Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Штурман Орлов





 

Путешествие Невельского имело важное значение... Путешествия Орлова, дальнейшие изыскания Невельского, экспедиция Римского‑Корсакова и прочих довершили это открытие...

Лависс и Рамбо. История XIX века.

 

 

Паруса висели, как на просушке; изредка лишь набегал слабый, жидкий ветерок, хлопая о мачты полотнищами.

Море замерло. Трудно было сказать, далеки или близки голубые и синие мысы и возвышенности берега, видневшиеся сквозь осеннее марево. Уж много дней моряки не видели дымка. Судно шло пустынными водами. На берегах болота, скалы и хвойные леса; даже склоны и вершины скалистых сопок, как рассказывали офицеры, ездившие на опись и высаживавшиеся на берег, и то были сплошь заболочены.

Утром Невельской писал доклад князю Меншикову о результатах экспедиции к устью Амура. На стену каюты через открытый иллюминатор падало продолговатое солнечное пятно, молодой капитан, с пером в руке и с погасшей трубкой в другой, заканчивал свою работу, когда в каюту, постучав, вошел громадный мичман Грот и доложил, что в море заметны две черные точки.

Невельской дописал фразу, воткнул трубку в зубы, накинул выгоревший китель и, застегивая его, взбежал по трапу. Едва высунув голову наружу, он уже нашел взором вдали мглистого, глянцевито‑сизого моря то, о чем говорил мичман. Черные точки на бледной воде, казалось, были очень далеки.

На палубе столпились матросы. Вскоре стало видно, что идут две байдарки. Налегая на двулопастные веселки, байдарочники довольно быстро шли к судну.

Когда обе лодки приблизились, Казакевич крикнул в рупор:

— Кто такие и откуда?

— Курьер из Аяна, — глухо ответили из передней байдарки, — разыскиваем транспорт «Байкал», капитан‑лейтенанта Невельского.

Все невольно встрепенулись. Люди ожили, офицеры с нетерпением и любопытством смотрели на курьера. Он сидел на корме байдарки, позади тунгуса и в паре с ним, также умело налегал на свое веселко.

— Кто‑то довольно отчаянный! — заметил Казакевич, глядя на утлые суденышки.

«Вот когда наконец!» — подумал капитан.

В гнезде лодки поднялся стройный мужчина лет сорока, с крупными и красивыми чертами лица. Он был в охотничьей кожаной рубашке, с ножнами у пояса и в мягких туземных сапогах. Матрос хотел помочь ему, но приезжий с ходу ловко перепрыгнул на трап и вскарабкался на палубу.

— Служащий Аянской фактории Российско‑американской компании Орлов[190], — вытягиваясь перед капитаном по‑военному, отрапортовал он.

Приезжий был широк в плечах. У него дотемна загоревшее лицо с короткими темными усами, густые черные брови и напряженный взор.

Вахтенный офицер приказал принять байдарки на борт. Суденышки поднимались на талях и опускались на палубу.

Алеут Данила узнал одного из байдарочников.

— Афоня? Ты?

— Афоня! — ответил тунгус, моргая.

— Кто Афоня? — спросил Ухтомский.

— Бутылоська будет? — спросил Афоня.

Капитан пригласил курьера и Казакевича следовать за собой. Молча спустились в каюту.

— Я слушаю вас, — сказал там Невельской.

— Начальник Аянской фактории Российско‑американской компании и правительственного Аянского порта, его высокоблагородие капитан второго ранга господин Завойко приказал устно сообщить вам, — заговорил курьер, — чтобы транспорт «Байкал» немедленно шел в Аян. Там ожидают вас распоряжения высшего начальства.

— Устно? — спросил Невельской.

— Устно.

«Кой черт! — подумал капитан. — Опять какие‑то загадки... Что бы им было прямо послать инструкцию!»

— Что же это за распоряжения?

— Содержание их неизвестно мне, — отчеканил Орлов.

— Почему же они посланы в Аян? — спросил Казакевич строго. — Мы ждали этих распоряжений в Петропавловске.

— Из Иркутска еще по зимнему пути с пакетом на ваше имя прислан был курьером от генерал‑губернатора штабс‑капитан Корсаков, — заговорил Орлов. — Но Охотский порт до середины июля был затерт льдами, так что Корсаков не мог выйти в море...

Что Охотский порт никуда не годится, это уже само собой было очевидно.

— Садитесь, господин Орлов, — обратился Невельской к приезжему, видя, что тот стоит. Капитан заметил, что Орлов как‑то странно посмотрел на него.

— А в первых числах июля в Охотск прибыл его превосходительство генерал‑губернатор Муравьев, — продолжал Орлов, присаживаясь.

— Николай Николаевич?! — воскликнул Невельской. — Он здесь сейчас?

Это была приятнейшая новость. Оказывается, губернатор не только сочувствовал! Какой молодец! Он развил, видно, там деятельность! Но вот почему инструкцию не прислал?

— Его превосходительство отбыл из Охотска в Петропавловск‑на‑Камчатке на транспорте «Иртыш», — ответил Орлов. — Его ждали оттуда в Аян. Нынче он, возможно, уже там. Нарочный прибыл к нам из Охотска с пакетами и распоряжениями генерал‑губернатора послать людей к устью Амура, с тем чтобы найти «Байкал».

Теперь было понятно, что Муравьев хотел встретить «Байкал» и поэтому велел искать его. В этом распоряжении, по которому люди в байдарках пошли через море на поиски «Байкала», почувствовался Муравьев, он был тут весь как на ладони.

«Но только почему инструкцию не послали? — Невельской опять озаботился. — Ведь они могли найти меня гораздо раньше, — подумал он, — и тогда я бы не спешил и не сделал бы исследования Амура наскоро, кое‑как, а вошел бы в лиман с судном».

— Но почему с вами не послали инструкцию?

— Не могу знать! Пакет скорее всего с инструкцией на опись, — вдруг сказал Орлов. — Надо полагать, что из осторожности не послали, — добавил он.

Заметно было, что говорил он лишь то, что ему велено, а об инструкции сказал лишь, когда понял, что капитан прекрасно знает, что за бумаги ждут его в Аяне.

Орлов рассказал, что в Аяне было получено строгое предписание разыскать «Байкал» во что бы то ни стало и как все ждали генерала и готовились к его приезду. Но кто решил не посылать инструкцию, он не знал или делал вид, что не знает.

Вид у этого пожилого человека был цветущий, но, видимо, путешествие его было нелегким.

— А давно ли вы из Аяна? — спросил Невельской, приглядываясь к необычайному курьеру.

— Да уж порядочно, — ответил Орлов. — Уже сорок пять дней, как в походе.

— Так верно, губернатор давно уже прибыл в Аян из Петропавловска? — заметил Невельской.

— Да вряд ли давно прибыл. Скорей всего, что вот‑вот прибудет или только что, — отвечал Орлов уверенно, и опять стало заметно, что у него есть какие‑то свои соображения, по которым он определяет, что из Камчатки в Аян судно губернатора не могло прийти давно.

— Где же вы были все это время? — продолжал расспрашивать капитан, предлагая табак и с интересом глядя на курьера, словно замечая в нем что‑то особенное.

«Геннадий Иванович, кажется, готов увлечься им», — подумал Казакевич, доставая трубку.

— Мы сейчас идем с Коля, — чувствуя интерес к себе, с живостью ответил Орлов. Он, в свою очередь, с любопытством приглядывался к капитану.

— Мыс Коль... Близ залива Иски? Вы подходили к лиману Амура?

— Так точно! Там знакомые мне и Афоне гиляки сказали, что «Байкал» был в лимане и ушел на север. Мы вернулись и вторую неделю разыскиваем вас.

— Какая неудача! Но будь у вас инструкция... Да почему вы не пошли в лиман?

— Велено было идти до лимана...

Невельской переглянулся с Петром Васильевичем.

Разговор переменился. Капитан стал расспрашивать Орлова про гиляков — что это за народ, знает ли он их, торгует ли с ними компания. Оказалось, что Орлов был послан не только на поиски «Байкала», он привозил гилякам товары от Аянской фактории.

— А как же вы разговариваете с ними? Нет ли у вас хорошего переводчика?

— У меня байдарочник Афоня, он знает их язык... Да еще у нас есть один гиляк знакомый, так он немного говорит по‑русски. Так что понимаем друг друга.

— А вы знаете ли по‑гиляцки?

— По‑тунгусски знаю, а по‑гиляцки плохо. Понимаю немного, когда они говорят.

— Так вы бывали у гиляков прежде? — спросил капитан.

— Только один раз, тут же, на Коле. Прошлый год меня тоже посылали из Аяна с товарищами от компании.

— На байдарках? — спросил Казакевич.

— На байдарках! — ответил Орлов, не придавая никакого значения вопросу.

— Я ведь теперь числюсь при Аянской фактории, так всюду приходится бывать... — угрюмо добавил Орлов, рассматривая свою трубку.

— Как же вы рискуете пускаться в такое плаванье на байдарках? — спросил Невельской.

— Да больше не на чем! — усмехнувшись в темные усы и тряхнув головой набок, так же, как это делают гиляки, ответил Орлов.

Взгляд его снова ожил.

Невельской отлично понимал, какая отвага, выносливость и знание моря нужны, чтобы идти из Аяна на байдарках к устью Амура. К тому же этот человек, вдруг явившийся из глубины этого безлюдного простора, был тут как свой. Там, где для всех пустыня, у него, как видно, есть знакомые; берега, казалось, исхожены им, он сам был как часть этой природы. Если к тому же он имел друзей среди гиляков, то это был очень нужный человек. Но, несмотря на ум и энергию, он, казалось, зависим и держится как‑то странно. Между тем в глазах его временами сверкал огонь. Чувствовалось, что это сильный и энергичный человек.

Невельской видел, что он, видимо, знает гораздо больше, чем можно предположить. Орлов не походил на простого служащего.

— Кольские гиляки нынче встревожились, — оживляясь, разговорился Орлов, — что корабль прошел в лиман. Они говорят, что в лиман еще никогда не входило ни одно судно. У побережья тут иногда появляются китобои, так они думали, что рыжие пришли или американцы. А потом они узнали, что это были русские, и как раз я приехал. И принялись они меня расспрашивать: мол, зачем приходил ваш корабль, зачем мерял воду и землю, зачем люди на берег съезжали, солнце ловили в зеркала, зачем ходили на Амур, не будет ли худа?

Невельской засмеялся. Оказывается, Орлов уже все знает о «Байкале». Потом разговор зашел о ветрах и течениях, мешающих плаванию в этих местах. У Орлова на все находились ответы, обличающие в нем человека, знакомого с навигацией и наблюдательного. Невельской стал догадываться, что, видимо, это бывший штурманский офицер, за что‑то разжалованный.

В дверь постучали. Вошел Халезов. Он принес капитану начерно вычерченную карту залива, только что описанного «Байкалом».

Орлов, облокотившись о стол, с любопытством рассматривал карту.

— А тут неверно, — сказал он Халезову, показывая почерневшим пальцем на устье речки.

Халезов боком взглянул на него своими желтыми глазами и почесал согнутым пальцем подбородок.

— Тут же кекур[191], как раз напротив устья, в полутора милях. В тумане не видно.

Халезов удивленно поднял брови, как бы желая сказать, что, мол, вот еще нашелся...

— А годится, по‑вашему, этот залив для основания порта? — спросил капитан, показывая на карту.

— Всегда забит льдами, все лето, — ответил Орлов.

— Где же, по мнению компании, быть порту?

— Наш начальник фактории капитан Завойко стоит за Аян, — уклончиво ответил Орлов.

Он стал внимательно читать цифры промеров, идущие к югу, по направлению амурского лимана.

Капитан вызвал кока и велел подать Орлову обед в кают‑компанию.

— Ну что вы скажете? — спросил он Казакевича, когда Орлов ушел.

— Скажу, что они хотели на одну ложку две горошки... Какая‑то глупость или еще хуже!

— Вообще мерзость, — сказал капитан. — Имея такого человека, как Орлов, могли давно прислать нам инструкцию прямо в лиман. Осторожность если — так могли копию снять. Орлов в случае чего уничтожил бы. И действительно, что это за торговое поручение ему дали?

— Он шел, торговал и не спешил. Вот наши способы!

— Сорвали дело, не дали доделать до конца.

Невельской в сердцах сдернул фуражку с гвоздя и вышел. Слышно было, как он быстро взбежал по трапу.

Пробили склянки. На юте послышалась ходьба, забегали матросы, раздалась команда вахтенного офицера. Видимо, подул ветерок...

Вскоре судно пошло.

Все офицеры были приглашены к капитану.

— Господа! Опись закончена! — сказал он. — Поздравляю вас и благодарю. Только что ко мне прибыл курьер из Аяна. Мы идем не в Охотск, а в Аян, где нас, видимо, будет ждать генерал‑губернатор. По прибытии в Аян я немедленно отправлю доклад его светлости князю Меншикову о результатах нашей экспедиции... Ныне же положение таково, что я объявляю вам о необходимости содержания в величайшей тайне всех наших действий... Вот текст подписки, господа, которую вы обязаны мне дать, Его также надо дать на подпись нижним чинам, унтер‑офицерам, вашим крепостным и алеутам. Объясните экипажу не только какое наказание ожидает того, кто разгласит тайну, но и какой вред нам может быть от этого. Невельской зачитал текст подписки.

— Кроме того, прошу сдать мне все дневники, заметки, карты, рисунки, а также предметы, выменянные вами у туземцев или полученные в подарок...

— И рукавички? — разочарованно воскликнул юнкер.

Все засмеялись.

— Все, все надо сдать, господа. И рукавички тоже, — добавил Казакевич.

— Все останется в тайне, — недовольно ворчал Халезов, выходя на палубу в компании офицеров. — Уж теперь никто не узнает, как барон вернулся на корабль без штанов.

Гейсмар покраснел, а старший штурман как ни в чем не бывало пошел маленькими шажками к себе.

— Это, господа, конечно, до встречи с губернатором, — говорили между собой офицеры.

— Ну конечно, генерал разрешит... Все возвратят!

— Капитан обязан так поступить...

Орлов прошел на бак к байдарочникам и заговорил с ними по‑тунгусски.

Было душно. Барометр падал. Ветер набегал неровно. Изредка в левый борт ударяла волна. Становилось как‑то странно тепло.

— Афонька этот такой потешный! — стоя у руля, рассказывал капитану Подобин. — Вчера уморил... Вот сущий комик!

Вечером Невельской снова беседовал у себя с Орловым, на этот раз об исследованиях Амура.

— А какие же у вас об этом были сведения? — спросил капитан.

Орлов ответил, что об Амуре всегда было много разговоров, но до сих пор все считали, будто Амур несудоходен. Тут он хитро взглянул на капитана.

— Об этом были доставлены точные сведения, — добавил он и, помолчав, тряхнул головой набок, как бы выражая удивление.

Невельской вспомнил свой разговор с Врангелем. «Что теперь Компания? Да и что сам Врангель?» — подумал он.

Невельской спросил, как живет Завойко в Аяне, и узнал, что тот хороший хозяин, что у него отличный дом с мезонином, что он развел дойных коров и свиней и что такого скота нет ни у кого на побережье, что он построил оранжерею и даже вырастил арбуз в ней и все ждал губернатора, чтобы угостить его этим арбузом.

Орлов, как оказалось, жил тут давно, служил на правительственных судах и на компанейских, еще в тридцатых годах плавал у Курил, на Аляску, на Гавайи, в Калифорнию. Он хорошо знал Козмина. Сказал, что Козмин еще в тридцатых годах, после своего путешествия с Врангелем, был здесь, описывал Шантары и встречал там гиляков, доставил сведения, что гиляки независимы.

Орлов, оказывается, был судим и разжалован, но не отправлен на каторжные работы, как гласил приговор, а остался в Охотске. Видимо, как хорошего штурмана и знающего, полезного человека, его взял к себе только что приехавший туда Завойко, который в то время заведовал факторией компании в Охотске. Там же, в Охотске, был и правительственный порт, над которым начальствовал капитан Вонлярлярский[192].

— Охотск неудобен для компании — там нет бухты, а просто река за кошкой, суда входят в устье и разгружаются... Место гнилое...

Что представляет собой Охотск, капитан знал отлично.

— Ну, а что вы сами скажете про Аянский залив? — спросил Невельской, выслушав невеселый рассказ Орлова о его жизни.

— Залив вскрывается в июне, а к рождеству встает. В летнее время хорошая якорная стоянка. Бурунов у берегов не бывает до октября, но уж осенью зашумит! Как подует с востока — и пойдут валы. В сорок третьем году прибыл туда Василий Степанович. С охотским протоиереем они тогда пришли на бриге «Промысел» святить место перед началом постройки.

— Ну, и освятили?

— Так точно! — ответил Орлов и настороженно взглянул на капитана. — Вот и началась постройка. Рубили лес, дома строили. Люди болели цингой. Пришлось и мне, и самому Василию Степановичу за топор браться. — Взгляд его успокоился. — Вот так и построили Аян... А в сорок пятом году факторию сюда перенесли, Завойко переехал. Юлия Егоровна приехала, супруга его, с детьми. Сад разбили, оранжерею поставили. Выхлопотал нынче он, чтобы тут был и правительственный порт.

— Ну, а что за новая дорога на Якутск?

— Да места у нас — сопки, мочажина, трущоба, камни, болота. Грузы доставляем с перегрузкой, то вьюком, то на лодках по рекам...

Орлов рассказал, что первоначально было два варианта дороги и долго не знали, какой выбрать.

— Ну, и как же решили?

— Да уж выбрало само правление компании, — уклончиво ответил Орлов.

— Чем же оно руководствовалось?

Орлов опять тряхнул головой.

— Да одним тем, что этот путь не потребовал речного парохода... — не сразу ответил он.

Невельской вспомнил Портсмут, Ост‑Индские доки в Лондоне, самодвижущийся подъемник, шкивы, быстро вертящиеся от вала... Военный пароход «Вулкан»...

Орлов стал откровенней и сказал, что хотя сам нашел Аянскую дорогу, но это не находка, а мучение.

Манерой держаться — трясти головой набок, усмехаться в усы — Орлов очень походил на местных туземцев, которых капитан наблюдал на Амуре. Казалось, он прожил жизнь с ними.

— Из какого же леса вы строили Аян? — спросил Невельской. — Из сосны?

— Нет, из лиственницы. Сосны ведь у нас нет!

— Ах, вот как! Так из лиственницы? Ну, а какой еще лес растет?

— Все больше аянская ель.

— А кедры?

— Да, есть и кедры, но редко.

— И строились прямо из сырого леса?

— Да когда как приходилось, лес у нас сохнет быстро. Весной ошкуряем, и через два‑три месяца высыхает.

— А корабельный лес? Мачты? Что идет на верфь? Где же у вас выдерживается лес?

— Да как везде, так и у нас...

На всю ночь пошли расспросы о судах, о лесе, о реках, о путях из Аяна на Якутск, об Амуре и гиляках, об Америке русской и нерусской.

Невельской вспомнил теперь, что про Орлова слыхал прежде, в Петербурге, и читал в статье у Симменса, директора Гудзонбайской компании, который интересовался пушными промыслами Российско‑американской компании и наездом был в Охотске.

Он спросил Орлова, есть ли у него семья. При этом вопросе взгляд Орлова потупился. Ответил, что семья есть.

Тут, кажется, какая‑то загадка... Может быть, что‑то романтическое... Орлов не походил на преступника, но, несомненно, это был человек сильный и, видимо, страстный. Взгляд цепкий, но осторожный. Другим, видимо, и не может быть тут человек.

В каюте стало жарко.

Пришел Казакевич, сказал:

— На горизонте очертания Шантарских островов.

— Это плохо! — сказал Орлов. Он вдруг встревожился. Капитан чувствовал, что давление очень низко. Ночь наступила быстро.

При свете лампы у компаса видны были мокрые лица Казакевича, Орлова и Халезова.

— Тайфун, Геннадий Иванович! — сказал старший лейтенант.

Воздух был горяч, — казалось, судно шло не на север, не по Охотскому морю, а на юг, к экватору. Барометр стоял очень низко. По всем признакам шла небывалая буря — «тайфун», как назвал ее офицер.

Поставлены штормовые паруса.

Невельской вспомнил Прокопия Тарасовича Козмина, как он рассказывал про опись Шантаров, как показал берестяные карты гиляков. Тогда мечтал капитан увидеть эти таинственные острова, стосаженные скалы Кусова.

Судно может быть брошено на скалы, они где‑то близко сейчас среди кипящей воды. Стремительный удар, и все! А вокруг тьма. Все молчат, даже опытные матросы приутихли.

Судно пытается уйти, пробиться... А ветер все сильней. Море зарокотало и завыло под его ударами.

...Это был ветер с океана, с широких его просторов. Казалось, что массы воздуха несутся оттуда, где жарко, где коралловые рифы, кокосовые пальмы и банановые рощи.

Сейчас, под вой жаркого океанского ветра, ворвавшегося с юга, воображению капитана представилась картина, как отсюда, с русских побережий, из новых гаваней, наш флот выйдет на океан. Флот, построенный из амурского кедра и дуба и с машинами из железа, добытого здесь же...

Но пока что Орлов пересекал это море на байдарках, и одинокий маленький «Байкал», построенный в Финляндии, швыряли огромные валы тайфуна. Мокрые сосредоточенные лица офицеров и штурманов светились в отблесках лампы…

 

 


[1]Н. Задорнов. Далекий край. Первое открытие. М. Издательство «Художественная литература», 1969, стр. 171. В дальнейшем ссылки в тексте статьи на это издание.

 

[2]Далекий край. Первое открытие, стр. 314 — 315.

 

[3]Далекий край. Первое открытие, стр. 314.

 

[4]Далекий край. Первое открытие, стр. 547 — 548.

 

[5]Далекий край. Первое открытие, стр. 345.

 

[6]Волконский Сергей — Сергей Григорьевич Волконский (1788 — 1865) — князь, генерал‑майор, декабрист, член Союза благоденствия, один из руководителей Южного общества. Каторгу отбывал в Благодатском руднике, Чите и Петровском заводе. Цитируется его письмо И. И. Пущину от 28 июня 1854 г.

 

[7]Пущин Иван Иванович (1798 — 1859) — один из основателей Северного общества декабристов, деятельный участник восстания, друг А. С. Пушкина.

 

[8]Головнин Василий — Василий Михайлович Головнин (1776 — 1831) — выдающийся мореплаватель, вице‑адмирал. Дважды возглавлял кругосветные экспедиции, изучавшие Камчатку и северную часть Тихого океана. Цитируются «Записки Василия Михайловича Головнина в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах».

 

[9]В середине XVII в. с приходом на Амур Ерофея Хабарова в Приамурье был образован ряд русских поселений — укрепленных городков — «острогов», крупнейшим из которых был город Албазин.

 

[10]Пизарро Франсиско (род. ок. 1471 — ум. 1541) — испанский конкистадор, завоеватель Перу.

 

[11]Баласогло Александр Пантелеймонович (1813 —?) — сын генерала, гардемарином участвовал в турецкой войне 1828 г. Вышел в отставку мичманом в 30‑х годах. Служил в министерстве народного просвещения, затем в Архиве министерства иностранных дел. Член кружка Петрашевского. После разгрома его был сослан в 1849 г. в Петрозаводск под секретный надзор на гражданскую службу.

 

[12]Тогда считалось, что китайский язык односложный.

 

[13]Из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» (1836).

 

[14]Маньчжуры покорили Китай в 1644 — 1683 гг. и образовали империю Цин (1644 — 1914).

 

[15]Хабаров (Святитский) Ерофей Павлович — русский землепроходец и промышленник XVII в. Совершил ряд походов в Приамурье. В 1651 г. им был основан город Албазин, ставший центром русских поселений на Амуре. Именем Хабарова названы город Хабаровск и станция Ерофей Павлович, Амурской ж. д.

 

[16]Толбузин Алексей Ларионович — воевода города Албазин, убит при осаде этого города маньчжурокитайскими войсками в 1687 г., после чего воеводой Албазина стал Афанасий Бейтон.

 

[17]Нагели — в судостроении — деревянные болты, гвозди.

 

[18]Лазарев Михаил Петрович (1788 — 1851) — адмирал, выдающийся деятель русского флота, герой Наварина, видный ученый‑исследователь, открывший вместе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном Антарктиду. С 1833 г. главный командир Черноморского флота.

 

[19]Рангоут — оснастка парусного судна, состоит из парусов, рангоута (вертикальных в наклонных балок — рангоутных деревьев, — предназначенных для несения парусов) и такелажа (снастей, удерживающих рангоут в определенном положении, а также служащих для управления работой парусов).

 

[20]Куприянов Иван Антонович (? — 1857) — вице‑адмирал, мореплаватель, трижды обогнувший земной шар, участник первой русской антарктической экспедиции. В 1834 — 1841 гг. был главным правителем русских владений в Америке.

 

[21]Сарычев Гавриил Андреевич (1763 — 1831) — адмирал, гидрограф, исследователь северной части Тихого океана. Автор труда «Путешествие флота капитана Сарычева по Северо‑восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану в продолжении осьми лет при Географической и Астрономической морской экспедиции... капитана Биллингса с 1785 по 1793 год» (1802).

 

[22]Миддендорф Александр Федорович (1815 — 1894) — русский естествоиспытатель и путешественник, академик. Его экспедиция 1842 — 1845 гг. имела большое значение для изучения Сибири. Автор книги «Путешествие на север в восток Сибири» (СПб., 1860).

 

[23]Литке Федор Петрович (1797 — 1882) — адмирал, выдающийся русский мореплаватель и географ, президент Академии наук. Дважды совершил кругосветные плавания, исследовал северную часть Тихого океана. Главный организатор созданного в 1845 г. Русского географического общества, вице‑председателем которого был до 1873 г.

 

[24]Козмин Прокопий Тарасович (1795 — 1851) — путешественник, участник кругосветных плаваний В. М. Головнина и Ф. П. Врангеля, исследователь Арктики и Охотского моря. В 1829 — 1832 гг. служил в Российско‑американской компании.

 

[25]Гиляки — так до Октябрьской революции называли нивхов.

 

[26]Врангель Фердинанд Петрович (1796 — 1870) — адмирал, известный русский путешественник и исследователь Арктики. Один из учредителей Русского географического общества. Ему принадлежит опись берегов Сибири к востоку от устья реки Колымы (1820 — 1824). С 1829 по 1835 г. был главным правителем Русской Америки, а с 1840 по 1849 г. — председателем Главного правления Российско‑американской компании. В 1855 — 1857 гг. — морской министр.

 

[27]Российско‑американская компания — торгово‑промышленная компания, созданная в 1799 г. Ей было предоставлено право монопольного использования богатств (главным образом пушнины) русских владений в Америке, Алеутских и Курильских островов. Необходимость снабжать население Русской Америки продовольствием и снаряжением из России породила эпоху русских кругосветных путешествий и великих географических открытий первой половины XIX в. Только с 1804 по 1840 гг. Компания снарядила тринадцать кругосветных экспедиций.

 

[28]Касатка — морское млекопитающее семейства дельфиновых, подотряда зубатых китов.

 

[29]Крузенштерн Иван Федорович (1770 — 1846) — адмирал, начальник первой русской кругосветной экспедиции, исследователь Тихого океана, ученый‑гидрограф. Описал восточный берег Сахалина, берега Камчатки, часть Курильских островов. Описание путешествия и атлас Крузенштерна были замечательными изданиями своего времени.

 

[30]Нивх Позь (русские называли его Позвейн) был проводником у топографа экспедиции академика А. Ф. Миддендорфа Ваганова, сделавшего съемку реки Уди, южного берега Охотского моря и южной части острова Большой Шантар.

 

[31]Крашенинников Степан Петрович (1713 — 1755) — выдающийся русский исследователь, автор первых научных работ о Камчатке, включенных в труд «Описание земли Камчатки», вышедший посмертно в 1756 г. Эта книга была высоко оценена современниками и вскоре переведена на многие языки.

 

[32]Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1779 — 1852) — адмирал, участник первого русского кругосветного путешествия. В 1819 — 1821 гг. возглавлял кругосветную экспедицию, открывшую Антарктиду.

 

[33]Хвостов Николай Александрович (1776 — 1809) — лейтенант, исследователь Русской Америки и Курильских островов. В 1802 г. вместе с лейтенантом Давыдовым Гавриилом Ивановичем (1784 — 1809) поступил на службу Российско‑американской компании. В 1804 — 1806 гг. Хвостов и Давыдов плавали из Петропавловска‑Камчатского в Русскую Америку, к берегам Сахалина, в Охотское море. В 1809 г. трагически погибли, утонув в Неве во время развода мостов. Посмертно вышла книга Г. И. Давыдова «Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанное сим последним» (1810 — 1812).

 

[34]Меншиков Александр Сергеевич (1787 — 1869) — адмирал, генерал‑адъютант. Во время описываемых событий был начальником Главного морского штаба. В 1848 г. — председатель секретного цензурного комитета, главнокомандующий во время Крымской войны.

 

[35]Гейден Логгин Логгинович (1806 — 1901) — генерал‑адъютант, адмирал. Сын известного адмирала Л. П. Гейдена командовавшего эскадрой в битве при Наварине. Участник Наваринской битвы, в 1842 г. назначен в свиту Николая I; в дальнейшем занимал высшие штабные должности.

 

[36]Казакевич Петр Васильевич (1814 — 1887) — мореплаватель, впоследствии адмирал. Друг, единомышленник и товарищ Невельского по открытиям. Проводил гидрографические исследования в бассейне Амура. Знал прекрасно английский язык. Во время Крымской войны был отправлен в США под фамилией купца Степанова для закупки товаров и судов для Приамурья. В 1856 г. назначен первым губернатором Приамурского края. Руководил работами по установлению границы с Китаем в 1862 г. Открыл в Николаевске‑на‑Амуре морскую школу. Учитель и воспитатель С. О. Макарова, впоследствии известного флотоводца.

 

[37]Гейсмар Алексей Федорович (1825—?) — служил во флоте с 1841 г., уволен со службы в 1858 г. в чине капитан‑лейтенанта.

 

[38]Грот — фон Гроте Эдуард Васильевич (1824 — 1858) — окончил физико‑математический факультет Петербургского университета. Служил во флоте с 1845 по 1856 г., уволен в чине капитан‑лейтенанта. Участник обороны Кронштадта в 1854 — 1855 гг.

 

[39]Гревенс Александр Карлович (1817 —?) — служил во флоте с 1835 по 1862 г., уволен в чине капитана первого ранга.

 

[40]Кашеваров Александр Филиппович (1808 — 1866) — исследователь Русской Америки, по матери алеут. Учился в Балтийском штурманском училище как воспитанник Российско‑американской компании, на кораблях которой служил потом штурманом. С 1845 по 1850 г. служил в Гидрографическом департаменте морского министерства, участвовал в составлении «Атласа Восточного океана с Охотским и Беринговым морями» (СПб., 1850). В 1850 — 1856 гг. был начальником Аянского порта, затем снова работал в Петербурге в Гидрографическом департаменте.

 

[41]Так в XVIII — начале XIX в. называли Великий, или Тихий, океан.

 

[42]Бичурин Иакинф — Бичурин Никита Яковлевич (в монашестве Иоакинф) (1777 — 1853) — выдающийся русский востоковед, член‑корреспондент Академии наук. Чуваш по национальности. Окончил духовную академию в Казани. В 1807 — 1821 гг. был главой русской духовной миссии в Пекине.

 

[43]Из стихотворения А. С. Пушкина «Моя родословная» (1830).

 

[44]Чернышев Александр Иванович (1785 — 1857) — генерал‑адъютант, военный министр. Участвовал в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии 1813 — 1815 гг. В феврале 1813 г. с отрядом занял Берлин. В 1826 г. — член Следственной комиссии по делу декабристов. С 1848 г. — председатель Государственного совета. Поборник палочной дисциплины в армии.

 

[45]Нессельроде Карл Васильевич (1780 — 1862) — министр иностранных дел России с 1816 по 1856 г., с 1845 г. — государственный канцлер; один из столпов реакции.

 

[46]Аракчеев Алексей Андреевич (1769 — 1834) — всесильный временщик при Павле I и Александре I, с его деятельностью связан целый период полицейского деспотизма и грубой военщины (так называемая аракчеевщина).

 

[47]Брульон — франц. brouillon — набросок, черновик; переносно: грубиян, неотесанный человек.

 

[48]Муравьев (Муравьев‑Амурский) Николай Николаевич (1809 — 1881) — генерал‑губернатор Восточной Сибири с 1847 по 1861 г. Содействовал изучению Сибири, облегчил положение ссыльных декабристов. H. H. Муравьев поддерживал Г. И. Невельского в его стремлении открыть устье Амура и присоединить к России когда‑то принадлежавшие ей земли. Однако впоследствии H. H. Муравьев сумел удалить Невельского и приписать себе все заслуги в деле открытия и освоения Приамурских земель, за что он после подписания Айгунского трактата (1858) получил титул графа с присоединением к нему имени Амурского.

 

[49]Речь идет о Петре Степановиче Лутковском (1800 — 1882), адмирале, и Феонемпте Степановиче Лутковском (1803 — 1852), который за участие в тайном общество после восстания декабристов был переведен в Черноморский флот, впоследствии — контр‑адмирал.

 

[50]Увеселительная прогулка (франц.).

 

[51]Муравьев Николай Назарович (1775 — 1845) — отец генерал‑губернатора Восточной Сибири Ник. Ник. Муравьева. Окончив горный корпус, в 1790 — 1791 гг. служил в Нерчинском горном батальоне. В 1813 — 1819 гг. был губернатором в Новгороде, затем статс‑секретарем Николая I, сенатором.

 

[52]Речь идет о Назарии Степановиче Муравьеве (1737 — 1799), отце предыдущего.

 

[53]Война Соединенных Штатов с Мексикой продолжалась с 1846 по 1848 г. и привела к разделу Мексики, уступившей Штатам Техас, Новую Мексику и Калифорнию.

 

[54]Русская духовная миссия в Пекине была учреждена в начале XVIII в. по указу Петра I и официально оформлена Кяхтинским договором 1727 г. для отправления церковной службы среди русских поселенцев (первоначально это были военнопленные и их семьи, попавшие в Китай после взятия г. Албазина). Фактически до второй половины XIX в. являлась единственным дипломатическим и торговым представительством в Китае.

 

[55]Трубецкой Сергей Петрович (1790 — 1860) — князь, полковник, участник Отечественной войны 1812 г. Видный деятель Союза благоденствия и Северного общества декабристов. Каторгу отбывал в Благодатском руднике, Чите и Петровском заводе, затем жил на поселении в селе Оек, вблизи Иркутска.

 

[56]Лависс и Рамбо. «История XIX века» — часть многотомного коллективного труда «Всеобщая история с VI века до наших дней», изданного в 1893 — 1901 гг. под редакцией известных французских буржуазных историков Э. Лависса и А. Рамбо. Цитируется шестой том русского издания, 1938.

 

[57]Время — деньги (англ.).

 

[58]Лаперуз Жан‑Франсуа (1741 — 1788) — французский мореплаватель, известен как исследователь Канады. Во время кругосветной экспедиции на кораблях «Буссоль» и «Астролябия» в 1787 г. был в Японском море и Татарском проливе.

 

[59]Браутон (Броутон) Вильям Робер — английский мореплаватель конца XVIII в. В 1797 г. был в Японском море, где сделал ряд дополнений к открытиям Лаперуза.

 

[60]Поярков Василий Данилович (XVII в.) — русский землепроходец, в 1643 — 1646 гг. совершивший путешествие по Восточной Сибири, во время которого побывал на Амуре, открыл Шантарские острова и остров Сахалин.

 

[61]Император Кхан Си — Канси (Сюань‑е) (1654 — 1722) — император маньчжурской (Цинской) династии в Китае, при котором маньчжуры завершили завоевание Китая.

 

[62]Ют — кормовая часть палубы корабля; бак — носовая часть верхней палубы; кнехты — литые чугунные тумбы для закрепления буксирных концов.

 

[63]Рифить — брать рифы. Риф — ряд продетых сквозь парус завязок, при помощи которых можно уменьшить площадь паруса.

 

[64]Грот — мачта на корабле, вторая от носа, нижний парус на грот‑мачте; фок‑мачта — передняя мачта на судне; бизань — задняя мачта на парусном судне.

 

[65]Римский‑Корсаков Воин Андреевич (1822 — 1871) — гидрограф, впоследствии контр‑адмирал. Брат великого русского композитора. В 1852 — 1855 гг. на шхуне «Восток» исследовал низовья Амура, Татарский пролив и берега Сахалина.

 

[66]Каратыгин Петр Андреевич (1805 — 1879) — известный русский актер и драматург. В 30‑х годах был учителем драматического искусства в Морском кадетском корпусе.

 

[67]Рылеев Кондратий Федорович (1795 — 1826) — один из руководителей движения декабристов, поэт. В 1824 — 1825 гг. служил правителем канцелярии Российско‑американской компании.

 

[68]Во флоте служили три брата Бестужевы — Николай Александрович (1791 — 1855), Михаил Александрович (1800 — 1871) и Петр Александрович (1803 — 1840). Все они, как и их брат — писатель Александр Александрович Бестужев‑Марлинский (1797 — 1837), были членами Северного общества декабристов, после восстания 14 декабря 1825 г. арестованы и сосланы — Петр на Кавказ, Николай и Михаил отбывали каторгу в Сибири. А. А. Бестужев‑Марлинский после полутора лет ссылки в Якутске был переведен на Кавказ, где убит в стычке с горцами.

 

[69]Речь идет об экспедиции А. Гаврилова. Гаврилов Александр (XIX в.) — подпоручик корпуса флотских штурманов, кругосветный мореплаватель. В 1845 — 1846 гг., состоя на службе Российско‑американской компании, плавал в северной части Тихого океана и, командуя бригом «Константин», исследовал восточную часть Сахалинского залива, открыв на Сахалине залив Обмана (залив Байкал).

 

[70]Румпель — рычаг, насаженный на голову руля, который служит для перекладывания (поворачивания) руля.

 

[71]Бугшприт, бушприт — горизонтальный или наклонный брус, выступающий с носа парусного судна и служащий для вынесения вперед носовых парусов.

 

[72]Бом‑брам‑стеньги. — Стеньга — рангоутное дерево, продолжающее мачту вверх; брам‑стеньга — рангоутное дерево, продолжающее вверх стеньгу; бом‑брам‑стеньга — рангоутное дерево установленное вертикально выше брам‑стеньги.

 

[73]Гик — горизонтальное дерево, прикрепляемое к нижней части мачты, по которому растягивается нижняя кромка паруса.

 

[74]«...И не был беглым он солдатом...» — из стихотворения А. С. Пушкина «Моя родословная» (1830).

 

[75]Канкрин Егор Францевич (1774 — 1845) — реакционный государственный деятель, министр финансов России в 1823 — 1844 гг.

 

[76]Салинг — рама, устанавливаемая на верхнем конце мачты для укрепления снастей.

 

[77]Румянцев Сергей Петрович (1755 — 1838) — дипломат. Сын генерал‑фельдмаршала П. А. Румянцева. Был посланником в Берлине в 1785 — 1788 гг.

 

[78]Петрашевский — Буташевич‑Петрашевский Михаил Васильевич (1821 — 1866) — видный деятель русского освободительного движения середины XIX в. С 1840 г. служил переводчиком в министерстве иностранных дел. С 1845 г. на квартире Петрашевского собиралась прогрессивно настроенная дворянская и разночинская молодежь. В 1849 г., после разгрома кружка, был сослан на каторгу в Сибирь.

 

[79]Остен (Austin), так же как и упоминающийся далее Хилль (Hill) — исторически существовавшие лица. О подозрительности их действий в 1848 г. H. H. Муравьев доносил в Петербург министру внутренних дел: Остен «не думает о геологии, но он сумел собрать более подробные и верные сведения о Кяхтинской торговле, чем я сам доселе имел. В особенности точны сведения его о торговле контрабандой...».

 

[80]Блокшкив — устаревшее и разоруженное судно, используемое для жилья личного состава или склада.

 

[81]Струве Василий Яковлевич (1793 — 1869) — выдающийся русский ученый‑астроном, директор Пулковской обсерватории.

 

[82]Зарин Владимир Николаевич (? — 1854) — в начале 40‑х годов служил в Кавказской армии, был адъютантом Е. А. Головина. Служил в Туле, у Н. Н. Муравьева, с 1848 по 1851 г. был гражданским губернатором в Иркутске, затем — губернатором во Владимире и Курске.

 

[83]Корсаков Михаил Семенович (? — 1871) — в 1848 г. назначен в Восточную Сибирь, в 1854 г. участвовал в сплаве Амурской флотилии по Амуру. С 1862 г. — генерал‑губернатор Восточной Сибири.

 

[84]Шелихов (Шелехов) Григорий Иванович (1747 — 1795) — купец‑предприниматель, исследователь. Организовал торговую компанию, которая занималась пушным и зверобойным промыслом в Северо‑Восточной Азии и на Аляске. Одновременно производил исследования, организовывал русские поселения. Его записки вышли в 1791 г. в Петербурге под названием «Российского купца именитого Рыльского гражданина Григория Шелихова первое странствование с 1783 по 1787 г. из Охотска по Восточному океану к Американским берегам». На основе созданной им купеческой компании была образована Российско‑американская компания, правление которой переведено в Петербург в 1800 г.

 

[85]Волконская Мария Николаевна (1805 — 1863) — жена декабриста С. Г. Волконского. Последовала за мужем в Сибирь, жила в Петровском заводе, затем на поселении в селе Урике. В 1842 г. получила разрешение переехать с детьми в Иркутск в связи с необходимостью дать образование сыну Михаилу (1832 — 1909).

 

[86]То есть шашка.

 

[87]Вина.

 

[88]Амбань — генерал, начальник области, губернатор (маньчж.).

 

[89]Ямбо — слиток серебра.

 

[90]Дацан — буддийский храм, монастырь.

 

[91]Станок — почтовая или ямская станция, а также вообще место отдыха и смены лошадей.

 

[92]Шунгал — река Сунгари.

 

[93]Лама — буддийский монах в Тибете и Монголии.

 

[94]Курма — куртка.

 

[95]Ичиги — род легкой обуви на мягкой подошве.

 

[96]Ясак — налог.

 

[97]Беринг Витус Ионссен (Иван Иванович) (1681 — 1741) — офицер русского флота. Во время экспедиций по северным морям открыл пролив между Азией и Америкой. Погиб во время зимовки на одном из Командорских островов, носящем ныне его имя.

 

[98]Она дочь известного генерала, героя войны с Наполеоном — Николая Николаевича Раевского (1771 — 1829).

 

[99]Франклин Джон (1786 — 1847) — английский путешественник. В 1845 г. возглавил полярную экспедицию с целью открытия Северо‑западного морского пути, окончившуюся гибелью всех ее участников. Поиски экспедиции велись несколько лет.

 

[100]Варнак — бежавший с каторги, каторжник, бранное слово.

 

[101]Цитируется «Былое и думы» Герцена, часть седьмая, глава четвертая.

 

[102]Бакунин Михаил Александрович (1814 — 1876) — русский революционер, один из идеологов анархизма. Участник революции 1848 — 1849 гг. в Германии. В Первом Интернационале выступал как ярый враг марксизма, на Гаагском конгрессе 1872 г. исключен из Интернационала за раскольническую деятельность.

 

[103]Муравьев Михаил Николаевич (1796 — 1866) — реакциоиный государственный деятель царской России. За жестокую расправу с восставшими в 1863 г. поляками получил прозвище Вешатель.

 

[104]«...Или от Перми до Тавриды...» — из стихотворения А. С. Пушкина «Клеветникам России» (1831).

 

[105]Зайсан — родовой, наследный монгольский старшина.

 

[106]Коч — мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников XVI — XVII вв.

 

[107]Гьяссу — загородка (маньчж.) — укрепленное жилище маньчжурских торгашей.

 

[108]Сансин (Илань) — один из крупных городов Маньчжурии, расположен при впадении в реку Сунгари ее правого притока Муданьцзян.

 

[109]Ямынь — присутственное место, дворец губернатора (маньчж.).

 

[110]Речь идет о схватке Маркешки Хабарова с маньчжурский полковником — гусайдой, начальником города и крепости Айгун, описанной в романе Н. Задорнова «Далекий край», глава 32.

 

[111]Гуран — дикий козел.

 

[112]Горбица — до 1854 г. была пограничной рекой.

 

[113]Братья Перовские. — Перовский Лев Алексеевич (1792 — 1856) — министр внутренних дел; Перовский Василий Алексеевич (1795 — 1857) — генерал‑адъютант, был губернатором в Оренбурге и Самаре.

 

[114]Речь идет о походе на Хиву зимой 1839 — 1840 г., когда в условиях необычайно холодной зимы В. А. Перовский (бывший тогда оренбургским губернатором) потерял треть своих солдат и должен был ни с чем вернуться в Оренбург.

 

[115]Баранов Александр Андреевич (1746 — 1819) — первый главный правитель русских поселений на северо‑западных берегах Америки, исследователь Аляски.

 

[116]Румянцев Петр Александрович (1725 — 1796) — полководец, генерал‑фельдмаршал.

 

[117]Потемкин Григорий Александрович (1739 — 1791) — генерал‑фельдмаршал.

 

[118]Русские колонии в Северной Америке были образованы во второй половине XVIII в. русскими купцами. К началу XIX в. поселения русских промышленников имелись на Алеутских островах, на острове Кадьяк, на побережье Аляски. Основным предметом промысла всех поселений, управлявшихся Российско‑американской компанией, была пушнина.

 

[119]Дежнев Семен Иванович (1605 — 1673) — русский мореход, открыл морской путь вокруг «Чукоцкого Носу» (ныне мыс Дежнева), впервые прошел через пролив (Берингов) из Северного Ледовитого в Тихий океан.

 

[120]Чириков Алексей Ильич (1703 — 1748) — русский мореплаватель. Участвовал в экспедициях Беринга. В 1741 г. описал северо‑западные берега Америки.

 

[121]Евреинов Иван Михайлович (? — 1724) — русский геодезист и путешественник. Был послан по личному распоряжению Петра I на Камчатку и Курильские острова. Составил карту Сибири и Дальнего Востока.

 

[122]Рагузинский Савва. — Рагузинский‑Владиславич Савва Лукич (? — 1738) — граф, русский дипломат, приближенный Петра I. Возглавлял переговоры с Китаем, окончившиеся подписанием в 1727 г. Кяхтинского договора, определившего границу с Китаем от Енисея до реки Горбицы.

 

[123]Мордвинов Николай Александрович, сын сенатора А. И. Мордвинова. Чиновник министерства внутренних дел. Посещал кружок петрашевца Дурова.

 

[124]Из пьесы М. Горького «Егор Булычев и другие».

 

[125]Кирилло‑Мефодиевское братство — Кирилло‑Мефодевское общество (1845 — 1847) — тайная политическая организация в Киеве, ставившая своими задачами создание славянской демократической федерации во главе с Украиной, ликвидацию крепостного права и т. д. Членом Общества был Т. Г. Шевченко, возглавивший наиболее революционную часть Общества и сосланный после ее разгрома рядовым в Оренбургскую губернию.

 

[126]Перифраза слов одного из персонажей повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» по поводу тактики борьбы с Пугачевым: «...не должно действовать ни наступательно, ни оборонительно... двигайтесь подкупательно».

 

[127]В древней Руси ушкуйники — вооруженные дружинники, разъезжавшие на ушкуях (ладьях с парусами и веслами) и занимавшиеся разбоем.

 

[128]Завойко Василий Степанович (1809 — 1898) — кругосветный мореплаватель, впоследствии адмирал. В 1827 г. участвовал в Наваринском сражении. В 1840 г. поступил на службу Российско‑американской компании начальником Охотской фактории, в 1844 г. перенес факторию в порт Аян. В 1846 — 1850 гг. — начальник Аянского порта, с 1850 г. — камчатский военный губернатор и командир Петропавловского порта, возглавивший оборону его в 1854 г.

 

[129]Марсово поле в XIX в. было постоянным местом военных парадов в Петербурге.

 

[130]Ванты, фалы, брасы — снасти, которыми укрепляются мачты и паруса парусного корабля.

 

[131]Халезов Александр Антонович (XIX в.) — мореплаватель и путешественник. В 1853 — 1854 гг. старшим штурманом на фрегате «Паллада» совершил четвертое кругосветное путешествие. И. А. Гончаров описал его в книге «Фрегат „Паллада“ под прозвищем Дед.

 

[132]Шканечный журнал — вахтенный журнал.

 

[133]Даль Владимир Иванович (псевдоним Казак Луганский) (1801 — 1872) — русский ученый‑диалектолог, этнограф, писатель, составитель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» в 4‑х томах (1861 — 1867).

 

[134]Бутаков Алексей Иванович (1816 — 1869) — кругосветный мореплаватель и путешественник, впоследствии контр‑адмирал. В 1848 г. возглавил экспедицию по проведению съемки и описи Аральского моря.

 

[135]Камехамеха. — Во время посещения Невельским Гавайских островов там правил Камехамеха (Камеамеа) III. При нем была дана конституция, независимость Гавайского королевства была признана рядом государств Европы и Америкой.

 

[136]Кузьмин Павел Алексеевич (1819 — 1885) — штабс‑капитан Генерального штаба. Посещал кружок Петрашевского в 1848 г., после ареста освобожден с отдачей под секретный надзор. Впоследствии — генерал‑лейтенант.

 

[137]Рикорд Петр Иванович (1776 — 1865) — русский мореплаватель, адмирал, академик, исследователь северной части Тихого океана. В 1817 — 1822 гг. был начальником Камчатской области.

 

[138]Анжу Петр Федорович (1796 — 1869) — адмирал русского флота, исследователь Арктики. В 1820 — 1823 гг. возглавлял экспедицию для определения северного побережья Сибири. В 1827 г. участвовал в Наваринском сражении.

 

[139]Кливер — косой треугольный парус, установленный впереди фок‑мачты.

 

[140]Форштевень — крайний носовой брус, заканчивающий корпус судна.

 

[141]Клипер — парусно‑паровой (винтовой) быстроходный военный корабль, предназначался для дозорной, разведочной и посыльной службы.

 

[142]Английский канал — пролив Ла‑Манш.

 

[143]Ростры — связанные на палубе запасные мачты и т. п., на них помещались шлюпки.

 

[144]Галс — положение судна относительно ветра; делать галсы — лавировать.

 

[145]Герцог Веллингтон Артур Уэлси (1769 — 1852) — английский полководец и государственный деятель, завоеватель Индии.

 

[146]Чартизм — движение рабочих в Англии в 30 — 40‑х годах XIX в. под лозунгом борьбы за проведение Народной хартии — требование всеобщего избирательного права, демократизации выборов. Представляло собой «первое широкое, действительно массовое, политически оформленное, пролетарски‑революционное движение» (В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 38, стр. 305).

 

[147]В 1813 г. под Лейпцигом наполеоновская армия потерпела поражение, ускорившее падение Наполеона. Решающую роль в этом сражении сыграли действия русских войск.

 

[148]«Листы и корни» — басня И. А. Крылова.

 

[149]Корнилов Владимир Алексеевич (1806 — 1854) — выдающийся военно‑морской деятель, ближайший соратник и ученик флотоводца и строителя Черноморского флота М. П. Лазарева. Один из организаторов Севастопольской обороны 1854 — 1855 гг.

 

[150]Бумаги Невельского, из которых автором заимствован ряд фактов, сохранены были впоследствии Петром Казакевичем. (Прим. автора.).

 

[151]Строки из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина.

 

[152]В парусном флоте рында — особый звон в колокол в полдень.

 

[153]Десть — мера или счет бумаги, двадцать четыре листа.

 

[154]Вымбовка — деревянный или металлический рычаг, служащий для вращения оси якорной машины вручную.

 

[155]Марс — площадка в верхней части мачты для наблюдения.

 

[156]Bepa‑Kpyc (Веракус) — город и порт в Мексике, первый порт, основанный испанскими колонизаторами в 1519 г. Во время американо‑мексиканской войны 1846 — 1848 гг. был подвергнут жестокой бомбардировке и взят американцами.

 

[157]Баргоут — утолщенная часть наружной обшивки корабля у ватерлинии.

 

[158]Коса Иски — Петровская коса.

 

[159]Удд — ныне остров Чкалова.

 

[160]Мангму — Амур.

 

[161]Синяя вода — Охотское море.

 

[162]Гангиэн — река Горюн.

 

[163]Хала — род.

 

[164]Хлаймиф — так нивхи называли остров Сахалин.

 

[165]Боканцы — шлюпбалки, выступающие за борт судна к ним подвешивались шлюпки.

 

[166]Сампунка — китайское речное судно с соломенным парусом.

 

[167]Гольдами до революции называли нанайцев.

 

[168]Лоча — так называли русских народы Дальнего Востока.

 

[169]Хунхузы (от китайск. хунхуцзы — краснобородый) — участники шайки бандитов, грабителей.

 

[170]Амба — злой дух.

 

[171]Машин Ростислав Григорьевич (1810 — 1866) — начальник Камчатского порта в 1849 — 1850 гг., впоследствии контр‑адмирал.

 

[172]Руслени — площадки по бортам парусного судна.

 

[173]Кошка — длинная песчаная или галечная коса, вытянутая параллельно берегу.

 

[174]Верп — якорь малого веса.

 

[175]Лайды и банки — мели.

 

[176]Нельсон Горацио (1758 — 1805) — выдающийся английский флотоводец, адмирал.

 

[177]Топ — верхний конец мачты.

 

[178]Мацмай — остров Хоккайдо.

 

[179]Шпиль — приспособление для подъема якорной цепи.

 

[180]Шкот — снасть (трос) для управления парусами.

 

[181]Стаксель — парус треугольной формы.

 

[182]Гафель — специальный рей, укрепленный в верхней части мачты и поднимаемый вверх по мачте.

 

[183]Бейдевинд — определенный курс парусного судна против ветра.

 

[184]Малое море — Татарский пролив.

 

[185]Остров Лангр — остров Байдукова.

 

[186]Из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия...» (1841).

 

[187]Манжу — маньчжур.

 

[188]Ревель — Таллин.

 

[189]Мео — название стойбища на правом берегу Амура.

 

[190]Орлов Дмитрий Иванович (XIX в.) — штабс‑капитан корпуса флотских штурманов, исследователь Охотского моря, Приморского края и Сахалина. В 1826 — 1829 гг. совершил кругосветное плавание. Затем был на службе Российско‑американской компании. Участвовал в Амурской экспедиции Г. И. Невельского.

 

[191]Кекур — каменный столб в море или отколовшаяся скала. Иногда так называют прибрежные скалы.

 

[192]Вонлярлярский Иван Васильевич (? — 1853) — мореплаватель. В 1844 — 1845 гг. на транспорте «Иртыш» совершил переход из Кронштадта вокруг мыса Доброй Надежды в Петропавловск‑Камчатский, оттуда в Охотск, где остался в должности командира порта. В пути уточнил карту северной части Тихого океана. В 1851 г. произведен в контр‑адмиралы и назначен капитаном Астраханского порта.

 

Date: 2015-09-05; view: 486; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию