготовленности инвалидов-спортсме­нов определяется при выполнении ими специально подобранных «стан­дартных нагрузок».

До нагрузок, после них и в период восстановления измеряется час­тота сердечных сокращений, определяется артериальное давление и со­ответственно оценивается функциональное состояние спортсмена. Та­кими стандартными нагрузками для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата могут быть:

- приседания (инвалиды с ампутациями верхних конечностей, од­
носторонняя ампутация нижних конечностей);

-бег на месте (инвалиды с ампутациями верхних конечностей и инвалиды с ампутацией голени на протезе);

- отжимание из упора лежа (инвалиды с ампутацией бедра и голени);

- отжимание у гимнастической стенки (инвалиды с односторонней
ампутацией предплечья и плеча);

-отжимание от поручней кресла-коляски (инвалиды с параплегией);

- «пандус-тест» — езда по пандусу вверх с максимальной скоростью;

- переход из положения лежа в положение сидя, ноги зафиксирова­
ны, количество раз за 30 с.


В соответствии с полученными данными, характеризующими физи­ческую подготовленность и функциональное состояние спортсмена, осуществляется индивидуальное планирование тренировочных нагру­зок, вносятся коррективы в тренировочный процесс.

В дальнейшем поэтапно проводятся врачебно-педагогические наблю­дения на тренировках. Контролируется реакция на выполнение плано­вых нагрузок и при необходимости изменяется учебно-тренировочный процесс.

Допуск к соревнованиям осуществляется врачом после предвари­тельного комплексного медицинского обследования спортсмена.

В дополнение к вышеизложенному целесообразно с помощью про­стого и общедоступного метода периодически осуществлять определе­ние силы отдельных мышечных групп. Это особенно важно в подготови­тельном периоде и помогает более четко планировать учебно-трениро­вочный процесс. Этот метод используется при проведении спортивно-медицинской классификации инвалидов-спортсменов. Таким методом является пятибалльная система оценок силы мышц - мануально-мышечное тестирование (ММТ).

Исследование проводится способом наложения руки специалиста на определенную группу мышц инвалида, а ему предлагается проделать силовое усилие.

Разработана и шкала оценки.

0 баллов - нет видимого и ощутимого движения, напряжения в
мышцах;

1 балл — нет видимого движения, но при пальпации определяется
напряжение мышечных волокон;

2 балла — возможно активное видимое движение в облегченном
исходном положении, однако исследуемый не может преодолеть про­
тиводействие исследователя;

3 балла — осуществление полного объема движения с преодолением
силы тяжести;

4 балла — полный объем произвольных движений с преодолением
силы тяжести и сопротивления исследователя;

5 баллов - нормальная мышечная сила без существенной асимметрии.
На верхних конечностях может осуществляться оценка силы мышц,

выполняющих сгибание и разгибание плеча, отведение и приведение в плечевом суставе, сгибание и разгибание в локтевом и в лучезапястном суставе.

На нижних конечностях определяется сила мышц, выполняющих сгибание, разгибание, отведение, приведение в тазобедренном суста­ве, сила мышц, выполняющих сгибание и разгибание в коленном и голеностопном суставах.

Таким образом, на нижних конечностях можно определить силу восьми мышечных групп на одной ноге (максимальная оценка 40 бал­лов) и восьми мышечных групп на другой ноге (всего 80 баллов).

Функцию мышц плечевого пояса и рук целесообразно исследовать в исходном положении сидя или стоя, функцию мышц ног — в положе­нии лежа.


Для оценки дельтовидной мышцы и мышц плечевого пояса испыту­емому предлагается отвести прямые руки в стороны до горизонтально­го положения и оказывать сопротивление исследователю, который пы­тается опустить его руки.

Так же оценивается функция сгибателей и разгибателей плеча.

Для оценки сгибателей предплечья (двуглавая мышца) спортсмену предлагается согнуть руку в локтевом суставе.

При оценке рагибателей предплечья испытуемый разгибает руку в локтевом суставе и напрягает ее, стараясь не дать согнуть (трехглавая мышца).

Оценивая силу мышц сгибателей кисти, спортсмен сгибает ее и сопротивляется, не давая исследователю разогнуть.

Для оценки силы разгибателей кисти спортсмен оказывает сопро­тивление, не давая исследователю ее согнуть.

При оценке силы мышц нижних конечностей вначале испытуемый лежит на спине. При исследовании сгибателей бедра (подвздошно-по-ясничная мышца) предлагается поднять прямую ногу и оказывать со­противление исследователю, который надавливает на бедро. Так же оп­ределяется сила отводящих и приводящих мышц.

Для оценки силы разгибателей голени (четырехглавая мышца бед­ра) испытуемый должен приподнять правую ногу и, напрягая мышцы, не давать ее разогнуть.

Для оценки разгибателей стопы следует взять стопу на себя и, на­прягая мышцы, не давать ее разогнуть.

При исследовании сгибателей стопы (икроножная мышца) надо с максимальной силой давить на руку исследователя.

Затем испытуемый поворачивается на живот и определяется разги­батель бедра (ягодичная мышца). Спортсмен приподнимает прямую ногу, пытаясь преодолеть сопротивление исследователя.

При оценке сгибателей бедра испытуемый сгибает ногу в коленном суставе (двуглавая мышца бедра и др.), преодолевая силу сопротивле­ния инструктора, старается удержать ее в этом положении.

Существенное значение представляет собой оценка силы мышц ту­ловища, особенно при травмах и заболеваниях спинного мозга.

Для оценки состояния мышц спины можно предложить занимаю­щемуся из положения лежа на животе прогнуться, «оторвать» плечи от кушетки и удержаться в таком положении. Оценивается время: 30 с — 3 балла, 45 с — 4 балла, 60 с — 5 баллов, меньше 30 с — 2 балла.

При определении силы мышц брюшного пресса у этой категории ин­валидов испытуемый лежа на спине выпрямляет руки вперед и «отрывает» плечи от кушетки, стараясь как можно дольше удерживаться в таком по­ложении. Оценка производится по времени удержания.

Для оценки определения равновесия у лиц с травмами или заболе­ваниями спинного мозга предлагается сидя в коляске поднять руки в стороны и удержаться в положении сидя. Фиксируется время.

Все эти вышеперечисленные методики требуют определенного опы­та и профессионализма со стороны исследователей, а также аккурат­ности и корректности (В.П. Жиленкова, Е.С. Ульрих, 2001).


Учебно-тренировочные занятия с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, проводятся по общепринятой схеме, включаю­щей три периода: подготовительный, основной и переходный.

Занятия начинаются с подготовительного периода и продолжаются 3~4 месяца в зависимости от физической подготовленности и общего состояния спортсмена. В этот период осуществляется преимущественно общефизическая подготовка. Основной период предусматривает спортив­ное совершенствование, участие в соревнованиях. Заключительный -переходный период. Он завершает годичный цикл. Его задача - постепен­ное снижение нагрузки, совершенствование технических приемов.

Эта схема используется в работе с инвалидами по слуху, зрению, но что касается инвалидов с поражением опорно-двигательного аппа­рата, в частности с травмами и заболеваниями спинного мозга, то здесь имеется определенная особенность.

В работе с этой категорией спортсменов 50% общего времени в под­готовительном периоде уделяется общефизической подготовке, 20% отводится занятиям лечебной физической культурой и 30% — техничес­кой подготовке по избранному виду спорта.

В основном периоде 30% общего времени уходит на общефизичес­кую подготовку, 10% — на ЛФК и 60% — на специальную (техничес­кую).

В переходном периоде 30% определяется на общефизическую под­готовку, 30% — на ЛФК и 40% - на специальную подготовку.

Учебно-тренировочный процесс строится с учетом принципов сис­тематичности, круглогодичности, с постепенным повышением нагру­зок и обязательным врачебно-педагогическим контролем за реакцией занимающегося на нагрузки, в тесном контакте тренера-преподавателя и врача.

Общая физическая подготовка направлена на развитие основных физических качеств, специальная ставит своей целью развития качеств, необходимых в том или ином виде спорта, технико-тактическая подго­товка признана совершенствовать технику избранного вида спорта и формировать тактические навыки в зависимости от выполняемой дея­тельности (Е.С. Ульрих, В.П. Жиленкова, С.А. Джумаев, 1996).

21.3. Применение психодиагностических методик для лиц с ограниченными функциональными возможностями

Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт развиваются не изолированно, а в системе общественных связей и отношений. Осо­бенно важны они для людей, имеющих те или иные отклонения в со­стоянии здоровья.

К сожалению, данная проблема мало изучена и освещена. Однако в адаптивном спорте различают три основных направления применения психодиагностических методик. Прежде всего это выяснение того, ка­ким видом спорта целесообразно заниматься человеку с ограниченными функциональными возможностями, будь то ребенок, взрослый или подросток. Второе — формирование спортивного коллектива и третье — отбор спортсменов с одинаково высоким уровнем квалификации для включения в сборные команды города, области, региона, страны.

На первом этапе решение задач спортивной ориентации основыва­ется на виде спорта, показанном данному спортсмену на основании диагноза, особенностей поражения, степени поражения и видов спорта, используемых в данном конкретном случае исходя из спортивно-меди­цинской квалификации.

На втором этапе следует определение места и роли каждого челове­ка в коллективе и на третьем — решение отбора в сборные команды. Наиболее сложным является третий этап, от которого зависит много­летняя кропотливая работа тренера-преподавателя и ученика. Практика показывает, что эффективность третьего этапа отбора тесно связана с эффективностью психологического отбора на втором и первом этапах.

Исходя из исследований отечественных психологов, следует реко­мендовать методики для определения личностных и социально-личнос­тных особенностей занимающихся на втором и третьем этапах отбора, так как это наиболее консервативные качества и они менее всего под­вержены быстрым временным флуктуациям (В.Л. Марищук, Ю.М. Блу-дов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова, 1984).

Психологические качества: волевые, интеллектуальные, эмоциональ­ные и сенсорные — носят более подвижный характер. Основное в при­менении методик психодиагностики в адаптивной физической культу­ре то, чтобы они были стандартизированы, унифицированы примени­тельно к данному контингенту инвалидов, виду спорта и проводились в стандартных условиях в течение длительного времени.

Психические состояния - самый подвижный элемент психологии человека с различными поражениями органов опоры, движения, зре­ния, слуха. Они зависят от степени, времени поражения, возраста, со­циального статуса, окружающей действительности. Профессиональная психодиагностика психического состояния спортсмена может помочь ему найти выход из состояния отчаяния, неуверенности, ненужности, социализировать и интегрировать его в общество. Кроме того, она мо­жет многое сказать о степени его соревновательной надежности, про­гнозировать поведение в экстремальных ситуациях, связанных со спортивной деятельностью.

В учебно-тренировочном процессе могут применяться психодиаг­ностические методики, те же, что и у здоровых людей.

По направленности на изучение индивидуальных особенностей, черт личности, состояний:

- методики изучения направленности, интересов (карта личности
К. К. Платонова и др.);

-личностные методики, характеризующие структурные компоненты личности (опросник Айзенка, опросники ЧХТ и др.);

- социометрия (исследование личности спортсмена-инвалида в си­стеме общественных отношений);

-методики изучения особенностей мышления;
- методики для выявления патологических особенностей психики и
характера;

-методики изучения творческих способностей (тестирование по Роршаху и др.);

-общая осведомленность, профессиональные знания, навыки (ме­тодики для исследования процессов мышления);

- методики для изучения психических процессов: памяти, внимания, восприятия и др. (бланковые и аппаратурные тесты);

-методики для изучения психомоторных процессов, координации и точности движений (суппорты, координациометры, специальные физические упражнения);

- психофизиологические методики (аппараты для исследования сенсомоторных реакций, психофизиологические и электрофизиологические методики);

-изучение глазомера, точности оценки пространственных призна­ков (бланковые и аппаратурные тесты);

-изучение эмоционально-волевой сферы, эмоциональной устой­чивости (комплексные методики, по необходимости с применением физиологических и биохимических измерений);

- оценка психических состояний (опросники Спилбергера—Ханина и др.);

- методика изучения «качества жизни».

По форме применения они могут быть самыми разнообразными: наблюдения, например, в естественных или смоделированных ситуа­циях, в процессе тестирования. Беседа может быть проведена в форме индивидуальных или групповых занятий, опросники и анкеты - откры­тые и закрытые. Применение бланковых тестов — индивидуальное и груп­повое. Эта же особенность касается и применения аппаратных тестов. Далее могут использоваться социометрические методики, обследова­ние на тренажерах и тренажерных устройствах, специальные контрольные физические упражнения, различные комплексные методики.

По способам применения они могут подразделяться на аналитичес­кие (для оценки отдельных психических процессов, качеств, функцио­нальных показателей); синтетические тесты (направленные на блоки свойств); комплексные методики (моделирующие важные компоненты деятельности) и пролонгированные методики (многократное тестиро­вание, в том числе после воздействия различных факторов, периодов обучения, тренированности, адаптации). Важно, чтобы эти методики выполняли ряд требований, таких, как прогностическая ценность, на­дежность и стабильность результатов, научность, обоснованность, убе­дительность. Методика должна быть адекватна тем качествам, на оценку которых направлен тест, уникальна и объективна. Кроме того, важна достоверность, практичность, сочетание методов численной оценки с данными педагогического наблюдения (В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова, 1984).

21.4. Показания и противопоказания для занятий

адаптивной физической культурой и адаптивным спортом

для лиц с ограниченными функциональными возможностями

Занятия адаптивной физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на физическую подготовленность, развитие инвалидов с различными нарушениями слуха, зрения, опорно-двига­тельного аппарата, интеллекта и способствуют их социальной реабили­тации, помогают преодолеть стресс и поверить в себя, в свои возмож­ности и способности, поддерживать необходимый уровень функцио­нального состояния организма.

В настоящее время очевидно, что адаптивная физическая культура является универсальным и уникальным средством всех видов реабили­тации: физической, психической и социальной.

За последние 10-12 лет количество физкультурно-оздоровительных, спортивных клубов и центров в России возросло с 27 до 153.

К сожалению, недостаточное количество подготовленных специа­листов приводит в ряде случаев к некоторым ошибкам, связанным с допуском к занятиям физическими упражнениями и особенно к участию в соревнованиях различного ранга инвалидов, которые имеют к этому противопоказания.

Допуск инвалидов к тренировочным занятиям и соревнованиям осу­ществляется часто без учета изменений, происходящих в организме вслед­ствие травмы или заболевания, а также сопутствующих заболеваний, при­водящих к снижению их функциональных возможностей и способностей.

Известны случаи, когда в результате неправильного построения тренировок у спортсменов возникали серьезные осложнения в здоро­вье, вынудившие их покинуть спорт. Это имело место в тех случаях, когда занятия проводились без участия врача, без предварительного диспансерного обследования и без постоянного врачебно-педагогичес-кого наблюдения.

Необходим строгий врачебный контроль и отбор с проведением всех исследований, функциональных проб, с определением физической ра­ботоспособности и толерантности инвалидов к физической нагрузке. Толь­ко на основании вышеизложенного, а также тщательно собранного анам­неза можно правильно подойти к выбору двигательного режима, опреде­лению показаний и противопоказаний к физической тренировке и заня­тиям в целом по систематической, круглогодичной программе.

Многолетний опыт работы с инвалидами с ПОДА в Санкт-Петербур­ге (Ленинграде), Сестрорецком центре реабилитации больницы № 40, а также проведение многочисленных медицинских классификационных ко­миссий по отбору спортсменов для участия во всероссийских и междуна­родных соревнованиях позволили определить показания и противопоказа­ния к занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом.

Занятия адаптивной физической культурой показаны при ампута­циях конечностей, при последствиях полиомиелита, заболеваний и по­вреждений спинного мозга, при последствиях детского церебрального


паралича, а также при прочих поражениях опорно-двигательного аппа­рата (врожденные недоразвития и дефекты конечностей, ограничения подвижности суставов, периферические парезы и параличи и др.), на­рушением слуха, зрения и интеллекта.

Абсолютными противопоказаниями к занятиям адаптивной физичес­кой культурой являются:

-лихорадящие состояния, гнойные процессы в тканях, хронические заболевания в стадиях обострения, острые инфекционные заболевания;

-сердечно-сосудистые заболевания: ишемическая болезнь сердца, стенокардия напряжения и покоя, инфаркт миокарда, аневризма серд­ца и аорты, миокардиты любой этиологии, декомпенсированные поро­ки сердца, нарушения ритма сердца и проводимости, синусовая тахи­кардия с ЧСС более 100 уд./мин, гипертоническая болезнь II, III стадии;

- легочная недостаточность (при уменьшении ЖЕЛ на 50% и боль­ше от должного);

-угроза кровотечений (кавернозный туберкулез, язвенная болезнь* желудка и 12-перстной кишки с наклонностью к кровотечениям); -заболевания крови (в том числе — анемии);

- последствия перенесенных черепно-мозговых травм со склоннос­тью к повышению внутричерепного давления с угрозой эпиприпадков;

-последствия перенесенного острого нарушения мозгового крово­обращения и нарушений спинального кровообращения (с локализаци­ей в шейном отделе);

-нервно-мышечные заболевания (миопатии, миастения);

-рассеянный склероз;

- злокачественные новообразования;

- желчнокаменная и мочекаменная болезнь с частыми приступами,
хроническая почечная недостаточность;

-хронический гепатит любой этиологии;

- близорукость высокой степени с изменениями на глазном дне,
состояние после отслойки сетчатки, глаукома любой степени;

- сахарный диабет тяжелой формы, осложненный ретинопатией, миелопатией, полиневритами;

- эпилепсия;

-остеохондроз позвоночника, осложненный грыжами дисков, спон-дилолистезом, миелопатией, болевым синдромом, вертебробазиляр-ной недостаточностью;

-психические заболевания (шизофрения, депрессивно-маниакаль­ное состояние и пр.);

- СПИД.

При допуске к занятиям и тренировкам инвалидов с ампутацион­ными дефектами конечностей необходимо учитывать состояние культи: наличие потертостей, воспалительные явления, нагноения. После со­ответствующего лечения занятия не возбраняются. В процессе занятий следует принимать меры для профилактики подобных явлений, ухажи­вая соответствующим образом за культей.

Важно не забывать также о снижении физической работоспособно­сти и толерантности к нагрузкам при разных уровнях ампутации (отличие ампутаций верхних и нижних конечностей, односторонняя и дву­сторонняя ампутация и т. д.) в связи с качественными изменениями кардиодинамики и патологическими реакциями на физическую нагруз­ку в ответ на уменьшение массы тела и сосудистого русла.

Инвалиды с последствиями детского церебрального паралича (ДЦШ успешно занимаются физической культурой по программе общеобразо­вательных школ и в различных клубах по своей квалификации и своим, доступным им, видом спорта. Исключение составляют лица с резко выраженным повышенным мышечным тонусом, усиливающимся при спортивной деятельности. Участие таким людям в соревнованиях про­тивопоказано, так как это может привести к травматизму. Этой группе рекомендуется лечебная физическая культура с элементами спорта.

Особо следует сказать о показаниях и противопоказаниях для заня­тий физической культурой инвалидов-колясочников с парапарезами и параплегиями, обусловленными поражениями спинного мозга вслед­ствие травм или заболеваний.

К регулярным занятиям адаптивной физической культурой могут допускаться инвалиды с поражением спинного мозга на разных уров­нях, оперированные или проходившие курс консервативного лечения.

После легких травм или травм средней тяжести занятия могут начи­наться через 6 месяцев, с постепенным увеличением нагрузки под на­блюдением врача; после тяжелых травм - через 1 год, за исключением шейного отдела.

После перенесенной нейроинфекции занятия







Date: 2015-09-17; view: 875; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.153 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию