Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Покупать нужные вещи





 

Начав обращать внимание на отношение людей к деньгам, я заметила два различных подхода к покупкам: покупать меньше, чем нужно, и покупать больше, чем нужно. Я отношусь к первой группе.

Будучи, так сказать, «недопокупателем», я всегда откладываю необходимые покупки «на потом» или покупаю как можно меньше. Я покупаю соль, которой пользуюсь ежедневно, строго по одной пачке за раз. Я бросаюсь покупать такие вещи, как зимнее пальто или купальник, уже после того, как они становятся необходимыми. Я с подозрением отношусь к вещам, имеющим узкое назначение, например к пакетам для одежды, крему для рук, кондиционеру для волос, резиновым сапогам и бумажным салфеткам.

Очень часто я подумываю, не купить ли мне ту или иную вещь, а потом решаю, что «сделаю это как‑нибудь в следующий раз» или «возможно, нам эта вещь и не нужна». Я часто оказываюсь в стрессовых ситуациях, потому что у меня вечно не находится того, что нужно. Мне регулярно приходится посреди ночи выбегать в круглосуточно работающие магазины. Я живу в окружении потрепанных, плохо работающих или не очень подходящих мне вещей.

При этом я с изумлением взираю на выходки моих друзей, склонных покупать слишком много. Такие люди нередко создают гигантские запасы всяких медленно расходующихся товаров, типа шампуней или сиропов от кашля. Они покупают всякие инструменты или технические приспособления с мыслью: «Однажды они непременно мне очень пригодятся». Они основательно «закупаются» перед поездкой в отпуск или празднованием дня рождения. Они выбрасывают любые вещи, будь то молоко, лекарства или даже банки консервированного супа, как только истекает указанный на них срок хранения. Они покупают разные вещи с мыслью, что «из этой штуки получится прекрасный подарок», не имея ни малейшего представления о том, кому именно.

Как и я, люди такого типа тоже подвержены стрессам. На них давит список вмененных себе в обязанности заданий, а также беспорядок и количество отходов, создающиеся в результате их чрезмерного приобретательства.

 

Когда я написала у себя в блоге о двух этих подходах, свои комментарии оставили люди, относящиеся к обеим категориям. Они без всякого труда узнавали себя в приведенных мною описаниях.

 

«Я склонна покупать слишком много, а когда покупаю мало, начинаю чувствовать стресс и ощущать в себе неспособность правильно организовать свою жизнь. Я предпочитаю, чтобы у моих дочек было побольше колготок, чтобы под рукой всегда был двухнедельный запас бумажных полотенец, чтобы, когда заканчивается шампунь, у меня всегда была наготове новая бутылка. Если вдруг заканчиваются салфетки, молоко или подгузники, меня охватывает ощущение, что я недостойна называться матерью. Я обожаю возвращаться из супермаркета, раскладывать все по своим местам и чувствовать, что теперь ни в чем не будет недостатка».

«Я – ужасный „недопокупатель“ и раньше очень этим гордилась. Но потом поняла, что такое поведение было не столько результатом осознанных решений, сколько каким‑то психозом… У меня редко находится запасной тюбик зубной пасты или кусок мыла. Как правило, я бесконечно откладываю покупку подобных вещей и бегу за ними за час до того, как они закончатся. Когда‑то я была артисткой, и, мне кажется, привычка к бережливости досталась мне с тех времен. Но теперь очень сложно переломить эту схему поведения. Тем не менее я с радостью могу рассказать, что недавно позволила себе купить пачку из шести рулонов бумажных полотенец вместо упаковки из двух штук, как делаю обычно, а еще три новые губки для лица. Внезапно я почувствовала себя невероятно богатой. Я была удивлена, что в такое головокружительное состояние меня привела покупка самых простых вещей».

 

Я знала, что буду гораздо счастливее, если смогу сделать сознательную попытку подавить в себе импульсы «недопокупательства» и вместо этого стараться покупать то, что нужно. Например, я ликвидировала политику «последнего момента» в отношении покупки запаса туалетной бумаги. Один из моих Секретов зрелости гласил, «на экстренный случай где‑нибудь в доме всегда должен быть лишний рулон туалетной бумаги», поэтому уж совсем без нее мы никогда не оставались, но часто балансировали на самом краю.

Я рассказала об этой проблеме Джеми.

– Мы живем по принципам супермаркетов Уолл‑Март, – сказал он, – то есть вместо того, чтобы забивать свои кладовки, мы заставляем работать на себя весь свой капитал.

– Ну, – сказала я, – теперь мы будем инвестировать средства в некоторые товарные излишки.


Умеренность – это радость для мудреца, но оставаться без туалетной бумаги мне совсем не хотелось. Такие мелкие неприятности оказывают на удивление мощное негативное влияние на уровень счастья. Как заметил Сэмюэл Джонсон, «жизнь при постоянной нехватке каких‑то мелочей – это, конечно, не пытка, но непрестанное мучение».

Мне были нужны белые футболки, потому что я ношу их практически постоянно. Ходить по магазинам я люблю исключительно в компании своей мамы, поэтому отложила покупку футболок до ее приезда в гости из Канзас‑Сити. Я хотела, чтобы футболки были из мягкой, эластичной, но не очень тонкой ткани, чтобы у них был V‑образный вырез и длинные рукава, но процесс поиска и покупки таких маек казался мне неподъемной задачей. Маму же мои запросы нисколько не смутили. «Мы пойдем в Блумингдейл», – сказала она.

Тогда как я впала в прострацию, стоило только мне перешагнуть порог магазина, мама начала целеустремленно переходить из одного отдела в другой. Когда она начала свою систематическую инспекцию товара, мне оставалось только ходить следом за ней, таская в руках все отобранные ею футболки, После того как она пересмотрела абсолютно все белые футболки в магазине, мне пришлось примерить (по самым консервативным оценкам) около двадцати маек. В результате я купила восемь штук.

Мама с энтузиазмом приняла участие в поисках идеальных белых футболок, но, взглянув перед самой кассой на эту стопку монохромной хлопковой ткани, она спросила меня: «А ты уверена, что не хочешь попробовать других цветов или фасонов? А то как‑то многовато белых футболок получается…»

«Ну…» – замялась я. А действительно, нужно ли мне столько белых футболок? Но тут я вспомнила исследование, показавшее, что разнообразие нравится людям меньше, чем они думают. Когда им предлагали составить свое меню на несколько недель вперед, они комплектовали его из разнообразных блюд, но если им надо было выбирать еду из недели в неделю, они раз за разом выбирали одни и те же любимые блюда.

В магазине идея купить разноцветные футболки казалась привлекательной. Но я знала по опыту, что, стоя перед своим шкафом, я всегда тянусь за одними и теми же вещами, то есть за белой футболкой с открытым воротом, черными лосинами или джинсами и кроссовками.

Покупай только нужные вещи.

– Да, я хочу только белые, – твердо ответила я.

 

Воодушевленная успешной операцией с футболками, я поменяла старый, работающий с перебоями, блендер. Я заказала себе штампик с обратным адресом. Я сообразила, что парадоксальным следствием моей привычки покупать слишком мало является необходимость чаще ходить в магазины, тогда как, покупая немного лишнего, мы получаем возможность реже стоять перед кассой. Я купила батареек, лейкопластырей, лампочек, подгузников, то есть всего, что рано или поздно обязательно нам понадобится.

В конце концов, я сделала то, что откладывала годами, – заказала себе визитные карточки. На этот шаг меня вдохновил случай, когда во время одной из встреч кто‑то дал мне карточку, красивее которой я в жизни еще не видела. Я переписала с нее всю информацию, чтобы пойти и, скопировав дизайн, заказать себе такие же.


Процесс принятия решения в отношении заказа визитных карточек продемонстрировал мне, что я была не только «недопокупателем», но еще и принадлежала к «удовлетвористам» (в противоположность «максималистам»), «Удовлетворист» – это тот, кто принимает решения или приступает к активным действиям, как только находит то, что соответствует его критериям. Это вовсе не означает, что такие люди соглашаются на посредственные варианты (их критерии могут быть очень высоки), но как только они находят отель, соус для спагетти или визитную карточку, обладающие желаемыми качествами, это их удовлетворяет. В отличие от них «максималисты» хотят принять лучшее решение из возможных. Даже увидев велосипед или рюкзак, соответствующий их требованиям, они не могут принять решение, пока не исследуют все доступные варианты, чтобы получить возможность сделать лучший выбор из всех возможных.

 

 

Исследования показывают, что «удовлетвористы», как правило, живут счастливее, чем «максималисты». Вторые тратят гораздо больше времени и сил на принятие решения, а потом еще нередко продолжают мучиться мыслями о том, действительно ли оно было самым лучшим.

 

 

Выступая в роли покупательницы, моя мама являет собой прекрасный пример человека, которого я назвала бы «счастливым ограниченным максималистом». В некоторых конкретных категориях она – «максималистка» и очень любит сам процесс перебора всех возможных вариантов. Сейчас, когда Элизе и Элеоноре предстояло на свадьбе моей сестры сопровождать невесту и нести за ней букеты цветов, я знала, что для мамы не будет большего удовольствия, чем пересмотреть все платья в магазинах. Просто так, для развлечения.

Однако часто «максималисты» находят процесс таких исследований слишком утомительным, но не могут заставить себя согласиться на что‑то, не являющееся лучшим вариантом. Различие между этими двумя подходами может быть одной из причин, благодаря которым некоторые люди ощущают в таких больших городах, как Нью‑Йорк, огромное психологическое давление. Будучи «максималистом» в Нью‑Йорке, можно месяцами выбирать мебель для спальни или даже простые деревянные вешалки для одежды. А в Канзас‑Сити даже самый упертый «максималист» имеет возможность очень быстро оценить все имеющиеся варианты.

Как правило, большинство людей в той или иной мере сочетают в себе оба эти принципа. Я принадлежала к «удовлетвористам» почти по всем категориям и часто корила себя за то, что не потрудилась перед принятием решения исследовать больше вариантов. Когда я училась на юридическом, одна моя подруга сходила на интервью в пять десятков адвокатских контор, прежде чем решить, в какой из них хотела бы проходить летнюю практику. Я же прошла собеседование только в шести фирмах. В конце концов, мы оказались в одной и той же конторе. Как только я осознала, что отношу себя к «удовлетвористам», меня стал гораздо больше удовлетворять мой подход к процессу принятия решений: вместо того чтобы считать себя ленивой и недобросовестной, я начала называть себя осмотрительной. Вот вам прекрасный пример психологического рефрейминга.

 







Date: 2015-09-05; view: 258; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию