Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Інженерно-геологічне обстеження яруОврагами называют большие промоины с крутыми, а иногда и отвесными склонами. Различают растущие и остановившиеся овраги. Растущие овраги характеризуются ежегодным ростом в длину, ширину и глубину и наличие более или менее крутых стенок. Чаще всего глубина оврагов бывают 10-20 м но в отдельных случаях могут достегать 60-80 м. Остановившиеся овраги обычно не растут и имеют пологие склоны, покрытые растительностью. Такого рода овраги называют балками. Рост оврагов зависит от разности высотных отметок размываемой местности и речных долин; площади, которая собирается вода в овраг (водосборный бассейн); характера и мощности строя размываемых пород; климатических условий местности (ливневой характер осадков). Различные горные породы по разному противостоят размыву водой. Особенно сильно подвержены размыву лессы и лёссовидные суглинки. Овраги приносят огромный ущерб хозяйственной деятельности человека. Они превращают ценные плодородные пашни в неудобные земли, в процессе своего роста могут разрушат автомобильные и железные дороги и т.д. Причинами, способствующие появления оврагов, могут быть устройства канав на склонах, уничтожения растительности и др. Что бы не допустить появления или развития оврагов, необходимо производить посадку леса и задернение склонов. Травянистая, кустарниковая и особенно древесная растительность скрепляет своей корневой системой малосвязные горные породы (например, лёссовые), делая их более стойкими по отношению к размывающей деятельности воды. При смыве (абляции) происходит снос поверхностных образований мельчайшими струйками и ручейками талой или дождевой (в основном ливневой) воды. Данный процесс, называемый делювиальным, носит характер плоскостной эрозии. Однако он легко переходит в струйчатую или ручейковую эрозию, т.е. в размыв ручейками, собирающими талые и дождевые воды с вышележащих частей склона. В результате размыва на поверхности склона возникают рытвины или промоины, в дальнейшем перерастающие в овраги. Оврагообразование является типичным примером липойной эрозии. Процессы смыва протекают значительно медленнее, чем процесс размыва и оврагообразования. Они формируют делювиальный покров в нижний частях и в оснований склонов и тем самым выполаживают склон. Интенсивность смыва зависит от характера пород, уклона поверхности и наличия или отсутствия растительного покрова. Наиболее легко смывается и размывается суглипистые и супесчаные, особенно лессовидные (макропористые) породы, отличающиеся слабой водостойкостью. С повышением содержания глинистой фракции, увеличиваем плотности и сил сцепления размываемость глинистых пород снижается. Однако в условиях континентального климата (резкие колебания температуры) при ливневом характере осадков и быстром сходе снежного покрова размываемость указанных пород резко возрастает. Одерновка откосов является наиболее простым и надежным средством их защиты от разрушения. В условий открытых разработок кроме того, прибегают к устройству ливнестоку и нагорных канав. Борьба с оврагообразования является более трудной задачей. В начальной стадии развития оврага может быть приостановлено выравниванием промоин и рытвин, восстановление растительного покрова и организацией ливнестоков. На следующей стадии, когда овраг растет путем вреза в массив склона, а разрушение территории усиливается обвалами и осыпями его бортов, прибегают к устройству укрепленных запруд - перепадов с целью приостановления данного размыва. В третьей стадии продольный профиль дна оврага выравнивается боковой размыв бортов. Интенсивное разрушение последних происходит путем образования осыпей, обвалов, а в некоторых случаях и оползаниях. Защиту склонов от разрушения осуществляют путем устройства плетней с земляной забивкой и древесным насаждением. Борьба с оползнями возможна с помощью более сложного комплекса мероприятий, включающего защиту бортов от разрушающих сил подземных вод. Четвертая стадия характеризуется затуханием эрозионных процессов на склоне. Борта оврагов приобретают устойчивость и постепенно покрываются растительностью, а дно оврага затягивается овражно-аллювиальными накоплениями. На этой стадии следует избегать нарушения естественной устойчивости склона и бортов балок. Инженерно-геологическое обследования оврагов, пересекаемых трассой или близ расположенных к трассе дороге, производимое при подробных изысканиях автомобильных дорог, заключается в инженерно-геологической съемки участка дороги в пределах зоны возможного влияния оврага на земляное полотно проектируемой дороги и в лабораторно-камеральной обработке материалов. При производстве обследования устанавливается интенсивность роста оврага, что достигается опросом старожилов, или даже путем сравнения конфигурации обследуемого оврага на старых планах с данными новой съемки. Основной для инженерно-геологической съемки должен служить план места пересечения оврага возможно более крупного масштаба (1:1000, 1:2000).На плане отмечаются участки разрушения бортов оврагов, участки размыва дна оврага, места выходов грунтовых вод, оползневые явления и т.д. Шурфование и бурение производится в объеме, достаточном для составления геологических разрезов по оси трассы дороги, и по поперечникам. По оси трассы закладывают обычно 3 выработки (две расчистки или скважины по бортам оврагов и одна скважина на дне его). Из пройденных выработок отбираются пробы грунтов для лабораторных определений пределов пластичности, естественности влажности, объемного веса и скорости размокания. Инженерно-геологическое обследования, необходимое для проектирования оврагоукрепительных мероприятиях, производится в пределах той части оврага, которая может влиять на устойчивость дороги. Обычно обследуется участок оврага не менее 100 м в каждую сторону от оси трассы. При обследовании оврагов должны быть изучены местные древесные и кустарниковые породы с целью определения возможности использования их в качестве посадочного материала для укрепительных работ. В результате лабораторно-камеральной обработки материалов инженерно-геологического обследования оврагов являются следующие данные: Обследование оврагов на стадии рекогносцировочных изысканий заключается в визуальной осмотре места пересечения оврага трассой дороги, на основании которого дается заключение о целесообразности проложения трассы дороги через овраг или вблизи оврага и о соображения по обеспечению устойчивости проектируемой дороги.
|